Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

«воссоединение Украины с Россией», на географической территории нынешней Украины располагались совсем другие государства, и населяли ее совсем другие народы.

А может, независимость?

  • Вхождение Украины в состав России
  • «Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | Аргументы и Факты
  • История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках | Видео
  • Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией
  • Ваш компас в мире финансов

Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией

** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде. «Школфильм» 1956гФильм повествует о сложно. Таким образом, Украина оказалась разделенной на две части, что не могло удовлетворить украинский народ, стремившийся к своему объединению и полному воссоединению с Россией. Воссоединение Украины с Россией[2] Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска. В данной статье вы рассмотрите предпосылки, особенности и историю воссоединения Украины с Россией в XVI-XVII вв.

Присоединение Украины к России

Исторические предпосылки См. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях православное Русское государство выглядело естественным союзником повстанцев. Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство [3]. В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому царю принять православное население Малой Руси в подданство русского государя.

В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий [4]. Однако на эти просьбы положительного ответа не последовало. В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян.

Ожидая поддержки от Русского царства, гетман Хмельницкий обращается к царю Алексею Михайловичу. Обращения Хмельницкого к царю Алексею Михайловичу Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу от 8 июня 1648 года с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского царя. Страница 1. Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу от 8 июня 1648 года.

Страница 2. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.

Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости.

В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648.

Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [1] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству.

Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе, состоявшемся в Москве 1 11 октября 1653 г.

В обмен на покровительство султана Хмельницкий должен был выплачивать ему дань, а также передать Османской империи Каменец-Подольский. Согласно исследованиям Н. Костомарова, признание османского протектората над казацкой Украиной произошло в 1649-50 гг. Подписание второго «османо-казацкого» договора состоялось в 1650-51 гг. Причиной этого стало непредоставление Россией военной поддержки, о которой Хмельницкий просил ещё в 1648 году. Грушевский писал, что эти переговоры закончились в марте 1651 года формальным признанием Украины вассалом Османской империи. Однако когда дело дошло до реализации соглашений, в отношениях между Хмельницким и Турцией возникли определённые трудности. Весной 1651 года Хмельницкий отказался отдавать Каменец-Подольский.

А после военных неудач повстанцев в 1651 году гетман и казацкая старшина заключили с Речью Посполитой Белоцерковский договор, вновь признавая власть короля. Султан отреагировал на это крайне негативно. Теперь планы реального объединения откладывались на неопределённый срок. Но в марте 1653 года переговоры возобновились и летом того же года были отклонены уже самим Хмельницким. Так было ли это реальным желанием гетмана и казацкой верхушки — принять вассальную зависимость от Турции? Это могло иметь разные последствия. С одной стороны, Украине в составе Османской империи могла быть предоставлена широкая автономия как Крымскому ханству. Но, с другой стороны, это могло обернуться новыми религиозными гонениями, как это происходило в Болгарии, Молдавии и Валахии, а также других христианских государствах, захваченных Турцией. Возможно, если такая перспектива и существовала, то она была только на начальном этапе переговоров. Затем желание принять подданство Османской империи использовалось Хмельницкий в дипломатических целях — как своеобразные способ давления на Алексея Михайловича с целью цель.

Заставить его принять решение «заступиться» за единоверцев перед Речью Посполитой. Дипломатические отношения с Турцией продолжились и после Переяславской рады. Уже в феврале 1654 года Хмельницкий вновь обращается к султану с просьбой о покровительстве, продолжает обмениваться посольствами с крымским ханом. Переговоры продолжались и после смерти Хмельницкого в 1657 году при следующих гетманах и только П. Дорошенко удалось заключить с ними союз. Итак, возможность «поглощения султанской Турцией» действительно существовала. Но этого всё же не произошло. Насколько же крепкой была связь Украины и России после воссоединения? После смерти Б. Хмельницкого начался новый и печальный период в истории Гетманщины, названный «руиной».

Фактически это была гражданская война и происходила она с 1657 по 1687 годы. После смерти Хмельницкого гетманом стал его сын Юрий. Но он не обладал теми же организаторскими способностями, что и отец. Через месяц он был смещён. Новым гетманом стал Иван Выговский. В августе 1658 года он напал на русский гарнизон в Киеве, а в сентябре того же года подписал Гадячский договор с Речью Посполитой. Гетман вновь ставил Войско Запорожское под власть польской короны. Против Выговского был отправлен Белгородский полк князя Ромодановского. В дальнейшем Выговский, не получивший поддержки в широких массах казачества, присоединился с верными ему отрядами к польским войскам, которые вели войну против России. Так спустя несколько лет после Переяславской рады, уже не в первый раз первым были переговоры Хмельницкого с Османской империей в феврале 1654 г.

Новым гетманом вновь стал Юрий Хмельницкий Выговский бежал в Польшу подписал Переяславские статьи 1659 г. В городах размещались московские воеводы, а церковь полностью подчинялась московскому патриарху. Казаки, недовольные таким поворотом событий, сместили Ю. Новым гетманом стал Павел Тетеря — также сторонник Речи Посполитой. Он, действуя совместно с польскими войсками, заставил князя Ромодановского отступить с Левобережья к Путивлю. В 1665 году гетманом стал Пётр Дорошенко, который, как уже говорилось, заключи союз с Турцией. Это проявлялось в постоянных переходах гетманов от русских к полякам а от поляков и вовсе к туркам. Однако сначала по Андрусовскому перемирию, а затем и по Вечному миру 1686 г. Левобережье и Киев были закреплены за Россией. Но эта связь, хотя и утверждённая политически, всё равно ещё оставалась некрепкой.

Это проявилось в ходе Северной войны. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, после долгих колебаний решает воспользоваться ситуацией, чтобы выйти из-под контроля России. В этом его поддержала часть казацкой старшины хотя он и не нашёл поддержку у простых казаков. Перед Полтавской битвой Мазепа, а также та часть казаков, что его поддержала, перешёл на сторону Швеции. Пётр I был настолько поражён этим предательством, что распорядился разрушить Запорожскую Сечь, а самого Мазепу придать анафеме. Процесс объединения русских земель завершился — в состав России вошли все земли, некогда бывшие в составе Древней Руси. Вместе с ним завершился и период существования Гетманщины. Исчезновение украинской автономии укрепило её связь с Россией. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Земли юго-западной Руси, позднее ставшие Белоруссией и Украиной, в ВКЛ не подвергались гнёту, который стал развиваться там лишь после Люблинской унии, когда часть земель Украины перешла в состав Польши. Хотя польское правительство пыталось снять сложившееся религиозное напряжение посредством унии церквей 1596 , эта попытка лишь усугубила положение.

Но, если украинское население в отличие от русского в России и польского испытывало ещё национальный и религиозный гнёт, то от крепостного гнёта страдали все. Положение основной массы населения Украины было очень тяжёлым. Воссоединение Украины с Россией спасло её от религиозного и национального давления со стороны поляков, но не избавило от крепостного права. Восстание Хмельницкого, несмотря на многочисленные противоречия в среде повстанцев, привело к Переяславской раде и воссоединению Украины с Россией. Вместе с этом, Хмельницкий вёл долгие переговоры с Османской империей, то собираясь перейти в её подданство, то отказываясь от этого.

Но литовские князья, хотя и были язычниками, однако же относились с уважением и к православной вере, и к русским обычаям. Русские в литовских владениях не терпели от литовцев никаких притеснений до конца XIV века. Поляки стали теснить русских, стараясь обратить их в католичество. Притеснения в особенности усилились тогда, когда в XVI веке Литовское княжество окончательно соединилось с Польским королевством и русские области, принадлежавшие литовским князьям, вошли в состав обширного Польского королевства и получили новые названия. Все области по среднему течению Днепра были названы Малой Русью — Малороссией. Русское дворянство в этих областях было привлечено на сторону польской знати разными льготами и выгодами, а русский народ был отдан польским правительством в полное распоряжение польских помещиков, которые скупили почти все земли в Белоруссии и Малороссии. Вслед за польскими помещиками в эти русские области явились католические священники и монахи, которые стали самым бессовестным образом стеснять православное духовенство и православное богослужение, побуждая народ к переходу в католичество. Но народ русский и слышать не хотел о перемене веры, поэтому польское духовенство придумало хитрую уловку. Оно переманило на свою сторону некоторых православных епископов в русско-литовских областях и уговорило их вступить в Унию или единение с Католической Церковью. Эта Уния заключалась в том, что русское духовенство должно было признать папу римского главой Русской Церкви и подчиниться его воле. Такое подчинение давало возможность впоследствии вполне «окатоличить» русское население Белоруссии и Малороссии. Большинство русского духовенства поняло хитрость и не поддалось обману, отказавшись от Унии. Особенно тягостным в середине XVII века было положение народа в Малороссии, где сельское население находилось под тройным гнетом: польских помещиков, их арендаторов-евреев и униатского духовенства, которое побуждало православных к переходу в Унию. Эти притеснения вынуждали народ к восстаниям, усмирение которых поляки сопровождали страшными жестокостями. Истощенное борьбой сельское население русских областей Польско-Литовского государства целыми толпами стало покидать свои дома.

К середине XVI в. В польско-литовские земли все активнее проникал протестантизм из Германии. Из 700 литовских католических приходов едва осталась сотая доля, прочие стали лютеранскими или кальвинистскими. Веротерпимость в Польше способствовала подписанию в 1569 г. Люблинской унии, которая, как вы помните, объединила Польшу и Литву с Западной и Южной Русью в единое государство — Речь Посполитую, где короля выбирали на сейме магнаты с учетом шляхетских настроений. Правда, королем мог быть избран только католик. Начавшаяся в Европе контрреформация охватила и Польшу. Протестантов стали всячески притеснять. Гонениям подвергались и православные. Брестская церковная уния 1596 подчинила православную церковь Литвы папе римскому. Католики начали закрывать православные соборы, монастыри, отнимать у православных библиотеки и типографии. Русская церковь и большинство украинских и белорусских иерархов Брестскую унию не признали. Появились тайные православные братства. Шла настоящая религиозная война, в которой православные своим защитником считали московского царя и стремились «воссоединиться» с православной Россией. Украинские крестьяне. XVII в. Запорожская Сечь. К XVII в. Шляхта присвоила себе право распоряжаться жизнью и смертью крепостных. Убегая от ненавистных панов, православные крестьяне селились в Запорожье вдоль границы с турками и крымцами и становились вольными казаками. Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру. Хозяйство вели в основном женщины, а казаки «охотились за добычей» в чужих пределах, бражничали, ловили рыбу, торговали, ходили с поляками в походы, так как были занесены в реестр т. Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами. Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа.

Воссоединение России с Россией

Украинцы — православные, а поляки — католики. Поляки стали ущемлять православных законодательно и финансово, в ответ казаки стали убивать иноверцев-угнетателей. Всё это кончилось восстанием в 1648-м. Годом позднее после серии побед Богдана Хмельницкого польский король даровал части Украины автономию в составе Речи Посполитой. Эту автономную область со своими законами и некоторыми вольностями назвали гетманщиной. Возглавив автономию, Хмельницкий подал прошение к Алексею Михайловичу о воссоединении с Россией. Правила выборности гетмана, относительной независимости в сборе налогов и назначении должностей были закреплены в 23 пунктах мартовских статей в 1654 году. Однако уже в 1709 году все вольности и свободы были отозваны Петром Великим, а гетманство как институт независимого управления было уничтожено. Украинские власти любят обвинять Россию в нарушении договора, однако часто в этих разговорах упускают один важный факт — предательство гетмана Ивана Мазепы. Иван Мазепа был не просто правителем украинской автономии.

Во главе запорожского войска отныне стоял гетман польск.

Запорожская Сечь стала той силой, которая возглавила борьбу украинского народа против польской правящей верхушки. Притеснения поляков, униатов привели к тому, что в 20-е гг. Украину стали сотрясать восстания. В ряде мест происходило истребление украинцев поляками, поляков — украинцами. В 1648 г. Весной 1648 г. Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. Началась открытая вооруженная борьба запорожцев с поляками. В битве при Желтых Водах войско Б. Хмельницкого уничтожили передовые отряды польской армии.

Вскоре близ Корсуня произошло генеральное сражение, в котором поляки потерпели сокрушительное поражение. Хмельницкий развил успех и достиг Львова и Замостья. Только нехватка боеприпасов и провианта, а также эпидемия чумы остановили продвижение его войск, и он повернул назад. В декабре 1648 г. Хмельницкий торжественно вошел в Киев. Тем временем, шляхта спешно начала собирать новые силы для нового похода на Украину. Летом 1649 г. Хмельницкого еще раз доказали свое превосходство над поляками. В том же году польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. В договоре Б.

Хмельницкий признавался гетманом Украины. Под его власть отдавались три воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское. Управление этими воеводствами могли осуществлять исключительно православные. Киевский митрополит получил право участвовать в заседаниях сейма Речи Посполитой. Гетману разрешалось иметь свое войско в 40 тыс. Важным условием мирного соглашения стало то, что польские помещики могли возвратиться на свои земли. Это возмутило крестьян, которые изначально боролись за свое освобождение от польских землевладельцев. Все поняли, что Зборовский мир будет лишь коротким перемирием. В 1650 г. Вскоре возобновились военные действия.

Летом 1651 г. Стырь на Волыни превосходящие по численности войска поляков встретились с войском Б. Хмельницкого и выиграли битву. Карательные экспедиции поляков против местного населения вынудили Б. Хмельницкого заключить мир. По Белоцерковскому миру 1651 под властью гетмана осталось только Киевское воеводство.

Хмельницкого и выиграли битву. Карательные экспедиции поляков против местного населения вынудили Б. Хмельницкого заключить мир. По Белоцерковскому миру 1651 под властью гетмана осталось только Киевское воеводство. Численность его войск не могла превышать 20 тыс. Возвращение поляков в свои некогда покинутые поместья проходило на фоне введения ужесточения порядков и притеснения крестьян. Это привело к оттоку местного населения к московскому порубежью в верховья Дона и Оскола и складыванию новой области, так называемой Слободской Украины Харьков, Сумы, Изюм, Ахтырка и др. На следующий год война возобновилась с новой силой. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польское войско, но чтобы окончательно освободиться от Речи Посполитой, сил не хватало. В то время условий для создания независимого украинского государства не было. На Украине не было своего развитого производства, она не могла противостоять внешней экспансии. Хмельницкий и запорожские казаки понимали, что им не выжить в кольце столь сильных государств, что им нужен союзник в лице одного из трех этих государств. И казаки союзником решили выбрать православную Россию, но при условии, что она не будет командовать казаками. Просьбы о присоединении поступали с Украины в Москву с 20- х годов. Но Польша была для России очень сильным противником. Россия преодолевала последствия Смутного времени и открыто выступить на стороне запорожских казаков не могла. В 1653 г. На этот раз Алексей Михайлович медлить не стал. В 1654 г. Наконец, было принято решение взять Украину под свою защиту. В свою очередь, В 1654 г. Переяславле совр. Киевская обл. На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю. Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии. Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России — Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. Но налоги должны были поступать в царскую казну. Русско-польская война 1654 — 1667 гг. Речь Посполитая не признавала решения Земского собора 1653 г. Тогда в 1654 г.

Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге. В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др. В конце XVII в. Появляются церкви нового типа — центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле — московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон «Спас нерукотворный», «Вседержитель», «Троица». В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни , парсуна портретные изображения , пейзаж, служивший фоном для икон. В 1672 г. Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей «годуновские» традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века. С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья» что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией — его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. К 1635-36 гг. Одним из важнейших образцов для многочисленных «узорочных» церквей стала великолепная церковь Троицы в Никитниках. В XVII веке было построено больше церквей, чем за всю предыдущую историю русской архитектуры. Возникает феномен провинциального зодчества, по-своему с запозданием интерпретирующего столичные моды. XVII век — период, завершающий русское средневековье.

Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)

В середине XVII века западная часть нынешней Украины входила в состав Польши, а восточная её половина звалась Диким Полем. Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Впоследствии это событие трактовали как воссоединение Украины (которой тогда не было как государства) с Россией, но по сути российское государство возвращало исторические русские земли.

Присоединение Украины к России

«Школфильм» 1956гФильм повествует о сложно. Говоря о судьбе Украины в XVII в., ее без всяких оснований принимают за судьбу Украины современной. В данной статье вы рассмотрите предпосылки, особенности и историю воссоединения Украины с Россией в XVI-XVII вв. Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству. Крым был подарен Украине Хрущевым в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией.

История. 7 класс

Этот исторический процесс привел к взаимному обогащению и становлению новых стратегических преимуществ. Сразу после вхождения Украины в состав Московского государства в 1654 году, условиям договора были обеспечены особые права и привилегии, чтобы сохранить культурную и политическую самостоятельность этой восточной территории. Умные и грамотные меры московских царей помогли сохранить управление территориями и контроль над государственной машиной. Польше наоборот понадобилось даже более 360 лет, чтобы снова восстановить контроль над территориями, в которых проживали украинцы. Состав России пополнился территориями сразу после выбора Богдана Хмельницкого во главе Украинского казачьего гетманства. В результате восстания, которое продолжалось пять лет, а затем во время подписания Белого договора, восточная часть Руси присоединилась к России, а Западная Украина осталась в составе Польши. Главным условием воссоединения Руси и Украины под руководством Хмельницкого было сохранение религиозной свободы для православных, которые составляли основную часть населения. Таким образом, украинцы исключительно сохраняли свое право самостоятельно управлять культурными и религиозными традициями. Это привело к сильному подъему и развитию казачьего войска и созданию стабильной внутренней обороны. У власти стоял старший гетман, который был назначен российским царем и представлял интересы Украины. Ему были подчинены различные рады и реестровые войска, шведские войска и полки, находившиеся в условиях войн и битв.

Состав и структура вооруженных сил были ориентированы на защиту интересов государства. Экономическое влияние Воссоединение имело значительное влияние на экономическую сферу. Украинские территории, включенные в российское государство, обладали богатыми запасами природных ресурсов, таких как золото, серебро и соль. Это позволило значительно расширить экономические возможности России и способствовало его экономическому росту. Также воссоединение создало благоприятные условия для развития торговли и культурного обмена между Украиной и Россией. Взаимный обмен товарами и благами способствовал развитию и укреплению экономических связей между обоими странами. Украина и Россия приняли и преобразили другие взаимные обычаи и традиции, создавая уникальное культурное наследие. Влияние российской культуры на Украину было настолько значительным, что сегодня многие аспекты украинского национального характера и культуры имеют русские корни. Этот культурный обмен продолжается и сегодня, глубоко прочерчивая связь и взаимопонимание между двуми народами. Оно привело к росту экономического потенциала, стабильному политическому развитию и созданию уникального культурного наследия.

Этот исторический процесс продолжает оставаться важным элементом взаимоотношений между Украиной и Россией. Одним из главных участников этого процесса был богдан Хмельницкий, который возглавил восстание против польской власти и привел украинский народ к своему освобождению. Предпосылки к религиозному присоединению Украины к Российскому государству возникли во время войны в 1654-1655 годах. В это время воины под командованием богдана Хмельницкого провели ряд успешных сражений с польскими войсками. В январе 1654 года был подписан договор, в соответствии с которым Украина присоединялась к Российскому государству. Официальная церква поверила в историческое предназначение и возможность восприятия собором в Крещении Русской земли. Присоединение Украины к России стало следствием ее исторического места в процессе формирования и развития восточно-славянских народов и территорий. Этот процесс был главным выбором простых людей и земских соборов. Главные проблемы и препятствия возникли по пути воссоединения Украины с Россией в религиозном и политическом аспекте. Во-первых, была противоречивая позиция главных церковных и политических деятелей, которые не всегда поддерживали религиозное присоединение Украины к России.

Во-вторых, существовала оппозиция со стороны Польши, которая также преследовала свои интересы на территории Украины. Религиозные предпосылки воссоединения Украины с Россией имели свои особенности. Во-первых, отношение православных и униатов к вопросу присоединения к России было различным. Против Богдана Хмельницкого выступили церковные деятели, на которых оказывала влияние Польша.

Но крымскому хану было гораздо выгоднее ослабить обе воюющие стороны. К тому же он опасался союза между казаками и русским царем. Ислам Гирей поставил Хмельницкому ультиматум: или окончание боевых действий с поляками, или войско крымских татар незамедлительно переходит на сторону врага. Хмельницкий согласился на мир.

Но на заседании в сейме польские магнаты категорически отказались этот мир признавать. И вновь Богдан Хмельницкий просит Алексея Михайловича принять казаков под царскую руку. Русский посол Григорий Неронов докладывал 6 декабря 1649 года о своем с ним разговоре: «[Если] стоять… против ляхов будет не в силу… уступит он, гетман, в те поры со всем Войском Запорожским от проклятых ляхов царского величества сторону под ево государеву высокую руку». Неронов также докладывал царю о настроениях среди запорожцев. Казаки были единодушны в том, что им не избежать нового боя с польским войском и возлагали надежду на помощь России: «И то они подлинно ведают, что ляхом против них впредь войну всчинять: а как де зачнетца впредь война с ляхами, а им против их стоять будет не в силу, и им де быть всем… его царского величества стороне потому, что опроче им… от войны и разоренья уберечься некуды». В декабре 1649 года польский сейм принял решение о финансировании военных действий против казаков. Началась мобилизация польского войска. В 1650 году запорожское войско одержало победу над союзником поляков молдавским князем Василием Лупулом.

Но угроза со стороны Речи Посполитой продолжала беспокоить Хмельницкого. Поэтому в феврале 1651 года посол Хмельницкого Михайло Суличич в Москве вновь просит царя о том, «чтоб ему [Хмельницкому] быти со всем Войском Запорожским под его государевою высокою рукою в подданстве». Хмельницкий даже попал в плен к крымчанам. Вскоре по причине очередной внутренней распри в Речи Посполитой — магнаты требовали продолжения войны с казаками до победного конца, а шляхта не хотела воевать за интересы магнатов, — польское войско было распущено. Почтовая марка СССР 1979 года, посвящённая 325-летию воссоединения Украины с Россией Освободившись из татарского плена, Хмельницкий объявил всеобщую мобилизацию. Жителей Правобережной Украины эвакуировали на левый берег Днепра. На этой встрече Хмельницкий вновь напомнил о готовности малороссийского народа присягнуть царю: «Всею Малою Русью, духовного чину и светского всяких чинов люди, мещане и казаки дадим на себе договорное письмо за руками с большим утверждением, как великому государю, его цар. Сентябрь 1651 года ознаменовался началом длительных боев казаков с польскими магнатами под Белой Церковью.

После понесенных немалых потерь стороны заключили Белоцерковский мир. Его условием стало возвращение поляков на украинские земли. Казакам позволили сохранить свое войско. Этот очередной мир также не отличался прочностью. Малороссы встречали возвращавшихся панов новыми бунтами. Хмельницкий же не оставлял надежд на принятие казаков в русское подданство. Так, сын путивльского боярина И. Юденков осенью 1651 года писал, что Хмельницкий велел князю Семену Васильевичу Прозоровскому с товарищами передать царю Алексею Михайловичу следующее: «А будет де государь пожалует, велит их принять под свою государеву высокую руку в подданство, и они де ему, государю, тотчас крест поцелуют и служить ему, государю, ради».

А 2 марта 1652 года гетман пишет новому путивльскому воеводе Ф. Хилкову письмо из Чигирина: «Так и теперь просим, чтобы его царское величество нас от службы своей царской не отвергал и от милости не отдалял и под крепкую руку свою принять велел…». Василий Лупул В этот период к полякам вновь переметнулся бывший некоторое время перед этим союзником казаков молдавский господарь Василий Лупул. Весной 1652 года войско Хмельницкого вместе с крымскими татарами отправилось в поход на Молдавию. Василий Лупул незамедлительно перешел обратно на сторону Хмельницкого. После этой победы освободительная война охватила всё Поднепровье. Поражение польского войска под Батогом побудило Яна Казимира убедить сейм в необходимости собрать 50-тысячное войско, чтобы покончить с казаками раз и навсегда. Принимавший их боярин Г.

Пушкин сообщал: «И посланники говорили: то де их делу начало и конец… бити челом, чтоб царское величество… над ними умилосердился, велел их принять под свою государеву высокую руку… и держал их от неприятелей в оборони». В начале марта 1653 года поляки решили полностью расправиться с казаками. На украинские земли было направлено 15-тысячное польское войско. Но казаки остановили поляков под Монастырищем. И вновь Богдан Хмельницкий шлет послов в Москву. На этот раз послы возвращались домой с благой вестью — казаки получили на свои многочисленные прошения положительный ответ. Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось. Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола.

Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено. Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков. Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкасы, 1648, 8 июня. РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение».

И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему».

Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем.

Кроме того, он не замыкается географически на Вятской губернии — Кировской области — включает материалы исследователей из других регионов, занимающихся проблемами вятской истории и культуры, что значительно обогащает нашу науку. Достоинством альманаха является и то, что он снабжен разнообразным иллюстративным материалом — открытки дореволюционной Вятки, фотографии лучших фотохудожников, коллажи из книг, графика.

Авторы альманаха — библиотечные работники, видные исследователи и краеведы, писатели, журналисты — в популярной и доступной форме рассказывают о культурном прошлом Вятки и ее нынешнем состоянии. Образно говоря, это альманах друзей библиотеки им. О популярности издания говорят такие, например, факты: в прессе опубликован ряд положительных отзывов и рецензий; авторы среди них крупные исследователи г. Кирова, других регионов и даже других стран считают за честь опубликовать свои материалы в нашем сборнике, а в работах некоторых учёных мы находим ссылки на наш альманах как авторитетный научный источник; студенты учебных заведений города пишут рефераты и контрольные работы об альманахе. Альманах «Герценка» — издание продолжающееся. В портфеле редколлегии ныне лежит большой объем материалов, рассчитанных на несколько лет вперед.

Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией. В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников.

Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством. Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года.

22.Воссоединение Украины с Россией.

В мае 1648 г. Летом 1648 г. Одновременно с украинцами в борьбу против Польши включились и белорусы. Движение здесь было менее организованным, потому что в Белоруссии отсутствовали силы равные тем, которыми располагал Хмельницкий. Понимая, что собственных сил для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымом недостаточно, Хмельницкий несколько раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Россия же в то время не была готова к войне, которая могла начаться сразу же после объявления о воссоединении Украины с Россией. И все же Россия начала активно действовать.

Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Б.

Баранович, Л. Гапоненко, И. Греков, К. Гуслистый, А. Касименко, В. Королюк, А.

После ратификации Мартовских статей на верность царю присягнула большая часть Войска Запорожского и населения Гетманщины. Оппозиционный Брацлав, не принявший соглашения, вошел в состав Речи Посполитой как автономное Великое княжество Русское. Таким образом, на территории Гетманщины не было единства в вопросе вхождения в состав Московского царства. После решения Земского Собора и Переяславской рады на территорию Гетманщины потянулись переселенцы с Запада Волыни, Галичины , спасающиеся от произвола шляхты. Левобережная Украина и Слобожанщина превратились в густонаселенные регионы, города стали крупными торговыми и ремесленными центрами. Скачок экономического развития был очевиден. Русско-польская война 23 октября 1653 года Москва объявила войну Речи Посполитой , а весной 1654 года вторглась в ее восточные земли. Основные боевые действия развернулись на территориях Беларуси; Галичины; Правобережной Украины. Москве и запорожцам удалось «отвоевать» Смоленск, а полякам, заключившим союз с крымским ханом, осадить и взять Брацлав и Умань. Речь Посполитая переживала сильнейший геополитический кризис. Главные итоги присоединения Украины к России Процесс присоединения Украины к Московскому царству, длительный и сложный, принес большое количество выгод и проблем как первой, так и последнему. Московское царство:.

Швеция возвращала России Новгород, но отрезала Россию от Балтийского моря. По её итогу Османы признали принадлежность Украины к России, но набеги крымских татар, турецких вассалов продолжились. Для усмирения крымчаков были предприняты два похода 1687 и 1689 годов, и хотя они закончились неудачей, они показали, что Россия окончательно восстановилась после смуты. Персидские послы привозили в Москву сведения о караванных путях в Индию, а в 1698 году купец Семён Маленькой стал первым русским, достигшим Индии морским путём. В ходе освоения Сибири, русские поселенцы столкнулись с Китаем. В 1689 году был заключён Нерчинский договор, обозначающий границу между странами. Вхождение Украины в состав Российского Государства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий