Основных отличий от таджиков у памирцев несколько. В отличие от народов, окружающих памирцев и исповедующих ислам суннитского толка, сами памирцы в своем большинстве являются шиитами – исмаилитами. В чем разница между таджиками и Памирцами? Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков. Памирцы составляют три процента от общего состава населения Таджикистана и никаким образом не могут представлять угрозы его существованию.
Общие сведения
- Ислам с буддийским оттенком
- Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм. — Путешественник в естественной среде обитания
- Различия между памирцами и таджиками — видеоматериалы
- Смотрите также
- Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев
Различия между памирцами и таджиками — видеоматериалы
Одного зачинщика убрала. Есть молодой парень инженер. Он конечно выделяется среди остальных очень. Если какое более ответственное дело есть, она ему поручает, потому что у него присутствует смекалка и интеллект. А вообще, люди как люди. И злые есть, и добрые.
По нашим людям тоже не сразу все скажешь. Но те, кто здесь, в основном из аулов, от безысходности. Еще надо пробиться. И конкуренция у них тут уже не малая. Все это портит.
Конечно, есть продвинутые, культурные, умные, интеллигентные таджики.
Памирские общины расположены на территориях четырех нынешних национальных государств: Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана. Эти общины говорят на разных диалектах восточно-иранских языков. В течение XIX века регион был полем противстояния мировых держав того времени: Британской и Российской империй. В результате две колониальные державы искусственно поощряли соперничество между местными правителями, эмирами и ханами, реализуя так называемую политику «разделяй и властвуй». К концу 19 века река Пяндж превратилась в естественную границу между колониальными державами, а затем в 20 веке регион был разделен между четырьмя странами.
Этническая самоидентификация памирцев была политизирована в последнее столетие в Таджикистане и является чувствительной темой, особенно после обретения страной независимости. Как этот процесс развивался? Согласно летописям русских исследователей, жители Памирских гор считали себя таджиками, а не памирцами. Во второй части книги анализированы факторы, которые способствовали смене идентичности среди некоторых памирцев. Именно ученые, изучавшие Памир, представили и внесли в науку термины «Памир» и «памирцы», которые позже стали маркером идентичности для таджикского народа Горно-Бадахшанской Автономной Области Таджикистана ГБАО. Российские и советские ученые сыграли важную роль в развитии и памирской, и таджикской идентичности, а после распада Советского Союза той же тенденции придерживаются и западные ученые.
В советское время все сферы жизнедеятельности получили развитие, в том числе строительство дорог, административных учреждений, больниц, школ, а также значительно возрос уровень грамотности, что и оказало непосредственное влияние на жизнь горных людей и увеличило население с 21 000 до 200 000 человек. Образование сыграло ключевую роль в Горном Бадахшане, в частности в 1989 году, когда был образован Институт изучения Памира, филиал Академии наук Таджикистана. Согласно данным исследованиям, памирскость — это эволюционирующая концепция и ей еще предстоит дальнейшее развитие. Пока она развивается без того, чтобы деградировать в сторону сепаратистских движений, у нее есть хорошие шансы остаться в рамках национальных дебатов для памирских таджиков и таджикского государства. Таким образом, несмотря на популярное мнение, которое отделяет памирцев от таджиков, вы и другие интеллектуалы из Памира утверждают, что памирцы — это таджики. На чем основан ваш аргумент?
Разве такое мнение не создает других вопросов, например, являются ли также таджиками те, кто говорят на тех же памирских языках в Афганистане Бадахшан и Пакистане Хунза , такие как ваханцы и ишкашимцы? Они сами себя идентифицируют как таджики? А как насчет персоговорящих народов Афганистана, таких как хазара? На чем мы основываемся, когда мы называем таджиками сарыкольцев, которые имеют характерную тюркскую внешность, говорят на уйгурском языке и живут в Китае? Кто такой собственно таджик в целом и как мы определяем этническую принадлежность — на основе языка, культуры, геополитической местности? В то же время, некоторые другие историки и интеллектуалы спорят об использовании слова «таджик», заявляя, что это большевики, исходя из политических убеждений, поменяли название народа и языка персоязычных иранцев своей территории, чтобы оборвать связи между советскими и несоветскими персами таджиками.
Они также говорят, что это все иранцы, которые говорят на фарси, и слово «таджик» было просто антонимом тюркскости в творческой литературе.
Если честно, в 2008 году еще не было столько информации в открытом доступе, да и интернета не было в таком количестве как сейчас, но тем не менее, его рассказ задел меня, потому что был по-настоящему искренним. И я ему поверил. Только спустя 5-7 лет я наткнулся на информацию о народе Калаши и на видео человека, долгие годы проводившего экспедиции в высокогорных районах Памира, с центральным городом автономии Хорог. После просмотра информации я вспомнил рассказ нашего водителя и настолько сильно меня это зацепило что решил написать статью. Может даже не статью а фотоотчет из открытых источников. В общем, сначала все самые интересные фото, а после фото - статья. Девушка Мадина, живет в Хороге.
Фото из видео на YouTube. У нее самая яркая балто-славянская внешность. Чем вам не бабушка Люба из любой части России...? Представительница народа Калаши.
Отвечает Николай Левашов Чаще всего эту народность путают с таджиками, но они абсолютно другие и внешне, и исторически, и ментально. Сами же они считают себя... Отвечает Вячеслав Мельников С точки зрения самоидентификации, памирцы делятся на тех, которые считают себя обычными таджиками; на тех, которые считают себя самостоятельными народами; на... Отвечает Сергей Павлов 16 авг. Это самостоятельные языки. Но также они обычно владеют таджикским это... Отвечает Тамирлан Бочков 30 сент. Ведь именно на Памире, согласно профессору Оксфордского... Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков В данном ролике мы расскажем вам о таком народе как памирцы. Памирцы, это не таджики! А как вы думаете?
Культура и традиции
- Появление народа
- Комментарии
- Как выглядит флаг Памира?
- Люди Памира: silenza — LiveJournal
Памирцы - загадка Средней Азии.
Граница, которая разделила памирские народы между Таджикистаном и Афганистаном. Отличает памирцев от таджиков и язык. В чем разница между таджиками и Памирцами? Памирцы – это другой народ, сильно отличающийся от таджиков. Памирцы говорят на памирских языках, которые отличаются от таджикского языка. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики.
Памирцы и таджики чем отличаются - 89 фото
А таджики - памирцами. Присылают фото домов, машин, яхт нужное подчеркнуть , потом пользуются и бросают даже с ребёнком. Им нужны лишь ваши деньги или тело, и в целом русских женщин считают проститутками бесплатными впрочем, небезосновательно, так как поведение на курортах именно такое. И традиционно таких женщинам мужчины называют "чернильницами", уж простите, предостерегаю. Почему в природе амурский тигр не спаривается с бенгальским? Аноним 556 Аноним автор темы не вижу смысла общаться здесь со злыми мегерами, котрые желают только плохого мы наоборот предостерегаем, иногда в жесткой форме, но это чтоб лучше дошло.
Русских и так мало после МТ иго, дак такие как Вы себя не уважающие и не способные найти приличного мужчину из своих, помогают нам почернеть!
Можно встретить путешественников на велосипедах и даже идущих пешком с грузовым ишаком как известная Аня «А чего дома сидеть? Для тех, кто не хочет неделями крутить педали или подгонять ишака от Душанбе до Хорога, столицы таджикского Бадахшана, ходит «общественный» транспорт. Место в семиместном джипе стоит 300 сомони 31 доллар.
Ехать до Хорога придется весь день, но машины регулярно останавливаются на перекусы и обед. Так что поездка вполне терпимая, если вам не попадется упитанный сосед. Дорога изобилует потрясающими видами, например на Нурекское водохранилище. После того как тракт выходит к Пянджу, начинается самый красивый его отрезок — вдоль границы с Афганистаном.
Смело просите водителя останавливаться в самых красивых местах — местные пассажиры не будут возражать. Кроме того, туристы побогаче могут арендовать джип на весь маршрут. Учтите, что в районе Мургаба трафик совсем слабый и есть риск простоять в ожидании попутной машины несколько дней. Есть легенда, что солдаты Александра Македонского оставили на Памире свой генетический след.
Дети вдоль дороги предлагают нанизанные на прутики местные фисташки — мелкие, как семечки, и очень вкусные. Памирские дети После Куляба на тракте начинаются многочисленные блокпосты, на которых водитель через рукопожатие передает солдатам мелкие, но обязательные взятки. А они, в свою очередь, не очень придирчиво проверяют документы. Но без пермита в Горный Бадахшан не пропустят практически наверняка.
Блокпост на памирском тракте Хорог — столица таджикского Бадахшана В городе создали роскошную для этих мест инфраструктуру: городской парк, больницу и университет. В Хороге даже есть аэропорт, один из самых высокогорных в мире. Все это богатство создано и поддерживается Фондом Ага-хана. Хорог — столица таджикского Бадахшана Ага-ханы — духовные лидеры самого либерального течения в исламе — исмаилизма.
Фонд Ага-хана занимается благотворительностью и гуманитарными проектами, особое внимание уделяя Бадахшану, где живет одна из крупнейших в мире общин исмаилитов. Нестрогость исмаилизма заметна и стороннему наблюдателю: женщины в Бадахшане ходят с непокрытой головой в отличие от Душанбе или юга Таджикистана , мулл и мечетей нет — молятся дома, в магазинах продают алкоголь. В Хороге находится консульство Афганистана, единственное на территории бывшего СССР, где легко давали визы без приглашений и писем. Но в последние два года консульство ужесточило правила получения виз.
У нее самая яркая балто-славянская внешность. Чем вам не бабушка Люба из любой части России...? Представительница народа Калаши. Они проживают в Пакистанском Памире. Молодой Памирец. Все фото из открытых источников. После того, как я сам для себя разобрался в вопросе, мне стали очевидны многие исторические события не только Руси но и мира, являющиеся ничем иным, как мифами и легендами. Писать о своих умозаключениях не буду, потому что написав статью "5 рас людей на планете... Ведь в статье я пишу о людях.
А судьба их довольно не проста в тех регионах проживания. Бывают месяца, например, когда всем поселком люди кушают абрикосы и их косточки - просто от нехватки урожаев злаков.
AsKaR Ученик 102 2 года назад Не бывает такой национальности как памирец памир это название вершины горы а не национальност это просто провокация со стороны русских ученых или среди жители Бадахшанские областьи есть люди которые ненавидят таджиков и они хотят смуту водит между таджиками то что язык у ных чуть по другому это просто они слышком под горами живут в село и сохранили древний таджикский бактрийский язык, а ещё есть у нас проживающие на территории Ягноба они сохранили древний таджикский согдийский язык и между собою таким и же общаются так что они и есть исконные таджики которые отличия от других некоторых смешанных таджиков Похожие вопросы.
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». Афганские кишлаки отличаются от таджикских тем, что как правило, оштукатуренный и побеленный дом там только один и принадлежит, обычно, куратору переправки товара через границу (ну вы поняли). МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? Несмотря на экономические трудности, таджики очень приветливый народ.
Чем таджики отличаются от памирцев?
Культурные отличия между памирцами и таджиками являются одним из ключевых аспектов их различия. Другие религии памирцами тоже уважаются, и даже не один памирец за всё моё время пребывания в Памире не сказал, что только вера в Аллаха спасёт человека и за сие он попадёт в рай. Хотя формально народности таджикского Памира или Горно-Бадахшанской автономной области и считаются таджиками, их язык, религия, пища и обычаи разительно отличаются от метрополии. У таджиков, их ближайших соседей, принято говорить, что "памирцы не знают бога" и всегда относятся к памирцам настороженно. Таджики — древний народ, родственный персам, а Таджикистан — юное государство, возникшее в результате распада СССР. Помимо таджиков, судьбы памирских народов оказались тесно связаны с дардами кхо — наиболее иранизированным дардским народом, населяющим верховья реки Читрал (Кунар), и буришами — неиндоевропейским изолированным народом бассейна р. Гилгит.
Памирцы и таджики: сравнение культуры, традиций и особенностей
Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара. Она вовсе не собиралась смотреть на Александра как на божество. Хотя так делали все вокруг и друзья и враги. Полтора года Александр со своим войском провёл на Памире. До настоящего времени памирцы, со всем основанием утверждают, что они - потомки двух великих Александра и Авицены. Уже давно, у одного таджикского автора я прочитал слова таджика, обращенные к безжалостному памирцу - твои глаза чисты как небо, а душа черна как Ад. Примерно так можно обрисовать отношения таджиков и памирцев.
Основная статья: Памирские языки Языком межнационального общения в Горно-Бадахшанской автономной области является таджикский. Как официально [11] , так и по мнению экспертов-лингвистов [9]. Таджикский язык является для памирцев языком религии исмаилизма , фольклора, письменной литературы, а также средством общения между различными памирскими народностями, говорящими на разных языках [6]. Кроме таджикского языка, в общении между разными народностями распространены шугнанский язык и в некоторой степени ваханский язык [12].
Шугнанский язык практически давно уже выполняет роль языка устного общения между памирцами [13]. На современном этапе отмечается усиленная экспансия таджикского языка на нём ведётся обучение в государственных школах , которая, к примеру, активно вытесняет ваханский язык из всех сфер применения, включая семейную сферу [9]. Ваханский язык, как разговорный, занимает доминирующее положение во всем Вахане. Общение между ваханцами и таджикоязычным населением Вахана, а также ваханцев и ишкашимцев ведётся обычно на ваханском языке [12].
На деньги фонда Ага-хана с начала XXI века в ГБАО кое-где строятся платные школы, в них изучают один из 2 европейских языков на выбор , арабский и русский. Обучение в них ведётся с пятого класса [14]. Для некоторых памирских народностей, проживающих в Китае, языками межнационального общения являются уйгурский и китайский. В Афганистане таковыми являются дари и в меньшей степени пушту [12].
Согласно Конституции Афганистана, памирские языки являются официальными языками в местах компактного проживания памирцев. В законодательстве Таджикистана декларируется свобода применения памирских языков [15]. Большинство памирцев ГБАО старших лет владеют русским языком, среди них высокий процент лиц, имеющих высшее образование [11]. Этногенез и история[ править править код ] Памирский воин доисламского периода Происхождение говорящих на разнородных восточноиранских языках памирцев связывается с экспансией кочевых саков , проходившей, по всей вероятности, несколькими волнами, разными путями, и участвовали в заселении Памира разные ираноязычные общности, выделившиеся ещё за пределами региона [4].
Одна из них — праваханцы, была изначально близка к сакам Хотана и Кашгара и проникла в Вахан, по всей видимости, с востока — из Алайской долины. В историческое время этим же путём на Памир пришли киргизы. Праишкашимцы сформировались в таджикском и афганском Бадахшане и проникли сюда с юго-запада. Мунджанский язык демонстрирует наибольшую близость с бактрийским языком и более отдалённую — с пушту.
Вероятно, мунджанцы — остаток бактрийской общности , уцелевший в горах подобно ягнобцам — остаткам согдийцев. Северопамирская общность, распавшаяся на дарвазцев, ванджцев, язгулямцев и шугнано-рушанцев, судя по диалектному членению, проникала на Памир с запада вдоль Пянджа и экспансия её закончилась в Шугнане. Приблизительные сроки начала иранизации края по языковым данным и археологическим раскопкам сакских могильников — VII—VI вв. Наиболее ранними волнами являются праваханцы и праишкашимцы.
Следует учесть, что изначально памирцы населяли только бассейн Пянджа и его притоков. Экспансия сарыкольцев в Синьцзян , йидга и ваханцев — в долину Инда относятся к позднейшей эпохе. Возможно также влияние более древнего, доиндоевропейского населения, близкого к буришам , а также древних дардских и тохарских племён [16]. Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира.
Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами , тюрками , китайцами , арабами , монголами , Тимуридами и др. Фактически до XIX в.
Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов.
Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Национальная одежда Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи. В переводе с персидского «джурабы» означает «носки».
Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти.
Таджикская культура также известна своими национальными праздниками, такими как Навруз и Иди Рамазан, которые отмечаются с особым размахом и традициями. Таким образом, культурные особенности памирцев и таджиков позволяют нам увидеть богатство и многообразие этнического наследия Центральной Азии. Их уникальные традиции, особенности архитектуры, национальная кухня и музыкальная культура делают эти народы неповторимыми и интересными для изучения и понимания. Этнический состав Памирцы, также известные как памирские народы, населяют в основном горные районы в Восточной Европе и Центральной Азии. Они проживают в таких странах, как Таджикистан, Афганистан, Киргизия и Пакистан. Основные группы памирцев включают шугни, бартанг, аним, ишкашимских и рушани. В каждой из этих групп существуют свои особенности культуры и языка. Таджики, с другой стороны, представляют собой этническую группу, в основном проживающую в Таджикистане.
Они также населяют Афганистан, Китай, Россию и Узбекистан. Таджики разделены на несколько подгрупп, таких как горные таджики, платотские таджики и долинские таджики. У них есть свой собственный язык — таджикский, который является разновидностью персидского языка. Таким образом, хотя памирцы и таджики имеют некоторые сходства в своем этническом составе, они все же различаются по своему географическому распределению и особенностям своей культуры и языка. Одним из основных отличий между этими народами является язык. Памирцы говорят на памирском языке, который относится к иранской языковой семье. Таджики же говорят на таджикском языке, который относится к персидской языковой группе. Также культурные различия можно найти в традициях и обычаях. Памирцы придерживаются традиций, которые уникальны для этого региона.
Они имеют особые ритуалы и обычаи, связанные с семьей, свадьбами, похоронами и другими социальными событиями. Таджики, с другой стороны, также имеют свои уникальные традиции и обычаи, но они могут отличаться от памирских. Также эти народы отличаются по этническому составу. Памирцы относятся к памирской этнической группе, которая имеет смешанный состав и включает в себя группы иранского, тюркского и других происхождений. Таджики, в свою очередь, являются этнической группой, которая привержена таджикской культуре и истории. Культурные различия между памирцами и таджиками являются важным аспектом их идентичности и способствуют сохранению уникальности и разнообразия этого региона Центральной Азии. Традиции и обычаи У памирцев традиции играют особую роль в их повседневной жизни. Они придерживаются старинных обычаев и верят в духовную мощь своих предков. Основные традиции памирцев связаны с семьей и общиной.
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане
Таким образом, хотя и памирцы, и таджики являются мусульманами, у них есть свои особенности и различия в религиозных традициях, связанные с географией, культурой и языком. Памирцы: ислам в синкретическом виде Памирцы — одна из национальных групп Таджикистана. Они проживают в гористых районах Восточного Памира, в границах Бадахшанского автономного области. Памирцы имеют свои отличия от таджиков в географических особенностях, языке, национальности, религии и культуре. Географическое положение Памирцев влияет на их образ жизни и экономическую деятельность. Вследствие суровых климатических условий и труднодоступной местности, они ведут полуседентарное или кочевое пастушеское хозяйство. В отличие от низинных таджиков, Памирцы имеют свои традиционные обычаи и образ жизни, связанные с выживанием в условиях горной местности.
Язык Памирцев также отличается от таджикского языка. Памирский является диалектом таджикского языка, однако в нем сохраняется ряд особенностей и архаических элементов. Это связано с изолированностью региона и меньшим влиянием внешних языков. Памирцы имеют свою национальность, отличающуюся от таджиков. Они считаются одной из отраслей евразийской расы и имеют более андроидную структуру лица по сравнению с другими таджиками. Также Памирцы отличаются своими традиционными нарядами и узорами, которые играют важную роль в их культуре.
Читайте также: Как правильно говорить все образуется или все образумится Религия является одним из важнейших аспектов их культуры. Памирцы исповедуют ислам, однако они смешивают его с древними восточными верованиями и обычаями, что придает их вере синкретический характер. Этот синкретизм отражается как в обрядовой практике, так и в священных текстах, которые хранятся и передаются в традиционной форме. Таким образом, памирцы являются уникальной национальной группой, которая отличается от таджиков в различных аспектах: географии, языка, национальности, религии и культуры. Их особенности и традиции делают их одним из наиболее интересных объектов изучения этнической антропологии и социологии в регионе Восточного Памира. Таджики: преобладание суннитского ислама Таджики — народ, проживающий в Центральной Азии.
Они имеют свои уникальные традиции и отличаются от других национальностей региона. Одно из важных отличий таджиков заключается в их религии — исламе. Большинство таджиков исповедуют суннитскую ветвь ислама.
Памирские женщины очень красивы и достаточно независимы.
Они никогда не носили паранджу и отнюдь не приучены раболепно подчиняться своему мужу. Местная пища также очень мало похожа на среднеазиатскую. Так, памирцы практически не едят плов, зато обожают жареную картошку с мясом. Местный чай напоминает скорее суп: в него добавляют соль, масло, молоко и грецкие орехи.
Достаточно терпимы бадахшанцы и к алкоголю: практически в каждом доме гостю здесь предложат самогон из тутовника. В окружении гор на китайском Памире Фото: Игорь Ротарь Гостеприимство обитателей Горного Бадахшана просто поразительно: любого путника бесплатно пустят на ночлег в любом деревенском доме и от души накормят всем, что «бог послал». Автомобильное движение между кишлаками очень редкое, а наиболее отдаленные небольшие поселения и вовсе не доступны на машине. Автобусное сообщение здесь отсутствует еще с советских времен, а попутку приходится ждать часами зато любая машина подберет путника.
В этом есть свои плюсы: можно путешествовать между кишлаками пешком, наслаждаясь великолепными видами гор. А о ночлеге и еде, как говорилось выше, не стоит беспокоиться. Итак, Памир совершенно не похож на Таджикистан, да и вообще страну с мусульманской культурой. Местные мазары могилы мусульманских святых поразительно напоминают буддийские сакральные монументы.
Есть тут и древние буддийские ступы. И это неудивительно: ведь Памир непосредственно граничит с индийскими Гималаями. Согласно одной из версий название «Памир» истолковывается как подножье Митры ведического и индоиранского божества. Исмаилитские мазары очень похожи на буддийские святыни Фото: Игорь Ротарь Дома исмаилитов тоже разительно отличаются от таджикских.
Дом должен быть моделью вселенной в миниатюре. Обязательный архитектурный элемент — пять столбов. В империи наместника Бога Духовный лидер исмаилитов, «наместник Бога на земле» Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Выпускник Гарварда, он сегодня пытается объединить своих единоверцев в «единый духовный имамат».
Лидер исмаилитов не только помогает им получить образование он создал университет в столице таджикского Памира, городе Хороге , но и оказывает им весьма значительную финансовую поддержку. Ага-хан дважды — в 1995 и 1998 годах — посещал Горно-Бадахшанскую автономную область на Памире. Благодаря соглашениям, достигнутым с руководством Таджикистана, в Горный Бадахшан потекла обильная гуманитарная помощь. Можно без преувеличения сказать, что ныне именно дотации Ага-хана составляют основу экономики таджикского Памира.
Сайт агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Салтыкова М. Петра Великого Кунсткамера , Институт исмаилит-ских исследований ; [сост. Рахимов ; отв. Тихонова В.
Dodykhudoeva Leila R. Ethno-cultural heritage of the Western Pamirs. References 1. Aronov A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts.
In Russian 2. Dobrynina V. Modern inter-generational interactions and their role in the conditions of continuity of culture. In Russian 3. Statistical agency under the President of the Republic of Tajikistan.
Saltykova M. In Russian 5. Rakhimov R. Tikhonova V. Globalization and problems of cultural and national identity.
In Russian 7.
Относительная свобода памирских женщин, их большая эмансипи- рованность по сравнению с ситуацией в средней таджикской семье в глазах патриар- хального таджикистанского общества оценивается негативно. Родители так настраивают.
А им по 10 лет только! Я вот думаю, что мне свою дочку надо ограждать от таких разговоров. Памирка, сотрудница международной организации Опрошенные нами памирцы поддерживают усилия правительства Таджикистана по противодействию радикальному исламу, считая его угрозой для мирного сосущество- вания религиозных групп в Таджикистане и конкретно для собственной безопасности.
После войны и кризисов у нас образовались целые поколения необразованных люмпенов, и этот вакуум необразованности стал заполняться религиозными идеологиями, особенно с салафитским влиянием. Наши ре- спонденты высоко ценят то, что власти Таджикистана разрешили строительство Исмаи- литского центра в Душанбе и не противодействуют его просветительской деятельности. Наконец, еще один аспект стереотипно негативного восприятия памирцев в Таджи- кистане связан с событиями недавней истории страны: гражданской войной 1992-1997 гг.
Определенная часть памирцев же восприняла события в Хороге как попытку этнической чистки, агрессию в отноше- нии народа в целом. Подобные высказывания на официальном уровне не отмечены, но наши респонденты допускают, что выдавливание памирского населения из Таджикистана может быть негласной целью правительства. Плюс патронирование Ага-ха- на.
Все это вызывает огромное раздражение властей, и я не удивляюсь, что они хотели бы нас всех послать в миграцию. Только в Москве и Московской области живут, по неофициальным данным, до 40 тыс. Если Россия перекроет границу, тут будет такой же ужасный кризис, как в 90-е.
Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Респонденты отмечали, что автономия ГБАО во многом номинальная: местный пар- ламент имеет мало полномочий даже в экономической сфере. Большинство наших ин- формантов считает представительность памирцев в органах власти неадекватной, особо отмечая, что этнических памирцев не допускают к должностям в силовых структурах даже на территории ГБАО. В основ- ном, памирцы если и есть на государственных должностях, то не выше первого заместителя, и это именно те работники, на которых все держится.
Нам не доверяют, счи- тают, что мы какие-то сепаратисты, хотя для этого нет вообще никаких ос- нований. Они думают, что если случится форс-мажор, то памирцы могут занять позицию другой стороны. Особенно это обострилось после 2014 года, когда Россия захватила Крым и началась война в Украине.
На нашу власть это очень повлия- ло. Памирец, сотрудник коммерческой фирмы, житель Москвы Как угрозу намеренной постепенной ассимиляции воспринимают памирцы отсут- ствие государственной поддержки памирских языков, исключенность памирских язы- ков из системы школьного образования и официальной сферы употребления государ- ственные учреждения, суды, документооборот. Памирец, творческий работник.
Академическое из- учение языков и культуры памирских народов происходит только при поддержке част- ного фонда Ага-хана. По- степенно, постепенно переходил на таджикский язык. Букварь шугнанского языка внедряли в школах, но потом перестали.
Памирец, предприниматель, житель Душанбе. Памирка, сотрудница международной организации. Тысячелетиями эти языки существуют, кто-нибудь их финансировал?
Смотрите также
- Памирцы и таджики: особенности и различия
- Как развивалась ситуация
- Люди Памира
- Добро пожаловать!
- Таджикистан от Ферганской долины до Памира
07. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ @okasca_history
не таджики: у них другой язык, другая религия и другие обычаи. Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. памирцы и таджики чем отличаются: 50 фото и видео. памирцы живут на памире, а таджики в России.
Чем Памирские народы отличаются от Таджиков?
Автобусное сообщение здесь отсутствует еще с советских времен, а попутку приходится ждать часами зато любая машина подберет путника. В этом есть свои плюсы: можно путешествовать между кишлаками пешком, наслаждаясь великолепными видами гор. А о ночлеге и еде, как говорилось выше, не стоит беспокоиться. Итак, Памир совершенно не похож на Таджикистан, да и вообще страну с мусульманской культурой. Местные мазары могилы мусульманских святых поразительно напоминают буддийские сакральные монументы.
Есть тут и древние буддийские ступы. И это неудивительно: ведь Памир непосредственно граничит с индийскими Гималаями. Согласно одной из версий название «Памир» истолковывается как подножье Митры ведического и индоиранского божества. Исмаилитские мазары очень похожи на буддийские святыни Фото: Игорь Ротарь Дома исмаилитов тоже разительно отличаются от таджикских.
Дом должен быть моделью вселенной в миниатюре. Обязательный архитектурный элемент — пять столбов. В империи наместника Бога Духовный лидер исмаилитов, «наместник Бога на земле» Ага-хан IV проживает в Европе и считается одним из богатейших людей планеты. Выпускник Гарварда, он сегодня пытается объединить своих единоверцев в «единый духовный имамат».
Лидер исмаилитов не только помогает им получить образование он создал университет в столице таджикского Памира, городе Хороге , но и оказывает им весьма значительную финансовую поддержку. Ага-хан дважды — в 1995 и 1998 годах — посещал Горно-Бадахшанскую автономную область на Памире. Благодаря соглашениям, достигнутым с руководством Таджикистана, в Горный Бадахшан потекла обильная гуманитарная помощь. Можно без преувеличения сказать, что ныне именно дотации Ага-хана составляют основу экономики таджикского Памира.
Сегодня в Таджикистане шутят, что Горный Бадахшан превратился в «маленькую империю Ага-хана». Увы, к сожалению, у памирцев есть и другой, менее праведный источник дохода. Таджикский и афганский Памир разделяет река Пяндж. С таджикского Памира как на ладони видны афганские кишлаки, и с гражданами соседнего государства можно перекрикиваться под шум горной реки.
Граница здесь практически прозрачна, чем и пользуются контрабандисты. Основной товар из Афганистана, понятно, это наркотики, главным образом опиум. В качестве плавсредства контрабандисты используют обычную автомобильную камеру, к которой пришивают дно. Гребут деревянными лопатами.
Как сказал собеседник, и в местных языках и диалектах тоже легко запутаться. Вместе с таджикским, дари и фарси они относятся к иранским языкам. Но в то же время существенно различаются. Вторым отличием народов Горного Бадахшана от остального населения Таджикистана, по словам студента, оказалась форма ислама. Подавляющее большинство памирцев являются шиитами-исмаилитами. Ислам можно условно разделить на две крупные ветви — суннитов и шиитов. Различаются они подходом к преемственности в исламе. Сунниты признают первых четырех халифов после основоположника этой религии пророка Мухаммеда Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али , а шииты чтят только последнего из этой четверки — халифа Али, который является у них первым из 49 почитаемых имамов.
Исмаилиты — это одна из ветвей ислама шиитского толка. До принятия ислама они были зороастрийцами и буддистами. Главой исмаилитов считается Ага-Хан — имам назаритов, самой крупной исмаилитской общины. Это 49-й по счету имам назаритов. Можно вместо этого просто пожертвовать какие-то средства.
Остановились мы как-то по нужде. Выходим из машины, смотрим впереди красные вымпелы висят и написано что-то. Смеясь, что кто-то рекламную компанию тут проводит, подходим ближе и видим надпись — "Осторожно мины" и рисунок на котором от человека руки и ноги отлетают. Сразу, почему-то по нужде всем расхотелось. Знаки Мины установлены на протяжении всей дороги и можно проводить конкурс на креативность художников по изображению отлетающих конечностей. Таких флажков по дороге масса. Также встречаются саперы, которые под эгидой Красного Креста проводят разминирование — прям едешь и видишь как они на обочине из земли что-то выкапывают. По дороге растет много диких гранат, тутовника шелковицы , хурмы и прочих растений. То тут то там постоянно встречаются водопады, подземные ключи… В одном месте проезжаем, Алик говорит — Хотите Нарзана? Остановился, взял стакан и занырнул в заросли — Вот попробуйте, говорит. Действительно, холодная, минеральная, сильногазированая вода — источник бьет прямо из горы, в метре от дороги. Кстати, здесь можно не только на деревьях гранат нарвать, но и в горах накопать легко мешочек камней Алик хорошо знает эти места поскольку сам он с Памира. Причем, когда чем-нибудь недоволен постоянно говорит — Да, эти таджики опять… Мне поначалу так это слух резало, потом я не выдержал и спросил — Алик, как понять "эти таджики", а ты кто? Он — Я не таджик, я — Памирец! Памирцы считают себя отдельной народностью, даже высшей кастой. У них все по своему. По легенде — это остатки войска Александра Македонского, которое он распустил после завоевания Индии и которые не стали возвращаться в Грецию. И действительно внешне они отличаются. Встречаются даже блондины с голубыми глазами. А еще на Памире обнаружена и последняя задокументированная стоянка древних Ариев. На Памире все по своему. Религия — Зороастризм, в которой образ бога — это свет. В храме главное не здание, а огонь. Кстати, праздник Навруз начало весны пришел в ислам именно из зороастризма. Дома строятся из скального камня и обязательно делается окно в центре крыши для поступления света традиционный памирский дом. Технология строительства из скального камня столь высока, что когда видишь забор длиной в десятки метров, который построен путем укладывания друг на друга кривых скальных камней без какого-либо цемента или скрепляющего материала, при этом с идеально ровной стенкой, выдерживающей землетрясения — это поражает. На Памире очень ценится земля — во-первых ее очень мало, а во-вторых в таком суровом климате до -50 урожай растет весьма скудный. Поэтому земля — это главное богатство, которое передается в семье по-наследству. Есть такая традиция — если умирает муж а ранняя смертность тут не редкость , то вдову берет в жены его брат, чтобы надел земли не ушел из семьи. Именно здесь я прочувствовал, что означает выражение "горная тропа". Ну то есть как — я и раньше понимал, что это такая тропинка в горах по которой можно пройти и ходил по таким неоднократно, но горная тропа которая сопровождала нас на протяжении 300 км по афганской стороне — это что-то! Со стороны Афганистана вдоль границы нет дороги, там идет тропа шириной прохода одного ишака. Эта тропа идет вдоль отвесных скал то поднимаясь к вершине, то спускаясь до самого Пянджа. Для удобства, на фотографиях прохождение тропы отмечено красными точками. А для масштаба — в центре, над точкой, можете разглядеть идущих людей. На ней нет никаких перил или ограждений, где-то подложены жерди, где-то камни, видно что постоянно эти конструкции обваливаются порой с высоты 500 метров, видимо вместе с проходящими по ней… Так вот эта тропа соединяет два афганских города. Идут по ней пешком неделю. Идут, естественно, в обе стороны, но ширина тропы такова, что одновременно пройти нельзя, поэтому в некоторых местах сделаны углубления где можно пропустить встречный поток, но для этого нужно постоянно мониторить ситуацию впереди, поскольку ишак развернуться не может и если они встретятся лоб в лоб то одного придется сбросить вниз, а на ишаке везут весь свой багаж. Встретили процессию которая везла невесту — девушка в свадебном наряде гордо восседала на ишаке во главе колонны, дальше шло навьюченное приданое, а потом уже пешком шагали сопровождающие. Причем двигаются они довольно быстро — мы их обогнали, сколько-то проехали, остановились перекусить — смотрим, а они уже догнали нас. Хорог Так петляя по ущельям мы, уже затемно, наконец-то въехали в Хорог.
Оглядываясь на их наследие, мы увидим заметное различие между памирцами и таджиками, принимающими корни от общего региона Красной Книги, и обнаружим несколько уникальных черт, отличающих одну группу от другой. Видео материалы, рассказывающие о культуре памирцев, демонстрируют их гармоничное сосуществование с суровыми природными условиями. Они привносят в повседневную жизнь элементы пастушеского хозяйства и молодежной инициативы, которые отлично сочетаются с особенностями трансхаджацкой культуры.