уникальная возможность окунуться в мир гениального Моцарта, исполненного оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Однако, согласно отчету Леопольда, при первом исполнении фортепианного концерта № 20 ре минор (К. 466) Моцарт, который был солистом и дирижером, использовал свое собственное пианино, оснащенное педалью. Maria João Pires, Pierre Boulez, Berliner Philharmoniker, 2003) в онлайн-кинотеатре Okko. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Смотрите также
- Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром.
- моцарт концерт 20 - 200 треков. Слушать онлайн
- Знаменитые фортепианные концерты - Моцарт - Концерт N20: katani08 — LiveJournal
- Piano Concerto No. 20 (d-moll), K. 466
- Знаменитые фортепианные концерты - Моцарт - Концерт N20: katani08 — LiveJournal
Концерт для фортепиано с оркестром № 20 (моцарт)
Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей: I часть — это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме. II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность. Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией. III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм.
Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра — этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание. Главной особенностью тематизма можно назвать контрастность образов, широкую эмоциональную амплитуду, при этом главным образом является мрачно-возбужденный тематизм, изложенный в экспозиции I части. Структура произведения классическая, то есть состоит из 3 контрастных друг другу частей: I часть написана в сонатной форме.
Для экспозиции характерно наличие тревожности, которая проявляется в наличии синкопированного ритма. Побочная партия серьезно отличается по образу, в ней можно услышать пасторальные напевы, ведущая партия у деревянно-духовых инструментов. В репризе происходит драматизация образов главной партии. II часть написана в жанре романса.
Далее следует тот же формат, что и выше, с кратковременной паузой для введения обычной каденции. После каденции настроение значительно проясняется, и теперь у пьесы полностью солнечный характер, поскольку мы сейчас находимся в параллельной тональности ре мажор , и яркая счастливая мелодия переходит на гобоев, а затем на духовые.
Сольное фортепиано повторяет тему, прежде чем полный оркестровый пассаж развивает пассаж, завершая концерт ликующим финалом. Фон Через несколько дней после первого выступления отец композитора Леопольд , приехавший в Вену, написал своей дочери Наннерль о недавнем успехе ее брата: « отличный новый фортепианный концерт Вольфганга, над которым копировщик все еще работал. Она написана в ключе от ре минор. Среди других произведений композитора в этом ключе — « Фантазия К. Молодой Людвиг ван Бетховен восхищался этим концертом и сохранил его в своем репертуаре. Одно из любимых фортепиано Моцарта, на котором он играл, когда жил в Вене, имело педальную доску, которая управлялась ногами, как на органе.
Это пианино, которым владел Моцарт, выставлено в Доме Моцарта в Зальцбурге, но в настоящее время у него нет педальной доски.
Каденция Бетховена. Allegro assai — В. Моцарт 13:26 K. Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
Для меня самый бесспорно первоклассный вариант - Артур Рубинштейн, два гения "в одном флаконе" просто невероятное для впечатления сочетание. В 2015 году Дмитрий Маслеев исполнил 20-й концерт Моцарта во втором туре Международного конкурса Чайковского и стал лауреатом. Копия записи в "Одноклассниках" довольно-таки бледная.
Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром.
- Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20, K. 466. Видео | «Музыкальная карта»
- Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром. - купить Магазин Ноты - Нота24
- Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром 20
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕЙБЛ
- Всероcсийский Концертный Зал : Московская государственная академическая филармония
- Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром №20: kaar_ina — LiveJournal
Моцарт - Концерт №20 Ре-Минор
В.А. Моцарт — Концерт для фортепиано с оркестром №20 Ре минор, 2 часть 10:18. Концерты для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта в исполнении Святослава Рихтера. КОНЦЕРТ № 20. Ре минор (К. V. № 466). для фортепиано с оркестром Редакция М. Соколова. (1785 г.) Переложенне для двух. Гольденвейзера. Allegro. Piano II (оркестр).
Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром 20
В 1862 году вышел хронологический каталог произведений венского классика, в котором были восстановлены все даты создания. Каденцию к 20 концерту Моцарта написал Людвиг ван Бетховен. Авторские варианты каденций не сохранились. Наиболее плодотворным периодом для сочинения концертов для фортепиано можно считать временной промежуток с 1782 — 1786 года. В это время композитор переехал в Вену, где постоянно устраивал «академии» - это авторские концерты, где Моцарт выступал в роли не только исполнителя, но и дирижера и композитора. Тогда было сочинено 15 концертов. Форма произведения классическая, то есть состоит из трех частей: I часть — это диалог страстный диалог фортепиано и оркестра. Стремительное развитие темы напоминает движение мотора, работающего в ровном ритме. II часть контрастна предыдущей. В ней проявляется не только драматичность, но и чувственность.
Тема излагается каноном у фортепиано и группы струнных инструментов. В процессе развития в партии пианиста рождается абсолютно новая мелодия, наполненная необычной красотой и грацией. III часть представляет собой финальное рондо, в котором появляется менуэтная тема, ломающая предыдущий ритм. Примечательно, что в данном концерте Моцарт использовал неполный состав оркестра — этот прием позволил создать ощущение камерности, изящности и лёгкости. Многие сочинения композитора исполнялись музыкантом сразу после написания партитуры. Эта композиция не является исключением. Тональность композиции ре минор уже отражает ее трагичное, скорбное содержание.
Обновление от 16. Добавлено 26 новых исполений: 1 Из списка 4700 концертов, спасибо огромное Serge SergeCpp за ссылку, было установлено, что 20-й концерт исполнялся всего 21 раз наверно боятся , из них: ссылки на Alexander Melnikov 3074 и Janina Fialkowska 4496, 2843 — к сожалению «мертвы», еще два концерта Maria-Joao Pires и Jan Lisiecki уже есть в коллекции, итого остается 16 концертов: 01. Пианист - Alfred Brendel четвертое исполнение 03. Пианист - Andras Schiff второе и третье исполнение 34. Пианист - Mitsuko Uchida третье исполнение 39.
Движение заканчивается на тихой ноте. Романзе править Рукопись Брамса » каденции к первому движению. Трубы и литавры в этом движении не используются. Эта лирическая, страстная, нежная и романтическая мелодия рисует картину мира и гармонии между фортепиано и оркестром, а также вдохновила ее на название «Romanze». На полпути пьеса переходит ко второму эпизоду часть C , где вместо красивой мелодии начинается буря. Новый бурный материал — это бурная, взволнованная и зловещая тема в относительной тональности соль минор , что в значительной степени контрастирует с мирным настроением в начале движения. Пьеса завершается восходящим арпеджио , легким и нежным, постепенно до тех пор, пока не станет слабым шепотом. Рондо, Аллегро Ассай править Финальная часть, рондо, начинается с рояля соло, поднимающегося вверх в домашней тональности, прежде чем весь оркестр отвечает яростной партией. Фортепиано затрагивает вторую мелодию, настроение все еще мрачное, но странно беспокойное.
Среди фортепианных произведений Моцарта ни одно не написано явно с партией для педальной доски. Предположительно педальная доска использовалась для усиления партии левой руки или добавления более низких нот, чем могла бы играть стандартная клавиатура. Поскольку Моцарт был знатоком органа, управлять педалью ногами было не сложнее, чем использовать только руки.
Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром.
В корзину. Николаев. Школа игры на фортепиано. Это первый из двух концертов для фортепиано написанных в миноре (второй — Концерт № 24 для фортепиано с оркестром (англ.)). Моцарт Концерт Для Фортепиано С Оркестром Скачать mp3. В моём блоге имеется также видеозапись рахманинского концерта с оркестром № 3 с его участием. В корзину. Николаев. Школа игры на фортепиано. 20-ый фортепианный концерт (ре-минор).
Выберите страну или регион
Концерт для фортепиано с оркестром в тональности до мажор был написан композитором для собственного выступления. 28.05.2018, 20:30:27. Моцарт, концерт №20 для фортепиано с оркестром ре-минор. Сохранено в музыка Музыка. Концерт 20 для фортепиано с оркестром ре минор, К. 466 - слушать онлайн и скачать в mp3.
Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром No. 20, K. 466
За оставшиеся 18 лет своей жизни ему предстояло написать еще 22 — в среднем около 1,2 фортепианных концерта в год. То есть в дополнение к 800 другим его композициям. Хотя Бетховен написал всего пять фортепианных концертов, было бы справедливо сказать, что моцартовские, как правило, были меньше и изящнее. Его 20-й концерт, отнюдь не бессмысленный, является одним из самых прекрасных произведений композитора. Впервые был исполнен в казино Мельгрубе. На самом деле, этот концерт, сочиненный около 1738 года, вероятно, первоначально был написан для скрипки до того, как Бах решил аранжировать его для клавесина, возможно, в качестве учебного произведения для своих собственных сыновей. Каков результат?
Изысканный образец ансамблевого музицирования в стиле барокко.
Она отличалась от всего написанного ранее тем, что в ней отсутствовало слово: нет ни программного заголовка, ни вокальной партии; это — начало нового этапа, наиболее традиционная и строгая малеровская композиция, корень взвешенности и полифоничности которой видят в погружении автора в музыку Баха. Дискутируя вопрос о том, насколько творчество отражает события личной жизни автора, а насколько становится для него убежищем от событий внешнего мира, многие исследователи, тем не менее, проводят достаточно смелые параллели между траекторией драматургического развития Пятой симфонии и значительными изменениями в самоощущении и статусе Малера, произошедшими в процессе работы над ней. Приступая к созданию партитуры, композитор был под тяжелым впечатлением от болезни, едва не стоившей ему жизни.
Уже в процессе сочинения он познакомился с Альмой Шиндлер — одной из первых красавиц Вены, на двадцать лет младше него — на которой стремительно женился.
Вновь возвращается жизнерадостный тематизм. Вторая часть начинается с потрясающей по красоте темы у струнной группы оркестра. Эта же тема будет виртуозно варьироваться в партии солирующего фортепиано, на фоне будет сопровождение струнных пицциакато. Третья часть немного неустойчивая, изначально наполнена интонациями вопроса, на которые нет ответа. Музыка расцветает с новой мощью и красотой, в каждом музыкальном построении словно утверждается мысль о том, что нужно продолжать жить и радоваться каждому мгновению. Именно здесь композитор нашел, то что так долго искал, а именно признание фортепианной музыки. В этой стране активно совершенствовался инструмент, а также проводилась печать музыкальных произведений для пианино. Так в этот период творчество всего за 4 года, автор сумел сочинить 15 фортепианных концертов с оркестром, среди которых особую популярность получил 23.
Премьера прошла 2 марта 1786 года и была успешной для композитора. Композиция состоит из трех частей: I часть олицетворяет контраст между оркестром и фортепиано. Украшением является виртуозная каденция. II часть написана в жанре сицилианы. III часть — это диалог между фортепиано и оркестром. Блеск и игривость музыки — вот, что отражает сущность не только музыки, но и характера Вольфанга Амадея Моцарта. Потрясающая виртуозность и импровизационность концерта делают его одновременно самым сложным, но и самым красивым в творчестве венского классика. Сегодня концерт активно исполняется крупнейшими мировыми пианистами. Музыка Концертов для фортепиано Моцарта в кинематографе Произведение.
Mozart: Sinfonia Concertante. Моцарт LP. Моцарт симфония 41 Юпитер. Симфонии Моцарта. Видео Моцарт песня с оркестром для фортепиано видео. Артуро Бенедетти Микеланджели пианист. Аргерих Микеланджели. Флавио Бенедетти Микеланджели. Нотная рукопись Моцарт.
Рукописи Моцарта. Шопен концерт 2. Концерт для фортепиано с оркестром 21 Моцарт. Моцарт концерт для фортепиано с оркестром 21 2 часть. Первый концерт Шопена. Моцарт концерт 9 для фортепьяно с оркестром. Моцарт обложка. Концерт Моцарта в Франкфурте. Фестиваль Моцарта в Вюрцбурге.
Концерт Моцарта Тирасполь. Моцарт концерт для фортепиано с оркестром Ноты. Камерный оркестр 20 века. Оркестр 19 века. Музыкальная классика 20 века. Концерт Шопена. Моцарт афиша. Бюст Моцарта. Моцарт концерт 23 Ноты.
Концерт для фортепиано 21 Моцарта. Моцарт концерт 23 для фортепиано с оркестром 2 часть. Моцарт концерт 23 1 часть. А Моцарт концерт 2 часть. Конкурс Чайковского 2019 фортепиано. Конкурс Чайковского 2015.
Моцарт Вольфганг Амадей - Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре минор - ноты
Моцарт концерт 1 финал. Моцарт концерт. Опера Дон Прокопио. Mozart: Sinfonia Concertante. Моцарт LP.
Моцарт симфония 41 Юпитер. Симфонии Моцарта. Видео Моцарт песня с оркестром для фортепиано видео. Артуро Бенедетти Микеланджели пианист.
Аргерих Микеланджели. Флавио Бенедетти Микеланджели. Нотная рукопись Моцарт. Рукописи Моцарта.
Шопен концерт 2. Концерт для фортепиано с оркестром 21 Моцарт. Моцарт концерт для фортепиано с оркестром 21 2 часть. Первый концерт Шопена.
Моцарт концерт 9 для фортепьяно с оркестром. Моцарт обложка. Концерт Моцарта в Франкфурте. Фестиваль Моцарта в Вюрцбурге.
Концерт Моцарта Тирасполь. Моцарт концерт для фортепиано с оркестром Ноты. Камерный оркестр 20 века. Оркестр 19 века.
Музыкальная классика 20 века. Концерт Шопена. Моцарт афиша. Бюст Моцарта.
Моцарт концерт 23 Ноты. Концерт для фортепиано 21 Моцарта. Моцарт концерт 23 для фортепиано с оркестром 2 часть. Моцарт концерт 23 1 часть.
В «Дон Жуане» и после него Моцарт - не просто молодой человек, умеющий радоваться жизни и принимать ее дары, но зрелый ум, размышляющий о жизни и смерти, о границах свободы и расплате за то, что «все позволено». Инструментальным отражением Дон Жуана был концерт для фортепиано ре минор. Здесь та же тональность ре минор, те же контрасты, та же жажда любви и та же светлая печаль.
Валленштейн, солист — А.
Движения Концерт записывается для соло фортепиано , флейты , двух гобоев , двух фаготов , два рожка , две трубы , литавры и струны. Как это типично для концертов , это в трех частях :.
Она говорит и о самом Чайковском не меньше, чем о Моцарте. Чайковский был само самоистязание и отсутствие душевного покоя.
В двадцатом веке появилось много работ, разоблачающих «мифы» о Моцарте. Один из них — именно о том, как Моцарт создавал музыку. Дотошные интроверты-музыковеды пытаются доказать, что у Моцарта обнаружено много черновиков, что он писал в основном на заказ, а не по велению души.
Кстати, в этом же «обвиняют» и Пушкина. И прочая чепуха. Я все эти книги прочел.
Я прочел их и проанализировал. И могу вас твердо уверить, что Чайковский абсолютно прав. Я видел написанные рукой Моцарта партитуры, в них нет ни одной помарки, и я видел оригинальные партитуры Бетховена, которые испещрены помарками и исправлениями.
Миф такой живучий, что даже Дмитрий Быков в статье «Антонио заели» тоже пишет об этом, хотя он сам поэт и должен бы понимать творческий процесс. Он пишет: «Миф о светлых гениях, творящих без труда, опровергается черновиками Пушкина и титаническими трудами Моцарта, проводившего за инструментом и над партитурами куда больше времени, чем во всех пресловутых застольях и будуарах». Быков не прав, как и не правы все низвергатели светлого гения Пушкина и Моцарта, потому что ради доказательства несомненного адского трудолюбия их обоих, они выбрасывают с водой ребенка, то есть ту невозможную «легкость», с которой они творили.
Чтобы не возвращаться к этому вопросу небольшой отрывок из письма Моцарта отцу 1780 год: «Сегодня — ибо сейчас уже 11 часов, почти ночь — у нас была академия концерты по подписке, МГ Там исполнялись 3 мои вещи. Новые, само собой. Рондо из концерта для Брунетти, соната с аккомпанементом на скрипке — для меня, которую я сочинил вчера ночью между 11 и 12 часами, но, чтобы успеть, записал только партию голоса для Брунетти, а свою партию держал в голове...
Моцарт и Пушкин много и напряженно работали. Но работали они не так, как это представляется педантам. Многие музыковеды не вполне понимают творческий процесс.
Прозовцы скорее поймут меня. Идеи, стихи, мелодии возникают в любой момент в связи с чем-то, а иногда без видимой связи. Но они всегда выражение характера и состояния человека.
У кого гениальная память, тот держит все это в голове, остальные записывают это на клочках бумаги, на чем попало. И потом, когда нужно писать на заказ или по другим причинам, эти наброски и черновики используются. К счастью, имеется много выдающихся книг, авторы которых правильно понимают Моцарта.
Среди них выделяется просто великолепная книга о Моцарте Георгия Васильевича Чичерина нарком иностранных дел , прочитанная мною в 1974 году, и раз и навсегда сформировавшая мое понимание Моцарта. Методически мыслящие музыковеды разоблачают еще 2 мифа, один о том, что Сальерьи не отравил Моцарта. Критики набросились на Формана за то, что он проводит в кинофильме эту тему опять.
Но все трое - Пушкин, Шаффер и Форман не об этом. Пушкин писал шекспировского типа пьесы. Чуть расширим идею.
Лев Толстой — реалист, который показывает подлинную жизнь и историю в ее переплетении и многообразии, не понимал Шекспиира, и не поленился написать сокрушительный критический разбор «Короля Лира». Но Шекспир не реалист. Он писал притчи.
Как древнегреческие драматурги. Король Лир - притча о детях, предавших отца, Гамлет - притча о нерешительности, приводящей всех к гибели, Отелло - притча о любви и ревности. Пушкин в "Моцарте и Сальери" пишет притчу о заурядности, завидующей гению.
Он мог придумать вымышленных героев для этой цели, но легче было взять уже готовых Моцарта и Сальери. Об этом пишет выдающийся пушкинист — Дмитирий Благой. Только и всего.
Отравил Сальери Моцарта или нет, значения не имеет. У Пушкина, надо полагать, был кое-какой опыть в этом вопросе. Я имею ввиду зависть к гению.
Еще один миф о том, что у Моцарта жизнь, ее события и переживания не отражены в музыке. Но это ужасное буквоедство. Нужно не искать соответствия по датам писем, и другим источникам, а нужно прочесть их все и составить представление о Моцарте, увидеть за письмами характер, стиль жизни, ощущение мира Моцартом, и тогда все образуется.
Гениальному Чайковскому не нужно было читать всех писем Моцарта, ему достаточно было музыки Моцарта, чтобы понять сущность характера Моцарта. Если кому-то интересно, привожу отрывок из письма Моцарта отцу 1787 : «... Поскольку смерть строго говоря есть истинная конечная Цель нашей жизни, то я за последние несколько лет так хорошо познакомился с этим истинным, лучшим другом Человека, что в ее образе для меня нет теперь не только ничего пугающего, - но очень много успокоительного и утешительного!
И я благодарю господа моего, что он даровал мне счастие, представив возможность вы понимаете меня распознать в ней ключ к нашему истинному блаженству. Всякий раз, ложась спать, я помню, что возможно как бы молод я ни был , мне не суждено будеть увидеть завтрашний день. И все же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален.
И за это блаженство я всечасно благодарю моего Творца, и от всего сердца желаю такого же блаженства моим Ближним».
1 комментарий
- Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром.
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕЙБЛ
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Структура и анализ работы
- Комментарии
- Концерт для фортепиано с оркестром № 20 (моцарт) - piano concerto no. 20 (mozart)
В. А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20, К.466. Солист и дирижер - Даниэль Баренбойм.
Моцарт концерт номер 20 для фортепиано с оркестром Ноты. Новости. Знакомства. Композитор: Вольфганг Амадей Моцарт. 2012 мировая классика. Моцарт — Концерт для фортепиано с оркестром №20 ре минор, KV466 (Алексей Султанов) 31:35. Get to know everything Vimeo can do for your business. Watch now.
Моцарт концерт 20
Концерт для фортепиано с оркестром 21 Моцарт. Моцарт концерт для фортепиано с оркестром 21 2 часть. Первый концерт Шопена. Моцарт концерт 9 для фортепьяно с оркестром. Моцарт обложка. Концерт Моцарта в Франкфурте. Фестиваль Моцарта в Вюрцбурге. Концерт Моцарта Тирасполь. Моцарт концерт для фортепиано с оркестром Ноты. Камерный оркестр 20 века. Оркестр 19 века.
Музыкальная классика 20 века. Концерт Шопена. Моцарт афиша. Бюст Моцарта. Моцарт концерт 23 Ноты. Концерт для фортепиано 21 Моцарта. Моцарт концерт 23 для фортепиано с оркестром 2 часть. Моцарт концерт 23 1 часть. А Моцарт концерт 2 часть. Конкурс Чайковского 2019 фортепиано.
Конкурс Чайковского 2015. Премии Чайковского по фортепиано Маслеев. Корейский симфонический оркестр. Орион Чкаловец. Лагерь Чкаловец. Ансамбль Семионов. Моцарт концерт для 2 фортепиано. Моцарт концерт для двух фортепиано с оркестром. Ансамбль «классика-арт» фото. Архангельское концерты.
Капелла 25 05 2023. Рейнеке концерт для флейты.
Не исключено, что Йозеф Гайдн был свидетелем создания произведения. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт , специально приехавший из Зальцбурга, через несколько дней написал своей дочери Наннерль, чтобы сообщить ей о недавнем успехе этого нового концерта: «[Я слышал] отличный новый фортепианный концерт Вольфганга, над которым копировщик все еще работал, когда мы вошли.
Ваш брат даже не успел поиграть в рондо, потому что он руководил копированием.
В чем его секрет? Ответа нет». Гениальный Булгаков выразил эту мысль уже по отношению к Пушкину словами поэта Рюхина в «Мастере и Маргарите»: «Но что он сделал? Я не понимаю... Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою...
Не понимаю!.. Повезло, повезло! Я такую игру придумал - слушать музыку и смотреть на Мону Лизу. И пришел к выводу, что никто из композиторов не тянет, чтобы совпасть по ощущению. Только Моцарт эквивалентен, они вписываются друг в друга. То, что Бетховен выделял 20-й, стоит многих страниц описания.
Чайковский боготворил Моцарта. Это высшая возможная похвала. Из письма к Фон Мекк: «Это была чудная, безупречная, бесконечно добрая, ангельская непорочная личность. Это было воплощение идеала великого художника, творящего в силу бессознательного призыва своего гения. Он писал музыку, как поют соловьи, то есть не задумываясь, не насилуя себя. И до чего ему было легко писать!
Он никогда не писал черновых набросков. Его гениальность была такова, что все свои сочинения он писал партитурой. Он их отделывал в голове до мельчайших подробностей. Для него не существовало никаких трудностей. Чистота его души была безусловная.. Он не знал ни зависти, ни мщения, ни недоброжелательства, и мне кажется, что все это слышится в его музыке, свойство которой примирять, просветлять, нежить».
Это возвышенная похвала. Она говорит и о самом Чайковском не меньше, чем о Моцарте. Чайковский был само самоистязание и отсутствие душевного покоя. В двадцатом веке появилось много работ, разоблачающих «мифы» о Моцарте. Один из них — именно о том, как Моцарт создавал музыку. Дотошные интроверты-музыковеды пытаются доказать, что у Моцарта обнаружено много черновиков, что он писал в основном на заказ, а не по велению души.
Кстати, в этом же «обвиняют» и Пушкина. И прочая чепуха. Я все эти книги прочел. Я прочел их и проанализировал. И могу вас твердо уверить, что Чайковский абсолютно прав. Я видел написанные рукой Моцарта партитуры, в них нет ни одной помарки, и я видел оригинальные партитуры Бетховена, которые испещрены помарками и исправлениями.
Миф такой живучий, что даже Дмитрий Быков в статье «Антонио заели» тоже пишет об этом, хотя он сам поэт и должен бы понимать творческий процесс. Он пишет: «Миф о светлых гениях, творящих без труда, опровергается черновиками Пушкина и титаническими трудами Моцарта, проводившего за инструментом и над партитурами куда больше времени, чем во всех пресловутых застольях и будуарах». Быков не прав, как и не правы все низвергатели светлого гения Пушкина и Моцарта, потому что ради доказательства несомненного адского трудолюбия их обоих, они выбрасывают с водой ребенка, то есть ту невозможную «легкость», с которой они творили. Чтобы не возвращаться к этому вопросу небольшой отрывок из письма Моцарта отцу 1780 год: «Сегодня — ибо сейчас уже 11 часов, почти ночь — у нас была академия концерты по подписке, МГ Там исполнялись 3 мои вещи. Новые, само собой. Рондо из концерта для Брунетти, соната с аккомпанементом на скрипке — для меня, которую я сочинил вчера ночью между 11 и 12 часами, но, чтобы успеть, записал только партию голоса для Брунетти, а свою партию держал в голове...
Моцарт и Пушкин много и напряженно работали. Но работали они не так, как это представляется педантам. Многие музыковеды не вполне понимают творческий процесс. Прозовцы скорее поймут меня. Идеи, стихи, мелодии возникают в любой момент в связи с чем-то, а иногда без видимой связи. Но они всегда выражение характера и состояния человека.
У кого гениальная память, тот держит все это в голове, остальные записывают это на клочках бумаги, на чем попало. И потом, когда нужно писать на заказ или по другим причинам, эти наброски и черновики используются. К счастью, имеется много выдающихся книг, авторы которых правильно понимают Моцарта. Среди них выделяется просто великолепная книга о Моцарте Георгия Васильевича Чичерина нарком иностранных дел , прочитанная мною в 1974 году, и раз и навсегда сформировавшая мое понимание Моцарта. Методически мыслящие музыковеды разоблачают еще 2 мифа, один о том, что Сальерьи не отравил Моцарта. Критики набросились на Формана за то, что он проводит в кинофильме эту тему опять.
Но все трое - Пушкин, Шаффер и Форман не об этом.
Возможно, это причина, по которой композитор пишет этот концерт. Не исключено, что Йозеф Гайдн был свидетелем создания произведения. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт , специально приехавший из Зальцбурга, через несколько дней написал своей дочери Наннерль, чтобы сообщить ей о недавнем успехе этого нового концерта: «[Я слышал] отличный новый фортепианный концерт Вольфганга, над которым копировщик все еще работал, когда мы вошли.