Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно.
Кто такой дьякон.
Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения. Рукоположение во диаконы.
Что такое дьякон?
Диакон обладает заметной богослужебной ролью так же, как и пастырско-общественной (под руководством своего архиерея или настоятеля). Чаще всего диаконом сегодня становится тот, кто по непонятным причинам не мог стать священником. КТО ТАКОЙ ДИАКОН часть 1. Диакон обладает заметной богослужебной ролью так же, как и пастырско-общественной (под руководством своего архиерея или настоятеля).
Дьякон - это ближайший помощник священника и архиерея
В Православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. священнослужитель, имеющий т.н. первую, низшую (чем священник) степень священства, не совершающий самостоятельно богослужения. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных; а потом они служили и при совершении таинств.
КТО ТАКИЕ ДЬЯКОНЫ И В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИХ СЛУЖЕНИЕ?
Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного. Библейские дьяконы, таким образом, подобны защитникам общины, чья работа заключается в защите атакующего игрока. Кроме того, кто несет ответственность за утверждение и назначение дьякона в церкви?
О служащих в храме
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Женщинам в христианском храме традиционно отводится второстепенная роль: священнодействовать могут лишь мужчины. Наступление третьего тысячелетия в этом смысле ничего не изменило, и церковь остается, пожалуй, самым консервативным институтом, где не идет и речи о продвижении женщины вверх по «карьерной» лестнице наравне с мужчинами. А ведь когда-то, на заре христианства, и представительницы прекрасного пола получали чин и доступ к алтарю, могли участвовать в проведении богослужений и литургии и даже совершать некоторые таинства. Диакониссы были известны еще в апостольское время, а к началу второго тысячелетия о них уже успели позабыть. Диакониссы в Риме — начало христианства Словом «диакон», а за ним и «диаконисса», что в переводе с греческого означает «служитель», обозначалась именно форма церковного служения. Считается, что диакониссы были впервые упомянуты еще в «Послании к римлянам» апостола Павла - книге Нового Завета, где речь шла о Фиве, диакониссе церкви Кенхрейской. Начиная с IV века о диакониссах уже упоминают официальные документы. Диаконы проходят служение на низшей степени священства, сами они не совершают таинств, но помогают священникам во время богослужения.
Такая же, и даже большая роль отводилась когда-то диакониссам. Святая Олимпиада, диаконисса Так, считалось не вполне приличным для мужчины-священника появляться в доме у женщины. В случаях, когда требовалось причащение больных, беременных женщин, на помощь приходили диакониссы. Помимо этого, в те времена при крещении предписывалось помазание елеем по всему телу; эта обязанность — в отношении женщин — возлагалась на диакониссу. Диакониссы участвовали в совершении литургии, занимались катехизацией, помогали больным, распределяли пожертвования среди нуждающихся женщин. Через диакониссу представительницы слабого пола могли обратиться к епископу, что напрямую было сделать невозможно.
Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах. Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония — самый древний чин в Церкви после апостольского. И самый первый мученик в истории Церкви — это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов».
Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги. В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» Деян. Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл — будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви. Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы — «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.
Псаломщик чтец Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из Писания. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью — бархатную шапочку. Иподиакон Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь.
Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Протодиакон Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Иерей Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Протоиерей Этот сан дается в награду за какие-то заслуги.
В прошлое воскресенье в нашей церкви был рукоположен на диаконское служение Олег Клютченя. Это брат с миролюбивым характером, вместе с супругой Еленой в нашей церкви трудятся уже долгое время. Олег проводит еженедельные встречи по изучению Библии, служение «Свобода в Боге», молитвенные собрания, он также является помощником по хозяйственной части и техническим нуждам церкви. Прилежный муж, любящий отец для дочери Верочки, верный и глубоко верующий человек.
Степени священства
Ниже их по чину — иподиаконы. Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. Совершение литургии и богослужений суточного круга возможно осуществлять без диакона, поскольку епископ или священник может возглавлять богослужения в одиночку.
Диакониссы участвовали в совершении литургии, занимались катехизацией, помогали больным, распределяли пожертвования среди нуждающихся женщин. Через диакониссу представительницы слабого пола могли обратиться к епископу, что напрямую было сделать невозможно. Кроме этого, с IV века действовал запрет женщинам молиться вместе с мужчинами, и служительницы помогали в «женской» части храма. Святая Татьяна, диаконисса При изучении института диаконисс исследователи придерживаются одной из двух точек зрения: либо женщины выполняли лишь роль помощников, исполняя служение, подобное служению диаконов, но по отношению к представительницам своего пола, либо же им отводилась более важная роль.
Диакониссы получали свой чин посредством рукоположения от епископа. Для ищущих этого служения существовали строгие требования. Диакониссой могла стать лишь незамужняя, овдовевшая или монашествующая женщина, чья жизнь не вызывала никаких нареканий. Вместе с ней могли проживать только ближайшие родственники. Обычно возраст диакониссы был не меньше сорока лет. Замужество для той, что выбрала этот путь, становилось невозможным.
В случае, если после рукоположения диаконисса вступала в брак, и она, и ее муж подвергались анафеме. Еще большему осуждению подвергалась внебрачная любовная связь. О роли диаконисс в истории христианской церкви первых веков новой эры говорит уже то, что десять из таких женщин были причислены к лику святых. Диакониссой была и святая мученица Татьяна, ныне покровительница студентов, которая жила в Риме в III веке. Почему диакониссы исчезли в Средневековье Диакониссы были упомянуты в некоторых римских законах; после падения империи этот чин сохранялся еще несколько столетий. Одна из жен короля меровингов Хлотаря I, Радегунда, стала диакониссой ради того, чтобы избавиться от ненавистного статуса.
Византийская практика XV в. Симеона Солунского. Чин на избрание архиерея предписывал следующий порядок: для выбора кандидата на вдовствующую кафедру правящий областью архиерей - митрополит устраивал собор из подведомственных ему епископов. Они совершали краткий молебен, после чего высказывали свои мнения о возможных кандидатах, таким образом, наконец, избирались трое. Митрополит, кстати, на соборе отсутствовал, его представлял хартофилакс, который и вёл собрание. Имена избранных собором кандидатов хартофилакс сообщал правящему епископу, который и избирал из трёх единого. А вот 4-е правило I Вселенского Никейского Собора 325 год : Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту.
Ещё раньше на Карфагенском Соборе 419 года 61-й канон речь идет и об участии народа в избрании епископа: Подобает определити и сие: аще когда приступим к избранию епископа, и возникнет некое прекословие, понеже были у нас в разсмотрении таковые случаи; дерзновенно будет трем токмо собратися для оправдания имеющаго рукоположитися; но к вышереченному числу да присоединится един или два епископа; и, при народе, к которому избираемый имеет быти поставлен, во-первых будет исследование о лицах прекословящих; потом да присовокупится к исследованию объявленное ими, и когда явится чистым пред лицем народа, тогда уже да рукоположится. Итак, народ участвовал в избрании епископа как свидетель. Правило 13-е Лаодикийского 364 года собора предусматривает: Да не будет позволяемо сборищу народа избирати имеющих произвестиcя во священство. Выдающийся византийский церковный канонист и толкователь канонов Феодор Вальсамон XII век делает из этого правила такой вывод: В древности избираемы были народом не только епископы, но и священники, что и запрещено. Поэтому более точным представляется толкование современника Вальсамона Иоанна Зонары: Не только избрание епископов производить запрещено сборищу черни, но не дозволено избирать и священников. Таким образом, со временем - во избежание беспорядков и смут при избрании епископа - мирян стали представлять знатные люди. Таким образом, сословие мирян не устранялось полностью от избрания епископа, но представляло их уже не случайное «сборище народа». Постановление об этом внесено в 137 новеллу Юстиниана, вошедшую в 1-й титул «Номоканона». Светская власть, однако, не могла иметь решающего значения при избрании епископа.
Опираясь на прежние каноны например, упомянутого нами выше I Вселенского собора 4 , Отцы Собора в 3-м правиле постановили: Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет не действительно по правилу Апостольское правило 30 , которое глаголет: Аще который епископ, мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен, и отлучен, и все сообщающиеся с ним. В законодательстве Юстиниана предполагается, что власть народа и на избрании епископов переходит к императору, который назначает кандидата, через выдачу хартии, на которой начертана формула религиозного характера, например: Во имя Отца и Сына и Св. Духа… наше величество… производит тебя… на такую-то должность. Первая стадия собственно хиротонии — наречение во епископа. Оно совершается накануне хиротонии. И определенному во архиереа бывает наречение сицевым образом. Времени наставшу, призываеми бывают архиерее во Священный Синод или во храм, и, собравшымся им, первенствуяй архиерей возлагает на ся мантию, епитрахиль, поручи и малый омофор, прочии же архиерее мантии. Поставляется же столец, на немже полагается Святое Евангелие. Два иеромонаха в фелонех держат един убо Святый Крест на блюде с воздухом, другий — сосуд со святою водою и кропилом.
Приводят же архимандрити два в мантиях избраннаго пред архиереи. По сих бывает избранному объявление тако: Честный отец архимандрит [или: иеромонах], имярек, Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Священный Синод Русской Православной Церкви благословляют твою святыню быть епископом богоспасаемого -ых града -ов , имярек. Избранный же на сие отвещает: Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви быть мне епископом богоспасаемого -ых града -ов , имярек, со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю. Новопоставленному архиерею «со увещательным поучением» вручается посох. После наречения совершается краткий молебен, за которым поются тропарь и кондак Пятидесятницы. По отпусте молебна архиереи рассаживаются и слушают речь, которую произносит ставленник. Речь эту так и называют: ставленническое слово или слово при наречении. Речь носит программный характер. Кроме программы высказываются благодарения людям, сыгравщим в духовной жизни ставленника особую роль, повлиявшим на его духовное возрастание.
В качестве примера приведём слово при наречении святителя Иоанна Максимовича : «Грядите по Мне и сотворю вы ловца человеком» Мф 4. Не думал я в раннем детстве, что и ко мне будет обращен тот же призыв, хотя с первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленялась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь, борясь против царей, когда они были гонителями спасительной веры, и за царей, когда они являлись носителями и защитниками благочестия. Плохо я представлял себе в начале путь, которым нужно идти. Подрастая, думал себя посвятить военной или гражданской службе Отечеству, являвшемуся тогда оплотом и хранителем истинного благочестия. Я поступил в учебное заведение, посвященное одной из славных страниц истории России Петровский Полтавский Кадетский корпус , но в нем я почувствовал, что мне нужно избрать другой путь. Особенно тому способствовало общение с нашим законоучителем протоиереем Сергием Четвериковым и с ректором семинарии ныне архиепископом Варлаамом. День окончания мною среднего учебного заведения совпал со днем вступления на кафедру города, где предстояло проходить высшее образование, нового иерарха ныне митрополит Киевский Антоний, тогда архиепископ Харьковский , который сделался навсегда руководителем моей духовной жизни. Изучая светские науки, я все больше углублялся в изучение науки наук, в изучение духовной жизни.
Монастырь, где жил архипастырь, и церковь привлекали меня больше, чем место где я учился высшим светским наукам. Совершившееся крушение государственной мощи нашего Отечества убедило меня окончательно в непрочности всего земного и слабости человеческих сил и способностей, и я решил отречься от сует земного мира, посвятив себя едино служению Богу. Но служение Богу, властно призывая мою душу, «отречься себя, взять крест свой и идти за Христом» Мф 16. Еще прежде, чем окончательно порвалась моя внешняя связь с светским миром, жажда к богословским знаниям привлекла меня в училище, имеющее своим покровителем великого святителя Савву, а потом и на путь, им показанный. Ныне устами Архипастырей Церкви призываюсь я восприять архипастырское служение. Не смею помыслить себя достойным сего сана, сознавая греховность свою, но боюсь и отрекаться от него, слыша слова Господни, обращенные к согрешившему, но кающемуся Петру: «Аще любиши Мене,.... Святой Иоанн Златоуст , объясняя настоящее место Евангелия, обращает внимание на то, что в доказательство любви Господь потребовал не иного подвига, а именно подвига пастырства. Почему же так велико в очах Господних пастырское служение?
Я был поражен, когда узнал, что апокрифы, неканоничные писания, с глубокой древности вошли в плоть и кровь церковной жизни. В тот момент я понял, что против этой «грязной воды» у Церкви нет иммунитета, она принимает в себя любые легенды и выдумки и впоследствии не может с ними расстаться. А что, если это касается не только церковных преданий, но и самого Писания? В последние два года я стал читать книги таких западных библеистов, как Борг, Кроссан и Эрман. Я увидел «Великий обман» в книгах Св. Писания так это называет Барт Эрман. Одни христиане позволяли себе писать послания от имени апостола Павла, другие составляли евангелия, используя искаженные или даже выдуманные рассказы о Христе. Результаты своих изысканий я представил в сборнике «Развитие христианских идей и практик», где рассмотрел динамику развития церковных традиций и постарался обосновать гипотезу, что важнейшие взгляды христианства менялись уже в I веке. Полагаю, что все лучшее в христианстве дал Господь Иисус и апостол Павел. Далее Бог будто не вмешивался в развитие событий. Все это только человеческое, слишком человеческое… Я пришел к выводу, что современная Русская церковь фактически не имеет никакого отношения к «историческому Иисусу», а промысел Божий в истории Церкви отсутствовал. Я уже отошел от идеи реформирования Церкви, проповеди лайт-православия и церковности «с человеческим лицом». Церковь далека от ценностей гуманизма, как небо от земли. И проблема не в том, что церковные люди сейчас какие-то особенные на самом деле это так. И даже не в том, что библейские рассказы про Адама или Всемирный потоп — обычные мифы восприятие библейских сюжетов в мифологическом ключе как притчи могло бы снять массу затруднений в общении с современными людьми. Я много лет размышлял о богодухновенности и ограниченности Ветхого Завета. И пришел к выводу, что это оформленные ожидания и гадания иудеев, прикрытые высокими словами «так говорит Господь». Мои представления о богодухновенности каждой йоты Писаний рухнули. Теперь я не верю и в богодухновенность новозаветных текстов. Многие из них — подлог, а иные фиксируют предания, которые сложились в христианских общинах лет через 40 или 65 после распятия Христа. Сквозь эти наслоения нам очень сложно воспринимать образ «исторического Иисуса». В фильме «ПиКей» все попытки главного героя достучаться до небес не привели к положительному результату. И он сделал вывод, что люди пытаются дозвониться до Бога через «религиозных менеджеров», имея «неправильный номер»: «Та система, по которой вы связываетесь с Всевышним, стала неисправна. Все ваши звонки идут на неверный номер». Когда-то мне казалось, что проблема именно в этом, и я пытался искать в Церкви «правильный номер»: как правильно молиться, как поститься, чтобы наш голос был услышан на Небесах Ис. Было написано много книг и статей на эту тему. В конце концов я стал убеждаться в том, что человеческое сознание не способно воспринимать концепт о сверхъестественном существе, даже если оно существует. Люди всегда придумывают себе божество по своему образу и подобию. Постепенно все аргументы, которыми я оперировал для апологии православия, рассыпались. Они не учитывают достижения современного научного знания, порой ему противоречат «у обезьяны другое количество хромосом, обезьяна не может стать человеком» , а иногда являются очевидным подлогом Благодатный огонь, истечение масла из крестов и подобное. Как и в случае с библеистом Эрманом Бартом, потеря веры у меня была связана напрямую не с наукой, а с моей неспособностью «оправдать Бога» за страдания мира сего: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» Ис. Фото: Личный архив Александра Усатова В итоге я превратился в агностика атеистического толка, а сегодня уже отвергаю сам концепт теизма. Назовем это антитеизм. Что это такое? Мне чужда и неприятна архаичная вера в антропоморфное небесное существо, которое гневается и мстит людям, требует заместительную жертву искупление , дает им предписания для всех аспектов жизни, а потом грозит мучить человека огнем неугасимым. Это капризное существо одних людей приемлет, а других отвергает. Я считаю, что многие заповеди Ветхого Завета в этом смысле безнравственные. Мне кажется чудовищным то, что христиане уничтожали инакомыслящих. Равно как и недавний призыв моего бывшего начальника митрополита Меркурия «не прощать врагов Церкви». На прощание я услышал от него изумительное «Пшел вон!
Диаконы — Православный календарь
Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
В Средние века институт диаконства практически сузился до временной предварительной ступени при подготовке к принятию сана священника, хотя в сане диакона пребывали и такие личности, как св. Франциск Ассизский ок. В современном церковном законодательстве Римско-католической церкви в круг обязанностей диакона входит сослужение священнику во время торжественной евхаристической литургии, замена священника в некоторых функциях, а также чтение проповеди и осуществление крещения. В англиканских и епископальных церквах клирик, начиная восхождения по ступеням иерархии, становится диаконом; будучи диаконом, он не имеет права совершать евхаристию, давать частное или полное отпущение грехов, давать благословение. Без особого разрешения диаконом нельзя стать прежде достижения 23-летнего возраста, и обычно в этом сане находятся в продолжении одного года. В Англии архидиаконы являются административными чиновниками, которые осуществляют общий надзор за клиром с особыми полномочиями, касающимися церковной собственности их архидиаконства.
Переходный дьякон - это тот, кто получает диаконическую степень только в качестве шага для последующего получения Таинства Ордена в степени пресвитеральной, то есть для того, чтобы стать священником. Постоянный дьякон - это тот, кто уже женат или намеревается жениться, и не может продвинуться до степени священника, поскольку для родителей существует запрет на брак. Таким образом, постоянные дьяконы остаются дьяконами.
Дары больным на дом, руководили молитвами верующих в собрании, давали знак кающимся и оглашенным готовящихся ко крещению покинуть церковь перед началом евхаристии, крестили с соизволения епископов, обучали конвертитов, осуществляли экзорцизмы и воцерковляли тех, кто отпал во времена гонений на церковь. Число диаконов поначалу ограничивалось семью в каждой епархии, в Риме эта традиция до сих пор сохраняется — там имеется семь кардиналов-диаконов.
Их служение по сбору и распределению пожертвований делало их важными лицами в христианской общине. В Средние века институт диаконства практически сузился до временной предварительной ступени при подготовке к принятию сана священника, хотя в сане диакона пребывали и такие личности, как св. Франциск Ассизский ок.
В современном церковном законодательстве Римско-католической церкви в круг обязанностей диакона входит сослужение священнику во время торжественной евхаристической литургии, замена священника в некоторых функциях, а также чтение проповеди и осуществление крещения.
Чем занимается церковь
- Происхождение и развитие
- Белое духовенство
- Кто из них обычно совершает богослужение?
- Библейский пример
- Кто из них обычно совершает богослужение?
Кто такой дьякон и какой у него статус в церкви?
- Зачем церкви нужны диаконы?
- Природа диаконства
- «Покровская община» | Диаконат Восточной православной церкви
- Происхождение и развитие
- Таинство священства. Рукоположение во диаконы