В рамках Года культурного наследия народов России, 13 января в Киевском доме культуры прошли Староновогодние щедровки «Огней так много золотых». Щедрование – это обряд, когда молодые парни собирались компаниями, ходили толпою щедровать. Построено в 1822 году в марте кремния по проекту мальчика А М Львова как дом нижегородского использования, когда колядование и щедрование. На этой странице мы собрали самые красивые и веселые щедровки, которые может выучить как ребенок, так и взрослый. Обряд щедрования своим названием обязан дню, когда он производится – это Щедрый вечер, 13 января.
13-14 января Старый Новый год: традиции празднования
Мужчины наполняют тканевые мешочки или рукавицу зерном: пшеницей, ячменем, рожью, рисом. Обычно посевать начинают с собственного дома, за что родители одаривали парней сладостями и деньгами. Придя в дом, посевальщики должны у хозяев спросить разрешение проводить обряд. Обычно отказов никогда нет, так как посевальщик — всегда желанный гость.
Зайдя в дом, они приветствует с Новым годом, засевают зерном квартиру и обсыпают хозяев. Это действие сопровождается со словами: «Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем! Хоть и Старый Новый Год — все равно добро несет!
Хозяева их приглашали к столу, угощали пирогами, одаривали яблоками и баранками. А по желанию самым щедрым благодарением были деньги.
Если число зерен было четным, значит девушка скоро выйдет замуж. Источник: Астапенко Г. На тихом, на вольном, на славном Дону…. Ростов-на-Дону, 1998.
По традиции 14 января нужно сделать все, что не успели 1 января. Этот праздник отмечают, в частности, те люди, которые не могли встретить Новый год 1 января из-за работы или по каким-либо другим причинам. Кроме того, многие семьи, особенно те, в которых есть представители старшего поколения, отмечают оба праздника. Традиции старого Нового года Щедрый вечер Щедрец, Маланья перед старым Новым годом Древний славянский праздник Щедрый Вечер отмечается ежегодно 13 января по старому стилю 31 декабря. С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки щедровальные песни. Щедровать ходили только до полуночи. Считалось, что после на улицы выходила нечистая сила. Юноши и девушки переодевались в животных, фольклорных персонажей и отправлялись по домам, разыгрывали шутливые сценки из повседневной жизни. Не пустить в дом щедровальников считалось плохой приметой, так как они приносили с собой добро. Добавим, что по христианскому календарю в этот день почитают преподобную Маланию Римлянку. Главным новогодним угощением был жареный поросенок. Первый день Нового года по старому календарю назывался Васильевым днем по имени святого Василия Великого. Василий был покровителем свиноводов, поэтому люди и старались, чтобы на столе присутствовало много свинины. Считалось, что тогда эти животные будут плодиться и приносить хозяевам богатство целый год. На столах обычно были свиная голова, пироги, вареные или запеченные свиные ноги и другие угощения. Особым обрядом в старый Новый год было приготовление кутьи - особой каши. Особое значение придавалось способу приготовления кутьи, который также основан на приметах и поверьях. Все начиналось рано утром.
А могли снять калитку с петель и унести ее на другую улицу, чтоб хозяева поутру поискали. Если же снять калитку не удавалось, завязывали-запутывали ее веревками так, чтобы неповадно в другой раз было скупиться в Щедрый вечер. Рассказывает Наталья Николаевна об обычаях почти ушедшей старины с известной долей грусти: — Сейчас колядок-щедровок почти не увидишь: время другое, люди и законы другие. Унеси сейчас у хозяев калитку — кража личного имущества. И все же Наталья Николаевна надеется, что, возможно, сегодня ее песенки-щедровочки кому-то и пригодятся — вечер-то волшебный… Еще один собиратель и хранитель народных традиций - заслуженный работник культуры Кубани Юрий Рогальский, живущий в станице Новодеревянковской Каневского района. Он всю жизнь по крупицам собирает информацию об обрядах казаков, популяризирует казачью культуру. О своей работе в этом направлении он рассказывает с увлечением: — В 80-90-е годы проводили мы для школьников лектории, где показывали такие обряды. Бывало, целую неделю по 3-4 класса приглашали. Дети с удовольствием знакомились с традициями старины, которые свято почитались, сохранялись, передаваясь от поколения к поколению.
На старый Новый год в кубанских хуторах и станицах праздновали Щедрый вечер
Щедровки, засевалки, посевалки — обрядовые песни наших пращуров, с помощью которых в Новый год они призывали мир, достаток и счастье в свой дом. Центральной частью щедрования являются щедровки или колядки — веселые песнопения, поющиеся в честь древнего праздника 13 января. Щедрование — это обряд, сопровождаемый песнями — пожеланиями благополучия, достатка и процветания в Новом году, за который хозяева дома должны вознаградить тех, кто «щедрует». Еще живы на Рогачевщине традиции щедрования И все же еще не померкли яркие традиции этого старинного праздника в наших краях. На этой странице мы собрали самые красивые и веселые щедровки, которые может выучить как ребенок, так и взрослый.
Главное — не перепутать даты: вспомним, в какие числа идти колядовать, щедровать и посевать
Когда-то щедровки были веснянками, потому что до XV века славяне праздновали Новый год в марте. Щедрование — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Щедрование — украинский, белорусский и южно-русский сельский обычай аграрного характера, приуроченный к кануну Нового года и состоящий в том. Была специальная и женская щедровка. Ведь самое главное в колядках, щедровках и посевании — не полученные дары, а хорошее настроение и осознание, что вы сохраняете глубокие древние традиции. Очень часто возникает вопрос: кто является объектом щедрования 13 января? Щедрованием называют угощение едой, которое проводится после захода солнца или после полуночи.
Щедровки на Старый Новый
Уже к вечеру Дуняша слегла, ни горячий чай, ни припарки, что делала мать, не помогали, знобило и трясло от сильного жара. Все звала она Борьку в бреду, пока не уснула. В глазах плыло, сквозь мутный туман заметила, как кто—то рядом ласково гладит ее волосы, приоткрыла глаза и узнала старушку — бабу Веру. Хотела привстать, да сил не осталось. Бабушка качала головой: — Я предупреждала, когда просишь, чего, обдумай все хорошенько, так ли это тебе нужно, на пользу ли? Когда в одном месте прибудет, в другом обязательно убудет! Слава Богу, ты просила ничего точного, а потому Борька сейчас стесняется подойти. Только тайно вспоминает о вашей встрече, как он спас от Чернушки тебя. Старушка посмотрела в глаза и добавила: — Только не для тебя он!
Этот паренек как камень, что годится для обтачивания! Да ты не поймешь, пока не увидишь, потерпи…— А по второй твоей просьбе, ты попала сюда. Знать будущее всегда болезненно! Дуня приподнялась и заметила, что лежит она в своей домашней кровати, а на траве, под высоким деревом, на котором шевелятся зеленые листья, а старушка сидит на пеньке, рядышком. Дуня даже ощупала траву: — Ух, как настоящая! Бабушка улыбнулась и указала рукой вдаль. Там, у деревца стоял невысокий ветхий домик, внутри которого что—то происходило, даже издали слышался шум. Теперь пойдем, — баба Вера взяла девочку за руку, и они подошли ближе.
Дуня заглянула в оконце. Внутри стояли две трухлявых лавки и стол. На грязной скатерти валялся огрызок хлеба и опрокинутая бутылка. На печи шевелились две головы: одна — девицы с опухшими веками и грязными жидкими волосьями, вторая — небритая морда, тоже припухшая, морщинистого постаревшего Борьки. Эти двое страстно целовались взасос, катаясь в обнимку по грязной печи. Издали к домику топала сутулая баба, замотанная в платок. Тащила она коромысло с двумя тяжелыми ведрами. Зашла в дом и поставила ведра на скамью, вытерев лицо рукой.
К ней немедля подбежали двое замурзанных ребятишек и бросились пить, заглатывая воду прямо из ведер. Накрывай уже на стол, жрать пора. Все шляешься! Баба в платке поглядела на него и перекрестилась, затем разломила кусок хлеба, разделив между детишками, и отправила их на двор. А ты знай свое дело, щи да хозяйство, ответил мужик, слезая с печи. Вытащив здоровую бутылку из-под стола, налил до краев в мутную стопку, выпил и смачно крякнул: — Кхе—а—а—а! Та—ак, Лизавета, слезай! И тебе пора!
Лизавета вяло сползла и стала одеваться, не стесняясь хозяйки дома. Мужик налил ей, она тоже крякнула и пошатываясь поплелась на улицу, одеваясь на ходу. Дуняша наблюдала за всей этой сценой, щеки ее горели от стыда и неприятного удивления. Она совсем не понимала, что же здесь происходит. Единственного, кого она смогла узнать, был — Борька, только он значительно исхудал, зарос и казался совсем непривлекательным, противным мужиком, от которого хотелось бежать как можно дальше. Сейчас поймешь, смотри, — ответила старушка. Морщинистая баба копошилась в ящике, вытаскивая остатки еды из шкафчика, чтобы накормить Борьку. Тот наливал себе стопку за стопкой и бормотал, что-то совсем несвязное.
Баба подняла тяжелый чугун, а мужик схватил ее за платок и сорвал, бросив на пол, крикнув, что-то очень обидное. Чугун упал, рассыпав содержимое по полу. Тут-то Дуняша и заметила у бабы в мочках ушей, крошечные сережки, что ей самой, в прошлом году подарил любимый отец, на Рождество. Она не верила своим глазам. Баба растирала кашу тряпкой по полу, а слезы молчаливым ручейком капали вниз. Что-то знакомое ей показалось в движениях хозяйки дома, в волосах и фигуре. Но как Дунины сережки могли попасть к этой измученной жизнью женщине? Теперь пройдемся немного.
Дуня шла, подавленная, не понимая, за что ей такое будущее, жалела она, что связалась с этой старухой, а горечь жгла сердце как ледяная вода из ведра. Сейчас ты пережила урок и будем надеяться поймешь его и осмыслишь. А теперь снова, смотри да слушай! За кустами камыша сидел молодой, симпатичный рыбак, аккуратная бородка шевелилась на ветру, а на щеках поигрывал румянец. За спиной у него играл мальчуган, разглядывая улов в ведре, полном от рыбы. Чтобы, не как в прошлый раз. Мамка нас с тобой заругает! Мальчик улыбнулся и показал на удочку.
Таким образом, в это время также почитают святого Василия. С приходом христианства 13 января стали отмечать в честь преподобной Мелании, жившей в IV-V веках в Риме. Поэтому еще одним названием праздника является Меланка. Следующий день, 14 января, посвящен памяти Василия Великого — богослова, архиепископа и писателя, согласно традициям православной церкви. Почему вечер называется Щедрым? Потому что в это время столы накрывают большими угощениями, раздают подарки и совершают добрые поступки. Щедрый вечер отмечается особенно радостно и с размахом.
Великий сорокадневный пост закончился, и люди имеют возможность насладиться разнообразными деликатесами.
Если встретите овцу — мужа найдете тихого и покладистого. А самый милый пес — к собачьей жизни. Насыпьте у ворот три кучки зерна, а утром проверьте: если все нетронутое — к счастливой семейной жизни, а если наоборот — увы... Можно еще положить под подушку гребешок, сказав перед сном: «Суженый-ряженый, голову мне расчеши! Кого во сне увидите, за того и выйдете замуж. Еще одно гадание. В тарелку с водой перед сном положите обломки веника и скажите: «Суженый-ряженый, переведи меня через мостик».
Если утром обнаружите, что обломки собрались венчиком, то обручитесь с тем, кто приснится. Щедрый вечер По давней традиции, в староновогоднюю ночь отмечается Васильев вечер — он же «щедрый». В этот день принято накрывать богатый стол.
Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных» покойников, предшествующий поминовению предков в троицкую субботу см. Троица, Задушницы. К Семику уже в XVII веке было приурочено погребение погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах. В православном календаре Семик как... В Русской православной церкови отмечается во вторник после Фомина воскресенья, на второй неделе после Пасхи. В народной традиции восточных славян — в воскресенье на Красную горку , понедельник или вторник, в зависимости от региона.
Обрядовая поэзия славян — вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной когда совершались приготовления к празднику и следующей за ней Радоницкой недель. В этот день заканчивались Святки, совершалось освящение водоёмов, купались в проруби и начинали готовиться к зимнему свадебному сезону малая свадебница. Святочная нечисть святочные духи — нечистая сила, появляющаяся в «переломный» период зимнего солнцестояния. Они начинали ходить на второй день Рождества Коляды , а в день Крещения после вечерни исчезали. По севернорусским представлениям, разгул бесовской рати приходится на вторую неделю Святок. Братчина братщина, братшина — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества. Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная цеховая корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник.
У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. Радоницкая неделя Радуницкая неделя, церк. Фомина неделя — праздничная неделя в народном календаре славян, начинавшаяся на Красную горку, и заканчивающаяся в субботу. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного... У западных славян подобные собрания не были регулярными.
Пресс-центр
Новогодние празднования: Колядование, Щедрование, Посевание. Дети и взрослые пели щедровки и участвовали в ярком действе, а провели его артисты фольклорного ансамбля «Казачий пикет». Щедрование – это обряд, когда молодые парни собирались компаниями, ходили толпою щедровать. А остальные обряды Святок имели свои названия (щедрование, посевание).