С караваем на свадьбу связано много народных примет и традиций: • Сегодняшние молодожены все чаще возвращаются к старым обрядам, на которых хлеб является символом достатка.
Встреча молодых перед свадебным караваем
- Что символизирует каравай на свадьбе: традиции и современность
- Традиция раздавать шишки
- Свадебные традиции 2024: современные обычаи и обряды в России, традиции разных народов мира
- Свадебный каравай: традиции и приметы
Каравай в свадебном обряде усвятского района псковской области
Но, в отличие от каравая, он появился на наших свадьбах сравнительно недавно и принес с собой некоторые традиции Европы. Свадебный каравай символизирует силу солнца, которая должна оберегать зарождающуюся семью. Хотя традиция «свадебного каравая» зародилась давным-давно, она не забылась и дошла до нас, пусть и несколько в ином виде. Свадебный каравай – это одна из немногих древних свадебных традиций, которая практически не претерпела изменений и поныне остается актуальной на торжествах.
Роль свадебного хлеба в церемонии
- Свадебный каравай – традиция испокон веков - Мила-Веста
- Откуда пошел обычай подавать каравай на свадебное торжество?
- Встреча молодых перед свадебным караваем
- КАРАВАЙ – ОДИН ИЗ ИНТЕРЕСНЫХ СВАДЕБНЫХ ОБЫЧАЕВ ЦЫГАН |
- ?Встреча молодых с караваем. Сценарий. Поздравления.
Каравай на свадьбе
Декорированный красивыми украшениями из теста пирог держит на рушнике мать жениха, а отец стоит рядом с иконой или шампанским. На вершину ставят изящную солонку. Если по какой-то причине родители не присутствуют на церемонии, то их обязанности возлагаются на крестных или представителей старшего поколения. Представ перед родными, жених и невеста одновременно откусывают или отрывают от каравая по куску. По его размеру определяют, кто будет главой семьи. Съесть кусочек следует предварительно окунув его в соль, чтобы защитить союз от злых духов. Что делать с караваем после свадьбы решают сами молодожены. Кто-то забирает его домой, другие относят в церковь, третьи — раздают гостям в обмен на подарки.
Произносилась общая молитва, а потом отец брал в руки икону, мать — хлеб-соль, и со словам «Бог благословит! Отец трижды крестил склоненную голову дочери иконой, то же самое делала мать, но уже хлебом-солью. После невесту сажали на почетное место за столом, где она дожидалась жениха. СОВЕТ: Если современные молодожены и их родители считают важным благословение перед свадьбой, обратите внимание на следующее: и жених, и невеста получают благословение каждый у своих родителей до свадьбы. В день свадьбы родители и жениха, и невесты благословляют молодоженов иконами, которые выбирают для них сами — это могут быть иконы Христа и Богоматери или родители могут выбрать другие иконы, которые после благословения хранятся в новой семье. Лучше благословить молодоженов до начала застолья. Подробнее о православном взгляде на брак, о таинстве венчания и подготовке к нему можно прочитать на официальных сайтах Русской православной церкви, либо ресурсах, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» утро жениха Утро жениха начиналось со сборов свадебного поезда.
Наши предки свадебную процессию жениха называли «поездом» или «дружиной» , а ее участников — «поезжане» или «свадебники», «приборяне», «бояры званые», «провожатые». Устраивался пир, на котором собиралась вся деревня. После застолья жених получал благословение родителей и крестных. Утро проходило весело и громко. Затем жених выходил из дома, а вслед за ним и весь свадебный поезд. Свадьба в Удмуртии Свадебный поезд, он же — кортеж Сейчас многие свадьбы не обходятся без свадебного кортежа. Часто машины украшают цветами и лентами.
Молодожены, фотографируясь, зачастую совершают круг почета по памятным местам. Так ли нова эта традиция? Раньше свадебный поезд специально проезжал длинной дорогой, чтобы запутать злых духов, а заодно оповестить весь народ о радостном событии. Уберечь от нечисти на пути к церкви должен был и звон бубенцов. Сегодня гудки свадебного кортежа вряд ли кого-то отпугнут, но точно привлекут всеобщее внимание. Жители деревень устраивали поезду преграды: запирали въездные ворота, перегораживали путь и т. Поезжане откупались от них пивом, конфетами, орехами и пряниками.
Зимой поезжане отправлялись на санях, осенью в бричках, запряженных жеребцами. Сбрую украшали серебряными или латунными изделиями, к дуге привязывали разноцветные ленты, колокольчики, на шеи лошадей — ожерелье из бубенцов. Поезд мог состоять из 20-30 подвод. Свадьба в Удмуртии. Кортеж Почему так важна была раньше и до сих пор сохраняется традиция публично, «на весь мир» сообщать о свадьбе как событии? Почему украшенные лимузины или конные повозки в стиле ретро пользуются популярностью в 21 веке? А молодожены объезжают все значимые места в своих городах, делая фото и, безусловно, привлекая всеобщее внимание?
Свадьба была и остается событием, значимым не только в личном, но и публичном, общественном контексте — предъявляя себя «миру» в новом качестве, молодожены, осознанно или не очень, получают одобрение своего нового статуса, новой роли. Получается, что даже когда мы не помним смысла древней традиции, она продолжает оставаться с нами. Дружка, свидетель, шафер, тамада Сейчас очень часто невесты для организации свадьбы заказывают услуги организатора свадьбы и ведущего. Раньше эти две роли выполнял дружка, самый близкий дружок жениха.
Согласно традиции невеста и жених должны съесть по кусочку каравая с солью. Также на некоторых свадьбах тамада предлагает молодым обсыпать друг друга солью, как бы «насолив» друг другу в последний раз. Встреча молодых из ЗАГСа не обходится без традиционного битья посуды, на счастье. Супругам предлагают испить какой-либо напиток спиртное или просто воду из бокалов или рюмочек, а затем бросить их назад. Если бокалы разбились вдребезги, семья будет крепкой и счастливой. Еще одним важным атрибутом при встрече жениха и невесты является икона, которая помогает родителям благословить брак и новую семью.
Также сила иконы очищает мысли от всего плохого и создает благоприятную ауру. С какой иконой встречают молодых Сценарий даже самой современной свадьбы предполагает благословление молодых в христианских обычаях. Традиция встречать молодоженов с иконой пошла еще с давних времен, когда в христианских семьях родители дарили супругам иконы для создания «красного уголка» в доме, где всегда можно было помолиться и попросить защиты у Бога. И по сей день встреча жениха и невесты не обходится без церковных традиций. Однако какой иконой встречают молодых родители жениха и невесты? Издавна принято благословлять сына иконой Спасителя, в то время как мать и отец невесты благословляют дочь иконой Божьей Матери. В нужде и в радости молодые всегда могут помолиться и попросить защиты. Как встретить молодых после ЗАГСа Многие родители не знают, как встречать молодых с хлебом-солью и что нужно говорить в напутствие, поэтому приглашают для этого опытного тамаду. Однако слова родителей имеют важный вес для новоиспеченной семьи, поэтому, даже если вашим праздником занимается ведущий, обязательно скажите несколько искренних слов сыну и дочери. Встреча молодых может проходить в разных форматах, но чаще всего это веселое или трогательное мероприятие.
Два способа встретить молодых: Трогательная встреча молодоженов.
Но бывает, что невеста обходит с караваем в руках всех гостей, и те угощаются. После вручения каравая наступает черёд родителей невесты угощать молодых шампанским.
Те должны выпить свои бокалы до дна под пожелания тестя и тёщи: «Да не переполнится ваша чаша взаимного терпения! Если осколки крупные в большинстве, то родится первым мальчик, если больше мелких осколков, то — девочка. А в целом, чем больше осколков оказывается, тем счастливее прогноз.
Окончанием церемонии является обряд завязывания рук молодых одним рушником. Это делает обычно отец жениха. Так молодожёнам даётся понять, что отныне по жизни они должны идти вместе, рука об руку.
Молодожёны подходят к свидетелям, которые расстилают перед ним другой рушник, символизирующий совместную жизненную дорогу. На заметку: есть примета — кто первый вступит на рушник, тот и будет верховодить в семье. Потом мамы молодых развязывают рушник, который убирают и молодые потом хранят в качестве семейной реликвии.
В старину такие рушники передавали детям, когда они женились или выходили замуж. На этом церемония считается законченной, и все приглашаются в банкетный зал, за накрытые столы. Первыми заходят молодожёны и их родители, затем уже свидетели, тамада и остальные гости.
Альтернативные варианты встречи молодых Существуют случаи, когда по каким-либо причинам родители молодожёнов не могут или не хотят участвовать в церемонии встречи с караваем. И тогда дело в свои руки берёт тамада. Как профессиональный ведущий свадеб, он знаком с «каравайным протоколом» и способен превратить эту церемонию в яркое и запоминающееся событие.
В его исполнении это может выглядеть так. Тамада стоит в центре с караваем. Рядом с ним — свекровь и теща.
Тамада, обращаясь к молодым, произносит небольшую приветственную речь. Текст примерно следующий: — Традиция встречать молодых хлебом солью ведётся испокон веков. Сегодня мы приветствуем вас этим замечательным караваем — символом семейного счастья и благополучия.
Чтобы получить от него свою долю, пусть каждый из вас отломит по кусочку, посолит его и угостит другого. Так вы обменяетесь обещаниями никогда впредь не солить друг другу и жить вместе без обид и ссор. Совет вам да любовь!
Невеста из рук жениха, а жених из рук невесты, съедают по куску свадебного каравая под одобрительные возгласы гостей. Тамада подводит итог, следя за происходящим: — Кто съел первым свой кусок, тот и будет главой в доме! Или — Жених — молодец, настоящий джентльмен!
Он и свой кусок съел, и невесте помог, чтоб добро не пропадало. С таким хозяйственным мужем жена будет как за каменной стеной. Или — Невеста оказалась быстрее.
Традиции свадебного каравая
На самом деле традиция выпекания каравая придавала свадьбе особый смысл. Свадебный портал Статьи Традиции и обычаи Обряды. Встреча молодоженов на свадьбе с караваем. В русской свадебной традиции каравай после символичного обряда обязательно съедали гости.
Встреча молодоженов на свадьбе с караваем
Традиция приготовления свадебного каравая. Печь свадебный каравай было принято в доме жениха накануне праздника. Приготовленный на свадьбу каравай символизирует солнце, дающее начало зарождению новой семьи. Свадебный каравай олицетворяет союз двух сердец и выступает символом образования новой семьи.
Поверья, связанные со свадебным караваем
- Каравай на свадьбу: обычаи и традиции.
- Каравай. Рецепты, история, обряды - Хлебопечка.ру
- Сценарий встречи жениха и невесты с караваем
- Каравай на свадьбу: обычаи и традиции.
- Где и когда родители жениха должны встречать молодоженов?
- История происхождения свадебных шишек и дывней
Свадебный каравай: традиции и приметы
Хлеб ассоциируется с богатством, изобилием и оберегом от нечистых сил. Во многих культурах хлеб является основным продуктом питания, символизируя благополучие и процветание. Соль, в свою очередь, имеет глубокое символическое значение. Она часто ассоциируется со светлой душой и чистотой. Соль использовалась как ценный товар и была даже использована в качестве формы оплаты в некоторых древних цивилизациях. Её присутствие на столе или приготовление пищи с ней олицетворяет гостеприимство, благосклонность и желание поддержать гармоничные отношения. Таким образом, хлеб и соль являются не только продуктами питания, но также символами богатства, защиты от зла и светлой души. Их присутствие или использование в различных обрядах и традициях подчеркивает важность этих продуктов в культуре и обществе. В древности каравай на свадьбу был знаком благословения молодых на счастливую жизнь, а его круглая форма символизировала плодородие и благополучие. В древности каравай играл важную роль в обрядах и традициях, связанных с молодыми и счастливой жизнью. Его круглая форма символизировала плодородие и благополучие, а также служила знаком благословения.
Каравай на свадьбу был не просто хлебом, но и символом о бедности. Он был признаком достатка и изобилия. В древние времена его подносили молодоженам на свадьбе, чтобы пожелать им счастливой жизни вместе. Круглая форма каравая также имела глубокий символический смысл. Она отражала бесконечность, единство и цикличность жизни. Круг является одной из самых универсальных форм в природе, а его использование в виде каравая подчеркивало важность гармонии и равновесия в брачной жизни. Сегодня традиция подношения каравая на свадьбу продолжается во многих странах. Этот древний обычай напоминает о значимости благосостояния, любви и семейного счастья. Каравай стал неотъемлемой частью свадебных торжеств, символизируя добрые пожелания и надежды на успешное будущее для молодых супругов. Каравай на свадьбу-способы приготовления и значение.
Символика свадебного хлеба в приготовлении имеет глубокие корни и связана с множеством позитивных энергий и символов, которые олицетворяют брак, плодородие, верность, женственность, любовь и единство. В древних традициях различных культур свадебный хлеб играл важную роль в обряде бракосочетания.
Однако остаются традиции, которые и сегодня играют важную роль для проведения большинства свадеб в России.
Например, традиция изготавливать или заказывать свадебный каравай. Какое значение имеет данный обряд и почему он не теряет актуальность в современности? Изготовление свадебного каравая Издавна каравай на свадьбу пекли самостоятельно родственники жениха.
Однако к изготовлению каравая допускались немногие: согласно приметам, жизнь молодоженов будет долгая и счастливая, если свадебную выпечку изготовит тот, у кого большая любящая семья. Считалось, что счастливый в браке человек передаст молодоженам свою энергетику и зарядит на удачу. Родственники старались празднично украсить каравай различными предметами, веря в символизм и особое значение элементов декора на свадебном пироге.
Например, пара лебедей на каравае означает верность в семье, виноградные гроздья символизируют достаток, богатство, виноградная лоза — крепкие отношения и пополнение в семье, косичка, обвивающая каравай, означает чистоту и искренность отношений, готовность невесты стать хорошей, верной женой. Для украшения свадебного хлеба использовались остатки теста.
После этого отцы получали по половине каравая.
Чтобы жизнь в новом доме удалась Фото: Wikimedia Commons Другая хлебная традиция — выпекание каравая на новоселье. Здесь роли поваров менялись: замешивал тесто обязательно мужчина, а выпекала хозяйка. Угощение ставили в середину стола, а оставшиеся после трапезы кусочки раскладывали по углам — чтобы избавить дом от нечисти и бед.
Во имя дружбы Пожалуй, самая известная традиция учит встречать дорогих гостей хлебом-солью. Смысл здесь такой: преподнося каравай, хозяева желают здоровья и процветания, а соль символизирует защиту от нечисти. По традиции гость отламывал кусочек хлеба, макал его в соль и съедал —обязательно с улыбкой.
Иное поведение расценивалось оскорблением: «От хлеба-соли и царь не отказывается». Считалось, что люди, преломившие хлеб с солью, становятся друзьями и не могут причинить друг другу вреда — ведь последний шанс насолить друг другу они только что упустили.
Свадьба начиналась обрядом изготовления каравая, свадьба заканчивалась обрядом раздела каравая между всеми присутствовавшими на свадьбе.
В научной литературе работы А. Потебни, Н. Сумцова, Н.
Никольского, В. Иванова, В. Топорова, А.
Байбурина, А. Гуры и других [9, 12, 8, 4, 13, 1, 2] установлена полисемантичность каравая. Последний предстает как воплощение плодородия, достатка, изобилия, счастья и доли.
Исследована связь каравая, дублирующего с помощью кулинарного кода главную идею свадьбы — создание новой пары, с концепцией мирового дерева. Как показало исследование Л. Ивашневой, целый ряд значений этого важнейшего атрибута свадьбы обнаруживается и в современном бытовании свадебного ритуала, что проявляется в представлении о каравае как «главном материальном компоненте обряда «надела» — продуцирующего одаривания молодоженов»; в формуле, произносимой, когда молодую увозят из родительского дома «Пирог, иди за порог!
Здесь нет свадьбы, свадьба дальше». Подробнее см. Исследователь белорусского свадебного обряда Н.
Никольский говорит о наличии еще в XIX веке в свадебном действе не менее восьми различных церемоний и обрядов, связанных так или иначе с караваем. Из них к собственно каравайным он относит обряд печения каравая, раздела каравая, а также обряд вынесения вынутого из печи каравая в клеть [8, с. По белорусским материалам и материалам русско-белорусского пограничья, представленным в пятитомном этнолингвистическом словаре «Славянские древности», каравай присутствует в ряде эпизодов свадебного ритуала.
По прибытию женихова поезда на двор невесты, стороны меняются своими караваями, при этом женихова сторона старается поднять свой каравай выше невестиного, и, наоборот, невестина сторона стремится поднять свой каравай выше женихова бел. На другой день свадьбы дружка делит «кроит» каравай между свадёбниками и зрителями на свадьбе. Ивашнева в своей книге о поэзии и обрядах западнорусской свадьбы, в основе которой ее диссертационное исследование усвятского свадебного обряда и сопровождающей его песенной поэзии [5], выделяет как сохранившиеся в воспоминаниях исполнителей и в современном варианте обряда следующие эпизоды с присутствием каравая в свадебном действе: «ритуальное изготовление коровая накануне свадебного дня у невесты и у жениха порознь », обряд «надела» молодоженов, встречу жениха в доме невесты и, наконец, наделение караваем всех свадёбников [5, с.
По материалам ФА ПсковГУ из Усвятского района, в описаниях свадебной церемонии устойчиво выделяются три момента свадебного обряда, связанные с караваем. Изготовление каравая. Участники каравайного обряда.
По изданным описаниям свадебного обряда XIX века, каравайный обряд — коллективное действо, в котором своя роль была у женщин и у мужчин. Так, мужчина сажал каравай в печь. Никольский полагает, что это обстоятельство связано с соответствующей символикой: печь соотносится с чревом, посадка каравая в печь — с оплодотворением, созревание каравая в печи — с беременностью и извлечение готового каравая из печи — с рождением плода: «таким образом, перед нами выступает обряд подражательной магии плодородия, при которой материальными атрибутами являются коровай и печь, а специфическим исполнителем — мужчина как активный источник плодородия» [8, с.
Что касается участия в каравайном обряде женщин, то уже в XIX веке «по одним описаниям девушки не допускаются совсем, по другим — девушки допускаются, но совместно с женщинами, по третьим — девушки являются монопольными изготовительницами коровая» [8, с. Как справедливо полагает Н. Никольский, «допущение девушек к непосредственному участию в изготовлении коровая и тем более их исключительное участие в этом деле надо считать позднейшим нововведением» [8, с.
В приведенном описании девушки названы в ряду других участниц каравайного обряда. Когда-то каждый этап приготовления каравая был обрядово выделен, следы чего, по материалам ФА ПсковГУ описаниям свадебного обряда и песням еще сохраняются во второй половине ХХ века. Подготовка продуктов для каравая и топлива для его печения.
Некогда муку для свадебного каравая мололи на домашних жерновах, и этот процесс, судя по описаниям белорусской свадьбы, относящимся к ХIX веку, торжественно совершался в присутствии родичей и соседей и сопровождался особыми обрядовыми действиями, приговорами, песнями и плясками [8, с. Эти обряды уже давно исчезли. В белорусской свадебной песне, исполнявшейся при замешивании каравая, запечатлен утраченный теперь «обычай коллективного доставления топлива и продуктов для печения каравая.
Присутствующие в тексте песни числа обнаруживают изначально магическую суть самой песни и обряда, который она сопровождает. По белорусским материалам, «дрова для печения каравая берут из трех дворов и от трех «счастливых» пород деревьев» [11, т. А в Полесье близкая подруга невесты «прыносiць воды тры разы»; когда замешивают тесто для каравая, муку «сыплюць трэйко», тесто месят три боярки по очереди» и т.
В усвятском свадебном обряде к 70-м годам XX века обычай коллективной заготовки топлива для изготовления свадебного каравая в живом бытовании уже не существовал. След такого обычая донесла до нас записанная в эти же годы каравайная песня, исполнявшаяся, когда месили тесто для каравая. Варианты: «Пекись, каравай, пампушками, Не гулять Настюшки с подружками!
Подготовка теста для каравая. Состав каравая. По описаниям, сделанным в XIX веке, обряд изготовления каравая, как и любой важный этап свадебного действа, начинался с испрошения у присутствующих т.
Ушедший из живого бытования обычай собирать необходимые для изготовления каравая продукты вскладчину, отразился в песнях о богатом составе свадебного каравая, поющихся при замешивании свадебного хлеба. В украинских песнях все ингредиенты будущего каравая приносят каравайницы. В вариантах, имеющихся в ФА ПсковГУ, ни в песнях о богатом составе каравая «А я знаю, знаю, что в нашем караваю» , ни в описаниях каравайного обряда не говорится о коллективном собирании продуктов для свадебного каравая, хотя, по-видимому, оно подразумевается.
Исключение составляет важнейший по его наполненности магическими смыслами ингридиент каравайного теста — яйцо, известный символ продолжения жизни, плодородия, плодовитости: «Каждая девка приносит с собой яйца, не меньше двух, все яйца складывают в один таз. Каравай пекут с белой муки. Сколько яиц пойдет в тесто для каравая, зависело от количества — по материалам ФА ПсковГУ, 6—10 человек — и щедрости участников обряда.
Этот вариант, когда яйца приносит каждая из каравайниц, очевидно, является редуцированной версией древнего обычая, отголосок которого зафиксирован в материалах ФА ПсковГУ из соседнего с Усвятским Невельского района Псковской области: «По яичкам ходили. Перед свадьбой мама берет с собой соседку, берут корзинку и идут по яичкам. В каждом доме дают, кто пару, кто пяток.