14 (1) января Православная Церковь вспоминает Обрезание Господе — великий христианский праздник, установленный в воспоминание обрезания, совершенного во исполнение Моисеева закона над Богомладенцем в восьмой день по рождении. Великий праздник Обрезания Господня отмечается в Православной Церкви в память о событии, описанном в Евангелии от Луки. Обрезание Господне отмечают в один день с днем памяти Святого Василия Великого и со Старым Новым годом. Обрезание Господне 2022: история создания и главный смысл великого праздника. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте День Обрезания Господня – это день Закона Божия.
Когда будет Обрезание Господне в 2022 году
Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому. Обрезание Господне отмечают в одно время с Васильевым днем. Согласно традиции празднуют Обрезание Господне на восьмой день после Великого Дня Рождества Христова.
Народные приметы на Васильев день: что сделать 14 января, чтобы 2024 год был удачным
В христианстве обрезание заменили таинством крещения. Телесное обрезание стало духовным. Произошло это в 49 году на Апостольском Соборе: телесно обрезание для христиан заменили обрядом крещения. Зачем Иисус Христос принял обрезание? Чтобы еретики не считали его духом, а что он был человеком с плотью. А как Обрезание Господне связано с Васильевым вечером? Интересный факт, что на великий праздник Обрезание Господне в храмах служат литургию святителя Василия Великого. Исторически совпало, что день памяти святого совпал с Обрезанием Господним.
Совершается литургия Василия Великого и читается Иисусова молитва. В народе в этот день отмечается Старый Новый год. В ночь на 14 января девушки гадают. Утром парни посевают зерном по домам и поют обрядовые песни. Что нельзя делать в Обрезание Господне С этим праздником связаны народные запреты и ограничения.
В Обрезание Господне нельзя отказывать человеку в прощении и помощи — это может привлечь неудачу.
Ведь, как писал митрополит Вениамин Федченков , «тот, кто намерен жить по новым законам, сначала должен исполнить старые. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое». Священнослужитель подчеркивал, что «Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий». Кроме того, в процессе обрезания младенцам давали имена. Свое имя Иисус Христос тоже получил на восьмой день после рождения. В переводе с арамейского языка «Йешу» означает «спаситель».
Полная форма иудейского имени «Йехошуа» включает корень «Яхве» — имя Бога в Ветхом завете Таким образом ритуал обрезания дал Иисусу Христу право быть полноценным членом иудейского общества — он мог посещать храмы, жить в семье израильтян и совершать молитвы. Для необрезанных все это было невозможно. Ее заменил обряд Святого Крещения. С точки зрения христианства, замена обрезания крещением — это новый виток в развитии божественного Закона. Так, с приходом Христа грубый плотский ритуал заменяется духовным Крещением, урезанием сердца, а не тела, подчеркивая главенство духовной причастности к Богу над телесной. Иными словами, согласно Новому закону, Крещение — более сложная процедура, которую можно пройти лишь усилием своей души.
Невольно приходит сравнение с нашими именинами. В прежнее время имя давалось тоже в восьмой день.
И у нас имя дается родителями или крестным отцом. И у нас это «свой» семейный праздник. И у нас иногда давали имена по значению. А особенно — монашеские имена. А теперь вывод: в день именин Господа нужно просить милостей у «Именуемого», про Которого апостол Павел говорит, что Бог Отец по Вознесении даровал «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» Флп. Значит, в сей день наречения имени Его и мы должны поклониться Ему, как Господу, возблагодарить Его, что пришел ради нас, и просить главного, о чем говорит Его Имя, и что делает Он в чине обрезания — спасти нас. Иисусе Спасителю — спаси нас! Иисусе Искупителю — к Отцу Твоему приведи нас!
Что такое обрезание? Теперь мне хочется немного возвратиться к вопросу об установлении самого обряда обрезания в Ветхом Завете, к его истории, смыслу, форме... Все это ведь богоустановленно, следовательно, чрезвычайно важно... Точно золотые россыпи открываешь. Зерно за зерном... Вот как впервые говорится об этом в Слове Божием, в Библии Быт. И потому переменяет ему и имя из «Аврама» в «Авраама». И заключает с ним завет; и со всем потомством его, в завет вечен да буду тебе Бог, то есть буду твоим Богом, Близким.
Дам тeбе землю и потомкам; и буду им Бог. А ты завет Мой соблюди: благоугождай Мною и будь непорочен. И вот знамение этого завета: «обрежется от вас всяк мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу, и будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дний обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших... И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезаный же мужеский пол, иже не обрежет плоти крайния своея в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори Быт. И 99-летний старец Авраам со всею семьею обрезался в тот же день. И этот завет так строго исполнялся, что из-за нарушения его едва не погиб сам «друг Божий» Моисей.
Когда он после явления ему Бога на Хориве возвращался из Мадиамской земли в Египет для спасения народа, и шел вместе с женою Сепфорою и сыном а последний был необрезан; видно, мать жалела его и не хотела исполнять этого еврейского обычая, а отец, Моисей, не настоял по снисходительной нежности к жене , тогда Господь, терпевший это в чужой стране, не потерпел, когда Моисей шел к своим и притом с такою высокою Божьею целью. И явился Бог ночью на ночлег и хотел поразить Моисея смертью. В чем это выразилось — в Библии не говорится... Тогда жена взяла острый камень и обрезала сына своего... И Господь пощадил Моисея Исх. Так строго исполнялся Божий завет! Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти...
Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «Обрежитеся Богy вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины,... То же святой Моисей говорит Втор. Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради или принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда.
А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению. Обрезание и Искупление Идея обрезания — идея крестного пути за Богом. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога... А язычники и внешнего не творили. За это грозила гибель человечеству. Так, следовательно, обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью.
Так открывается связь обрезания с Искуплением Другая связь — с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает как бы в гробе опускается для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской. Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание.
И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест своего искупления всю жизнь: пить Чашу, которую Он пил и креститься крещением, которым Он крестился Лк. Таков глубокий смысл обрезания. И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому, когда апостолы объявили обрезание ненужным после Крещения и Искупления , то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься что и есть уже во Франции, России и других странах... Крест и имя Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение. Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу. И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества.
А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Но почему завет и имя соединяются с крестом обрезанием? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена. Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения — наречении имени — как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии.
И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство дав «залог» спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя.
Православный календарь 14 января. Обрезание Господне.
Обрезание Господне: история и смысл праздника, что означает и когда празднуется дата | Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. |
Что означает праздник Обрезания Господня и как его отмечать | Праздник Обрезания Господня в православии: в чем суть обряда, его история, предмет торжества и богослужения, иконография. |
Православный календарь 14 января. Обрезание Господне.
День Обрезания Господня и память святителя Василия Великого | Раньше, по старому стилю, Обрезание Господне праздновалось 1 января, совпадая с Новым годом. |
Православный календарь на 2023 год | Церковный праздник Обрезание Господне, православные христиане считают странным и потому, что в церковных календарях под датой 14 января пишут «Обрезание Господне. |
Обрезание Господне | Богословское значение Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. |
Обрезание Господне – день Закона Божия | Братская епархия - официальный сайт | Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной Литургии. |
Обрезание Господне в 2025 году | Обрезание Господне – великий недвунадесятый православный праздник. |
Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января
14 января – Обрезание Господне - Нижегородская МитрополияНижегородская Митрополия | 14 января Православная церковь отмечает Обрезание Господне – день торжества Закона Божия. |
Народные приметы на Васильев день: что сделать 14 января, чтобы 2024 год был удачным | Из истории Обрезания Господня. Древние иудеи, согласно обычаю, на восьмой день жизни младенца проводили обряд обрезания. |
Обрезание Господне: история и смысл праздника, что означает и когда празднуется дата | На восьмой день после Рождества, 14 января, верующие отмечают Обрезание Господне — великий праздник для православной церкви. |
Вербное воскресенье. Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года
Икона Иконы «Обрезание Господне» в восточно-христианском искусстве встречаются очень редко. Младенца они держат на руках или Он лежит на престоле. Священник с ритуальным ножом в руке готовится совершить обряд. На иконах Обрезания Господня часто помещается и образ святителя Василия Великого. Храмы Храмов с посвящением Обрезанию Господню в России нет. Крайне редко встречается, когда один из престолов в храме другого посвящения освящен в честь Обрезания. Так в церкви Рождества Христова в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, один из престолов посвящен в честь Обрезания Господня. В России день 14 января носит еще название Старый Новый год — по старому стилю новолетие начинается именно в этот день.
Почему православные празднует Обрезание Господне? Праздник Обрезания Господня, как учит Церковь, — это праздник закона.
Когда он после явления ему Бога на Хориве возвращался из Мадиамской земли в Египет для спасения народа, и шел вместе с женою Сепфорою и сыном а последний был необрезан; видно, мать жалела его и не хотела исполнять этого еврейского обычая, а отец, Моисей, не настоял по снисходительной нежности к жене , тогда Господь, терпевший это в чужой стране, не потерпел, когда Моисей шел к своим и притом с такою высокою Божьею целью. И явился Бог ночью на ночлег и хотел поразить Моисея смертью. В чем это выразилось — в Библии не говорится… Тогда жена взяла острый камень и обрезала сына своего… И Господь пощадил Моисея Исх. Так строго исполнялся Божий завет! Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти… Крайняя плоть — путь жизни человеческой.
В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «обрежитеся Богy вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины, … да не изыдет, яко огнь, ярость Моя, и возгориться, и не будет угашаяй, ради лукавства начинаний ваших» Иер. То же св. Моисей говорит: Втор. Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради, Или: принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога… А язычники и внешнего не творили… Обрезание Господне Святитель Димитрий Ростовский.
Библейское событие в честь, которого установлен праздник О нем в Евангелии: упоминает лишь один из 4 Евангелистов, св. Лука; говорится буквально одним предложением. Вот эти слова: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» Лк. Что такое обрезание Слова св. Луки означают, что в отношении Родившегося Спасителя был исполнен Моисеев Закон — обрезание. Отсюда слова Евангелиста о том, что сделать это «надлежало», то есть было предписано. Действительно, по иудейскому Закону праведными исполнителями которого были прав. Иосиф и Мария — Богородица нужно было: совершать обрезание крайней плоти у всех родившихся мальчиков, на 8 день по их рождения — в ознаменование приобщения ребенка к Господу; это была своего рода жертва со стороны человека и в то же время — знак его принадлежности к избранному народу «Авраама, Исаака и Иакова»; после этого обряда давать младенцу имя — это знаменовало, что отныне он принадлежит к народу — хранителю истинной веры в Создателя.
Впервые о ритуале упоминается в 17 главе Книги Бытия, когда Сам Бог предписывает обрезание праотцу Аврааму и всем мужчинам его семьи: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» Быт. Именно обрезание долгое время было знаком принадлежности к иудейству — а язычников евреи именовали «необрезанными», что было синонимом нечестия. Расположена в Сикстинской капелле, Рим. Узнайте также: Почему Бог хотел убить Моисея? Требуется ли от Него приносить эту жертву? Конечно же, нет.
Обрезание Господне». Фрагмент миниатюры Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Но родители Иисуса несут Его во храм , где совершается положенное по Закону. Значение обрезания Богомладенца Церковь осмысливает его: как проявление великого смирения Господа: не требующий очищения, Он проходит все то, что необходимо всякому родившемуся младенцу, совершенно приобщается к человечеству, его страданию, боли; как начало земных страданий Спасителя, по сути, Его пути к Распятию; он начался с пролития крови во время ритуала обрезания — и приведет на Голгофу, где еще раз прольется кровь Господа; наконец, как пример подчинения богоустановленному Закону самого Бога: по слову митрополита Вениамина Федченкова , «законодавец подчиняется Закону»; это важно было не только для современных Христу иудеев, но — столь же назидательно для современных христиан. Вот как говорит об этом митрополит Вениамин Федченков : «Прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волей»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви например, о постах и проч.
И совсем не важно, какой масштаб имеют эти дела - приобретаете вы недвижимость или подсчитываете мелкие монетки из копилки. Согласно народному поверью, любая финансовая операция будет неудачной. Есть опасность лишиться солидной денежной суммы либо какого-то другого вида активов.
Запрещено также одалживать деньги - делая это, вы сами можете оказаться в долгах. Не рекомендуется и работа по дому.
Православный календарь на 2023 год
Церковный праздник Обрезание Господне, православные христиане считают странным и потому, что в церковных календарях под датой 14 января пишут «Обрезание Господне. Сегодня поговорим об Обрезании Господнем. Что это за Праздник и почему мы его празднуем. Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
Почему мы празднуем Обрезание Господне?
А ты завет Мой соблюди: "... И вот знамение этого завета: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» Быт. И старец Авраам со всею семьею обрезался в тот же день. И этот завет так строго исполнялся, что из-за нарушения его едва не погиб сам "друг Божий" Моисей. Когда он после явления ему Бога на Хориве возвращался из Мадиамской земли в Египет для спасения народа, и шел вместе с женою Сепфорою и сыном а последний был необрезан; видно, мать жалела его и не хотела исполнять этого еврейского обычая, а отец, Моисей, не настоял по снисходительной нежности к жене , тогда Господь, терпевший это в чужой стране, не потерпел, когда Моисей шел к своим и притом с такою высокою Божьею целью. И явился Бог ночью на ночлег и хотел поразить Моисея смертью. В чем это выразилось — в Библии не говорится… Тогда жена взяла острый камень и обрезала сына своего… И Господь пощадил Моисея Исх. Так строго исполнялся Божий завет!
Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти… Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности.
Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались "необрезанные сердца и уши" в книге Левит Лев. Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое.
Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры. В дальнейшем, уже в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне.
Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения обрезание — первое священнодействие после рождения сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону», — пишет богослов и миссионер митрополит Вениамин Федченков, 1880 - 1961.
История праздника У древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания мальчикам на восьмой день жизни в знак союза Бога с праведным Авраамом и его потомками. Оно, по сути, заменяло в те времена современный обряд крещения и делало ребенка "Божьим", а не язычником. Будучи сыном еврейки, Христос тоже должен был пройти обрезание. Во время обряда ребенка нарекли именем Иисус, что означало Спаситель. Об этом говорится в Евангелии от Луки Лк. По сути, Обрезание — это именины Спасителя.
Факт обрезания Христа в I веке н. В церковный календарь праздник Обрезания Господня вошел в IV веке. Его чтут на восьмой день после Рождества Христова — 14 января по новому стилю. Обрезание сегодня — традиция иудаизма. Какой смысл она имеет для христиан? У праздника есть скрытые смыслы и символы.
Это было необходимо для того, чтобы установить Новый Закон. Был ли Иисус действительно обрезанным согласно иудейским обычаям или же оно было «нерукотворным» в виде отречения от грехов? Мнения разнятся. Имеются данные о 18 храмах, где находится плоть. Крайняя плоть Отца Нашего Иисуса Христа считается христианской реликвией, которая наделена божественными качествами, но факт её существования не подтвержден.
Чтобы понять, почему такое необычное событие приобрело торжественный характер в христианском мире, необходимо обратиться к истории праздника. История и смысл праздника в христианстве Что представляет собой обрезание? Циркумцизия, или обрезание является одной из самых древних операций. Его осуществляют, руководствуясь различными целями. Самой распространённой является идея о том, что обрезание делают из эстетических побуждений, а также это позволяет уменьшить вероятность получить опасную инфекцию.
Бытует мнение, что обрезание делалось из гигиенических соображений. У древних народов значение обрезания трактовалось по-разному. Где-то обряд символизировал вступление мальчика во взрослую жизнь и давал ему право жениться, где-то же являлся подобием жертвоприношения плоти злому Богу. Обрезание в Библии имеет исключительно религиозный характер. Обрезание служило платой за родительское непослушание.
В древности, по еврейским традициям, операция проводилась не в период половой зрелости, а делалось восьмидневному младенцу как символ связи Бога и святого Авраама. Смысл обрезания состоял в наречении имени младенцу после медицинских манипуляций. Это событие посвящало ребенка Богу, делало его «Божьим», поскольку было сродни современному действу крещения. В канун Праздника принято читать книгу Бытия. В ней говорится, как Бог явился к Святому Аврааму и сказал ему, что тот будет прародителем великого народа.
Авраам подчинился слову Божьему и свершил обряд обрезания. У него родился первенец. С тех пор и зародилась традиция обрезания. В то время набирало оборот такое учение, как докетизм. Его сторонники считали, что Христос никогда не существовал.
Для верующих и неверующих описание обрезания Спасителя в тексте Священного писания является главным подтверждением, что Христос действительно не сверхъестественная сущность и не вымышленный образ, а был живой, из плоти и крови. Обрезание сменилось на обряд Крещения и отныне оно считается «нерукотворным» или «духовным», отделяющим от человека грехи, пороки, похоть и губительные привычки. У православных обрезание плоти было отменено Апостольским собором 49 года.
14 января – Обрезание Господне
В тот же день ему дали имя, которое ранее возвестил архангел Гавриил. И хотя конкретное место обряда не указано в Евангелии, считается, что произошло это в храме. Это, в целом, маловероятно — скорее всего произошло это дома. На картинах, описывающих обрезание, обычно присутствуют родители Мария и Иосиф, священник и его помощники. Джиованни Беллини, 1500. Также Христос как бы подает пример остальным верующим — надо следовать завету. Согласно Книге Бытия, Авраму было 99 лет, когда бог повелел ему произвести обрезание и принять имя Авраам. Ему было обещано, что станет он «отцом множества народов», получит он и его потомки «всю землю Ханаанскую во владение вечное».
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, помилуй. Тропарь Обрезанию Господню, глас 1 На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! Кондак Обрезанию Господню, глас 3 Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий. Читают Каноны и Акафисты. Так же читается Литургия Василия Великого, которая совершается в 10 раз в году: -день памяти Василия Великого 14 января, - навечерия праздников Рождества Христова и Крещения или в самый день этих праздников, если их навечерия выпадают в субботу или воскресенье -1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста - Великий четверг и Великая суббота на Страстной седмице.
Богослужебные особенности Празднование начинается накануне, когда вечером служится всенощная. Здесь, как и за литургией самого дня праздника, можно услышать как песнопения, посвященные ему, так и те, что прославляют свт. Василия Великого, память которого также приходится на 14 января. Литургия Василия Великого служится в храме 14 января: узнайте, чем отличается от Златоустовой службы Литургия дня также служится особым чином, создание которого приписывают свт. Такая литургия служится лишь несколько дней в году. Во время богослужения звучат два Евангельских чтения: одно посвящено Обрезанию, другое — положенное для дней памяти святителей. Как причаститься в этот день Особенности причащения Святых Христовых Таин 14 января связаны с отсутствием поста. Церковь не благословляет поститься во время Святок — дней от Рождественского Сочельника до Крещенского Сочельника. Это касается и пощения перед Причастием , особенно, если верующий соблюдал Рождественский пост , приступал к этому Таинству во время него. Многие христиане соблюдают: воздержание от развлечений, который могли бы отвлечь ум от подготовки к Таинству; воздержание в супружеской жизни — по обоюдному согласию; накануне Причастия отказываются от мясной пищи, но другую скоромную — употребляют. Вместе с тем, современные пастыри отмечают, что приступать к Причастию впервые или после длительного перерыва во время Святок с мотивировкой «вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться какая уж там серьезная исповедь на Святках благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться» тоже неправильно, это — оскорбление Таинства. В таких сложных случаях меру поста можно определить со священником. Как молиться дома Те, кто не может прийти в храм, стараются: самостоятельно прочесть Евангелие дня; включить в утреннее и вечернее правило тропарь и кондак праздника. Если есть желание и возможность, можно прочитать Канон празднику. Проповедь священника на праздник ОбрЕзания Господня Что нельзя делать в этот день Соблюдать «народные традиции» связанные с наступлением, как считали русские крестьяне, с 14 января «страшных вечеров» разгула нечистой силы. С 14 января наши предки начинали гадать, причем особенно усердствовали девушки, желавшие узнать будущее и привлечь «суженого». Сейчас на эту «народную традицию» активно работает индустрия развлечений, и, к сожалению, даже многие государственные учреждения культуры, например, музеи, приглашающие на праздничные программы со «святочными гаданиями». Православным стоит помнить: игры с нечистой силой недопустимы даже в шутку. А «святочными» гадания быть не могут вообще: такая практика оскорбляет дни празднования Рождества Христова. Читайте также: На Крещение вода становится святой: как и почему, когда и где набирать О Новолетии 14 января не является ни гражданским начало года 1 января , ни церковным новолетие — 14 сентября праздником. Это традиция, возникшая в советские годы, когда страна перешла на новый, григорианский, календарь, на 13 дней «опережающий» прежний, юлианский. Впрочем, для многих этот день — повод собраться семьей.
То же святой Моисей говорит Втор. Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради или принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению. Обрезание и Искупление Идея обрезания — идея крестного пути за Богом. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога... А язычники и внешнего не творили. За это грозила гибель человечеству. Так, следовательно, обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью. Так открывается связь обрезания с Искуплением Другая связь — с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает как бы в гробе опускается для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской. Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание. И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест своего искупления всю жизнь: пить Чашу, которую Он пил и креститься крещением, которым Он крестился Лк. Таков глубокий смысл обрезания. И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому, когда апостолы объявили обрезание ненужным после Крещения и Искупления , то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься что и есть уже во Франции, России и других странах... Крест и имя Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение. Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу. И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества. А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Но почему завет и имя соединяются с крестом обрезанием? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена. Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения — наречении имени — как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство дав «залог» спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя. То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным — и внутренне, догматически, сродным — словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона — и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон — значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит — отречься от своей пагубной воли. Исполнением закона Господь показал, что и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию. А если не исполнили, то виноваты сами перед Богом. А эта вина опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о помиловании неисполнивших его. И еще: так как все Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, — говорит Господь, — но волю пославшего Меня Отца» Ин. И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был послушлив даже до смерти», — то можно сказать, что нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как начало послушания законам Божиим. Впрочем, так как это начало было уже в рождении Господа, то обрезание нужно назвать уже продолжением взятого искупительного подвига — более очевидно говорящим именно о смерти, о Кресте, Голгофе, жертве. За грехи наши Теперь мне осталось отметить лишь одну сторону смысла обрезания. Во всяком деянии Господа мы видим проявление Искупительного подвига за нас. Обрезание означало еще и казнь, наказание за грехи. И эту казнь ныне приемлет на Себя Безгрешный — не подлежавший, следовательно, наказанию. А в таком случае Он начинает терпеть за других, за нас. А следовательно, можно сказать: «нашим обрезанием обрезуется». Но для этого требуется «обрезывать» урезать, отсекать свою волю, как падшую. Правда, болезненность здесь необходима, то есть принуждение, борьба против себя. И конечно, это есть последствие грехопадения; но наказанием, кажется, лучше бы не называть. Впрочем, если это «отсечение» воли, — это скорбное принуждение — является несомненно! В дальнейшем же смысле это страдание можно назвать и «наказанием». Подзаконная клятва В связи с этим следует выяснить и вопрос о клятве. В Слове Божием ясно говорится о связи закона с клятвою: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» Гал. А ныне Господь начал исполнять закон... Мы согрешили в прародителях, а потом и сами грешили и грешим. Закона не исполняем. А всякий не исполняющий закона проклят: это и мы ощущаем, когда «совесть мучит». Что же делать? Исправить, особенно прошлого, мы уже не в силах, и потому остаемся под клятвою. Так закон всех подводит под клятву и лишает любви Отеческой, или «всыновления». Это и есть «подзаконная клятва»... Далее: как же Христос искупает нас от нее?
Обрезание Господне
Так же по закону в момент обрезания Младенцу дали имя Иисус, что означает «Спаситель», «Бог спасает». Праздник Обрезания Господня в христианском календаре появился к IV веку и отмечается на восьмой день по Рождестве Христове , то есть 14 января. Обрезание Господне — это единственный Господский праздник, у которого богослужение совмещается с празднованием памяти святого. Святитель Василий Великий , чья память совершается в один день с Обрезанием Господним, — величайший христианский святой, аскет, отец и учитель Церкви, богослов и творец Литургии. Обрезание Господне — праздник малоизвестный и не празднуется так широко как другие Господские праздники. Он приходится на время святок, и как бы теряется между двумя величайшими праздниками Рождества Христова 7 января и Крещения Господня 19 января. Икона Иконы «Обрезание Господне» в восточно-христианском искусстве встречаются очень редко. Младенца они держат на руках или Он лежит на престоле. Священник с ритуальным ножом в руке готовится совершить обряд. На иконах Обрезания Господня часто помещается и образ святителя Василия Великого.
В Русской православной церкви принят юлианский календарь. В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как « Старый Новый год », так как до 1919 года совпадала с началом нового года так называемым гражданским новолетием. На восьмой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание , установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом: Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: "Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен". Ходить пред Богом - это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения.
Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в Книге Левит Лев 26, 41 и в Деяниях апостольских Деян 8, 51. Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием.
Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено, прежде всего, единство крови и веры. Эти события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» Кол. Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. По толкованию отцов Церкви, Бог Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.
Обрезание Господне 2022: история создания и главный смысл великого праздника
Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что на восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание по обычаю народа, среди. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – переходящий двунадесятый праздник, отмечается всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе. Запреты и ограничения в день празднования Обрезания Господня 14 января 2023 года.