Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм». В духе эпохи перестройки в фильме вообще многие вещи выбиваются из канонов не только драматургии, но и советского кинематографа в целом. В 1987 году она сыграла главную роль в фильме Сергея Соловьева «АССА».
Газета «Суть времени»
- О чем фильм Асса
- Как это снято: «Асса»
- Андрей Архангельский: Твою «Ассу» два
- Ответы : Почему фильм "Асса" считается культовым?
- Фильм Асса.
- Асса (1987): новости >>
Фильм "Асса" (1987)
Ознакомьтесь с плюсами и минусами Асса, посмотрите плохие и хорошие отзывы. это главный фильм русского рока, снятый на пике его развития. Премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ в 1987 году стала кульминационным культурным событием перестройки, а музыка «Аквариума» и финальная песня Виктора Цоя «Перемен» обеспечили ему место в вечности и истории страны.
Фильм "АССА"
Ибо, тех кто к ней равнодушен, думаю, нет. За то, что она позволяет сладко поностальгировать о былом. Да не о том сером и реальном - а эдаком приукрашенном фантастическом былом - которое ушло вместе с ТОЙ страной, и разумеется, больше не вернется. Недаром, в "Ассе" есть некий оттенок обреченности. Не обращали внимания? Почти все его герои медленно, но верно идут к своему финалу.
Лилипут Альберт кончает жизнь самоубийством. Крымов убивает Бананана. Алика - Крымова. Да и ее судьба предрешена - ибо зона, куда неизбежно попадет она за убийство - практически то же что и смерть. Кто же остается в живых при таком "раскладе"?
Только "последний герой" - "кореец" Витя: "Мы ждем перемен!
Но его знакомство с современной андерграундной культурой, музыкой, изобразительным искусством изменило и усложнило первоначальный план. Музыка и искусство предполагались в фильме изначально, не было лишь решено, что именно показать.
Сначала Соловьев познакомился с московской художественной тусовкой; в Институте имени Курчатова была даже устроена специальная экспозиция — так в фильме появились, например, Communication tube «Коммуникативная труба» и Iron curtain «Железный занавес» группы «Гнездо». Коммуникативная труба в действии. Кадр из фильма «Асса».
Режиссер Сергей Соловьев. А в Ленинграде Гребенщиков познакомил его с местной богемой. Придя в мастерскую Бугаева-Африки, Соловьев был так очарован царящей там атмосферой, что предложил ему сыграть главную роль в своем фильме и еще прихватить в придачу «собственные декорации» интерьер мастерской.
Африка же подал идею привлечь своих друзей «Новых художников». Так вопрос с музыкой и художественным оформлением решился. Соловьев немедленно захотел все это непонятное, но завораживающее в свой фильм.
Увлеченный в тот момент китчем, Соловьев не мог не «запасть» на яркую, нарочито наивную нью-вейверскую живопись, рождающуюся в городе Ленинграде в несметных количествах. В начале было слово «Асса» — известное загадочное слово. Оно появилось задолго до съемок фильма, и к моменту его создания уже обозначало определенный стиль жизни.
И вот по прошествии 17 месяцев и 7 дней ковчег остановился на высочайшей из гор Араратских. Читает их, якобы из газеты, исполнитель главной роли, а в жизни художник, музыкант и тусовщик Сергей Бугаев по прозвищу Африка. На экране в серебряном плаще и того же цвета каске, расписанной замысловатыми узорами, с лицом, туго затянутым сеткой, движется художник Сергей Шутов, сценограф фильма.
Потом музыканты начинают играть на ярко декорированной сцене, и мы видим сразу же всех персонажей, которые «отвечают» в этой истории за искусство. Слово «Асса» было произнесено на первых же кадрах фильма, и «Асса» реальная предстает зрителю сразу — в образе «Новых художников» Сергея Бугаева, Тимура Новикова, играющего в фильме барабанщика, Густава Гурьянова и Андрея Крисанова, музыкантов группы «Кино», и Сергея Шутова, единственного московского художника, который находился в перманентном контакте с ленинградскими «Новыми». Сергей Шутов.
Асса, племяши! Холст, смешанная техника. Государственный центр современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сначала «Асса» была кличем, придуманным участником группы «Новые художники» Олегом Котельниковым: «Было найдено адекватное оформление из области заумной речи».
Слово «Асса» стало культовым словом «Новых». Так что привнесение частички полулегального арт-мира в фильм Соловьева отчасти был спланированной художественной акцией. А упомянутый Новиковым лозунг «Асса в массы», действительно, стал девизом премьеры фильма.
Олег Котельников. Стиляга Тэдди. Деревянная столешница, масло.
Государственный Русский музей. Одна из многочисленных картин «Новых художников» с надписью «Асса» «Асса» называлась и частная галерея в мастерской Новикова на улице Воинова, 24. В середине 1980-х там же жил и Сергей Бугаев-Африка.
Там проходили выставки, домашние концерты «Кино», «Поп-механики», спектакли «Нового театра», показы альтернативной моды и просто веселые тусовки. С 1982 по 1987 год «Асса» была центром художественной жизни. Фильм не зря носит такое название.
Тимур Новиков, большой сочинитель разного рода теорий и манифестов, в то время претворял в жизнь свой «метод перекомпозиции» и идею коллажа, и фильм «Асса» стал таким не без влияния этих идей. Пальма в снегу, Ялта зимой… Прозвище главного героя — Бананан — появляется в сюжете благодаря модному в начале 1980-х шлягеру Юрия Чернавского и Владимира Матецкого «Здравствуй, мальчик Бананан! Собственно, в первоначальном замысле автора сценария, 22-летнего студента ВГИКа Сергея Ливнева, так должен был называться и фильм.
Название было изменено уже во время съемок. Африка убедил режиссера, что этот фильм не может называться, как песня. Новое же имя было многозначнее, по сути, работало как посвящение всему поколению «Ассы» и хорошо вписывалось в романтически-таинственный зачин картины.
Деятельность художников в фильме часто была экспромтом.
Алика: Хорошо. Марья Антоновна: Бананану Сними рубашку, я тебе щас постираю! Алика: Вы мне? Марья Антоновна: Да нет! Алика: протягивая деньги Пожалуйста. В общем, я не знаю. Учитывая все прочие разговоры и то, как бесконечно дорог нам этот подарок перестройки? Так или иначе, перейдём лучше к Длинному послесловию о том, как патриархат воспроизводит сам себя даже в самой что ни на есть духовной среде, одержимой поисками Внутренней Свободы и Прекрасного.
Для начала — Немного статистики Вот передо мной на столе букинистическое издание под названием «Путешествие рок-дилетанта». Лениздат, 1990 год, одна из первых книг об истории и буднях советского рока. Автор, ленинградский писатель Александр Житинский , несколько лет вёл в журнале «Аврора» рубрики «Записки рок-дилетанта» и «Музыкальный эпистолярий». Писатель Житинский, иначе говоря, был режиссёром Соловьёвым ещё до того, как это стало мейнстримом. В том смысле, что Житинский, представитель поколения «папиков» и советского культурного истеблишмента, увлёкся ленинградскими неформалами задолго до «Ассы». В книге «Путешествие рок-дилетанта» две вкладки с цветными фотографиями. В общей сложности, на этих вкладках 50 снимков советских рок-музыкантов в группах и поодиночке. А гендерно типичный разворот цветных вкладок в «Путешествии рок-дилетанта» выглядит так: Другая книга у меня на столе называется «Переломные восьмидесятые в неофициальном советском искусстве». НЛО, 2014 год.
В этом сборнике есть 20-страничный отрывок из лекции Тимура Новикова «История ленинградского искусства 1980-х годов». Тимур Новиков нам особо дорог тем, что стоял у истоков объединения «Новые художники». Именно его коммуналка на Воинова 24 ныне Шпалерная была неформальной галереей «Асса», где жил Бананан-Африка и где выставлялось искусство, вынесшее мозг режиссёру Соловьёву. В своей лекции Новиков упоминает не менее 53 художников, работавших в Ленинграде и Москве в 60-80-х годах. Иными словами, художников-женщин в лекции Новикова меньше, чем художников-мужчин, которые так или иначе играли в группе «Кино». Что до Гребенщикова, то и он, как мы помним, — один из несущих элементов «Ассы». Он написал «Иду на ты», «Мочалкин блюз», «Козлодоева» и «Плоскость». Он спел «Город золотой». Он « бог, от него сияние исходит ».
Короче, давайте на мой стол щас ляжет ещё одна книга, а именно «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова». НЛО, 2013 год, составитель А. О своей жизни с 1953 по 1987 год включительно Гребенщиков рассказывает на стр. Ольга Першина с Африкой Остальные женщины в обратном хронологическом порядке: «Марьяна». Возможно, Марианна Цой ; вскользь упомянута в связи с заседанием рок-клуба. Дочь Алиса. Её рождению «посвящена последняя песня на альбоме» «Все братья — сёстры». Мать БГ. Приучила БГ читать неадаптированные книги по-английски, защищала право БГ слушать рок-н-ролл «на максимальной громкости» отец был против.
Бабушка Екатерина Николаевна. Играла на семиструнной гитаре, «честно преподала мне три аккорда». Учительница Ася Львовна Майзель. Вела «литературно-поэтическое общество» в школе, где учились БГ и Анатолий «Джордж» Гуницкий: Ася Львовна Майзель… дисциплинировала написание стихов и одновременно давала зелёный свет любым нашим безумствам. Насколько я помню, именно она подала идею: что бы ты ни делал — всё хорошо, лишь бы стихи получались. Если для этого надо стоять на голове или совершать какие-то асоциальные поступки, то их вполне можно делать.
Сергей Александрович создал действительно культовый фильм, который изменил сознание многих. Собственно, это всё, что я хотела бы сказать, потому что об этом фильме не нужно много говорить, его надо проживать. Думаю, что сейчас осталось не так много людей того поколения, которые бы не видели его.
И вот всем тем, кто помнит, чувствует и скучает я желаю, чтобы «Асса» стала для вас окошком, в которое можно время от времени выглядывать и вспоминать те необычные времена. А тем, кому еще предстоит знакомство с этим миром — приятного погружения. Вам понравится.
Фильм "Асса"
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм». В духе эпохи перестройки в фильме вообще многие вещи выбиваются из канонов не только драматургии, но и советского кинематографа в целом. хороший советский фильм 80-х. Однако в 1987 году сам фильм «Асса» был снят, но еще не вышел на экраны. Фильм 2-АССА-2 является своеобразным продолжением знаменитого фильма "АССА", который вышел на экраны в 1987 году и почти сразу был признан "культовым".
Бунт, контркультура, агония СССР и другие смыслы культовой «Ассы»
В 1987 году я отправился в длительное заграничное путешествие, потому про фильм «Асса» узнавал опосредованно. то запустением. И сейчас фильм Сергей Соловьева Асса 1987 года выпуска смотрится своеобразно (а ведь мы видели очень немало постсоветского треша). Однако в 1987 году сам фильм «Асса» был снят, но еще не вышел на экраны. Я смотрел АССУ, как незнакомый фильм, как неизвестный опыт советского кино, как один из любимых фильмов матери, как скептически черный фон перед кислотно-розовыми буквами. Фильм назывался «Асса» и был сделан за три года до своего знаменитого тезки в духе радикальной андеграундной концепции.
МОИ НАМЕДНИ. Фильм «Асса». Уныние в романтике, грусть в красоте
Криминал, драма, история. Режиссер: Сергей Соловьев. В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин и др. Описание. Надеясь на яркую и безбедную жизнь, девушка связывает свою судьбу с криминальным авторитетом. Положительные и отрицательные отзывы о АССА (1987. «Асса» — советская двухсерийная драма 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва по сценарию Сергея Ливнева и Соловьёва. то запустением.
Пароль «Асса»: как фильм Сергея Соловьева стал манифестом поколения Цоя
В общем, я не знаю. Учитывая все прочие разговоры и то, как бесконечно дорог нам этот подарок перестройки? Так или иначе, перейдём лучше к Длинному послесловию о том, как патриархат воспроизводит сам себя даже в самой что ни на есть духовной среде, одержимой поисками Внутренней Свободы и Прекрасного. Для начала — Немного статистики Вот передо мной на столе букинистическое издание под названием «Путешествие рок-дилетанта».
Лениздат, 1990 год, одна из первых книг об истории и буднях советского рока. Автор, ленинградский писатель Александр Житинский , несколько лет вёл в журнале «Аврора» рубрики «Записки рок-дилетанта» и «Музыкальный эпистолярий». Писатель Житинский, иначе говоря, был режиссёром Соловьёвым ещё до того, как это стало мейнстримом.
В том смысле, что Житинский, представитель поколения «папиков» и советского культурного истеблишмента, увлёкся ленинградскими неформалами задолго до «Ассы». В книге «Путешествие рок-дилетанта» две вкладки с цветными фотографиями. В общей сложности, на этих вкладках 50 снимков советских рок-музыкантов в группах и поодиночке.
А гендерно типичный разворот цветных вкладок в «Путешествии рок-дилетанта» выглядит так: Другая книга у меня на столе называется «Переломные восьмидесятые в неофициальном советском искусстве». НЛО, 2014 год. В этом сборнике есть 20-страничный отрывок из лекции Тимура Новикова «История ленинградского искусства 1980-х годов».
Тимур Новиков нам особо дорог тем, что стоял у истоков объединения «Новые художники». Именно его коммуналка на Воинова 24 ныне Шпалерная была неформальной галереей «Асса», где жил Бананан-Африка и где выставлялось искусство, вынесшее мозг режиссёру Соловьёву. В своей лекции Новиков упоминает не менее 53 художников, работавших в Ленинграде и Москве в 60-80-х годах.
Иными словами, художников-женщин в лекции Новикова меньше, чем художников-мужчин, которые так или иначе играли в группе «Кино». Что до Гребенщикова, то и он, как мы помним, — один из несущих элементов «Ассы». Он написал «Иду на ты», «Мочалкин блюз», «Козлодоева» и «Плоскость».
Он спел «Город золотой». Он « бог, от него сияние исходит ». Короче, давайте на мой стол щас ляжет ещё одна книга, а именно «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова».
НЛО, 2013 год, составитель А. О своей жизни с 1953 по 1987 год включительно Гребенщиков рассказывает на стр. Ольга Першина с Африкой Остальные женщины в обратном хронологическом порядке: «Марьяна».
Возможно, Марианна Цой ; вскользь упомянута в связи с заседанием рок-клуба. Дочь Алиса. Её рождению «посвящена последняя песня на альбоме» «Все братья — сёстры».
Мать БГ. Приучила БГ читать неадаптированные книги по-английски, защищала право БГ слушать рок-н-ролл «на максимальной громкости» отец был против. Бабушка Екатерина Николаевна.
Играла на семиструнной гитаре, «честно преподала мне три аккорда». Учительница Ася Львовна Майзель. Вела «литературно-поэтическое общество» в школе, где учились БГ и Анатолий «Джордж» Гуницкий: Ася Львовна Майзель… дисциплинировала написание стихов и одновременно давала зелёный свет любым нашим безумствам.
Насколько я помню, именно она подала идею: что бы ты ни делал — всё хорошо, лишь бы стихи получались. Если для этого надо стоять на голове или совершать какие-то асоциальные поступки, то их вполне можно делать. И она нас терпела.
Иными словами, это сплошь братья по музыкальным инструментам, креативным замесам и духовным исканьям. К этому остаётся добавить людей, которые, по словам БГ, влияли на него заочно. Сначала музыканты «тех лет» — это в районе 1980 : Как видите, БГ приводит 22 имени и названия.
Ну ОК, если засунуть Харрисона обратно в «Битлз», то 21.
Спекулятивные построения могут быть очень красивы и оригинальны, но к исследуемому произведению они отношения не имеют и, следовательно, критическим анализом не являются. В песне про старика Козлодоева чрезвычайно прозрачно и недвусмысленно высмеивается некогда сильное и страшное государство, дошедшее до состояния полной немощи, однако не желающее ни признать этот факт, ни, хотя бы, тихо и без лишнего шума самоустраниться, дав возможность создать на освободившемся месте мало-мальски эффективные структуры управления. Моэм говорил: «старость очень неприятная пора жизни, но еще никто не придумал другого способа прожить подольше». Государственные образования, осознающие себя не инструментом, созданным сообществом людей для удовлетворения своих потребностей как должно быть , а живым организмом, всегда стремятся прожить подольше, нисколько не заботясь о своей эффективности как механизма управления обычно, строго отрицательной. Каждый лишний день существования такого государства стоит стране и обществу двух, потому, что вместо того, чтобы использовать этот день для развития, они продолжают деградировать. Как можно скорее, этому государству нужно послать легкую смерть и заняться строительством нового. Это должно быть очевидно всем, за исключением, разве что, исступленных почвенников, которым подходит всякое государство, лишь бы не было похоже на западное.
Однако, например, Крымову это настолько неочевидно, что он даже не понимает, о каком старике Козлодоеве идет речь. Поэтому «папик» и принимает обидное имя на свой счет. Действительно, «деловым» людям вроде Крымова не нужно устраивать жизнь в своем городе, своей стране, своем Человечестве , а нужно только самим в ней устраиваться.
Хочется потратить свою юность и умереть молодым, как и твой герой, как и твоя легенда, как и любая романтика нашей жизни, просто чтобы не успеть добраться до того прагматизма, в котором можно найти оправдание каждому из приставленных к. Хватит ребячествовать, идите царствовать! Автор тоже живет какой-то неестественной жизнью, а точнее и вовсе жизнью не живет, потому что жить жизнью грустно. А жизнь — это окошко, в которое иногда выглядываешь, а там — нифига не видно — муть всякая. Проблема наша в том, что в поле зрения объектов уже не появляется, как будто окошко заслонил правый нижний угол заставки — без пяти минут квадрат небезызвестного депрессивного Казимира. АССА показывает суровую бессмысленность реалий этой чудной страны, одного большого романтического опыта, который нам не удалось зацепить сознательным глазом. АССА показывает чеховскую трагичную комедию, а значит, жизнь.
Все одно. Все равно что спрашивать у заколдованной принцессы — все по-прежнему. В декорациях АССЫ попеременно сквозят тридцать три русских столицы и провинции, холод Прибалтики и сумасшедший ритм космической жизни молодой крови, кипящей на морозе не хуже аспирина в голове. Да и в целом — какая-то склонность закрыть глаза. Наверное, потому что молодость видит и не видит одновременно.
Пожилой вор в законе приезжает в Ялту с молоденькой любовницей Аликой. Его цель — похитить драгоценную скрипку. Ничего не подозревающая девушка случайно знакомится с музыкантом из местного ресторана. Между молодыми людьми завязываются теплые отношения...
Как Цой нашел любовь, а Соловьев не признал БГ и другие истории о съёмках «Ассы»
Самое главное-операторская работа Павла Лебешева: уже упоминавшаяся Ялта, горные перевалы, концертная песня Цоя про перемены а что же ещё!? Пара Говорухин-Друбич выглядели эмоционально усталыми, уж не знаю, что это символизировало, закат советской эпохи с её цеховиками или просто устали сниматься в Крыму? В этот же период шла работа над не менее культовыми «Десятью негритятами». В целом стоит пересмотреть, вспомнить надежды на новые смыслы. И что-то императору Павлу трудно дышится во вставной новелле-ожидается оттепель. Смотрел я этот культовый фильм раз тридцатый, наверное а может и больше.
Все сюжетные повороты уже знаю наизусть, многие фразы героев могу цитировать вместе с ними, все песни звучащие в сюжете давно выучил, а фильм до сих пор не отпускает. Каждый раз смотрю и не могу оторваться. И так, от первой до последней минуты хронометража. Вот что значит настоящее искусство кино! И сегодня я пересматриваю этот фильм с огромным интересом.
Без малого, тридцать лет я периодически обращаюсь к этому фильму и не перестаю благодарить Сергея Александровича Соловьёва за эту великолепную работу. И всё-таки, почему вновь захотелось пересмотреть «Ассу» после изучения работ современных режиссёров? Прежде всего, про свободомыслие, про музыкантов, про молодёжные течения, фильмов у нас не так уж и много. Хотя тема очень благодатная. Одной из самых ярких работ последних лет на эту тему является «Дом солнца».
Отдельно я писал отзыв на странице данного фильма, и потому углубляться в детали здесь не буду. Напомню только, что он оставил для меня впечатление набора лубочных и неправдоподобных картинок. И столь же неправдоподобных ряженных героев. Именно после фальшивого Солнца захотелось вновь обратиться к персонажу живого Бананана. Не ошибся Сергей Соловьёв, пригласив на главную роль не профессионального киноактёра, а настоящего неформала-музыканта.
Эта роль, пожалуй, так и осталась самой яркой и звёздной в карьере Сергея Бугаева. При своих достаточно скромных актёрских способностях, в «Ассе» Сергей находится именно на своём месте. Его персонаж именно таким и должен быть: в чём-то бесшабашным, в чём-то разнузданным, а в чём-то и замкнутым. Но он именно такой, совершенно не похожий на тысячи добропорядочных советских граждан. Он один в неприметном сером плаще и с серьгой в ухе оказывается на набережной Ялты, за что незамедлительно попадает в «обезьянник».
На него смотришь и веришь, сопереживаешь и думаешь: «Куда же ты, парень, ввязался? В то время, как Сукачёвское Солнце в исполнении Станислава Рядинского не вызывает ровным счётом никаких эмоций не смотря на кучу навешанных на него шурежек и фенечек. Поскольку за ними кроется пустота, полное неосознание психологического портрета своего героя. А отсюда и фальшь ситуации, которая на экране предстаёт очень явно. Столь же фальшивы на экране и герои фильма «Рок» Ивана Шахназарова.
Вроде молодые люди, музыканты. Судя по всему, сверстники режиссёра ведь всегда проще делать героями сценария своих сверстников. И тоже промашка. Каменные лица, казённые фразы, и полное отсутствие музыки, ради которой они живут. И это я не говорю о попытке вплести в сюжет «Рока» криминальную составляющую.
Она там вообще выглядит, как пятое колесо у машины. Вот и поучился бы этот Иван Шахназаров у Сергея Соловьёва, как можно переплести в одном сюжете рок и криминал, молодых музыкантов и седых авторитетов, гитару и пистолет, гос. Сергей Александрович продемонстрировал это виртуозно. Сюжет «Ассы» можно смело включать в учебники по драматургии, чтобы тыкать в него носами молодых авторов. Может тогда они наконец-то начнут понимать, как надо писать сценарии и прорабатывать персонажей.
А-то наваяли в «Роке» некую троицу псевдомузыкантов. А кто они? Ничего не понятно. Просто есть три имени кстати, может и не имени : Гоша, Сева и Шмон. И на этом всё.
Дальше как хочешь, так и домысливай. В итоге смотришь на плоский сюжет «Рока» с какими-то нелепым киллером, который то появляется и наводит на троицу пушку, то исчезает. И думаешь: что устойчивые мнения о бедственном положении нашего кинематографа не такие уж и беспочвенные. Ведь самая главная беда сегодня в катастрофической недостаче качественных историй для экранизации. Их действительно не хватает.
И это не вымысел, а факт. А с другой стороны, истории-то есть, но попробуй, пробейся. Мир кино огорожен от остального мира тройным забором с колючей проволокой, куда кроме как с конкретными связями никого не пускают. А когда неизвестный автор каким-то чудом пробивается за преграду и предлагает свой сценарий, находятся десятки аргументов, чтобы доказать: сценарий — полное фуфло. Мол, и сюжет там не закручен как следует.
И герои не проработаны. И нужного конфликта нет. И драматургии не хватает. И… много ещё чего не хватает. А по факту выйдет на экраны такой вот «Рок» и не понятно становится вообще, а куда все эти критики и профессионалы смотрят?
Хотя понятно: на фамилию «Шахназаров» смотрят. А всё остальное уже неважно. А потому подобные «Роки» с завидным постоянством и появляются в прокате. И это ещё далеко не самый худший пример. Так что на фоне всей этой современной киношушеры «Асса» действительно выглядит, как марочное вино.
Которое, чем больше прошло времени с его создания, тем выше ценность. Да, несколько запятнал Сергей Александрович своё имя и имя фильма, выпустив вторую часть. Не устоял перед соблазном времени создать сиквел и… прогорел. Но Мастеру можно простить эту слабость, ибо он создал немало достойных картин, до многих из которых современным творцам не дотянуться. А «Асса» был и остаётся одним из самых достойных фильмов про музыку, любовь и человеческую судьбу.
Не смотря на то, что с момента премьеры минуло уже 30 лет, аналогов ему нет. И, уверен, в обозримом будущем не появится. Хотя он сам говорит, что не давал разрешения вообще включать эту песню в фильм. Он сам по себе, фильм, трудный, с одного раза его не понять. Для неподготовленного зрителя его надо смотреть до конца.
На первый взгляд всё просто: молчаливый Говорухин, тот самый спутник жизни юной Алики, из другого мира. Его все эти Геребенщиковы и Цои не интересуют. Это как срез конфликта поколений, с которыми страна столкнётся в период гласности, которой ещё не было на момент съёмок фильма, в период 1986—1987 гг. Спутница его, как раз показывается человеком из нового мира. И она находит в парне «Африка» ту самую свободу нового мышления, которую искала.
Музыкальный фон фильма вызвал много нареканий в наше время: после мощного «Мальчик Бананан» и коды в увертюре-зарисовке «Сон Бананана» от Гребенщикова, складывается впечатление, что Соловьёв, даже не будучи фанатом последнего, сознательно включил песни в фильм. Лейтмотив не удался, так как заунывная философия БГ весь фильм только отвлекает от сюжета и мешает воспринимать суть фильма. Наверное, так было лучше, иначе такой фильм на экраны бы не прошёл, да и то странно, ибо Ю. Чернавский со своими песнями был в 1983 году практически запрещён. Весь фильм нам показывают по сути процесс разложения советской системы, как внешне, так и внутри.
Первая сторона кроется в идиомах отрицания новой музыки и образа мышления, а вторая — в срезе формирования скрытых сленговых фраз криминального мира, которые не принято произносить вслух. Всё это в столкновении друг с другом, особенно среди молодёжи, и стало той взрывной массой, которая уже независимо от гласности, разрушила стереотипы советского гражданина как о социально справедливом государстве СССР. Соловьёв, сам того не подозревая, официально протолкнув «Бананана» на виниловый диск фирмы «Мелодия» сделал невозможное, официально издав то, что было 4 года назад ещё совсем нельзя. А БГ — это формат нового поколения, которое уже вышло на «Музыкальный ринг» и показало, что наш Джон Леннон по-русски может быть и петь не хуже, чем поэты начала века. Только вот в 1991-м стране будут нужны новые герои и песни.
Сняв продолжение, режиссёр снова угадал. Вот среди всего этого и мечется юная Алика. Она понимает, что надо принять решение и принимает. Будет ли возмездие? Лучше бы, чтобы не было.
Что лучше, тюрьма или разрушение страны — решать вам, зритель. И всё же, читайте всплывающие фразы в фильме и смотрите до конца. Трудно, но очень ценно. В наше время слова стали бы другими, смысл — тем же. Жаль, тогда не было Интернета.
Культовый фильм нашего поколения и правда пришелся на эпоху перемен, когда верхи уже не могли, а низы уже не хотели. Читал я про съемки этого фильма, про непрекращающийся экстаз, когда актеры чувствовали себя фастфудом вселенной, куда ломятся абсолютно все, платят деньги и не обращают внимание на грязь. Впрочем, к самому фильму отношение у меня слишком трепетное, хотя прошедшее время и повлияло на многое. Люди примерно одинакового возраста, что наводнили этот ресурс, хорошо понимают, когда говорят об особенном культурном слое из конца 80-х, взращенном на русском роке. О сюжете распространяться смысла нет, до экстаза доводит до сих пор появление в конце фильма живого Виктора Цоя, хотя, на мой взгляд, это направление в настоящий момент деградировало, настоящие приверженцы группы «Кино» давно расползлись и рассыпались в труху.
Говорю это со всей ответственностью, как бывший фанат. В фильме много запоминающегося, неповторимый шлягер, который я люблю именно в этом фильме и сейчас почти доводит меня до слез, практически сразу, когда я слышу первые такты начинающегося старика Козлодоева. Восторг игрой Говорухина накрыл меня когда-то с головой и никакое деградировавшее к нему отношение так и не помешало, хотя он навсегда остался для меня Крымовым и режиссером негритят с местом встречи. Татьяна Друбич, благодаря своей отстраненной позиции, умудрилась выйти из перипетий этих лет практически чистой. Хотя ее фамилия у меня больше ассоциируется с фразой, «почему он не задушил Сталина.
Я не эдиот! Спустя годы, как-то меня накрыла совершенно простая мысль — а о чем же «Асса»? Только ли о свободе, новых людях и старой системе? Ведь название приурочено к книге о смерти Павла Первого, который тоже по существу был потусторонним новатором. Не сейчас ли раскрутилась та самая удавка, готовая в любой момент ласково погладить по шейке любого, кто мыслит не так, как это положено.
А еще «Асса» когда-то помогла мне по иному воспринимать советскую действительность. Все это трухлявое желтое дерево того времени, навевающее необоримую тоску и которого сейчас выше крыши становилось другим при первых же звуках любой песни, которой так перенасыщена «Асса». Что касается БГ и Африку, то я к ним более чем равнодушен, люблю только несколько старых песен первого. Совсем старых. Вновь посмотрел и ахнул.
По-моему, чистейший бриллиант. Необыкновенно поэтичное кино. Соловьеву удалось невозможное — чистой воды арт-хаус сделать любимым миллионами. Возможно, потому что идеально передан лейтмотив настроения тех лет — томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс. С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены безупречно.
Построение кадра, игра со светом, пожалуй, не уступают картинам Рустама Хамдамова. Необыкновенно красиво. Каждый герой притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны. А то, как идеально звуковой ряд ложится на видеоряд, почувствовали, наверное, и глухие. Если не пересказывать известное, но резюмировать произошедшее, то, не сочувствуя Крымову, его тем не менее легко понять — всю жизнь он противостоит системе, главным образом интеллектуально; каждый день он на грани жизни и смерти в финальных титрах описан его жизненный путь, где среди прочего указано, сколько раз он находился под следствием.
И вот, когда он наконец уверовал, что встретил человека, которому может доверять, тот от него ускользает — причина же ему, интеллектуалу и цинику, абсолютно не ясна, и новое увлечение Алики кажется Крымову противоестественным. Ведь Бананан — и в самом деле одаренный человек, но «фук». И это бессилие объяснить, понять и заставляет его «устранить» то, что непонятно, то с чем нельзя договориться.
Однажды вечером соседи по комнате обмотали меня с ног до головы кассетной плёнкой и выставили в коридор возле нашей комнаты. Рядом на стену прилепили бумажку: «Произведение современного искусства. Материалы: плёнка, [моя кличка]».
Так, в роли произведения современного искусства, я стоял истуканом не менее часа. Слух о перформансе расползался по этажам. В какой-то момент снизу прибежала девчонка с сияющим лицом. Не говоря ни слова, она сунула в мою руку, торчащую из плёнки, здоровенный латунный подсвечник и убежала. Я, бляха-муха, не помню даже, с какого она была факультета. Несмотря на то, что она потом приглашала нас в гости.
Несмотря на то, что она пыталась говорить со мной об искусстве и духовных безднах Петербурга. Безусловно, у меня уже тогда была аллергия на разговоры о духовных безднах Петербурга. Но друзьями с той девчонкой мы не стали вовсе не из-за этого. Друзьями мы не стали, потому что не было в программе такого алгоритма — дружить с девчонками. С девчонками либо хотелось трахаться, либо не хотелось. Если не хотелось, то к ним можно было ходить на шарлотку.
Их можно было спрашивать про курсовую и снимать в кино на ВэХаЭс. Им можно было давать за глаза ваще прикольные клички Бузомнутая, Реактивная, Сексообильная и писать про них ваще прикольные песни. Но писать песни с ними, рисовать с ними, сочинять с ними дурацкие сценарии, на равных тусоваться с ними и по-дружески, в лицо, без снисхождения прикалываться над их слабостью к безднам Петербурга, ежели таковая слабость имела место, — вот это всё было за гранью моего представления о мире. Этого не было в «нормальных» моделях поведения. В моделях, которые мы с мальчишками унаследовали, мягко говоря, много от кого. В том числе от героев контркультуры 80-х.
Мужчины, сделавшие «Ассу», смотрели на коллег женского пола примерно так же, как мы на соседок по общежитию. Позвольте достать четвёртую книгу , на этот раз чисто про «Ассу», и процитировать из неё слова режиссёра Соловьёва о модельерке Елене Зелинской, создательнице костюмов для фильма: Зелинскую мы звали Вазелинской. Она была хорошенькая, и все к ней приставали. Я помню, мы поехали в валютный какой-то санаторий, который тоже стоял пустой. Любая мужская тусовка — от воровской малины и студентов в общаге до группы «Аквариум», объединения «Новые художники», Политбюро ЦК КПСС и путинской олигархии — функционирует одинаково. Манеры и лексика могут различаться, но гендерный фильтр неизменен.
Мужчины для тусовки потенциально свои по умолчанию; женщины свои или никогда, или в порядке исключения, за особые и заведомые заслуги. Одна из немногих женщин, которые на равных тусовались с ленинградскими рокерами 80-х, — Джоанна Стингрей. Она была американкой, ходячим доступом к Западу. Она выглядела так, словно не собиралась никому стирать рубашки, жарить котлеты и рожать дочь Алису накануне окончания записи альбома. С ней, короче, нужно было как с человеком. В духовных безднах «Ассы» Прямым текстом гендерный вопрос в «Ассе» всплывает единожды.
Бананан через коммьюникейшн тьюб в позишн намбер ту декламирует Алике: — Екатерина Вторая довольно долгое время переписывалась с Вольтером, ведя при этом дневники откровенного содержания. Другие же известные истории дамы вели только дневники, да и то не все. Всё изменила революция… Бананан-Африка здесь обстёбывает ритуальные речи о том, как хорошо стало женщинам при советской власти. Точнее, он обстёбывает весь советский дискурс радикальных социальных изменений к лучшему как таковой — феминизм ему просто попался под руку. Если не считать вялой ненависти к «мажорам», т. Их главной и единственной ценностью была личная, собственная свобода — свобода самовыражения и самоустранения из постылого социально-политического бытия.
Я живу в заповедном мире своих снов. Новиков, к сожалению, умер в 2002 году.
Я зашел перед сеансом в салон мобильной связи, объяснил продавцу, что спешу в кино, тот переспросил — а на что вы идете? Это фильм или мультик?
Интересно, что никаких ностальгических уколов я, например, не испытал. Более того — я впервые увидел сейчас какой-то другой фильм. То, на чем было сфокусировано внимание в год премьеры и позже — песня «ВВС», коммуникационная труба, прочие чудачества — сейчас воспринимается спокойно, как декор, все это застило глаза, а теперь перестало. И эта другая «Асса» не вызывает умиления и не очень-то веселит.
Верно также и то, что ностальгии никакой нет, тут несколько иное ощущение. Я посмотрел «Ассу» в 1988 году в кинотеатре под названием «Авангард», скорее всего это была осень, потому что я хорошо помню, что было сравнительно тепло, мне только исполнилось четырнадцать. С тех пор я ее еще несколько раз смотрел по случаю: то по телевизору, то на кассете, и вот теперь опять оказался в кино. Я всегда любил эту картину, но сказать по правде, каким-то специальным фетишем она для меня не являлась.
Нельзя сказать, что я прожил этот 31 год с постоянной оглядкой на «Ассу». Но на последнем киносеансе все встало на свои места. Это не ностальгия, скорее, что-то из области психотерапии. Я вот не имею привычки ходить к психологу, взамен хожу сейчас смотреть на большом экране фильмы Соловьева: был на «Доме под звездном небом» недавно, теперь вот «Асса», надеюсь на «Черную розу».
Так совпало. Я не припомню другого такого местного кино, которое продиктовало бы мне такое количество ходов и щелей для будущей жизни. При этом «Асса», будучи абсолютным фильмом на вырост, оказалась очень длинным процессом. Я так или иначе прожил жизнь в этих декорациях, и все более-менее было: от серьги в ухе и картинки Кейва на стене до ипподрома и макабрического гостиничного люкса.
Фильм, конечно, стал другим: вся структура как-то оголилась, стала не в пример жестче, она теперь сама как финальный обыск. И оптика теперь совершенно другая, все противоречия как будто сняты: сны Бананана и видения Крымова обернулись одним общим кошмаром. Ты прав, раньше казалось, что фильм прямо напичкан всеми этими комическими титрами-тезаурусами, раскрашенной пленкой и прочими мочалкиными блюзами. Сейчас они кажутся робкими и очень уместными арабесками в огромной заснеженной драме.
И кстати, теперь прояснилась и услышалась эта рифма: вся эта питерская художественная богемная контркультура, которая тогда казалась такой триумфальной и заливистой, на самом деле — сестра родная бедного театра лилипутов, не более того. А «Чудесная страна» — это же просто эхо «Сильвы». Причем это ж прямо в лоб показано. Странно, что я этого раньше не замечал.
Знаменитое «Вы будете говорить по телефону? Нет, по граммофону! Да, он здесь! Старое и новое, тление и цветение.
Открытка с пальмами и такая же открытка — но обыгрывающая первую с иронической дистанции. А сейчас дистанция схлопнулась, и стало видно, что лилипуты и банананы тут на равных правах, все это — просто разные конфигурации узоров в ролике студии «Мжалалафильм»; избыточные декорации сна. Там вообще много такого, необъяснимо-ненужного: человек по прозвищу Шар с абсолютно балабановской фразой «Я тоже сны смотреть люблю» , скрипка Гварнери, вопиюще неуместный Баширов, вся линия с убийством Павла, песня про Бананана, само имя «Бананан», да тот же Цой в финале — зачем он там? Это какая-то виньетка ложной сути, он никак к фильму не клеится — впрочем, не больше и не меньше, чем все остальное.
Зачем эти излишества? Затем, что это сон, так бывает во сне. Ты говоришь про «общий кошмар», и у меня ровно это же ощущение; «Асса», как я ее увидел сейчас — это перенасыщенный абсурдными подробностями тяжелый морок, из которого не выбраться. Темные коридоры, скудные жилища, неуютная зябкая набережная, кто-то за кем-то бесконечно следит или гонится, даже знаменитый проезд на канатной дороге — это прежде всего панорама ветхого жилфонда, вот уж действительно чудесная страна.
Таковыми были почти все представители культуры конца 80-х годов: с одной стороны, так легче было сохранять себя, а с другой — они были лишены множества сегодняшних соблазнов. Взгляните внимательно на фотографии тех лет, на этих очкастых и бородатых мужчин с глазами детей, посмотрите на актеров того времени: во всех лицах читается какая-то нездешность, отрешенность, какая-то свершающаяся внутри другая, параллельная жизнь. Все они ждали перемен, свободы, и в их наивном советском сознании еще не было даже разделения на свободу материальную и духовную. Была просто абстрактная жажда освобождения — в виде облака или ветра, и эта жажда наполняла глаза. Соловьев все это только выразил в 80-е годы — в художественной форме, но он работал в каком-то смысле с готовым уже человеческим материалом. Все главное, о чем говорил режиссер, уже было в этих людях — независимо от актерских талантов. В глазах нынешних людей, независимо от возраста, одинаково нет желания чего бы то ни было — ни свободы, ни несвободы, как и нет в них этой отстраненности — потому что способности абстрагирования они лишены начисто. И ты вдруг понимаешь, что сыграть «дух» сегодня невозможно — если нет в принципе таких людей, которых воспел Соловьев в первой «Ассе». И я, и вы тоже не сможете быть такими — даже при всем желании.
Потому что мы люди другого времени — более мелкого в одном смысле, хотя и более крупного в другом — в том смысле, что у нас есть кредитные карты и Интернет, а у кого-то даже недвижимость за рубежом. Все прежние фильмы режиссера Соловьева были о людях духа, об этой борьбе духа и материи, денег и не денег — а ныне все стало одно, одна сплошная материя. И именно поэтому «2Асса2» — фильм не плохой, а именно жалкий, и в этом нет ничьей персональной вины — нельзя же винить людей в том, что они выросли. Взрослые, в отличие от детей, не видят ангелов — невелика, казалось бы, потеря, но принципиальная. И поэтому Соловьев и не мог сегодня снять ничего другого. И вот здесь я отсылаю читателей к этой самой фразе, которая меня поразила в блоге неизвестного человека, — о том, что «2Асса2» — кино «за гранью, причем даже не знаешь — за какой». Режиссер Соловьев ведь не глупее нашего человек, и наверняка все вышеописанное — невозможность сегодня отыскать людей духа — он об этом первый знал и догадывался. И все-таки снял продолжение «Ассы». Несмотря ни на что.