Усадьба Знаменское-Раек спроектирована и построена Николаем Львовым по заказу сенатора, генерал-аншефа Федора Глебова в качестве подарка супруге Елизавете Стрешневой. одна из красивейших достопримечательностей Тверской области, находится в плачевном состоянии и требует срочной реконструкции.
Усадьба Знаменское-Раек: есть ли шанс на спасение?
Круглый стол, посвященный вопросам развития усадьбы «Знаменское-Раёк». Раек" была построена в конце XVIII века, первым ее хозяином был герой русско-турецкой войны генерал-аншеф Федору Глебов, состоявший по линии супруги в родстве с царским домом Романовых. Усадьба «Знаменское-Раёк» – архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. "Тверская экзотика" (РИА «Верхневолжье») - "Непутевые заметки с Дмитрием Крыловым" (Первый канал).
Уикенд в исторической усадьбе Знаменское-Раек вместе с Домом Axenoff
По роскоши Знаменское-Раёк не уступает другим, но создан с большей глубиной и с учётом целей эпохи Просвещения. Однажды мне посчастливилось побывать в усадьбе Знаменское-Раёк, что в Тверской области, недалеко от Торжка. В 15 километрах от Торжка находится удивляющая своей красотой усадьба Знаменское-Раёк. Итак, самая красивая и необычная усадьба Тверской области Знаменское-Раёк. В 15 километрах от Торжка находится удивляющая своей красотой усадьба Знаменское-Раёк. Усадьба «Знаменское-Раёк» принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Фёдору Глебову.
Знаменское-Раёк: история любви
Тем более что Глебовы вращались в высшем свете, среди самых блестящих людей екатерининской эпохи. Сама Елизавета Петровна относилась к супругу с почтением, а когда он вынужден был надолго оставлять дом, писала ему письма дважды в день. В своих воспоминаниях она отмечала, что он был единственным мужчиной, которого она уважала, но могла, тем не менее, подчинить своей воле. После свадьбы молодые поселились в подмосковном имении Покровское сейчас Покровское-Стрешнево, в черте Москвы. И вскоре Федор Иванович подарил своей супруге прекрасный подарок — дворец Елисаветино, ставший своего рода прелюдией к Знаменскому-Райку. Место для дворца было выбрано не случайно: Глебов тешил себя надеждой, что здесь, среди Тверских лесов, молодая красавица будет всецело принадлежать ему.
Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Николаю Александровичу Львову 1751-1804. И хотя документальных свидетельств, устанавливающих авторство Львова не обнаружено, тем не менее, достаточно сравнить Знаменское-Раёк с другими постройками Львова, чтобы все сомнения в авторстве отпали. Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак — «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. Внутрь попасть не удалось, поэтому только 1 фото в открытое окно на 1 этаже. Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками.
И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома. Из комнат второго, парадного этажа, был выход на галереи, где гости, прогуливаясь, наслаждались прекрасными видами. Разгуляться было где! Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых. В центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле.
Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков. Усадьба-дворец была рассчитана на великосветские приемы. По преданию, Знаменское-Раёк неофициально посетила сама Екатерина Великая. В столовой Главного дома было отведено специальное почетное место, над которым висел портрет императрицы. За домом сохранился старинный парк в английском стиле, занимающий площадь 22 гектара.
Сначала он продолжает четкую осевую композицию усадьбы, и постепенно сливается с окружающим ландшафтом.
Параллельно с этим будет вестись работа по организации в усадьбе музейного комплекса. Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф. Фото: ПТО.
Однажды эти часы отбили и время кончины Федора Глебова. Он умер через год после завершения строительства своего дома. Еще примерно 100 лет все имущество находилось в управлении родственников. Усадьба приносила солидный доход — на ее территории функционировали два завода, мельницы, конюшня с чистокровными лошадьми и птичник, где разводили не только привычных кур, гусей и уток, но и экзотичных фазанов, павлинов и никому неизвестных птичек-лампареек. В конце XIX века усадьба перешла в руки новых хозяев семьи Дубасовых. С тех пор начинается ее медленное разрушение, которое в наше время только прогрессирует. Не помогли и арендаторы, которые пришли сюда в начале 2000-х годов с намерением отреставрировать усадьбу и сделать здесь процветающую гостиницу. Но вот уже третий год подряд за усадьбой никто не смотрит. Весной этого года инвесторы и вовсе расторгли арендный договор, который был заключен на 49 лет. Сегодня в усадьбе не проводятся никакие работы. По словам Нины Беляевой, охрана даже не проветривает помещения, которым это просто необходимо.
Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак — «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. Внутрь попасть не удалось, поэтому только 1 фото в открытое окно на 1 этаже. Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками. И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома. Из комнат второго, парадного этажа, был выход на галереи, где гости, прогуливаясь, наслаждались прекрасными видами. Разгуляться было где! Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых. В центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле. Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков. Усадьба-дворец была рассчитана на великосветские приемы. По преданию, Знаменское-Раёк неофициально посетила сама Екатерина Великая. В столовой Главного дома было отведено специальное почетное место, над которым висел портрет императрицы. За домом сохранился старинный парк в английском стиле, занимающий площадь 22 гектара. Сначала он продолжает четкую осевую композицию усадьбы, и постепенно сливается с окружающим ландшафтом. Главная аллея ведет к реке Логовежь. Время не пощадило многие постройки, а современные архитекторы снова не спешат поворачивать время вспять… В южной и северной части парка сохранилось две системы прудов с каскадами. В центре верхнего пруда южной системы на острове растет сосна — единственная из трех, чудом дожившая до наших дней. Когда-то сосен было три. Когда-то в парке насчитывалось 17 гротов. Кроме того, роскошный пейзажный парк украшали беседки, павильоны, купальни, пристани, валунные мосты. Неподалеку от Главного дома стояла изящная беседка-ротонда с восемью колоннами, своды которой были покрыты росписями. Ниже, у реки, находилась еще одна постройка, напоминающая миниатюрный античный храм, с изваянием русалки.
Усадьба Знаменское – Раек
Ирвен, итальянец Ф. Архитектурный ансамбль усадьбы включает господский дом и круговую колоннаду, соединяющую его с боковыми флигелями каретная и оранжерея и стоящими напротив парадными воротами. Большинство павильонов и беседок усадебного парка утрачены. Каскад прудов состоит из сохранившихся верхнего палатного и среднего палатного прудов. Сердце усадьбы — церковь Знамения Божьей Матери 1766 года, построенная отцом Ф.
Получил домашнее образование, служил в Измайловском полку, самостоятельно изучал языки, литературу, живопись, архитектуру, химию и геологию. После путешествия по Италии перевел и опубликовал первую книгу трактата Андреа Палладио «Четыре книги Палладиевой архитектуры», дополнив ее собственными рисунками. В предисловии к труду Львов писал, что, переводя оригинальный текст, «ничего не пере- менял, ничего не прибавил». В своих архитектурных проектах он не заимствовал напрямую, но переосмыслял творческий метод Палладио.
В 1785 году Николай Львов стал почетным членом Академии художеств. Самые известные его постройки находятся в Санкт-Петербурге, Московской, Новгородской и Тверской областях. Еще… Нынешнее решение — реакция на инициативу искусствоведов и градозащитников, которые в 2021 году предложили включить серийную номинацию «Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова» всего свыше 200 объектов в список объектов всемирного наследия. Текст заявки тогда написали историки архитектуры Ольга Альтер и Арсений Петров. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в Торжке. Четырехъярусная церковь построена в 1811 году в стиле классицизм. Главное ее украшение — колонны тосканского ордера, венчающие фасады с севера и с юга.
Такой прием практиковался у Палладио в знаменитых северных виллах. Северный флигель задумывался как две башни, соединенные длинным зданием каретного сарая, замаскированным со стороны курдонёра все теми же рядами тосканских колонн. В одной из башен размещалась библиотека.
Южный флигель, с двумя подобными башнями, вмещал в себя оранжерею, стеклянная часть которой обращена в сад. В оранжерее выращивали лимоны, апельсины, ананасы, персики, абрикосы, спаржу. Для ботанического сада Глебов выписывал заморские деревья: фисташковые, шелковичные, гвоздичные, лавровые, чернослив, груши, бергамот. В дальней от главного дома башне, по словам старожилов, располагался театр. Главный дом, прямоугольный в плане, имеет центрическую композицию. Внутри здание спланировано по анфиладному принципу и имеет четкое функциональное назначение. В парадном зале на третьем этаже устроен внутренний купол с отверстием, открывающимся в световой барабан. Прием двойного купола, впервые примененный Львовым в Иосифовском соборе в Могилеве, потом часто встречается в его работах, в том числе в мавзолее родовой усадьбы Никольское-Черенчицы. Источником вдохновения в данном случае явился для него римский Пантеон, изученный Палладио. Прием, — купол с отверстием в небо, — Львов адаптирует к русским условиям, создавая свою «небесную» полусферу над ним.
Парадный зал занимает центральное положение в доме и выделяется своей формой и отделкой. Живопись купола имитирует кессонированную поверхность, которая иллюзорно расширяет пропорции зала. Фрески на стенах — большей частью лепные гризайли, легкие орнаменты и медальоны, как бы подражающие резным камням, арабески и живописные виды усадеб в рамах над дверьми созвучны мотивам росписей Помпей и Геркуланума. В усадебном доме нашлось и место для таблиниума — помещения римского дома, где находился семейный архив и портреты предков. Им стала парадная столовая. В верхней части стен расположился парадный фриз из 24 императорских портретов в овальных медальонах. Галерею начинают портреты царя Михаила Романова и его супруги Евдокии Стрешневой, что напрямую указывает на прямое родство семьи с царствующей династией. Парковый фасад устроен иначе: в центральной части дома расположена глубокая лоджия с колоннами, образующая просторную террасу с боковыми сходами в парк. Прообразом портика таких пропорций мог быть храм Геркулеса в Кори, который Львов мог видеть в своем итальянском путешествии. Усадебный парк представляет собой редкую ценность.
Ведь, если реставраторы восстанавливают утраченные здания, то ни один мастер ни в силах оживить двухсотлетние деревья.
Зато могу сказать немало интересного о храме Троицы авторства того же Николая Львова. Форму здания принято относить к композиции мавзолея Галлы Плацидии в Риме — как вам такие параллели в глуши тверских лесов? Я люблю наследие Львова за то, что классицизм в его постройках всегда очень живой.
Церковь Троицы не стала исключением: тут и пандус на второй уровень, и полукруглая экседра-некрополь, и два храма нижний и верхний. Пандус носит здесь глубокий символический смысл и означает духовное восхождение. Троицкая церковь в селе Прямухино. Они быстро нашли общий язык и создали в Тверской глуши храм, напоминавший им об Италии.
Этот проект по праву считается одной из лучших работ архитектора. Сохранившийся южный флигель с колоннадой главного дома. Не дошедший до нашего времени собор святого Иосифа в Могилеве.
Путешествие по Львовскому кольцу или Как разрушается и как оживает тверская глубинка
Вид сверху на усадьбу напоминает ожерелье из-за своего архитектурного комплекса. Главное здание усадьбы является наиболее ценным «камнем» в этом «ожерелье». В настоящее время усадьба Знаменское-Раёк нуждается в реставрации. Директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова рассказала о необходимости восстановления усадьбы президенту Владимиру Путину во время его визита 27 марта.
Президент поддержал идею реставрации и дал поручение по реализации проекта.
Но главным объектом нашего интереса здесь была действующая двухэтажная Троицкая церковь с очень интересным куполом, ещё один шедевр гения Львова, нуждающийся в реставрации. Изначально тут в 1760 году была построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1797-м её разобрали по указанию Александра Михайловича Бакунина, по причине ветхости. На её месте в 1808 году начали строительство нового храма, предположительно, по проекту Николая Львова.
Возведённый до этого на церковном косогоре «каменный магазейн много виду отнимает у церкви», считал Александр Михайлович, и верхнюю часть этого строения разобрали, а подвал со сводами сохранили и, сделав по сводам насыпь, получили пандус к новой внушительной церкви, который, в зависимости от времени года, то сплошь покрывается травой и цветами, то укрывается снегом. Выглядит крайне необычно и красиво. Сон наяву в Горницах Далее мы отправились в ныне пустующую деревню Горницы, туда, где некогда процветала усадьба отставного поручика при Петре I — Беклемишева, а сегодня здесь… Ёлки-палки, лес густой — иначе и не скажешь. В прямом смысле, в этих дремучих дебрях, где, как говорят, и медведя можно повстречать, находится потрясающе изысканная Владимирская церковь 1795 года, спроектированная всё тем же плодовитым Львовым.
Мы шли сюда пешком по тропинке около четырёх километров, потому что автобусу не проехать, да и на легковушке сложно. В общем, ни за что не поверишь, что так бывает, пока не увидишь воочию: в самой настоящей глухомани на берегу небольшой реки Поведь расположен в окружении лип и ясеней заброшенный величественный храм, более уместный, казалось бы, для какого-нибудь крупного города. Красоту этого необычного строения, чьи фасады не повторяют друг друга, разруха уничтожить так и не смогла. Мысленно дорисовываешь, как в былые времена в этих местах бурлила жизнь… «Эта парадоксальная усадебная церковь в тверской глуши — как видение, мираж, как сон.
Внутри — базилика, снаружи — триумфальная арка, бельведер, павильон, крепость — всё сразу! Архитектор из Петербурга Ирина Инфантьева прикипела к деревне Горницы и уникальному храму Львова душой. Вокруг Владимирской церкви разбросано несколько деревянных домишек, покосившихся, но ещё крепеньких. Сюда приезжают на лето.
Пока мы осматривали заколоченный шедевр, к нам вдруг подошёл молодой человек со своей бабушкой. У женщины в руках была стопка рисунков. Встречу с Ириной Инфантьевой мы расценили как маленькое чудо: выяснилось, что это архитектор из Санкт-Петербурга, каждый год она отдыхает здесь от городской суеты. На протяжении многих лет женщина подробно зарисовывала церковные интерьеры, составляла чертежи, благодаря чему удалось сохранить важные сведения об этом сооружении.
Он очень необычный, производит грандиозное впечатление. С западной стороны не симметричен, что не очень типично для русских храмов. С северной — уже совсем другой», — рассказала Ирина Инфантьева, добавив, что южный фасад, заметный со стороны деревни Бор, устремлён вверх «по образу средневековой Европы». А историк архитектуры Пётр Генерозов отметил, что этот храм является одним из самых необычных в русской архитектуре вообще.
В прошлом году по программе Министерства культуры здесь были начаты первичные противоаварийные работы, которые, к сожалению, не были доделаны. Профессиональное сообщество реставраторов и архитекторов надеется, что недочёты будут устранены, а в перспективе станет возможной и полноценная реставрация. Только вот для этого сперва придётся проложить сюда дорогу, ведь нужно будет как-то доставлять стройматериалы. Словом — задача очень непростая, но выполнимая: была бы воля нужных людей… Таис Карелина, специалист по истории моды и русского национального костюма из Владимира, привнесла особое настроение и очарование в нашу поездку по Тверской области.
Уют и цивилизация в лесной чаще Изучая архитектурные жемчужины тверской земли, немудрено и проголодаться, особенно, если приходится совершать марш-бросок на свежем воздухе. Удивительно было увидеть посреди леса широченную веранду с развевающимися на ветру занавесками и накрытыми, как в ресторане, столиками. Сытным ужином нас накормили Алина Ольшанская и Павел Лабутин, москвичи, которые несколько лет назад приобрели в опустевшей деревне Бор дом с кружевными наличниками и большой историей. Зданию 133 года, оно принадлежало лесопромышленнику Козлову, а в советское время здесь была школа.
Алина и Павел с любовью восстанавливают красивый домик, второй этаж уже совсем жилой и уютный, с кроватью, абажуром и коврами. Они привозят в «ЗаПоведную» усадьбу друзей и экскурсантов, устраивают весёлые гулянья, отмечают праздники. По словам Алины, основателя компании «Русский путешественник», желающих отдохнуть в лесной тиши хватает, поток гостей не иссякает. В планах строительство ещё нескольких домиков и расширение деятельности.
Круглый год, железно.
Владимир Путин поддержал идею создания в Торжке археологического музея под открытым небом Фото: kremlin. Глава государства встретился с работниками культуры региона. На встрече обсуждались вопросы материально-технического оснащения учреждений культуры, состояния общежитий, сохранение объектов культурного наследия.
Храм в Арпачеве более или менее приведен в порядок, а колокольня в удручающем состоянии — ее нужно спасать, причем срочно», — перечисляет Евгений Соседов. Усадьба Никольское-Черенчицы. От главного дома усадьбы сегодня сохранился лишь западный флигель. Кроме него уцелели погреб в форме пирамиды, где хранились продукты, и Воскресенский храм-усыпальница его семьи, возведенный на фундаменте из валунов и имеющий форму ротонды. Волонтеры Центра консервации залатали крышу сохранившейся части главного дома, но, если не начать полноценную реставрацию в ближайшее время, уже через несколько лет памятник погибнет.
В относительно благополучном состоянии усадьба Знаменское-Раек под Торжком, которая в 2022 году была передана в пользование Всероссийскому историко-этнографическому музею. Однако главный дом по-прежнему стоит с протечками, несмотря на то что туда водят экскурсии. В главном доме усадьбы Знаменское-Раек частично сохранился оригинальный декор интерьеров например, настенные росписи. Программа реставрации усадьбы, реализуемая Всероссийским историко-этнографическим музеем, предполагает работы не только на фасадах, но и внутри здания. Сейчас ни у одного объекта из предварительного списка нет ни зон, ни предмета охраны. До официального включения построек Николая Львова в список объектов всемирного наследия может пройти не менее пяти лет.
Парк с каскадом прудов XVIII века в усадьбе под Торжком планируют воссоздать за пять лет
Это главный дом, флигель, колоннада, ворота, грот и другие объекты. Работы предполагается провести за счет федеральных средств, выделенных по линии Минкультуры России. В разработке концепции экспозиции будущего музея примут участие эксперты и ведущие специалисты страны. Усадьба «Знаменское-Раёк» — архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. Она принадлежала генерал-аншефу, герою русско-турецкой войны Ф.
Семья Глебовых-Стрешневых имела тесное родство с царской семьей.
Планируется отреставрировать её и развернуть там музейное пространство. Уже началась подготовка необходимой документации. Реставрация затронет все памятники, находящиеся на территории усадьбы. Также будут воссозданы утраченные.
Ирвен, итальянец Ф. По эскизам Н. Львова также были выполнены изразцовые печи, паркет, предметы интерьера, посуда. В июле 1798 года состоялось торжественное освящение усадьбы. Празднество продолжалось три недели. Балы, пиры, салюты, катания на лодках и другие развлечения сменяли друг друга. Гости были потрясены и дворцом с его роскошными интерьерами, и парком с разнообразными затеями, каскадами прудов… Что же так потрясало современников в Знаменском-Райке? Давайте перенесемся на два с лишним века назад и совершим мысленное путешествие. От Петербургского тракта ведет широкая аллея, почти две версты, которая упирается в нарядные въездные ворота со сквозной решеткой, более напоминающие триумфальную арку, с изящными вазами на аттике. Медленно раскрываются створки, и перед взором удивленного путешественника открывается вид на огромный овальный двор. Справа и слева расположены две пары флигелей. Двойная дорическая колоннада-галерея объединяет их с главным домом, и одинарная — с въездными воротами, всего 136 колонн. Главный дом, выполненный в строгом стиле, составляет единый ансамбль с остальными постройками. И здесь мы видим хитрость архитектора: колонны портика главного дома и колонны галерей имеют разную высоту, но одинаковы по диаметру, благодаря чему складывается впечатление большей легкости главного дома. Поражает четкость и продуманность композиции, ясность форм без излишнего декора. Львов, — которое вид надобности имеет: кружки, крючки и падинки на пропорциональном строении не более оное украшают, как парчовые заплаты на стройном гладком кафтане». Из комнат второго, парадного этажа, был выход на галереи, где гости, прогуливаясь, наслаждались прекрасными видами. Панорама парадного двора Флигель Колоннада Во флигелях располагались театр, оранжерея, экипажный сарай, помещения для дворовых. В центре двора, напоминающего своими размерами и конфигурацией дворцовую площадь, располагалась скульптурная композиция-фонтан в античном стиле. Вдоль галереи ходил ослик, запряженный в карету, гуляли павлины, по периметру стояли пушки для праздничных фейерверков. Главный дом Главный дом.
Это место точно будет себя окупать, приносить прибыль в бюджет и станет лицом губернии. Что делать? Хоть я и являюсь, скажем так, положительным примером, но, к сожалению, редким. Пора уже из этого сделать вывод и перестать уповать только на бизнес и инвесторов. Если уж этими объектами владеет государство, значит, оно и должно за них отвечать. Наша страна сегодня уже совсем не бедная и не беспомощная. Часто государство вполне может эффективно заниматься бизнесом, у нас масса успешных госкорпораций и госкомпаний. Поэтому я бы не утверждал, что в стране не могут восстановить усадебные комплексы, привести их в порядок и найти им верное применение. Построили же десятки огромных, многомиллиардных футбольных стадионов ради чемпионата мира и регулярно строят десятки спортивных комплексов. Хотя эти объекты с финансовой точки зрения не приносят прибыль казне. Я не против спорткомплексов, но лишь хочу сказать, что, если нужно, наше государство деньги находит. Усадьбы — как раз тот случай, когда необходимо проявить волю и восстановить то, что пришло в такой упадок. Частично восстановили её и захотели выкупить, но узнали, что понесённые расходы не учтут. То есть чем лучше сделаешь сейчас, тем дороже заплатишь потом. Вы тоже отдали за свою усадьбу в два раза больше, потому что сами же её и привели в порядок. Не это ли отпугивает инвесторов? Чтобы частный бизнес или отдельный богатый человек решился взвалить на себя такую ношу, как восстановление старой разрушенной усадьбы или дворца, нужно, чтобы сошлось много условий. У него должно быть достаточно доходов, чтобы позволить себе такое «увлечение». При этом он должен стать именно хозяином такого дома а не просто быть арендатором , чтобы проникнуться делом восстановления. И, конечно, он обязан хотя бы чуть-чуть быть романтиком, чтобы относиться к этому с душой.
В Тверской области отреставрируют усадьбу «Знаменское – Раёк» и создадут здесь музейный комплекс
Президент России Владимир Путин поддержал идею реставрации усадьбы Знаменское-Раек в Тверской области, которая является образцом русского палладианства. Во время рабочей поездки в Тверскую область Владимир Путин в Торжке поддержал предложение о восстановлении знаменитой усадьбы Знаменское-Раёк. Усадьба «Знаменское-Раёк» – архитектурный ансамбль и одна из красивейших усадеб России. Также ВИЭМ сообщает о новом режиме работы знаментой усадьбы Знаменское-Раёк, построенной по проекту Львова. Только он мог построить невероятную палладианскую усадьбу “Знаменское-Раёк”, переосмыслив и пойдя гораздо дальше своего кумира в архитектуре, Андреа Палладио.