Российские ВКС в ходе СВО начали применять против украинских войск авиабомбы ФАБ-1500 М54, которые оснащены универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК), отмечает TopWar.
ВКС России начали использовать на Украине УМПК с авиабомбами ФАБ-1500 М54
Фугасная авиабомба ФАБ-1500 М-54 с УМПК на одном из предприятий ВПК России, 12.01.2024 г. (кадр видео МО РФ). ФАБ-1500-М54 с комплектом УМПК запускается с таких носителей, как истребитель-бомбардировщик Су-34М и многофункциональный истребитель Су-35C. «Планирующие ФАБ-1500 мы применяли в Сирии, есть хороший опыт.
От нее защиты нет: Россия начала производить самую тяжелую в мире планирующую бомбу
Появление большого количества новеньких неуправляемых свободнопадающих ФАБ-1500 может говорить о том, что УМПК приспособили и к этому боеприпасы. Выходит, что универсальный модуль планирования и коррекции (УМПК) подогнали под данный боеприпас, и пошел серийный выпуск разрушительных ФАБ-1500. К этому времени история УМПК для ФАБ-1500 насчитывала примерно полусотню случаев их применения.[9]. Выходит, что универсальный модуль планирования и коррекции (УМПК) подогнали под данный боеприпас, и пошел серийный выпуск разрушительных ФАБ-1500. Сегодня ВКС России в ходе СВО на Украине впервые применили для ликвидации боевиков Киевского режима бомбу ФАБ-1500 М54.
Artjockey: Новинки вооружений. ФАБ-1500 с УМПК
Первые сообщения о работах по интеграции модулей планирования и коррекции с фугасными авиационными бомбами ФАБ-1500М54 относятся к началу-середине лета 2023 года. К концу лета начала появляться информация о применении этих бомб в зоне проведения спецоперации. По информации на начало декабря, прорабатывается возможность работы тремя подобными авиабомбами с одного фронтового бомбардировщика.
Как отметили в компании, боевая кассетная часть бомбы состоит из 15 самонаводящихся поражающих элементов. Бомбу пускают в 30 километрах от цели, после чего она самостоятельно планирует на объект. Непосредственно над целью боевая часть раскрывается и рассеивает поражающие элементы. Каждый суббоеприпас спускается на индивидуальном парашюте, самостоятельно планирует на цель, идентифицирует и поражает её. Одного пуска может хватить, чтобы вывести из строя сразу все машины или серьёзно их повредить. Пилотов научат обращению с «умными» бомбами Эффективность в применении «умных» боеприпасов была оценена на самом высшем уровне. В октябре 2023 года стало известно, что в ВКС будет реализована программа массового обучения лётчиков использованию бомб, оснащённых модулем УМПК. Для этой цели в один из учебных центров ВКС была передана партия фронтовых бомбардировщиков Су-34, оборудованных для применения «умных» бомб.
В будущем предполагается увеличить число летчиков, умеющих использовать данные боеприпасы, с целью в дальнейшем наращивать количество ударов «умными» бомбами на всём протяжении фронта. Ранее в интернете публиковалась информация о том, что российские ВКС ведут работу по адаптации «умных» боеприпасов для применения с бомбардировщиков Су-24. Также ведутся работы по улучшению программного обеспечения, используемого для управления модулем. Так что в будущем будет расширяться не только номенклатура используемых бомб, но и число специалистов, способных их использовать, и машин, пригодных для нанесения высокоточных ударов. Противник запаздывает При этом эксперты призывают не считать управляемые бомбы «супероружием». С появлением в распоряжении украинских ВВС американских истребителей F-16, которые могут использовать широкую линейку натовских боеприпасов воздух — воздух, российским бомбардировщикам придётся действовать с большей осторожностью.
Длина авиабомбы — 2 метра 76,5 сантиметров, диаметр — 630 мм, общий вес — 1550 кг. Масса боевой части авиационного боеприпаса — 675,6 кг. После взрыва снаряд оставляет воронку до 15 метров в диаметре, а его радиус поражения осколками и ударной волной - 500 метров. Максимальное отклонение бомбы от цели — 5 метров. Су-34 может нести на подвесках 2 такие бомбы. Что говорят о ней спецы? Она в три раза мощнее «Кинжалов». С учетом того, что она модернизирована, у нее есть возможность не заходить в зону ПВО противника во время сброса бомбы с самолета, а это позволяет не подвергать опасности боевую машину и экипаж. При этом точность попадания велика, а значит, что это новое мощное оружие. К тому же данная авиабомба в несколько раз дешевле «Кинжала», что также является ее преимуществом.
Такая модернизация позволяет применять бомбы с большей точностью и с большего расстояния, то есть самолёты не заходят в зону действия ПВО противника. Ещё одно достоинство модернизированных бомб — дешевизна и возможность массового производства. При этом УМПК — это не «костыли», прилепленные на скорую руку: работа над модулем велась с 2000-х годов, и современный модуль — это новейшая модификация изначального проекта. С конца сентября производство УМПК запустили в серию, а значит, частота применения таких бомб увеличится в разы.
Экипаж Су-34 передаёт привет ВСУшникам на Херсонском направлении с помощью УМПК ФАБ-1500М54
Первоначально дальность полёта ФАБ-1500 с УМПК составляла до 100 километров. Первоначально дальность полёта ФАБ-1500 с УМПК составляла до 100 километров. Во-первых, дальность полёта, которая у ФАБ-250 вкупе с УМПК достигла крайне внушительных 80 километров. Это кадры применения авиабомб ФАБ-500 с модулем планирования и коррекции – УМПК.
«Умная» российская бомба поразила штаб ВСУ: чего теперь стоит бояться НАТО
Это означает, что внутри боеприпаса нет боевой части с осколками. Боевая часть авиабомбы состоит только из активного материала, который активируясь при ударе о поверхность, с силой давит изнутри на чугунный стенки боеприпаса, образуя большие по размеру осколки. После производства ФАБ-1500 М54, на авиабомбу надевают модуль УМПК, а также обтекатель на носовую часть, для улучшения аэродинамических качеств боеприпаса По некоторым источникам, авиабомба ФАБ-1500 М54 оставляет воронку до 15 метров и умеет пробивать толстостенные подземные перекрытия объектов противника глубиной до 10 метров. Радиус поражения чугунными элементами авиабомбы составляет около 200 метров, а мощная ударная волна действует в радиусе до 500 метров.
Причина появления JDAM оказалась достаточно банальна и хорошо нам знакома. Потратив в первые же недели войны с армией Саддама Хусейна основной запас управляемых ракет и корректируемых авиабомб, американцы впервые столкнулись с большим дефицитом данного вида боеприпасов и им пришлось использовать для бомбардировок Ирака обычные фугасные авиабомбы. Для этого ударным самолётам USAF приходилось входить в зону действия иракской противовоздушной обороны. На момент Первой войны в Заливе она была ещё вполне себе живой и жестко приземлила более 50 самолётов международной коалиции, включая один бомбардировщик Б-52 «Стратокрепость». Превратить «глупые бомбы» с помощью незначительной переделки в «умные» оказалось идеей оригинальной, действенной и вполне себе бюджетной. Фото USAF.
В программу влились серьезные средства и после первого представления «Боинг» начал долгую работу над ошибками, ибо представленные JDAMы были на тот момент достаточно далеки от идеала. За пять лет компания провела более сотни тестов и лишь к концу 1997 года поставила на испытания Министерству ВВС несколько готовых комплектов различных калибров. Почти два года ушло на интеграцию этих боеприпасов на разные типы ударных самолётов Североатлантического Альянса. Параллельно велась работа по увеличению их точности. Они закончились как раз к началу бомбардировок Югославии, и несчастные сербы стали первыми на ком было испытано это крайне мощное и опасное оружие. Перед началом очередной балканской кампании, американские военные утверждали, что достигли показателя КВО в 11 метров, то есть их JDAM, с расстояния около семидесяти километров от цели, попадал в круг диаметром 22 метра.
Читайте также Шойгу бросает в бой стратегические резервы: 25-армия, сформированная на Урале и в Поволжье, готовится к удару Генштаб ВС РФ под Купянском и Сватово впервые выводит на рубежи атаки соединения, которые в тылу готовили все лето «После многих месяцев проб и ошибок, пару дней назад первая УМПК ФАБ-1500 М54 точно нашла свою боевую цель прямым попаданием, — пишет он.
Поэтому, можно сказать, все пришлось начинать почти с нуля… И наконец все получилось». Автор добавил, что дальность сброса ФАБ-1500 смогли увеличить в разы относительно меньших калибров. То есть на сегодня это самая дальнобойная наша бомба с УМПК из существующих, тогда как «умная» ФАБ-500 сбрасывается с расстояния от 40 до 70 км от цели. Самостийные СМИ, само собой, прокомментировали эту новость: «Если информация правдива, то, объективно, ситуация выглядит негативно. Сами по себе комплекты УМПК со значительно меньшими по калибру авиационными бомбами уже являются значительной угрозой. Вражеская авиация может их сбрасывать вне пределов действия украинских средств ПВО, то есть безнаказанно, из режима высотного полета». Заблокированные в России бандеровские информагенство UKR.
NET и паблик Focus. Речь шла о закаленных бойцах, но и те струхнули не на шутку.
Однако на «полуторотонный» боеприпас модуль устанавливается не так часто. Примечательно, что на опубликованных фото скрыто устройство модуля, который, вероятно, получил существенные модификации по сравнению с более ранними моделями.
Предположительно, улучшения были связаны с тем, чтобы адаптировать более тяжёлый боеприпас к нанесению высокоточных ударов и снизить риски возможного отклонения бомбы. Новый боеприпас получил колпак обтекаемой формы, что улучшило его аэродинамические характеристики. Изменения коснулись крыльев и рулей, с помощью которых корректируется полёт бомбы. Однако сам усовершенствованный модуль на фото заблюрен размыт.
Доработка в боевых условиях Ранее часть «умных» боеприпасов не достигала цели, поэтому и возникла необходимость доработать конструкцию, пояснил ИА Регнум на условиях анонимности бывший военнослужащий российских ВКС, ветеран военных действий. Модуль предназначен для превращения свободно падающей авиабомбы в корректируемый боеприпас. Для этого бомба и снабжена складными крыльями, оперением и модулем управления, пояснил собеседник. Адаптация модуля шла в условиях СВО, поэтому некоторые технические несовершенства пришлось устранять на ходу, заметил источник ИА Регнум.
Он упомянул инцидент с нештатным взрывом авиабомбы , имевший место 21 апреля прошлого года в Белгороде. Тогда, по сообщению Минобороны, произошёл «нештатный сход авиационного боеприпаса» с истребителя-бомбардировщика Су-34. На месте взрыва образовалась воронка радиусом 20 метров, несколько человек получили травмы. По ряду сообщений, речь шла о ФАБ-500.
ФАБ-1500 разрушила бункер украинской группы войск "Соледар": что известно о царь-бомбе
Взрывная паника. Что известно о ФАБ-1500 | Бомба ФАБ-1500, стоящая в цеху предприятия, демонстрируется в видеоролике о поездке министра обороны РФ Сергея Шойгу на одно из предприятий КТРВ в Подмосковье. |
Коррекция сверху: управляемые бомбы добавили сил российской авиации | Статьи | Известия | «Экипаж Су-34 передаёт привет на херсонском направлении с помощью УМПК ФАБ-1500М54», — сказано в сообщении к видео. |
Авиационная бомба ФАБ-1500-М54 с УМПК впервые была применена российскими ВКС на Украине
Конечно, в мире существуют аналогичные боеприпасы. США применяли ее в Афганистане в 2017 году, чтобы разрушить сеть подземных бункеров и туннелей запрещенной в России организации «Исламское государство». Андрей Кошкин Политолог отметил, что США стараются отвоевать пальму первенства в создании наиболее разрушительной бомбы. Но россияне на практике доказали: мало начинить боеголовку тонной взрывчатки — не менее важны системный подход и высокий профессионализм в использовании такого оружия.
Название расшифровывается просто: «фугасная авиационная бомба». Цифровой индекс показывает вес конкретной боеголовки, при этом половина массы — это взрывчатое вещество в боеприпасе. Нынешняя ФАБ-1500 M54 имеет выдвижное крыло и V-образный хвост, что улучшило ее аэродинамику и дальность действия.
Также благодаря унифицированным модулям планирования и коррекции полуторатонная бомба стала высокоточным управляемым боеприпасом.
Конечно, разрушить все мосты через Днепр не выйдет, но можно уничтожать переправы и магистрали в зоне боев относительно дешево. Еще один представитель семейства управляемых планирующих бомб засветился на фронте. Это сборный мутант из ФАБ-250, модуля планирования, и реактивного двигателя, что позволяет всей этой конструкции или лететь дальше, или запускаться с меньших высот.
Идея не нова сама по себе, более того, у России уже есть отдельные разработки, например Гром. Который еще не нужно путать с украинским Громом. Российский же Гром называют иногда «ракето-бомбой», потому что действительно, не совсем понятно, к чему относить такие устройства: это все же ракета воздух-земля или же это бомба?
Они рассказывают, что если раньше основной угрозой были артиллерийские обстрелы, то теперь российские военные ведут более агрессивные операции, применяя авиационные средства, включая упомянутую бомбу. Их слова подтверждаются не только свидетельствами очевидцев, но и мнением военных экспертов. Он подчеркнул, что ущерб, наносимый этой бомбой, чрезвычайно серьезен, и даже если солдаты выживают, то получают тяжелые контузии, что оказывает огромное давление на их моральный дух. Сложность ситуации заключается также в том, что солдаты уже привыкли к атакам с применением менее мощных боеприпасов, таких как ФАБ-500, но ФАБ-1500 приносит уровень разрушений и опасности на совершенно иную высоту. Это вызывает серьезные тревоги по поводу возможности продолжения боевых действий и сохранения боеспособности украинских вооруженных сил.
Ключевыми преимуществами этих авиабомб Корнев назвал возможность оснащать их солидной боевой частью и относительную дешевизну производства. Средняя стоимость новой крылатой ракеты воздушного базирования — сотни тысяч долларов. При этом производство планирующей или корректируемой авиабомбы обойдётся кратно дешевле, потому что она лишена таких дорогостоящих элементов, как двигатель, головка самонаведения, и некоторого другого оборудования», — говорит Корнев. На данный момент не уточняется, какой именно самолёт будет носителем «Дрели». Но Дмитрий Корнев не исключает, что планирующая бомба может быть адаптирована под применение с многофункционального истребителя-бомбардировщика Су-34, истребителя пятого поколения Су-57 и других самолётов оперативно-тактической авиации. Оба изделия оснащаются инерциально-спутниковыми системами наведения и относятся к классу высокоточного оружия. Масса бомбы составляет 1525 кг, вес боевой части — 1010 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м. Она может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать до 50 км. УПАБ-500Б имеет боевую часть массой 390 кг. Благодаря крыльям и хвостовым рёбрам бомба способна планировать на расстояние до 40 км. Боеприпас может сбрасываться с высоты до 14 км. Как говорится в материалах «Рособоронэкспорта», УПАБ-500Б «эффективна при поражении неподвижных наземных и надводных объектов типа шоссейных и железнодорожных мостов, военно-промышленных объектов, кораблей и транспортных судов». В отличие от других бомб она оснащается лазерной головкой самонаведения. Масса изделия составляет 256 кг, вес осколочно-фугасной боевой части — 165 кг. Правда, применение бомбы требует снижения до высоты 1—10 км. К корректируемым авиабомбам эксперты также относят авиабомбы, оснащённые универсальным модулем планирования и коррекции УМПК.
Эксперт пояснил особенности ФАБ-3000 с УМПК
- Что такое ФАБ-1500
- Это не наш путь!
- Что такое ФАБ-1500
- Artjockey: Новинки вооружений. ФАБ-1500 с УМПК
- Характеристики и радиус поражения
Статьи в тему:
- Летающий дьявол: Как российские бомбы ФАБ-1500 превращают украинскую линию обороны в руины
- ФАБ-1500 М54 с новым усовершенствованным модулем УМПК
- Бомбы или ракеты?
- Экипаж Су-34 передаёт привет ВСУшникам на Херсонском направлении с помощью УМПК ФАБ-1500М54
- ВКС РФ начали использовать авиабомбы ФАБ-1500 М54с УМПК – ИАНЕД
- ФАБ-1500-М54: характеристики, дальность с УМПК, радиус поражения