экономическая организация, существовавшая с 1949 по 1991 год под руководством Советского Союза и включавшая в себя страны Восточного блока, а также ряд других государств. СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии. экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)был учреждён 5 января 1949 года по результатам экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Когда появился Совет экономической взаимопомощи | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), межправительственная организация, координировавшая экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. |
Создание Совета экономической взаимопомощи | СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. |
Создан СЭВ Совет Экономической Взаимопомощи | Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. |
66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи | 5 января 1949 года принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). |
5 января 1949 года принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) | Изначально Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) задумывался руководством СССР как организация для экономической координации стран советского блока. |
Создан Совет экономической взаимопомощи
Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) создавался в противовес Бреттон-Вудской системе. экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств. Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года.
СЭВ: забытые заветы Сталина
66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — в 1949-1991 годах межправительственная экономическая организация стран социалистического лагеря. |
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС. |
Когда появился Совет экономической взаимопомощи
28 июня 1991 года - в Будапеште тихо и буднично прекратил свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к опыту валютно-финансовых взаимоотношений середины 1960-х – первой половины 1980-х годов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. Ровно 72 года назад, 5 января 1949 года, принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Дело в том, что в те зимние дни по инициативе товарища Сталина был создан СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи. Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла», присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным.
Создан Совет экономической взаимопомощи
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), межправительственная организация, координировавшая экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. К 60-летию создания Совета экономической взаимопомощи. Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла», присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи, и уже в 1949 г. он был сформирован и начал функционировать между СССР и странами. Формирование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) произошло в ходе особого экономического заседания 05.01.1949 г. Его членами стали СССР и государства Восточной и Центральной Европы.
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию
5 января 91 года на заседании исполкома Совета экономической взаимопомощи принято решение преобразовать СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества. За 40 лет существования Совета экономической взаимопомощи были созданы многообразные экономические и научно-технические связи между странами соцблока. очередной неудачный советский проект, стоивший СССР сотен миллиардов рублей, оставшихся в основном в странах Восточной Европы. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Главная» Новости» Создание сэв январь. Совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Военные и экономические союзы: СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) — создан в 1949г. для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы.
Когда появился Совет экономической взаимопомощи
Эта организация получила название Международного инвестиционного банка. В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению. Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка.
Штаб-квартира организации находилась в Москве. В 1974 г. На долю стран-членов СЭВ в 1975 г.
Решение о выходе было принято правительством и подтверждено парламентом Чехии после начала российской специальной военной операции на Украине. Члены кабмина высказывали опасения, что Россия может попытаться использовать эти банки для обхода западных санкций.
Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Опыт СЭВ востребован и сейчас
На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда. К этим принципам относятся: правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны; обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда; сочетание международной специализации и комплексного многостороннего развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы; постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития. Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом. Основы дипломатической службы. Расчеты в переводных рублях велись с 1 января 1964 г. Имея то же золотое содержание 0,987412 грамм чистого золота , переводной рубль, тем не менее, не был идентичен рублю советской денежной системы. Переводной рубль не обменивался на золото и валюту капиталистических стран, но обменивался по установленному курсу на национальную валюту стран-членов банка. В конкретно-предметной форме например, в виде банкнот, казначейских билетов или монет переводный рубль не обращается и не обращался.
Понятие «расчетная валюта» подразумевало, что не происходит эмиссии монет или банкнот. Переводной рубль служил для многосторонних расчетов между странами — участницами СЭВ, кредитования и создания открытых счетов. Национальные валюты стран-членов СЭВ были связаны с переводным рублем твердыми коэффициентами, а стабильность покупательной силы переводного рубля обеспечивалась твёрдо установленным золотым содержанием, устойчивостью внешнеторговых цен, планомерным характером взаимной торговли и расчётов стран-участниц. Основным источником средств переводного рубля для каждой страны являлись экспорт её товаров и услуг в страны — участницы многосторонних отношений, а также кредиты, предоставляемые МБЭС и Международным инвестиционным банком МИБ в этой валюте. Расчеты с помощью переводного рубля осуществлялись как при торговых сделках например, при поставках товаров , так и при некоммерческих операциях например, туризм. Каждая страна при заключении торговых и других экономических соглашений должна была обеспечивать за определенный согласованный период например, за год сбалансированность своих поступлений и платежей со всеми другими странами СЭВ. За 10 лет 1964-1973 гг. За эти годы МБЭС предоставил краткосрочные кредиты на общую сумму 22 млрд. Самый знакомый для всех, конечно, "Икарус".
С него и начнём. Даже с пуском в производство ЗИЛа-168 автобусов на маршрутах катастрофически не хватало — стоились новые микрорайоны, подмосковные поселки превращались в города. К 1960 году количество городских автобусных маршрутов приблизилось к 90, а пригородных достигло 66.
Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х.
С некоторыми социалистическими странами обострились политические и идеологические противоречия. Читайте также Коммунисты перед выборами атаковали культ Ельцина Ликвидация центра в Екатеринбурге добавит КПРФ симпатий избирателей В частности, албанские коммунисты во главе с Энвером Ходжой восприняли действия Хрущёва особенно его так называемое «разоблачение культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС как противоречащие марксистско-ленинскому учению. В декабре 1961 года произошел полный разрыв отношений между странами. В это же время Албания также покинула СЭВ. В это же время Китай также по политическим и идеологическим причинам отказался от статуса ассоциированного члена хотя до кризиса советско-китайских отношений в конце 1950-х годов Пекин заявлял о своей готовности стать первым неевропейским полноценным членом Совета. Интеграция в рамках СЭВ затормозилась с середины 70-х годов. В немалой степени этому способствовал мировой энергетический кризис, который привел к четырехкратному росту цен на «черное золото». В руководстве СССР были силы, которые ратовали за то, чтобы максимально использовать благоприятную конъюнктуру на мировых рынках углеводородов. Советский экспорт нефти и природного газа стал быстро расти причем не только в соцстраны, но также в капиталистические страны. Это безусловно замедлило развитие обрабатывающей промышленности в Советском Союзе, возникли первые еще очень неявные признаки превращения СССР в «экономику трубы». Начались попытки со стороны стран-членов Совета искать более выгодных и интересных партнеров на стороне, в первую очередь в группе экономически развитых стран Запада. Читайте также Война в Красном море: йеменская дау способна потопить американский авианосец В полумиллионной армии «босоногих» есть боевые водолазы и морской спецназ Явные признаки кризиса стали просматриваться в интеграционной группировке СЭВ после прихода к власти в СССР Михаила Горбачева. Во-первых, начатые им реформы стали постепенно ослаблять советскую экономику, и она стала утрачивать былую привлекательность для партнеров по Совету. Они все больше начинали засматриваться на Запад, который обещал странам Восточной Европы «сладкие пряники». Во-вторых, немалое число так называемых «ортодоксальных» руководителей стран Восточной Европы были шокированы заявлениями Горбачева, которые они считали «оппортунистическими». Ситуация стала несколько напоминать ту, которая сложилась в 1961 году, когда Албания и Китай окончательно порвали с Советом. Впрочем, во второй половине 1989 года произошли смены власти в странах-членах Совета, коммунистов сменили реформаторы-либералы, которые имели ярко выраженную прозападную ориентацию. Судьба СЭВ была уже окончательно предрешена. Были какие-то импульсивные попытки спасти организацию путем ее радикального реформирования. Читайте также Депутаты Госдумы от КПРФ попросили «оставить Ленина в покое» Точка и истории социалистической экономической интеграции была поставлена 28 июня 1991 года в Будапеште на 46-м заседании сессии Совета. В любом случае забывать о СЭВ нам нельзя. Прежде всего, это дань уважения тем, кто активно созидал эту интеграционную группировку. День в истории.
В этих условиях планомерное объединение промышленного и технического потенциала стран СЭВ становится объективной необходимостью. Требуется совместными усилиями решать на долгосрочную перспективу топливно- энергетические и сырьевые проблемы, развивать специализацию и кооперирование производства, объединять силы и средства в области науки и техники для переоснащения новой техникой всего народного хозяйства. Таким образом, возникла объективная необходимость, в силу которой все эти сложные проблемы экономического развития можно успешно решать только путем социалистической экономической интеграции. В ее работе участвовали руководители коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ. Сессия рассмотрела насущные проблемы дальнейшего развития взаимного экономического сотрудничества, подтвердила единодушное стремление стран СЭВ к более тесному объединению усилий для изыскания новых, более эффективных его форм и методов. Ее участники подчеркнули огромное политическое значение всестороннего развития экономического сотрудничества и отметили, что содружество социалистических государств, объединенных общностью коренных классовых интересов и целей и руководствующихся единой идеологией марксизма-ленинизма, должно опираться на систему прочного и устойчивого международного социалистического разделения труда, обеспечивающего тесное взаимодействие экономики всех стран СЭВ. Сессия решила разработать рассчитанную на перспективу Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции. Страны СЭВ считают, что главным средством осуществления интеграции на основе прочного и устойчивого разделения труда служит развитие многостороннего сотрудничества в области плановой деятельности. Такое сотрудничество должно носить непрерывный характер и обеспечить комплексное решение координируемых проблем, охватывая сферу научно- исследовательских и проектно-конструкторских работ, производства, обращения, капитальных вложений и сбыта. В этом состоит глубокий смысл и важность того нового, что внесено в сотрудничество в области плановой деятельности. Без координации планов, ко- 10 Л. Это требование отражает учет объективного действия закона планомерного, пропорционального развития в области международных экономических связей. XXIII сессия решила поднять совместную плановую деятельность на новую, более высокую ступень, она решила, что страны СЭВ будут консультироваться между собой по основным вопросам экономической политики с целью содействия углублению международного социалистического разделения труда, создания более благоприятных условий для разработки и реализации социалистической экономической интеграции. Было подчеркнуто, что важнейшими элементами совместной плановой деятельности становятся работы по прогнозированию. Страны СЭВ исходят из того, что прогнозирование как инструмент научного предвидения является первоначальным этапом общего процесса составления хозяйственных планов, особенно перспективных. Было решено дополнить координацию пятилетних планов координацией планов на более длительный срок по важнейшим проблемам, а также совместным планированием заинтересованными странами отдельных отраслей и видов производства. Такая координация будет содействовать достижению объективно необходимых пропорций развития каждой страны и содружества в делом, обеспечению сочетания комплексного многостороннего развития экономики отдельных стран с международной специализацией и кооперированием производства, способствовать сбалансированности экономики, ускорению темпов развития народного хозяйства стран СЭВ. Координация плановой деятельности дополняется совместным планированием заинтересованными странами отдельных отраслей и видов производства. Сессия указала, что планирование не будет сопровождаться созданием наднациональных органов и будет закрепляться соглашениями между заинтересованными странами. Разработка долгосрочных планов экономического развития, а также координация их между странами СЭВ будут иметь большое значение для последующих мероприятий по углублению интеграции во всех ее формах, что позволит более полно использовать преимущества международного разделения труда. Выполнение этой работы требует решения ряда сложных экономических и методологических вопросов. Страны СЭВ и органы Совета уже имеют опыт по разработке отдельных проблем на длительную перспективу. К ним относятся, например, разработка топливно-энергетического баланса и в связи с этим разработка проблем сотрудничества в области электроэнергетики, включая атомную энергетику. Ведутся работы по прогнозированию развития в этой области, поиски оптимальных вариантов решения проблем. Предусматривается в ближайшие два-три года осуществить совместное прогнозирование развития атомной энергетики на период до 1990 г. На основе этой работы будет осуществлена координация планов развития атомной энергетики на длительную перспективу. Одновременно с этим рассматриваются проблемы сотрудничества в производстве оборудования для атомных электростанций, что имеет существенное значение для быстрого развития этой важнейшей отрасли энергетики. Страны СЭВ и органы Совета также рассматривают ряд проблем на длительную перспективу в области сотрудничества в развитии сырьевой базы для черной и цветной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности, важнейших видов производства черной и цветной металлургии, нефтехимии и связанных с ней основных видов производства, а также комплексных систем машин и приборов, определяющих развитие научно-технической революции. Благодаря преимуществам социалистической системы хозяйства, позволяющим управлять экономическими и социальными процессами в масштабе отдельной страны и группы социалистических стран через систему сотрудничества, использование электронно-вычислительных машин значительно облегчит поиски оптимальных решений проблем на длительную перспективу при проведении координации. Эта деятельность является более высокой формой координации планов. Она основывается на принципах добровольности и заинтересованности. XXIII сессия уделила большое внимание вопросам углубления международной специализации и кооперирования производства перерабатывающих отраслей промышленности. Широкое развитие машиностроения, радиоэлектроники, химии и других отраслей в каждой из братских стран, обширная номенклатура продукции и огромные объемы производства создают исключительно благоприятные условия для дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда и организации высокоэффективной взаимовыгодной специализации и кооперирования производства. Чтобы придать специализации и кооперированию производства устойчивый и долговременный характер, будут заключаться многолетние международные договоры, в которых найдут четкое отражение обязательства сторон и положения, обеспечивающие надлежащее выполнение договорных обязательств. XXIII сессия рассмотрела и одобрила программу по дальнейшему развитию научно-технического сотрудничества, определила главные направления и пути его совершенствования. В целях ускоренного развития технического прогресса стран СЭВ с учетом созданных предпосылок для использования эффективных форм научно-технического сотрудничества и более тесной его связи с сотрудничеством в области производства признано целесообразным еще теснее объединить усилия стран в развитии науки и техники. Использование при этом преимуществ социалистического разделения труда при решении крупных научных и технических проблем путем кооперирования научного потенциала заинтересованных стран СЭВ создает необходимые условия для успешного выполнения поставленных сессией сложных задач в этой области. Для разработки вопросов создания единой эффективной международной системы научно-технической информации уже проводится работа созданным в 1969 г. Придавая важное значение развитию внешней торговли, XXIII сессия обратила внимание на совершенствование организационных форм взаимной торговли братских стран. Организационные формы внешней торговли, основанные на государственной монополии внешней торговли, будут совершенствоваться и приспосабливаться к задачам обеспечения роста товарооборота при все расширяющейся номенклатуре взаимно поставляемых товаров, что требует широкого участия как государственных органов, так и хозяйственных организаций. Учитывая важность валютно-финансовых вопросов, XXIII сессия указала на значение планомерного использования денег, кредита, финансов в условиях сохранения товарного производства и обмена. Учитывая, что международная социалистическая валютно-финансовая кредитная система должна играть более активную роль в повышении эффективности экономического сотрудничества, в дальнейшем развитии социалистической экономической интеграции, страны СЭВ решили разработать и реализовать необходимые экономические и организационные мероприятия по укреплению и усилению роли социалистической коллективной валюты - переводного рубля -для того, чтобы более эффективно стр. Документы и решения XXIII сессии ставят новые задачи перед экономической наукой, в том числе и в области создания и развития научной теоретической базы социалистической интеграции. Необходимо комплексно исследовать такие проблемы, как теоретические вопросы социалистической экономической интеграции, проблемы, связанные с совершенствованием координации народнохозяйственных планов, вопросы выравнивания уровней экономического развития, совместного планирования отдельных взаимосвязанных отраслей и производств, совершенствования форм и методов непосредственных связей между хозяйственными организациями стран, а также создания совместных предприятий и организаций, проблемы сочетания использования плановых начал и товарно-денежных отношений в международном сотрудничестве и т. В ходе этой работы, как отметила сессия, установилось тесное сотрудничество центральных плановых органов, ведомств по науке и технике, министерств, национальных банков и других организаций стран СЭВ. Сессия одобрила принципы, порядок, организационные, экономические и правовые предпосылки повышения материальной заинтересованности и ответственности при установлении непосредственных связей на основе договорных отношений, а также возможные организационные формы и функции международных организаций, создаваемых странами СЭВ. Странам рекомендовано обеспечить благоприятные условия для дальнейшего расширения непосредственных связей между министерствами, ведомствами, хозяйственными и другими организациями и для образования и деятельности международных экономических организаций стран СЭВ, способствующих укреплению и совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества. Так, в странах СЭВ уже осуществляются непосредственные связи между министерствами, хозяйственными органами, объединениями, научно- исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями в области черной металлургии, в том числе на основе договорных отношений. Важное значение для теоретической разработки проблем социалистической экономической интеграции имеет принятое XXIV сессией решение о создании Международного института экономических проблем мировой социалистической системы. Он будет осуществлять комплексную разработку экономических проблем, способствующих дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества стран СЭВ. Сессия заслушала информацию представителей плановых органов стран СЭВ о ходе работы по координации народнохозяйственных планов на период 1971 - 1975 гг. В январе 1971 г. Банк создан в целях большей концентрации ресурсов для капитального строительства и согласованности в их использовании путем предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов, в первую очередь на осуществление мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда и кооперированием производства, с затратами на расширение сырьевой и топливной базы в совместных интересах, со строительством объектов в дру- стр. Создание этого Банка является одним из первых крупных мероприятий по реализации решений XXIII специальной сессии СЭВ о развитии социалистической экономической интеграции стран социалистического содружества. Реализация мероприятий в области межгосударственной специализации и кооперирования производства нередко требует от стран-участниц существенного переоборудования действующих производственных мощностей, строительства и расширения новых предприятий. Эта задача может быть успешно решена коллективными усилиями всех стран СЭВ с помощью кредитов Международного инвестиционного банка. В его распоряжении имеются значительные ресурсы. Уставный капитал Банка составляет солидную сумму- 1 052,6 млн. Банк содействует не просто количественному росту производительных сил социалистических стран. В своей деятельности он призван исходить из необходимости достижения высокой экономической эффективности использования ресурсов. Кредитуемые им объекты должны соответствовать высокому научно-техническому уровню, обеспечивать производство продукции высшего качества с наименьшими затратами и низкими ценами. В целях обеспечения дальнейшего углубления сотрудничества стран СЭВ в области плановой деятельности и повышения уровня координации народнохозяйственных планов как основного метода экономического и научно- технического сотрудничества XXIV сессия одобрила предложения о совершенствовании сотрудничества в области плановой деятельности: проведение взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики, обмен опытом и сотрудничество в области прогнозирования в важнейших областях экономики, науки и техники, координация планов на длительную перспективу по важнейшим отраслям народного хозяйства и видам производства. Сессия признала целесообразным, чтобы председатели центральных плановых органов стран СЭВ осуществляли систематическое сотрудничество в рамках СЭВ с целью разработки эффективных путей сотрудничества в основных областях народного хозяйства. Это относится к более полному решению топливно-сырьевой проблемы, внедрению передовых технологических процессов в важнейшие отрасли народного хозяйства, созданию новых видов оборудования, комплексных систем машин в соответствии с требованиями прогрессивной технологии и развитию всех видов транспортных связей. Таким образом, вопрос о совместной плановой деятельности организационно будет оформлен на уровне высших руководителей планирующих органов стран СЭВ. В настоящее время для достижения совместными усилиями стран СЭВ конкретных научно-технических результатов и обеспечения необходимого научного задела на перспективу проводится работа по определению наиболее эффективных форм сотрудничества по избранным важнейшим направлениям и проблемам науки и техники. Так, в органах СЭВ реализуется новая, более высокая организационная форма сотрудничества в области науки и техники. Одной из них является создание координационных центров. В ближайшее время предполагается создать 34 таких центра. Ими могут стать наиболее мощные национальные научно-исследовательские организации стран, где для координации работ и для решения конкретных задач могут быть образованы международные коллективы, совместные отделы или лаборатории, а также международные научно-исследовательские институты и проектно-конструк- стр. Так, Постоянная Комиссия по координации научных и технических исследований в декабре 1970 г. По состоянию на середину 1971 г. Осуществление программы социалистической экономической интеграции, которая будет рассмотрена XXV сессией СЭВ, позволит на основе дальнейшего углубления международного социалистического разделения труда решать крупные проблемы совместными усилиями при совершенствовании внешнеторговых и валютно-финансовых отношений, поднять эффективность производства на более высокую ступень, отвечающую социалистическому общественному строю, и обеспечить новые успехи в соревновании с капитализмом. Совет Экономической Взаимопомощи вступил в третье десятилетие своего существования. Он накопил неоценимый опыт многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества, став тем органом, где вырабатываются и проверяются принципиально новые формы и методы международного сотрудничества. На пути развития сотрудничества имеется ряд трудностей как объективного, так и субъективного порядка. Главная объективная трудность заключается в том, что члены СЭВ в прошлом были в большинстве своем странами экономически слаборазвитыми, отличавшимися друг от друга историческими традициями. В своей истории СЭВ прошел несколько этапов. На каждом из них его деятельность совершенствовалась в соответствии с объективными потребностями стран СЭВ и потребностями совершенствования международных экономических отношений. Огромную организующую роль в совершенствовании деятельности СЭВ играют коллективные усилия коммунистических и рабочих партий и правительств стран - членов СЭВ. Значение Совета Экономической Взаимопомощи как международной организации социалистических стран по мере дальнейшего развития мировой системы социализма будет все более возрастать. В настоящий момент, когда страны СЭВ вступили в качественно новый этап сотрудничества - социалистической экономической интеграции, естественно, потребуются наряду со старыми и новые решения, формы и методы, которые отвечали бы поставленным задачам. История существования СЭВ позволяет отметить в деятельности СЭВ некоторые тенденции, которые будут развиваться и в дальнейшем. Это в первую очередь объективная необходимость совместной плановой деятельности социалистических стран как главного рычага гармоничного развития экономики каждой страны и всего содружества на базе достижений происходящей научно- технической революции и максимального использования преимуществ социалистической системы хозяйства. Эта потребность проявилась сразу же после образования стран народной демократии. Однако она ограничивалась сначала, по существу, лишь обменом информацией о народнохозяйственных планах и согласованием некоторых частных проблем, так как в то время еще социалистическое хозяйство только складывалось и отсутствовал опыт. В последующем с укреплением и развитием хозяйства и плановых начал эта тенденция все более развивалась, и с 1962 г. Ленин предвидел необходимость развития международных экономических отношений социалистических стран именно по такому пути. Еще в 1920 г. Эти процессы исторически длительны и сложны, но тенденция движения по этому пути ясна, и страны СЭВ, основываясь на ленинских принципах пролетарского интернационализма, уважения суверенитета, взаимной выгоды, товарищеской взаимопомощи, уверенно идут по пути строительства социализма и коммунизма и упрочения своих разносторонних экономических и научно- технических связей.