Третий важный аспект – очистить душу, соблюдая правила Великого поста не только в физическом, но и в духовном плане. С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста.
Порядок Богослужений Великого Поста:
- Великий пост в 2024 году
- Календарь Великого поста 2024
- Службы Великого поста в 2024 году
- Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста
Особенности Богослужения Великого Поста
Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры.
Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков.
Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста.
Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу.
Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост.
Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц.
Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений.
Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху. Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы.
Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное. Во время поста в сутки рекомендуется выпивать полтора-два литра чистой воды.
Мозг часто ошибочно воспринимает жажду за голод.
Великий четверг 13 апреля Утреннее богослужение Великого четверга проникнуто двойным чувством — печали и радости. Печали о начавшемся пути Спасителя на Голгофу, радости — о тех великих дарах, которые приготовил Христос всем, кто уверует в Него. В знак этой «крестной радости» священнослужители совершают службу не в черных облачениях, а в светлых.
Строки из Евангелия, что читаются на Божественной литургии, вводят нас в горницу, где Господь Иисус Христос вместе с учениками во время Тайной вечери совершил первую в истории литургию. Здесь под видом хлеба и вина Он преподал ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на следующий день отдал в жертву за грехи людей, будучи распят на кресте. В этот особый день многие верующие стремятся принять участие в таинстве причастия, другими словами — в Тайной вечере. В кафедральных соборах после Литургии бывает обряд умовения ног, когда архиерей епископ, митрополит или патриарх в подражание Христу, умывшему на Тайной вечере ноги своих учеников, умывает ноги 12 священников.
Также в этот день освящается миро для таинства миропомазания, которое начали варить в понедельник Страстной седмицы. В четверг вечером начинаются богослужения Великой пятницы. Это чтение 12 Страстных Евангелий. Во время торжественной и печальной службы все молящиеся стоят с зажженными свечами.
После богослужения их не гасят, а, следуя давней традиции, благоговейно несут в свои дома и зажигают от них домашние лампады. Поэтому вечером в Великий четверг на улицах можно увидеть, как в разные стороны от храмов словно текут огненные ручейки. Великая пятница 14 апреля Богослужение Великой пятницы — это последовательное описание крестного пути Спасителя с минуты предательского целования Иуды в Гефсиманском саду до распятия на Голгофе и погребения. В знак глубокой скорби и сокрушения о грехах человеческих, которые возвели на крест Сына Божьего, Церковь не совершает в Великую пятницу свою самую торжественную службу — литургию.
За Божественной литургией епископ Сергий совершил диаконскую хиротонию чтеца храма Святой вмц. Параскевы Пятницы в д. Поречье Димитрия Алексеева. По окончании Божественной литургии епископ Сергий обратился к верующим с Архипастырским словом и поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин.
На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя. Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая.
Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение. Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению крещению. Иоанн Лествичник В богослужении четвертой Недели воскресенья Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным или реже: Андреевым стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая — по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх Иерусалимский 638 — 644 , а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор 680 — 681 , принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.
Андрей Критский и Мария Египетская В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона — творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы».
Примеры Великопостных звонов:
- Что можно делать на шестой неделе
- Главные новости
- Всенощное бдение в канун Недели 6-й Великого поста (ваий)
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году – Москва 24, 18.03.2024
- Богослужения Великого поста в 2023 году – Новости – Новосибирская митрополия
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
МАРИИНО СТОЯНИЕ. УТРЕНЯ С ЧТЕНИЕМ ВЕЛИКОГО КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО 17 апреля 2024 года, в среду пятой седмицы Великого поста, состоится утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме. В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Последнее воскресенье перед Великим Постом (Прощенное Воскресенье). Седьмая неделя Великого поста называется Страстной в память о страданиях, которые перенес Иисус в последние дни своей жизни.
Что запрещается делать и есть перед Великим Постом
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя | Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. |
Священник назвал ТОП-4 важных дела, которые нужно сделать перед Пасхой | 31 марта, 7, 14 и 21 апреля 2024 года, в воскресные дни Великого поста, после Пассий в храме Рождества Христова любительский хор пел акафист Страстям Христовым. |
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье | В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. |
Особенности Богослужения Великого Поста. Конспекты лекций по литургике | 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) в Покровском храме обители было совершено всенощное бдение с литией. |
Богослужения Великого поста в 2023 году
Служба часов Великим Постом намного длиннее, чем в обычные дни из-за включенных в нее кафизм Псалтири. Поминать усопших в воскресенье перед началом Великого поста можно. Расскажем вам о самых важных богослужениях Великого Поста, которые следует по возможности посетить. У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля.
6-я неделя Великого поста
Прощеное воскресение или Неделя «об изгнании Адама и Еввы из рая» — так называется последний день перед Великим постом. Так начинается пост в Триоди Постной. Впереди верующих ждут ключевые события Великого поста. Первая Седмица — особенное время, когда в будни даже не совершается литургия, но только великопостные часы и чтения Великого канона. Кроме того, совершается под будничные дни 17 земных поклонов и Великая Павечерница. Под будни по молитве «Царю Небесныи» полагается земной поклон. Неделя Первая — «Торжество Православия».
Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног. Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям страданиям Господним.
Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения. Богослужения Великой Пятницы, 3 мая Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом плащаницы, в конце службы поется канон «Плач Пресвятой Богородицы». Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя. Богослужения Великой Субботы, 4 мая В Великую субботу служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий избранные фрагменты Ветхого Завета , в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств. Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.
Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина : Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Воздерживаться конечно нужно, но не во вред семье. Выделяйте особые дни среды, пятницы, поминальные, праздников больших. Спиртное табу, даже без оговорок, разве в выходные дни немного вина можно.
Немного изголодавшийся человек жаден к молитве. Он находится в состоянии эйфории, ему легче молиться, каяться, вести беседу с Всевышним. Находясь в этом благочестивом состоянии, человеку проще осознавать свои ошибки. У некоторых, получается посмотреть на себя, свои действия со стороны, оценить ситуацию.
В пост часто принимаются важные и правильные решения. Помогает в том вера и молитвенное обращение к Всевышнему. К сожалению, ввиду жизни в мегаполисах выкроить время для беседы с Богом довольно трудно, но нужно. В былые времена после окончания всех работ в поле, люди имели больше свободного времени, чаще приходили к Богу.
С нашей занятостью и ритмом жизни довольно сложно регулярно выбираться на службу. Причем совершенно неважно, утреннюю или вечернюю. Конечно это неверно, даже очень плохо. Попасть на службу в выходные дни — это святое.
Тут уже оправданий перед Всевышним точно не найдется. Любой священник скажет вам, что богослужение в первую очередь нужно для вашего духовного роста, для исповеди, причастия. Молитвы в этот период особенные, они помогают человеку укрепиться в вере. Во время храмовой молитвы верующих Соборуют, вам обязательно нужно прийти на такую службу.
Уточните в храмовой лавке, когда это будет. Эта служба очень важна и крайне необходима, во время службы проходит общее покаяние. Если вы не попали после исповеди тот же час на причастие, его можно провести позже. Предварительно нужно будет прийти к вечерней, затем причаститься отстояв утреннюю.
Конечно в первый постный день можно не попасть в церковь. Но не в этом вопрос, печалиться нужно человеку, что он не подготовился. Ведь для этого было 14 подготовительных дней. Если вы намерены войти в постный период, постарайтесь попасть на службу вечером и утром для исповеди, причастия.
Ведь пост это в первую очередь примирение с Господом, прощение всех сотворенных грехов. На одном из сайтов поставили под запрет сок из морковки. Непонятно только одно, разве его корова дает? Вот именно исходя из таких советов, можно в больницу попасть.
Постные продукты все за исключением тех, что дают животные, в которых есть кровь. Все остальное можно и нужно кушать. Главное не объедение, а насыщение организма. Все индивидуальны, соответственно и потребности в еде так же.
Еще немаловажен факт, работа. Непосильный труд исключает следование посту, об этом вам скажет любой священник. Для трудящегося человека суточная норма калорий находится в пределах 3000. Съедая меньше, человек изнуряет себя, кому это нужно, Богу.
Навряд ли он оценит такую жертву. Ему нужно покаяние, верующее сердце, а не больной желудок. Такое правило касается детей, больных, служащих, беременных. Им поститься нужно, но не переусердствовать.
Можно выбрать дни, например среды и пятницы, первый и последний день поста. При этом читать молитвы, каяться, очищаться духовно и душевно. Вот это именно та посильная жертва, которую нужно нести. Ведь вы не знаете жизни его, состояния здоровья.
Для него отказ от некоторых продуктов может быть равен смерти. Если вам позволяет здоровье, пейте воду, питайтесь в сухомятку. Только не презирайте ближнего. Каждый человек должен приступать к посту, после беседы с батюшкой, уточнения с ним списка разрешенных продуктов.
Не уподобляйтесь мытарям и фарисеям. Не нужно выставлять себя на показ, «Он дома молится» — «А я в церковь иду», «Он строго постится» — «А я поклоны в церкви бью».
В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню… Потому что единственное, что может превратить человеческую пустыню в цветущий сад, единственное, что может дать жизнь тому, что иначе — пепел, единственное, что может сделать человеческое общество полноценным, единственное, что может помочь человеческой жизни стремиться полноводной рекой к своей цели, — это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, а в каком-то смысле все так значительно — как перед любовью: самые мелкие, незаметные слова так дороги и значительны, а большие события иногда так ничтожны в таинстве любви.
Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи?
Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? Порой — могилы; чаще — чистое поле… А Христос? Христос никакой силы, никакой власти не проявил.
Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить политическую власть. Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, кончил как будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек тех, могилы которых теперь не сыскать, кости которых, пепел которых давно рассеяны ветром пустыни… А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего.
Он нас научил тому, что кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить.
Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!.. Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню в цветущий сад.
И вот сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного. Осталась пустыня, пустота, ничто… А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь… Это — праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни.
Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии — Спасителя мира. После этого, как говорит Св.
Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: «Осанна, благословен Грядый во Имя Господне».
Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования. Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того — как говорит Св.
Евангелист Лука — когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…» Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову» сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его», и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его.
Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это — чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: «Осанна Сыну Давидову». Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, — как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.
Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется «Вербное Воскресение» или «Вход Господень в Иерусалим», то в следующий воскресный день будет праздников Праздник — Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно. А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями — находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий.
Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, — в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме.
Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые -с поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, — встретим, как должно, и Пасху Святую!
Каждая литургия начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…» А понимаем ли мы, представляем ли себе, что это за Царство, какое оно? Увы, ответ чаще всего будет неутешительный: мы весьма плохо представляем себе, что такое Царство Божие. Разобраться, почему так происходит, помогает нам сегодняшний праздник — Вход Господень в Иерусалим.
Вспомним событие этого праздника: за несколько дней до Своего распятия Христос вместе с учениками при большом стечении народа торжественно вошел в город Иерусалим. Для чего Он это сделал? Для того, чтобы открыть Свое Мессианское Царство.
У земных царей есть обычай при их вступлении на царство входить в свою столицу, где их торжественно встречает и приветствует народ. Так поступает и Христос: при всеобщем ликовании и криках «осанна» Он входит в Свою столицу — Божий град Иерусалим. Народ Его приветствует и встречает с великим воодушевлением.
Однако в последующие дни в настроении народа происходит трагическая перемена: он отвергает Христа и предает Его на распятие.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Литургия — это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства — Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными на воскресной литургии Дарами. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время — поздним утром в среду и пятницу. Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней. Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом.
Несколько раз за эту службу все молящиеся в храме встают на колени. Новичка может смутить такое поведение, но внимательному человеку скоро становится понятно, что только таким видимым образом смирения можно выразить трепет перед происходящим в храме. В первый раз на колени опускаются во время пения древнего христианского песнопения «Да исправится молитва моя», а затем следует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, во время которого поется песнопение «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы…». Священник несет в своих руках Тело и Кровь Христовы, а люди не только опускаются на колени, но и приклоняют лицо к земле.
Чуткая христианская душа чувствует приближение своего Бога и Спасителя. И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать — приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить — еще страшнее. Особые дни В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать.
В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя — третье воскресенье Великого поста, когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста — это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста.
Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой? Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет.
Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям. Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того?
Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит. Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…».
Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное?
Что можно и что нельзя делать 28 апреля 2024 года 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим. Источник: Аргументы и факты 28 апреля 2024 года отмечается один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Это переходящий праздник, он зависит от даты Пасхи, но всегда празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе. Также он следует сразу за Лазаревой субботой, эти праздники тесно связаны между собой. Праздник двунадесятый, то есть один из тех, на которых мы вспоминаем ключевые события новозаветной истории. Когда празднуется Вербное воскресенье?
Вход Господень в Иерусалим празднуется за неделю перед Пасхой, в воскресенье шестой недели Великого поста. Это переходящий двунадесятый праздник, то есть его дата в церковном календаре не фиксирована — она зависит от даты Пасхи. В чем смысл праздника?
Вместо радостного Евангелия Христова читаются ветхозаветные тексты. Особенно часто Великим постом звучит Псалтирь, которая благотворно влияет на наш дух, созидая молитвенное и покаянное настроение. Постоянно совершается молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего... Царские врата отверзаются редко, священнослужители облачаются в черные ризы. Престол, жертвенник, аналогии и иконы покрыты черными облачениями, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Меняется колокольный звон. Слышатся только редкие, унылые удары одного колокола, которые дают нам знать о времени общественной покаянной молитвы. В дни Великого поста Церковь запрещает совершать браки, праздновать дни рождения 52-е правило Лаодикийского собора. Великим постом по воскресеньям во многих храмах совершатся скорбный и торжественный чин, называемый «Пассией» «Страданием». Эта служба состоит из чтения последних глав каждого Евангелия и песнопений Страстной седмицы. Кроме этого, во время поста, для подкрепления изможденного организма, совершается Таинство Соборования. Во время совершения Соборования Елеосвящения священниками освящается елей, и они семь раз помазывают елеем больных и немощных людей. Верующий человек, приняв это Таинство, получает благодатную силу для укрепления своего тела и духа. Во время Великого поста не совершаются водосвятные молебны. В храмах принимаются поминальные записки на все время поста.
Что запрещается делать и есть перед Великим Постом
Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва», — перечислял Иван Шмелев в книге. В первый день поста принято было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. В понедельник пищу обычно не готовили, ели оставшийся с воскресенья хлеб.
Однако, согласно христианской традиции, внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней жизни, стремления очистить себя от всякой нечистоты и достигнуть единения с Богом. Святые отцы церкви учили, что воздержание в еде нужно для того, чтобы после усмирения плоти человек мог легче вступить в брань с прочими страстями. От увлечения лишь особой диетой предостерегал и святитель Василий Великий, который напоминал, что диавол вообще ничего не ест, однако грешить от этого не перестает.
Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров 22 марта , затем читается молитва над коливом вареная пшеница с медом.
В сам праздник 23 марта служится литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Поминальные службы родительских суббот: 30 марта и 13 апреля Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам.
Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы. В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено.
Чин Торжества Православия, 24 марта Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия. Богослужение Крестопоклонной недели, 7 апреля Накануне третьего воскресенья 6 апреля, суббота на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения. Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно.
Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души. Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца.
Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу.
В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя». Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям — время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь. Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.
Совершается она в среду и пятницу утром, хотя по замыслу также является вечерним богослужением. В древней Церкви христиане не приступали к телесной пище в течение всего дня, а вечером собирались в храме, чтобы совершить вечерю любви — вкусить главную христианскую трапезу — Тело и Кровь Христовы. Литургия Преждеосвященных Даров появилась потому, что в будние дни Великого поста по богослужебному Уставу не положено совершение полной Божественной литургии, чтобы еще сильнее подчеркнуть покаянный характер этих дней.
Литургия — это всегда радость, это прорыв в Горний мир, и полная литургия Великим постом совершается только в субботние и воскресные дни, а также на праздник Благовещения. На Преждеосвященной литургии не совершается главного христианского Таинства — Евхаристии, поэтому причащение происходит преждеосвященными на воскресной литургии Дарами. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в неудобное для работающих людей время — поздним утром в среду и пятницу.
Однако те, кто любит и ждет эту службу, все же стараются хотя бы несколько раз за Великий пост побывать на ней. Трудно даже сказать почему, но на этом богослужении, как ни на каком другом, ощущается величие происходящего: присутствие Самого Христа и строгое и в то же время радостное ожидание христианами теснейшего общения с Богом.
Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста.
Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились.
Особенности рациона
- Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
- У православных верующих начинается Великий пост
- Великий пост — Википедия
- Особенности рациона
- Что еще почитать
О службах первой недели Великого поста
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых и великих праздников, а также первой и Страстной седмиц Великого поста, Светлой седмицы и святок) совершают заказные молебны в 09:00 с водоосвящением и в 14:00 без водоосвящения. Богослужение Великого Поста не похоже на привычное, какие изменения в богослужебном уставе, песнопениях во время Великого Поста? Поскольку в воскресные и субботние дни Великого Поста на службу пост отлагается и совершается полная Литургия, звоны в эти дни совершают в обычном порядке.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует.
Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели", - учил наш святой Тихон Задонский. Пост проходит правильно, если сердце откликается на добро Молитвы во время Великого поста Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й.
Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться. Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю - 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров в пост она совершается по средам и пятницам. Особое внимание - богослужениям Страстной недели.
Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста. Как понять, правильно ли ты постишься Как понять, правильно ли ты постишься? Существует один критерий того, правильно ли проходит твой пост.
На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц. Рыбные блюда только в определенные дни. Но главное, как напоминает церковь, не ограничения в пище, а в особом внимании к жизни духовной, к своим ближним и тем, кто нуждается в заботе и помощи.
Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает.
В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома.
В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте.
Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение. В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим. Можете рассказать о том, как правильно отмечать этот праздник? И каждый раз, когда совершается его память, читается Евангелие. В писании есть повествование о том, как Господь грядет на Свою вольную смерть.
Фактически Христос добровольно идет на страдания, когда прибывает в израильскую столицу. Тем самым Он показывает, что никто Его не принуждает, не заставляет Его совершать такой искупительный подвиг. А Он сам идет на такую крестную жертву для спасения рода человеческого.
В еврейском народе уже достаточно четко обозначилась партия людей, которые все более отвергали Иисуса несмотря на все его чудеса и всю его проповедь и все то добро, что он делал людям. В Евангелие называют этих людей книжниками и фарисеями. Это такие старинные слова, которые на наш современный язык, я думаю, наиболее точно переведутся как «люди при власти и люди при церкви».
И вот эти люди, в общем-то, опять начинают охоту за Иисусом, как во младенчестве за ним охотился царь Ирод, так и опять религиозно-политический истеблишмент Израиля отвергает Иисуса и ищет его, чтобы убить. Он уклоняется от прямого противостояния с ними, ходит по палестинской периферии с апостолами, а потом он говорит ученикам, что отправляется в Иерусалим. Иерусалим — это не просто столица Израиля, для всего народа Ветхого Завета это некая святыня на земле, город, с которым связаны все пророчества, центр духовной жизни. И более того, он предупреждает учеников, что его путешествие туда кончится плохо, что его там предадут и унизят, убьют даже. Ученики даже пытаются его отговаривать от этого, но Господь говорит, что все, что написано о нем, должно исполниться. И вот он отправляется в город.
Подходя к Иерусалиму, он совершает знаковое чудо, воскрешает умершего друга Лазаря. Вот как раз ближайшая суббота - это Лазарева суббота, день воскрешения праведного Лазаря. И этот человек не просто заболел и умер, его уже четыре дня как похоронили. И вот Иисус этого человека, который уже разлагаться начал, тело которого уже распадалось, он его вызывает из мертвых к жизни и говорит при этом: «Я - это воскрешение и жизнь», говорит о себе Иисус. Господь входит в Иерусалим, причем не просто входит, а даже въезжает на осленке, исполняя древние пророчества тем самым. И весь город, зная о его чудесах и знаменях, о том чуде воскрешения Лазаря, весь город, все люди выходят, встречают его очень торжественно, с овациями, прямо как полководца, вернувшегося с победоносной войны.
Весь город устилают одеждами, держат в руках пальмовые ветви, торжественные крики. Многие люди поверили, что этот странный проповедник, скорее всего, и есть тот самый обещанный пророками Мессия, святой царь от Бога. И вот люди ждут от него. Но что люди ждут от Иисуса?