Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками. Всего в ходе «Рельсовой войны» и операции «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года было подорвано более 360 тысяч рельсов, или 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. «Рельсовая война» началась со второго на третье августа и продолжалась почти до конца сентября. По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны.
Партизаны устроили «концерт» для врага
Группа советских партизан-подрывников закладывает взрывчатку на железнодорожном полотне. Источник: waralbum. Между тем первоначально «Рельсовой войной» именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. Практически сразу же после нее началась следующая операция — «Концерт», преследовавшая ту же цель: нарушить железнодорожные коммуникации противника, чтобы помешать ему отразить осеннее наступление Красной Армии на Смоленск и Гомель и обеспечить выход к берегам Днепра и Десны. Партизанские «выступления» в рамках этой операции начались 19 сентября 1943 года и продолжались до конца октября, а отдельные «аккорды» пришлись на начало ноября. Партизаны как часть советской стратегии Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских землях партизанские отряды и заброшенные с Большой земли диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло особую роль. Дело было не только в том, что после каждого удачно пущенного под откос эшелона или подорванного участка пути движение замирало на несколько часов, а порой и суток. Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат.
Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд. Чтобы всерьез вести то, что позднее получит название «рельсовой войны», действовавшим в немецком тылу партизанам не хватало прежде всего взрывчатки и оборудования для взрывного дела, да и специалистов среди них было немного. В лучшем положении были диверсионные группы, многие из которых постепенно тоже превратились в крупные партизанские отряды, но и они, как правило, имели задачи, заключавшиеся не только в подрыве рельсов и пуске под откос эшелонов. Полковник Илья Старинов, один из непосредственных руководителей операции «Концерт». Источник: hiveminer. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций.
В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием. Но самым болезненным для противника стало уничтожение свыше семидесяти железнодорожных мостов. На восстановление одного моста уходило несколько дней, а потеря каждого паровоза и вагона для немецкой промышленности была практически невосполнимой. В тылу у немцев наступил хаос. Командованию приходилось идти на крайние меры для усиления охраны дорог: из Германии начали перебрасывать железнодорожные батальоны, снимать части с фронта. Кроме материального ущерба, операция «Концерт» нанесла фашистским захватчикам тяжелый психологический удар. Немецкие солдаты писали, что не могут спать, потому что «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь».
Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии [6]. Результаты операции Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это ещё более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства.
Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре—октябре 1943 года в результате действия партизан значительно снизилась. В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. Операция «Концерт» активизировала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории. В ходе неё усилился приток местного населения в партизанские формирования. Читайте также.
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
В частности, упоминаются успешные операции 4-й Клетнянской бригады по подрыву путей у станции Олевск и 1-й Клетнянской бригады у станции Жудилово. Приводятся примеры активного взаимодействия партизан с наступающими частями Красной Армии, особенно в преддверии и во время Брянской наступательной операции. Партизаны передавали ценные разведданные, обеспечивали переправы, захватывали опорные пункты противника. Подчеркивается вклад партизан в "битву за урожай" летом-осенью 1943 г. Приводятся немецкие документы, свидетельствующие об активизации партизан и серьезных проблемах, которые они создавали для оккупантов в тылу группы армий "Центр".
Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения. Цель операции — вывод из строя больших участков железнодорожных путей с целью срыва воинских перевозок противника. Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу. Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября.
Именно победа под Курском считается переломным моментом, после успешного исхода которого исход войны был предрешен. Однако снабжение войск в этом сражении представляло собой огромную сложность для транспорта - на одну линию базировались тылы сразу 8 армий. Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки!
Мы четко видим организаторов и тех, кто воплощает эти идеи», — отметил Лукашенко. Отдельно он подчеркнул, что «последние несколько дней свидетельствуют о том, что по многим направлениям они эту красную черту перешли». В общем, власть решила взяться за белорусскую оппозицию всерьёз. Так, во время несанкционированной акции, состоявшейся 25 октября в Минске, радикально настроенные граждане предприняли попытку захвата здания Центрального РУВД. После пресечения сотрудниками правоохранительных органов противоправных действий агрессивно настроенные граждане направились в спальные районы города, где продолжили грубо нарушать общественный порядок, поставив под угрозу безопасность и спокойствие людей», — рассказал Бычек. Кроме того, он рассказал об обнаружении под древком бело-красно-белого флага в ночь на 26 октября в Гомеле мины-ловушки, которая должна была сработать при попытке извлечения, а также о пяти случаях умышленного замыкания цепи на различных участках железной дороги утром 26 октября. Бычек заявил, что эти действия спланированы и реализованы организованными преступными группами, «преследующими цель дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, устрашения населения, насильственного изменения существующего конституционного строя». Тем временем МИД Белоруссии, который некоторые эксперты призывали «чистить», продолжает вызывать критику у сторонников власти. Так, 27 октября стало известно о новом прошении об отставке посла Белоруссии в Аргентине Владимира Астапенко. Никакой реакции на это не получил. Сейчас я это заявление отозвал и 27 октября подал новое, с требованием освободить меня от должности посла уже на основании статьи 41 — в связи с нарушениями нанимателем законодательства, препятствующими выполнению моей работы по трудовому договору», — заявил он в комментарии изданию Tut. По словам Астапенко, целый ряд действий нанимателя создает объективные условия для непризнания легитимности главы государства и международной изоляции Белоруссии.
Рельсовая война
Партизанский аргумент «Рельсовая война» на сегодня является первой и единственной партизанской стратегической операцией в масштабах нескольких фронтов. Остановлюсь на двух крупных операциях партизан – «Рельсовая война» и «Концерт», непосредственно связанных с боевыми действиями Красной Армии в 1943 г. Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 04 мая 2020. Сергей Сигачев. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками. В ходе операции "Рельсовая война" было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. "Рельсовая война" и "Концерт" для врага.
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
И эти диверсии были не выдуманной, а реальной опасность, из-за них у немцев были многочисленные человеческие жертвы и огромная потеря военной техники. О масштабах ведения партизанской войны есть немало свидетельств о проведении сложных и опасных операций с участием советской армии. Одна из таких операций была проведена с августа по сентябрь 1943 года на захваченных врагом землях Украины и Белоруссии. Целью этой операции было уничтожение части железнодорожных коммуникаций. Операция получила засекреченное название «Рельсовая война». К участию в этой операции были привлечены ленинградские, смоленские, орловские партизаны. Все районы, попадающие под действия операции ЦШПД разделил между партизанскими группами.
Разведка партизан регулярно проводила наблюдение за объектами на которых предстояло провести диверсии. Диверсии и вылазки в тыл врага развернулись на всей территории проводимой операции, а это около одной тысячи восьмисот километров. Участников операции было почти сто тысяч человек, при массовой поддержке местных жителей. Диверсионные удары, нанесённые партизанами железным дорогам, железнодорожным мостам и станциям оказались для гитлеровских войск неожиданными. После совершения актов диверсии фашистские оккупанты очень длительное время не могли прийти в себя и организовать планомерные и эффективные противо-партизанские действия.
English version Патриоты Кубани Пресс-центр Календарь памятных дат Началась операция советских партизан по выводу из строя железнодорожных коммуникаций в тылу противника под кодовым названием «Концерт» 1943 год Началась операция советских партизан по выводу из строя железнодорожных коммуникаций в тылу противника под кодовым названием «Концерт» 1943 год 19 сентября 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. За это время партизаны осуществили комплекс диверсионных акций на железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных коммуникациях фашистов. Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев.
Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт».
Старинов говорил о том, что уничтожение полотна является бессмысленным, а основной удар нужно нанести по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров. Оба пути по своей сути были разумными, но они должны были учитывать реальности того времени.
Как показало время, Старинов был прав и его путь мог причинить германской армии колоссальный урон. У Германии не было проблем с рельсами, а с паровозами были. Пономаренко же убедил Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала, а Пономаренко отправил Старинова к украинским партизанам, которые практически не участвовали в рельсовой войне 1943 года на территории Украины в это время шла реализация идея Старинова - подрыв паровозов и эшелонов. Партизаны минируют рельсы Проведение операции Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года.
Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс партизан. В общей же сложности речь идет о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км. Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельс. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс рельс.
В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс рельсов. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц. К сожалению для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.
Взорванный партизанами поед в 1943 году Чтобы понять насколько опасной была ситуация на многих участках немецкого тыла в том числе и где не проводилась операция «рельсовая война» обратимся к историческим документам. Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей.
Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны. Советские партизаны готовят подрыв моста Источник: waralbum. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты.
Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги Источник: waralbum. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год Источник: waralbum. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления».
Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год Источник: waralbum. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси».
"Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Операции «Рельсовая война» и «Концерт». 12+. 238 просмотров.
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
В операции «Концерт» участвовали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше.
Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов.
Согласно плану, снабжение и взрывчатку партизанам должны были доставлять на самолетах. За неделю до начала операции из-за погодных условий и сокращения количества авиарейсов, к 19 сентября партизаны получили чуть более половины необходимого объема взрывчатки. Частично операцию удалось начать вовремя. Ночью 19 сентября в немецком тылу загромыхали взрывы, под откос были пушены первые эшелоны. Немецкое руководство в оккупированном Минске забило тревогу: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».
Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операций Командир 559-ой германской комендатуры Действий партизан становятся все активнее. Они постоянно нападают на железнодорожные пути. Эшелоны, идущие с фронта, приходится надолго задерживать. Многие поезда уничтожены или покалечены минами. Докладная записка директора железных дорог Минска от 19 сентября 1943 года Итоги и результаты рельсовой войны С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят. В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии. Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы. Рельсовая война - партизаны устанавливают взрывчатку Очевидные минусы рельсовой войны: Уничтожение собственного имущества. Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны. В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать. В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами.
Подрыв рельсов сопровождался крушениями поездов, взрывами железнодорожных мостов, станционных сооружений. Знаменитая операция «Рельсовая война» продолжалась весь август и первую половину сентября. В ней участвовали около 100 000 партизан и десятки тысяч советских граждан, не входивших в партизанские формирования. Многие из них вступили в ряды партизан. Дезорганизованный тыл Во второй половине сентября началась вторая крупная операция под условным названием «Концерт» — продолжение «Рельсовой войны». Всего в операции участвовали более 120 000 партизан. По признанию фашистского командования, «Рельсовая война» и «Концерт» резко снизили пропускную способность железных дорог. Особо отличились партизаны Брянской области. Применяя мины замедленного действия, они на несколько недель парализовали движение на важнейших для врага участках Брянск — Льгов именно Льгов, а не Львов , Брянск — Гомель и других. Усилились удары по автомобильным коммуникациям. Партизаны разрушали мосты, уничтожали на дорогах автомашины и боевую технику врага. Фашистское командование едва не впало в ступор: срывались важнейшие военные перевозки, что ставило под угрозу всю летнюю кампанию 1943 года. И это в момент, когда после Сталинградской битвы Германия ещё имела возможность вернуть стратегическую инициативу. Гитлер вызвал к себе всех командующих армиями на Украине и в Белоруссии и обязал их в короткие сроки покончить с партизанами. По словам фюрера, на охрану коммуникаций приходится отвлекать всё больше сил с фронта. Вот какой любопытный факт приводится в связи с этим в «Истории Коммунистической партии Советского Союза» Москва, издательство политической литературы, 1970 год, том 5, книга 1 1938-1945 : «Летом 1943 года в Ленинградской области в районах активных боевых действий партизан гитлеровцы вынуждены были на каждые сто километров железнодорожного пути держать до двух полков» стр.
19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"
Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». Главная» Новости» Операция концерт и рельсовая война. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.
Началась партизанская операция «Концерт»
Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши. В 1943 году на территории Белоруссии партизаны в ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» смогли на целый месяц полностью парализовать передвижение немецких поездов в регионе. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильей Григорьевичем Стариновым. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.
Как наши партизаны устроили немцам «Концерт»
Один из примеров таких операций - Лепельская, которая проходила 19-21 октября 1943 года. В ней участвовали партизанские соединения Витебской области, они ударили по Лепельскому и другим крупным немецко-фашистским гарнизонам в тылу немецкой 3-й танковой армии. Операция проводилась с целью дезорганизации обороны противника и оттягивания части его сил с витебского участка Калининского с 20 октября 1943 года - 1-го Прибалтийского фронта. В операции участвовали более 20 партизанских бригад и полков под общим командованием Федора Дубровского, которые вели бои с превосходящими силами противника. Сталина командир Владимир Лобанок , им. Чапаева командир Владимир Мельников , 2-й Ушачской им. Пономаренко командир Николай Уткин , Чашникской "Дубова" командир Федор Дубровский и Сенненской командир Василий Леонов бригад дважды атаковали опорную базу гитлеровских войск в Лепеле. Были проведены Бочейковские и Чашникские бои, в ходе которых полностью разгромлены 9 гитлеровских гарнизонов. Выполнив поставленную задачу, партизаны отошли с территории боевого противостояния и начали удары по коммуникациям врага.
Лепельская операция партизан Витебщины, октябрь 1943 года Через Витебские Суражские ворота белорусские патриоты пересекают линию фронта, чтобы влиться в ряды Советской Армии Партизаны ведут миномётный огонь по немецкому гарнизону, 1942 год Ведя непрерывные бои, партизаны спасли многие тысячи мирного населения от уничтожения и угона в фашистское рабство. Маршал Георгий Жуков в книге "Воспоминания и размышления" писал: "Успешный ход наших наступательных операций поддерживался героическими действиями партизан, которые более трех лет не давали врагу передышки, разрушая вражеские коммуникации и терроризируя его тыл… Командованию вражеских сил пришлось у себя в тылу практически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на что отвлекались крупные силы войск. Это серьезно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счете, на исходе войны".
Часть 3. Историк-исследователь Сергей Валерьевич Ушкалов продолжает рассказ о боевой работе деятельности брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей операции "Кутузов" и "Суворов". На этот раз речь пойдет о брянских партизанах действовавших под руководством Западного штаба партизанского движения и их взаимодействии с наступающими частями Красной армии. Основные тезисы: 1. Рассказывается о результативных действиях партизан по разрушению железнодорожных путей и подрыву эшелонов в рамках операции "Рельсовая война".
Там же базировалось и самое крупное партизанское движение из 92 тысяч бойцов. Снабжать партизан должны были по воздуху, однако за неделю до старта операции зарядили дожди и появились туманы, поэтому до них дошла только половина необходимого снаряжения и взрывчатки. Тем не менее частично операцию удалось начать вовремя [5]. Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов [6]. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали около 20 тысяч рельсов, а в ночь на 25 сентября — около 16 тыс. Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ.
Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии. Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники.
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
Как в Белоруссии возобновилась «Рельсовая война». Вот уже третий месяц в Белоруссии продолжаются протесты. Элементы рельсовой войны использовались партизанами на протяжении всего контрнаступления, а затем и масштабного наступления советских войск, начавшегося в 1943 году. Наиболее масштабная акция была проведена перед началом амбициозной. Опыт операции "Концерт", когда в результате уничтожения рельсов эшелоны с резервами нацистов тормозились на узловых станциях, становясь легкой мишенью для советской авиации, был бы полезен сегодня в СВО на Украине, заявил РИА Новости научный директор. Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».