Иммануил Кант — самый русский из европейских и самый европейский из русских философов. Он родился и всю жизнь работал в Кенигсберге — сегодня это Калининград, несколько лет даже был российским подданным. Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7]. После выступления Антона Алиханова в правительстве региона поспешили заверить, что слова губернатора не повлияют на изучение трудов Иммануила Канта и никак не скажутся на праздновании 300-летия со дня его рождения.
Кто такой Кант и что он сделал. Краткая биография Иммануила Канта
Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Иммануил Кант уделял большое внимание праву и личной ответственности в своих трудах. Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого.
Философ из рода шорников Иммануил Кант: биография и жизнь великого мыслителя
Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». Зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров напомнил канцлеру ФРГ Олафу Шольцу о том, что Иммануил Кант был подданным Российской империи. Великий немецкий философ Иммануил (в переводе «с нами Бог») Кант, которого современные ему богословы так люто ненавидели, что его именем называли нелюбимых собак, связан с Россией тесными узами.
«Что творится»: после речи Алиханова калининградцы просят не запрещать Канта
Кант высказывает свою самую сильную критику организации и практики религиозных организаций в адрес тех, кто поощряет то, что он считает религией поддельного служения Богу. в 1756 году Кант написал крупную работу с разбором восьмитомного труда швведсеого учёого и теософа Эммануила Сведена, "Тайны небес". Эта мысль Канта способна оказать успокаивающее воздействие на тех, кто склонен считать антагонизм неустранимым состоянием общественной жизни, кто видит в современных формах существующего антагонизма нормальное состояние. Интересные факты.
Всё, что нужно знать о философии Канта
Кто такой Кант, тогда не знал еще никто, кроме ближайших соседей, но не пройдет много времени, и о нем заговорит весь мир, а его идеи будут изучать лучшие умы человечества. Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Биографы отмечают, что сам Кант полагал, будто его предки прибыли в Восточную Пруссию из Шотландии. Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7]. Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?».
Иммануил Кант цитаты
Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Почему Шольц запретил Путину цитировать Канта. Канцлер ФРГ Шольц обвинил РФ в попытке присвоить труды и наследие философа Канта. Многие считают Иммануила Канта агностиком, другие — атеистом, благодаря его опровержениям классической теории существования божественного. Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?». Иммануил Кант (Kant) (1724-1804) — немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794).
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи
Понятно, что образование он получал в духе модного пиетизма. Кто такой Кант, тогда не знал еще никто, кроме ближайших соседей, но не пройдет много времени, и о нем заговорит весь мир, а его идеи будут изучать лучшие умы человечества. С детства он занимался естественными науками, но к концу обучения заинтересовался богословием, которое и дало тот необходимый мощный толчок, приведший к смене мировоззрения. Иммануил Кант старательно подводил собственных слушателей к произведению собственных логических измышлений, не сообщая им готового результата, которым можно воспользоваться, как шпаргалкой. До самой смерти он так ни разу не смог выехать далеко из своего городка, где его знали, ценили и любили. Все его работы наполнены следами мужского, благородного и выдержанного характера, простота которого поражала современников, а сегодня удивляет потомков. Первые годы Иммануила Иоганн Георг Кант, отец будущего светила философии, проживал в прусском городке Кёнигсберг ныне русский город Калининград. Он был глубоко верующим ремесленником, изготавливающим седла и шоры для лошадей. Происхождение его доподлинно неизвестно. Сам шорник считал, что его предки — выходцы из Шотландии.
Достоверные сведения имеются только о прадеде философа, который занимался торговлей в городке Мемель, неподалеку от Клайпеды. Дед со стороны матери проживал в Нюрнберге и, скорее всего, был коренным немцем. В положенное время Георг женился на порядочной девушке Анне Регине, которая 22 апреля 1774 года произвела на свет младенца. При рождении мальчику было дано имя Эмануэль Emanuel , которое он впоследствии по собственной воле сменил на Иммануил Immanuel. Он был четвертым из детей, которых в общей сложности было двенадцать. Однако многие из них не дожили до трех лет. В итоге выжить удалось только двум братьям и трем сестрам Канта. Юность метафизика: каким был Иммануил Кант Детство мальчика было сложным. Семейству постоянно не хватало средств для существования, а сам он регулярно болел.
Матушка с раннего детства прививала маленькому ребенку основы веры и трепетную любовь к окружающему миру. В доме регулярно бывал известный в то время доктор теологических наук Ф. Шульц, который и настоял на том, чтобы в 1732 году способного мальчика определили в знаменитую гимназию Collegium Fridericianum, которую тот окончил с отличием в 40-м. Но еще раньше серьезно заболела и скончалась мать. Тогда настали самые трудные времена: одежду и обувь порой приходилось одалживать у одноклассников, но паренек не унывал. Родственники видели в нем священника, но юный Эммануэль так увлекся латынью, что пожелал стать преподавателем словесности. В возрасте шестнадцати лет юноша поступил в Кёнигсбергский университет, но на какой именно факультет из имеющихся четырех, доподлинно неизвестно. Более вероятно, что он учился на философском. Именно в этих стенах профессор Мартин Кнутцен пробудил в нем интерес к естествознанию и вдохновил на создание труда по физике.
На его написание молодой человек истратил семь лет, но опубликовать его удалось только силами дядюшки со стороны матери. К тому времени умер отец, и все заботы о братьях и сестрах легли на хрупкие плечи паренька, который давал частные уроки, забросив учебу. Становление идеалиста: что открыл Кант Только к 55-му году молодому философу удалось завершить свой труд, который содержал космологическую теорию происхождения Солнечной системы из первичной туманности.
Во-2-х, существование вовсе не есть признак ни совершенства, ни несовершенства. Космологическое доказательство заключает от условности мира к существованию его безусловной причины. Телеологическое доказательство заключает от целесообразного строя мира к существованию премудрого устроителя — Творца. Но открываемая нами всегда в частных фактах, целесообразность относительна, и если из нее еще что и может быть выведено, то разве существование устроителя и устроителей действующих по целям, а вовсе не то, что это есть не высочайшее существо — всесовершеннейший Бог.
Бытие такого Бога не может быть доказано теоретически; Он есть идеал, достоверность существования которого должен признать разум практический. Чистый разум, по Канту, дает формы, в которые мы заключаем наши познания и принципы, руководясь которыми, мы их приобретаем и расширяем. Но чистый разум не есть весь разум. Есть еще разум практический, который диктует правила нашей воле. Единственно, что можно считать хорошим без ограничения, это — добрая воля. Но какая воля добрая? Та, которая стремится действовать по долгу, а долг есть обязанность совершить действие из уважения к закону.
Нравственный закон, присущий человеку, дает ему приказания, как он должен поступать. Как приказывающий, нравственный закон есть патегорический императив безусловное повеление: см. Когда приказания имеют в виду достижение какой-либо цели, они представляют собою гипотетические императивы. Приказания, независимые от частных целей, должны быть называемы категорическими. Если мне приказывают: не говори в данном случае того-то и того-то, потому-то и потому-то, это будет гипотетическое приказание т. Если моя воля определяет: я не должен лгать, не должен лгать никогда и ни для каких целей, это будет приказание категорическое. В частных случаях может оказаться, что это правило приведет к кажущемуся вреду, но самоопределение моей воли безусловно и всеобще.
Я должен всегда действовать таким образом, чтобы правило моей воли могло быть общим законом. Вообще я всегда должен поступать не так, чтобы каждый мой отдельный поступок производил добро, но так, чтобы моя воля всегда была доброю. Отсюда получается, что моя воля, самоопределяющая себя к действию, есть сама в себе и цель. Человек, его личность есть цель сама в себе. Другие люди представляют собой то же, что и я. Поэтому практический императив может быть выражен таким образом: действуй так, чтобы признавать человечность как в твоей личности, так и в личности другого целию и чтобы никогда не пользоваться ею, как средством. Таланты, знания, силы человека можно употреблять для различных целей, как средство, но приспособлять принципы воли, выражающие личность человека, к каким-либо целям нельзя.
В нравственной сфере человек автономен. Он подчинен только своему собственному и в то же время всеобщему нравственному закону. Пытались представлять, что человек обязан подчиняться нравственному закону или потому, что этого требует Бог , или потому, что это ведет к собственному благополучию. Мысль, что всякое разумное существо должно считать себя создателем всеобщего законодательства на основании правил своей воли и судьею себя и своих действий, приводит у Канта к республике целей. Республикою он называет систематическую связь разумных существ, объединенных общими законами. Разумное существо есть член царства целей, когда, утверждая всеобщие законы, сам повинуется им. Вместе с тем он и глава царства, когда в качестве законодателя не подчиняется ни чьей сторонней воле в нравственной автономии человека открывается его высокое достоинство.
Его нельзя измерять внешнею продажною ценностию как цену полезных вещей ; это — достоинство внутреннее, не подлежащее никакому сравнению и никакой оценке. Так, человек, как нравственная личность, оказывается, по Канту, безмерно великим и в то же время, как личность познающая, он совершенно ничтожен. В области мира чувственного, с которым он связан всецело своими познавательными способностями, он на самом деле ничего не может познать, но в области мира нравственного человек является законодателем и судиею. Между двумя мирами — чувственным и моральным — открывается бездна, через которую Кант пытается перебросить мост в своей критике способности суждения. Он рассматривает здесь суждения о прекрасном, возвышенном и, наконец, суждения с точки зрения целей. Прекрасное вызывает в нас чувство незаинтересованного удовольствия для прекрасного не замечается никакой дальнейшей дели — служить чему-либо. Корень его, по Канту, заключается в том, что в прекрасном открывается какая-то таинственная связь между объективными законами природы и законами нашего рассудка.
Прекрасное есть символ нравственного то и другое имеют дел в себе. От прекрасного должно отличать возвышенное: возвышенное безмерно, хаотично, бесформенно океан, буря. Возвышенное в природе порождает в нас двойной род чувств: сознание своего физического ничтожества и сознание нравственного величия. Человек — ничто в сравнении с океаном, как физическая сила; но он неизмеримо выше его, как нравственная личность. Кроме суждений эстетических мы руководимся еще суждениями телеологическими, оцениваем все с точки зрения целей. Теоретический разум объясняет нам все механически, но разум практический рассматривает все механически произведенное, как назначенное для высших целей. С этой точки зрения Кант рассматривает историю, утверждая, что даже борьба и затруднения, в которых оказывался человек, в конце концов содействовали развитию его высших способностей.
В нравственном отношении человек характеризуется независимостию, но в действительности это качество принадлежит человеку лишь в том случае, если бы на самом деле желает и действует разумно, т. Нравственный закон, по Канту, есть в сущности безусловный разум, ничему не подчиненный и в себе самом имеющий последнее основание. Но, как таковой, безусловный разум не совпадает ни с отдельными единичными стремлениями и наклонностями индивидуумов, ни с суммою их. В таком случае, что же он такое? Этот вопрос естественно направляет мысль к тому, чтобы человеческий разум вывести из высшего принципа, из божественного перворазума и таким образом связать автономию человека с теономиею, его свободу с его зависимостию от Бога. Кант мог бы, идя последовательно, истолковать таким образом нравственность из религии, но Кант не сделал этого. Кант остановился на независимости практического разума, т.
Здесь естественно должен был напрашиваться вопрос, в чем лежит причина той дисгармонии, которая фактически открывается между отдельными человеческими разумными существами и разумом, как таковым, или между действительными желаниями разума и его чистою волей, как она находит себе выражение в нравственном законе? Ответ таков: человек не есть только разумное существо, но он есть еще существо чувственное, и как его теоретический разум весь материал для своего познания должен получить из чувственного мира, так его практический разум — вопреки столь резко утверждаемой его независимости — в конкретных требованиях и действиях опять-таки связан с чувственною стороной человеческой природы. Нравственный закон, как таковой, содержит в себе только форму поведения всеобщая значимость правил ; если он проявляется в действиях, то материал должен быть дан отвне — из чувственного мира, ближайшим образом из чувственных естественных стремлений. Эта реализация всеобщего разума, который возвещает себя индивидуумам, как постулат в нравственном законе, таким образом in соncreto всегда связана с условиями, которые лежать совсем не в разуме, но прямо противоположны ему и находятся в чувственности. Такая чувственность для реализации чистого разума служит необходимым материалом и субстратом и вместе с тем вечным препятствием, которое не позволяет никогда достигнуть дели. Подобно тому, как в локомотиве трение, сопротивление материи служит необходимым субстратом и вместе неизбежным препятствием поступательного движения колес, так в кантовской морали чувственность для разума есть необходимое средство и неизбежное препятствие для его самостоятельной реализации; поэтому независимость разума не есть действительность, но всегда только идеал, задача, постулат, осуществление которого в бесконечном процессе есть вечно werdende и никогда seinde. В практической области происходит, следовательно, то же, что в теоретической: как там бесконечное никогда не есть действительно познанный предмет, но всегда только регулятивный принцип, вечно достигаемый и никогда недостижимый идеал знания, так здесь безусловная независимость есть всегда только задача, идеал для действия; отсюда собственно можно было бы сделать такое заключение, что вообще бесконечное и безусловное не есть реальность, но только осуществляемое или лучше только становление, стремление.
Кант не пошел столь далеко; напротив, обсуждаемое отношение разума и чувственности он сделал исходным пунктом для того, чтобы вывести нравственную веру в Бога и бессмертие. Прежде всего существование нравственного закона утверждает, по Канту, существование свободы. Долг — великое, возвышенное слово. Происхождение долга может быть только в том, что возвышает человека над самим собою, как частию чувственного мира, и что связывает его с порядком вещей чисто интеллектуальных. Началом долга может быть только личность, т. Есть ли хотя один человек, сколько-нибудь честный, который не отказался бы когда-нибудь от лжи хотя бы и безвредной, единственно затем, чтобы не презирать самого себя? Не поддерживается ли человек, пораженный крупным несчастием, сознанием того, что он сохранил в нем свое человеческое достоинство?
О переименовании Калининграда Кто такой Иммануил Кант? А какое, собственно, дело нам до немецкой философии? Мы помним царей и государственных деятелей, чьими именами назывались города. Мы знаем и помним о великих ученых, двигавших нас по пути прогресса. Взять, хотя бы, Циолковского — разве бы смогли мы быть первыми в космосе, если бы в свое время Сергей Королев не познакомился с великим ученым из Калуги? Но, хочу заметить, что философия ничуть не уступает естественным наукам, той же физике, химии и математике во влиянии на наше общество. Стоит вспомнить таких философов, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, чьи философские идеи надолго определили судьбы народов нашей страны и всего мира. Если, конечно, не считать его работу в Юдшене, нынешней Веселовке, в Черняховском районе.
Для тех, кому покажется странным подобное предложение, можно дать пояснение. Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками. И что там физика и география, если он преподавал даже фортификацию и пиротехнику… В 1762 году вступивший на престол Петр III вернул Фридриху II завоевания русской армии, и Восточная Пруссия вышла из состава империи. Заметим вскользь, что для Канта это не обернулось лучшей стороной, но подробности опустим, так как это не относится к теме рассказа. А для его продолжения перелистаем страницы истории вплоть до советского времени. Весьма символично, что булгаковский герой Иван Безродный собирался упечь давно почившего ученого на Соловки после сообщения Воланда о том, что тот «разрушил пять доказательств бытия Бога, а потом, словно в насмешку, создал шестое». Воланд, как и положено мессиру, слегка исказил суть вопроса. В трудах Канта были систематизированы предшествующие выводы философской мысли, сформулированные в теологическом, онтологическом и космологическом постулатах, и дана их критика. Собственно, поэтому он и впал в немилость церкви. А имя ученого, напомним, означает «с нами Бог». Уже посмертно ему приписали еще и нравственное доказательство Божьего бытия: «осознание наших обязанностей в виде божественных заповедей». И это не взирая на то, что сам Кант с присущей ему откровенностью заявлял: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может». Иммануила Канта, конечно же, никто на Соловки не мог послать. Что ж, видимо, не сошелся Воланд во мнениях с «беспокойным стариком» за совместным завтраком уж не в Кенигсберге ли, ведь ученый за его пределы не выезжал никогда? Может, решил тогда отомстить потомкам… Правнучатый племянник философа, Владимир Федорович Фидлер, был одним из авторов проекта и главным инженером строительства Уралмаша.
Кант, Иммануил
Республика есть такое общественное устройство, в котором власть означает господство законов, а последние соответствуют интересам граждан, ибо «чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа» «О поговорке: «может быть, это и верно в теории, но не годится для практики»» там же, с. В вопросе о свободе человека как гражданина внешней свободе в отличие от моральной, внутренней свободы Кант сугубо категоричен: «В самом деле, что касается моей свободы, то даже божественные законы, познаваемые мной только разумом, обязательны для меня лишь постольку, поскольку Я сам мог бы дать на них свое согласие ибо единственно на основе закона свободы, устанавливаемого моим разумом, я составляю себе понятие о божественной воле » К вечному миру. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права, так как они обосновывают необходимость правового строя, гарантирующего гражданские свободы, равенство перед законом и самостоятельность граждан, их право на любой вид законной деятельности, в т. Примечательной особенностью философии истории Канта является то, что в ней придается первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо, будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как и овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы свое существование более достойным, чем существование домашних животных.
Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо; и она хочет раздора» Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Главным направлением культурного прогресса является, по Канту, сближение народов, благодаря которому, вследствие действия того же «механизма природы», будет навсегда покончено с войнами и народы всей планеты объединятся в мирном союзе. К вечному миру. Заключительной частью системы Канта является «Критика способности суждения». Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую размышляющую.
В первом случае речь идет о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено. В данном труде он исследует эту вторую, рефлектирующую способность суждения. Ее основными формами являются телеологические и эстетические суждения. И те, и другие выявляют целесообразность, присущую не только явлениям природы, напр. В действительности, как доказывает Кант, целесообразность не присуща ни предметам природы, ни предметам суждений вкуса; она привносится в природу априорной рефлектирующей способностью суждения, которая не обогащает наших знаний о природе, но способствует их приведению в систему. Необходимость телеологических суждений обусловлена тем, что рассудок оказывается неспособным объяснить естественными причинами наблюдаемые факты целесообразности.
Эстетические суждения, в отличие от телеологических, связаны с удовольствием или неудовольствием, вызываемыми представлением о предметах. Эстетическое удовольствие Кант характеризует как незаинтересованное в том смысле, что оно обусловлено исключительно восприятием прекрасного, к которому не примешиваются какие-либо не связанные с этим восприятием интересы. Незаинтересованность эстетического суждения придает ему объективную значимость, несмотря на его субъективное содержание. Эстетическое суждение не относится к познавательной деятельности и не зависит от нравственного сознания. Идеалом красоты, согласно Канту, может быть только человек. Сочинения: 1. Gesammelte Schriften, hrsg.
Трактаты и письма. Мотрошиловой и Б. Тушлинга, т. Литература: 1. Лекции по истории философии, кн. Фишер К. История новой философии.
Шашкевич П. Теория познания Иммануила Канта. Бородай Ю.
О человеке Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» 1798 год. Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать. Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. От сексуального чувства страсти мутится разум.
Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма [7]. Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. Сочинения в шести томах. Том 1. Том 2. Том 3. Том 4, часть 1. Том 4, часть 2. Том 5. Том 6.
Критика чистого разума. Собрание сочинений в 8 томах.
Между тем заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов в беседе с « Известиями » напомнил, что сам Кант был пруссом, что его отличает от прусских немцев. Кроме того, он принял «присягу российской императрице и до конца своих дней был подданным Российской империи». Несмотря на то, что Кант писал на немецком, отметил Климов, он преподавал полководцу Александру Суворову. Ранее 5-tv.
Вместе они составляют познавательную способность человека. Этика Кант считал, что на поступки людей влияют три вещи: страхи, склонности и долг. Страхи и склонности основаны на природе нашего тела. Мы боимся прыгать с парашютом, потому что тело будет в опасности. Или мы хотим съесть конфету, потому что получим удовольствие. Долг — это то, что мы считаем правильным или неправильным. Каждый человек имеет своё представление о добре, зле и справедливости. Кант считал, что всё это зависит от страхов, склонностей и страстей. Так, мы часто делаем что-то хорошее для других, потому что ожидаем награды и удовлетворения нашего самолюбия. Кант хотел найти такой принцип долга, который не будет зависеть от склонностей и страстей. Так он сформулировал идею категорического императива. Категорический императив — это закон, который гласит: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали все». Кант утверждал, что все преступления нерациональны, потому что человек не готов встать на место жертвы, а действует исходя из своих потребностей. Из этого следует, что только добро является рациональным. Категорический императив является универсальным моральным законом в философии Канта.
Популярные материалы
- В Калининграде заявили, что слова Алиханова о Канте не означают смены отношения к нему
- МБУК "Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система" Краснодарский край
- Великий мыслитель – Иммануил Кант
- «Откреститесь православным крестом от этого вражьего имени»
Кто такой Иммануил Кант?
В этом состоит гуманное направление науки. Каждому человеку нужно иметь особенно устроенный второй глаз: медик нуждается в критике нашего познания природы, юрист — в критике нашего познания права и нравственности, богослов — в критике нашей метафизики, а геометру нужна критика познаний нашего разума вообще. Итак, второй глаз есть ни что иное, как самопознание человеческого разума, без которого у нас не было бы никакого масштаба для измерения величины наших знаний». Раннейшие произведения Канта посвящены естественно — научным проблемам, позднейшие — проблемам моральным. Основные положения философии Канта суть следующие. Мир, который мы знаем, по Канту, не есть мир действительно существующий, а лишь наше представление, образованное воздействием на нас какого-то внешнего X вещи в себе — Ding an sich и нашею познательною природой, сообщившею этому воздействию образ мира сего.
Все, что на нас воздействует отвне, мы представляем в пространстве и времени переживаемые нами душевные состояния мы представляем совершающимися лишь во времени, но не в пространстве. Пространство и время, это — априорные формы чувственности, чистые формы интуиции; они не существуют сами по себе и не даются нам опытом, потому что они суть условие всякого опыта, они преждеопытны [ср. Наши ощущения мы располагаем в пространстве и во времени, но это еще не есть познание. Познание есть результат деятельности рассудка и выражается в суждениях. Нашему рассудку присущи определенные формы суждений, сообразно с которыми мы рассматриваем являющееся нам в пространстве и времени по количеству единичность, множественность, всеобщность , качеству действительность, отрицание, ограничение , отношению обладание и принадлежность — предмет или субстанция и свойство, причина и действие, общность или взаимодействие , модальности возможность, действительность, необходимость.
Наша чувственная природа и наш рассудок и построяют временно-пространственный конечный мир явлений. В изучении явлений наши познавательные способности должны бы иметь единственный и вполне достаточный материал, но наша мысль из ограничивается ими. Кроме имеющихся у нас априорных форм чувственности и априорных форм рассудка, мы владеем еще способностию разума по Канту, рассудок — способность суждений, разум — источник идей. Разум побуждает человека направлять свои исследования все далее, восходить от познанного к непознанному, от действия к причине, побуждая не останавливаться ни на чем конечном и условном. Таким образом то, к познанию чего направляет разум — бесконечное и безусловное, абсолютно непостижимо.
Но человек роковым образом впадает в заблуждение и представляет себе, что та цель, которую ему намечает разум, им достигнута. Вследствие этого заблуждения возникают три идеи, которые разум намечает, как цель, а человек представляет, как факты. Это суть идея души, как последнего основания наших душевных состояний, идея мира, субстрата явлений, идея Бога, как безусловного все обусловливающего. Так мысль создает три объекта, исследование которых создает три мнимые науки — рациональную психологию, рациональную космологию, рациональную теологию — науки о душе, мире и Боге. О душе учат, что она есть личность, что она проста, неделима, бессмертна.
Кант подвергает критике все доводы в защиту этих положении и находит, что они обусловливаются смешением понятий и упущением из виду многих сторон вопроса. Так, бессмертие души доказывают тем, что душа, как непространственная не экстенсивная величина, не может распасться на части у ней нет частей , между тем смерть, разложение состоит именно в распадении на части. Рассуждая так, упускают из виду, что если душа не экстенсивна, то она интенсивна: как и всякая сила, она может иметь большую и меньшую напряженность и может сводиться к 0 как яркость света. Результат психологического анализа Канта не тот, чтобы доказать, что учение рациональной психологии не оснозательно, а только тот, чтобы выяснить, что оно не обосновано и не может быть обосновано. Попытки построить учение о мире, как основанные на незаконном перенесении форм опытного познания к тому, что не дается в опыте, приводят, по Канту, различных мыслителей к совершенно противоположным утверждениям, которые с одной стороны оказываются законными, с другой — совершенно неправильными.
Оказывается, что равно возможно доказывать и опровергать положения: 1 мир конечен и бесконечен; 2 мир состоит из неделимых элементов атомов и в мире все сложно; 3 в мире существуют свободные причины и в мире все совершается по необходимости; 4 в ряду мировых причин есть необходимое существо и в мире все случайно. Таковы, по Канту, четыре космологические антиномии. Для понимания нравственной и религиозной философии Канта существенное значение имеет третья антиномия. Явления мы обсуждаем с точки зрения категории причинности, а затем произвольно закон явлений бытия начинаем считать законом самого бытия. Когда мы действуем по идее долга, руководясь чистою идеей добра, представлением того, что должно быть, — мы имеем, что причиною нашей деятельности является то, что должно быть, но чего еще нет.
Причина лежит в будущем, а действие — в настоящем, будущее предшествует настоящему. Эти противоречия получаются лишь потому, что условия времени прилагаются к тому, что им не подлежит: идея добра не подчинена условиям времени, она имеет вневременный характер. Не подлежит условиям времени и субстрат душевных явлений; поэтому он может быть мыслим свободным. Построения рационального богословия, по Канту, также не обоснованы и произвольны, как построения психологические и космологические. В представление Бога вносят много антропоморфизмов, а самые доказательства бытия Божия обыкновенно утверждаются на смешении понятий или на произвольном расширении оснований.
Но, во-1-х, если бы даже было так, то получилось бы, что мы мыслим всесовершеннейшее существо существующим, а не то еще, что оно существует в действительности; из необходимости мысли не следует необходимость вещи. Во-2-х, существование вовсе не есть признак ни совершенства, ни несовершенства. Космологическое доказательство заключает от условности мира к существованию его безусловной причины. Телеологическое доказательство заключает от целесообразного строя мира к существованию премудрого устроителя — Творца. Но открываемая нами всегда в частных фактах, целесообразность относительна, и если из нее еще что и может быть выведено, то разве существование устроителя и устроителей действующих по целям, а вовсе не то, что это есть не высочайшее существо — всесовершеннейший Бог.
Бытие такого Бога не может быть доказано теоретически; Он есть идеал, достоверность существования которого должен признать разум практический. Чистый разум, по Канту, дает формы, в которые мы заключаем наши познания и принципы, руководясь которыми, мы их приобретаем и расширяем. Но чистый разум не есть весь разум. Есть еще разум практический, который диктует правила нашей воле. Единственно, что можно считать хорошим без ограничения, это — добрая воля.
Но какая воля добрая? Та, которая стремится действовать по долгу, а долг есть обязанность совершить действие из уважения к закону. Нравственный закон, присущий человеку, дает ему приказания, как он должен поступать. Как приказывающий, нравственный закон есть патегорический императив безусловное повеление: см. Когда приказания имеют в виду достижение какой-либо цели, они представляют собою гипотетические императивы.
Приказания, независимые от частных целей, должны быть называемы категорическими. Если мне приказывают: не говори в данном случае того-то и того-то, потому-то и потому-то, это будет гипотетическое приказание т. Если моя воля определяет: я не должен лгать, не должен лгать никогда и ни для каких целей, это будет приказание категорическое. В частных случаях может оказаться, что это правило приведет к кажущемуся вреду, но самоопределение моей воли безусловно и всеобще. Я должен всегда действовать таким образом, чтобы правило моей воли могло быть общим законом.
Вообще я всегда должен поступать не так, чтобы каждый мой отдельный поступок производил добро, но так, чтобы моя воля всегда была доброю. Отсюда получается, что моя воля, самоопределяющая себя к действию, есть сама в себе и цель. Человек, его личность есть цель сама в себе. Другие люди представляют собой то же, что и я. Поэтому практический императив может быть выражен таким образом: действуй так, чтобы признавать человечность как в твоей личности, так и в личности другого целию и чтобы никогда не пользоваться ею, как средством.
Таланты, знания, силы человека можно употреблять для различных целей, как средство, но приспособлять принципы воли, выражающие личность человека, к каким-либо целям нельзя. В нравственной сфере человек автономен. Он подчинен только своему собственному и в то же время всеобщему нравственному закону. Пытались представлять, что человек обязан подчиняться нравственному закону или потому, что этого требует Бог , или потому, что это ведет к собственному благополучию. Мысль, что всякое разумное существо должно считать себя создателем всеобщего законодательства на основании правил своей воли и судьею себя и своих действий, приводит у Канта к республике целей.
Республикою он называет систематическую связь разумных существ, объединенных общими законами.
Для осознания и анализа некоторых вещей феноменов такой подход не годится. Продвигая собственную концепцию, философ желал донести до широких масс, что в жизни индивида существуют такие сферы, перед которыми наука бессильна в принципе. При этом Иммануил признает двенадцать категорий рассудка, разделенных на четыре категории: количественные, качественные, отношения взаимодействия и модальность реальность-нереальность. Заложение основ этики вне религии В своих трудах «Критика практического разума» и «Основах метафизики нравственности» философ закладывает теорию абсолютной морали и этики. Тут все достаточно просто — по мнению мэтра, только практический разум способен на осознанно-моральное поведение. Этика Кант незыблема, прочна и априорна, то есть направлена на то, что должно быть, а не на то, что существует в реальности.
Это философия долга и обязанности. Он вводит понятия категорического императива — правила, нравственного закона, который принуждает к выполнению того или иного действия. В идеале этот принцип должен восходить к самостоятельным побуждениям к моральным поступкам. Чтобы «внедрить» такой императив, Кант предполагает три основных постулата разума. Первый требует полнейшей свободы человеческой воли, второй принимает условия бессмертия души, а третий — гарантирования выполнения первых двух, то есть существования высшего разума — Бога. Философ считал, что религия и мораль понятия тождественные и совершенно неразделимые. Видение прав и свобод народа и государства Философия Канта, его мировоззрение и понимание основ бытия и морали не могли оставить в стороне государственные и правовые вопросы.
В своем учении он старательно развил идеи, высказываемые еще французскими просветителями. Он считал, что либеральные законы способны сделать государство правовым. Причем право сильного по его мнению — это путь в никуда, а должно соблюдаться полное равноправие. На этой базе он выводит идею установления «вечного мира». Эстетичность в учениях и гуманизм в трудах Канта В критических трудах философа четко прослеживается учение о целесообразности. Он разделяет ее на объективную теологию и субъективную эстетика. Если с первым вопросом и так все понятно, речь о чистом вселенском разуме Боге , то со второй не все так просто.
Эстетические идеи Канта могут быть прекрасными и возвышенными. Тут же у него возникают антиномии — противоречия при осмыслении объекта или субъекта. К примеру, возвышенное — шторм, он прекрасен по своей сути, но может оказаться разрушительным и опасным для слабого человека. Эти рассуждения приводят к высшему эстетическому наслаждению — гениальности, то есть способности к воплощению в объективной реальности эстетических идей. Среди великих мировых философов Кант выделяется, как один из последователей крайнего гуманизма, который был четко ориентирован на конкретного человека и общество в целом. Большое влияние на формирование подобных идей оказал французский ученый и писатель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо. Однако, в отличие от него, Иммануил не ставит во главу угла чувства, а лишь разум и рассудок.
Личная жизнь теоретика удовольствий Бытует мнение, что Кант всячески избегал общения с противоположным полом. По его словам, единственной любовью для него была метафизика. Однако на самом деле, это не совсем правда. Семейная жизнь его, в общепринятом понимании, действительно не сложилась, и он никогда не был женат.
Платон и Сократ не ответили на этот вопрос. И тут на сцену и на помощь нам выходит Иммануил Кант Иммануил Кант Иммануил Кант - настоящая жемчужина в короне философии объективного идеализма. Именно он логически проанализировал и свёл различные отдельные мнения о добродетели а также отдельные добродетельные поступки в единый категорический императив. Вся гениальность Канта заключается в до ужаса простой, но вместе с тем великолепной максиме: Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Рассмотрим этот принцип на конкретных примерах, который поможет нам уловить его полезность в реальной жизни. Ситуация номер 1 Вы пригласили девушку из tinder на свидание и хотите с ней познакомиться. Она хочет пойти с вами в ресторан, потому что хочет попробовать в нём новые блюда. При этом ни вы не знаете толком её, ни она вас. Вы предлагаете для начала просто посидеть в кафе и поговорить друг с другом. Девушка говорит что ей это не интересно. Всё, с этого момента вы уже видите что эта девушка является абсолютно аморальным человеком по своим поступкам и убеждениям и поэтому можете завершать знакомство: сэкономите кучу сил, денег и энергии. Потому что вы являетесь для неё не целью, а средством.
Вы не интересуете её как личность. Вы ей интересны только потому, что оплатите ей счёт. То есть она использует вас как средство для того, чтобы попробовать за вас счёт блюдо в ресторане. А использовать человека как средство, как мы помним по Канту, аморально. Следовательно перед вами аморальный человек. Причём здесь нет никаких полутонов.
Сохранились два письма, адресованные Канту, причём с орфографическими ошибками. Приведём здесь первое из них: «Дорогой друг Вас не удивляет, что я осмеливаюсь писать Вам великому философу? Я заявляю претензии на Ваше общиство завтра пополудни.
Да, Да приду, слышу я ваши слова, ну Хорашо, мы ожидаем вас, тогда будут заведены и мои часы…» См. Калининград, 1995. Чуть позже Кант действительно получил в подарок ленту к шпаге с ножнами, от которой отказался, как считает Ф. Гаузе, с началом Французской революции. Фраза о «заведённых часах» многими биографами оценивается как намёк на интимные отношения, но вряд ли стоит так открыто говорить: общение с таким знаменитым и уважаемым человеком как Кант могло притягивать многих людей с тем, чтобы оказаться в его кругу и тем самым повысить собственный авторитет. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. Рисунок графини Кайзерлинг Миф шестой: Кант был чужд искусствам В декабре 1758 г.
Кант выставил свою кандидатуру. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Ф. Бука и Канта. Будучи подданным Российской империи, Кант в соответствии с принятой процедурой должен был обратиться к императрице Елизавете Петровне с просьбой о профессуре. Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бук, который был старше по возрасту и имел больший преподавательский стаж. Канту же только в 1764 году министерством юстиции был предложен пост профессора поэзии и красноречия, случилось это, как ни парадоксально, после смерти Бука. Кант вежливо отказался, и этот отказ был оценён. Философ получил специальный рескрипт от короля о том, что при первой же возможности умелого доцента Канта готовы выдвинуть на освободившуюся должность.
Эта возможность представилась Канту в 1765 году: помня обещание министерства, Кант приступил к должности помощника библиотекаря в Королевском замке. Эта работа не требовала больших усилий и предоставляла Канту дальше преподавать и заниматься исследовательской деятельностью. Но увлечение поэзией Кант не оставил.