Новости кто такой иерей в православной церкви

Священник это служитель в храме Церкви, имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. В этой статье мы рассмотрим роль и обязанности иерея в православной церкви, а также его значение для верующих. священник в православной церкви. Завершая беседу, я бы хотел через РИА Новости передать нашим бойцам и военным священникам на передовой благословение, а также заверить в молитвах всей Русской Православной Церкви.

Степени священства

Священники Фото: Aif. Именно среди них выделяют черное и белое духовенство. Белое духовенство Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания: протопресвитер — это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги. Черное духовенство Представители черного духовенства имеют звания: архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея. Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году. Архиепископ греч.

Архиерей греч. Лицо высшей третьей степени священства:епископ, архиепископ, митрополит, патриарх. Архимандрит греч. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен вархиереи. Батюшка — традиционное для православной Руси именование священника. Читайте также: Дистанционные богословcкие курсы "Суть Православной веры" Благословение — осенение кого-либо крестным знамением.

Особого различия в этих двух чинах нет — они оба означают старшего священника, только протопресвитер служит в патриаршем храме, а не в обычном. Протоиерей же — это звание более высокое, нежели простой иерей, но более низкое, нежели протопресвитер. В древние времена использовалось понятие «протопоп», но сегодня оно вышло из церковного обихода, а само слово «поп» носит негативную окраску и может даже расцениваться как оскорбительное. Протоиерей, помимо своего священнического служения, также несет труды по настоятельству храма. Что касается митры, то она является атрибутом высших чинов черного духовенства. Но в качестве награды за какие-либо заслуги перед Церковью правом ношения митры могут наградить и протоиерея. В переводе на русский язык митра обозначает не что иное, как головную повязку. Символически она соотносится с терновым венцом Христа, который надели Ему на голову с издевкой, предполагая мнимое царствование. В то же время митра является прообразом настоящей короны, как свидетельство о реальности Царства Божьего. Также митра знаменует царские венцы, которыми будут увенчаны головы праведников, наследовавших жизнь в раю. В древности же митра была атрибутом императорской власти, а позже перешла и к иерархам церковным. Уже с 17 века практически все православные архиереи носили митру, как знак величия. Сегодня право ношения митры есть у православных архимандритов, архиереев и священников из белого духовенства, которых наградили этим знаком отличия. Внешний вид короны-митры может отличаться, но, как правило, на ней сверху присутствует небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Богородицы Внешний вид короны-митры может отличаться, но, как правило, на ней сверху присутствует небольшой крест, а по бокам изображены лики Господа и Пресвятой Богородицы. Хиротония и хиротесия возложение рук — в чем разница Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения, то есть церковнослужителей: чтеца, алтарника, иподиакона. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией. Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии обычноперед ней и не в алтаре, а в храме;это не Таинство и она не дает благодати священства. Для поставления в церковнослужителя достаточно благословения и руковозложенияепископа. Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно. Благодать Святого Духа для служения Церкви Священство является особым призванием, благодать Духа Святогодаруется в первую очередь дляслужения ближним, Богу, а потом и длясвоегоспасения. Преподобный Силуан Афонский говорил освященстве, как овысшем достоинстве: «… священники носят в себе столь великую благодать, Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…». Поэтому мы должны с большим благоговением и почитанием относится к священнику, как к носителю Божией благодати. Обязательно ли диакону становиться священником? Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником , диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает. Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами. Епископы Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе. В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства. Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами. Патриарх Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий». При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа. Митрополит Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией. В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица — приход. Митрополит — это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги. Архиепископ В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему. В настоящее время в РПЦ архиепископ — почетный сан, предшествующий митрополиту. Епископ Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным.

В этот день также послабляется Великий пост, разрешается употребление рыбы. В нашем регионе пальмы не растут, поэтому традиционно используют ветви вербы. Это связано с тем, что верба одна из первых после зимы оживает, распускает почки, как бы символически побуждая нас очнутся от духовной спячки, приготовиться и достойно встретить воскресшего Христа.

Протопресвитер — титул настоятеля патриаршего храма, таких священников поэтому немного — только те, кто в разное время занимал соответствующую должность. Протоиерей — это старший священник, выше него в белом духовенстве только протопресвитер Но вернёмся к протоиерею. В древности ему соответствовало ещё одно звание — протопоп. Но так больше не называют. Ещё иногда употребляют слово «первосвященник». Титул протоиерея известен с Киевской Руси. Кто может быть рукоположен Хиротонияосуществляется от низших степеней к высшим. О срокахслужения на каждой из степеней в канонах ничего не сказано. Священство в диакона совершается из иподиакона, в иерея — из диакона, в епископа — из архимандрита. Иногдарукополагаемыйв диаконаможет на одной литургии сначала посвятиться в иподиакона, а потом в диакона. Чтобы стать епископом,священнослужитель должен пройти все ступени в иерархии духовенства. По традиции Православной церкви,епископутверждается из числа монашествующих. Изначально епископы в церкви были женатыми, но совсем скоро предпочтение стало отдаваться неженатым кандидатам, потому как служение на благо людям и церкви требует усиленной отдачи от священнослужителя. Сейчас безбрачие— непременноетребование. Представитель белого духовенства имеющийправо на брак также может встать на высшую степень священства, если отречётся от мирской жизни. При условии, что супруга поддерживает мужа и готова уйти в монахини. Овдовевшие священники также могут стать монахами и епископами, так как они не имеют права вступать в брак ещё раз, оставаясь при этом в сане. В первые две степени священства допускаются как женатые, так и монахи. Однако принять решение о вступлении в брак нужно до вступления в сан. Священнослужителем может стать только мужчина: Достигнув возраста — 18-3 лет. Семейное положение — холост или состоящий в первом браке. С законченным средним образованием. Без психических и физических отклонений не должен быть слепым, глухим, немым, у него должны быть все пальцы на правой руке, для благословления, не должен страдать эпилепсией. С наличием рекомендаций от православного священника. Также у Церкви строгие требования к супруге будущего священника, которую он должен выбрать на последнем курсе семинарии. Будущая матушка должна быть православной, не иметь блудных связей до брака, следовать за батюшкой по долгу его службы, соответственно одеваться, часто бывать на службах, она должна быть примером христианки для прихожан. Тоже касается и детей священнослужителя. Что значит «диакон» Диакон — это помощник священника или архиерея. Сам он Таинства не совершает, но участвует в них. В переводе с греческого языка «диакон» означает «служитель». В функции диакона входит оказание помощи архиерею или иерею во время совершения Церковных Таинств. Своей службой диакон украшает и дополняет совершаемое священником богослужение. Но его служение не является обязательным, иерей может совершать службу один. К диакону принято обращаться по имени и отчеству без добавления слова «отец» или с указанием сана «отец диакон». Архидиакон — это диакон, который служит при архиерее епископе. Иерей — что это значит В Православии священник может также называться пресвитером с греческого «старейшина, глава общины». С 4 века более частым становится употребление наименования «иерей». В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства. Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом. Православный священник нередко называется «пастырем». Он, как пастух, заботится об «овцах» верующих прихожан , защищая от «волков» искушений дьявольских. В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» Евангелие от Иоанна, 10:11. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще Евангелие от Матфея, 28:19 ; совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание Евангелие от Луки, 22:19 ; учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908. К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка». Требования к кандидату в священство Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет глава XI. Приходы, пункт, 24 , для епископа — старше 30 лет глава X. Епархии, пункт 10. Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия. К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи например, убийство, кражи, блуд. К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством.

Что означают титулы «иерей» и «протоиерей»?

  • Иерей кто это и какую роль он играет в церкви?
  • Беседы о вере и Церкви
  • Предисловие
  • Актуальная аналитика

Разница между иереем и протоиереем

Патриархи православной церкви в мире, список Вся иерархия начинается с церковных служителей, а заканчивается патриархами. Таким образом, иерей является ключевым фигурантом в православной церкви, связующим звеном между богом и людьми, и являющимся руководителем в духовной жизни верующих. священник в православной церкви. Иере́й (греч. ἱερεύς) в Православной церкви ― рукоположённый священник, пресвитер, вторая степень православного священства. Священник (иерей, пресвитер) – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов). иерей это Православный священник готовится к Таинству Крещения.

В чем разница между иереем и протоиереем в православии, отличия

Высшую иерархическую степень составляют епископы, или архиереи — преемники апостолов, имеющие право и благодатную возможность совершать все церковные Таинства и богослужения. На следующей ступени священства стоят пресвитеры, или священники — по своим полномочиям, полученным от епископа, они могут совершать все священнодействия, кроме Таинства священства. Низшую степень священства составляют дьяконы, которые не могут самостоятельно совершать церковные Таинства, но участвуют в священнодействиях, помогая во время богослужений священникам и епископам.

Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор омофор — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади. Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами.

Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест. Посох или жезл — знак епископской власти. Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел. Это означает, что епископ своим учением и своею жизнью должен возвышаться над паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному, подобно орлу, парящему в воздухе.

Протестантское учение о «всеобщем священстве» Православная Церковь неукоснительно соблюдает установленный порядок священнического рукоположения, но в середине ХVI века идеологами протестантской реформации была выдвинута теория о так называемом всеобщем «народном священстве», при самочинном толковании послания св. Петра: Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел 1 Петр. Здесь слова ап. Петра относят к любому желающему «священнодействовать».

Но в православном толковании говорится не о «всеобщем священстве», но о том, что лишь в «избранном роде» и у «людей, взятых в удел» могут совершаться истинные священнодействия, ибо и само служение священническое имеет на себе величественную царскую печать от Царя Небесного. Так, каждый священнослужитель — и избранный Царский воин, и прообраз Самого Царя для Своих пасомых. Наставления свт. Григория Двоеслова к духовным пастырям Пастырь, правящий духовным стадом Христовым, должен быть для него передовым примером во всех делах своих, так чтобы он самой жизнью своей указывал пасомым путь жизни, а словесное стадо его, последуя гласу и делам своего пастыря, поучалось и усовершенствовалось более из примера, нежели из слов его.

Ибо если высота занимаемого им места вызывает на соответственную возвышенность слова, то та же высота требует и высоких подвигов. Притом и самая проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются его примерной жизнью: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером он как бы помогает и участвует в деле. На гору высоку взыди, благовествуяи Сиону, — говорит Господь через пророка Ис. Пастырю, правящему духовным стадом Христовым, надлежит быть разборчивым и в молчании, и в словах, чтобы не говорить о том, о чем следует молчать, и не молчать о том, о чем следует говорить.

Ибо как необдуманная речь может вводить слушателей в заблуждение, так неуместное молчание может оставлять их тоже в заблуждении; тогда как и в том, и в другом случае, при благоразумной разборчивости руководящего пастыря, они могли бы избавиться от этого. А между тем часто случается, что неблагоразумные и непредусмотрительные пастыри из опасения потерять благоволение у своих пасомых боятся и не решаются свободно высказывать истину; но это уже не пастыри добрые, которые душу свою полагают за овца, по словам самой Истины, а наемники, которые как бы бегают при виде волка грядуща, когда укрываются под предлогом молчания ср.

Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы трикирий, рипиды. Церковные саны православной церкви Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями.

Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего. Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе.

Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается. Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение.

Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15—20 лет. Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях. Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец».

В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями: совершать богослужения и другие таинства; нести учение людям; проводить причащение. Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой. Этот сан дается в награду за какие-то заслуги.

Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев. Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве.

Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью. Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет. Черное духовенство К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон". Это человек, который является священником.

Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию наделение человека правом совершать таинства. Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря.

При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения. Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой.

Богослужение Агнец слав. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником или архиереем во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба.

Оставшиеся части просфоры называются антидором. Агнцем символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесенным в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха. Акафист греч. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо святого. Состоит из 25 строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением кроме начального кондака акафиста, остальные завершаются возгласом «Аллилуйя». Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит 12 приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому.

Аксиос греч. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного. Аллилуйя греч. Аминь греч. Вошло в христианское богослужение без перевода. Обычно — завершающая формула в молитвах и псалмах, призванная подтверждать истинность произнесенных слов. Антидор греч. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в богослужении.

Артос греч. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь. Благодарственные молитвы — пять молитв, читаемых верующими после причащения. Вечерня — богослужение суточного цикла, совершаемое вечером, один из двух «великих» наряду с утреней часов, восходящее к библейскому обряду вечернего возжигания светильника. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, предваряет всенощное бдение. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней, либо в соединении с утреней в составе всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников.

Повседневная вечерня служится в будние дни. Водоосвящение — освящение воды, совершаемое священником или архиереем троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления Крещения , малое — в дни храмовых и некоторых других праздников Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др. Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни. Глас — в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны.

Восемь гласов составляют т. Дары святые — хлеб частицы просфоры и вино в таинстве Евхаристии, после пресуществления их в Тело и Кровь Христовы. Вкушение или принятие Св. Даров составляет таинство причащения. Евангелист — автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются апостол Матфей, апостол Марк, апостол Лука и апостол Иоанн. Евхаристический канон — главная часть Литургии, во время которой совершается преосуществление Святых Даров. В настоящее время в Православной Церкви используются евхаристические каноны Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв канон Литургии Василия Великого более продолжительный.

Евхаристия греч. По учению Православной Церкви при совершении таинства Евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на Литургии во время евхаристического канона. Ектения греч. Ектения произносится диаконом или священником, после каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная около десяти прошений , малая — из одного прошения, сугубая т. Елеопомазание — помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, б над крещаемыми перед крещением.

Елеосвящение соборование — таинство Православной церкви, совершаемое над больными. Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими священниками отсюда др. Заамвонная молитва — читается священником или архиереем в конце Литургии, стоя лицом к алтарю, перед амвоном. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: молитва Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого «Благословляй благословящие Тя…» , содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др. Зачало — принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала — от 10 до 50 стихов. Интронизация — торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на Патриаршую кафедру.

Интронизация совершается во время Литургии с облачением новоизбранного Патриарха в патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха. Ирмос греч. Канон греч. Входит в состав богослужений. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 4—6 тропарей в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр. Андрея Критского — до 30. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. Кафизма греч.

Псалтирь разделена на 20 кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно которому, Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время Великого поста — дважды за неделю. Катавасия греч. Название происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для совместного пения этого песнопения. Литургия греч. В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV веке переработана соответственно св.

Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона — литургия Василия Великого более продолжительна. Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Вход Господень в Иерусалим и Благовещение если на Благовещение не попадают дни, когда совершается литургия Василия Великого. Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого — 1 января ст. Литургия Преждеосвященных Даров — литургия, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде преждеосвященные. Совершается во время Великого поста в будние дни.

Молитва Господня — главная христианская молитва «Отче наш, иже еси на небесах», которой Иисус Христос научил апостолов в ответ на их просьбу научить их молиться. Молитва Ефрема Сирина — покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», читаемая на богослужениях суточного круга в течение Великого поста до Великой среды Страстной седмицы.

Таинство Священства (Рукоположение)

В Русской православной церкви иерей может стать протоиереем через пять лет (не ранее) после того, как он награжден наперсным крестом (носимым поверх одежды). Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом. Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством. Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране.

Церковная иерархия в православии: белое и чёрное духовенство

И если вы даже очень далеки от понимания иерархии в православной церкви, то невольно обратите внимание на то, что каждый служитель обладает своим чином. На это указывает разный цвет одежды, головного убора священнослужителя, наличие у него украшений с драгоценными камнями или более сдержанных изделий. Все чины в православии разделены на 2 группы: Белое духовенство — речь идёт о тех служителях, кому позволено создавать семью, обзаводиться потомством. Чёрное духовенство — монахи, полностью отказавшиеся ото всех прелестей обычной жизни. А теперь предлагаю рассмотреть обе категории более детально. Белое духовенство Ещё в Ветхом Завете в Библии сохранилась информация о том, что в древности были специальные люди, служившие Богу и церкви.

По Писанию считается, что до рождения Иисуса Христа их назначил пророк Моисей. Современная иерархия церковных чинов имеет отсылки именно к ним. По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение "Православный календарь" для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 доступно на Android Кто же входит в категорию белого духовенства?

Алтарники иначе послушники Алтарники не являются священнослужителями. Это люди, которые оказывают помощь священникам в храме: следят за тем, чтобы вовремя зажигались все свечи и лампадки, контролируют их безопасность; готовят одежду и прочую атрибутику священнику; готовят кадило, разжигают огонь в нём; вовремя подносят просфоры, вино и прочие составляющие церковного служения; подают полотенца для обтирания губ верующих при таинстве евхаристии; наводят порядок в церкви. А если возникает такая надобность, то алтарник может позвонить в колокол, прочесть молитву. Однако, ему запрещено прикасаться к престолу, проходить к алтарю от Царских врат. Послушника легко узнать по обыкновенной одежде, на которую набрасывается стихарь.

Псаломщики или чтецы Чтецов также не причисляют к священникам. Их обязанность заключается в чтении молебнов, слов из Библии и их пояснении обычным людям в особенности, детям. Если псаломщик исполнительно выполняет свои обязанности, то может быть посвящён в иподиаконы. Чтецам позволено надевать скуфью шапочка из бархата и подрясник. Иподиаконы Люди без церковного сана, которым разрешается носить орарь и стихарь.

По возвращении евреев из плена Храм был «восстановлен» ок. Храм был разрушен римлянами. Так, например, в указанном выше фрагменте книги Деяний апостольских в церковнославянском тексте сказано «Жрец же диев, сущаго пред градом их, приведе юнцы и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети» Деян. Тем самым подчеркивается, что священническое достоинство Христа превосходит достоинство ветхозаветного священства. Причем, если священники Иерусалимского храма должны совершать жертвоприношения многократно, и при этом, будучи сами грешными людьми, приносить эти жертвы сначала о своих грехах, а потом о грехах народа, то Христос, будучи безгрешным, Свою Жертву за грехи людей приносит единожды. Последующие христианские авторы восприняли эту традицию именования Христа Священником иили Первосвященником: уже св.

В истории Христианской Церкви Большинство совр. Рукоположение осуществляется в соответствии с принципом апостольского преемства. Современное словоупотребление В современной практике на русском языке иереями в узком смысле называют пресвитеров Православной Церкви. Несмотря на то, что представителей духовенства неправославных христианских общин, в которых, как думают некоторые, сохранилось апостольское преемство, именуют священниками в широком смысле , или священниками наряду с диаконами или епископами в узком смысле , именование «иереи» в современном словоупотреблении для их обозначения использовать не принято.

Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются.

Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению. Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки Деян. Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом. Внутреннюю сторону Таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа.

Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в Таинстве. Установление Таинства Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли Деян. Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств. Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства. Возложение рук апостола в послеапостольский период — епископа на главу ставленника.

Соборная молитва. Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Степени церковной иерархии Клир греч. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник.

Сейчас в обязанности алтарника входит: 1 возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения; 2 подготовка облачения для священников и дьяконов; 3 подготовка просфор, вина, воды и ладана; 4 разжигание угля и подготовка кадила; 5 помощь дьякону во время Причащения мирян; 6 необходимая помощь священнику при совершении Таинств и треб; 7 содержание в чистоте алтаря; 8 чтение во время богослужения; 9 колокольный звон до и во время богослужений. Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители нынешние алтарники делились на несколько групп, имевших определенные обязанности: 1 иподьяконы в древней Церкви — субдьяконы ; 2 чтецы псаломщики ; 3 пономари; 4 певцы канонархи церковного хора. Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное Неем.

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов лекторов сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви — как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор греч. Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.

Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц.

Народ встретил его, размахивая пальмовыми ветвями и крича «Осанна! Это событие предвещало начало Страстной недели, ведущей к распятию и Воскресению Христа. В православной традиции этот день отмечается освящением ветвей вербы, символизирующих пальмовые ветви, которыми устилали путь перед Господом во время его въезда в Иерусалим.

Дмитрий Березин. О работе священника и прихожанах

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви. Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения. В Ветхозаветной Церкви совершенно ясно было, что главное дело священника — это храмовое богослужение и жертвоприношение. В Русской Православной Церкви сан архидиакона также дается старшему диакону, не обязательно монашествующему, который служит при Патриархе. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. В чем отличие иерея и протоиерея в православных или католических церквях. Иерей, то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте.

Таинство священства или коротко о том, кто может стать православным священником

Наконец, именно архиерей совершает таинство священства, рукополагая сначала в дьяконов, а потом и в иереев новых кандидатов. В православной церкви это наименьший сан священника. это обращение к священникам и дьяконам в некоторых церквях, особенно в католической и православной; оно также популярно в некоторых частях англиканской традиции. В Ветхозаветной Церкви совершенно ясно было, что главное дело священника — это храмовое богослужение и жертвоприношение. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.).

Иерей – кто это в православии?

Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями. В обязанности алтарника может входить: замена иконы праздника в храме; возжигание лампад в алтаре и на иконостасе; при необходимости — чтение на богослужении; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; подготовка кадила; подготовка облачения священников и диаконов; подавание плата для отирания уст во время причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; функции звонаря; уборка в алтаре. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству. Апостол греч. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиакон — старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения.

В Русской Православной Церкви архидиакон, служащий при Патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ греч. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу «митрополит».

Архиерей греч. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей кроме викариев управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора 680—681 гг. Архимандрит — монашеский чин.

В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Благочиние — часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным — священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния. Викарий лат. Духовенство — священнослужители. Различается белое немонашествующее и черное монашествующее духовенство.

Диакон греч. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Епископ греч. Первоначально слово «епископ» обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения в таком смысле оно употребляется в посланиях св.

Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». Затворник — монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении — в затворе. Игумен греч. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству соответствует протоиерею в белом духовенстве и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Иерей греч. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иеродиакон — монах в сане диакона. Иеромонах — монах в сане иерея. Инок слав. Инокиня — монахиня.

Иподиакон — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподиакона — стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Канонарх греч. Клир греч. Каждый храм имеет свой клир — совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.

Местоблюститель, Патриарший Местоблюститель также Местоблюститель Патриаршего Престола — епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви. Митрополит греч. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук. Наместник монастыря — духовное лицо, игумен или архимандрит , поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

Настоятель — старшее по административной власти духовное лицо в монастыре или храме. Настоятелем мужского монастыря является архиерей, в чьей епархии расположен монастырь, или Патриарх, помимо епархиального архиерея. Настоятельницей женского монастыря является игуменья. Патриарх греч. Патриарх избирается Поместным Собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г.

Халкидон, Малая Азия. На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 г. Пономарь искаж. Иначе — параэклизиарх или алтарник. В обязанности пономаря входит прислуживание при богослужении в алтаре. Пресвитер греч.

В России в большинстве церковных документов и в общеупотребительном обиходе используются слова «священник» или «иерей». Рясофор рясофорный монах греч. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. Священник — священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером.

Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. Священнослужители — лица, имеющие благодать совершать таинства архиереи и священники или непосредственно участвовать в их совершении диаконы. Делятся на три последовательные степени: диаконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение. Схимонах — монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в.

Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. Церковнослужители — вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении — алтарники, чтецы, певцы, канонархи и т. Поставляются через посвящение. Экзарх греч. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху.

Экзарх подчинен центральной церковной власти — Патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Устройство храма Алтарь лат.

Епископа поставляет собор епископов т. Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Звание может быть получено через 5 лет после получения наперсного креста ношение на одежде , через 10 лет после службы священником, после назначения на руководящую должность в церкви или после 25 лет службы священником. Читайте также: Голгофа сейчас Отличие между иереем и протоиереем Архиереи занимают должность настоятеля храма, прихожане обращаются к ним: «Ваш преподобный». Подарок епископу.

Степень священника ниже, обращение к нему другое, принято обращаться к «вашему преподобному». Разница между ними в том, что протоиерей может претендовать на более высокую должность, как правило, это более опытный и старший священник. Есть ли схожие черты Священники принадлежат к белому духовенству, могут иметь семью и детей. Оба могут быть названы «священниками» или названы по имени, например «Отец Алексий».

При обращении используйте старославянское звучание имени.

При получении соответствующего благословения архиерея, иподиаконы получают возможность прикасаться к престолу, заходить в алтарь через Царские врата. Стандартная обязанность иподиакона заключается в оказании помощи священнику в проведении службы омывание его рук на богослужении, подача необходимых атрибутов. Церковная иерархия в православии схема предлагается к ознакомлению ниже Иерархия в церкви: священные чины Никто из перечисленных выше категорий не считается служителем церкви. Речь идёт об обычных людях, желающих стать ближе к Богу и помогать храму. Батюшка решает, могут ли они быть приняты на свою должность. А теперь поговорим о тех санах, которые относятся к священнослужителям. Диаконы служители Их задача — оказывать помощь в церковном служении священнику, в основном — читать Евангелие. Но сами они не могут вести богослужение или представлять церковь в социуме.

В современном мире должность диакона становится всё менее востребованной, поэтому их количество в храмах уменьшается. Протодиаконы Выступают самыми главными дьяконами в храме или соборе. Протодиаконы носят орарь, на котором написаны слова «Свят! Сегодня, чтобы получить данный сан, диакону придётся отслужить при храме от 15 до 20 лет. Также ему необходимо обладать певчим голосом, знать наизусть много молитв, псалмов, ведь он будет петь на церковных служениях. Иереи Иерей — кто это в православии? Это представитель самого низкого сана священника. У иерея есть такие полномочия: совершения богослужений и прочих таинств; донесение людям информации из Библии; проведение таинства причастия. При этом иереи не освящают антиминсы, не проводят таинства рукоположения священства.

А клобук на их голове заменён камилавкой. Протоиереи Чтобы получить такой сан, нужно совершить какие-то заслуги перед церковью. Протоиерей — это самый главный среди иереев, а также это настоятель прихода. На священные таинства протоиереи облачаются в ризу с епитрахилем.

Священство

В православной церкви это наименьший сан священника. Они объясняют православному человеку, что иерей — это священник, который имеет низший ранг от второй степени православной веры. Иерей ‑ младший православный священник. Белые иереи, как и монашествующие священники, выполняют все таинства, кроме рукоположения. — освящать храмы (священник тоже может освящать храм, но только по благословению епископа). На вопрос: «иерей — кто это в православии?» можно ответить: священник, который наделен правом совершать шесть церковных таинств — Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристию, Венчание, Елеосвящение. Но вот храм есть и у прихода есть настоятель — священник, который всем руководит: и людьми, и хозяйством.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий