Почему Россия свернула не туда и что с этим делать. те, кто с печатной продукцией не работал, ввели ее, а кто начал сокращать ассортимент - восстановили его, рассказал РИА Новости статс-секретарь - замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. Новости всех промышленных отраслей России.
Экономика и бизнес
Новости экономики сегодня. Мировая и российская экономика, финансы и бизнес, эксклюзивные материалы и мнения экспертов. Плохие новости в том, что в 90-е доверие в обществе росло, Россия была на эмоциональном подъеме, мы открывались миру. Самые важные и актуальные новости экономики в журнале Эксперт.
Новости экономика
Что ждет экономику РФ в 2023-м. – Вообще как происходит интеграция экономик новых территорий в систему РФ? – Статистических данных по новым территориям нет в открытом доступе, поэтому проследить за интеграцией на серьезном аналитическом уровне достаточно сложно. Риски перегрева экономики России: новости к утру 18 апреля.
Обсуждение (3)
- Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
- Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков
- Рекомендованные новости
- Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику
- «Извините, Центральный банк опять о рисках»
- 27 апреля 2024
Пенсия.PRO
В прогнозе ЦБ приведены средние значения, рассчитанные на основе заявленных в источнике диапазонов. При этом цены на продовольствие в стране растут быстрее, чем на прочие товары. Это делает инфляцию наиболее болезненной для самых малообеспеченных слоев населения, которые тратят на еду значительную часть семейного бюджета. По мнению ведомства, основным драйвером снижения станет расширение объемов предложения товаров и услуг, которое должно удовлетворить внутренний спрос — как потребительский, так и инвестиционный.
Но нас продолжают беспокоить ценовые ожидания.
У предприятий они остаются на высоком уровне, у граждан немного снизились, но все равно выше ноября. Будем принимать наши решения исходя из анализа всех данных». Эксперты считают , что цикл снижения начнется не раньше апреля. Аналитики ВЭБ также не видят возможности для снижения ставки в первом квартале.
Один из неотъемлемых атрибутов всех вариантов СДТ — идея о предоставлении гарантированной занятости в общественном секторе, что также служит инструментом регулирования роста цен. Согласно теории, это помогает бороться с некоторыми проявлениями инфляции, связанными с чрезмерным повышением номинальных зарплат, отметил эксперт объединения экономистов «Новый курс» New Deal Даниил Григорьев. В России такой механизм никем не предусматривается даже гипотетически, подчеркнул он. Все гораздо проще: современная мейнстримная экономическая наука говорит о том, что долгосрочный структурный, потенциальный темп роста экономики зависит только от совокупного предложения — от того, сколько физически экономика может производить товаров и услуг, полагает он. Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением. Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», — резюмировал эксперт. В чем нестыковки Переориентация экономики на внутренний спрос — ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин. Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность. Процесс дезинтеграции может вызвать огромное количество побочных непредсказуемых эффектов из-за большого количества переменных, влияющих на такие процессы, прогнозирует он. Но так как нынешнюю динамику не остановить, направление ресурсов на внутреннее развитие является единственным правильным шагом, уверен он. Разговоры о переходе к экономике, ориентированной на внутренний спрос, выглядят странно на фоне низких относительно мировых стандартов уровней МРОТа и пенсий, считает Григорьев. Говорит сама за себя и текущая ситуация с нехваткой кадров: для предприятий это не является веским аргументом для существенного поднятия зарплат, обратил он внимание. Модель роста России была связана с экспансией именно на внешних рынках и каким образом страна перейдет к новой модели, основанной на спросе внутреннем, пока остается непонятным, рассуждает экономист. Более того, в России понятие дефицитных кадров часто является эвфемизмом, замечает Григорьев. Кадры скорее есть, но их нельзя дешево купить, а вариант масштабного повышения зарплат даже не рассматривается, поскольку воспринимается как нечто на уровне фантазии из разряда «запуска печатного станка», иронизирует он. Эксперты ЦБ в «росте зарплат, опережающем рост производительности труда» также видят инфляционную угрозу, с которой готовы бороться ужесточением ДКП, напомнил он. Самый сложный вопрос — курс рубля, считает Тунев. Пока мы не научимся его стабилизировать и не сократим вечный отток капитала в невиданных для других стран размерах, трудно что-то сделать и с инфляцией, и с внутренним предложением, говорит экономист. Как стабилизировать и какой курс нужен — проблема, которая не имеет ни решения, ни понимания в экономическом блоке, уверен он.
Наконец, верный индикатор — повышение темпов рождаемости. Все это, я помню — было у нас в начале-середине 2000-х. Вот увижу все это, реально поверю, что народ стал жить лучше. Теперь вопрос — за счет чего можем получить вот это все, вышеперечисленное? Только лишь за счет роста госрасходов? Да на них, пардон, далеко не уедешь. Государство не может бесконечно увеличивать свои расходы. Да и как мы все прекрасно понимаем, повышение расходов государства — это прямая дорога в инфляционную петлю. Какой выход? Структурные реформы экономики. Пойдут они — скажу, что появилась реальная долгосрочная причина для того, чтобы народ жил лучше и, главное, чтобы поменялся тренд на огосударствление всего сущего.
Пенсия.PRO
Но бьют и по нему. Большинство ударов в последнее время — натовским 155-мм калибром, кассетными боеприпасами. В общем, находясь в Донецке, можно наблюдать затянувшееся военное преступление киевского режима, а заодно и западных «партнёров», снабжающих ВСУ оружием, запрещённым во многих странах. По личным наблюдениям, в Донецке осталась примерно треть жителей. Об этом можно судить по свету в окнах, оценивая число квартир и частных домов, где остались люди. Но те, кто остались — пофигисты и самураи.
Эти люди устали бояться, и равнодушно реагируют на обстрелы. На улице не мало мамочек с колясками, просто детей. В Донбассе много строят. Оправданно ли это, учитывая близость фронта? В Мариуполе — да, а в Донецке жилищным строительством особо не позанимаешься.
В том виде, в каком это происходит — безусловно оправданно. Донбасс должен видеть, что его не бросает Большая Россия как здесь называют старые земли РФ, до изменения границ в 2022 г. Но в полной мере восстанавливать и развивать города, которые находятся под огнем неприятеля, а это не только Донецк, но также, например, Горловка, — не получится. Россия должна суметь разбить противника, обстреливающего мирные кварталы, иначе никак. Не на что опираться.
По личным наблюдениям, интеграция идет средними темпами — не мгновенно. Так, в ДНР еще не пришли российские банки, не пришли российские операторы связи, даже продуктовые магазины сугубо местные. И это неправильно — почему нельзя дать работу местным мужикам?
Летом дописал докторскую диссертацию, хотя и в черновом варианте. Тема — «Концептуальное развитие обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобальной неопределённости». Экономика сейчас в некоторой лихорадке. Что скажете по поводу ситуации с рублём? Чем больше Россия экспортирует, тем больше в стране доллара, верно и обратное — при росте импорта в Россию доллар растет в цене.
В апреле, мае, июне прошлого года валютная выручка резко росла из-за беспрецедентных цен на газ: доходило до 3 тысяч долларов за одну тысячу кубов, сейчас же она во многие разы меньше. Как считаете, это поможет уравновесить качели? Скажем, надо не уговаривать компании продавать валютную выручку российскому государству, а, прежде всего, железной рукой потрясти их на предмет нахождения всех объемов этой выручки. Выявив все объёмы долларов и евро, которые хранят акулы российского капитала на иностранных счетах. Обнаружится, что валютной выручки в разы больше, а значит путём её продажи можно укрепить рубль куда сильнее. Но такой подход встречает большое сопротивление олигархата и чиновничества, сидящего на нефтегазовых потоках. Российская экономика — традиционно «серая», и несмотря на разрыв с Западом, воротилы бизнеса отнюдь не спешат отказываться от практики «зарабатываю здесь, вывожу туда». Лишь усложняются схемы вывоза капитала и список стран, куда утекают деньги.
Киев будет получать все более дальнобойное вооружение, а значит у руководства страны возникнет потребность все дальше вгрызаться в территорию Украины. А вы представляете, как освобождать огромный Харьков? Это будет куда серьезней, чем Мариуполь. Это потребует куда большей концентрации сил — военных, административных, экономических. Можно, конечно, рассчитывать на заморозку СВО, пытаться организовать перемирие. Возможно, на несколько лет конфликт удастся заморозить — он замрет в позиционной фазе.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Перспективы 2024 года Ваш пакет с санкциями мы положим в другой пакет для пакетов. Такого не будет. Сейчас экономика работает по принципу "Минимальной достаточности". Непонятный период и ожидание неопределенности закончились. Экономика медленно и верно начала перестраиваться. Одни отрасли экономики закрываются, но государство создает другие. Многим может не понравится потерять работу или доходы, но правда жизни такова, что есть люди, у которых зарплата выросла. Вы помните начало Covid 19? Как производители медицинских масок и дезинфицирующих жидкостей озолотились? Сейчас происходит то же самое. Строители со всей России, дорожная техника, инженеры были направлены на строительство фортификаций по линии соприкосновения. Были выделены фантастические средства. Некоторые могут сказать, что закопанные деньги. Но суть состоит в том, что это был гос заказ и сотни тысяч человек получили зарплату, которую потратят в магазинах на товары местного производства. Потратили деньги на сферу услуг. Запустили один из витков экономики. Для государства не имеет значения: потратить деньги на строительство больниц или на строительство блиндажей. Звучит кощунственно, но в данном случае стоит вопрос выживания. С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику. Работающая экономика гарантирует поступления налогов в бюджет. Поступления от налогов пускаются на новую государственную программу. Если образуется дыра в бюджете, всегда есть печатный станок. Пока на земле украинской более или менее предсказуемая обстановка, никаких потрясений не предвидится. Контрнаступление Украины До подписания мирного соглашения и начала выплат репараций никаких резких изменений не предвидится. И самое очаровательное во всем этом - золотовалютные резервы и нефтегазовые поступления на это никак не влияют. Выручка и пополнение бюджета из-за границы сократились заметно, но данный момент компенсирован новыми отраслями и государственными заказами внутри страны. Скажу больше - подавляющее число обывателей никогда не видело денег от продажи углеводородов. Все поступления делились задолго до поступления в бюджет между правильными компаниями. Санкции и ограничения сильнее всего ударили по коррупционным схемам с выводом денег в сопредельные страны. Для экономики от данного обстоятельства ни горячо ни холодно. Сможете ли вы при таком уменьшении домашнего бюджета жить дальше или нет - мне неизвестно.
Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику
Самые главные новости экономики в мире и в России. 24 часа в сутки мнения экспертов, финансистов по вопросам политики, общественной жизни, экономики, финансов и недвижимости. Такая экономика – ее часто называют экономикой предложения – предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий. Последние главные новости из рубрики «Новости экономики». Но произошло это за счет того, что внутри экономики, бизнеса, внутри людей нашлись силы, которые позволили сделать то, что сделано», — сказал он. Две вроде бы противоречащие друг другу новости — о рекордном профиците баланса России во внешней торговле и о начале финансирования дефицита федерального бюджета — 2022 из Фонда национального благосостояния — неслучайно совпали по времени и могут быть.
Названа главная проблема экономики России
Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств.
Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики.
Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества. Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели.
В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование.
У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства.
Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития.
Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства.
С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов.
Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос.
Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков.
Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование. Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий.
Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников.
Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда.
Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения. Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения.
Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно. В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран.
При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля. Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал. Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование. Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан. Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны.
У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции. Инициативное бюджетирование. Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив. Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки.
Государственное вмешательство было бы неэффективно. Часть государственных финансовых ресурсов должна быть переведена в муниципальный бюджет на инициативное бюджетирование. Жители территории могут принимать непосредственное участие в распределении средств с помощью инструментов прямой соучаствующей демократии. Категории рабочих мест, создаваемых в рамках программ гарантированной занятости, также могут дополняться и корректироваться в ходе общественных обсуждений. Новые методы борьбы с инфляцией. Основные инфляционные риски в ближайшие 5 лет будут на стороне предложения.
Манипуляция ставкой в таких условиях не является эффективным методом контроля инфляции, а её частые изменения лишь увеличивают неопределённость. Высокая ключевая ставка усложняет доступ к кредиту для бизнеса провоцирует сокращение выпуска. Способствуя сокращению предложения, высокие ставки в сегодняшней среде имеют скорее проинфляционный эффект. При этом снижение ставки не имеет решающего влияния на темпы инфляции, что особенно справедливо в условиях закрытого счёта капитала. В России ключевая ставка оказывает относительно слабый эффект на объём неипотечного потребительского кредитования и не провоцирует всплесков избыточного спроса. Первым инструментом борьбы с инфляцией должно стать снижение логистических издержек.
Читайте по теме: Почему слабеет рубль, и чего ждать от курса валют Консервативный подход Оптимизм — это, конечно, хорошо. Однако в экономике избежать болезненных падений чаще всего помогает консервативный подход к оценке рисков. То есть такой прогноз, который строится на максимально негативных оценках возможного развития событий. По мнению доктора экономических наук Игоря Николаева, от следующего года облегчения для российской экономики ждать не стоит. Он согласился с тем, что шока уже не будет. Но, тем не менее, если оценивать факторы, которые влияют на экономику России сейчас и начнут влиять в будущем, прогнозы финансовых и монетарных властей на 2023 год кажутся излишне оптимистичными. Ведь потолок цен на российскую нефть вступил в действие только 5 декабря, а значит, в полной мере эффект от его введения мы увидим в первой половине 2023 года.
Другие серьёзные санкции тоже появились только во второй половине этого года, например, нефтяное эмбарго, поэтому максимальный эффект от них ещё не наступил», — отметил Николаев в разговоре с ForPost. По его словам, сложным может оказаться первый квартал 2023 года.
Другое дело, что есть отдельные программы. Где-то необходимо применить навыки лоббизма, настойчивость, чтобы получить финансирование на конкретные вещи. Например, мы проводили спортивные мероприятия и получили на это средства из центра. С одной стороны, в этих условиях возможности центра не сокращаются для этих трансфертов, но с другой — надо работать над тем, чтобы какие-то особо актуальные вещи для республики, которые выгодны для России в целом, у нас в Татарстане реализовывались. Федеральные программы могут быть совершенно разные, и надо обязательно в них входить и получать финансирование. В любом случае страна развивается, ресурсы у нее есть на сегодняшний день. Сейчас задана такая динамика, которую будет трудно остановить просто так.
Затянуть пояса или нет — каждый смотрит, исходя из своих целей и задач. У всех разные проблемы: кто-то не знает, куда деть миллиард, а кто-то не знает, как перебиться с получки до получки. С одной стороны, невозможно не замечать роста цен в магазинах, с другой — люди спокойно ходят в кафе, сидят в ресторанах. Как долго будет продолжаться это ощущение параллельной реальности? Стабильность в обществе нужна. Сегодня надо смотреть, как будет развиваться ситуация. По крайней мере надо понять, что как раньше уже не будет. Сейчас будет нечто новое, и наш опыт 90-х не поможет. Во-первых, у нас на сегодня уже закуплены определенные финансовые ресурсы, есть финансовая подушка безопасности, которая позволяет для большинства населения как-то планировать свою жизнь.
С другой стороны, уровень сейчас несколько иной. Если помните, то, когда развалился СССР, все были примерно на одном уровне, единственное, немного возвышались кооператоры в плане своего благосостояния. Почти все были одинаково не богаты. Сейчас ситуация немного другая, и есть, за что беспокоиться. Кроме него, нас никто не защитит. А во всем остальном надо понимать, если каждый сейчас не позаботиться о себе, надеясь только на государство, то он совершит большую ошибку. Однако здесь возникает «но». Доллар — это уже не та валюта, что была раньше. Но опять же надо учитывать, где покупать, для чего, каким образом.
Если купить землю там, куда и доехать сложно, и построить ничего нельзя — это будет просто обременение. Если купить там, где можно построить дом или организовать свое хозяйство — это всегда будет кормить. Недвижимость всегда требует расходов.
Проблема в другом — сколько вы на этом зарабатываете? При тех дисконтах, которые есть, вы можете гнать большие объемы, но зарабатывать на этом будете существенно меньше. Вот что такое введение эмбарго — увеличение дисконта на стоимость российской нефти, это главное. Могу только цитировать нашего вице-премьера Александра Новака , который говорил, что они ориентируются на то, что объемы добычи нефти в 2023 г. Но дело не в объемах, а в цене. Европа была основным потребителем нефтепродуктов, а перевозить нефтепродукты не то же самое, что сырую нефть — ее гигантскими танкерами гнать дешевле.
Вероятно, есть возможность некоторого маневра, о котором мы пока не знаем: будут на меньшую мощность работать НПЗ, а большая доля будет продаваться в виде сырой нефти. В какой мере это реализуется, никто толком сейчас это не скажет. Как изменилась российская внешняя торговля Очень интересная статистика по экспорту-импорту: в 2022 г. Коллеги-макроэкономисты говорят, что в 2023-м этот баланс сократится вдвое, потому что стоимость экспорта, скорее всего, не будет расти, а стоимость импорта растет. Большая тройка нашей внешней торговли — Китай, Белоруссия и Турция. Второе место занимает Белоруссия, а третье — Турция. Экспорт из Турции в Россию рос покруче, чем из Китая. Сейчас это мощнейший хаб, через который везется все. Туда же входит и параллельный импорт, но как он считается?
Но если в 2021 г. Гораздо успешнее идет параллельный импорт потребительских товаров, а по всему остальному: технике, оборудованию, комплектующим — это сложнее. Произошел тектонический сдвиг. Какие страны нам теперь формируют внешнюю торговлю? Китай, Белоруссия, Турция, Казахстан, немного Армения. Теперь это основные хабы, через которые доставляется то, что мы потребляем. Мир перестраивается: свято место пусто не бывает: если люди готовы платить и ждать, бизнес подстраивается мгновенно. Количество логистических фирм в России растет как на дрожжах, и они затыкают эти дыры. Есть платежеспособный спрос — будет и предложение.
Прямого запрета на ввоз автомобилей, кроме люксовых, нет, но и их можно ввезти, оформив на Турцию или Казахстан. Цепочка из двух-трех посредников, и следы затерялись. Экономика такая: ты ее в дверь, а она в окно.
Рассылка новостей
- Прогнозы экономического развития России на 2024 год: ожидания российских и международных аналитиков
- Новости дня
- Новости дня
- Главное сегодня
- Как выглядит милитаризация экономики
Как выглядит милитаризация экономики
- Экономика России пока едет на бюджетных вливаниях, долго это продолжаться не может
- Новости: экономика России в 2022 — все самое главное | Стр 1 из 408
- Что ждет российскую экономику. Наталья Зубаревич
- Экономика: главные новости в России и мире | Парламентская газета
- Последние новости экономики в России и мире
- Весна 2022 года
Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике | Экономика – последние новости. Новости экономики, бизнеса и финансов в России и мире на сегодня. |
Пенсия.PRO | Структурная перестройка российской экономики происходит быстрее, чем ожидал Банк России, а худшие прогнозы не оправдались. |
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка | Последние новости экономики России сегодня Свежие и главные новости экономики на сегодняшний день онлайн. |
Экономику России ожидает холодный душ | Экономика — самые актуальные и последние новости экономики и финансов в России и мире сегодня. |
Сергей Никифоров о будущем российской экономики: «Как раньше уже не будет. Опыт 90-х не поможет»
Последние новости экономики и финансов России и мира на сегодня - Новости | Увидел хорошую новость – Росстат констатировал снижение уровня бедности в России в третьем квартале до 10,2%. Постойте, ну если ситуация с доходами улучшается, то почему же закредитованность населения и, главное, просроченные платежи растут как не в себя? |
Бюджет России тает на глазах: как правительство планирует удерживать экономику | Путин заявил, что показатели экономики начала года в РФ оказались выше прогнозов. |
Экономика и бизнес
— Если вы хотите готовиться к войне, хотите милитаризации экономики, то там та же проблема, что у России: нужен переток ресурсов из гражданских отраслей в военные, надо просадить гражданское потребление. Свежие события по теме Экономика: Ряд регионов в России нуждаются в объединении, заявила Матвиенко, Канада разрешила использовать российский титан при производстве самолетов. О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году.
Регионы РФ переводят на мобилизационную экономику: что это значит для россиян
Чтобы сдержать рост цен, в России ввели запрет на экспорт топлива. После этого стоимость бензина незначительно снизилась, но не все экономисты довольны таким исходом. Так, политолог и эксперт по макроэкономике Андрей Суздальцев считает, что бензин всё же будет дорожать и дальше. Да, принимаются кардинальные меры, чтобы снизить цены на топливо внутреннего рынка. Но это не очень помогает, — утверждает Суздальцев. Но она изменилась всего на несколько процентов. По словам экономиста, чтобы сберечь небольшие суммы, можно выбрать любую доступную валюту. Кроме того, сейчас рискованно инвестировать свои деньги во что-либо, подчеркнул эксперт.
И большинство этих людей достаточно хорошо обеспечены, и у них есть профессиональные консультанты, которые решают каждую конкретную задачу. Самое главное сейчас — не делать резких движений и не менять свою систему накопления, подчеркнул экономист Юрий Юденков. Лежали они дома — пусть лежат дома. Метаться между домашним содержанием и банковским — это неразумно, — сказал он. Если говорить о гражданах, у них вызывает злость падение рубля на фоне дорожавшей нефти, ведь ненормально, когда такое происходит, — сказал MSK1. RU экономист Василий Колташов.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Будет определенный спад на этапе налаживания этих цепочек. Но перспектива здесь есть для того, чтобы стабилизировать ситуацию, конечно, с большими издержками, это неизбежно. Как будет выстраиваться это межбюджетное отношение регионов и центра сейчас, учитывая дефицитный бюджет РФ? Есть регионы-доноры, есть регионы-получатели финансовых средств. Согласно последней статистике, в республике было собрано налоговых платежей на сумму около 900 млрд рублей — В общегосударственном масштабе достаточно странно выглядело бы, если в Татарстане учителя получали один уровень зарплаты, а в Чувашии, например, в два раза меньше.
Как раз на это и направлен процесс выравнивания бюджетных ресурсов — обеспечить примерно сопоставимые условия жизни для всех граждан России. Другое дело, что есть отдельные программы. Где-то необходимо применить навыки лоббизма, настойчивость, чтобы получить финансирование на конкретные вещи. Например, мы проводили спортивные мероприятия и получили на это средства из центра. С одной стороны, в этих условиях возможности центра не сокращаются для этих трансфертов, но с другой — надо работать над тем, чтобы какие-то особо актуальные вещи для республики, которые выгодны для России в целом, у нас в Татарстане реализовывались. Федеральные программы могут быть совершенно разные, и надо обязательно в них входить и получать финансирование. В любом случае страна развивается, ресурсы у нее есть на сегодняшний день.
Сейчас задана такая динамика, которую будет трудно остановить просто так. Затянуть пояса или нет — каждый смотрит, исходя из своих целей и задач. У всех разные проблемы: кто-то не знает, куда деть миллиард, а кто-то не знает, как перебиться с получки до получки. С одной стороны, невозможно не замечать роста цен в магазинах, с другой — люди спокойно ходят в кафе, сидят в ресторанах. Как долго будет продолжаться это ощущение параллельной реальности? Стабильность в обществе нужна. Сегодня надо смотреть, как будет развиваться ситуация.
По крайней мере надо понять, что как раньше уже не будет. Сейчас будет нечто новое, и наш опыт 90-х не поможет. Во-первых, у нас на сегодня уже закуплены определенные финансовые ресурсы, есть финансовая подушка безопасности, которая позволяет для большинства населения как-то планировать свою жизнь. С другой стороны, уровень сейчас несколько иной. Если помните, то, когда развалился СССР, все были примерно на одном уровне, единственное, немного возвышались кооператоры в плане своего благосостояния. Почти все были одинаково не богаты. Сейчас ситуация немного другая, и есть, за что беспокоиться.
Кроме него, нас никто не защитит. А во всем остальном надо понимать, если каждый сейчас не позаботиться о себе, надеясь только на государство, то он совершит большую ошибку.
Пожаловаться В чем суть законопроекта о майнинге В России хотят запретить оборот криптовалюты.
Предложение содержится в новой версии законопроекта о майнинге, который уже внесен в Госдуму. Документ направлен прежде всего на легализацию добычи криптовалюты. Профессиональным майнерам нужно будет попасть в специальный реестр и передавать номера кошельков финансовым регуляторам для отслеживания операций.
При этом законопроект серьезно ограничивает или вовсе запрещает другую деятельность, связанную с криптовалютой. В тексте говорится, что на территории России не допускается «организация оборота цифровых валют». О том, что это значит, рассуждает блокчейн-консультант Денис Смирнов: «Во-первых, запрещается в принципе любая организация обращения цифровой валюты на территории РФ за исключением майнинга.
Ставится крест на всех возможностях по интеграции каких-то децентрализованных протоколов.
Бюджет худеет, но силовикам и малоимущим дали триллионы. Что ждет экономику РФ в 2023-м
В этих условиях власти должны сформулировать национальные цели развития и найти ресурсы для их достижения. РИА Новости выбрало 10 главных ожидаемых событий в экономике в 2024 году, которые будут иметь важные последствия как для развития страны в целом, так и для каждого человека. Причина в том, что в новом году экономика будет функционировать в условиях более жесткой монетарной, бюджетной и налоговой политики. Замедление, согласно их консенсус-прогнозу, произойдет из-за сокращения инвестиций и льготных ипотечных программ, которые стимулировали строительство. Однако растущие доходы населения будут способствовать поддержанию спроса, что станет драйвером роста экономики.
Именно эту задачу Банк России считает для себя главной на 2024 год. На стабилизацию цен будут работать и точечные меры правительства на отдельных рынках. Так, в наступившем году заработает механизм топливного демпфера, который будет сдерживать подорожание бензина и дизеля. Особое внимание власти уделяют ценам на социально значимые товары.
Для этого у правительства есть эффективные инструменты: ограничение экспорта и снижение импортных пошлин. Кроме того, ФАС будет следить за необоснованным повышением цен со стороны ритейлеров. Они были разработаны после выборов президента РФ в 2018 году и стали главным инструментом достижения национальных целей, обозначенных главой государства на пять лет. Нацпроекты охватывали три направления: "Человеческий капитал", "Комфортная среда для жизни" и "Экономический рост".
Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита.
Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте.
Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства.
С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его. Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения.
В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики. Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет.
Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров. Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование.
Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда. Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости.
Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников. Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому.
Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения. Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения.
Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны. Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно. В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля.
Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал. Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование. Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан. Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны. У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции.
Инициативное бюджетирование. Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив. Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки. Государственное вмешательство было бы неэффективно. Часть государственных финансовых ресурсов должна быть переведена в муниципальный бюджет на инициативное бюджетирование. Жители территории могут принимать непосредственное участие в распределении средств с помощью инструментов прямой соучаствующей демократии.
Категории рабочих мест, создаваемых в рамках программ гарантированной занятости, также могут дополняться и корректироваться в ходе общественных обсуждений. Новые методы борьбы с инфляцией. Основные инфляционные риски в ближайшие 5 лет будут на стороне предложения. Манипуляция ставкой в таких условиях не является эффективным методом контроля инфляции, а её частые изменения лишь увеличивают неопределённость. Высокая ключевая ставка усложняет доступ к кредиту для бизнеса провоцирует сокращение выпуска. Способствуя сокращению предложения, высокие ставки в сегодняшней среде имеют скорее проинфляционный эффект. При этом снижение ставки не имеет решающего влияния на темпы инфляции, что особенно справедливо в условиях закрытого счёта капитала.
В России ключевая ставка оказывает относительно слабый эффект на объём неипотечного потребительского кредитования и не провоцирует всплесков избыточного спроса. Первым инструментом борьбы с инфляцией должно стать снижение логистических издержек. Необходимы инвестиции в инфраструктуру и цепочки поставок, соединяющие внутренние рынки, а также государственные распределительные центры. Вторым фактором инфляционного давления останется курс рубля. Изменения валютного курса почти полностью переносятся в цены. Сегодня валютный курс де-факто оказался под контролем государства через крупнейшие экспортные компании. Сокращение присутствия нерезидентов на российском финансовом рынке избавит экономику от резких переливов капитала, которые всегда угрожали девальвацией и, как следствие, инфляцией.
По мере открытия движения капитала задачу валютной стабильности необходимо возложить на Центральный Банк. В случае бегства капитала в доллар и другие валюты, Центральный Банк должен использовать международные резервы для нейтрализации инфляционного давления на рубль. В отдельных отраслях контроль инфляции потребует ограничения потребительского спроса. Посткейнсианцы предпочитают предотвращать избыточный спрос, а не снижать его ex post за счёт повышения налогов или ключевой ставки. Предотвращение инфляции требует анализа отраслевого спроса на этапе планирования государственных расходов и координации ресурсов на основе фактических данных. Как хороший стоматолог, экономическая политика должна адресовать проблемы до того, как они потребуют кризисного вмешательства. Центральный институт развития.
Отказавшись от активной денежно-кредитной политики как своей основной задачи, Центральный Банк должен принять роль института развития. Отбросив завесу независимости , Банк может стать союзником и советником экономического развития. Организация способна использовать свою экспертизу и экономические инструменты для создания всеохватного экономического роста. Кроме облигаций Правительства — ранее упомянутого монетарного финансирования — Центральный Банк может использовать свой бухгалтерский баланс для выкупа облигаций разнообразных внебюджетных организаций, включая региональные институты развития. Экологические и культурные организации могут выпускать облигации для реализации долгосрочных капиталозатратных проектов. Эти облигации будут выкуплены как напрямую Центральным Банком, так и гражданами. Внесение подобных облигаций в ломбардный список Банка России создаст устойчивый и ликвидный рынок для инструментов финансирования отраслевого развития.
Центральный Банк может поддерживать население, создав ликвидный и устойчивый рынок финансовых инструментов. Физические лица смогут сберегать в государственных облигациях и инструментах, числящихся в ломбардном списке. Формируя ломбардный список, Центральный Банк гарантирует ликвидность сбережений для населения.
Да и как мы все прекрасно понимаем, повышение расходов государства — это прямая дорога в инфляционную петлю. Какой выход? Структурные реформы экономики.
Пойдут они — скажу, что появилась реальная долгосрочная причина для того, чтобы народ жил лучше и, главное, чтобы поменялся тренд на огосударствление всего сущего. А в текущих условиях… ну повысим мы зарплаты. Так это повышение моментально будет съедено растущими тарифами и инфляцией. Для экономики все это означает, что, когда государственные стимулы закончатся, рост быстро замедлится. Так что… времени на то, чтобы менять свою экономику у нас не так и много. Иначе рапортовать будем не о сокращении бедности в итоге, а о ее увеличении.
А этого бы не хотелось.
И когда подошли к 1984-1985 годам, очевидной стала ситуация в одну сторону: цены на наш основной экспортный продукт — нефть — резко упали, а стоимость пшеницы, которую мы в больших количествах тогда импортировали, резко выросла. И получилось так, что экономика, можно сказать, погибла. Поэтому, думаю, что мы идем к отставанию, но та стартовая точка, которая была при вводе наших войск в Афганистан, — это разные вещи. Пусть сейчас и сжатый рынок, и ограниченная конкуренция, но у нас открыты границы — как для людей, так и для большей части товаров.
Поэтому я бы не стал пока еще сравнивать эти ситуации. Схожесть в том, что как и тогда, основной продукт — это углеводороды. Постигнет ли эта же участь еще какие-то товары? Это означает, что инвестиции в сложные психологические процессы производство, сельское хозяйство на свободном рынке становятся бессмысленными. Соответственно, это приводит к тому, что рынок не дополучает средств на текущее обновление и развитие парка. А это в свою очередь приведет к тому, что все будет неизбежно разваливаться.
Это как ткань, которая изнашивается и потом случайно рвется допустим, если зацепил за гвоздь. Но причина не в гвозде, а в том, что она изначально была изношена. Хроническое недоинвестирование в будущем, конечно, будет приводить к тому, что возникнут множество недофинансированных отраслей. Как это будет проявляться?