По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции.
Основные принципы психологической коррекции
Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. n Виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (ва). Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Особо следует остановиться на выборе методов и техник коррекционного воздействия.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия — подход к выбору метода ответа
Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся. Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка. При выборе средств коррекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии.
Определение коррекционного воздействия
- Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции — Мегаобучалка
- 6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
- Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми | Дефектология Проф
- Как влияют возраст и индивидуальные особенности ребенка на выбор метода коррекционного воздействия
- Психологические аспекты принятия решения
Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
При выборе метода коррекционного воздействия учитывается доминирующая сфера развития и проводятся индивидуальные занятия, направленные на развитие конкретных навыков и способностей. Взрослый возраст предполагает более широкий спектр возможностей для коррекционного воздействия. Здесь акцент делается на практической значимости и приобретении новых навыков для самостоятельной жизни и социализации. Важным фактором становится также учет психологических особенностей конкретного взрослого и сопряженных заболеваний или ограничений.
Таким образом, возраст оказывает значительное влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Индивидуальные особенности каждого человека в сочетании с возрастом позволяют определить наиболее эффективный метод работы с особенностями в развитии и прогнозировать результаты коррекционного воздействия. Роль семьи в выборе метода коррекционного воздействия Влияние семьи на методы коррекционного воздействия Семейная атмосфера и взаимоотношения внутри семьи имеют непосредственное влияние на выбор и применение методов коррекционного воздействия на ребенка.
Родители в партнерстве с педагогами и специалистами могут определить наиболее эффективные методы и приемы, учитывая индивидуальные потребности и особенности развития своего ребенка. Эмоциональная поддержка со стороны семьи является одним из ключевых факторов успеха в осуществлении коррекционного воздействия. Родители, проявляя понимание, любовь и поддержку к ребенку, создают благоприятную обстановку для его развития и обучения.
Семейный контекст также определяет доступность и доступность коррекционных методов воздействия на ребенка. Некоторые методы требуют непосредственного участия семьи, в то время как другие могут требовать посещения специалистов или обучения родителей специальным техникам и методикам для применения в домашних условиях.
Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению. Основные направления педагогического сопровождения. Основные направления психолого-педагогической поддержки педагога.
Комплекс мероприятий это в педагогике. Медико-педагогический комплекс это. Педагогическое мероприятие это. Медицинские мероприятия по устранению нарушений голоса. Теоретические модели психокоррекции таблица.
Теоретические модели психологической коррекции. Направления психологической коррекции. Предприятия влияющие на экологическое состояние Хабаровского края. Экологическая бизнес сессия. Метод статистического анализа.
Методы анализа данных типы показателей. Что относится к методам статистического анализа. Статистические методы анализа данных. Консультирование схема. Виды психологического консультирования.
Какие факторы определяют выбор методов обучения. Факторы определяющие выбор методов обучения. Какие факторы определяют выбор методов обучения перечислите их. Факторы влияющие на выбор методов обучения. Методы психологического консультирования.
Этапы консультирования психолога. Методы в консультировании психолога. Факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы эффективности групповой работы. Формальные факторы влияющие на эффективность групповой деятельности.
Факторы, влияющие на эффективность групповой работы. Этапы диагностико-коррекционной работы. Основные этапы коррекционной работы психолога. Этапы реализации коррекционной работы. Этапы проведения психологической диагностики.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Направления психолого-педагогической коррекции. Направления коррекционной работы. Направления коррекционной работы с детьми. Факторы влияющие на эффективность дезинфекции.
Факторы влияющие на качество дезинфекции. Факторы определяющие эффективность дезинфекции. Факторы от которых зависит эффект дезинфекции. Факторы влияющие на формирование учебной мотивации. Формирование учебной мотивации школьников.
Факторы влияющие на учебную мотивацию. Методы формирования учебной мотивации. Влияние физ упражнений на умственную деятельность. Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников. Влияние физкультуры на умственную работоспособность.
Влияние физической культуры на детей. Цели исторического образования. Цель исторического исследования. Цель исторического образования заключается. Проблемы исторического образования.
Стимулирование позитивной мотивации. Способы корректировки поведения. Традиционные методы коррекции. Методы коррекции нежелательного поведения. Психологическая коррекция.
Психоэмоциональная коррекция. Понятие психологической коррекции. Психокоррекции в психологии. Направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Написать ИИ Образовательные цели — направлены на определение того, чему педагог учит детей на каждом конкретном уроке и учебном занятии. Коррекционные цели — направлены на решение, какими именно методами, средствами и приемами будет руководствоваться педагог на конкретном уроке, корригировать психические процессы личности ребенка с отклонениями. Воспитательные цели — направлены на выстраивание линии позитивного социального и психологического влияния на личность учащихся. Правила и принципы организации коррекционной работы Для того, чтобы реализуемый коррекционный воспитательно-образовательный процесс был успешным и принес ожидаемые результаты, необходимо опираться на ряд общих правил и принципов коррекционной работы: Индивидуальный подход к каждому учащемуся — подразумевает учет возрастных, психологических и физических возможностей и потребностей учащегося, на основании которого педагог выстраивает с ним необходимые взаимоотношения и организует образовательный подход. Предотвращение утомляемости у учащихся — использование совокупности разных методов и средств, которые обеспечивают чередование видов деятельности и предотвращают утомляемость, например, чередование практической и умственной деятельности, представление детям учебного материала небольшими «порциями», использование во время уроков красочного и интересного дидактического материала и наглядностей.
Поэтому, зная индивидуальные особенности клиента или группы, можно выбрать наиболее эффективный и персонализированный метод коррекционного воздействия. Определение уровня адаптивности, уровня понимания и других факторов поможет лучше адаптировать метод к клиенту или группе. В целом, выбор метода коррекционного воздействия зависит от нескольких факторов, таких как тип проблемы, цель воздействия, контекст и индивидуальные особенности клиента или группы. Учет этих факторов позволит принять обоснованное решение и достичь максимального эффекта в работе с проблемами и недостатками. Психологические аспекты принятия решения Личностные особенности играют важную роль в принятии решений. Различные люди имеют разные типы личности и предпочтения, которые могут быть важными факторами при выборе метода коррекционного воздействия.
Некоторые люди предпочитают более активные и непосредственные методы, в то время как другие предпочитают более пассивные и наблюдательные подходы. Психологическое состояние также может оказывать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Люди в различных эмоциональных состояниях могут иметь разные потребности и ожидания. Например, в условиях стресса и тревожности может быть полезно использовать методы, которые способствуют расслаблению и снятию напряжения. Мотивации человека также следует учесть при выборе метода коррекционного воздействия. Разные люди могут иметь разные цели и мотивы, которые могут быть связаны с их потребностями, ценностями и жизненными обстоятельствами.
Учет мотиваций может помочь выбрать такой метод, который будет наиболее эффективным для достижения желаемого результата. Таким образом, психологические аспекты, такие как личностные особенности, психологическое состояние и мотивации, являются важными факторами при выборе метода коррекционного воздействия. Учет этих аспектов позволяет более точно подобрать подходящий метод, который будет наиболее эффективным и соответствовать потребностям конкретного человека. Социальный контекст и воздействие группы Окружающая среда и социальный контекст играют важную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Воздействие на отдельную личность имеет свои особенности, но воздействие на группу может иметь существенно больший эффект. Групповая динамика и нормы поведения могут оказывать сильное влияние на выбор метода коррекционного воздействия.
Когда группа функционирует как единое целое, нормы и ожидания группы могут ограничивать возможности для индивидов в выражении своих мнений и в выборе методов ответа. В таких случаях, выбор метода коррекционного воздействия может быть ограничен возможностью избежать конфликтов с группой или поддерживать гармонию в отношениях с другими членами группы. Следовательно, выбор метода коррекционного воздействия может зависеть от того, как индивидуальные предпочтения и цели соотносятся с групповыми ожиданиями и нормами.
Эффективные методы и формы используемые на коррекционных занятиях
Обращение к коррективному воздействию может потребоваться в разных областях жизни, таких как образование, здравоохранение, психологическое консультирование и другие. Каждый контекст может требовать использования специальных методов и подходов, учитывая специфику проблемы и нужды клиента. И наконец, немаловажным фактором является индивидуальность клиента или группы людей, на которых направлено коррекционное воздействие. Различные люди будут откликаться по-разному на различные методы и стратегии. Поэтому, зная индивидуальные особенности клиента или группы, можно выбрать наиболее эффективный и персонализированный метод коррекционного воздействия.
Определение уровня адаптивности, уровня понимания и других факторов поможет лучше адаптировать метод к клиенту или группе. В целом, выбор метода коррекционного воздействия зависит от нескольких факторов, таких как тип проблемы, цель воздействия, контекст и индивидуальные особенности клиента или группы. Учет этих факторов позволит принять обоснованное решение и достичь максимального эффекта в работе с проблемами и недостатками. Психологические аспекты принятия решения Личностные особенности играют важную роль в принятии решений.
Различные люди имеют разные типы личности и предпочтения, которые могут быть важными факторами при выборе метода коррекционного воздействия. Некоторые люди предпочитают более активные и непосредственные методы, в то время как другие предпочитают более пассивные и наблюдательные подходы. Психологическое состояние также может оказывать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Люди в различных эмоциональных состояниях могут иметь разные потребности и ожидания.
Например, в условиях стресса и тревожности может быть полезно использовать методы, которые способствуют расслаблению и снятию напряжения. Мотивации человека также следует учесть при выборе метода коррекционного воздействия. Разные люди могут иметь разные цели и мотивы, которые могут быть связаны с их потребностями, ценностями и жизненными обстоятельствами. Учет мотиваций может помочь выбрать такой метод, который будет наиболее эффективным для достижения желаемого результата.
Таким образом, психологические аспекты, такие как личностные особенности, психологическое состояние и мотивации, являются важными факторами при выборе метода коррекционного воздействия. Учет этих аспектов позволяет более точно подобрать подходящий метод, который будет наиболее эффективным и соответствовать потребностям конкретного человека. Социальный контекст и воздействие группы Окружающая среда и социальный контекст играют важную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Воздействие на отдельную личность имеет свои особенности, но воздействие на группу может иметь существенно больший эффект.
Подростковый возраст представляет собой период изменений и поиска собственной идентичности. В этом возрасте особенно важным становится индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей и интересов подростка. При выборе метода коррекционного воздействия учитывается доминирующая сфера развития и проводятся индивидуальные занятия, направленные на развитие конкретных навыков и способностей. Взрослый возраст предполагает более широкий спектр возможностей для коррекционного воздействия. Здесь акцент делается на практической значимости и приобретении новых навыков для самостоятельной жизни и социализации. Важным фактором становится также учет психологических особенностей конкретного взрослого и сопряженных заболеваний или ограничений. Таким образом, возраст оказывает значительное влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Индивидуальные особенности каждого человека в сочетании с возрастом позволяют определить наиболее эффективный метод работы с особенностями в развитии и прогнозировать результаты коррекционного воздействия.
Роль семьи в выборе метода коррекционного воздействия Влияние семьи на методы коррекционного воздействия Семейная атмосфера и взаимоотношения внутри семьи имеют непосредственное влияние на выбор и применение методов коррекционного воздействия на ребенка. Родители в партнерстве с педагогами и специалистами могут определить наиболее эффективные методы и приемы, учитывая индивидуальные потребности и особенности развития своего ребенка. Эмоциональная поддержка со стороны семьи является одним из ключевых факторов успеха в осуществлении коррекционного воздействия. Родители, проявляя понимание, любовь и поддержку к ребенку, создают благоприятную обстановку для его развития и обучения.
Структура дефекта по л. Первичные и вторичные дефекты развития. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Коррекционная работа при моторной алалии. Этапы коррекционной работы при моторной алалии. Этапы работы при алалии. Основные направления психолого-педагогического сопровождения:. Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению. Основные направления педагогического сопровождения. Основные направления психолого-педагогической поддержки педагога. Комплекс мероприятий это в педагогике. Медико-педагогический комплекс это. Педагогическое мероприятие это. Медицинские мероприятия по устранению нарушений голоса. Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия Теоретические модели психокоррекции таблица. Теоретические модели психологической коррекции. Направления психологической коррекции. Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия Предприятия влияющие на экологическое состояние Хабаровского края. Экологическая бизнес сессия. Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия Метод статистического анализа. Методы анализа данных типы показателей. Что относится к методам статистического анализа. Статистические методы анализа данных. Консультирование схема. Виды психологического консультирования. Какие факторы определяют выбор методов обучения. Факторы определяющие выбор методов обучения. Какие факторы определяют выбор методов обучения перечислите их. Факторы влияющие на выбор методов обучения. Методы психологического консультирования. Этапы консультирования психолога. Методы в консультировании психолога. Факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы эффективности групповой работы. Формальные факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы, влияющие на эффективность групповой работы. Этапы диагностико-коррекционной работы. Основные этапы коррекционной работы психолога. Этапы реализации коррекционной работы. Этапы проведения психологической диагностики. Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия Направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Направления психолого-педагогической коррекции. Направления коррекционной работы. Направления коррекционной работы с детьми. Факторы влияющие на эффективность дезинфекции. Факторы влияющие на качество дезинфекции. Факторы определяющие эффективность дезинфекции. Факторы от которых зависит эффект дезинфекции. Факторы влияющие на формирование учебной мотивации. Формирование учебной мотивации школьников. Факторы влияющие на учебную мотивацию. Методы формирования учебной мотивации. Влияние физ упражнений на умственную деятельность. Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников. Влияние физкультуры на умственную работоспособность. Влияние физической культуры на детей. Цели исторического образования. Цель исторического исследования. Цель исторического образования заключается. Проблемы исторического образования. Стимулирование позитивной мотивации. Способы корректировки поведения. Традиционные методы коррекции.
Наконец, предпочтения и цели пациента также могут влиять на выбор метода коррекционного воздействия. Некоторым пациентам может быть важно иметь возможность выполнять упражнения или процедуры дома или в удобное время. Другим пациентам может быть важно достичь конкретных целей, таких как улучшение определенных функций или снятие боли. Все эти факторы нужно внимательно рассмотреть при выборе метода коррекционного воздействия на пациента. Совместная работа с пациентом и учет его индивидуальных особенностей помогут достичь наилучших результатов и улучшить качество жизни пациента. Прогнозирование результатов Выбор метода коррекционного воздействия напрямую связан с прогнозированием возможных результатов. Коррекционные воздействия различаются по степени воздействия на систему, а также по их способности достичь требуемых результатов. Прогнозирование результатов является важным этапом при выборе метода коррекционного воздействия, поскольку позволяет оценить вероятность достижения поставленных целей. Для этого часто используются методы математического моделирования и статистического анализа. Один из ключевых факторов, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, — это степень прогнозируемости результатов. Если результаты можно точно прогнозировать, то можно выбрать метод с наиболее высокой эффективностью. В противном случае, если результаты сложно предсказать или неизвестны, может потребоваться использование более гибких методов, которые позволяют менять воздействие в зависимости от изменения ситуации.
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия
На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать влияние окружающей среды и создавать условия, которые будут способствовать благоприятному воздействию на индивида или группу. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия
Саратовский национальный исследовательский государственный университет магистрант Аннотация В данной статье определены основные принципы психокоррекционной работы, также рассмотрены более подробно каждый из них, даны основные определения. Рубрика: Психология Библиографическая ссылка на статью: Филиппова А. Изучение принципов психологической коррекции нарушений развития у детей имеет важное значение для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [6] разработки методов ранней коррекционнной помощи детям [1] поиска новых форм и средств коррекции недостатков психического развития в детском возрасте [4]. В коррекционной психологии психологическая коррекция является одним из основных направлений деятельности специального психолога, которое позволяет исправить недостатки развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая коррекция выступает в качестве особой формы психологического воздействия, базирующейся на следующих фундаментальных положениях отечественной психологии. Положение, которое разработано в теоретической концепции В. Мясищева [3].
В соответствии с этой концепцией личность рассматривается как продукт системы значимых отношений, в связи с чем эффективная психотерапия и психокоррекция предполагает включение в коррекционную работу не только ребенка, но и её семью. Положение теории деятельности А. Леонтьева [2], которое состоит в том, что позитивное влияние на процесс развития означает управление ведущим видом деятельности.
Положение Д. Эльконина 1978 о коррекционном потенциале игры. Игра позволяет ребенку включиться в практику новых социальных отношений в процессе специально организованных игровых занятий.
Положение концепции личности С. Рубинштейна 1973 о формах психологических контактов между людьми. В практике психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии существуют различные модели понимания и объяснения причин нарушения развития.
Биологическая модель связывает нарушения в развитии со снижением темпа созревания структур мозга. В соответствии с медицинской моделью нарушения в развитии ребенка объясняются с точки зрения логики заболевания: этиологии, патогенеза, клинических проявлений. В интеракционисткой модели в качестве ведущей причины отклонений в развитии рассматривается нарушение взаимодействия личности и среды.
В педагогической модели среди причин нарушений развития на первый план выступают явления социальной и педагогической запущенности.
Специалист должен быть терпеливым, эмпатичным, обладать психологической готовностью к работе с детьми, иметь хорошие коммуникативные навыки и т. Личность специалиста должна соответствовать требованиям работы с детьми, чтобы успешно устанавливать взаимодействие, создавать доверие и комфортную обстановку. Социальные факторы также могут оказывать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Культурные особенности, социальное окружение, достаток ресурсов и доступность услуг определяют возможности и ограничения в проведении коррекционной работы с детьми. Также важные факторы могут включать традиционные представления о воспитании и развитии детей, которые могут оказывать влияние на выбор метода коррекционного воздействия. Религиозные или культурные убеждения могут влиять на отношение к нарушениям развития и формирование подходов к их исправлению. Поэтому, при выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать как личностные особенности специалиста, так и социальные факторы, которые могут иметь влияние на успешность проводимых мероприятий.
Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия Первоначально, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности. Некоторые люди более внушаемы и открыты для внешнего влияния, в то время как другие являются более упрямыми и упрощенными в своем мировоззрении. При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать эти особенности и использовать подходы, которые наиболее соответствуют личности и ее особенностям. Кроме того, важно принимать во внимание характер индивида.
К специфическим методам коррекции поведения относятся. Специфические методы коррекции поведения младших школьников.
Специфические методы коррекции нарушения поведения. Методы коррекции агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения. Методы коррекции агрессивного поведения у детей. Способы коррекции агрессивного поведения. Факторы влияющие на выбор методов управления.
Факторы, влияющие на методы управления:. Факторы, влияющие на выбор метода. Алгоритм управления изменениями. Схема этапов и подэтапов юридического консультирования. Таблица стадий психологического консультирования. Блок схема психологического консультирования.
Виды психологического консультирования схема. Последовательность этапов контроля. Последовательность этапов контроля в организации. Этапы контроля в менеджменте. Направления работы в психологическом консультировании. Основные направления психокоррекции таблица.
Подходы в психологическом консультировании. Направления психологического консультирования таблица. Формы организации учебного процесса в специальных школах. Формы организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Методы и способы коррекционной работы. Формы организации обучения схема.
Оценочная деятельность школа. Оценочная деятельность на уроке. Формы работы педагога на уроке. Контроль и оценка в начальной школе схема. Модель методического обеспечения. Планирования методической работы в образовательном процессе.
Теоретические основы планирования образовательного процесса. Методическая работа по разработке программы воспитания. Схема модели психолого-педагогического сопровождения. Модель схема психолого педагогического сопровождения в ДОУ. Модель психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ. Организационная модель психолого-педагогического сопровождения.
Компоненты информационной образовательной среды. Информационная образовательная среда школы. Образовательная среда схема. Современная образовательная информационная среда. Факторы влияющие на качество образовани. Факторы влияющие на эффективность обучения.
Факторы влияющие на эффективность обучения персонала. Факторов, влияющих на эффективность процесса обучения,. Педагог психолог логопед взаимодействие. Направления коррекционной работы с детьми с ОВЗ педагога-психолога.. Методики работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ В школе. Формы работы педагога-психолога с родителями в детском саду схема.
Принципы работы с детьми с девиантным поведением. Работа с детьми девиантного поведения. Основные принципы работы с детьми девиантного поведения. Формы работы с детьми с девиантным поведением. Функции воспитания. Воспитывающая функция.
Формы и методы индивидуальной работы с педагогами. Взаимодействие педагога с детьми в ДОУ. Формы работы с воспитанниками. Формы работы воспитателя с родителями. Социальные компетенции дошкольников. Коммуникационные компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Компетентности социальных навыков у дошкольников.
Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку имеющихся психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения М. Монтессори , в нем учитывается зона актуального развития клиента. Этот принцип реализуется сторонникам поведенческого подхода бихевиористического как «вызывание» любыми способами заданной модели поведения как комбинации уже имеющегося поведенческого репертуара и ее немедленное подкрепление. Принцип системности развития психической деятельности задает взаимосвязанность разных личностных структур и гетерохронность неравномерность их развития. Реализация данного принципа направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии и предполагает актуализацию системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
Деятельностный принцип коррекции выступает как предмет приложения коррекционных усилий; он заключается в том, что личность формируется и проявляется в процессе жизнедеятельности, важен выбор средств и способов достижения цели, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей. В соответствии с этим принципом главным течением коррекционная деятельность считается направленным развитием общих методов ориентировки клиента в разных областях предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в окончательном счёте в общественной условия формирования. Самостоятельно коррекционная деятельность создается никак не равно как элементарная тренировка способностей и умений, а равно как целая осознанная работа, безусловно и неотъемлемо вписывающаяся в концепцию ежедневных актуальных взаимоотношений клиента. Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. Коррекционная работа при этом осуществляется не в виде простой тренировки навыков и умений, а в виде целостной, осмысленной деятельности, которая включается в систему повседневных жизненных отношений клиента. Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.
Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют цель и задачи психологической коррекции. С учетом первопричины разрабатывают стратегию психокоррекционной работы. Временной принцип психокоррекции предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции. Проведение ранней коррекционной работы обусловлена особенностями детского мозга — его пластичностью и универсальной способностью к компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом хронологического возраста, а в связи с тем, на каком этапе психического развития находится ребенок. Таким образом, опора в деятельности на систему принципов психологическогой коррекции в деятельности специального психолога позволяет повысить эффективность коррекции нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список Кухарчук О. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. Саратов, 2016.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия?
Что влияет на выбор коррекционного воздействия | На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы. |
Факторы, определяющие выбор метода коррекционного воздействия при решении проблемы ответ | На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы. |
Психологическая коррекция: методы, виды, задачи | Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения различных уровней функционирования участника коррекционной программы. |
Лекция по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» | Психокоррекция и психотерапия имеют некоторые отличия в способах и методах воздействия на человека, но в целом они направлены на устранение психических нарушений, приспособление и адаптацию человека в социальном окружении. |
Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации" | При выборе основного коррекционного подхода должны учитываться следующие факторы. |
1.9.4. Методы коррекционного воздействия
Приемы коррекционной педагогики | Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. |
Какие факторы определяют выбор метода коррекционного воздействия на ответ | Данный принцип задает способы коррекционных мероприятий путем организации соответствующих видов деятельности. |
Методы психологической коррекции. Ответы на вопросы. Психология. 2011-12-15 | Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. |
Вопрос 10 Правила постановки целей коррекции | Выбор метода коррекции ответа может оказывать значительное влияние на результаты студентов и на сообщества тестирования. |
Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми | Дефектология Проф | Сложность выбора метода коррекционного воздействия также заключается в том, что эффективность различных методов может изменяться в зависимости от конкретной ситуации и времени. |
Факторы, определяющие выбор метода для коррекции поведения
Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми | Дефектология Проф | Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем. |
Методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии | Методы коррекционного воздействия могут быть разными. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? | Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование
Темочки Для обучения детей с нарушением интеллекта, я применяю следующие методы коррекции : 1 Метод наблюдения - позволяет отслеживать особенности поведения ребенка, его привычки, склонности, насколько развиты навыки СБО и т. Анималотерапия берёт свои истоки из глубины веков. Передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлении об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии. Задача метода анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими. В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции : сказкотерапией, игротерапией, арттерапией.
Важным является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий. Психотехнические приемы: Цель: формирование у детей игровых манипулятивных действий. Оборудование: игрушка «Кот Мурзик» и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке. Ход игры проводится с небольшой подгруппой детей : психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Следует отметить, что многие дети с РДА, как правило «хватают» большое количество предметов.
Не следует им делать замечание, а в процессе занятия обратить внимание на детей, которые успешно справились с заданием. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр. В процессе действий с предметами здоровый ребенок учится различать форму, величину и другие признаки предмета. У ребенка-аутиста наблюдаются стереотипные действия с предметами подкидывание, катание, стучание и пр. В процессе занятий психолог должен учитывать эти особенности и обучать ребенка восприятию формы в контексте этих действий. С этой целью можно использовать следующие психотехнические игры: Игра «Поймай игрушку» Цель: обучение ребенка различению формы. Оборудование: круглые летающие тарелки, шары, пластмассовые кубы и бруски.
Ход игры: психолог или помощник психолога встает на стул, держит предмет за веревку и предлагает ребенку поймать предмет или покачать его. В процессе выполнения ребенком задания психолог называет форму предмета. После этого ребенку предлагается выбрать названную психологом фигуру и покидать ее. Задания можно усложнить и предложить ребенку поймать плоскостную форму. В зависимости от особенностей стереотипии у ребенка можно видоизменить занятия, а именно: предложить ребенку постучать по пойманной фигуре, поводить рукой по ее контуру и пр. Решение этих задач осуществляется в процессе подвижно-ролевых, подвижно-соревновательных и сюжетных игр. Важным является обучение детей навыкам принятия решений.
С этой целью используются правила выбора игры и распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Психолог должен увидеть и поощрить любую инициативу и активность ребенка: похвалить его в присутствии группы, дать ему возможность выполнить роль ведущего. Освоение новых форм является чрезвычайно сложной задачей. Развитие речевых функций. У детей с ранним детским аутизмом наблюдается широкий спектр речевых нарушений. Несмотря на это, у аутичных детей не наблюдается выраженных нарушений понимания речи. Они достаточно полно воспринимают речь, способны соотносить звуки и слова с объектами, понимать смысл сказанного.
В процессе групповых занятий мы проводили специальные игры, направленные на формирование речевого общения у детей. Для развития эмоционального общения использовались следующие игры: Игра «Позови мячом» Цель: запомнить имена членов группы.
Прежде всего, о самом названии. Слово «ней-ро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия через слух, зрение, обоняние и др. Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики — языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов.
Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода Р. Бэндлер — психолог и математик по образованию, второй Д. Гриндер — лингвист. НЛП — способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях: на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации; на эффекте рефлекторного перемещения глаз; на процедуре «калибровки» реакций собеседника; на приеме манипулятивного подражания собеседнику. Доминирующий канал приема информагщи питает индивида основными сведениями, поступающими из окружающего мира.
По этому критерию информационной «модальности» людей подразделяют на: визуалистов, у которых связь с внешней средой реализуется преимущественно через зрительные образы; аудиалистов, отношения со средой у которых осуществляются преимущественно через речь; кинестетиков, у которых информационное взаимодействие с окружением осуществляется преимущественно через мышечные ощущения, обоняние, вкус. В повседневной жизни их можно распознать по характерным для них ключевым словам, манерам поведения и движениям глаз. Если в общении с собеседником придерживаться терминов его доминирующего информационного канала «модальности» , то его подсознание окажет неоценимую помощь в установлении взаимопонимания. И наоборот, разговор на языке разных модальностей воздвигает невидимые, но существенные барьеры на пути к доверительному общению и согласию. Эффект рефлекторного перемещения глаз основан на открытии непроизвольного перемещения взгляда человека под воздействием информации различного содержания. Оказывается, эти перемещения не случайны, а вполне закономерны.
Другими словами, перемещения глаз также имеют свои приоритетные направления сектора. Например: если информация образ извлекается из прошлого опыта человека, то зрачки глаз отправляются «на работу» в сектор воспоминания и представления; если человек фантазирует, формирует новый образ или просто лжет , то взгляд устремляется в сектор конструирования образа. Эффект рефлекторного перемещения глаз помогает определить текущие скрытые намерения собеседника, его чувства и ход мыслей, систему работы с информацией и тем самым незаметно оказывать влияние в нужном направлении. Процедура «калибровки» реакций собеседника основана на константности поведенческих реакций человека и их подсознательной природе. Идея созвучна операции калибровки измерительных приборов в технике. Прежде чем что-то измерять, нужно нанести на шкалу отсчета «нулевое» положение допустим, это середина шкалы.
Отклонение стрелки влево и вправо будет соответствовать изменению измеряемого процесса в одну или другую сторону. Так и здесь. Через серию «невинных» вопросов к собеседнику, включенных в контекст разговора, выявляются его типовые реакции например, едва заметные кивки головой, наклоны головы вперед или назад, выпячивание губы при ответах. После этого задаются вопросы, касающиеся основной цели разговора. И если ответы собеседника сопровождаются нарушением выявленных стереотипных реакций, то есть все основания усомниться в искренности его слов и предпринять шаги в нужном направлении влияния на него. Калибровке подвергаются и приятные, и неприятные мысли собеседника.
Прием манипулятивного подражания собеседнику. Вы когда-нибудь наблюдали, как нейтрализуют ошалевший табун лошадей, бешено несущийся и топчущий все, что попадается на пути? Смелый всадник возглавляет его бег и возвращает табун в нормальное послушное состояние. Но вначале он вынужден делать то, что делает обезумевшая лошадиная масса, -нестись впереди, т. Заметим, кстати, что последующее поведение табуна, копирующего поведение всадника, базируется не на логике и мышлении. Лошадь, как известно, не обладает этими способностями.
Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции. Одной из основных личных особенностей, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является тип личности. По психологической классификации, существует несколько типов личностей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип личности имеет свои особенности, и для каждого из них может быть предпочтительным определенный метод коррекции. Например, для сангвиника, который характеризуется высокой активностью и энергичностью, могут быть эффективными методы, основанные на физической активности. Такие методы помогут сангвинику снять излишнюю энергию и концентрироваться на задачах. В случае с холериком, который обладает сильным нравом и тенденцией к конфликтам, может быть предпочтительным метод коррекции, основанный на психологической работе с негативными эмоциями и агрессией. Такой подход позволит холерику научиться контролировать свое поведение и разряжать накопившуюся внутреннюю напряженность.
У флегматика, характеризующегося инертностью и пассивностью, может быть предпочтительным метод коррекции, ориентированный на мотивацию и активизацию. Флегматику будет полезно получать поощрение и постоянную поддержку в процессе воспитания и коррекции. Наконец, у меланхолика, который часто страдает от депрессии и тревоги, может быть эффективным метод коррекции, включающий в себя работу с эмоциональным состоянием и психотерапию. Меланхоликам нужна терапевтическая поддержка и помощь в развитии позитивного мышления.
Факторы эффективности психологической коррекции
Понимание факторов, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия в ответе, является ключевым для успешного принятия решений и достижения. При выборе основного коррекционного подхода должны учитываться следующие факторы. По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. Однако, влияние общественного мнения и среды на выбор метода коррекционного воздействия не всегда положительно. Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия.
Методы и методики коррекционного воздействия.
На выбор метода коррекционного воздействия могут влиять такие факторы, как возраст, пол, интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость и многие другие. Выбор метода коррекционного воздействия является одним из важных аспектов в работе по улучшению психологического и эмоционального состояния человека. Обоснование выбора коррекционных мероприятий. Представим влияние двух подгрупп методов на формирование. Выбор метода коррекционного воздействия должен основываться на комплексном понимании возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование
Из конфликта между «It», «Ego» и «Super Ego» возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни: 1. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях: 1.
Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения. Позиция психолога.
В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать «перенос» и работать с «контрпереносом», тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Требования и ожидания от клиента.
К клиенту также предъявляется ряд требований. Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному периоду совместной работы.
В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа. Основные стадии психоанализа Первая стадия - поиск болезненного очага. Вторая стадия - вскрытие очага возбуждения, его вербализация.
Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках. Третья стадия - переоценка значимости событий. Четвертая стадия - эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная.
Пятая стадия - забывание, ликвидация очага возбуждения. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: 1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания.
Толкование сновидений клиента 3. Интерпретация представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. Анализ сопротивления.
Анализ переноса. В классическом психоанализе перенос трактуется в качестве непременного атрибута психотерапиии специально поощряется специфической позицией аналитика. Индивидуальная психотерапия Адлера Целостность и целесообразность.
Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер.
В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов: 1 прошлого опыта клиента; 2 настоящей ситуации и 3 направления движения. Комплекс неполноценности и компенсация. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда - это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству.
По Адлеру индивидуальность - это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправлено, Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение от 3 до 5 лет жизни.
Большинство прототипов неосознаваемы. По Адлеру, здоровая личность - это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение. Социальное личностное чувство - это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм.
Социально-ориентированное поведение - это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность. Когнитивные социально-ориентированные допущения: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; Идея социального интереса Адлера основана на предположении, что человек не самодостаточное существо, и поэтому он должен учиться взаимозависимости. Цели коррекции вытекают из основных положений концепции.
Их можно представить следующим образом: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса; коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы - найти ошибку в «картине мира» клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.
Нереалистические амбиции. Недостаток уверенности. Основное для клиента - занять партнерскую позицию, то есть позицию «на равных» по отношению к психологу.
От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как «растерявшийся», «обескураженный», поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам - важное условие совместной работы.
В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия. Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимани и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции: 1.
Установление правильных отношений. Анализ личностной динамики. Поощрение инсайта.
Задача психолога - создание условий для инсайта озарения путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. Помощь в переориентации. Антисуггестия парадоксальная интенция - смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий.
Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техникой просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время - ограничено. Поймай себя.
Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием эффективен с клиентами, чувствующими себя жертвами противоположных эмоций. Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные.
После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», то есть принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться. Клиент-центрированный подход Роджерса Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.
Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Основные понятия клиент-центрированного подхода Поле опыта - то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего.
Поле опыта - это «карта» территории, которой является реальность. Тенденция к самоактуализации - один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию. Психологический рост динамичен.
Ему могут препятствовать условные ценности, которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Условные ценности - это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, то есть разрыв между «самостью» и представлением о «самости», отрицание некоторых сторон себя. Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них.
Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентрироваться на субъективном, или феноменологическом, опыте клиента. Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту.
Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента. В центр своей деятельности К. Роджерс поставил личность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинской терминологии типа «психотик», «невротик».
Он отказался от традиционных тогда психотехник типа «интерпретация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога. Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».
Эмпатия - особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента. Забота - традиционный термин экзистенциализма - в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента. Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога: соответствие между чувствами и содержанием высказываний; непосредственность поведения; неотгороженность инструментальность концепций; искренность и пребывание таким, какой психолог есть.
Психологический климат - одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста личности в психокоррекции Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача - создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.
Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу: 1 безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.
Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Характерологический анализ Карен Хорни Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами.
В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности - основной невротической потребности.
Хорни особо подчеркивала важность выделения концепции базисной тревоги. Это чувство тревоги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других.
Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует.
Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими. В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга.
В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией. Другой тип невротического внутриличностного конфликта, особо выделяемый Хорни, касается сферы идеализированного образа собственного "Я". Люди, страдающие под гнетом собственной невротической структуры личности, не только подавляют свои проблемы, конфликты потребностей, но и не осознают свои недостатки и слабости, которые, возможно, смутно чувствуют и даже презирают.
Обычно у них формируется сознательный образ самих себя, в котором все позитивные, социально одобряемые черты представлены в сильно преувеличенном виде. Это, в свою очередь, усиливает доминирующее невротическое решение проблемы. Идеализированный образ самого себя заставляет человека ставить перед собой практически недостижимые цели и задачи, предопределяющие неизбежное поражение, которое, в свою очередь, усиливает недовольство собой, может вызвать даже презрение к себе, увеличивая конфликт между реальным "Я" и мощным и грозным идеализированным его образом.
Создается замкнутый круг, в котором постоянно циркулирует стремление соответствовать, поддерживать этот "славный" образ путем достижения нереалистичных, а значит, и недостижимых целей. Безжалостные внутренние требования, терзающие невротика, Хорни называет "тиранией долга". Такой человек искренне считает, что он должен быть головокружительно успешным, невероятно точным, всегда и только любящим, абсолютно неэгоистичным, должен иметь особую работу, необыкновенного партнера, самых лучших детей и т.
Системы таких императивов настолько доминируют в сознании невротика, что заслоняют или даже стирают настоящие и здоровые желания до такой степени, что несчастный не различает, в чем он в действительности нуждается и что он просто должен делать в жизни. По мнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может помочь человеку преодолеть сильное и болезненное стремление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации. Цель психотерапии Хорни видит в необходимости помочь больному неврозом осознать свой "идеализированный образ" и его функции, тем самым показав, что подобные попытки разрешения конфликта не приводят к желаемому результату.
В процессе аналитической работы она стремится путем раскрытия Идеализированного "Я" помочь пациенту в его подлинно человеческом развитии, в развертывании его тенденций к самореализации, к переориентации мыслей, чувств и жизненных планов. Осознание больным различных факторов своего существования должно быть действительным знанием, что достигается посредством эмоционального переживания. Аналитическую работу Хорни дополняет психосинтезом, пробуждением у пациента конструктивных сил, стремления к саморазвитию.
Самореализация означает готовность к глубокому переживанию своих желаний и чувств, к выявлению своего предназначения в жизни и принятию ответственности как за себя, так и за других людей, к установлению дружеских, эмоционально окрашенных межличностных связей. В целом психотерапия служит устранению разрыва между Реальным "Я" человека и его Идеализированным "Я", образующимся в процессе невротического развития личности. Аналитическая психотерапия: Юнг Цель терапии заключается в том, чтобы по возможности "позволить чистым переживаниям определить терапевтические цели.
Терапевтический процесс Разнообразие и диалектика. Все пациенты разные и требуют разнообразных, гибких подходов к вмешательству: "метод вмешательства определяется преимущественно природой случая... Жесткое применение отдельной теории или метода следует считать в корне ошибочным".
Характеристики психотерапевта. Терапевт - это человек, гуманный участник терапевтического процесса, уважающий пациентов и их взгляды. Кроме того, важнейшим качеством терапевта является заботливое, внимательное отношение к пациенту.
Вмешательство можно разделить на четыре этапа, которые не обязательно следуют один за другим или исключают друг исповедь катарсис , толкование достижение понимания или инсайта , обучение переучивание и трансформация на пути к целостности и индивидуации. Сознательный разум пациента находит во враче моральную поддержку в борьбе с неуправляемым влиянием травматического комплекса. Индивид больше не одинок в борьбе с этими стихийными силами, ему протягивает руку помощи заслуживающий доверия человек, наделяя моральной силой для противодействия тирании бесконтрольных эмоций.
Благодаря этому подкрепляются объединяющие усилия сознательного разума пациента, пока он не обретает власть над мятежными эмоциями". Абреакция, катарсис, исповедь, таким образом, выполняют функцию поддержки пациента в его борьбе с сильными эмоциями. Следует помнить, что "мать" в действительности - это имаго, просто психический образ, имеющий различное, но всегда важное бессознательное содержание.
Поэтому регрессия только внешне приводит к матери; в действительности это ворота в бессознательное, в "царство Матерей". Каждый, кто вступает в это царство, подвергает свою сознательную Эго-личность контролирующему влиянию бессознательного; если человек вовремя заметит свою ошибку или решит, что с ним сыграли злую шутку, он станет отчаянно защищаться, хотя это сопротивление к добру не приведет. Перенос, перенесение прошлых неразрешенных переживаний особенно в отношении собственных родителей на терапевта может быть важной частью терапии.
Для разрешения аспектов переноса требуется предпринять четыре шага: 1 "помочь пациенту осознать субъективную значимость личных и безличных содержательных элементов переноса"; 2 "установление различия между личными и безличными содержательными элементам"; 3 "разграничить личное отношение к психоаналитику от безличных факторов" и 4 объективизация безличных образов. Во время вмешательства может проявиться еще одна форма переноса - архетипический перенос то есть перенесение архетипических, древних элементов на психоаналитика , который также требует дальнейшего анализа. После толкования мы переходим к третьему этапу, обучению.
Это период переучивания, подобного просветительскому методу Адлера. Последним идет этап трансформации. Это нечто большее, чем исповедь, толкование или обучение.
Трансформация - процесс более высокого уровня, это самореализация, движение по пути индивидуации. Этот этап - целиком и полностью заслуга Юнга, здесь проявились его уникальные идеи и мысли о личности и терапии Adler, 1967. Работа на этом этапе строится на предшествующих терапевтических усилиях.
Терапевты продолжают применять некоторые, если не все, из ранее использованных техник например, катарсис, работа со сновидениями. Все три этапа могут проходить одновременно и являются важными аспектами одной и той же проблемы; они сосуществуют, подобно исповеди и отпущению грехов. То же самое можно сказать и о четвертом этапе трансформации: он не претендует на исключительность и истину.
Его задача устранить недостатки, оставшиеся после предыдущих этапов; он призван удовлетворить дополнительные и все еще не удовлетворенные потребности" Техники терапии "Ход вмешательства... Юнг редко высказывался о своей аналитической практике; он всегда отказывался изложить технические правила, и мало что известно о проведенных им психотерапевтических вмешательствах". Частично об этом шла речь выше, при описании второго этапа терапевтического процесса, толкования.
Анализ переноса, наряду с другими возможностями, включает 1 осознание и интеграцию комплексов и 2 осознание и ассимиляцию собственной тени Анализ сновидений. Психотерапевт занимается анализом сновидений, поскольку "сновидение есть выражение бессознательного" "сновидение описывает внутреннее состояние спящего" "сновидения дают информацию о скрытой внутренней жизни, показывают пациенту те компоненты его личности, которые... Действительно, анализ сновидений служит "наиболее важным методом проникновения в патогенетические конфликты" "Поскольку...
Таким образом, интерпретация играет ключевую роль в анализе сновидений.
Но это не единственное преимущество когнитивно-поведенческой терапии. Достоинств у такого подхода много: это одна из наиболее изученных методик психотерапии, высокая эффективность которой доказана многочисленными клиническими исследованиями; относительная краткосрочность — на решение проблемы требуется от 10 до 20 консультаций; прочный научный фундамент — КПТ основана на нейробиологии, психологии, психофизиологии и других научных дисциплинах; понятный план действий — психотерапевт обсуждает ход лечения с пациентом и строго его придерживается; курс сессий нацелен на решение конкретных задач, которые проговариваются на старте; пациент активно участвует в процессе — не только усваивает новые знания и навыки, но и учится их применять в конкретных ситуациях. Методы, техники, упражнения КПТ В распоряжении когнитивно-поведенческих психотерапевтов множество методов, техник, упражнений, которые помогают решить конкретную задачу: распознать когнитивные искажения, проанализировать момент их появления и найти пусковой ключ, разобрать паттерны неконструктивного поведения, а затем — выстроить новый алгоритм действий и закрепить его как правильный.
Это позволяет снизить уровень напряжения, тревожности, устранить негативные переживания, выровнять психоэмоциональное состояние пациента. Методы Когнитивная терапия. Пациент уверен, что его жизнь — сплошная черная полоса, а сам он — неудачник. Психотерапевт помогает выработать позитивное отношение к своей жизни и научиться принимать себя со всеми недостатками и достоинствами.
Реципрокная ингибиция. Негативные мысли, эмоции, паттерны поведения замещаются позитивными. Подавить тревогу, страх можно, если включить противоположные раздражители — релаксацию или гнев. Важный момент: при удалении неправильного элемента нужно обязательно заполнить образовавшийся пробел.
Человек находится во власти иррациональных установок — «должен», «нужно», «следует», воспринимает происходящие события именно с позиции этих стереотипов, а затем действует на основе своих интерпретаций.
Игра позволяет ребенку включиться в практику новых социальных отношений в процессе специально организованных игровых занятий. Положение концепции личности С. Рубинштейна 1973 о формах психологических контактов между людьми. В практике психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии существуют различные модели понимания и объяснения причин нарушения развития. Биологическая модель связывает нарушения в развитии со снижением темпа созревания структур мозга. В соответствии с медицинской моделью нарушения в развитии ребенка объясняются с точки зрения логики заболевания: этиологии, патогенеза, клинических проявлений. В интеракционисткой модели в качестве ведущей причины отклонений в развитии рассматривается нарушение взаимодействия личности и среды. В педагогической модели среди причин нарушений развития на первый план выступают явления социальной и педагогической запущенности.
В деятельностной модели объяснение причин неблагополучия ребенка связывается с несформированностью ведущего вида деятельности. Следует отметить, что эффективность психологической коррекции в значительной степени обусловлена не только глубоким анализом причин нарушений развития у ребенка, но и учетом клинико-психологической структуры дефекта. Принципы психологической коррекции выступают в качестве основополагающих идей, обязательных требований к ее проведению. В качестве основных принципов психологической коррекции выступают принципы единства диагностики и коррекции, нормативности развития, личностного подхода, принцип коррекции «сверху вниз», деятельностный принцип коррекции, принцип системности, каузальный принцип, временной принцип психокоррекции развития психической деятельности. Рассмотрим сущность каждого из принципов. Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение целостности образовательной практики. Тщательно рассмотренный в работах Ученых И. Дубровиной и Д. Эльконина, данный принцип считается главным принципом для всей коррекционной работы, потому что ее результативность находится в зависимости от комплексности, глубины предыдущей диагностической работы.
Результаты диагностического исследования являются основополагающими для планирования и проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий [5]. Подобная диагностика носит комплексный характер, она требует применения системы взаимосвязанных психологических методик, направленных на изучение различных сторон психического развития ребенка, его познавательной деятельности, личности, общения и деятельности. При этом важное значение имеют методики, сконструированные по типу естественного эксперимента путем моделирования реальной деятельности в группах и парах, применения игровых диагностических процедур, использования групповых дискуссий.
Эта проблема оказывается для них нередко неразрешимой. Тогда учитель указывает путь ее решения. Изложение знаний, т. В процессе изложения знаний учитель выделяет существенные признаки, варьируя несущественные, ведет учащихся, опираясь на чувственную основу, к выводам, правилам, обобщениям. Объяснение нового материала во вспомогательной школе не должно быть продолжительным, особенно в младших классах. На одном уроке излагается небольшой по объем материал. Изложение учитель может иногда прерывать вопросом, обращенным к учащимся: «Как вы думаете, что нужно делать дальше?
Вопросы ставятся для того, чтобы выяснить, понимают ли учащиеся излагаемый материал, успевают ли следить за изложением или внимание их отвлечено. Они активизируют и познавательную деятельность учащихся, позволяют направлять их внимание. Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом. Однако метод изложения знаний требует максимума активности от учителя, а не от учащихся. Этим требованиям отвечает использование метода беседы, особенно эвристической. После беседы учитель должен дать учащимся образец ответа в виде связного рассказа. Например, после беседы и выводов о количестве элементов в прямоугольнике и свойствах его углов и сторон учитель дает образец ответа детям: «Прямоугольник имеет 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Все углы у прямоугольника прямые.