При этом он не исключает, что несмотря на достаточно успешное сотрудничество молдавских и приднестровских элит, конфликт в Приднестровье может быть разморожен. По словам приднестровского политолога, позиция Российской Федерации заключается в том, чтобы в Приднестровье не ухудшилась жизнь ее соотечественников. За независимость Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) и её последующее свободное присоединение к Российской Федерации (РФ) высказались 97 % граждан Приднестровья, принявших участие в референдуме. Елена, ПМР-Приднестровско Молдавская Республика входит в состав Республики Молдова это большой кусок земли который Молдавия не может контролировать. Приднестровье в одностороннем порядке провозгласило независимость от Молдовы в 1993 году, однако ни одна страна мира не признала его в качестве самостоятельного образования.
Страна, которой нет на карте — ПМР не признают члены ООН
- Приднестровье: как жить 30 лет в статусе непризнанного государства
- Разговоры о референдуме
- Причины конфликта
- Признание Приднестровья откладывается до появления общей границы с Россией
- Реакция России на обострение ситуации в Приднестровье
Сможет ли Россия защитить Приднестровье в случае официального признания ПМР
По словам приднестровского политолога, позиция Российской Федерации заключается в том, чтобы в Приднестровье не ухудшилась жизнь ее соотечественников. России глава приднестровского парламента также просил принять ПМР в состав РФ. Как Россия может обеспечить неприкосновенность Приднестровья от атаки ВСУ. Может ли Россия аннексировать Приднестровье?
«Шутки закончились». Почему НАТО не начнет войну с РФ из-за Приднестровья
Понимая невозможность для России в современных политических условиях, и при современном состоянии международного права, положительно решить вопрос признания ПМР, руководство и народ республики постоянно ищут пути сближения с Россией. На современном этапе один из таких путей, который поддерживает Россия, реализуется посредством интеграции Приднестровья через евразийское пространство. В республике официально принята концепция «Евразийский регион «Приднестровье» По определению Н. Штански, этот проект «предполагает разработку и внедрение механизмов экономической и гуманитарной интеграции Приднестровья и отдельных региональных субъектов государств евразийского пространства в рамках негосударственной структуры» [4,153]. Для осуществления проекта создано необходимое информационное обеспечение, в развитии экономической интеграции задействованы бизнес-структуры.
Но и в этом вопросе возникают проблемы, связанные с неопределённостью международного статуса республики. Россия с течением времени меняла своё отношение к праву наций на самоопределение: от поддержки такого права до фактического его отрицания, или некой двойственной позиции. В отношении ПМР такая позиция нашла отражение в непризнании её государственного суверенитета со стороны РФ, но признании необходимым сохранения за ней определенного территориального статуса. В приднестровском вопросе в политике России сложилось несколько взаимосвязанных тенденций.
Первая тенденция характеризуется активным участием России в процессе приднестровского урегулирования, особенно со времени военного конфликта Молдовы и Приднестровья до начала 2000-х гг. Вторая тенденция касается деятельности России в связи с ее геополитическими интересами. Автор полагает, что именно усиливавшаяся в начале 1990-х гг. В данном случае просматривается стремление России к активности на европейской политической сцене.
Отсюда идея встраивания миротворческого процесса в Молдове в европейский вектор российской внешней политики и в процесс интеграции в европейскую систему безопасности. Правовой основой отношений ЕС и России является масштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Иллюстрацией такого подхода является также попытка оформить так называемый Мезебергский процесс, ставший пилотным проектом для улучшения отношений РФ с Европейским союзом, в том числе по вопросам приднестровского урегулирования. Третий подход можно условно назвать прагматическим.
Он заключается в том, что Россия стала чаще использовать принцип нейтралитета. Суть состоит в том, что российская политика должна создавать факторы, не допускающие утраты Молдовой нейтрального статуса и соответственно ослабляющие возможность ее вступления в НАТО, а также обеспечивающие большую возможность двум противостоящим сторонам самим определяться относительно своего устройства.
В новых же реалиях внимание Кремля переключилось на ЛДНР, а механизмы финансирования приднестровского «форпоста» и вовсе подвели под аудит. Определенная доля правды в его словах была, это следует признать сразу. Украина для приднестровских элит не просто сосед. И дело тут даже не в том, что около трети населения ПМР — этнические украинцы. В боевых действиях на стороне приднестровцев в 92-м, на этапе зарождения Приднестровья, активно участвовали при неофициальной поддержке Киева и украинские радикалы.
В последующие годы именно украинские власти содействовали экономическому и финансовому становлению приднестровского анклава, включив его в поток товарооборота Одесского порта и превратив «серую зону» в рай для направленных в Евросоюз грузов. В дальнейшем тесное сотрудничество приднестровских элит и украинских силовиков привело к превращению тираспольского холдинга «Шериф» в экономическую империю — с активами на Украине, в Молдове, в Румынии, Австрии, Германии, с бизнес-интересами на евразийском и африканском континентах, с миллионными счетами, объектами недвижимости в странах G7 и т. О степени украинского влияния на Тирасполь говорят простые факты: вся информационная инфраструктура Приднестровья, включая телефонную связь и интернет, замкнута на Украину. Владелец «Шерифа» Виктор Гушан является гражданином Украины и одним из ключевых инвесторов в туристические объекты одесского побережья. В небольшом приморском городке Вилково находится и его собственное имение.
Решения ПАСЕ не имеют никакой юридической силы, бестолковость и никчемность этой «панъевропейской» организации становятся все более очевидными. Но эта оценка имеет символическое значение в том плане, что она фактически отделяет Приднестровье от Молдовы в условиях, когда между Россией и Западом опускается новый железный занавес». Все внимание сегодня сосредоточено на Украине, все ждут, чем завершится идущая там спецоперация. Втягивать другие страны в этот конфликт вроде бы никто пока не собирается. ПАСЕ, похоже, уже определила, чем все закончится. Приднестровье, решили в ПАСЕ, — это оккупированная Россией территория, то есть де-факто не Молдова», — полагают «Молдавские ведомости». Грузии и Украине тоже так говорили. И добавляют: «Примечательно, что главными инициаторами поправки о признании Приднестровья оккупированным Россией регионом выступили представители Румынии. Это логично.
Даже если не принимать во внимание этнический состав населения Приднестровья и историческую взаимосвязь его территории с молдавскими государствами, так или иначе, не существует международных норм, позволяющих считать достаточным юридическим обоснованием территориальных претензий лишь этнические и исторические факторы. Выступая 13 июня 2017 года в Оксфорде, президент ПМР Вадим Красносельский озвучил тезисы, подтверждающие официальную позицию. Указывается, что власти Молдовы добровольно отказались признавать законность существования МССР, а потому при провозглашении независимости использовали не право союзной республики на выход из состава СССР, а право народов на самоопределение. По мнению представителей ПМР, образование Приднестровской Молдавской Республики полностью соответствовало существовавшим на тот момент 1991 год законам и требованиям международного права [2]. Основой создания ПМР её сторонники называют гуманистические, гражданские и полиэтнические принципы, противопоставляя их националистическим мотивам образования Республики Молдова [2] [9]. Официальные позиции[ править править код ] Переговоры президентов России и Приднестровья Ни одно государство, входящее в ООН , не признаёт государственности и суверенности ПМР на подконтрольной ему территории, которая считается ими конституционной частью Республики Молдова.
Мятежный регион: что происходит в Приднестровье и возможна ли там новая война
— Приднестровье остается сейчас единственной непризнанной республикой на постсоветском пространстве, и не признает ее ни одно государство — член ООН, включая Россию, которую Тирасполь считает своим главным партнером и союзником. Сейчас Россия признает Приднестровье частью Молдавии. Очевидно, в таком варианте имеет смысл вначале задавать вопрос о признании независимости Приднестровья, а только потом о его включении в состав РФ, резюмировал собеседник издания. В Кремле все предыдущие десятилетия независимость Приднестровья не признавали.
Приднестровье пока не намерено обращаться с просьбой о включении в состав России
Глава МИД непризнанной республики Виталий Игнатьев в интервью RTVI заявил, что пока приднестровские власти не собирались обращаться к Москве с просьбой о включении в состав России. Глава МИД непризнанной республики Виталий Игнатьев в интервью RTVI заявил, что пока приднестровские власти не собирались обращаться к Москве с просьбой о включении в состав России. В 1990 году депутаты Приднестровья провозгласили создание Приднестровской Молдавской ССР в составе СССР. Только Россия не приняла почему-то в свои «объятья» Приднестровье после его проведения. Может ли Россия аннексировать Приднестровье? Признавала Приднестровье и самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика до 2023 года, когда перестала существовать.
Приднестровье пока не намерено обращаться с просьбой о включении в состав России
С тех пор Россия не признала независимость Приднестровья, и причины этого решения многообразны. Таким правом Россию наделило население Приднестровья на референдуме в 2006-м. Накануне очередного послания президента России Федеральному Собранию в одном из осколков Русского мира – Тирасполе пройдёт съезд депутатов всех уровней Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Глава МИД непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) Виталий Игнатьев заявил, что регион нацелен на получение независимости с последующим присоединением к России в соответствии с результатами референдума 2006 года.
Варламов: Почему Россия не признала Приднестровье
В 2020 году президент Молдавии Игорь Додон пообещал предоставить Тирасполю некие гарантии и широкую автономию. Он убежден, что у Приднестровья нет будущего отдельно от Молдавии. Новый виток В 2022 году на фоне спецоперации на Украине в Приднестровье снова начались провокации. В апреле там произошли три теракта, за которыми предположительно стоят украинские спецслужбы. Их мишенью также стало здание Министерства государственной безопасности Приднестровья — его обстреляли из гранатометов. В непризнанной республике был введен красный уровень террористической угрозы и даже был отменен парад 9 Мая. В непризнанной республике до сих пор проживают около 220 тысяч российских граждан, которых продолжают притеснять власти Молдовы. Это связано с их представлением о том, что в этом случае Россия будет вынуждена перебросить часть сил и средств на приднестровское направление, тем самым ослабив давление на ВСУ на юго-восточном и восточном направлениях", — считает историк Наталья Харитонова.
Если ситуация будет обостряться, и не спровоцированно со стороны Приднестровья перейдет к военным действиям, здесь ничего нельзя гарантировать, в том числе и в отношении признания Приднестровья», - сказал парламентарий. Затулин подчеркнул, что на сегодняшний день к вопросу признания Приднестровья надо подходить осторожно. Пока мы, в свою очередь, не можем обеспечить непосредственную поддержку Тирасполя в условиях спецоперации, не вышли на границы Приднестровья, наша позиция должна быть осторожной. Что будет завтра, зависит не только от нас, но и от руководства Молдовы, и от Украины тоже.
Но при этом исторических противоречий, где Приднестровье — это одна страна, а Молдова — другая, нет", - считает эксперт. Как бы ни относились к Абхазии, привел пример Журавлев, это национальное государство. Именно поэтому, в отличие от многих других стран, Россия его признала.
В ответ 27 августа 1989 года в Кишиневе по инициативе националистического "Народного фронта Молдовы" прошло т. Великое национальное собрание, участники которого потребовали придания статуса государственного исключительно молдавскому языку.
Русский получил статус языка межнационального общения. После этого в Приднестровье начались массовые акции протеста. Плебисцит проходил с января 1990 года в течение многих месяцев. Власти Молдавской ССР объявили его незаконным. Кишинев, объявив действия приднестровцев незаконными, отказался от политических средств урегулирования ситуации. Власти Молдавии попытались с помощью военной силы установить контроль над территорией региона. Основные боевые действия развернулись в марте - июле 1992 года. Прекращение огня было достигнуто 21 июля 1992 года, когда в Москве президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур в присутствии лидера непризнанного Приднестровья Игоря Смирнова подписали Соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. В соответствии с документом удалось разъединить противоборствующие силы и создать между ними зону безопасности протяженностью 225 км и шириной 12-20 км.
В зону безопасности были введены совместные миротворческие силы. Попытки урегулирования конфликта Начиная с 1993 года Кишинев и Тирасполь ведут переговоры о правовом статусе Приднестровья. Молдавия выступает за предоставление Приднестровью статуса особого автономно-территориального образования в составе республики. Согласно документу Приднестровье получило статус "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью" Молдавии. Закон был принят в одностороннем порядке, без консультаций с Тирасполем. Власти непризнанной республики заявили, что решение Кишинева "практически похоронило план приднестровского урегулирования". Власти Приднестровья заявили, что вопрос о возможном вхождении в состав РФ будет рассматриваться только после международного признания независимости региона, а итоги голосования "будут положены в основу позиции Тирасполя на переговорах по приднестровскому урегулированию". Отношения Кишинева и Тирасполя ухудшились после избрания в 2020 году президентом Молдавии Майи Санду от проевропейской Партии действия и солидарности. Официальный Кишинев взял курс на сворачивание всех форм взаимодействия с Приднестровьем, включая отказ от ранее достигнутых договоренностей.
Варламов: Почему Россия не признала Приднестровье
Москву, по мнению молдавского политика, подталкивают к признанию независимости Приднестровья. ПАСЕ приняла резолюцию об «оккупации» Молдавии военными России в 1992 году, «игнорируя наличие договора между РМ и РФ о дружбе и сотрудничестве, а также соглашение, подписанное президентами двух стран о прекращении вооруженного конфликта в Приднестровье», сказал «НГ» лидер молдавских социал-демократов Виктор Шелин. Добавив, что «Молдова — нейтральная страна и не нужно втягивать ее в геополитический конфликт с Россией». Молдове не нужно было объявление Приднестровья оккупированной территорией, это провокация. Россию провоцируют решить судьбу Приднестровья по принципу бесплатного сыра в мышеловке: либо включить Приднестровье в состав Украины или Новороссии, либо признать независимость непризнанной республики. Цель — обвинить в итоге РФ в территориальном разделении Молдовы, ужесточить санкции против России или объявить ей войну.
Запад раздражает то, что Россия не разрывает этот договор как и Молдова и остается миротворцем в регионе. Инициаторы объявления Молдовы «оккупированной» страной фактически стремятся разморозить приднестровский конфликт, вмешиваясь во внутренние дела РМ без ее согласия, с нарушением конституционных норм», — сделал вывод молдавский политик. Это первое официальное признание Приднестровья «оккупированной территорией» на таком уровне, пишет газета «Молдавские ведомости».
Декларация о независимости Молдовы не содержит никаких юридически значимых обоснований для претензий этого государства на левобережную часть бывшей МССР, поскольку содержит лишь формулировку, что издавна населенное молдованами Приднестровье является составной частью исторической и этнической территории нашего народа.
Даже если не принимать во внимание этнический состав населения Приднестровья и историческую взаимосвязь его территории с молдавскими государствами, так или иначе, не существует международных норм, позволяющих считать достаточным юридическим обоснованием территориальных претензий лишь этнические и исторические факторы. Выступая 13 июня 2017 года в Оксфорде, президент ПМР Вадим Красносельский озвучил тезисы, подтверждающие официальную позицию. Указывается, что власти Молдовы добровольно отказались признавать законность существования МССР, а потому при провозглашении независимости использовали не право союзной республики на выход из состава СССР, а право народов на самоопределение. По мнению представителей ПМР, образование Приднестровской Молдавской Республики полностью соответствовало существовавшим на тот момент 1991 год законам и требованиям международного права [2].
Основой создания ПМР её сторонники называют гуманистические, гражданские и полиэтнические принципы, противопоставляя их националистическим мотивам образования Республики Молдова [2] [9].
Согласно документу Приднестровье получило статус "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью" Молдавии. Закон был принят в одностороннем порядке, без консультаций с Тирасполем. Власти непризнанной республики заявили, что решение Кишинева "практически похоронило план приднестровского урегулирования". Власти Приднестровья заявили, что вопрос о возможном вхождении в состав РФ будет рассматриваться только после международного признания независимости региона, а итоги голосования "будут положены в основу позиции Тирасполя на переговорах по приднестровскому урегулированию". Отношения Кишинева и Тирасполя ухудшились после избрания в 2020 году президентом Молдавии Майи Санду от проевропейской Партии действия и солидарности. Официальный Кишинев взял курс на сворачивание всех форм взаимодействия с Приднестровьем, включая отказ от ранее достигнутых договоренностей. Переговоры с Тирасполем не проводятся. Обстановка в Приднестровье осложнена и из-за нестабильной ситуации в соседней Украине, где в 2014 году новые власти начали репрессивную политику в отношении граждан Донбасса.
Российские миротворцы в Приднестровье 29 июля 1992 года в зону безопасности, созданную в соответствии с соглашением о принципах мирного урегулирования конфликта, были введены совместные миротворческие силы СМС , в состав которых вошли российские, молдавские и приднестровские военные. Зона состоит из трех участков - северного, центрального и южного. В ней также определен район с повышенным режимом безопасности центр - город Бендеры. Разделительная зона безопасности расположена по реке Днестр в удалении от приднестровского участка молдавско-украинской границы. В непризнанной республике также дислоцирована Оперативная группа российских войск ОГРВ численностью около 1 тыс. В их задачи входит охрана складов, где хранится свыше 20 тыс. Вывоз боеприпасов был заблокирован властями Приднестровья на фоне обострения отношений с Кишиневом. Кроме того, ОГРВ оказывает поддержку миротворцам, которые фактически оказались в блокаде после того, как Украина на своей территории перекрыла пути их снабжения. С 2010-х годов власти Молдавии требуют вывести российских военных из Приднестровья и преобразовать нынешнюю миротворческую операцию в многонациональную миссию гражданских наблюдателей.
В этом вопросе Молдавию поддерживает официальный Киев, денонсировавший в 2015 году соглашение с Москвой, по которому осуществлялось снабжение через Украину российского контингента СМС. Тирасполь выступает против вывода миротворцев РФ, считая их гарантами своей безопасности. Россия в свою очередь неоднократно заявляла, что готова вывести миротворцев, но после нормализации обстановки в регионе.
По словам эксперта, вооруженные силы Приднестровья — порядка 30 тысяч штыков, кроме того, есть и резервы. Если кто-то собирается туда зайти, это будет не просто прогулка», — пояснил политолог. Ну, просто потому что никто их больше не будет защищать, и поэтому они готовят документы для того, чтобы Россия рассмотрела вхождение Приднестровской Молдавской Республики состав Российской Федерации. Исходя из этого в Тирасполе уже и будут решать проблемы взаимодействия с соседями, которые так агрессивно к ним относятся», — заключил Кошкин. Политолог Владимир Киреев полагает, что Москва вряд ли будет активизировать военные действия против Молдавии в связи с заявлением приднестровских парламентариев.
Дело в том, что спецоперация в Молдавии может усложнить и без того неспокойную обстановку на международной арене. Эксперт убежден, что желание приднестровцев войти в состав России может быть осложнено географическими причинами.