Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu.
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО | | Новости | Напомним, Айя-София была построена во времена Византийской империи и стала главным храмом страны. После завоевания Константинополя (ныне Стамбула) в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов | Вход в Большую мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов, сообщил 31 октября министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. |
«Завоевание Константинополя 2.0»: Айя-София стала мечетью | Статьи | Известия | Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). |
Фрагменты двух БПЛА нашли после пожара на заводе — ростовский губернатор | Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января. |
Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО
Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции.
Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы. Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет.
Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях. Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно. В частности, министр иностранных дел Греции Дендиас заявил, что в интересах Турции — все же сохранить Святую Софию в качестве музея, и что именно этим руководствовался Ататюрк в прошлом веке. Госсекретарь США Майк Помпео тоже призвал сохранить за собором музейный статус — по его мнению, так Турция продемонстрирует готовность уважать всю историю своего государства.
Что касается России, то на уровне МИД реакция была сдержанной — там напомнили, что произошедшее событие является исключительно внутренним делом Турции. Но в Русской православной церкви заявили, что призывы превратить храм в мечеть недопустимы, а сам собор — «общехристианская святыня» и построен он был как христианский храм.
Комментарии 0 Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт Последние.
Причем благодаря системе арок и большого количества окон между ними создается впечатление, будто купол парит в воздухе. Купол Айя Софии Сегодня в облике собора Святой Софии уникальным образом сочетается византийская и османская эстетика.
Например, мы видим, как христианский храм с величественным куполом в османскую эпоху «оброс» мусульманскими минаретами. Четыре беломраморных минарета украшены изысканными узорами и арабской каллиграфией. А недалеко от места, где когда-то короновали византийских императоров так называемый Омфалион, справа от алтаря — огороженный участок с выложенными цветным мрамором окружностями разных размеров , расположилась ложа султана, стоящая на пяти колоннах и отделанная ажурной позолоченной решеткой она слева от алтаря. А ещё справа от алтарной части появилась красивая мраморная кафедра XVI века, откуда произносил проповеди имам — эту трибуну называют минбар. Византийские мозаики и христианские изображения уживаются в одном здании и соседствуют с написанными арабской вязью сурами из Корана. Например, под куполами красуются массивные круглые щиты с золотой арабской вязью на черном фоне между прочим, это крупнейшие образцы арабской каллиграфии в мире! А вот еще интересная «встреча» двух религий.
В алтарной части собора османы оборудовали молитвенную нишу михраб, в которой молился имам мечети. Но им пришлось решить небольшую головоломку. Дело в том, что алтарь собора по христианской традиции ориентирован на восток. А вот михраб должен быть ориентирован в сторону Мекки. Поэтому османам пришлось приспосабливаться и разместить молитвенную нишу под углом. Какие византийские мозаики посмотреть в Айя София Все сохранившиеся мозаики, за исключением трёх, которые находятся на первом этаже, остаются доступны туристов даже после изменений с января 2024, когда туристов стали пускать только на верхние галереи. Итак, на что обратить внимание?
На ней изображен Христос с Богородицей и Иоанном Крестителем, которые предстают перед Христом в молитве за всех людей. Мозаики Айя Софии. Деисус Если пройти по южной галерее дальше, в сторону алтаря то есть к востоку , то вы обнаружите еще две примечательные мозаики. Та, что слева, XI века — на ней изображен благословляющий Христос в синем одеянии, перед которым склоняются императрица Зоя и Константин Мономах. В руках они держат кошелек и дарственную грамоту, которые сообщают об их благотворительной деятельности и богоугодных делах. Мозаики в Айя София.
В результате консервативный электорат стал регулярно поставлять Эрдогану и его партии голоса на выборах. Глава государства также примеряет на себя роль мусульманского лидера. Для мобилизации масс он активно прибегает к риторике в стиле неоосманизма — возрождения турецкого, «османского» могущества. Его превращение Айя-Софии в музей в 1934 году вместе с запретом фески, сменой алфавита и установлением равенства мужчин и женщин было частью реформ по секуляризации общества и формированию светского государства Мустафы Кемаля», — полагает Жан Марку. Из находящихся на территории Турции зданий Айя-Софии стали вновь делать мечети в 2010-е, отмечает The American Conservative. В начале 2013 года церковь Святой Софии в Трабзоне открылась как мечеть. На протяжении полувека это был музей с восстановленными там византийскими фресками. За два года до этого здание собора Святой Софии, находящегося в турецком городе Изник, также превратили в мечеть. Теперь этот самый значительный памятник готики в северной части Кипра — мечеть Селимие. Храм Святой Софии в Трабзоне Фото: commons. С точки зрения цивилизационного наследия это не очень дружественный шаг, полагает эксперт: «Это завоевание Константинополя 2. Турция пытается позиционировать себя как одного из ключевых игроков в трех мирах, в так называемом тюркском мире, новоосманском мире и в исламском мире. И в этой связи Турецкой Республике важно делать символичные шаги, направленные на то, чтобы показать свое величие в этих трех мирах. Один из таких шагов — это превращение собора Святой Софии в мечеть». Помпео призвал Анкару оставить храм Святой Софии музеем Тюрколог отмечает, что Турция стремится показать себя в качестве независимого игрока в мусульманском мире, а также консолидировать консервативный электорат вокруг правящей элиты, поскольку в настоящее время есть большая угроза его раскола. Аватков отмечает, что для России превращение собора Святой Софии в мечеть может иметь несколько последствий. С другой — этот факт демонстрирует нам усиление консерватизма, направленного вовне, что неизбежно будет сказываться на политике Турции на постсоветском пространстве, не говоря уже о пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. А это теоретически может увеличить конфликтную базу Анкары с разными странами, в том числе с Москвой», — рассказал тюрколог «Известиям».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ранее подписал указ о превращении Айя-Софии в мечеть
- В Турции вход в мечеть Айя-София станет платным для иностранцев - Ведомости
- В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе |
- Сотни человек в Стамбуле требовали снова превратить собор Айа София в мечеть -
- Содержание
- Вход в Айя-Софию снова станет платным для иностранцев // Новости НТВ
- Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года
В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео)
Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert?rk. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
В Турции отреставрируют мечеть Айя-София
На них запечатлены частично поврежденные императорские ворота. Кроме того, ранее уже появлялись другие свидетельства пользователей, заметивших похожие на следы ударов отметины на внутренних стенах сооружения, передает Tengrinews. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб.
В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года.
Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами.
Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора. Именно у омфалиона один из священников патриаршей делегации неожиданно пропел «Аллилуйя». Звук вознесся к 30-метровому в диаметре и 56-метровому в высоту куполу и потом отразился чуть ли не во всех уголках строения. Пройти в глубь молитвеннного зала могут только мужчины.
Фото автора В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно». Один из поворотных моментов книги происходит в Святой Софии. Помню, тогда я просто бродила по храму и пыталась соединить прочитанное с тем, что видела тогда.
Оксана Головко Что думают об этом эксперты Фото: unsplash. Чем обоснован этот шаг президента Реджепа Тайипа Эрдогана и как новый статус памятника скажется на его доступности для посетителей со всего мира, «Правмиру» рассказали византолог Алексей Лидов и востоковед Александр Васильев. Собор Святой Софии — бывший патриарший православный храм, построенный в VI веке нашей эры. До завоевания Константинополя собор был центром православного христианства. После покорения города османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей. Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран. Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог.
Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир. Туристы не доверяют качеству аудиоэкскурсий. Один из них пишет, что пожалел, взяв аудиогид в одном из музеев: «В Википедии и на других ресурсах и то больше написано было. Неужели и здесь будет так же? Зданию более 1500 лет, его надо беречь». Раньше гиды брали плату за экскурсии, теперь средствами будет распоряжаться непосредственно мечеть», — уверены туристы.
Фрагменты двух БПЛА нашли после пожара на заводе — ростовский губернатор
Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert?rk. Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть. 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. Согласно решению турецких властей, храм Святой Софии в Стамбуле снова превращён в мечеть, несмотря на многочисленные протесты и обращения со стороны христиан всего мира. Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. Посещение мечети Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранных туристов станет платным с 2024 года, заявил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. По его словам, которые приводит РИА Новости, новое правило начнет действовать с 15 января.
Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии
В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей. Почему Святую Софию опять решили превратить в мечеть?
Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии
Бригады Управления охраны окружающей среды и контроля муниципалитета очистили интерьер и окрестности исторической мечети. Ковры были пропылесосены, полки для обуви и интерьер мечети были опрысканы дезинфицирующими средствами. Фонтан для омовения, внутренний двор мечети и площадь мечети были обработаны. После процесса очистки внутри и снаружи здания была распылена розовая вода — традиционный метод, восходящий к эпохе Османской империи.
Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали.
Госдума составила обращение к Великому национальному собранию Турции по вопросу Софийского собора. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что для многих туристов, включая россиян, собор не только имеет значение как шедевр мировой архитектуры, но и несет «сакральную, духовную ценность». В США призвали турецкие власти сохранить за собором статус музея «как пример приверженности уважению религиозных традиций и исторического многообразия» и оставить его доступным для всех. По словам госсекретаря Майка Помпео, статус музея позволяет людям со всего мира получать доступ к этому «великолепному достижению». Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на это ответил довольно резко, заявив, что его страна «вправе изменить статус собора, превратив его в мечеть, без учета мнения других стран». В страну перестанут пускать имамов из-за рубежа и запретят внешнее финансирование религиозных объектов Дальновидный Ататюрк Собор Святой Софии освятили 27 декабря 537 года.
Для христиан по всему миру, в том числе для российских, этот храм имеет большое значение. Согласно легенде, именно здесь послы князя Владимира впечатлились красотой богослужения, что повлияло на решение будущего равноапостольного святого сделать Русь христианской. А в 1054 году кардинал папы римского Гумберт вручил патриарху Константинопольскому Михаилу Керуларию документ о его отлучении от церкви: это привело к разделению христианской церкви на православную и католическую. На протяжении веков собор оставался самым большим православным храмом в мире — символом могущества Византийской империи. Но после завоевания Константинополя турками в 1453 году храм превратился в главную мечеть Османской империи, для этого к нему пристроили четыре минарета. В 1934 году Ататюрк решил сделать из Святой Софии музей, сохранив и христианские, и мусульманские элементы убранства.
Официально храм открыл двери как музей 1 февраля 1935 года. Мозаика в южной галерее храма Святой Софии. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. В 2019 году собор Святой Софии стал самой популярной достопримечательностью, его посетили 3 млн туристов, в основном это иностранцы. Превращение музея в мечеть негативно скажется как на имидже Турции, так и на туристической отрасли, которая сейчас из-за пандемии и так сильно пострадала», — рассказал «Известиям» турецкий политолог Серкан Демирташ. Эрдоган поручил своей Партии справедливости и развития изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть, призвав их не торопиться и «быть внимательными».
Сабли, штыки, трубки под прокуренными усами и некто Фёдор Иванович, интеллигентнейшей души человек, освобождает от штукатурки старинные фрески под ржание лошадей. Слыхали - в Петербурге революция? Кавказский фронт распался, реставрационные работы брошены, солдаты дезертировали, фонд русской Трапезундской археологической экспедиции разграблен. Трабзонская Айя-София вновь стала мечетью. Русские ушли, но легче туркам не стало. Османский Ближний Восток изъят французами и англичанами, войска Антанты заняли Стамбул, гарем султана самораспустился в связи с хроническим недофинансированием. Отечество в опасности! Турецкие патриоты во главе с Кемалем Ататюрком поднимают над Анкарой алое знамя с полумесяцем. Новые власти, отбившиеся от интервентов, аннулировали султанат с халифатом и провозгласили светскость одним из принципов Турецкой республики: религии в жизни страны теперь отводилось второстепенная роль.
Оправившись от удара, зажила новой жизнью.
Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть
Решение об отмене статуса музея Айя-Софии было утверждено 10 июля президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Строительство собора Святой Софии началось в 532 году. В течение 916 лет собор считался самым большим православным храмом в мире, а после завоевания города в 1453 году седьмым султаном Мехметом II стал главной мечетью Османского государства. В ноябре 1934 года по решению правительства Турции собор получил статус музея.
Было отмечено, что Азербайджан и Турция поддерживали друг друга в самые сложные периоды своей истории. За последние 20 лет под руководством Президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция прошла большой и славный путь развития и завоевала авторитет в мире. На встрече было отмечено, что Азербайджан и Турция полны решимости и способны реализовать все национальные цели.
Отношения между Азербайджаном и Турцией достигли наивысшего уровня благодаря лидерам наших стран и находятся в стадии перехода в качественно новую плоскость по ряду направлений. На этом визит делегации ПЕА в Турцию завершился.
Та часть, где находятся основные фрески и мозаики, отделена. Ее можно закрыть. Хотя есть и другие варианты — с подсветкой. Насколько я понимаю, турки придумают формулу, по которой фрески будут прикрыты во время молитвы с помощью современных технологий.
Можно ли это назвать преимуществом нового статуса собора? Хотя если умножить примерную цену посещения — 100 лир 15 долларов на 3 миллиона туристов, то получается 45 миллионов долларов. Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным. Религиозная часть общества Турции соотносит присвоение Айя-Софии статуса музея с шагами Ататюрка по секуляризации общества. Для религиозных людей эти шаги воспринимались как отдаляющие от ислама. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен.
Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях. На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии. Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены. Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия. Этот нейтральный статус в большей или меньшей степени всех устраивал как некий компромисс, и то, что сейчас компромисс оказался нарушен, воспринимается как возвращение ко временам Средневековья, как напоминание о тех бедствиях, которые пережили православные народы под турецким владычеством. Еще раз повторю: в православном и в целом христианском мире это решение турецких властей воспринимается с большой скорбью. Но печально, что были проигнорированы позиции других государств, мнения политических лидеров, что этим решением была нанесена рана христианско-мусульманским отношениям, что вновь вызывает большое беспокойство будущее храма Святой Софии. Например, мы знаем, что в мечетях запрещены всякие изображения — так что же произойдет с бесценными мозаиками, которые там сохранились?
На них изображены Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, кроме того, там имеются изображения некоторых представителей византийской истории. Куда все это денется?
Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле — 2024
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы.
Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году.
Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80].
Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77].
Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84].
Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84].
А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети. В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью. Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть.
Года, эпохи и императоров оставим на задний план. Прежде разберем первые вопросы прибывших в Стамбул: почему 1 минарет отличается от 3-х остальных, что за подпорки по наружному фасаду и почему стройматериал не мрамор, а красный кирпич? И что там с куполом? Отвечаем: Минарет из красного кирпича собирали на месте буквально за 2 дня из подручных материалов к пятничной молитве. Контрфорсы добавили в 10-м веке при реконструкции купола и в 16-м придворным архитектором Михмаром Синаном. Он строил мечеть Сулеймание, бани Роксоланы и еще пару сотен объектов в Османской империи. Мраморные плиты и колонны использовались для декорации, а сам храм построен из специального кирпича. В раствор же добавляли крошку кирпича для лучшей схватки. Храм выдержал несколько землетрясений, что нельзя сказать о куполе. Купол оригинальной конструкции возвели в 537-м, но его ждало 3 реконструкции после землетрясений в 558-м, в 989-м году и в 14-м веке. Изначально купол был более плоский, но за время перестроек он стал выпуклым. На сегодня диаметр 31м, а высота 56м. Кому интересный детали рекомендую сайт theatron. Хронология событий Небольшая распальцовка по датам для лучшего запоминания: 330г. В тех же 30-х годах по его приказу закладывают 1-ю базилику в честь Премудрости Божьей. Вот источник. Кувырок в историю По делу… Храм на этом месте существовал с момента основания города, но сегодняшний 532-537гг. После подавления грандиозного восстания Ника, во время которого спалили предыдущую церковь, он решил сбавить обороты, задобрить народ и богов строительством храма. В 537-м на входе в готовый Собор он произнесет известную фразу: «О, Соломон, я превзошел тебя» и ни капли не пожалеет о растрате 3-х годовых доходов империи на строительство. Вплоть до 1520 года — это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор. Первый крупный разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма. Все благодаря стараниям участников 4-го Крестового поход. Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Поговаривают, что останки «скормили собакам» захватившие собор турки. В 1453-м Константинополем овладела Османская империя, а султан Мехмед II на пороге собора качнул весы в сторону «быть мечетью» вместо «сравнять с землей». Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили «под больничку». Собор сегодня мечеть К сожалению, те, кто не успел до памятной даты в июле 2020-го года побывать внутри собора многое потеряли. Да вход в Айю Софию теперь стоит не 10 евро, а совершенно бесплатный, а часы работы лимитируются только намазами. Но многого сегодня уже не увидеть. При входе во внутрь вас все также поразит умопомрачительный объем и волнующая торжественность.
Стоимость билета пока не определена. Храм Святой Софии был основан византийским императором Юстинианом I, строительство завершилось в 537 году. Почти тысячу лет собор оставался крупнейшим в христианском мире. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение 1934 года, в Айя-Софии возобновились богослужения , а вход в мечеть стал бесплатным для всех посетителей, включая туристов.
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
Айя София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Вход в Большую мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов, сообщил 31 октября министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Рейтинг 5,0 на основе 505 оценок и 180 отзывов о мечети «Мечеть Святой Софии», Сиркеджи, Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1. Напишите свой отзыв о мечети. КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ». Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
Мечеть Айя-София или Большая мечеть Айя-София (тур. Стоимость билета в мечеть Айя София (Святая София) является одной из самых высоких в Турции. Почему Святую Софию опять решили превратить в мечеть?