Нравственная ответственность учёных должна проявляться, в первую очередь, в осознании того факта, что научно-технический прогресс может приносить не только пользу, но и нанести вред человечеству. Настоящим ученым может считаться не только человек с развитым интеллектом и способностями, но и человек нравственно ответственный С давних пор ученые отвергали плагиат — присвоение чужих идей. Нравственная ответственность ученых так же заключается в том, чтобы, преследуя цель получения знаний, не причинить вреда человечеству или отдельным людям. Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём проявляется рост влияния науки на современное общевство?
Этические принципы в научном исследовании
- Нравственная ответственность ученых и ее значение
- Важность нравственной ответственности ученых
- В чем проявляется нравственная ответственность ученых в нашем обществе?
- В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Univerkov - образовательный сайт
- Проявления нравственной ответственности ученых в исследованиях
Остались вопросы?
Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.
Если одна и та же идея, опыт, эксперимент разрабатывается несколькими учеными, то авторство, как правило, делится на двоих. Настоящими учеными являются не просто талантливые и образованные люди, которые добиваются больших успехов в научных исследованиях, все они — люди с высокими моральными принципами.
Но на протяжении столетий ученые пытаются понять, где проходит та тонкая грань, если этически приемлемые или, наоборот, не приемлемые опыты, могут в дальнейшем принести огромную пользу человечеству. В качестве примера можно вспомнить эксперименты, проводимые в 1950-х годах Владимиром Демиховом и его двухголовых собак. Нравственно допустимы они были или нет? Однако именно его новаторские опыты привели к целой серии успешных операций, которые в будущем стали основой, на которой выросли и уже много лет проводятся операции по трансплантации органов.
Проявления нравственной ответственности ученых в исследованиях
- ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов
- Проявления нравственной ответственности ученых в исследованиях
- Ответственность ученого
- Ученые и этика
- Ответы и объяснения
Сайт на техническом обслуживании
Нравственная ответственность ученого НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя. Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса. Нравственная ответственность ученых также проявляется в регуляции использования экспериментальных протоколов и методик.
Информация
Ответы: В чём проявляется нравственная ответственность учёных?... | В чём проявляется нравственная ответственность учёных? |
Профессиональная ответственность учёного | Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. |
в чём проявляется нравственная ответственность учёных | Нравственная ответственность ученых – требовательность отношения к чести своего имени; им небезразличен способ получения истины. |
16.2. Наука и нравственная ответственность ученого | В чём проявляется нравственная ответственность учёных? |
Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём ... | Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. |
Этика и наука. Ответственность ученого
Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот. Если говорить кратко, нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких ключевых аспектах. Проблема нравственной ответственности ученого особенно остро встает в таких областях научного знания как генная инженерия, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека.
в чём проявляется нравственная ответственность учёных
Ответственность есть внутренняя основа личности, способной осуществить свободный выбор, свободное решение, свободное действие, определитель меру и качество свободы самореализации личности. Можно назвать ответственность и социальным действием. Ответственность как социальное действие — это осмысленная направленность на самоосуществление в способах общения с другими и миром в целом, направленность на реализацию свободно избранного смысла при готовности дать отчет себе и другим за свой выбор. Однако, называя ответственность внутренней основой личности, мы неизбежно подходим к вопросу, который с неизменностью воспроизводится в философии от Ницше до Деррида: «Нравственно ли и ответственно ли было бы действовать в силу обладания чувством долга и ответственности? Деррида [2, с. И здесь мы разделяем мнение В. Библера, утверждающего, что поступок не имеет однозначной детерминации и нормативной добродетельности. Бессмысленно требовать — живи, как Эдип! Жизнь в таких образцах, включенная в эти нравственные перипетии не может дать образец истинно доброго поведения» [1, с. Ответственность мы бы назвали скорее актуальной возможностью, т.
Виртуальность понимается как нечто, которое в определенных условиях превратится в наличность, и эта наличность существует в виде постоянной возможности. Это придает ответственности и значение способа самоопределения жизнедеятельности человека в социальном времени и пространстве. Проблема ответственности ученого имеет два аспекта: — внутринаучная, профессиональная ответственность; Опираясь на выводы, приведенные ранее, можно выделить следующие нормы и принципы профессиональной ответственности: 1. Личная ответственность за качество и достоверность производимого знания. Личная незаинтересованность, независимость научной истины от личных мотивов и интересов. Обязанность делать общедоступными результаты своей деятельности. Критическое отношение к собственным научным результатам и объективность при оценке чужих результатов. Отказ от соавторства без реального участия в научном исследовании. Недопустимость плагиата в любой форме, обязанность ссылаться на авторов идей.
Научная честность, скромность и корректность. Умение и готовность отстаивать свою позицию невзирая на любые авторитеты и конъюнктуру. Эти нормы можно смело назвать своеобразным профессиональным кодексом ученого. Однако важно не только сформулировать и принять кодекс, но и обеспечить его выполнение. В отношении этой проблемы отчетливо выделяются три подхода: 1. Этический, при котором основной акцент делается на воспитании молодого поколения ученых, повышении роли института наставничества, укреплении авторитета научных школ, оздоровлении морального климата в научном мире. Нормативный подход делает упор на построении эффективной системы контроля за качеством научных результатов. Предполагается повышение ответственности редакторов и рецензентов за качество научных публикаций, создание независимых комитетов, обладающих правом экспертной проверки. Социологический подход акцентирует внимание на внешних факторах воздействия — поощрении оригинальных и результативных исследований, зависимости административной карьеры от научных степеней и званий, приоритетное значение внешних способов оценки научной деятельности количество публикаций, ссылок, индекс цитирования и т.
К внешним аспектам ответственности ученого могут быть отнесены нравственная ответственность за социальные и экологические последствия применения научных открытий, недопустимость проведения научных экспериментов, опасных для жизни и здоровья человека. Кроме того, ученый обязан информировать о возможностях применения полученных научных результатов во вред человеку. Научно-технический прогресс необратим, но это не значит, что человек просто должен приспосабливаться к его достижениям и последствиям. Этим особенно обуславливается ответственность ученого, который действуя с осознанием заложенного потенциала, должен предвидеть все нежелательные результаты и открыто оповещать о них и возможностях их минимизации. Проблема ответственности сегодня осложняется тем, что научные исследования становятся все более масштабными и в этих широких рамках ответственность часто приобретает рассеянный характер. Главная задача для ученых даже в коллективных поисках — то, чтобы ответственность оставалась индивидуальной и реальной, каждый лично отвечал за собственный вклад в общее дело. Это возможно лишь при наличии нравственно самостоятельной личности ученого. Сегодня по-новому необходимо также осмыслить проблему соотношения свободы и ответственности в деятельности ученого. С одной стороны, веками ученым пришлось отстаивать принцип свободы научного поиска от фанатизма и догматизма.
В это время ответственность выступала как честность в получении проверенных, обоснованных знаний, позволяющих преодолеть невежество. В нынешних условиях проявляется амбивалентность между свободой исследования и необходимостью регуляции научного прогресса. Идея неограниченной свободы уже не может приниматься безусловно. Таким образом, в науке сегодня нужна ответственная свобода, а не свободная безответственность. Следует отметить, что этические проблемы не могут быть исключительно общенаучными, отчетливо выделяются частные направления. Среди них можно назвать сегодня экологическую или энвайроментальную этику — направление, исследующее социально-этические аспекты экологии. Моисеев отмечал, что сегодня эти аспекты касаются не только окружающей среды, понятия экологии, политики и нравственности, но и становятся взаимообуславливающими и неразрывно связанными. Ученый ввел в оборот понятие «экологический императив», который обязует запретить любые войны, поддерживать сохранность основных параметров природной среды. Широкую область исследований охватывает биомедицинская этика, касающаяся нравственных аспектов медицинской науки и практики.
К таким аспектам относятся исследования в области трансплантологии и репродуктивных технологий, проблемы эвтаназии и др. Особой областью становится компьютерная этика, связанная с проблемами, возникающими в ходе развития компьютерной техники и технологий и влекущими к негативным последствия. В рамках указанной области обсуждаются такие вопросы, как доступность и распространение сетевыми средствами этически недопустимой информации пропаганда насилия, обесценивание и искажение представлений о ценности человеческой жизни , создание тотальных баз данных о гражданах, компьютерные преступления и др. Этические проблемы, несомненно, касаются и вузовской науки, которая по-прежнему является важнейшим элементом научного потенциала общества. Сегодня, как и все российское общество, вузовская наука пребывает в состоянии глубокого кризиса. Усиливается отток молодежи и наблюдается резкое падение престижа научной деятельности, ухудшается материально-техническая оснащенность и информационная обеспеченность. Финансовые вложения в науку видны только в тех отраслях, которые непосредственно связаны с бизнесом — фармацевтика, медицинское приборостроение и пр. Ученые превратились в одну из наиболее низших и непрестижных групп в обществе, что не имеет вообще прецедентов в истории. Общее количество ученых стремительно сокращается.
Деградирует и система научных коммуникаций, не финансируются и проводятся все реже научные конференции. По аналогии с теневой экономикой появился термин «теневая наука», обозначающий достаточно широкую совокупность негативных тенденций в мире науки. Такими тенденциями можно назвать: 1. Нарушение научным сообществом базовых норм и принципов, регулирующих процесс производства знаний — подделка результатов, подтасовка научных фактов, представление вымышленных и неподтвержденных данных. Нарушение норм оценки и распространения научного знания — положительные рецензии на непрочитанные работы. Нарушение норм, регулирующих отношения внутри научного сообщества — неправомерное использование авторитета и научного статуса. Искажение норм взаимоотношений науки с обществом — представление заведомо искаженных данных. Нарушение общечеловеческих нравственных норм — опыты, проводимые над людьми с риском для их жизни и здоровья. Стирание и размывание этических норм в научной деятельности.
Специфика деятельности вузовского ученого в том, что ведется не только чистый научный поиск, но и преподавание, воспитание нового поколения ученых. На развитие вузовской науки оказывают влияние многие факторы. Мэграт считает одним из факторов, влияющим на университеты, феномен стимулирования общественного спроса. Стимулирование развития потребительского отношения в рамках университета может привести к различным негативным последствиям. Невостребованность научных результатов со стороны общества приводит к тому, что вузы начинают разрабатывать коммерческие проекты, важность знаний определяется их стоимостью на рынке. Становится все более популярным взгляд на образование как на сферу услуг. Еще один фактор, на который указывает ученый, — глобальные экологические проблемы, порождающие широкие фундаментальные научные исследования. Фактором, влияющим на деятельность университетов, является и развитие информационных технологий. Информационные ресурсы предоставляют ученым широкие возможности общения, моделирования различных процессов в исследованиях, использования электронных библиотек.
Наиболее важными этическими проблемами вузовской науки можно назвать: нарушение академического равенства — доступ к высшему образованию не всегда определяется интеллектуальным потенциалом личности. Знания и компетенции не всегда оцениваются объективно.
Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой. Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо как раз они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы ныне не только для ускорения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества. Прогресс - не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье. Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом свобода воли , гносеологическом свобода как познанная необходимость , социально-политическом свобода действий , связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом.
Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т. Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества. Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе. Таким образом вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности. Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей, это бескорыстный поиск и отстаивание истины.
Мертон дает описание этоса науки, который понимается им как некоторый комплекс ценностей и норм, обязательных для человека науки. Нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализм, общность, незаинтересованность бескорыстность , организованный скептицизм. Тотальный характер нарушения этических норм ставит под угрозу функционирование всей науки. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не только этических норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему «социальной ответственности ученого».
Наконец, ученые должны быть готовы к обсуждению своих исследовательских данных и результатов с другими учеными и социальным обществом. Они должны быть открытыми для критики и готовыми отвечать на вопросы, связанные с их исследованием.
Это способствует дальнейшему развитию науки и способствует переходу от научных открытий к практическому применению. Избегание конфликтов интересов и коррупции Конфликт интересов возникает, когда научный исследователь оказывается в ситуации, в которой его личные или финансовые интересы могут повлиять на результаты исследования или его интерпретацию. Такая ситуация может возникнуть, например, если исследователь имеет финансовые связи с коммерческими организациями, которые могут получить выгоду от определенного исхода исследования. Для избегания конфликта интересов ученые должны следовать нескольким основным правилам: 1. Декларирование потенциальных конфликтов интересов. Научные журналы и конференции обычно требуют, чтобы исследователи раскрыли все потенциальные конфликты интересов, которые могут возникнуть в ходе исследования. Это позволяет другим ученым и читателям оценить объективность и достоверность результатов.
Ученый должен быть независимым от внешних влияний, которые могут повлиять на его объективность. Это включает отказ от финансирования от заинтересованных сторон, отсутствие личных связей с организациями, чьи интересы могут быть затронуты исследованием, а также независимость от политических или идеологических мотивов. Ученый должен быть прозрачным в своих действиях и решениях. Это включает описание методологии исследования, раскрытие всех использованных данных и источников финансирования, а также доступность результатов исследования для публикации и обсуждения с сообществом. Коррупция — это незаконные или морально неприемлемые действия, направленные на получение выгоды для себя или других лиц. В научном исследовании коррупция может проявляться, например, в подделке данных, плагиате, фальсификации результатов исследования или сокрытии негативных данных. Для борьбы с коррупцией ученые должны: Соблюдать научную этику.
Это включает честность, точность, независимость и объективность в исследованиях. Действовать в рамках закона. Ученый должен соблюдать все законы и правила, регулирующие научное исследование, включая авторские права, сохранение конфиденциальности данных и использование животных в экспериментах. Сотрудничать с рекомендованными организациями. Некоторые организации разрабатывают стандарты и рекомендации для научных исследований, например, Комитет по этике в исследованиях с животными КЭИЖ.
Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т. Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания. Мировая общественность на государственно-политическом уровне принимает определенные меры к ликвидации или по крайней мере к умалению вредных отрицательных последствий научно-технического прогресса. Так, ООН выработала несколько международных законов, запрещающих использование ядерной энергии, химических отравляющих веществ, бактериологического оружия и других средств массового уничтожения людей. Возникают неправительственные международные движения и организации «Гринпис», «Пагоушское движение ученых», «Римский клуб» и др. Можно различить три из занимаемых учеными позиции поданному поводу.
Социальная и нравственная ответственность ученого
Нравственная ответственность ученых: важность для общества | в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? |
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя Номер 4 | Нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких аспектах: Интегритет и честность исследования: Учёные должны следовать высоким стандартам этики в своей работе. |
Этика и наука. Ответственность ученого
Ведь значительная часть кризисов возникает как следствие применения современной технологии в базирующейся на ней экономике. Стало трюизмом, что прогресс техники, ее развитие и новые формы имеют своей почвой достижения пауки. Наука стала не просто одной из производительных сил национальных хозяйств и мирового хозяйства в целом, она, по существу, является едва ли не самой мощной из этих сил, если не непосредственно, то, во всяком случае, косвенно, как универсальный источник новых достижений, становящихся основой развития и технического прогресса. Причины возникающих в наше время кризисов наряду с несовершенством различных экономических и социальных структур в большом числе случаев кроются в количественной и качественной неоднозначности результатов технического прогресса, который открывает возможность как для разумного использования достижений техники, так и для со применения во вред человеку атомная промышленность и радиационная угроза; неудержимый рост масштабов использования природных ресурсов; возрастание мощности средств массовой информации; поток новых лекарственных веществ, часто с далеко не изученными действиями и т. Усматривая прямую или хотя бы косвенную первопричину возникновения тревожных ситуаций в успехах и достижениях науки, приходится считать, что наука песет определенную ответственность за складывающиеся условия, хотя не она, конечно, является главной их причиной. А отсюда с очевидностью следует, что особая ответственность ложится и на творцов пауки, на ученых, своими трудами прокладывающих путь к возникновению отрицательных последствий. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.
Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Примером, получившим уже довольно широкую известность и касающимся коллективной акции ученых, является согласованная добровольная приостановка исследований в новой области пауки — генной инженерии.
Наука играет наиважнейшую роль, прежде всего, потому что это влияет на все сферы жизни общества.
Вы можете не влиять на науку, но наука будет воздействовать на вас. К примеру, наука сделала современное общество постиндустриальным, а это большой путь от традиционного и индустриального. Кроме того, современное состояние медицины, благосостояние государств и их граждан, робототехника, популяризация высоких технологий, и в целом, стремительное эволюционное развитие общества было бы невозможным без непосредственного участия науки. Проблему можно рассмотреть с двух сторон. Как и в любом трудовой сфере, в научной — высоко поставлен вопрос этики и морали. Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше — то есть высоконравственные мотивы.
Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоению чужих достижений и т. Вторую сторону стоит связать с особенностями научной сферы. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытия, в том числе, когда они используются во вред.
Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом.
Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом свобода воли , гносеологическом свобода как познанная необходимость , социально-политическом свобода действий , связанных между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом. Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т. Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов.
Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества. Следует отметить, что научная деятельность требует от человека определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации.
На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно , великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности Вселенной. В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник - стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны. Когда четкие нравственные критерии утрачивает современный ученый, вооруженный всей мощью современной техники и поддерживаемый всеми "активами" современных государств, когда он "в интересах науки", а не из нравственности, а часто и из чисто "эстетического" интереса к "делу", к открытию и творчеству, как таковому, изобретает наборы ядов, атомное, бактериальное, психопатогенное оружие, это смертельно для человечества, не говоря о том, что это смертельно и для науки. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия , биотехнология , биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Именно развитие генной инженерии привело к уникальному в истории науки событию, когда в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий, временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на нашей планете.
Мораторию предшествовал резкий рывок в исследованиях по молекулярной генетике. Однако другой стороной этого прорыва в области генетики явились таящиеся в нем потенциальные угрозы для человека и человечества.
Между тем никто не в состоянии настолько глубоко и полно предвидеть эти негативные последствия, насколько это доступно ученым. По словам К. В публикации ссылки часто оформляются с помощью цитат, то есть дословных выдержек из соответствующих источников. Главное требование к цитате состоит в том, чтобы ее текст верно передавал мысль автора и точно воспроизводил текст источника.
Более того, плагиат преследуется по закону. С одной стороны, очевидно, что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже, тем более, что автора никто не может принудить ее печатать.
Ответы и объяснения
- В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых?
- Нравственная ответственность ученого.
- Проявления нравственной ответственности ученых в исследованиях
- ГДЗ по обществознанию 8 класс Боголюбов | Страница 79
- Важность нравственной ответственности ученых
Нравственная ответственность ученого.
в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Заходи и смотри, ответило 2 человека: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? В осознании учёным возможности или необходимости определенного научного риска проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности – с другой. Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём проявляется рост влияния науки на современное общевство? Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия.
в чём проявляется нравственная ответственность учёных
Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового. При корыстных мотивах карьеризм, тщеславие достоверность проводимых исследований зачастую достаточно низкая. Ученый стремится прославиться даже изменяя в нужную сторону полученные результаты или сам процесс изучения.
Это значит, что деятельность ученого всегда связана с его определенным сознательно-ценностным выбором. Известная всем нам заповедь «Не навреди!
Особое значение моральная и этическая сторона деятельности ученого обрела в 20 веке, когда основное достижение атомной и ядерной физики -создание атомной бомбы - стало явлением не только научным, но и политическим. Открытие нового оружия изменило в целом всю политическую структуру мира, потому что с его открытием изменилось содержание понятия «независимая нация»: нация, не обладающая таким оружием, оказывается в зависимости от наций и государств, которые обладают таким оружием. Изобретение атомного оружия поставило новые проблемы и перед самими учеными, и перед наукой. Это обстоятельство наложило двойную ответственность на ученых.
С одной стороны, ученый в результате важности своей деятельности для общества может участвовать в управлении государством. А это уже приводит к тому, что он обязан взять на себя ответственность не только перед научным сообществом, но и перед человечеством. С другой стороны, ученый может сохранить за собой право отказа от участия в решении политических вопросов. В этом отношении нам кажется очень трагичной судьба академика Андрея Дмитриевича Сахарова - создателя водородной бомбы.
Являясь величайшим ученым, он осознавал и губительные последствия своего открытия для человечества. К концу жизни он стал одним из самых ярких правозащитников. В подобных случаях перед ученым встает серьезная нравственная проблема: продолжать ли исследования той области реальности, познание законов которой может нанести вред отдельным людям и человечеству в целом. Научно-технический прогресс, связанный с деятельностью ученых последних десятилетий, не только развивает общество, но и является одной из главных причин развития экологического кризиса в мире.
Например, в России имеется 10 атомных электростанций АЭС , которые в основном размещены в наиболее населенной европейской части страны. В 30-километровой зоне этих атомных станций проживает более 4 млн. На территории Европы расположены наиболее мощные АЭС в мире. Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 аварий различной степени сложности.
А в 1986 году произошла трагедия, последствия которой до сих пор не забыты человечеством и наводят ужас на мировую общественность - это катастрофа на Чернобыльской АЭС. Суть нравственной проблемы, которая стоит перед ученым сегодня, хорошо передает предание, рассказывающее, как в эпоху Средневековья пражский раввин Лёв создал из глины могучего исполина Голема, вдохнул в него жизнь, но забыл внушить ему десять нравственных заповедей. Получив свободу, Голем стал творить такие страшные разрушения, что его создателю пришлось уничтожить свое детище. Поэтому сегодня ученый, которому подвластны более значительные и грозные, чем прежде, силы природы, должен уметь оценить потенциальные возможности своего открытия, показать как экономическую и социальную его пользу, так и возможный вред.
Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мнение как о благах, которые принесет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им.
Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Д пользователи выбрали этот ответ лучшим комментировать.
Соблюдение этических стандартов: В исследованиях, особенно затрагивающих людей, животных или окружающую среду, ученые должны следовать этическим принципам, чтобы обеспечить гуманное и уважительное отношение. Ответственность за последствия своей работы: Ученые должны осознавать потенциальное воздействие своих открытий и исследований на общество и окружающую среду, стремясь минимизировать вред и способствовать благу. Содействие общественному пониманию науки: Ученые несут ответственность за общение с общественностью и распространение научных знаний, делая их доступными и понятными для широкой аудитории.