«Цветы для Элджернона» объясняю очень просто, двумя вещами. Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме.
Философские идеи романа "Цветы для Элджернона"
Возникает желание обнять героя и покачать его как маленького ребенка, забрать себе всю его боль и разочарование. Хотя интеллект Гордона и растет, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане все еще остается ребенком. Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться. К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Вместе с повышением интеллекта Чарли приходит понимание, как на самом деле относятся к нему люди.
К Чарли приходят воспоминания о детстве, о своей матери, которая не хотела признавать, что ее сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына, а сестра стыдилась своего неполноценного брата. Они избавились от Чарли и не жалели об этом. Эти воспоминания не приносят успокоения.
Сведения о членах семьи Чарли читатель получает из области бессознательного — сновидений и видений в форме воспоминаний, которые преследуют героя после операции, где вырисовывается истинная картина его взаимоотношений с членами семьи. Одно из первых связано с появлением в доме сестренки Одно из первых связано с появлением в доме сестренки. Чарли не желает ей зла, пытается ее успокоить, когда она плачет, однако получает крайне негативную реакцию от матери. Впоследствии отношение матери к Чарли только ухудшается, что связано с неприятием ее собственного сына, что он не такой, как все.
В образах отца и матери воплощается отношение общества к людям с недостатками в развитии. Отец Чарли Мэтт пытался сглаживать агрессию своей жены Розы и дочери Нормы по отношению к Чарли, но его попытки заканчивались ничем. Он символизирует индифферентность общества. Даже когда Чарли уже достигает высокого интеллектуального развития и приходит на встречу к отцу спустя 15 лет, тот не узнает его.
Для самоидентификации Чарли эта встреча кажется очень важной, он надеется найти свое истинное «Я». Кто из них — я? А что, если не говорить ему? Что хорошего принесет ему эта новость?
Просто уйти, не сказав ни слова? Но ведь мне хотелось, чтобы он знал, что я жив, что я кто-то, чтобы завтра он мог хвастать перед клиентами родством со мной. Это сделало бы мое существование реальным. Если он признает во мне сына, значит, я — личность».
В образе матери Розы и сестры выражена более радикальная и агрессивная позиция общества. Роза пытается изменить Чарли, сделать его «нормальным», как все, однако все ее попытки терпят неудачу, и понимание невозможности интеллектуального развития Чарли делает ее все более озлобленной и ожесточенной по отношению к сыну. Ее волнует даже не сам ребенок, а мнение окружающих о нем, и как следствие, - о ней. Отец же наделяется качествами доброго, но инертного человека, которому важен покой в доме и финансовый достаток.
В результате, поддавшись на уговоры Розы, он отдает сына в пекарню и снимает ему квартиру. Этим примером автор возвращает нас к вопросу о морали, о человечности и несостоятельности человека принимать участие в помощи таким ущербным Этим примером автор возвращает нас к вопросу о морали, о человечности и несостоятельности человека принимать участие в помощи таким ущербным. Киз, устами Чарли, осуждает действия Розы, но все-таки прощает ее. Чарли тревожит его прошлое, потому что в нем было много боли и отсутствовала поддержка близких.
IQ Чарли стремительно растет до 185, просто невероятными темпами, грамматика становится идеальной, а мысли глубже. Чарли чувствует особую привязанность к Элджернону — единственному существу с судьбой, похожей на его собственную. Для научного мира Чарли и мышь — всего лишь подопытные образцы. Судьба Элджернона зеркально отображает судьбу Чарли, да и наверно, судьбу каждого человека.
Мы, как эта маленькая мышь, также постоянно пытаемся преодолеть лабиринт, теряемся, запутываемся, бьемся о стенки и не всегда находим выход. Судьба Чарли незавидна: над глупым смеялись, а умного боятся и сторонятся Судьба Чарли незавидна: над глупым смеялись, а умного боятся и сторонятся. Будучи умственно отсталым, Чарли был относительно счастлив, умным — он стал одиноким циником. Даже врачи — люди интеллектуальные, с высокими моральными устоями, воспринимают Чарли лишь как научный объект.
По их мнению, Чарли только после операции стал человеком. Кем же он был до операции? Для Чарли важно доказать, что и до операции он был человеком: «Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга».
Самое ужасное, что с этим мы сталкиваемся повсеместно, и такое отношение стало уже само собой разумеющимся. Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и читает техническую литературу. Чарли влюбляется в свою бывшую учительницу Чарли влюбляется в свою бывшую учительницу. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции.
Алиса даже младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что ее умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя.
Мать наказывала сына за любое проявление интереса к противоположному полу. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет все еще действует. Как только он хочет поцеловать Алису, обнять и приблизиться как мужчина, его охватывает непонятное оцепенение, страх, необъяснимая паника, и он проваливается в темноту, где слышит голос того слабоумного Чарли. Что это — он не понимает.
Того Чарли больше не существует. Алиса говорит Чарли, что время для близких отношений еще не наступило. Чарли раздражают ее «глупые» вопросы и непонимание «элементарного» Чарли раздражают ее «глупые» вопросы и непонимание «элементарного». Между ними появляется небольшая трещина, которая растет параллельно росту его IQ.
На работе Чарли замечает, что старший повар обкрадывает хозяина и предупреждает его, угрожая рассказать об этом хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно, он учится доверять себе. Его бывшая учительница, Алиса, сначала радуется его успехам, но затем отдаляется от него: она уже не в состоянии его понять. Все чаще она молчит, обвиняя саму себя в своей несостоятельности и ущербности.
Хозяин пекарни обещал заботиться о Чарли, однако Чарли теперь так странно изменился, рабочие его боятся и пишут прошение об увольнении Чарли. Чарли поумнел настолько, что понял — он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей Чарли поумнел настолько, что понял — он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности, Чарли также понимает, что и сам не может поддерживать с ними дружеские отношения. Ведь невозможно общаться на равных и принять в свои ряды того, кто еще вчера был на несколько ступенек ниже.
Однако и Чарли теперь уже не может и не хочет быть рядом с теми, кого он еще вчера безмерно любил и уважал. Он научился читать и писать, но вместе с тем он научился осуждать и обижаться. Круг сужается. Мир смеялся над ним, когда он был слабоумным.
Изменились обстоятельства, изменился он сам, однако мир продолжает его не принимать. На смену цинизму, потехе и глумлению пришли страх и отчуждение. Чарли готов, вслед за поэтом А. Чарли пытается поговорить с бывшими «друзьями», но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.
Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома «Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким». Его мечта осуществилась — он стал умнее. Но обрадовало это его друзей?
Стал ли он сам по-настоящему счастливым? Синий штамп со словами «не такой, как все» раньше вызывал у окружающих желание возвыситься, восполнить свои проблемы за счет него. Дальнейшие события не стерли закрепленный за ним образ изгоя общества, они лишь окрасили его в другие цвета. Новый Чарли — это не человек, а «лабораторное животное».
Никто не знает, как он поведет себя завтра, чего от него ждать и чем все это закончится. После операции с Чарли происходят разительные перемены, связанные не с умением героя прочесть страницу за секунды и оперировать сложными терминами, а, с его эмоциональным становлением как личности, происходящим посредством припоминания Эмоционально герой не развит. Он уже многое знает, но еще не понимает элементарных вещей прошлого, его анализом и экстраполяцией на реальность. Эмоционально герой не развит.
Он уже многое знает, но еще не понимает элементарных вещей. Трудно представить себе, как взрослый человек, «лишенный разума», постигает, что есть мораль, эмоция, любовь, ответственность. Интеллектуальное взросление и осознание себя происходит с Чарли постепенно. Чарли осознает, что большинство близких ему людей только насмехались над ним, чтобы потешить собственное самолюбие и придет к мнению, общаясь с учеными, выдающимися профессорами и обычными людьми, что вся их жизнь — сплошная ложь, их знания — поверхностны, а мораль — «палка о двух концах, которой каждый готов бичевать своего ближнего, но отнюдь не себя», - как говорил О.
Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз,… «Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума», - говорит в отчаянии Чарли. Чарли не работает уже 2 недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Герой, словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который не позволяет им окончательно сблизиться.
Чарли ссорится с Алисой, отдаляется от всех, погружается в учебу. Главными «экспонатами» на этом мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон.
Сейчас расскажем о том, как рассказ превратился в полноценный роман и к чему это привело. Итак, Дэниел Киз — американский писатель, чья родня, кстати, была еврейскими иммигрантами из Российской империи. Сам Киз получил степень по психологии и довольно рано, в двадцать пять лет, начал публиковать художественные рассказы. В основу этого рассказа легли личные переживания Киза, а также его опыт работы преподавателем английского в школе для детей с особенностями развития. Один из учеников спросил у него, сможет ли он стать умнее и попасть в обычную школу, если станет старательно заниматься. Внезапно IQ Чарли существенно возрастает, он учится читать и писать и начинает всё более связно и изящно излагать свои мысли. Однако с интеллектом к нему приходят и осознание всей сложности мира, печаль и неизбывная тоска.
Подобный эксперимент проводился на маленьком мышонке Элджэроне, который показал потрясающие результаты на разуме мыши. Чарли соглашается, ведь это единственная возможность стать нормальным человеком и прожить достойную жизнь. Результаты не заставляют себя долго ждать. Чарли за короткое время овладел базовыми знаниями в разных областях. Глубоко изучал иностранные языки, вскоре в совершенстве стал владеть ими. Получил докторские степени естественных наук. Его мозг стал машиной для запоминания и овладения моторных навыков. Чарли решает попробовать себя в музыке и совсем скоро разучивает гениальные произведения и играет их на уровне мастера. Здесь в игру вступает любовь. Преподаватель музыки — Алиса, проявляет чувства к Чарли. Мужчина описывает проявления своих ощущений и приходит к выводу, что любит Алису. Однако показать свои чувства он не может, ведь у него напрочь отсутствует чувственность. Любая близость с ней пугает Чарли. Его гениальность разума берет верх над жизнью. Люди вокруг героя кажутся ему заурядными и простыми. Чарли не справляется от потока мыслей и воспоминаний, не имеет способности анализировать свои чувства. В документах докторов он обнаруживает информацию о мышонке Элджэроне, который утрачивает свою разумность и возвращается к прежнему состоянию. Данная информация пробуждает в Чарли бешенство. Он отказывается продолжать принимать лекарства. И, как итог, мышонок умирает, а Чарли деградирует. Он хоронит мышонка на заднем дворе своего дома и приносит ему цветы. Взаимоотношения с Алисой обречены. Чарли возвращается к истокам и одиночеству. Смысл книги Автор описывает особенности интеллектуального развития человека: взлет до гениальности и падение в пропасть к истокам умственной отсталости. Он показывает необходимость интеллектуального развития и его связь со взаимоотношениями. В книге рассматриваются философские вопросы о жизни и смерти, любви и одиночестве. Четко выделен компонент мотивации, и что она способна дать человеку. Особое внимание уделяется роли науки в социуме. Тонкая грань между желанием стать гением и вместе с тем оставаться эмоционально невежественным. Немаловажная роль отводится трагическому детству и его влияния на жизнь героя. Анализ книги Книга «Цветы для Элджэрона» является научно — фантастическим произведением. История ведется от лица умственно отсталого мужчины, который пишет дневник о своих впечатлениях, ощущениях. Много грамматических ошибок, которые способны запутать читавшего произведение. И тем не менее, в этом есть смысл — погружение в мир героя рассказа, возможность прочувствовать его жизнь. Автор затрагивает тему обреченной любви обычной женщины и необычного мужчины.
В ней он изменил некоторые детали например, книжному Чарли чуть меньше лет и работает он в хлебопекарне. Книга также получила большое признание и была награждена премией «Небьюла». Несмотря на пронзительную и печальную концовку, Дэниел Киз словно оставляет читателю лучик надежды, ведь добрый и наивный Чарли чувствует благодарность за участие в эксперименте. Понравился материал? Читайте также «Все экранизации «Цветов для Элджернона». Text: ReadRate.
«Цветы для Элджернона» краткое содержание романа Дэниела Киза
Рецензия на роман «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза | «Цветы для Элджернона» оказали влияние на сольный альбом клавишника группы Genesis Тони Бэнкса A Curious Feeling (1979 г.), который изначально был задуман как адаптация рассказа и имел то же название[11]. |
Почему книга названа "Цветы для Элджернона"? Орфографические ошибки в книге? | Во-первых, нельзя разграничить Чарли и Элджернона, потому что они не просто похожи – они почти идентичны в психологическом плане. |
Рецензия на роман «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза | Оставляйте свои рецензии к книге «Цветы для Элджернона». |
«Цветы для Элджернона»: 6 малоизвестных фактов о легендарном романе Дэниела Киза | «Цветы для Элджернона». |
О чем книга Цветы для Элджернона — Дэниел Киз
Вероятно, возмущенные покупатели не знают сюжет романа и не успели прочитать книгу до той части, где становится известно об особенностях героя.
В особо терминальных случаях даже спасение жизни — утопающего, например — может считаться в глазах верующих нарушением божьей воли или вмешательством в судьбу. Постер первой экранизации книги В «Цветах для Элджернона» проглядывается именно такой посыл, складывается из деталей, слов и поступков персонажей — не надо лечить слабоумных. Такими их создал бог, это их судьба и их место в мире, только на нём они могут быть счастливыми почему-то даже сторонники такого бесчеловечного взгляда на бога, всё равно считают, что он добр и желает своим творениям счастья. Пока Чарли был слабоумным, он считал свою жизнь хорошей и был вполне счастлив — у него была работа, друзья, которым с ним было весело, он ходил в школу и мечтал научиться читать. Но чем умнее он становился, тем больше у него прибавлялось проблем и забот, а вместо радости и веселья он всё чаще чувствовал злость и обиду. Однако одной этой сюжетной линии было бы недостаточно по крайней мере для меня , чтобы вывести мораль о грехе исправления божьего замысла.
Кроме неё в книге есть несколько деталей, подтверждающих эту теорию. Первой такой деталью, за которую я и зацепилась взглядом, стала медсестра, ухаживающая за Чарли после операции, которая прямым текстом говорит о том, что учёные совершили грех. Поначалу я отмахнулась от этого — слова персонажа ещё не позиция автора, а религиозных фанатиков вставляют в свои книги многие фантасты. Однако потом к ней добавились и другие детали из текста. Учёный высокомерно заявляет, что создал человека — чем не попытка сравняться с самим творцом?
Состоит в романтических отношениях с Чарли, пока коэффициент интеллекта героя на уровне гения. Роуз Гордон - мать Чарли.
Появляется впервые как воспоминание флэшбэк о тревожном детстве. К финалу произведения становится одержимой женщиной пожилого возраста. Норма Гордон - младшая сестра. Эгоистичная и избалованная девушка. Немур и Д. Стросс - психиатр и нейрохирург старшей группы экспериментаторов, которых Чарли первоначально уважает, а после подозревает в корысти. Второстепенные персонажи Присутствуют также: Берт Селден - лаборант и младший член исследовательской группы.
Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было. Мистер Доннер - владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу. Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне. Хромой - пекарь с повреждением ноги.
Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом. После дружба разбивается об измену. Фанни Бердин - работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли. Вскоре ее опасения подтвердятся. Миссис Муни - на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки. Главное утешение для Чарли — это встреча с ними. Краткий пересказ «Flowers for Algernon» Чарли Гордон — 32-х летний мужчина, обладающий уровнем интеллекта в 68 IQ , страдает фенилкетонурией наследственное заболевание.
Он проводит большую часть времени на работе в пекарне. Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman. Там происходит знакомство с учителем А. По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя: «Теперь я понимаю, что одна из важных причин для поступления в колледж и получения образования заключается в том, чтобы понять, что вещи, в которые вы верили всю свою жизнь, не являются правдой, и что ничто не является тем, чем кажется».
Поэтому в самом начале книги автор намеренно использует грамматические и стилистические ошибки, чтобы передать настроение и переживания главного героя. В книге подчеркивается, что интеллект — это ресурс, и тот, кто его обладает, в отличие от тех, кто его не имеет, должен более эффективно использовать свой потенциал. К его удивлению и шоку Чарли заметил, что его бывшие коллеги и друзья считают его жертвой. Это подчеркивает один из главных моментов романа, которым является несоответствие стандартного определения счастья тому, что на самом деле может привести к счастью. Книга поможет нам понять, что общество должно уважительно относиться к людям с отличной интеллектуальной сферой, независимо от того, как они выглядят и ведут себя.
В чем смысл произведения Цветы для элджернона
Именно о нравственном и моральном развитии и говорил Киз автор. Второй вариант смысла Также фанатами книги выдвигается и второй вариант изложения смысла произведения. В нем Киз хочет донести до читателя ту мысль, что как бы человек не развился с научной точки зрения, ему никогда не обуздать моральное развитие человеческой души. Да, можно прочитать все книги мира, но стать полноценно взрослым нужно самостоятельно и только при прохождении своего собственного жизненного пути. Других вариантов попросту нет! Смысл финала книги Финал произведения очень символичен — Чарли Гордон регрессирует и возвращается в состояние, с которого начинал свой путь. По сути, мы видим зеркальное отражение начала произведения, только в самом начале он хотел стать умным, тут же он осознал все темные оттенки мира, поэтому и хочет обрести настоящий покой в лице отстающего в развитии человека. Именно в таком виде его не будут сковывать рамки общества, не нужно будет постоянно носить маску и фальшиво играть на различных встречах. Тут также можно найти некую взаимосвязь с природным миром. Чарли однозначно соотносится с Элджерноном, что дает нам понять о том, что человек уходит от своей природы, но, по сути, не может этого сделать.
Чарли не превосходит результат мышонка, ведь он — всего лишь часть огромного природного мира. Именно это также хочет сказать автор, ведь тема человека и природы всегда была актуальна! Также необходимо обратить внимание на отношение Киза к церкви.
Ошибка на ошибке. Ксения к сожалению,в книге много ошибок. Алина Последний комментарий особенно ироничный, поскольку — далее спойлеры к финалу — в дальнейшем выясняется, что процедура помогла повысить интеллект Чарли только временно, а позже начался «откат», из-за чего он снова начинает плохо писать, а вскоре теряет и этот навык. На последних страницах Киз использует тот же приём, что и в начале.
Так что если открыть только первую и последнюю страницы, то действительно можно подумать, что «ошибки» во всей книге.
Так всем людям все равно всего не расскажешь и не объяснишь. Подавая пример? Так он вроде и так вел себя понимающе, например, в больнце со слабоумными. Может быть конечно с учеными он вел себя не так. Но и тут его можно понять, они были его кумирами, а оказалось, что все совсем не так. Или может быть он вел себя не так с девушками? Но так он же тоже человек, не просто машина. Тем более, отношения с девушками были для него вообще чем-то новым. Их проблемы он понимает и относится к ним с жалостью.
Вот почему-то остальные окружающие такого понимания не встречают. Чем ему ученые-то не угодили? Тем, что сделали его умным?
Мне кажется, реально высокий интеллект подсказал бы герою гораздо больше коммуникативных стратегий. То есть вот эта корреляция между уровнем интеллекта и эмоциональной угнетенностью, отшельничеством - мне она кажется искусственной; просто автору так было нужно для драматургии Рассказ по-прежнему показался лучше романа, в романе много ненужного, много нагромождений: все эти сны, психоанализ... Или, например, Чарли за несколько дней выучивается играть на рояле и пишет фортепианный концерт! С тем же успехом он мог бы за несколько дней начать ваять скульптуры как Микеланджело или устанавливать мировые рекорды по прыжкам с шестом...
Интеллект-интеллектом, но это уже другая область умений и навыков. Рассказ в этом смысле лаконичнее и точнее. А что касается эмоциональной угнетенности, мне кажется, у героя был бы шанс выйти из этого состояния при наличии времени. Слишком быстро, просто огромными скачками рос уровень его интеллекта. Он просто не успевал освоить эмоционально каждый новый уровень и подстроиться под него. По поводу неэтичности эксперимента - это однозначно так. Но разве Чарли в результате говорит о том, что о чем-то жалеет?
Да, это было в чем-то кошмаром и проклятием. Но если бы он ну предположим заранее знал, чем всё это кончится, не факт, что он отказался бы. Это как в той песенке, "если у вас нету тёти, то вам её не потерять... А здесь изначально герой быль лишен возможности думать и решать самому. Ведь для него именно это было мотивацией - "У умных всегда много друзей, умный никогда не бывает один". Если бы его предупредили, что он, наоборот, всех друзей потеряет - я не уверена, что он стал бы участвовать. Я на рассказ ориентируюсь, потому что в романе так намешано, что уже не разберешь.
Хотя, как вы и сказали, осознанного согласия он в любом случае дать не мог. Именно страх, что такое может случиться по сути с каждым... Как в каком-то стихотворении, гуляющем по сети, где старушка пишет письмо детям и просит у них прощения, а в конце выясняется, что она не помнит, куда посылать это письмо, и именно за свою память просто прощения, и складывает его к другим письмам в полку...
Дэниэл Киз, «Цветы для Элджернона»: как это сделано
Исследование затрагивает лингвостилистический анализ текста романа «Цветы для Элджернона» и интерпретацию образа главного героя. Смысл книги «Цветы для Элджернона»: гениальность и трагедия. Его альтер эго, Элджернон, умер, а сам Чарли добровольно отправляется в специальную клинику для слабоумных, чтобы отсечь себя от людей, от общества, то есть социально тоже умирает. В 80-х годах «Цветы для Элджернона» также сравнивали с эротическими журналами Playboy и Hustler.
Почему книга названа "Цветы для Элджернона"? Орфографические ошибки в книге?
В результате, Чарли сталкивается с проблемой, которую не может решить его новый уровень интеллекта — проблемой человеческих отношений. Психологический портрет главного героя Главный герой романа «Цветы для Элджернона» — Чарли Гордон — является одним из самых интересных и сложных персонажей в литературе. На протяжении всего романа мы следим за его эволюцией от простого умственно отсталого человека до гениального ученого и обратно. Чарли — человек, который всю жизнь страдал от своей низкой интеллектуальной способности и неспособности понимать мир вокруг себя. Он был издевательством для своих сверстников и часто становился объектом насмешек. Однако, благодаря эксперименту, проведенному на нем, Чарли становится гением, который способен решать сложнейшие научные задачи. Но, несмотря на свой новый уровень интеллекта, Чарли все еще остается человеком с ограниченными социальными навыками и эмоциональной зрелостью. Он не понимает, как вести себя в обществе и как устанавливать отношения с другими людьми. Таким образом, Чарли Гордон — это персонаж, который претерпевает значительные изменения на протяжении всего романа.
Он проходит через множество эмоциональных и психологических испытаний, которые позволяют ему лучше понимать себя и мир вокруг него. Взгляд автора на проблемы общества и человеческой природы В романе «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз использует историю Чарли Гордона, человека с ограниченными возможностями, чтобы поднять вопросы о природе человека и общества. Он показывает, как общество относится к людям, которые не соответствуют стандартам, и как это влияет на их жизнь и самоощущение. Кроме того, автор поднимает вопрос о том, что такое интеллект и как он влияет на нашу жизнь и взаимоотношения с окружающими. Роман заставляет задуматься о том, как мы относимся к людям, которые отличаются от нас, и как мы можем изменить свое отношение к ним, чтобы создать более справедливое и равноправное общество. Социальная и политическая обстановка в романе Социальная и политическая обстановка в романе «Цветы для Элджернона» играет важную роль в формировании героев и проблематики произведения. Роман был написан в 1966 году, когда в США происходили значительные социальные и политические изменения. В этот период происходили бурные дебаты о правах человека, расовой дискриминации, войне во Вьетнаме и других важных вопросах.
В романе «Цветы для Элджернона» автор Дэниел Киз использовал социальную и политическую обстановку того времени, чтобы подчеркнуть проблемы, связанные с интеллектуальными и психическими отклонениями. Главный герой Чарли Гордон страдает от задержки умственного развития, и его жизнь меняется, когда он становится объектом эксперимента, который должен увеличить его интеллект. Одним из ключевых моментов в романе является то, что Чарли сталкивается с дискриминацией и непониманием со стороны окружающих. Его интеллектуальные способности вызывают у людей страх и недоверие, и он сталкивается с трудностями в общении с другими людьми. Это отражает социальную обстановку того времени, когда люди с интеллектуальными и психическими отклонениями часто сталкивались с дискриминацией и отвержением. Таким образом, социальная и политическая обстановка в романе «Цветы для Элджернона» играет важную роль в формировании героев и проблематики произведения. Она помогает автору подчеркнуть проблемы, связанные с интеллектуальными и психическими отклонениями, а также отразить социальную обстановку того времени. Сравнение «Цветов для Элджернона» с другими произведениями автора Джеймс Оливер Керри, автор «Цветов для Элджернона», известен своими произведениями, которые затрагивают темы, связанные с наукой и технологией.
Одним из наиболее известных произведений Керри является роман «Сфера», который также затрагивает тему науки и технологии. Однако, в отличие от «Цветов для Элджернона», «Сфера» более ориентирован на фантастику и экшн, чем на драматические элементы. Еще одним произведением Керри, которое можно сравнить с «Цветами для Элджернона», является роман «Изгнанник». В этом произведении автор также затрагивает тему науки и технологии, но в центре внимания находится не развитие интеллекта, а возможность путешествовать во времени. Таким образом, можно сказать, что «Цветы для Элджернона» являются уникальным произведением в творчестве Джеймса Оливера Керри, так как оно более ориентировано на драматические элементы, чем на фантастику и экшн, которые присутствуют в других его произведениях. Оценка романа критиками и читателями Одним из самых важных критериев оценки любого литературного произведения является мнение критиков и читателей. Роман «Цветы для Элджернона» не стал исключением. Книга была высоко оценена как профессиональными критиками, так и обычными читателями.
Критики отмечали глубокую проблематику произведения, которая касается вопросов о природе человеческой интеллектуальной деятельности, о том, что такое ум и как он влияет на жизнь человека. Также была отмечена высокая мастерство автора в создании образов главных героев, которые вызывают у читателей сильные эмоции и сопереживание. Читатели также высоко оценили роман «Цветы для Элджернона». Они отмечали, что книга заставляет задуматься о многих важных вопросах, которые касаются жизни и смысла существования. Многие читатели отмечали, что книга вызывает сильные эмоции и заставляет переживать вместе с героями.
Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане. Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции. Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней. Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей.
Все просто. Практически невозможно не симпатизировать Чарли в начале книги. Сами посчитайте — это персонаж, у которого мозг и поведение соответствуют разуму ребенка. Это человек, которого все обижают, а он этого не понимает. Такой персонаж просто не может не вызвать какого-то сочувствия. И отсюда все стартует. Чарли не понимает, что его обижают, и списывает это все на шутки — а читатель понимает это прекрасно. И от этого начинаешь переживать за Чарли еще больше. В этот момент дальше вступает в игру та самая предсказуемость. Вы понимаете, что Чарли узнает правду, вы ощущаете это предчувствие намного ярче, чем сам персонаж. И когда Киз нагнетает напряжение до момента операции, коренным образом меняя жизнь Чарли — вы понимаете, что совсем скоро Чарли снимет себя розовые очки, которые он носил большую часть жизни. Это как предчувствие аварии — машина еще не врезалась, но пешеход с улицы уже понимает, что ничего не сделать, и лишь фиксирует в памяти последние мирные секунды, после которых начнется хаос. Таким образом, игра продолжается, и книга все больше и больше захватывает сердце читателя. Она срывает их с его лица, царапая щеки, швыряет их об стену и топчет их огромным ботинком, превращая стекло в розовый порошок. И цена за обычную мечту — стать умным, возрастает все больше и больше. Время играет против героя, заставляя его идти одновременно на подвиги и ошибки. Здесь стоит упомянуть, что вообще вся психологическая сторона книги великолепна, и именно эта линия прекрасно показывает, насколько резко происходят изменения в Гордоне и ту цену, которую он платит за такие перемены. Что немаловажно — эта сторона заставляет читателя ощутить по-настоящему, реальную боль за персонажа, который обитает только в их воображении. Ее суть в том, что гении и идиоты — по большому счету две стороны одной монеты. У них разные iq, разные условия жизни, но они похожи в одном — часто, и те и другие бесконечно одиноки. Одни из-за своей отсталости, другие, наоборот, из-за своей гениальности. И если умственно отсталых это не столько ранит, ведь они действительно, не очень понимают того, как на них смотрят многие, то вот гении….. И от этого им становится еще хуже — рождается раздражительность и злость. От них не открещиваются и не презирают, но с ними практически не могут общаться на одном уровне. Слишком быстро. Слишком сложно. В романе не зря проведена аналогия между мышонком Элджерноном и главным героем. Зверек стал отождествлением героя в своем мире, его духовным двойником.
О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я. Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак. Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью. Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание. Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах.
Чем вы объясняете популярность рассказа «Цветы для Элджернона» Даниела Киза?
«Цветы для Элджернона» оказали влияние на сольный альбом клавишника группы Genesis Тони Бэнкса A Curious Feeling (1979 г.), который изначально был задуман как адаптация рассказа и имел то же название[11]. Речь идет об известном романе американского писателя Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», который написан в форме дневника умственно отсталого героя. «Цветы для Элджернона» повествуют об эксперименте, заключающемся в том, чтобы из слабоумного, благодаря хирургической операции, сделать умного человека. это небольшой роман, выросший из рассказа. В «Цветах для Элджернона» проглядывается именно такой посыл, складывается из деталей, слов и поступков персонажей – не надо лечить слабоумных.
«Цветы для Элджернона»: 6 малоизвестных фактов о легендарном романе Дэниела Киза
Называлась книга "Цветы для Элджернона". Покупатели и не догадывались, что рассказ написан в эпистолярном стиле(в письмах) от имени умственно отсталого героя, над которым провели операцию по увеличению интеллекта. «Цветы для Элджернона» повествуют об эксперименте, заключающемся в том, чтобы из слабоумного, благодаря хирургической операции, сделать умного человека. Я только недавно узнала, что сначала написал рассказ "Цветы для Элджернона", получив за него "Хьюго", а потом дописал его до романа и получил "Небьюлу". цветы для элджернона Главный герой романа «Цветы для Элджернона» работает уборщиком в хлебопекарне.
«Ошибка на ошибке»: в сети высмеяли отзывы читателей к роману «Цветы для Элджернона»
По мере роста интеллекта Чарли меняется и его личность. Он больше не стремится усердно учиться, меняются и его чувства к Алисе. Он чувствует просто «благодарность» по отношению к ней. Автор противопоставляет двух женщин: Алису и женщину в парке, и то, как Чарли их воспринимает. Алиса самоотверженно заботится о Чарли и знает его историю, в то время как женщина в парке чего-то хочет от Чарли, ничего не зная о нем. Со странной женщиной в парке Чарли чувствует себя уверенным, что может «быть нормальным, как и другие мужчины». Дэниел Киз использует символ окна для обозначения раздвоения личности Чарли. Герой видит себя в своей памяти, как сквозь окно.
Мальчик в окне — это его прежнее «я», отличающееся и, в то же время, узнаваемое. Окно символизирует разделение между послеоперационным «я» Чарли и его дооперационным «я» в детстве. Отчет 13 Чарли Гордон сообщает о психологической конференции, которую он посещает в Чикаго с профессором Немуром, доктором Штраусом и Бертом. Перед конференцией они останавливаются в отеле, и Немур начинает хвастаться своей работой. Чарли спрашивает его о недавней статье индийского ученого только для того, чтобы убедиться, что Немур не знает об этой статье из-за незнания языка. Немур злится, и Штраус объясняет Чарли: «Вы заставляете его чувствовать себя неполноценным, и он не может этого вынести». Чарли пугается, узнав, что и Немур, и Штраус «не знают целых областей своей науки».
Он видит в них мошенников, «претендующих на то, чтобы нести свет во тьму». Во время презентации на конференции Чарли чувствует себя второстепенным актером вместе с Элджерноном, который сидит рядом с ним в клетке. Когда Берт делает доклад об Элджерноне, Чарли узнает, что иногда Элджернон отказывается бежать по лабиринту и бросается на его борта. Чарли не знает, что его снимали во время гонок с Элджерноном, и видит, как присутствующие смеются над его выражением лица, когда он получает очередной удар током. Когда Немур заявляет: «Можно сказать, что Чарли Гордона на самом деле не существовало до этого эксперимента», Чарли понимает, что Немур и Штраус совершили ошибку. Их выводы преждевременны; результаты могут быть недолговечными. Чарли представляет, как забавно было бы, если бы он открыл клетку с Элджерноном.
Когда Немур заканчивает свою речь, Чарли открывает дверцу клетки и Элджернон убегает. Чарли находит его, уставившегося на себя в зеркало в ванной, кладет его в карман и едет в аэропорт. Поскольку у него не так много времени, он считает, что должен найти своих родителей. Анализ Этот отчет раскрывает кризис, который превратит путь Чарли Гордона из триумфа в трагедию. Именно гений Чарли открывает то, что не видят другие ученые. В исследовании есть ошибка, а неустойчивое поведение Элджернона — тревожный знак. Профессору Немуру и доктору Штраусу следовало бы потратить больше времени на изучение долгосрочных последствий операции.
Читатели узнают, что Чарли все еще хочет завоевать любовь своей матери; это желание всегда подпитывало его стремление стать умнее. Даже тогда, когда он превосходит свою цель и становится гением, самое большое его желание — найти своих родителей. Дэниел Киз подробно останавливается на поведении Элджернона. Это не просто послушная лабораторная мышь. Иногда он отказывается выполнять задание, хотя еду получает только в том случае, если проходит лабиринт. Время от времени он бросается всем телом на стены лабиринта. Возросший интеллект зверька дал ему понимание, выходящее за рамки лабиринта.
Чарли кажется, что Элджернон понимает, что он говорит ему, когда кладет его в карман: «сиди там тихо, пока я тебе не скажу». Элджернон выглядывает, чтобы осмотреться, только после того, как они оказываются в безопасности, в комнате Чарли. Отчет 14 Чарли Гордон пишет, что история его исчезновения с Элджерноном попала в газеты. Новости включают информацию о семье Чарли. Это пробуждает в нем старые чувства обиды на мать, которая отказалась от него после того, как Норма оказалась «нормальным» ребенком, которого она действительно хотела. Чарли хочет, чтобы его мать поняла, сколько боли она ему причинила, но решает, что еще слишком рано навещать ее. Чарли снимает квартиру в Нью-Йорке.
В комнате Элджернона он строит лабиринт. Также он знакомится со своей веселой соседкой Фэй Лиллман, и вскоре они становятся друзьями. Затем он навещает своего отца, Мэтта Гордона, но тот не узнает Чарли. Визит вызывает воспоминания о последней ночи Чарли дома, когда мать утверждала: «Мы не можем отнять шанс у Нормы на нормальную жизнь из-за Чарли». Хотя Чарли понимает, что Мэтт — отец «другого Чарли», он все еще мечтает о его расположении к себе. Чарли решает использовать свой интеллект, чтобы помочь другим, попросив Фонд Велберга провести собственное исследование. Он торопится, потому что не знает, как долго его интеллект пробудет с ним.
Он пытается заняться сексом с Алисой, воображая Фэй, но не может. Вместо этого он идет домой и занимается сексом с Фэй, во время которого представляет, как наблюдает за собой через окно. Он говорит младшему Чарли за окном квартиры Фэй: «Давай, бедный ублюдок. Чарли и Фэй часто ходят танцевать, и однажды ночью Чарли появляется в пьяном виде, танцуя чечетку. Граница между ним и его младшим «я» стирается, когда он осознает, что «старого Чарли невозможно уничтожить. Он существует … во мне и вокруг меня». Тем временем, поведение Элджернона становится непредсказуемым.
Он кусает Фэй и злобно нападает на самку мышки, которую ему принесла соседка. Анализ Ожидание и предчувствие чего-то плохого нарастают по мере того, как история приближается к своей кульминации. Чарли Гордон все больше стремится узнать об ошибке эксперимента и внести свой вклад в область человеческого интеллекта. В то же время Чарли тратит время впустую, организовывая вечеринки с Фэй и устраивая «антиинтеллектуальный запой». Между тем, все более беспорядочное и агрессивное поведение Элджернона предвещает судьбу самого Чарли. После того, как Элджернон нападает на самку мышки, читателям остается задаться вопросом, что не так с Элджерноном и связано ли это с операцией; если да, то случится ли что-то подобное с Чарли? Берт подтверждает снижение когнитивных функций Элджернона, и Чарли просит передать ему тело мышонка после его смерти; он не хочет, чтобы его просто сожгли, как других лабораторных животных.
Чарли срочно нужно найти ошибку в эксперименте. В своем отчете он пишет: «Если я собираюсь найти ответы для себя, я должен немедленно приступить к работе». Профессор Немур говорит ему, что фонд не может отправить его обратно в пекарню или позволить ему жить независимо, если эксперимент провалится, потому что неудача может иметь непредвиденные последствия для его личности. В случае необходимости они планируют отправить его в Государственный дом Уоррена. Чарли просит посетить дом, пока он «все еще достаточно контролирует себя». Он читает множество учебников по психологии по широкому кругу тем, от психологии животных до психометрии личности. Анализ Читатели видят, как изменились отношения Чарли Гордона и профессора Немура.
Профессор больше не контролирует эксперимент в одиночку; при этом он не контролирует и Чарли. У Чарли, в свою очередь, появилась реальная свобода действий, независимая от Немура. Он доволен тем, что ему не нужно отвечать перед Немуром, потому что это только замедлит процесс. Немур согласен на участие Чарли в проекте, но скептически относится к тому, что он сможет сделать то, чего не смог он. Однако он понимает, что успех или провал проекта зависит от того, найдет ли Чарли ошибку. В этой смене ролей Немур теперь зависит от Чарли, который поможет ему достичь своих целей, точно так же, как Чарли зависел от Немура в прошлом. Дэниел Киз исследует роль выбора в развитии личности.
Чарли говорит, что жизнь похожа на лабиринт, ведущий к смерти. Выбор, который делают люди, помогает определить не только то, что они делают, но и то, кем они являются, как меняется их личность. Выбор в развитии личности — это то, что отличает Чарли от сверстников. Он выбирает обучение, участие в эксперименте, и автор показывает, насколько резко в результате этого выбора меняется его личность. Отчет 16 Чарли Гордон пишет о посещении Государственного дома Уоррена, где он видит пациента с пустым взглядом, едущего на тракторе. Он напоминает Чарли самого себя перед операцией. Он осматривает учреждение, знакомится с медсестрой, психологом, директором дома и продавцом.
Чарли узнает о проблемах учреждения, главная из которых — переполненность: из-за отсутствия эффективных методов лечения большинство умственно-отсталых людей живут в доме Уоррена. Алиса знакомится с подругой Чарли Фэй Лиллман и переживает, что Лиллман отвлекает его от исследований. Чарли признается Алисе, что когда-то любил только ее, но его любовь к ней пугала его тем, что он каждый раз испытывал сексуальное возбуждение. Состояние Элджернона продолжает ухудшаться, и его приходится кормить принудительно. Чарли переносит кровать в лабораторию, чтобы работать как можно больше. Его маниакальная сосредоточенность на исследованиях и обостренное восприятие приводят к психическому истощению. На вечеринке профессор Немур обвиняет Чарли в грубости и неблагодарности.
Чарли говорит Немуру, что был благодарен за свой возросший интеллект, но обвиняет Немура в том, что тот никогда не признавал, что Чарли был человеком до операции, человеком, у которого были друзья. Теперь он чувствует себя одиноким. Он говорит Немуру: «Один только интеллект ни черта не значит» без человеческой привязанности. В ванной, пьяный, он видит в зеркале дооперационного Чарли и чувствует, что этот другой Чарли хочет взять его под контроль. Он говорит Чарли в зеркале: «Оставайся в моем бессознательном, где тебе и место». Он признает, что темнота Чарли до операции может быть не хуже, чем свет Чарли после операции, но он говорит отражению, что не откажется от своего интеллекта без боя: он «совершит великие дела для мира и таких людей, как ты». Затем к Чарли приходит озарение, и ему становится понятна ошибка эксперимента: его интеллект будет снижаться пропорционально его увеличению.
Он заканчивает свой отчет и отправляет его вместе с письмом Немуру. Научная группа подтверждает его выводы. Чарли становится все более рассеянным и вспыльчивым. Элджернон умирает, и Чарли хоронит его на заднем дворе. Чарли отправляется навестить свою мать Роуз, которая уже очень стара. На мгновение она узнает его, он рассказывает ей о своем возросшем интеллекте и показывает свою исследовательскую работу. Она говорит, что это ответ на ее молитвы, и он чувствует ее любовь и одобрение.
Входит Норма Гордон и радостно восклицает: «Внезапно у меня появился старший брат! У нее очень разные воспоминания об их общем детстве. Внезапно Роуз становится агрессивной и угрожает Чарли ножом. Когда он уходит, в голове у него звучит песня «Три слепых мышонка», и он видит, как дооперационный Чарли смотрит на него через окно. Анализ Открытие Чарли Гордоном ошибки эксперимента, по сути, является кульминационным моментом романа. На пике своих интеллектуальных способностей ему вдруг становится ясна проблема. Каждый отчет Чарли сконцентрирован на этом моменте, который раскрывает его трагическое будущее.
Его интеллектуальный спад начинается почти сразу: он теряет вещи и огрызается на людей без причины. В сцене в ванной, где он сталкивается с самим собой в зеркале, Чарли чувствует, что дооперационный Чарли хочет вселиться в его тело, чтобы снова взять его под контроль. Мальчик в окне, наблюдающий за ним, когда он покидает Норму и Роуз Гордон, подтверждает, что дооперационный Чарли снова стал отдельным существом, независимым от послеоперационного Чарли. Ни профессор Немур, ни Норма Гордон не могли считать Чарли до операции нормальным человеком. Когда она радостно объявляет, что у нее «внезапно» появился старший брат, это вызывает раздражение Чарли. У нее всегда был старший брат, но она признает его только после того, как у него повысился интеллект. Дэниел Киз вводит символику света и тьмы в этом предпоследнем отчете.
Чарли сомневается в ценности света, олицетворяющего разум, и тьмы, олицетворяющей невежество, когда разговаривает с Чарли в зеркале. Но тот, кто уже видел свет, никогда не захочет вернуться во тьму. Таким образом, послеоперационный Чарли не хочет возвращаться на свой прежний дооперационный уровень. Он сравнивает это со знаменитой аллегорией Платона об узниках, живущих в пещере, которые видят тени, проецируемые на стену. Заключенные верят, что тени реальны, потому что они не знают никакой другой реальности. Поскольку Чарли был на свету, он знает, что не сможет видеть в темноте. В этом заключена философская основа романа.
Отчет 17 Чарли Гордон отмечает свой интеллектуальный спад: он постепенно теряет координацию и способность читать на иностранных языках, играть на фортепиано и понимать сложные тексты, включая свою собственную исследовательскую статью. Он раздражителен, и в некоторые дни он, кажется, вообще ничего не замечает. Он чувствует, что дооперационный Чарли ждет, чтобы снова управлять им. Когда он находится в лаборатории на сеансе с доктором Штраусом, у него возникает странный внетелесный опыт, в котором он чувствует себя близким к объединению с вселенной, прежде чем его втащат в темную пещеру. Увидев отверстие пещеры и яркий свет снаружи, он тщетно пытается пройти через отверстие. Когда Чарли выходит из него, он открывает глаза и ярчайший свет ослепляет его. Чарли, крича и содрогаясь всем телом, выходит из галлюцинации и объявляет, что больше не навестит Штрауса.
После проблем с лабиринтом и тестами Роршаха он решает вообще не возвращаться в лабораторию. Однако он продолжает писать отчет, хотя писать становится все труднее. С болью осознавая, как мало у них осталось времени, Чарли и Алиса занимаются любовью. Чарли снова чувствует себя единым целым со всей вселенной. Алиса переезжает к Чарли и заботится о нем в те дни, когда он может только лежать в постели или смотреть телевизор. Она просит его читать, но его раздражает ее поддержка. Он говорит ей, что она ведет себя как его мать, и просит ее уйти.
Сами посчитайте — это персонаж, у которого мозг и поведение соответствуют разуму ребенка. Это человек, которого все обижают, а он этого не понимает. Такой персонаж просто не может не вызвать какого-то сочувствия.
И отсюда все стартует. Чарли не понимает, что его обижают, и списывает это все на шутки — а читатель понимает это прекрасно. И от этого начинаешь переживать за Чарли еще больше.
В этот момент дальше вступает в игру та самая предсказуемость. Вы понимаете, что Чарли узнает правду, вы ощущаете это предчувствие намного ярче, чем сам персонаж. И когда Киз нагнетает напряжение до момента операции, коренным образом меняя жизнь Чарли — вы понимаете, что совсем скоро Чарли снимет себя розовые очки, которые он носил большую часть жизни.
Это как предчувствие аварии — машина еще не врезалась, но пешеход с улицы уже понимает, что ничего не сделать, и лишь фиксирует в памяти последние мирные секунды, после которых начнется хаос. Таким образом, игра продолжается, и книга все больше и больше захватывает сердце читателя. Она срывает их с его лица, царапая щеки, швыряет их об стену и топчет их огромным ботинком, превращая стекло в розовый порошок.
И цена за обычную мечту — стать умным, возрастает все больше и больше. Время играет против героя, заставляя его идти одновременно на подвиги и ошибки. Здесь стоит упомянуть, что вообще вся психологическая сторона книги великолепна, и именно эта линия прекрасно показывает, насколько резко происходят изменения в Гордоне и ту цену, которую он платит за такие перемены.
Что немаловажно — эта сторона заставляет читателя ощутить по-настоящему, реальную боль за персонажа, который обитает только в их воображении. Ее суть в том, что гении и идиоты — по большому счету две стороны одной монеты. У них разные iq, разные условия жизни, но они похожи в одном — часто, и те и другие бесконечно одиноки.
Одни из-за своей отсталости, другие, наоборот, из-за своей гениальности. И если умственно отсталых это не столько ранит, ведь они действительно, не очень понимают того, как на них смотрят многие, то вот гении….. И от этого им становится еще хуже — рождается раздражительность и злость.
От них не открещиваются и не презирают, но с ними практически не могут общаться на одном уровне. Слишком быстро. Слишком сложно.
В романе не зря проведена аналогия между мышонком Элджерноном и главным героем. Зверек стал отождествлением героя в своем мире, его духовным двойником. Собственно, и понимает то поведение мышонка только Чарли, потому что чувствует себя схожим с ним образом.
И насколько неприятно в такой момент становится герою, настолько это сильнее бьет по читателю.
Приём, выбранный Кизом, прост, но невероятно эффектен и выполнен с большой достоверностью и точностью. Дневники Чарли позволяют нам воочию наблюдать за тем, какие изменения происходят в его мозге, и сопереживать его чувствам. Книга «Цветы для Элджернона» была написана Кизом уже после успеха рассказа. В ней он изменил некоторые детали например, книжному Чарли чуть меньше лет и работает он в хлебопекарне. Книга также получила большое признание и была награждена премией «Небьюла». Несмотря на пронзительную и печальную концовку, Дэниел Киз словно оставляет читателю лучик надежды, ведь добрый и наивный Чарли чувствует благодарность за участие в эксперименте. Понравился материал?
Там сначала мальчик-дебил становится страшно умным, а потом страшно умный превращается обратно в дебила, и это безумно интересно. Это первая вещь. А вторая: люди вообще любят внутренний монолог, когда в нём хорошо прослежена эволюция героя. Это просто приятно читать.
«Цветы для Элджернона» краткое содержание романа Дэниела Киза
Книгу Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» невозможно верно толковать даже с помощью краткого описания. это небольшой роман, выросший из рассказа. Огромная роль в произведении отведена мышонку Элджернону. Он первым испытал на себе неудачный эксперимент по улучшению интеллекта. О смыслах и подтекстах «Цветов для Элджернона». Одним из главных значений произведения «Цветы для Элджернона» является подчеркивание важности эмоционального развития и понимания человеческой природы. Кроме того, «Цветы для Элджернона» не раз ставились на подмостках театров, в том числе, отечественных.