Новости синдром отличника у ребенка

Со стороны кажется, что ребенок с синдромом отличника — это просто сплошные плюсы: исполнительный, ответственный, всегда с хорошими оценками, не подведет, слушается родителей, принимает авторитет без скандалов. У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. "Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками.

Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка

Синдром отличника у ребенка – откуда он берется, что делать, советы психолога Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.
Синдром отличника: от депрессии до тика В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала.

Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться

Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя. У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике.

Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться

Excellent student syndrome Ассоциированные симптомы: Эйфория. Reasons Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта - взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности , люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды.

Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку. Pathogenesis Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция - достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным - ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность.

Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась.

Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники.

На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал.

Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня.

И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок.

Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди... Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике.

Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом.

Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался. Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз.

Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась!

Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.

Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными.

Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все.

Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться.

Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться.

В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома. Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой. Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т.

Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать.

Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото.

Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди... Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике.

Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка

Успокойте ребенка и объясните, что Вы будете любить его независимо от оценок, которые он получает. Объясните малышу, что школьная отметка показывает, что ты уже знаешь и сколько еще можно сделать для того, чтобы продвинуться в изучении конкретного предмета. Очень важно убедить ребенка в том, что отметка не оценивает его как личность и Ваша любовь к нему не зависит от школьной отметки. Демонстрируйте, что принимаете и любите ребенка таким, какой он есть. Предъявлять разумные требования. Тогда ему не придется что-то кому-то доказывать и искать одобрения. Совет N3. Очень часто бывает так, что родители переживают из-за плохих оценок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика. Не забывайте, что оценка часто субъективна. Постарайтесь не драматизировать школьные неудачи.

Постоянное огорчение и недовольство оценками ребенка не способствует удачной адаптации к школе и, кроме того, может привести к страху несостоятельности и к тревожности ребенка. Постарайтесь поддержать ребенка и вселить уверенность в то, что в следующий раз у него все получится. Ведь в школу приходят учиться, а когда учатся, может и не сразу все получаться. Хорошо играть в футбол и кататься на лыжах тоже не сразу выходит. Мы советуем родителям не создавать "порочный круг" - неудачи в школе и непонимание дома. Понаблюдайте за ребенком, ведь он может не достигать желаемого результата по вполне объективным причинам. Возможно, ребенок просто устает или плохо себя чувствует. Возможно, у него недостаточно развита моторика или какие-либо когнитивные познавательные функции. Интересуйтесь у ребенка, возможно причиной плохой отметки стало сложное задание или требовалось выполнить его в быстром темпе.

В итоге - если для ребенка главная цель в жизни - получение оценок, от которых зависит одобрение взрослых и успех у сверстников, это приводит к перегрузкам, а там и до невроза недалеко. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности, неуверенности. Отсюда, Совет N4. Если Вы видите, что ребенок старается и прилагает много усилий, не скупитесь на похвалу, подбодрите малыша.

В частности, она сказала, что некоторые школьники привыкли делать так, как хотят взрослые, они зависят от оценки окружающих. Это свидетельствует о том, что у ребенка синдром отличника. Источник фото: Фото редакции По словам Марии Маниной, дети с таким синдромом постоянно ищут одобрения, они с яростью хотят заслужить похвалу взрослых. При этом дети панически боятся совершить ошибку и потерпеть неудачу.

Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности».

Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить. Синдром отличника Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.

Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения.

Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус.

Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими. Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку. А если соглашаются — прикладывают максимум усилий, затрачивая все ресурсы.

Часто такие люди не гнушаются использовать ложь, манипуляции, шантаж, чтобы достичь успеха.

Синдром отличника: как помочь ребенку?

Синдром отличника лишает способности рисковать. Психологи отмечают, что обычно синдром отличника развивается из‑за слишком амбициозных и требовательных родителей. В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.

Синдром отличника: от депрессии до тика

Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений – плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый». Синдром отличницы плавно вытекает из синдрома самозванца, когда мы не способны приписывать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям (читайте также: Синдром самозванца: 5 способов заставить его работать на вас). "хорошая-плохая", это. весьма достойным может быть. Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться. Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений – плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый». Взрослым нужно понимать, что часто причины возникновения синдрома отличника у детей находятся в их зоне влияния.

"Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника?

И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением. Необходимо спросить себя: стоят ли высокие оценки его душевного благополучия? Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально. Не пытаться реализовать в детях собственные амбиции. Часто родители «спят и видят», чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии. Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим.

Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений.

Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест. Treatment Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной неустойчивой самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения.

На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений - похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка взрослого с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений.

Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства. У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение». Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей. Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть. И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких.

С детства у него формируется установка: «Если я буду успешен, меня будут любить». Перфекционизм Когда родители сами привыкли доводить все до идеала и делают все, чтобы их ребенок был таким же. Как помочь ребенку Если вы обнаружили у своего ребенка синдром отличника, возьмите на заметку рекомендации от детских психологов онлайн-школы Kidskey: Хвалите ребенка не за оценки, а за знания Ребенка стоит мотивировать получать знания, интересоваться окружающим миром, делать свои открытия, а не стремиться получать высокие оценки. Потому что оценка — это всего лишь цифра, относительное понятие, которое не имеет ничего общего с его истинными талантами и способностями. Не переносите на личность ребенка успеваемость в школе Ребенку может быть трудно сидеть тихо на уроках, зато он блестяще выступает на сцене, он может испытывать трудности в математике, зато красиво рисовать. Подчеркивайте его сильные стороны и не сравнивайте с другими детьми. Сейчас такое время, что высокая успеваемость в школе не гарантирует успех в будущем. Научите ребенка воспринимать ошибки как получение опыта Все люди ошибаются. Это нормально. Не вините за это ребенка, а рассказывайте, как из ошибок делать правильные выводы. Этот навык пригодится ему не только в школе, но и во взрослой жизни. Научите ребенка анализировать свои поступки Чтобы не зависеть от внешней похвалы, нужно научиться оценивать свои поступки со стороны. Например, если получил плохую оценку, но сделал все, что от тебя зависит — ты молодец! Такой самоанализ поможет сохранить адекватную самооценку ссылка на статью про самооценку и выстраивать личные границы.

Синдром отличника негативно сказывается на здоровье ребенка

Черты характера, которые присущи этому синдрому, формируются довольно рано. Стремление добиваться только высшей оценки, желание быть всегда победителем, сосредоточенность не на самой задаче, а на результате, жажда признания и похвалы — все эти проявления можно заметить уже у младшего школьника. Данные черты могут сохраняться и во взрослом возрасте, сопровождая человека всю жизнь. Человек идёт по жизни с установками: «у меня нет права на ошибку»», «я должен быть самым лучшим», «результат моей работы должен быть идеальным», «не получу пятёрку — меня не будут любить, не похвалят», «всё или ничего», «я должен быть всегда на высоте». Чтобы понять, как формируется данный синдром, необходимо обратиться к семье, в которой рос ребёнок. Часто ребёнок становится объектом нереализованных или незавершённых амбиций своих родителей. Нередко такой родитель считает своей миссией полностью посвятить себя ребёнку, будучи убеждённым, что лишь тогда он достигнет успеха. Известен факт, что внутренние установки родителей и их модели поведения, которые они транслируют в семье, являются прямым отражением психологических и поведенческих проблем у детей. Родители, которые предъявляют повышенные требования к себе, пытаются прыгнуть выше собственной головы, неосознанно перекладывают эти качества на своих детей, таким образом формируя у них этот синдром.

Самое интересное, что именно ребёнку они могут не предъявлять каких-то требований, но дети интуитивно улавливают настроение родителей и подстраиваются, копируя их поведение.

Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки. Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии.

Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др.

Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек?

В плену у ожиданий — Как правило, все взрослые хотят, чтобы их дети учились в школе как можно лучше, желательно на одни пятерки, — говорит семейный психолог Наталья Николаева. Но если мы посмотрим вокруг: на коллег по работе, на судьбы известных людей, политических лидеров, если вспомним истории своих одноклассников — как отличников, так и троечников, то увидим, что блестящий старт далеко не всегда приводит к победам в жизни. Поэтому будьте внимательны и не слишком критичны к своим детям. Синдром отличника — это не только психологическая проблема, которая мешает ребенку, а затем и взрослому быть счастливым. Зачастую у таких детей начинаются тики — частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук.

И, к сожалению, это не полный список проблем. При описанных симптомах уже не обойтись без консультации психоневролога, и, возможно, даже без медикаментозного лечения. Конечно, лучше до таких последствий не доводить. Стремление все делать в жизни «на пятерочку» идет из раннего детства. Например, растет умный и способный ребенок — настоящий кумир в семье, его все постоянно хвалят и им хвалятся. Постепенно он тоже начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший, приятно быть объектом зависти окружающих. Он хочет всегда все делать лучше всех или вообще не заниматься тем, что не может его показать в выигрышном свете. Так постепенно человек становится пленником чужих ожиданий.

Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения. Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов.

Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими.

Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку. А если соглашаются — прикладывают максимум усилий, затрачивая все ресурсы. Часто такие люди не гнушаются использовать ложь, манипуляции, шантаж, чтобы достичь успеха. Кроме этого, к типичным симптомам относится: гиперболизация последствий допущенной ошибки желание человека довести работу до идеального результата, даже если это не требуется гипертрофированное чувство ответственности восприимчивость к успехам других людей, тенденция рассматривать их победы как собственный провал невозможность объективно оценить внутренние ресурсы из-за страха неудачи неспособность получать удовольствие от собственных побед повышение пульса, учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания Если у людей с перфекционизмом что-то не получается, они неохотно берутся за аналогичные задания в будущем.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий