Кулич стал символом праздника Пасхи, традиционным блюдом Пасхальной седмицы, которое готовят православные христиане. Празднование Пасхи. Пасхальное богослужение. После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». русский православный богослов, заслуженный профессор Московской.
История православной Пасхи
Пасха – это самый главный праздник всего православного мира, отмечается в первое полнолуние, считая с дня весеннего равноденствия. Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Удивительна история происхождения праздника Светлой Пасхи. русский православный богослов, заслуженный профессор Московской.
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024?
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу. Позднее Пасха заняла место центрального праздника в христианском календаре и стала ассоциироваться с воскресением Христа. Пасха – главный христианский праздник, связанный с воскрешением Иисуса Христа, который был распят на иудейский праздник песах в жертву их иудейского бога яхве. Традиции же праздника Пасха возникли не в один день и не сразу за воскрешением Христа. Удивительна история происхождения праздника Светлой Пасхи.
Светлая Пасха: история и традиции древнейшего христианского праздника
Крестный путь Иисуса по старому Иерусалиму и серпантину горы стал одним из прообразов христианского крестного хода. Смерть сына божьего на горе Голгофа — это своеобразная аллегория убийств жертвенных ягнят. Как иудеи принесли в жертву годовалых непорочных ягнят, так и Иисус отдал свою жизнь ради отпущения грехов и очищения душ людских. Умер Христос после еврейской Пасхи, в пятницу, которую назвали Страстной. Почему мы красим яйца на Пасху. На третий день после погребения Христа, в воскресенье, Мария Магдалина, одна из последовательниц Иисуса, вместе с женами-мироносицами, отправилась в его гробницу, чтобы оставить благовония. Подойдя к пещере, она увидела, что камень отодвинут, а в пещере сидит Ангел Господень в белоснежном одеянии. Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. В этот момент перед ней предстал сам Сын Божий.
Обрадованная Мария поспешила рассказать благую весть самому императору Тиберию. Вход к великому римскому понтифику без подарка был запрещен, поэтому Мария взяла с собой символ жизни — яйцо. Услышав о воскрешении Христа, Тиберий рассмеялся и сказал, что поверит в это, только тогда, когда яйцо в руках Марии станет красным. В туже секунду яичная скорлупа окрасилась в багровые тона, как символ пролитой крови Христа. Впрочем, духовный писатель и епископ РПЦ Дмитрий Ростовский считал, что Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет.
Для определения дня Пасхи используются так называемые пасхалии — специальные методики расчета. Католики используют григорианскую, а православные придерживаются александрийской. Как и следовало ожидать, в первом случае используется григорианский календарь, во втором — юлианский в современной России его еще называют «старый стиль». Если не углубляться в детали, то достаточно сказать, что в настоящее время юлианский календарь «отстает» от григорианского на 13 дней. В связи с этим возникают расхождения. Из-за особенностей алгоритмов о них — ниже , по которым рассчитывается точный день праздника, разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре, либо пять недель, либо они совпадают. Следующее совпадение будет в 2025 году. Какие способы вычислений используются? Разные — табличные и алгоритмические. Все они весьма сложные.
В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами , в I веке н. Иероним, Толк. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях. В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23].
У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», то есть сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста. Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых Ин. XX, 19-23. Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу гражданским шрифтом. Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином на церковнославянском языке в формате pdf , которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства. Библиотека Русской веры Читать онлайн Традиции празднования Пасхи у старообрядцев У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого « Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды?
Пасху праздновали и до воскресения Иисуса, но об этом мало кто знает
Но это именно так. И праздник плодородия — яркое тому подтверждение. В древности яйцу придавалось глубокое мистическое значение. Яйцо — эзотерический символ, означающий материальную Вселенную, являющуюся тюрьмой для духовной души. Душе нужно выйти за пределы этой Вселенной-яйца, чтобы возвратиться к Богу. В Ведах говорится: "Человек без проницательности похож на лягушку, попавшую в колодец. Так же, как лягушка в колодце не знает, что для неё хорошо, а что — плохо, и потому так и умирает из-за своего невежества в этом колодце, и люди, тщетно рождённые в брахманде яйце Брахмы, то есть в материальной вселенной , не знают, что для них хорошо, а что — плохо, и рождаются только для того, чтобы затем умереть в невежестве". Человек должен развить свое сознание и духовное видение настолько, чтобы увидеть духовный мир, духовное небо, находящееся за пределами брахманды. Материальных вселенных бесконечное множество и они связаны между собой в этом облаке подобно пузырям в морской пене. Каждый такой пузырек, напоминающий по форме яйцо, — это лишь одна из вселенных.
И Рама — Творец их всех и духовного мира мира Вайкунтхи в целом. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, ученые находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов мрамор, глина и др. При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные яйца, иногда раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире. Почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? По христианскому преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Здесь возникает вопрос, кто всех этих бедняков туда пускал со всеми их непонятными дарами?
Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе! Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яйца символизировала кровь Христа и одновременно подтверждала Его Воскресение. Поэтому по существующему преданию именно яйцо стало символом и одним из доказательств Воскресения Сына Божьего. Возможно все, согласно преданию, и произошло в действительности, и если это было, то очень хорошо и никто не против. Но, честно говоря, история эта напоминает достаточно неудачную, в плане фантазии ее авторов, попытку искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства.
Понимание того, как связано Воскресение с Пасхой, поможет осознать истинную сущность торжества, приобщиться к светлой радости праздника.
События, изменившие историю человечества произошли больше двух тысячелетий назад. Произошедшему посвящена честь радостного празднования Воскресения Христа, признанного величайшим торжеством, основой христианства. Познать историю, традиции, символику самого большого праздника должен каждый православный. Что за праздник Пасха? Христово Воскресение, которое отмечается на Пасху, считается основой основ христианства. Сын Божий творил чудеса на Земле, помогал, исцелял, учил, воскрешал из мертвых, а жестокие люди, не ценящие и не понимающие, кто он на самом деле, распяли его на Голгофе. Истинно верующие глубоко уверены, что воплотившись, Божий Сын принял смерть за грехи наши, сам Христос был безгрешен, а затем воскрес для вечной жизни человечества.
Иисус въехал в Иерусалим всего за шесть суток до иудейской Пасхи. Его прибытия ждали евреи, уверенные, что он возглавит борьбу против римлян-захватчиков или избавит город от них мирным путем, проявив Божественную силу. Ждал его и правитель Понтий Пилат, опасающийся националистических волнений. Он заведомо знал, что один из 12 учеников предаст его Это будет Иуда. После прибытия в город днём Иисус объяснял своё учение в храме, куда с раннего утра приходили люди, ночь проводил на Масличной горе. Иуда пошел к администрации и сообщил, что Мессия будет на день раньше вкушать пасху. Такой удобный случай арестовать его без шума правители города упускать не хотели.
Вечером на Тайном Вечере, последней своей пасхальной трапезе. Вкушая свою последнюю пасхальную трапезу, он утвердил таинство Евхаристии. В пятницу сына Божьего распяли на Кресте между двумя преступниками на виду у плачущих и равнодушных, встревоженных и глумящихся людей. Умер Иисус в канун иудейской Пасхи и был похоронен в пещере. В субботу наступила великая скорбная тишина.
После этого разгневанный Бог наслал на Египет десять бедствий десять казней египетских — в стране разразился голод, мор и неурожай. В преддверии десятой ночи, когда должны были погибнуть все египетские первенцы, Бог передал через Моисея совет: пусть каждая еврейская семья зарежет ягненка и помажет его кровью дверь своего дома — это спасет их младенца от смерти.
Ночью ангел-губитель спустился в Египет и действительно не тронул ни одного еврейского ребенка — прошел мимо них, а ягненок, то есть пасхальный агнец, стал символом жертвенности. Когда именно произошел переход от иудейского праздника Песах к христианскому празднику Пасхи — неизвестно Понимание новой пасхальной жертвы описано апостолом Павлом уже в Первом послании к коринфянам, в рассказе о Тайной вечере. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи», — так определяет символическое значение Пасхи редакция российского православного портала «Правмир». Протоиерей Игорь Фомин в интервью журналу «Фома» дает празднику более краткое определение. Пасха — это жизнь вечная, освобождение от смерти Игорь Фоминпротоиерей Главные пасхальные традиции и обряды Великий пост Пасхе предшествует Великий пост. Как и дата самого праздника, день начала поста каждый год меняется — в 2023-м, например, он выпал на 27 февраля.
Мнения по поводу рыбы и морепродуктов расходятся: некоторые утверждают, что их можно употреблять в определенные дни, другие — что это разрешено во все субботы и воскресенья в период поста. Смысл Великого поста, в первую очередь, в очищении тела и души. Страстная седмица, последняя, самая строгая неделя поста, символизирует приобщение к мукам Христа и приобщение к его воскрешению Анна Карасеварелигиовед Страстная неделя Страстной неделей называют несколько дней, предшествующих Пасхе. Этот период посвящен воспоминаниям о последних днях жизни Христа на земле, а слово «страсть» в данном контексте означает «страдание». Каждый день Страстной седмицы имеет свое символическое значение. Страстная неделя в 2023 году — с 10 по 16 апреля В первый день, Великий понедельник, верующие вспоминают историю патриарха Иосифа, проданного его братьями в Египет, а также чудо, которое Иисус явил, одним словом иссушив дерево инжира, не принесшее плодов. В Великий вторник священнослужители рассказывают о последней проповеди Христа в Иерусалимском храме и напоминают верующим о его основных заветах.
Великая среда — день, когда Иуда решился предать Христа за 30 сребреников. Великий четверг или Чистый четверг связывают с Тайной Вечерей и считают днем, с которого начинается подготовка к Пасхе: верующие убирают дома и идут причаститься, а в церквях начинается одна из самых длинных служб в году — «Двенадцать Евангелий». В Великую пятницу — день, когда Христос был распят, православные христиане погружаются в скорбь и отдают дань уважения его страданиям. Литургии в этот день не проводят. На шестой день, согласно вероучению, Иисуса сняли с креста и похоронили, поэтому в субботу верующие уже освящают куличи и яйца, а вечернюю службу посвящают Пасхе. В этот же день происходит главное событие Пасхи — схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
К пищевым ограничениям относятся снисходительно и допускают отклонения от них. Известная традиция католического поста — это постные пятницы. Каждую пятницу до Пасхи католики воздерживаются от потребления в пищу любого вида мяса. Обычно от поста освобождаются пожилые люди, маленькие дети и больные.
Юлия Ковалева Религиовед Католики также не склонны придавать столь большого сакрального значения приготовлению пасхальных блюд. Рецепты и формы праздничной выпечки разнятся от страны к стране: где-то едят маленькие булочки с корицей, где-то — подают фруктовый торт или пекут «колоски». В некоторых западных странах одним из символов Пасхи стал кролик, образ которого не имеет отношения к религиозному содержанию праздника. По легенде он прячет в саду крашеные яйца. Их поиск стал пасхальной детской игрой, которая популярна и сегодня. В этот день принято запускать салюты. В полночь перед торжеством люди собираются вокруг церквей, держа в руках свечи, которые зажигают от Святого Огня. После ночной службы греки возвращаются домой, чтобы стукнуться красными яйцами и устроить застолье с традиционным супом — магирицей. В праздничный рацион обязательно включают жареную баранину. Пасхальные традиции в Сербии почти такие же, как в России : в Великий четверг красят яйца, в праздник стукаются ими, говоря «Христос Воскресе».
В этой стране на Пасху готовят особое блюдо — чесницу — специальный хлеб, в который иногда вкладывают монетку для счастья. Пасха в Эфиопиибольшинство жителей этой африканской страны исповедуют православие называется Фасика. После длительного поста, который продолжается 55 дней, верующие наряжаются в традиционные белые одеяния и отправляются на ночную службу, которая длится до утра. После этого семьи возвращаются домой для праздничного застолья с традиционными блюдами: доро ват курица в остром соусе и инджера кисловатые лепешки. В Румынии пасхальные традиции сочетают религиозные обряды с народными. В ночь перед Пасхой обязательно проводят церковные службы. По пути домой принято идти с зажженными свечами, которые символизирую свет Господень. Пасхальные яйца украшают сложными узорами, используя восковую роспись. В пасхальном меню у жителей страны обязательно присутствует козунак — сладкий хлеб с изюмом и орехами. В Армении Пасху называют Затик, что переводится как «избавляться», «освобождаться».
Как и в России, к празднику красят яйца и устраивают на них «битвы». На стол обязательно ставят рис с изюмом, пасхальный хлеб чорек, рыбу и различные виды выпечки. Приметы на Пасху С Пасхой, как и с многими другими православными праздниками, связано множество народных обычаев и поверий. Хотя Церковь такие практики не приветствует, справедливо замечая, что они не имеют отношения к христианству, некоторые из них прочно укоренились и стали частью традиции. Пасхальные поверья, связанные с привлечением удачи и благополучия: Считается, что если съесть верхушки кулича, то можно избавиться от неудач.
Светлое Воскресенье. 10 малоизвестных фактов о Пасхе
Уничтоженный спутник Леля упала на Землю огненным дождем. Из-за падения обломков сдвинулись магнитные полюса Земли и произошло смещение оси вращения. Земля начала колебаться как маятник. Из-за чего начался Великий потоп. На сушу обрушились гигантских размеров цунами, которые несколько раз обогнули Землю, произошла сдвижка тектонических платформ.
На месте современного полюса был материк наших предков Даария Из-за изменения океанических течений, современный северный полюс стал замерзать. Климат изменился, в этих местах жизнь людей стала невозможной. Растительность и животный мир стали погибать. Со временем, под тяжестью ледяного покрова Даария погрузилась ниже уровня океана.
Среди православных христиан принято приветствовать друг друга в пасхальный сезон пасхальным приветствием. Приветствие начинается с фразы: «Христос Воскрес! Важную роль в праздновании Пасхи играют яйца. В православной традиции яйца — символ новой жизни. Ранние христиане использовали яйца, чтобы символизировать воскресение Иисуса Христа и возрождение верующих. История гласит, что Мария Магдалина, одна из женщин, узнавших в числе первых, что Христос воскрес, решила сообщить римскому императору Тиберию об этом чуде. Она подарила императору яйцо, которое символизировало чудо воскрешения Спасителя. Но император не поверил этому и сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес». Яйцо тут же стало красным… С тех пор появилась пасхальная традиция красить яйца в красный цвет, чтобы символизировать кровь Иисуса, пролитую на кресте для искупления всех людей. Потом их стали окрашивать и в другие цвета.
Каждый цвет, которым мы красим пасхальные яйца, имеет особое значение. Таким образом, красный символизирует кровь Иисуса, синий — символ истины, а зеленый олицетворяет плодородие. Также в день православного праздника Пасхи принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «битье» яйцами. Это простая игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «биться» с другим человеком. Православная пасхальная еда Страстная неделя в большинстве русских домов очень насыщенная — ведется подготовка к Пасхе. После генеральной уборки приходит пора печь пасхальный хлеб. Яйца расписываются в Святой «Чистый» четверг, а свежие пасхальные куличи Пасха готовятся в субботу. Это тяжелое время, поскольку суббота — последний день поста, когда ортодоксальным христианам разрешается есть очень мало.
Также запрещено пробовать еду во время приготовления. Но все с нетерпением ждут застолья, и повара стараются. Существует также традиция благословлять пасхальные яйца и хлеб в церкви. Пост заканчивается после пасхальной мессы и начала пиршества. День Пасхи начинается с долгого семейного завтрака. Стол украшен живыми цветами, ветками вербы и, конечно же, крашеными яйцами. Помимо особых пасхальных блюд, таких как кулич и творожная пасха, которые едят только на праздник Пасхи, на столе много другой еды, такой как сосиски, бекон, сыр, молоко и т. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Делить еду на Пасху — давняя традиция в России. Поэтому после завтрака люди ходят в гости к своим друзьям и соседям, обмениваются яйцами и пасхальными хлебцами.
Если первое яйцо , которое вы получите на Пасху, действительно является подарком от души, оно никогда не испортится, — гласит старинная русская мудрость. Пасхальное богослужение В Страстную седмицу, которая предшествует Пасхе, православные верующие совершают церковные богослужения и вспоминают о страданиях Спасителя. Для христиан этот период из семи дней является особо почитаемым: соблюдается строжайший пост, и начинается подготовка к Пасхе. Страстная неделя завершается великим и одним из важнейших церковных православных праздников — Пасхой.
Символическое изображение. Крышка саркофага. Музей Пио-Кристиано , Ватикан Праздник Пасхи существовал уже при апостолах и первоначально был посвящён воспоминанию смерти Иисуса Христа, поэтому сначала на всём Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, согласно Евангелию от Иоанна и мнению древнейших отцов церкви Иринея, Тертуллиана, Оригена , последовала крестная смерть Иисуса Христа [2]. Праздник Пасхи был главным из церковных праздников с самого начала существования христианской Церкви [17]. В некоторых ранних источниках говорится о том, что пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа « Пастырь Ермы », III,V:1 , а воскресенье — днём радости Тертуллиан , «De corona mil.
Эти еженедельные празднования были более торжественными, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа [2]. В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами , в I веке н. Иероним, Толк. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях. В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20].
Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели.
Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье. Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос. Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ". Этот день отмечается также радостно, как и само Светлое Воскресенье. Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник. На "Красную горку" многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться.
Светлое Христово Воскресенье: история и традиции Пасхи
Традиционно в субботу в 23:20 начинается Пасхальная полунощница, во время которой плащаница с изображением Господа вносится в алтарь, и в 00:00 начинается крестный ход пасхальная заутреня — шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. В церквях торжественно зазвенят колокола, звучит тропарь краткое молитвенное песнопение «Христос воскресе из мертвых…» — так начнется Пасха, праздновать которую православные верующие в России будут на протяжении всего воскресенья. После заутрени совершается ранняя литургия, на которой верующие причащаются. В храмах, в которых есть такая возможность, проходит и поздняя литургия — в 9:00 или 10:00 и длится два часа. В 16:00 или 17:00 в иркутских храмах начинается вечерняя праздничная литургия. В Кафедральном Богоявленском соборе вечернее богослужение совершает митрополит Максимилиан. В этот же день в храме священников отмечают богослужебными наградами, например, за усердное служение. В Иркутске 26 храмов, в которых совершаются богослужения, в среднем на праздничные службы в Пасху приходят столько верующих, сколько храм может вместить. Например, на службы в Богоявленском Соборе собираются около 500 человек.
Христос Воскресе — Воистину Воскресе! Фото с сайта Иркутской епархии www.
Едва ли в словах ап.
Павла : «Пасха наша за ны пожрен бысть Христос; тем же да празднуем не в квасе ветсe» 1 Кор. Скорее такое указание можно видеть в той тщательности, с которой св. Иоанн Богослов отмечает совпадение смерти Христовой с еврейской пасхой Ин.
Ин 13, 1. Настойчивость, с которой христианское предание всегда относило к самим апостолам учреждение Великого поста , позволяет искать по крайней его зачатки в том времени. Возможно, что слова Спасителя: «Егда же отнимется у них жених, тогда постятся», приводимые Тертуллианом в качестве возможного основания Великого поста, были поняты в этом смысле и самими апостолами и побуждали их ежегодно освящать постом, который они вообще любили Деян.
Так как этот день приходился на еврейскую пасху, то, когда соблюдение еврейских праздников прекратилось у христиан, последние легко могли прийти к мысли освящать постом именно день еврейской пасхи в воспоминание смерти Христовой. В виде такого поста и существовала первоначально Пасха Христова, как видно из свидетельства о ней св. Иринея Лионского II в.
Этот пост во времена апостолов, вероятно, одни оставляли в самый день еврейской пасхи, а другие — в следующее за ней воскрeсeниe. По свидетельству Сократа V в. Петра и Павла.
В этом отношении важен отрывок из письма св. Иринея , еп. Лионского, к римскому еп.
Виктору , сохраненный Евсевием Кесарийским. Он проливает свет на первоначальный характер праздника Пасхи. Послание написано по поводу споров о времени празднования Пасхи, начавшихся еще при св.
Поликарпе , еп. Споры касались вопроса: праздновать Пасху вместе с иудейской в 14 - 15 день первого весеннего лунного месяца или же в первое за этим днем воскресение. Отрывок из текста св.
Иринея показывает, что спор о времени Пасхи возник потому, что к этому времени постепенно стал меняться характер самого праздника, взгляд на него.
Оно делается из творога с добавлением изюма, кураги, цукатов. Обычно пасха формируется в виде пирамиды и украшается буквами «ХВ». Творожная пасха является прообразом Царства Небесного, а его форма — в виде горы — символизирует основание нового небесного Иерусалима. Что нельзя делать на Пасху В день Пасхи нельзя ругаться и обижаться на других, лучше отпустить старые обиды и простить человека. Также на Пасху принято делиться едой с нуждающимися и не проявлять жадность. Так как Пасха считается светлым и радостным событием, не стоит в этот период предаваться грусти. Еще нельзя убираться за исключением мелких бытовых дел и много работать, а также посещать кладбище, проводить панихиды и скорбеть об умерших. Анастасия Андрюхова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св.
Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20].
Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии.
Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.
В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22].
Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших.
Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу. Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения [26] : Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.
Пасха, Светлое Христово Воскресение — суть праздника, история, традиции, приметы
Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса – хлеба, который пекли из кислого теста в субботу перед Пасхой, освящали, ставили в храме, а после службы делили между прихожанами. Когда отмечают праздник Святой Пасхи, история происхождения праздника, значение для христиан. Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день. Празднование Пасхи. Пасхальное богослужение.