На главную» Вопросы по грамматике» Почему на эвакуационных выходах пишется "запасный выход", а не запасной? Почему выход запасный, а не запасной? Слово «запасный» означает аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости. Фото: РИА Новости/ Руслан Кривобок.
Дурацкий вопрос: почему в общественном транспорте Ижевска пишут «Запасный выход»?
Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Эта нелепая ошибка была не замечена, и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта. Согласно другой версии, эта ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы», и никто этого не заметил.
Надпись часто сопровождалась следующими пояснениями: «Выдернуть шнур» , «Выдавить стекло» , «Разбить стекло молотком» и «Молоток находится у водителя». Такие надписи можно было видеть как в советское время, так и сейчас — не только в старом транспорте, но и в новом подвижном составе. Правописание Существует заблуждение, что с точки зрения правописания русского языка фраза писалась с ошибкой. По известной легенде венгерские изготовители автобусов марки «Икарус» написали слово запасной как запасный.
Ошибка прошла незамеченной, а вскоре ее скопировали и советские машиностроительные учреждения. Существует и другая версия, что эту надпись впервые писали в автобусах ЛАЗ, и в оригинале на украинском языке она выглядела как «Запасний вихiд».
Надо ли обозначать маршруты, ведущие к ним пунктирной линией? ГОСТ вроде это требует. Надо ли следовать этому предписанию? Обратите внимание, так или иначе авторы учебника выдержку из которого мы приводим выше, направляли людей ТОЛЬКО к безопасным выходам. Одни могли быть более безопасны, другие менее — но, все они были эвакуационными!
Про так называемые запасные речь вообще не шла! ГОСТ предлагает нам направить человека куда-то явно не туда. Смоделируем, как будут развиваться события в данном случае. Человек смотрит на план, где указаны фактически противоположные направления. Запомнит ли он их на уровне маршрута своего перемещения? В рассуждении о наших целях мы давно озвучили ограниченность ресурсов памяти. Дать на схеме минимум блоков информации, обеспечивающих запоминание маршрута по которому можно покинуть опасную зону — вот наша задача.
В том числе от пунктирных линий, которые не приведут ни к чему, кроме запутывания человека. Именно поэтому, человеку не нужны пунктирные линии, особенно, если они показаны, так, как на этих иллюстрациях и как этого требует современный ГОСТ 12. Читающий план только запутается. Само по себе такое обилие пунктирных линий загромождает план, делая его неудобоваримым для чтения. Предписание «определить» свое местоположение по такому рисунку звучит как издевательство. И, если предположим, человек немного запутается, воспримет т. И, не дай бог, может быть, поведет к нему окружающих людей.
В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены. Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами. И люди эти — погибнут. И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли? Ответ у прокурора будет очевиден — кто-то предписал им идти в неверном направлении. Кто же неправильно ориентировал людей? Да тот, кто разработал неправильные планы эвакуации с указанием аварийных проемов и маршрутов к ним.
И возьмут бедного разработчика в оборот органы прокуратуры. И будут спрашивать, как же так, Вы указали неверный маршрут, почему не к безопасным выходам, а каким-то «запасным»? И бедный разработчик не будет знать, что ответить.
В разных речевых ситуациях употребим словосочетания: запасной выход и запасный выход; запасной путь и запасный путь. Ясно видно, что в современном русском языке сочетаемость прилагательного «запасный» ограничена. Оно используется только как технический термин. Вывод Словосочетания «запасной выход» и «запасный выход» существуют в русской лексике. Выбор их употребления зависит от конкретной речевой ситуации.
В современном русском языке чаще применяется словосочетание «запасной выход», имеющий значение «дополнительный, существующий наряду с основным выход».
14 ответов
- Ответы справочной службы
- Почему на эвакуационных выходах пишется "запасный выход", а не запасной?
- Как правильно запасной или запасный выход
- Еще раз про «запасные» выходы и пути к ним
- Об эвакуационных выходах в помещениях: они должны быть закрыты или открыты?
Почему в общественном транспорте пишут «запасный», а не «запасной» выход
А когда надписей было уже слишком много, исправлять и вновь перепечатывать таблички не стали. Так и появилось новое речевое клише. Влияние украинского языка Взаимное влияние языков соседних стран тяжело опровергнуть, потому некоторые придерживаются версии о влиянии украинского языка, в котором на табличках аварийного выхода пишут «запасний вихiд». Могла иметь место ошибка при переводе на русский, когда создавались трафареты для львовских ЛАЗов. Альтернативная версия про венгерские автобусы Однако есть еще одна версия появления прилагательного «запасный» в русском языке. Ее выдумали, вероятно, ностальгирующие за венгерскими «Икарусами» люди. По их мнению, исказили русское слово именно в Венгрии, при создании все тех же трафаретов. Версия не выдерживает критики хотя бы потому, что слово «запасный», как и другие прилагательные с окончанием на «-ый», действительно существовало в русском языке до двадцатых годов прошлого века.
Другое дело, что у нас все абсолютно выходы оборудованы электронными магнитными замками. При включении пожарной сигнализации, при срабатывании тревожного сигнала эти замки открываются автоматически. Сегодня технологии позволяют оснастить организации, наверно, все с массовым пребыванием людей подобными замками, стоят они сущие копейки и вполне доступны для объектов образования. У нас 11 зданий, и здания построены в разное время. Никаких препятствий для того, чтобы оснастить школу подобным оборудованием, сегодня не существует.
Просто магнитный замок вместо обычного врезного, то есть человеческий фактор здесь исключен. Дополнительные инструкции никакие к нам не приходили. Я думаю, что они не требуются». Стало известно, что во время пожара в Кемерове спасавшимся людям удалось выбить только один из запертых выходов. Не были отключены лифты и эскалаторы: люди падали в темноте, один человек застрял в лифте.
Главный госинспектор по пожарному надзору МЧС России Ринат Еникеев сообщил, что с 2016 года проверка «Зимней вишни» не проводилась из-за надзорных каникул, поскольку объект относился к малому бизнесу.
А еще в городских автобусах тоже обращаю внимание на табличку «Запасный выход. Выдернуть шнур. Выдавить стекло». Даже, кажется, и в самолетах есть подобный знак техники безопасности, хотя всегда сердце замирает в смятении: это куда же выходить, не дай Бог, если летим, как поет Сюткин, «семь тысяч над землей, гул турбин обрывки сна»? И всегда недоумеваю: почему запасный, а не запасной, как полагается по правилам русского языка? Думаю, надо разобраться.
Поискала сведения в словарях, на разных сайтах в Интернете. Оказывается, оба варианта, как отмечают ученые-лингвисты, являются допустимыми, но в современном русском языке все-таки принято писать и говорить «запасной выход».
В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены. Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами. И люди эти - погибнут. И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли? Ответ у прокурора будет очевиден — кто-то предписал им идти в неверном направлении. Кто же неправильно ориентировал людей? Да тот, кто разработал неправильные планы эвакуации с указанием аварийных проемов и маршрутов к ним.
И возьмут бедного разработчика в оборот органы прокуратуры. И будут спрашивать, как же так, Вы указали неверный маршрут, почему не к безопасным выходам, а каким-то «запасным»? И бедный разработчик не будет знать, что ответить. Нет, он будет лепетать про ГОСТ, про требования, на что получит резоный ответ прокурора: «Вы - специалист, Вы должны были предвидеть данную ситуацию, Вы должны были сделать хотя бы оговорку, предупредить о том, что аварийный выход априори опасен". Именно поэтому, если мы и вынуждены указывать такие выходы мы делаем в текстовой части предупреждение: Хотя это - исключение. Обычно мы вообще не указываем такие двери, чтобы не отвлекать внимание людей на то, что не должно удержаться в их памяти. И только если эта дверь постоянно используется людьми, и они могут спутать свой эвакуационный маршрут с привычным, повседнемным, мы должны показать, что на этаже есть места, которые не отвечают условиям защиты человека от опасных факторов, связанных с горением, мы обозначаем их специальным знаком. Но вовсе не для целей буквального и тупого исполнения нормы. А именно, чтобы предостеречь людей от ошибочного выбора!
Потому что в данном случае, простите за простоту изложения, плевать мы хотели на то, что предписывает ГОСТ, главное — безопасность. Есть и еще один довод, почему не каждый проем в стене аварийный выход. При составлении определения данного термина, коллеги нормотворцы пошли по легкому пути. Все что не А — есть Б, говорит нам официальное определение термина аварийный выход. Но коллеги, тогда любой проем в стене можно причислить к «аварийному», в том числе и окна? У нас есть примеры того, как людей направляют и в окно. И тогда, что, ко всем окнам должны вести пунктирные линии?? Можно подытожить: есть требования, придуманные непрофессионалами, есть требования актуальные в 1985 году, но утратившие смысл сейчас, есть требования, которые были составлены с ошибками, ведь даже корифеи — ошибаются. Не все требования нужно бездумно выполнять.
Здесь мы разобрали это более чем подробно. И поэтому наша задача не тупо следовать ГОСТу, а думать над тем, чем мы занимаемся. И если указание «аварийных» дверей на планах эвакуаии вредит больше, чем помогает, то и указывать их не надо. И тем более не надо указывать их как «запасные», даже если они, по какому-то недоразумению опять «пролезли» в новую редакцию ГОСТ 12. Мы всегда работаем именно по варианту осмысленному и направленному на защиту людей. Поэтому считаем указание маршрутов к дверям, не отвечающим требованиям безопасности — ошибкой. Для цитирования: П. Князев "Еще раз про «запасные» выходы и пути к ним" [электронный ресурс] "План эвакуации при пожаре". Размещено 17 июля 2017 года, обновлено 09 августа 2019 года, обновлено 16 августа 2018 года, обновлено 21 февраля 2021 года.
Как правильно: «запасный» или «запасной»
Слово «запасный» может сочетаться только с некоторыми существительными, в основном это прилагательное квалифицируется как устаревшее. Известная легенда гласит о том, что венгерские производители автобусов марки «Икарус» написали за место «запасной» слово «запасный». Ошибка осталась незамеченной, но вскоре её переняли и советские изготовители автомобилей, такие как ЛАЗ. Есть также и другая версия, что впервые эта надпись появлялась в автобусах ЛАЗ, и на украинском в оригинале она выглядела как: «Запасний вихiд». Слово «вихiд» исправили на «выход», но первое слово по ошибке, или же по умыслу, не изменили только украинскую «и» поменяли на русскую «ы».
Общество 556 просмотров Многие в общественном транспорте обращали внимание на вывеску: выход «запасный» и задавались вопросом — почему это слово пишется не через букву «о». Давайте вместе разбираться, как правильно говорить. Как не скажете, все будет верно! Во всех словарях русского языка наравне со словом «запасной вариант» присутствует также «запасный путь» и так далее. Легенда гласит, что изготовители автобусов «Икарус» были венгры.
Правильно ли я понимаю, что теперь любой инспектор МЧС может потребовать от собственника объекта защиты или изменить направление открывания двери на таком "третьем лишним" эвакуационном выходе или собственник должен убрать его возведя стену, так как аварийным его признать нельзя так как под описание пункта 4. Могут ли быть в здании "просто" выходы из разных помещений, которые являются и "не эвакуационными" и "не аварийными"? Как они нормируются? Каким нормативным правовым актом или нормативным документом предусмотрены такие "не эвакуационные" и "не аварийные" выходы? При определении эвакуационных и аварийных выходов в здании спроектированном и построенном до вступления в силу СП 1. Являются ли в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности "аварийными" выходы из подвальных и цокольных этажей ведущие на отдельные лестницы для сообщения между подвальным и цокольным и первым этажами и выходы из помещений первого этажа на такие лестницы? На этот запрос пришел ответ, который кажется мне до невозможности странным, но который я привожу здесь, как и обещал. В лучших традициях науки МЧС мне ответили совершенно неопределенно. Нужно ли прокладывать маршруты к дверям второго типа, к аварийным? К выходам, не отвечающим требованиям безопасности? Что делать с выходами "третьего типа" - которые по мнению ВНИИПО могут быть, но которые не считаются ни теми ни другими. Надо ли обозначать маршруты, ведущие к ним пунктирной линией? ГОСТ вроде это требует. Надо ли следовать этому предписанию? Обратите внимание, так или иначе авторы учебника выдержку из которого мы приводим выше, направляли людей ТОЛЬКО к безопасным выходам. Одни могли быть более безопасны, другие менее - но, все они были эвакуационными! Про аварийные речь вообще не шла! ГОСТ предлагает нам направить человека куда-то явно не туда. Смоделируем, как будут развиваться события в данном случае. Человек смотрит на план, где указаны фактически противоположные направления. Запомнит ли он их на уровне маршрута своего перемещения? В рассуждении о наших целях мы давно озвучили ограниченность ресурсов памяти. Дать на схеме минимум блоков информации, обеспечивающих запоминание маршрута по которому можно покинуть опасную зону — вот наша задача. В том числе от пунктирных линий, которые не приведут ни к чему, кроме запутывания человека. Именно поэтому, человеку не нужны пунктирные линии, особенно, если они показаны, так, как на этих иллюстрациях и как этого требует современный ГОСТ 12. Читающий план только запутается. Само по себе такое обилие пунктирных линий загромождает план, делая его неудобоваримым для чтения. Предписание "определить" свое местоположение по такому рисунку звучит как издевательство. И, если предположим, человек немного запутается, воспримет т. И, не дай бог, может быть, поведет к нему окружающих людей. В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены. Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами. И люди эти - погибнут. И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли?
Сейчас объясним, что к чему. Правильно: запасный выход, запасной выход. Но: запасной аккумулятор не запасный Вы наверняка замечали в автобусах или другом транспорте табличку «запасный выход».
Запасный выход 1 сезон
Почему на табличках запасного выхода пишут «запасный выход», а не «запасной выход»?». «Запасной выход» и «запасный выход» — оба варианта словосочетаний верны. Почему на эвакуационных выходах пишется " запасный выход", а не запасной? Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам 1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. запасной выход, запасный выход, правописание, правила русского языка, орфограмма, правописание слов.
Запасный выход или запасной выход?
Избавились на бумаге, но не избавились в головах. Многие «по привычке» продолжают употреблять этот термин, не понимая его вреда. Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет!
Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство- проем в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть помещение или здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение. Такой проем характеризуется несколькими признаками, свойствами, которые собственно и обусловливают безопасность его использования. Прежде всего, такими условиями являются их расположение на этаже.
В этой статье мы подробно рассуждали том, как современное пожарное законодательство оценивает этот фактор и связывает с ним безопасность движения, а в этой приводили правовой казус, связанный с данным условием. Второй фактор — это, несомненно, геометрия самого проема, через который будут выходить люди. Естественно, что это важно и особенно тогда, когда мы прокладываем на плане эвакуации маршрут для потока людей.
Если ширина или высота проема не отвечает этим требованиям, то и использовать его в случае пожара недопустимо. Третье условие безопасности — заполнение самого проема. Если в нем установлены рольставни, роллеты, сдвижные, опускные или вращающиеся двери то это напрямую влияет на ту самую геометрию, которая описана чуть выше.
И, в четвертых, есть требования к содержанию, эксплуатации выхода, который определен как «эвакуационный». В том числе и пресловутое обеспечение незадымляемости, о котором писали в учебниках. Но в любом случае, какой бы тип - более или менее надежный, не использовался бы для движения, безопасность его гарантируется.
Именно такая дверь должен открываться изнутри, как правило, по направлению потока, должен открываться изнутри без каких-либо ключей и даже не должен иметь возможности такого запирания. Именно к такому проему подходы должны быть свободны. Именно эти пути защищаются от дыма.
Никаких аналогичных требований к другим дверям нет. Проемы, которые перечисленным требованиям не отвечают, называются «аварийными». Но никак не по-другому.
Никаких «запасных» или «пожарных» выходов нет. И употребление иного варианта термина, говорит только о том, что человек остался где-то году в 1985 или, в лучшем случае, в 2002 и не имеет представления о современных реалиях пожарного нормирования. Итак, существуют только два типа выходов, определяемых в главном, в «пожарном» техническом регламенте.
Первый тип — эвакуационные безопасные Второй тип — аварийные опасные С сентября 2020 года МЧС попыталось конкретизировать что такое "аварийный выход" в СП 1. На мой взгляд эта попытка крайне неудачная. Почему, будет понятно из письма, которое я направил в этой связи в научно-исследовательский институт противопожарной обороны.
Прошу Вас разъяснить положения пункта 4. В предыдущей редакции СП 1. В пункте 4.
Я полагаю, что применение такого перечня затрудняет, работу специалиста по обеспечению пожарной безопасности. В этой связи прошу разъяснить указанную норму ответив на поставленные по существу обращения вопросы: 1. Является ли перечень аварийных выходов указанный в пункте 4.
Ясно видно, что в современном русском языке сочетаемость прилагательного «запасный» ограничена. Оно используется только как технический термин. Вывод Словосочетания «запасной выход» и «запасный выход» существуют в русской лексике.
Выбор их употребления зависит от конкретной речевой ситуации. В современном русском языке чаще применяется словосочетание «запасной выход», имеющий значение «дополнительный, существующий наряду с основным выход».
В XX веке норма сменилась и слово посчитали устаревшим, заменив его в словаре на «запасной». Значение обоих слов — «дополнительный, в запасе, заготовленный на случай нужды или опасности». Например, «запасной свитер» — свитер на тот случай, если с первым что-то случится. Но сказать «запасный свитер» мы не можем. Такая форма слова сохранилась еще со славянской письменности, где прилагательные имели окончания -ый и -ий.
Образованные люди в стране перевелись? Нет, конечно.
Дело в том, что это словесное клише «запасный выход» существовало еще в дореволюционной России. И когда советские власти принялись изготавливать трафареты для нанесения этой надписи ведь технику безопасности ни один социальный строй не отменял! А языковая реформа произошла несколько позже. В наши дни постепенно меняют старый вариант написания на новый. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что старое написание остается в нашем языке как профессиональный термин. Так, в словаре военных терминов мы находим: запасный командный пункт, запасный полк, путь, пункт управления, запасный батальон; в техническом железнодорожном словаре: запасный резервуар тормозной ; в Большой медицинской энциклопедии: запасный воздух объем воздуха, который можно выдохнуть после обычного выдоха ; в словаре чрезвычайных ситуаций: запасный пункт управления ЗПУ.
Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной»
Бытует мнение, что выход получился «запасный» еще со времен первых «Икарусов», используемых в Советском Союзе. Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход. Там основной причиной почему выход запасный было указано то, что прилагательные с окончаниями «-ий» и «-ый» как. На главную» Вопросы по грамматике» Почему на эвакуационных выходах пишется "запасный выход", а не запасной? В любом общественном транспорте, будь это автобус, троллейбус или маршрутка, место для аварийного выхода обозначается как «Запасный выход». запасный, а не запасной?
Запасный выход (сериал 2022 – ...)
Подробная информация о сериале Запасный выход на сайте Кинопоиск. это дополнительный выход, а запасный - аварийный, предназначенный для того, чтобы вывести людей в случае непредвиденной ситуации. Тогда советские языковеды признали, что правильно будет говорить именно «запасной выход», а не «запасный выход».
Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной»
«Запасный выход» или «запасной»: лингвисты объяснили непривычное написание слова на табличках | Поскольку речь в транспорте ведется о выходе из него в случае чрезвычайной ситуации (например, при аварии), то и слово «запасный» необходимо писать именно через «ы». С другой стороны, многие современные эксперты уверены. |
Запасный выход или запасной выход? | Вся информация по 1 сезону сериала Запасный выход: список и график выхода серий, описание и рейтинг на |
Почему в общественном транспорте пишут «запасный», а не «запасной» выход | Почему пишут «запасный», а не «запасной выход», ведь на первый взгляд, так правильнее. |
Почему пишут «запасный выход», а не «запасной» — правда тебя удивит | Почему на эвакуационных выходах пишется " запасный выход", а не запасной? |
Почему пишется "запасный выход", а не "запасной". Объяснение | «Запасный выход» или «запасной»: лингвисты объяснили непривычное написание слова на табличках. |
Почему в транспорте запасной выход обозначают, как «запасный»
аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости. Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход. Вот почему запасный выход а не запасной с точки зрения первого аргумента. Почему именно «запасный» Существует предположение, что венгерские работники допустили ошибку / Фото.