Новости что такое междоусобицы

Последствия междоусобицы могут быть крайне трагичными, включая массовые беспорядки, распространение насилия и геноцида. Княжеские междоусобицы в древней Руси. МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж То же, что междоусобие. Такое положение в южнорусских степях сохранялось вплоть до 50-х гг. XII столетия. это политическое и военное противостояние между различными группировками или династиями внутри одного государства.

Что такое междоусобица

То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в в словаре Ефремовой что такое "междоусобица. То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в в словаре Ефремовой что такое "междоусобица. Междоусобица — это такое состояние общественной жизни, при котором внутригосударственные конфликты и междоусобные войны охватывают различные части территории одного государства.

Что такое междоусобица: значение слова. Причины междоусобных войн на Руси

Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории. Междоусобица — Что такое Междоусобица. Междоусобица или усобица— внутренний конфликт, война между какими-нибудь. Значения слова междоусобица, примеры употребления. Таким образом, лексическое значение слова «междоусобица» указывает на серьезный конфликт между людьми. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕЖДОУСОБИЦА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках.

Что значит такое междоусобица?

У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом. Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

В 1016 г. Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать.

Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

Третья междоусобица на Руси Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну. В 1054 г.

По словам патриарха Кирилла, Россия стремится прекратить эту «междоусобную войну», но ее старания «последовательно саботировали» как Киев, так и Запад, причем мирные переговоры Украина и ее союзники цинично использовали для накопления сил. Патриарх отметил, что его паства «находится по обе стороны линии боевых столкновений».

Карта Древней Руси. Источник: Wikimedia Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств. Примеры употребления В общем смысле раньше «усобицей» или «междоусобицей» называли любой конфликт. Молчанием своим Усобице откроешь ты затворы, Тьма бед, царица, по твоей вине, Падет на Русь! Толстой, Царь Борис. На женихов накинулись невесты Из ревности, и брань идет такая — Усобица, что только руки врозь! Островский, Снегурочка. Они стремились захватить киевский престол и стать Великим князем или же, наоборот, стать независимыми от Киева.

Святополк сын вдовы Ярополка 6. Борис сын византийской принцессы Анны 7. Глеб сын византийской принцессы Анны Ряд исследователей полагают, что князь Владимир имел намерение передать престол любимому сыну Борису, в обход остальных. Но после смерти князя в 1015 году никаких прямых указаний не осталось. Воспользовавшись неожиданной кончиной правителя, престол захватил Святополк, который по версии некоторых исследователей не был сыном Владимира Владимир насильно взял в наложницы уже беременную жену своего брата Ярополка во время междоусобной воны. В тот момент, когда Борис узнал о смерти отца и захвате престола Святополком, он как раз возвращался из похода и уже успел достигнуть берегов реки Альты. Борис с необычайным смирением отнесся к известию о том, что Святополк собирается убить его и брата Глеба.

Дружина Бориса убеждала князя собрать войско и выступить против старшего брата, однако Борис повел себя довольно инфантильно, став просто дожидаться убийц от Святополка. Возможно, что христианская идея о «непротивлении злу насилием» настолько глубоко засела в душу впечатлительному молодому князю, что он решил принять свою судьбу, какой бы страшной она не была. А может Борис просто был задавлен горем из-за смерти любимого отца.

Значение слова «междоусобица»

Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств. Последствия междоусобицы могут быть крайне трагичными, включая массовые беспорядки, распространение насилия и геноцида. Княжеские междоусобицы в древней Руси. МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж То же, что междоусобие. Междоусобица — это такое состояние общественной жизни, при котором внутригосударственные конфликты и междоусобные войны охватывают различные части территории одного государства.

Трудные времена на русской земле

это политическое и военное противостояние между различными группировками или династиями внутри одного государства. Последствия междоусобицы могут быть крайне трагичными, включая массовые беспорядки, распространение насилия и геноцида. Чтобы понять, что такое междоусобные войны, следует разобраться в смысле данного выражения. Подписка на рассылку новостей.

Междоусобные войны это что такое?

Например, сербская культура называет междоусобицу серб. В племенных обществах кровная месть в сочетании с практикой кровавых денег функционировала как эффективная форма общественного контроля в целях ограничения и пресечения конфликтов между отдельными лицами и группами, которые связаны родством, что было описано в статье «Мир междоусобиц» англ. Последние записи:.

Ответный контрудар степнякам русские нанесли только в княжение Владимира Мономаха. Весной 1111 года Владимир Мономах созвал русских князей на военный совет. Он предложил, не дожидаясь очередного половецкого набега, разбить половцев прямо в их кочевьях. Такая постановка вопроса для русских князей была внове, и они засомневались. Ведь весна на Руси — это время пахоты.

Как же отрывать земледельцев и их коней от полевых работ? На это Владимир, согласно летописи, сказал: «Удивляюсь я тому, что вы жалеете пахарей и их лошадей, а того не сообразите, что приедет половец, ударит мужика стрелою, лошадь его возьмёт и семью угонит в полон! Владимир не зря торопил князей. Весна была тем временем года, когда отощавшие за зиму половецкие кони только-только начинали набираться сил на весенних пастбищах. Владимир тонко учёл это обстоятельство и не ошибся в расчёте.

Поход увенчался полным успехом. Половцы были дважды разбиты наголову, а русские дружины возвратились домой с великой славой и большой добычей. По свидетельству самого Владимира Мономаха, за свою жизнь он 19 раз воевал с половцами. Во время этих походов русские захватили в плен больше 100 половецких ханов и две сотни более мелких князьков. Имя Владимира Мономаха сделалось настолько грозным для степняков, что бывало они обращались в бегство при одной только вести о приближении дружин победоносного русского князя.

Военное могущество половцев было подорвано, родоплеменная знать большей частью истреблена. Половецкие орды вступили в длительную полосу политического упадка. Днепровское и донское объединения половцев распались, большинство входивших в них орд откочевали далеко от прежних мест обитания. Когда сын Мономаха Ярополк Владимирович в 1120 г. Правда, в 1125 г.

А в 1129 г. Происшедшие в степи перемены почувствовали не только на Руси, но и в соседних странах. Волны половецкой миграции разошлись во все стороны. Венгерские хроники сообщают, что в 1124 г. Поселившись на отведённой им земле, половцы несколько столетий играли заметную роль в жизни Венгрии, окончательно омадьярившись только в XVIII в.

По данным грузинской летописи, сын Шарукана, хан Атерак «Повесть временных лет» знает его под именем Отрок , чья дочь, красавица Гурандухт, в начале 10-х гг. XII в. Давид обеспечил половцам свободный проход через страну осетин и предоставил им в Грузии плодородные земли для поселения. Орда Атерака сделалась ядром армии Давида, а отборный пятитысячный отряд половецких всадников составил гвардию грузинского царя. Лишь после смерти Владимира Мономаха в 1125 г.

Атерак осмелился вернуться в родные степи. В киевской летописи сохранилась поэтическая легенда о возвращении Атерака, очевидно взятая из половецкого эпоса. По смерти Владимира Мономаха брат Атерака, Сырчан отправил в Грузию гонца, велев передать Атераку такие слова: «Володимер умерл есть, а воротися, брате, поиди в землю свою». Выслушав братнего посланника, Атерак поначалу заупрямился, но, поднеся к лицу пучок полыни, заплакал и сказал: «Да луче есть на своей земли костью лечи, нежли на чюжей славну быти». И приде во свою землю».

Меньше повезло орде хана Аепы, ушедшей к границам Волжской Булгарии. Остатки же половецких орд, прижатые к побережью Азовского моря, влачили жалкое существование, подобно брату Атерака, хану Сырчану, который вместе со своими соплеменниками бедствовал в низовьях Дона, добывая скудное пропитание рыбной ловлей. Вокруг южных и юго-восточных границ Русской земли на несколько десятилетий возник безлюдный «санитарный пояс», шириной от 100 до 200 и более километров. Только во второй половине 30-х гг. По-видимому, это были разрозненные племенные группировки, отколовшиеся от старых, хорошо известных на Руси орд.

Они крайне редко отваживались тревожить своими набегами древнерусское пограничье, зато охотно нанимались на службу к русским князьям, роднились с ними и перенимали христианскую веру. Такое положение в южнорусских степях сохранялось вплоть до 50-х гг. XII столетия. Наступление Руси на степь совпало по времени с началом крестовых походов в Святую землю. Конечно, при всём внешнем сходстве эти военные предприятия нельзя рассматривать как явления одного порядка — истоки и цели их были принципиально различны.

Крестовые походы были первым опытом западноевропейского колониализма, пускай и облечённого в форму вооружённого паломничества. Духовное руководство ими осуществляла католическая Церковь, движимая преимущественно стремлением решить внутренние проблемы христианского Запада, раздираемого скандальными войнами между единоверцами, и одновременно рассчитывавшая заполучить в свои руки средство господства над непокорным классом светских феодалов. Провозглашённая ею мистическая идеология крестоносного воинства — стяжание небесного Иерусалима путём завоевания Иерусалима земного — оказала, по крайней мере, на первых порах, чрезвычайно сильное воздействие на умы людей Запада, рыцарей и крестьян. Но вне зависимости от того, какие побудительные мотивы определяли сами для себя участники Крестовых походов, жажда заморских земель и богатств, несомненно, увлекала их больше всего. Между тем Русь вела борьбу с половцами на совершенно иных политических и идейных основаниях.

Это была сугубо оборонительная война, организованная и руководимая светской властью, которая действовала, исходя из своей прямой государственной обязанности «постоять за Русскую землю». Русские князья не искали святынь в чужих странах — они защищали церкви, монастыри и реликвии, находившиеся в их собственных владениях. Перспектива захвата военной добычи, наверное, увлекала как князей, так и рядовых ратников, но, безусловно, не являлась для них главным стимулом, а религиозный аспект походов в степь исчерпывался вполне понятным воодушевлением при виде торжества христианского оружия над «погаными». Таким образом, русско-половецкая граница не была «северным флангом» в той грандиозной битве за Ближний Восток, которую на протяжении всего XII в. Если русские люди XII века и устремлялись в Палестину, то отнюдь не из желания встать в ряды освободителей Гроба Господня.

Крестовые походы повлияли на Русь лишь в том отношении, что вызвали здесь бурное оживление интереса к паломничеству к святым местам, который привёл даже к появлению новой социальной группы — «калик перехожих» от греческого названия специальной обуви, которую носили паломники во время своих путешествий — «калиги» , ставших неотъемлемой частью древнерусской жизни и литературы. Кое-кто из этих странников потрудился записать свои дорожные впечатления. Наиболее известным памятником такого рода является «Хождение» в Святую землю игумена Даниила. Этот образованный и наблюдательный представитель южнорусского духовенства посетил Палестину между 1101 и 1113 годами, пробыв там, по его собственным словам, 16 месяцев. Жил он преимущественно в Иерусалиме, на подворье православного монастыря святого Саввы, откуда предпринимал странствия по всей стране, имея в качестве своего руководителя «добраго вожа», одного из сведущих старцев приютившей его обители.

Иерусалимский король Балдуин I 1100—1118 гг. Называя себя «игуменом Русьскыя земли», а не какого-то отдельного княжества, Даниил усматривал одну из главных целей своего паломничества в том, чтобы помолиться «во всех местех святых» за всех «князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр… и всех христиан», и ставил себе в заслугу то, что вписал в синодик монастыря святого Саввы «имена князей рускых»: «толко [сколько] есмь их помнел имен, да тех вписах… И отпехом литургии за князи русскыя и за вся христианы 50 литургий, и за усопшаа 40 литургий отпехом». Другую великую удачу своего «хоженья» в Святую землю Даниил видел в том, что ему удалось за некую мзду, данную ключарю гробницы Спасителя, получить доску, «сущую во главах Гроба Господня святаго». Вернёмся, однако, к Владимиру Мономаху, который знаменит не только своими государственным и полководческими талантами. Кроме того, у него был и несомненный литературный дар.

Владимир Мономах единственный из древнерусских князей оставил нам нечто вроде своей краткой автобиографии. Она носит название «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Благодаря этому произведению мы можем полнее представить себе повседневную жизнь русского князя XI—XII веков. Главное, что поражает в личности Владимира Мономаха — это его неистощимая энергия. Вся его жизнь с 1068 по 1125 год представляет собой непрерывную череду походов и разъездов.

Владимир припоминает 83 только больших путешествия, а «остальных не упомню», признается он. Будучи черниговским князем, он около ста раз ездил к своему отцу в Киев, покрывая все расстояние, — а это примерно 85 верст, — верхом за один день. Поэтому его главный совет детям звучит так: не ленитесь, не позволяйте солнцу застать себя в постели. Но, может быть, вернувшись с войны или из путешествия, князь давал себе отдохнуть? Ничуть не бывало.

Основным княжеским развлечением в мирное время была охота. Причём занятие это тогда было не менее опасным, чем война. Послушаем самого Мономаха: «Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Кабан у меня на бедре меч оторвал, медведь мне колено укусил, лютый волк вскочил мне на бёдра и коня со мною опрокинул. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, руки и ноги повреждал.

Но Бог сохранил меня невредимым». Такова была повседневная жизнь человека, которого летописцы с гордостью называли «чудным князем» и «добрым страдальцем за Русскую землю». Фигуры выдающихся исторических деятелей выглядят вдвойне привлекательными, если их политические деяния сопровождаются общим культурным подъёмом страны. Это было время блестящего взлёта древнерусской культуры, памятники которой с той поры сделались неотъемлемой частью мирового культурного достояния. Особенно замечательна тяга русских людей того времени к образованию.

Это стремление отлично иллюстрирует одна археологическая находка — деревянная прялка, на которой какая-то учившаяся грамоте девушка нацарапала древнерусский алфавит. В 1086 году сестра Владимира Мономаха уже основала в Киеве специальную школу для девушек — кстати говоря, первое женское учебное заведение в Европе. А Киево-Печерский монастырь превратился в высшее учебное заведение, ничем не уступавшее тогдашним западноевропейским университетам.

Ссоры, споры, несогласия между кем-л. Практический справочник. Синонимы: гражданская война, междоусобие, междоусобная брань, междоусобная война, усобица. САР2 простон. В Польше началась [в 1701 году] кровавая междоусобица между панами.

Толстой, Петр Первый.

Она может возникнуть из-за разногласий, различий в мнениях, конкуренции, а также из-за стремления к власти или ресурсам. Междоусобицы могут иметь различные формы и происходить в разных сферах жизни, включая политику, бизнес, образование, религию и другие общественные области. Они могут быть как открытыми и явными, так и скрытыми и незаметными для внешнего наблюдателя.

Междоусобные войны это что такое?

Княжеские междоусобицы — период борьбы русских князей за власть, который начался в X веке. Раздоры примером являются междоусобицы (борьба за власть). Понятие междоусобица в этом контексте олицетворяет одну из наиболее деструктивных форм социального и политического конфликта. Смотреть что такое МЕЖДОУСОБИЦА в других словарях. это война внутри государства, то есть одна часть населения борется с другой. Всего можно насчитать три крупные феодальные междоусобицы в этот период: первая междоусобица.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий