Ядерная программа Ирана. В 2015 году Иран, Россия, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Соглашение предусматривает отказ Тегерана от ядерной программы. Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами заявил, что Иран вернется ко всем обязательствам по ядерному соглашению, когда санкции будут полностью сняты, передает ИРНА.
Иранская ядерная программа
Отмена антииранских санкций, гарантия того, что Вашингтон вновь не выйдет из сделки, и снятие некоторых политических претензий в отношении мирной ядерной программы Ирана. Иран также активизирует различные направления своей ядерной деятельности, ускорит развитие ракетной программы и усилит поддержку проиранских группировок в регионе, чтобы укрепить свои позиции и козыри для новых переговоров с США и международным сообществом. 7 февраля президент Ирана Эбрахим Раиси на встрече с главами дипломатических миссий заявил, что республика будет и дальше отстаивать свои законные права на мирное развитие ядерной программы, несмотря на попытки других стран ее в этом ограничить.
В иранском МИДе рассказали о развитии ядерной программы страны
В Израиле неоднократно заявляли, что когда станет известно, что иранские ученые подошли вплотную к созданию атомной бомбы, по иранским атомным объектам будут нанесены удары, и прецеденты уже есть. Оттуда твердят, что атомная программа Ирана – чуть ли не Бич Божий для Израиля. При этом о своих ядерных арсеналах Тель-Авив изначально помалкивает. Иран представит свои ядерные достижения на выставке в Вене.
В Иране считают ситуацию с ядерной сделкой результатом не верных шагов США
Ситуация, обуславливающая визит Интерес к иранской ядерной программе вновь возрос после сообщений о том, что в Иране обнаружен уран, обогащенный до 84%. Власти Ирана готовы сотрудничать по ядерной сделке с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). В то же время он отметил, что по некоторым проблемам, включая ядерную программу Ирана, Соединенные Штаты продолжают считать дипломатию лучшим способом достижения «устойчивых результатов». Речь о возращении к соглашению 2015 года, заключенному между Ираном, США, ЕС, Великобританией, Китаем и Россией, суть которого состояла в следующем: Иран прекращает развитие ядерной программы в военных целях, ставит программу под контроль МАГАТЭ. Ван Саббен, завербованный голландскими спецслужбами AIVD и MIVD, проник в иранский ядерный комплекс в Натанзе и выпустил вирус Stuxnet, нарушив работу ядерной программы Ирана.
Глава МАГАТЭ Гросси призвал возобновить ядерную сделку с Ираном
На практике же, несмотря на стремительное развитие Ираном его ядерных возможностей, Соединённые Штаты так и не решились поддаться иранскому давлению и фактически закончили переговорный процесс по вопросу восстановления СВПД. Иран представит свои ядерные достижения на выставке в Вене. Дональд Трамп не послушал никого и все-таки вывел США из ядерной сделки с Ираном. О том, что известно об иранской ядерной программе и как радикальное решение американского лидера вдруг поставило Россию и Евросоюз на одну сторону, — в материале Сергея Морозова. Иран также активизирует различные направления своей ядерной деятельности, ускорит развитие ракетной программы и усилит поддержку проиранских группировок в регионе, чтобы укрепить свои позиции и козыри для новых переговоров с США и международным сообществом. В этой связи делается вывод о том, что по мере усиления напряженности вокруг ядерной программы Ирана Россия может стать все более важным игроком в оказании помощи в предотвращении давления США на Тегеран. Трамп в 2018 году вышел из ядерной сделки, которая была подписана в 2015 году между Ираном и группой стран, известных как 5+1 (США, РФ, КНР, Британия, Франция и Германия).
Глава МАГАТЭ Гросси призвал возобновить ядерную сделку с Ираном
Ожидается, что Гросси выпустит новый доклад о ядерной программе Ирана в мае, перед заседанием Совета управляющих в Вене. Тем временем иранский депутат Джавад Карими Годдуси заявил, что Тегеран в недельный срок может начать испытания ядерной бомбы, если поступит приказ верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Ранее также генерал-майор Революционной гвардии Ирана Ахмад Хагталаб заявил, что угрозы Израиля в отношении ядерных объектов страны позволяют пересмотреть иранскую ядерную доктрину и отойти от прежних соображений.
Если между парламентом и Наблюдательным советом или между другими органами власти возникает спор, его решает Ассамблея по определению государственной целесообразности, в которую верховный лидер назначает в силу занимаемой должности или личных заслуг 36 государственных деятелей — их задача в том, чтобы занять позицию «над схваткой» в межведомственных разногласиях и межэлитных противоречиях и предложить верховному лидеру и истеблишменту консенсусное решение, соответствующее национальным интересам Ирана, конституции и нормам ислама. Консенсусные решения по вопросам национальной стратегии и безопасности в штатном режиме вырабатываются в Высшем совете национальной безопасности ВСНБ [2]. Формально им руководит президент, и большинство членов совета входят в него в силу занимаемой ими руководящей должности в других структурах, но председателя совета «уравновешивает» секретарь, которого вместе с ещё одним членом совета назначает по своему усмотрению верховный лидер. С 2013 г. В формальной иерархии власти вслед за верховным лидером и координационными органами, которые помогают ему калибровать политическую систему, расположена исполнительная власть во главе с президентом. Однако в реальности за более чем тридцать лет правления Хаменеи бесконтрольно укрепила своё влияние главная силовая структура страны — Корпус стражей исламской революции КСИР.
На него уже после реформы конституции 1989 г. Чтобы хоть отчасти представить роль КСИР в иранской политике, нужно объединить в сознании вооружённые силы, Федеральную службу безопасности, Центр «Э», Федеральную службу охраны, Росгвардию, Главное управление минобороны, часть администрации президента, часть корпорации «Ростех» с предприятиями военно-промышленного комплекса и «Росатома» — и всё равно не удастся адекватно объяснить, насколько влиятельна эта структура. Помимо властных полномочий, под контролем КСИР, по некоторым оценкам, находится не менее трети иранской экономики. С 2019 г. По гамбургскому счёту вслед за КСИР в рейтинге власти располагается президент страны. Ему подотчётен и главный дипломат страны, от команды которого зависят успехи Ирана на международной арене, и руководитель Организации по атомной энергии Ирана как гражданской структуры. В 2013 г. Команда Махмуда Ахмадинежада, с которым у верховного лидера возник конфликт, была пригодна скорее для дальнейшего наращивания ядерной программы, чем для переговоров по её ограничению.
Будучи секретарём ВСНБ в 1989—2005 гг. Команду ключевых переговорщиков дополнил ещё один опытный функционер — Али Акбар Салехи. Глава иранской атомной программы в должности вице-президента, обладатель докторской степени по ядерной физике Массачусетского технологического института, в прошлом постпред Ирана в МАГАТЭ и министр иностранных дел. В 2019 г. Салехи заявил в одном из интервью, что заблаговременно приобрёл копии оборудования, демонтированного при реализации СВПД на тяжеловодном реакторе в Араке, чтобы в случае срыва ядерной сделки оперативно вернуть реактор в строй. По словам Салехи, об этом решении знали только он и верховный лидер. Принцип разделения властей подразумевает независимость трёх ветвей власти и систему сдержек и противовесов. Несмотря на ограниченную роль парламента в принятии решений, депутаты контролируют деятельность исполнительной власти и открыто излагают позиции, противоречащие линии президента и правительства.
Парламентский контроль на ядерном треке выразился в том, что депутаты провели процесс ратификации СВПД, хотя с точки зрения международного права этот документ не был международным договором и не требовал одобрения в парламенте, и обязали министра иностранных дел отчитываться перед меджлисом о реализации сделки каждые три месяца.
Я признаю, что шаги в направлении обеспечения достаточного количества расщепляющихся материалов являются важным шагом, но они не являются окончательными», - отметил политик. Как отметил в свою очередь израильский исследователь-иранист, журналист Михаэль Бородкин, власти ИРИ стремятся к тому, чтобы иметь возможность сделать ядерное оружие, когда будет отдан приказ. Другими словами, Иран хочет иметь бомбу в разобранном виде, и, если руководство страны отдаст приказ создать готовое к применению оружие, то это можно будет сделать в кратчайшие сроки — может, в течение упомянутых двух недель», - говорит исследователь.
В то же время, в Тегеране понимают, что уже собранная бомба — это та самая красная линия, переходить которую не должна страна, мнящая себя уважаемым членом мирового сообщества, считает он. И эта игра пока идет успешно. Неспроста Саудовская Аравия среди условий по нормализации отношений с Израилем выдвинула и требование предоставить ей ядерные технологии, пусть и гражданские. Это значит, что в королевстве уже уверены в том, что ядерный Иран — это реальность, и надо искать способы уравновесить и уменьшить эту угрозу.
Так что заявление Минобороны США свидетельствует о том, что Иран вплотную приблизился к своей цели — иметь все возможности, технологии и материалы свободно сделать ядерное оружие, когда будет решено, что такой шаг целесообразен», - заключил Бородкин.
Экспертные мнения на Caliber. Az Самир Ибрагимов Пентагон заявил, что Иран имеет достаточно ресурсов, чтобы создать ядерное устройство менее чем за две недели. Об этом говорится в ежегодном докладе Министерства обороны США «Стратегия противостояния оружию массового поражения». Но в целом Иран обозначен в документе как «постоянная угроза». Напомним, 1 июня министр обороны Израиля Йоав Галант прокомментировал уровень ядерной угрозы для его страны со стороны Ирана заявлением, что военные Израиля исполнят свой долг по защите страны, если ситуация их к этому вынудит. А 16 сентября МАГАТЭ заявило, что власти Ирана отозвали аккредитацию у нескольких инспекторов агентства, задачей которых были проверки на ядерных объектах. Интересно все же, о чем свидетельствуют выкладки Минобороны США? Если Тегеран имеет возможность создать ядерное оружие в столь быстрые сроки, то почему он упускает время?
Получается какая-то смысловая нестыковка.
Абдоллахиан и Боррель сверили часы по ядерной программе Ирана
Таким образом мы видим в выступлениях иранских лидеров некоторую двусмысленность, которая говорит следующее. Сделать ядерный заряд и хранить его это не значит иметь оружие. Оружие, это когда у вас заряд помещён на носитель и этот носитель способен гарантировано доставить заряд до цели. Так вот у Ирана вроде бы заряда нет, но есть средства доставки, которые Иран недавно продемонстрировал.
Видимо, в иранском руководстве твердо уверились в практической невозможности радикальных военных мер со стороны США или Израиля, а тем более, таких силовых акций, которые ликвидировали бы всю ядерную и вообще военную и военно-промышленную инфраструктуру страны около 400 основных и порядка 25 000 в общей сложности целей , «вбомбив ее в каменный век» и вызвав реальный «шок и трепет» на всем «Большом Ближнем Востоке». Против этого будут, пусть и неявно, возражать заинтересованные в торговых связях с иранской стороной европейские страны торговый оборот одной только Германии с Ираном составляет более 5 млрд долларов в год 3. Несмотря на подогреваемую международными СМИ обеспокоенность по поводу потенциального появления новой неофициальной ракетно-ядерной державы, в регионе, в исламской «умме» и Движении неприсоединения, да и во многих странах мира, включая Россию, не без симпатий наблюдают за тем, как иранцы реализуют свое законное право - по ст. IV Договора о нераспространении ядерного оружия - на развитие мирной ядерной технологии, бросая открытый вызов США и буквально упиваясь неспособностью последних хоть как-то реально повлиять на непокорный и зачастую демонизируемый Тегеран. Ахмадинежада, - одном из «совершенно законных» объектов, вновь поставили вопрос о наличии в этой стране целого ряда спрятанных от инспекций и незаявленных в МАГАТЭ, то есть незаконных ядерных объектов.
Иран таким образом вновь нарушил свои обязательства в Соглашении о гарантиях и Дополнительных соглашениях по информированию МАГАТЭ, которые он взял на себя в соответствии с подписанными еще в 1974 г. Медведев, «Мы рассчитываем, что особенно в свете вскрывшихся сведений о строительстве нового обогатительного завода, Иран предоставит убедительные доказательства своего намерения стремиться к развитию ядерной энергетики в сугубо мирных целях». И это наша четкая позиция, которая ничем не отличается от позиций других ответственных стран, в том числе, Соединенных Штатов Америки. Тем не менее, - полагает Д. Медведев, - если исчерпаны все возможности влияния на ситуацию, можно использовать и международно-правовые санкции». Россия недвусмысленно заявила, что если Иран не выполнит свои обязательства по вывозу урана для обогащения в другие страны, то это повлечет за собой решительные действия5. Таким образом, Москва говорит о контрпродуктивности санкций, но, очевидно, полностью их не исключает. Определенный оптимизм, казалось бы, должны внушать итоги женевской встречи «шестерки» с Ираном 1 октября с.
Это, в принципе, шаг в правильном направлении, он свидетельствовал об определенной готовности Ирана к диалогу -однако не решает главной проблемы - будущего иранской ядерной программы, восстановления доверия к исключительно мирному характеру ядерной деятельности. Характерно, что впоследствииТеге-ран фактически дезавуировал первоначальное взаимопонимание, вновь перейдя к своей традиционной тактике политического маневрирования и затягивания переговоров. Многие наблюдатели полагают, что иранское руководство пошло на создание видимости определенных компромиссных подходов перед лицом вновь обозначившегося единства «шестерки» после прихода открытой к диалогу сТегераном администрации Обамы и принципиальной выраженной готовности российской стороны к санкциям - в ситуации полной неуступчивости Тегерана, а тем более, признаков перехода к отказу от сотрудничества с МАГАТЭ, не говоря уже о создании ядерного оружия. Вместе с тем, Тегеран по-прежнему уклоняется от начала полноценного диалога с США. Наблюдатели поспешили истолковать слова Д. Медведева как какую-то подвижку в российской позиции. Между тем она остается принципиальной и диалектичной. По ее мнению, пока преждевременно делать выводы о стремлении Ирана к созданию ядерного оружия.
В то же время Москва, естественно, не заинтересована в создании у ее южных рубежей новой ракетно-ядерной державы, грозящем появлением нового очага нестабильности в регионе, и уж тем более, в сломе международно-правового режима нераспространения и его основы - Договора о нераспространении ядерного оружия. По мере того как эйфорические оценки по-следнихлет об отставании иранцев создании собственного ракетно-ядерного потенциала постепенно улетучиваются6, появляются новые сигналы для опасений относительно темпов и намерений иранского руководства. Тегеран для восстановления доверия со стороны международного сообщества обязан в течение короткого времени прояснить остающиеся вопросы по его прошлой ядерной деятельности. Между тем иранскую ядерную проблему надо как-то решать - и причем незамедлительно. Иначе эта страна может пойти по пути Индии, Пакистана или Израиля и стать еще одной ракетноядерной державой, что не будет способствовать укреплению региональной и международной стабильности. Вряд ли имеют достаточные основания алармистские опасения, что это вызовет своего рода «теориюдомино»-появление целого ряда новых ядерных государств на большом Ближнем Востоке - включая Саудовскую Аравию, Египет и Турцию. У США и ведущих западных стран достаточно рычагов влияния, чтобы не допустить такого развития-да и финансовых и научно-технологических ресурсов у этих стран явно недостаточно. А вот с возможным ракетно-ядерным Ираном в Вашингтоне уже готовятся, судя по недавним заявлениям министра обороны Р.
Гейтса и помощника президента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Г Сеймора, чуть ли не смириться как с фактом7. Иранские разработчики, ракетные системы которых базируются главным образом на северокорейских и переделанных разработчиками из КНДР раннесоветских технологиях, в последние несколько лет достигли впечатляющих успехов и явно превзошли своих азиатских «учителей». За последние 5—7 лет Иран овладел технологиями создания не только жидкостных ракета «Шехаб» и ее «клоны» , но и твердотопливных двигателей ракета «Седжил-2» или «Са-мен» и многоступенчатых ракет хотя многие эксперты считают, что это просто видоизмененный «Шехаб». Не оправдались предсказания ряда специалистов Т. Постол и др. Следует ожидать, что уже в ближайшее десятилетие иранские специалисты будут в состоянии создать достаточно надежные ракетные комплексы с дальностьюу верхней границы ракет радиуса средней дальности порядка 3 000 км и вплотную подойдут к испытаниям межконтинентальной баллисти-ческой ракеты. Уже сегодня иранские ракетные средства, особенно перспективные системы, способны поражать цели не только на Ближнем Востоке, но и в значительной части континентальной Европы и южных регионов России. Если нынешний темп ракетно-космических программ Ирана сохранится на сегодняшнем уровне, то уже через десять лет Тегеран будет вполне способен получить собственную ракету промежуточной дальности 3 500—5 000 км , а затем и МБР и современные средства космического запуска на высокие орбиты.
Все это теоретически позволит разработать ракетный баллистический носитель для ядерного боезаряда - если работы по обогащению урана и плутониевой программы будут все же успешными, и иранское руководство, в конце концов, не устоит перед соблазном создания ядерного оружия на основе своего ядерного топливного цикла, а ведущие державы мира окажутся неспособными такое развитие событий предотвратить. Можно подумать о том, как сохранив престиж Ирана как мощной региональной державы, развивающей собственную ядерную программу, поставить ее под контроль мирового сообщества, при этом ни в коей мере не ущемляя иранские интересы. Одной из возможностей укрепления международного режима Договора о нераспространении ядерного оружия, находящегося сейчас в весьма критической ситуации, прежде всего из-за неспособности приостановить ядерные программы Ирана и КНДР, являются усилия по формулированию и продвижению развязок в стиле ad hoc. Они применялись бы в каждом конкретном случае зафиксированного нарушения Договора - с учетом региональных особенностей и при создании системы гарантий со стороны ведущих держав мира, желательно «освященных» авторитетом СБООН. Тегеран был бы вынужден согласиться на беспрецедентную транспарентность в отношении своей ядерной деятельности, возможно, выходящую за рамки условий Дополнительного протокола о гарантиях 1997 г. Эти инициативы могли бы основываться, в том числе, и на ранее высказанных инициативах российского лидера В. Путина, предложениях бывшего президента США Дж. Путин, в свою очередь, заявил тогда, что Россия готова создать на своей территории подобный международный центр.
Энтони Блинкен: «Соединенные Штаты считают, что все страны, обладающие ядерным оружием, обязаны действовать ответственно. Мы выбрали сдержанность и избегаем действий, которые могут непроизвольно привести к ядерной напряженности. Например, воздерживаясь от намеченных ранее испытаний баллистических ракет и не повышая уровень тревоги наших ядерных сил в ответ на угрозы со стороны России». При этом президент США Джо Байден в заявлении по случаю открытия конференции предложил России « оперативно провести переговоры по новой системе контроля за ядерными вооружениями », правда, с оговоркой, что «Россия должна продемонстрировать готовность к совместной работе». В своем Telegram-канале он отметил: «Чуть больше месяца назад я написал, что для американцев крайне важны вопросы стратегической безопасности, которые без нас решить невозможно. И они приползут с этой темой. Ну вот. Медведев подчеркнул, что «сейчас ситуация гораздо хуже холодной войны, и не Россия в этом виновата».
Эта стратегическая ракета КСИР способна нести боеголовку в 1,5 тонн с дальностью поражения цели в 2000 км. Воздушные носители предполагаемого ядерного оружия Ирана развиты достаточно слабо. Иран не располагает стратегической авиацией дальнего действия, как Россия, США или Китай, однако имеет широкую номенклатуру обычных истребителей производства разных стран, на которых возможно размещение авиационных бомб или крылатых ракет с ядерным зарядом. В этом случае речь может идти только о тактическом ядерном вооружении малой мощности. Эта ракета является иранской модификацией советско-российской стратегической крылатой ракеты Х-55 и имеет дальность до 2 тысяч километров. Морские носители ядерной триады Ирана могут быть как многочисленными фрегатами, так и и подводными лодками.
В иранском МИДе рассказали о развитии ядерной программы страны
Но вопрос о том, есть ли у Ирана ядерное оружие, вызывает беспокойство как у Израиля, так и у США, которые используют деятельность Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ для достижения своих военно-политических целей. Это во все времена вызывало у многих противоречивые чувства, учитывая то, что в дела обороны Ирана, который имеет право предпринимать нужные меры для обеспечения своего суверенитета, через МАГАТЭ вмешивались США и весь коллективный Запад. И это сейчас, когда поставлено под вопрос само существование Ирана в условиях наглой и циничной агрессии со стороны Израиля, поддержанного Штатами и всем Западом. А подозрение о том, что такое оружие есть у Израиля, ни к чему не приводит. Более того, Израиль постоянно намекает на то, что оно у него есть, - чтобы все соседи боялись и не строили никаких иллюзий относительно способности Израиля защищаться. Собственно, такая наглая политика Израиля в отношении своих соседей на Ближнем Востоке может как раз объясняться наличием у израильтян оружия массового поражения. Широко известна фраза премьера Израиля Голды Меир: «У нас нет ядерного оружия, но, если понадобится, мы его применим». После этого найдётся мало простаков, кто верит, что у Израиля нет ядерного оружия. Из этого исходит и Иран. В этом документе Иран выставлен в довольно невыгодном свете. Он указал, что МАГАТЭ «утратило непрерывность знаний в отношении производства и инвентаризации центрифуг, роторов и сильфонов, тяжёлой воды и концентрата урановой руды», то есть в отношении оборудования и материалов, которые нужны для производства обогащённого урана, необходимого для создания ядерной бомбы.
Гросси заявил, что есть «нерешённые вопросы» по обязательствам Ирана, которые должны быть решены, «чтобы МАГАТЭ могло предоставить гарантии того, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер». Проще говоря, Рафаэль Гросси поставил под большое сомнение то, что Иран не занимается производством ядерного оружия, а если точнее, то он намекает, что Иран как раз именно этим и занимается. Нет полного знания Всё это говорит о том, что Израиль и США не имеют полной информации о наличии или отсутствии ядерного оружия у Ирана. Bloomberg же интерпретирует мартовский доклад Гросси как то, что «Иран накопил достаточно высокообогащённого урана, чтобы заправить несколько боеголовок, если он решит продолжить создание оружия». Из этого следует, что возможность нанесения Израилем и США ударов по ядерным объектам Ирана которых более 30 , с целью лишить Иран возможности создать ядерное оружие, является скорее высокой, чем низкой.
Если он не находил такую, то просто "засыпал" в ожидании возможности переместиться дальше. Интересно, что, по данным американской прессы, израильтяне построили целый комплекс, имитировавший иранские установки для обогащения урана. На "имитационных центрифугах" отрабатывали внедрение в систему и саму атаку. Разработчики вируса понимали, что второго шанса у них не будет, так что первый удар должен быть убойным. Однако иранцы, само собой, держали отключёнными от сети компьютеры, управлявшие ядерными объектами. Поэтому Stuxnet распространялся только через флеш-накопители. При этом электронный диверсант использовал украденные сертификаты крупной уважаемой компании Realtek — для обмана антивирусов. Вирус при всей своей сложности очень компактный и, попав на компьютер, практически не отсвечивал: ни у кого просто не возникало повода его разыскивать. Комната контроля над обогащением на объекте, в ядерном центре по обогащению урана — Натанзе. Однако хакеры имели возможность ждать: строительство атомной станции или разработка ядерного оружия — дело небыстрое. Рано или поздно кто-то должен был совершить оплошность. Первоначально целью кибератаки стали иранские фирмы, занимающиеся разработкой программ для промышленных предприятий. Разведка представляла, какие компании могут быть вовлечены в ядерную программу, поэтому вирус внедряли в первую очередь в фирмы, имеющие связи с ними. При этом так и остались туманными обстоятельства самого первого заражения, так что, вероятно, сыграла свою роль старая добрая агентурная разведка: кто-то же должен был в первый раз вставить заражённую флешку в компьютер. Правда, отследить одиссею Stuxnet не могли даже создатели. Этот вирус был чрезвычайно хорошо написан, с тем чтобы не нанести никакого вреда системе, не отвечающей нужным параметрам, и не оставить ни малейших признаков внедрения. Впоследствии оказалось, что своими неисповедимыми путями вирус заразил несколько промышленных компьютеров в Германии, но не пришёл в действие, поскольку не обнаружил совпадения параметров с теми, что искал. Летом 2010 года очередная копия Stuxnet наконец обнаружила себя на компьютере, управляющем иранской ядерной центрифугой.
Более того, Израиль постоянно намекает на то, что оно у него есть, - чтобы все соседи боялись и не строили никаких иллюзий относительно способности Израиля защищаться. Собственно, такая наглая политика Израиля в отношении своих соседей на Ближнем Востоке может как раз объясняться наличием у израильтян оружия массового поражения. Широко известна фраза премьера Израиля Голды Меир: «У нас нет ядерного оружия, но, если понадобится, мы его применим». После этого найдётся мало простаков, кто верит, что у Израиля нет ядерного оружия. Из этого исходит и Иран. В этом документе Иран выставлен в довольно невыгодном свете. Он указал, что МАГАТЭ «утратило непрерывность знаний в отношении производства и инвентаризации центрифуг, роторов и сильфонов, тяжёлой воды и концентрата урановой руды», то есть в отношении оборудования и материалов, которые нужны для производства обогащённого урана, необходимого для создания ядерной бомбы. Гросси заявил, что есть «нерешённые вопросы» по обязательствам Ирана, которые должны быть решены, «чтобы МАГАТЭ могло предоставить гарантии того, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер». Проще говоря, Рафаэль Гросси поставил под большое сомнение то, что Иран не занимается производством ядерного оружия, а если точнее, то он намекает, что Иран как раз именно этим и занимается. Нет полного знания Всё это говорит о том, что Израиль и США не имеют полной информации о наличии или отсутствии ядерного оружия у Ирана. Bloomberg же интерпретирует мартовский доклад Гросси как то, что «Иран накопил достаточно высокообогащённого урана, чтобы заправить несколько боеголовок, если он решит продолжить создание оружия». Из этого следует, что возможность нанесения Израилем и США ударов по ядерным объектам Ирана которых более 30 , с целью лишить Иран возможности создать ядерное оружие, является скорее высокой, чем низкой. Израиль и США исходят из предположения, что даже если Иран и не имеет ядерной боеголовки сейчас, она может быть создана в ближайшем будущем. И Иран, будучи экзистенциальным врагом Израиля, в конечном счёте может применить против него ядерное оружие. Поэтому, видимо, в Израиле и США считают, что было бы правильнее нанести по Ирану упреждающий и обезоруживающий удар как можно скорее. Бей первым - победишь Между тем известно, что ядерные объекты Ирана находятся вне досягаемости израильской авиации, и их так много, что, как пишет Bloomberg, «представители разведки предупреждают, что удар может лишь отсрочить, а не разрушить способность Ирана собрать воедино технологии, необходимые для производства ядерного оружия».
Также на горизонте нескольких лет востоковед прогнозирует решение палестинской проблемы, после чего, по его мнению, клерикальная иранская элита вынуждена будет уйти с политической сцены страны. Чупрыгин прогнозирует радикальные изменения правящего режима в Иране в среднесрочной перспективе. Впрочем, не столь оптимистичен военный историк, эксперт по постсоветским конфликтам Евгений Норин, который в эфире НСН рассказал , что маячит глобальное противостояние Ирана против сразу всех: Саудовской Аравии, Израиля и США. Он напомнил, что в ноябре прошлого года был убит отец ядерной программы Ирана Мохсен Фахризаде и разработка ядерного оружия вышла на первый план. В то же время директор «Центра исследований Ближнего Востока и Средней Азии» Семен Багдасаров и арабист Марианна Беленькая рассказали в эфире НСН, что за этим убийством точно стоит Израиль, но никаких последствий этот инцидент иметь не будет.
Содержание
- Иран. Ядерное оружие у нас запрещено религией. | Путь Востока. | Дзен
- Как будет выглядеть война между Израилем и Ираном
- Госнефтефонд Азербайджана инвестировал в акции компаний Tesla и Intel
- Please wait while your request is being verified...
- Ядерная сделка с Ираном: и повторится всё, как встарь? — Клуб «Валдай»
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия
Иранская ядерная программа | ИА Красная Весна | Урановая фабрика в иранском ядерном центре в Исфахане. Сама официальная ядерная программа Ирана по обогащению урана реализовывается с 1960-х годов и касается только мирного атома и строительства многочисленных АЭС на территории страны. |
Война в Газе подогрела ядерные амбиции Ирана | Мощный взрыв обесточил комплекс центрифуг на иранском ядерном объекте в Натанзе. |
Request Rejected | Военные новости. |
ядерная программа Ирана - статьи зарубежных СМИ на тему - ИноСМИ | пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия - заключили Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), соглашение, согласно которому Тегеран должен ограничить развитие своей ядерной программы. |