Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти.
Сожжем Зиму законно
В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами. В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо». В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель — изгнание зимы аналог привычному «сожжению чучела». Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках. Происходит это действо в последний день праздничной недели. Молодые парни надевают шкуры, маски с рогами и расхаживают по улице, издавая страшные и громкие звуки, чтобы спугнуть зиму. Одним из главных атрибутов праздника являются сладкие сдобные булочки с разными начинками.
Во время «Марца Гра» «жирного вторника» проводится шумный и веселый карнавал, который возглавляют импровизированные «король» и «королева». Известно, что до половиныXIXвека соду в приготовлении блинов не использовали — в то время её не так-то было легко достать. Пышность и воздушность блинам придавалась, благодаря простой и небольшой хитрости хозяек: в тесто они добавляли немного снега.
Долгое время зима ассоциировалась со смертью, которую и олицетворяет чучело. Какие традиции у масленичного чучела? На Руси куклу вывозили на окраину населённого пункта или на площадь. В огонь кидали изношенную одежду и вещи, гнали все неприятности из жизни. Также в пламя бросали записки, на которых указывали проблемы. Люди верили, что сложности сгорят вместе с бумагой.
Символы Масленицы: приметы о блинах и чучеле зимы Блины — главное праздничное лакомство, любимое всеми без исключения. Круглые ароматные блинчики символизируют Солнце, согревающее землю и приносящее тепло. Считается, что чем больше блинов будет выпечено на Масленицу, тем богаче и счастливее будет ваша семья этой весной. По обычаю, блинами щедро угощали всякого заглянувшего в гости на масленичной неделе. Считается, что, проявляя щедрость и радушие к гостю, вы «задабриваете» весну и призываете в свой дом счастье. Если блинное тесто оказалось пересоленным, тот, кто его готовил, будет много плакать в этом году. Чтобы избежать последствий недоброй приметы, необходимо вылить тесто в проточную воду, мысленно отправляя с ним ваши поводы для печали. Разлитое тесто — к неожиданным событиям в скором времени Плохой приметой считается выбросить подгоревшие или просто неудачные блины.
Она заранее закупает ткани, рисует лицо акриловыми красками, чтобы не смывалось дождем. По пути на работу продумывает образ: какие будут сережки и какой сарафан лучше подойдет к головному убору. Кроме того, в этот момент пишется история семьи. Все советуют, переживают, смеются, шутят, любуются. И я точно знаю, даже грусть проходит, когда я вдруг со своей Масленицей выхожу, — делится впечатлениями с «Ключ-Медиа» Анна. Фото Анны Филипповой В этом году для чучела мастерица выбрала яркие акценты красного цвета. Именно эту Масленицу друзья и сожгли на полянке. Теперь все вместе ждут весну. У нашего интернет-журнала появился свой телеграм-канал. Обязательно подписывайтесь на него и следите за новостями от «Ключ-Медиа» в популярном мессенджере.
Этнограф Добровольская: обряд с сожжением чучела Масленицы не был общенациональным до 20 века
Проект «Медиабашня» стал точкой отсчета для масленичной истории Никола-Ленивца. Проект «Медиабашня» стал точкой отсчета для масленичной истории Никола-Ленивца. День в который сжигают чучело Масленицы в 2024 году завершает неделю этого праздника. Сжигание чучела на Масленицу — это одна из самых популярных традиций праздничного события. После сожжения чучела на Масленицу убедитесь, что оно полностью сгорело и не осталось угольков. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей.
Пять фактов о Масленице, или Зачем сжигать чучело
С этим вопросом «Фома» обратился к протоиерею Андрею Ефанову: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ В провождении масленичной недели — то есть недели перед постом — важно различать два плана: один — языческий, который был актуален на Руси давным-давно, до принятия христианства, когда вся жизнь человека строилась на основе языческих представлений. В этом смысле масленичная неделя — так называемые проводы зимы, которые включают в себя множество языческих обрядов, один из которых — сжигание чучела масленицы — символа зимы и ритуального объекта, который воплощает собой все плохое, что случилось в прошлом году. Сжигание масленицы — это прямое и реальное участие в языческих обрядах, никакой игры и «понарошку» тут нет. А об участии в языческих обрядах, думаю, вам и без моего ответа ясно, что для христианина это недопустимо. И если именно об этих обрядах вы спрашиваете, говоря о праздновании «по всем правилам», то, естественно, этого нельзя делать категорически. Другой план — то, что со времен принятия христианства та неделя, которая прежде была посвящена обрядам проводов зимы и встречи весны, по церковному календарю является последней из трех подготовительных недель перед Великим постом — временем серьезной внутренней работы над собой.
Это особый период в жизни христианина, смена ритма богослужебной и молитвенной жизни, и к этому тоже надо как-то подойти и подготовиться, чтобы эта смена произошла с пользой для души.
Почему спорных? Дело в том, что весна для представителей традиционной культуры — не время возрождения и новых сил, а время очень плохое; весну не встречали, весны боялись. Это переходное время «весна на возочке, а лето в карете» , когда нарушается граница между мирами, пробуждаются демоны, от которых лучше понадёжнее спрятаться. Умиление перед пробуждающейся природой не было характерно для крестьянина, потому что на весну приходилось абсолютное большинство голодных смертей ещё во времена Александра Невского: припасы кончились, а новых долго не предвидится. Наконец, анализ масленичных песен показывает, что слово «весна» в них вообще не упоминается. Не упоминаются и особые названия для каждого из масленичных дней «заигрыш» и проч.
Единственный источник, о них сообщающий, — это произведения этнографа XIX века Ивана Сахарова, не подтверждённые последующими экспедициями. Площадка фестиваля «Московская масленица 2023» в Парке Горького. Давайте остановимся на этом тезисе подольше. Все масленичные пословицы указывают на соотношение Масленицы и Великого поста — это факт. А мысль о том, что в христианском месяцеслове отсутствует упоминание этого праздника, вызвана скорее недоразумением. Дело в том, что в церковно-славянском языке различаются два слова: седмица и неделя. То, что мы сегодня называем неделей, — это как раз седмица.
А «неделя» то есть тот день, когда ничего не делают — воскресенье. Мясопуст, или мясопустная неделя, встречается в русских летописях с XI века: и в «Повести временных лет», и в «Житии Феодосия Печерского». Сахаров, Афанасьев, а потом и Терещенко объясняли слово «мясопуст» следующим образом: что это время, когда мяса нет «пусто», мало его. И говорили, что как раз мясопустом церковь стремилась заменить традиционную Масленицу. Но здесь допущена ошибка: дело в том, что «мясопуст» — это аналог греческого названия периода перед Масленицей. Мясопустная неделя — это седмица и само воскресенье перед Масленицей, когда прощаются с мясом, то есть мясо ещё можно есть, но скоро будет нельзя: мясо пускают, допускают, отпускают. В латинском языке для этого же есть прекрасное название — «карнавал»: буквально — прощание с плотью мясом.
А вот за мясопустом следует сыропуст, или сырная седмица — то, что из себя представляет Масленица. Синонимом к сыропусту выступают названия маслопуст и масляная седмица — они встречаются в русских текстах и летописях начиная с XI века. И если мы откроем «Полный церковнославянский словарь» под редакцией прот. Григория Дьяченко, увидим, что слово «Масленица» или «Масляница» там есть. Причём в древнерусском этих слов нет, а в церковнославянском — есть. Наконец, русская Масленица имеет аналоги в культуре многих других христианских народов. Карнавалы в латинской традиции, апокрисы те же мясопусты в греческой длятся даже дольше, чем в России.
Франция, Великобритания, Польша, Скандинавия, Сербия — все знают способы «отпустить» мясо и молочные продукты перед постом. У косовских сербов есть замечательное название праздника «Прочка» от слова «прочь» , где ходят, как наши «машкарадники» — «мачкаре» то есть ряжение — обязательный элемент , а в конце — просят прощение. Сами сербы считают, что их название Масленицы — «Прочка» — происходит от её главного содержания: просить прощения друг у друга. Самая разнообразная и богатая традиция празднования «апокриса» замечена в Греции, где буквально у каждого города есть свой вариант гуляний, маскарадов и т. Заметим: маловероятно, чтобы греки почерпнули эти идеи масленичных гуляний у древних славян.
Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и "похоронами Костромы". Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень. Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде.
И уже тогда Николай Полисский стал сотрудничать с местными жителями. Масштаб его первых работ — сотни снеговиков, тонны сена, десятки кубометров дров — в отличие от традиционной живописи, не позволял работать в одиночестве. Привлечь жителей окрестных деревень казалось хорошей затеей. Началось все со снеговиков — на склоне реки Угры Полисский с друзьями-художниками и деревенскими жителями вылепили сотни штук. Сначала местные не понимали, зачем все это заезжим экспериментаторам. Когда началось строительство сенной «Медиабашни», то вопросов уже не было. Сплетенная из лозы, она напоминала и Эйфелеву башню в Париже, и Шуховскую в Москве.
Масленица: самые шокирующие обычаи
Праздничная неделя завершилась сжиганием чучела Масленицы. А в Калужской области пошли ещё дальше и сожгли гигантскую башню из лозы, чтобы избавиться от коронавируса. Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. Как сжигали чучело Масленицы. Эпичное фото. Вчера на Лебяжьем отпраздновали Масленицу. И самое главное – чучело Масленицы сожгли по расписанию. На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой. Популярный масленичный обряд с сожжением чучела на самом деле можно считать советским новоделом.
Что сжигали на Масленицу
Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки. Сжигание чучела — это действие, которое под присмотром взрослых может послужить своего рода разрядкой для детей. Давайте посмотрим, как в старину отмечали Масленицу, и узнаем, для чего нужно сжигать огромное соломенное чучело. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея. Завершилось празднество сжиганием чучела Масленицы, под весёлую музыку, участники праздника, водили хороводы, пели песни и танцевали.
Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело
Праздник завершился сжиганием семиметрового чучела Масленицы [6]. Сжигают чучело на Масленницу. Само слово "масленица" появилось в XVI веке. В «Никола-Ленивец» на Масленицу съехалось шесть тысяч человек — инфраструктура явно не справлялась с таким наплывом. Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства.
Основные правила пожарной безопасности на масленицу
Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост.
А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь.
Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван.
В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества.
Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси.
Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом.
Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход.
Истоки традиции Масленица — это традиционный языческий праздник, который позже прижился в христианской культуре. Точная дата празднования меняется из года в год. Масленичная неделя — это время перед началом Великого поста. Заканчивается она Прощеным воскресеньем. Зная все это, легко определить, какого числа начнется и закончится Масленица в этом году. В последний день этой недели люди традиционно мастерили чучело Масленицы.
Мало кто знает, но раньше на праздник было принято делать сразу две куклы. Одну, большую, сжигали на площади в последний день масленичной недели. Вторая была более маленькой. Ее также называли Дочкой Масленицы. Эта домашняя кукла выглядела более привлекательно и нарядно. Обычно ее ставили в доме на видном месте. Там она стояла вплоть до следующей масленичной недели.
Считалось, что эта кукла может: защищать всю семью от порчи; привлекать в дом удачу; сохранять дома уют. Маленькую куклу, которую зовут Дочкой Масленицы, также изготавливали в конце зимы. Ее мастерили либо за несколько дней до праздника, либо прямо во время него. Над созданием оберега работали женщины вместе с детьми. Мужчинам это задание никогда не доверяли. Через год после создания оберег сжигали или пускали по воде. Считалось, что таким образом семья избавляется от всех бед, которые преследовали ее в течение целого года.
Большую куклу Масленицы в последний день праздничной недели всегда сжигают. Эта традиция была посвящена проводам холодного времени года. Кукла Масленицы символизирует лик зимы. Именно поэтому ее старались сделать максимально страшной и суровой. Так люди старались передать суровость уходящих холодов. Древние язычники в образе соломенной куклы воплощали образ богини Морены — покровительницы ночи и морозов. Есть также предположение, что Масленица вместе с Иваном Купалой, Семикой и Троицей возникла как земледельческий обряд.
Смысл его проведения заключался в том, что люди сжигали все ненужные вещи, а потом использовали пепел как удобрение. Кроме того, ранее считалось, что мертвые, будучи захороненными под землей, могут каким-то образом влиять на плодородие почвы. Поэтому люди старались задобрить мертвецов. Для этого они носили им на могилы блины, а также оставляли их на окнах. В воскресение, которое и сейчас называется Прощеным, было принято ходить на кладбище. Там люди просили прощения перед мертвыми и старались их всячески задобрить. Со временем большинство людей забыло, что означает этот праздник.
Проводы зимы стали одной из приятных традиций, помогавших делать обычную жизнь интереснее и ярче. Как сделать чучело по правилам? Сейчас в последний день масленичной недели во многих городах стараются организовывать праздники по интересным сценариям. Как и раньше, люди жгут ярко наряженные чучела, поют, танцуют и веселятся. Часто к этому празднику в городах организовываются небольшие ярмарки. Готовясь к празднованию последнего дня Масленицы, нужно научиться мастерить тематическое чучело.
March 14, 2016 Что сжигали на Масленицу Когда-то славяне верили, что вместе с чучелом Масленицы в костре сгорают все проблемы и напасти. Поэтому у них сложилась привычка тащить в костер весь хлам, от которого желательно избавиться перед началом весны. Потом они развеивали пепел над полями и с умиротворенной душой ждали нового урожая. Поля пеплом больше никто не удобряет, но привычка сжигать на Масленицу символы всего плохого осталась.
Ru обратился к священнослужителям. Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он.
Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник.
Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия.
Почему на Масленицу пекут блины, сжигают чучело и приносят жертвы медведям
Как христианину правильно провести эти дни? А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений.
Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту.
Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные.
Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться.
Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе.
Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица».
Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения.
Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится.
Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют.
Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо.
Там были фаер-шоу, состязания силачей и блинопеков. Вы можете посмотреть в нашем фоторепортаже , как в парке встречали весну.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
Подобные мероприятия нуждаются в согласовании. Чем безопаснее с точки зрения распространения огня выбранное место и чем легче его в случае угрозы покинуть людям, тем больше вероятность того, что вы получите разрешение. Сжигание чучела — это действие, которое под присмотром взрослых может послужить своего рода разрядкой для детей. Изначально жечь чучело на Масленицу было совсем не обязательно: так поступали только в некоторых сибирских регионах, но с огнем Масленица была связана всегда. Это своего рода зимний фестиваль еды и праздник очищения перед Великим постом — поэтому жгли костры, старый хлам, делали огненные колеса, чтобы избавиться от лишнего, грязного, ненужного, от грехов. Часто этот праздник воспринимается как проводы зимы. Символически мы сжигаем то, от чего устали, что нам надоело. Поэтому при изготовлении масленицы в нее вкладывают записочки с тем, от чего хочется избавиться в следующем году, — от усталости или, скажем, от двоек.
А в том, чтобы сжечь что-то ненужное, ничего страшного нет.
Очень зрелищным получился командный конкурс плетения кос из лент на скорость. Не обошлось здесь без традиционного конкурса - перетягивания каната, который привлек внимание детей и взрослых. Команды формировались быстро, участники ловко хватались за канат и перетягивали его каждый в свою сторону. Весёлое праздничное настроение царило на всем протяжении праздника.
Но какая же масленица без блинов? Традиционно гостей ждало вкусное угощение — блины с вареньем и сметаной. Содержательная часть праздника была представлена книжно-иллюстративной выставкой «Где блины, там и мы». Сжигание чучела завершило праздник встречи Весны. Задорно и весело прошёл фольклорный праздник «Широкая Масленица» для жителей и гостей д.
Дорогих гостей встречала сама госпожа Масленица. На площадке перед Домом культуры была организована чайная. На импровизированном столе были использованы атрибуты праздника и русского быта: самовар, чайник с чайными парами, скатерть и полотенца, сладкие угощения, где каждый желающий мог отведать румяные блины, горячие пироги и угоститься душистым чаем. Прихваливая блины — гости делились своими секретами приготовления блинов и вкусного чая из трав. Библиотекарь, в образе Масленицы, провела обзор выставки журналов о вкусной и здоровой пище «Блинные угощения», предложила некоторые рецепты блинов и разновидностей начинок.
На протяжении всего праздника для всех присутствующих звучала веселая музыка, под которую танцевали участники мероприятия. И стар, и млад играли в ручеек, водили хороводы. Присутствующие дружно и весело участвовали в традиционных народных забавах и играх: «Перетягивание каната», «Силачи», «Печём блины», а также в интеллектуальном конкурсе «Доскажи пословицу», «Отгадай загадку». Веселые игры и конкурсы не оставили равнодушными ни детей, ни взрослых, собрав всех воедино. В завершении праздника все вместе сожгли чучело Масленицы.
В Прощеное воскресенье Широкая Масленица распахнула двери Ситненской сельской библиотеки, где прошел познавательный фольклорный час «Как на масленой неделе…». Гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Присутствующие «перелистали» страницы масленичного календаря, вспомнили, как называется каждый день праздничной недели, а также посмотрели слайдовую презентацию «Ах, масленица! Присутствующие дружно отвечали на вопросы тематической викторины, делились друг с другом рецептами приготовления блинов и начинок, читали стихи и пели песни про Масленицу. Закончился праздник дегустацией блинов с вареньем, медом и чаепитием.
С большим воодушевлением взрослые и дети веселились на празднике «Масленица-Боярыня», организованном библиотекарем Невской сельской библиотеки.