Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023».
Масленичная неделя началась
После прохождения всех маршрутов ребята собрали пазлы и нашли чучело Масленицы. Все двинулись на улицу, где с удовольствием прокатились на лошадке и угощались блинами.
Общество 16.
Учредителем конкурса является управление культуры мэрии города Ярославля. Мы получили около 160 заявок, из них 150 — от городских учреждений Ярославля, а 10 мы получили из Ярославской области. Наибольшая доля участников — это детские сады, средние и общеобразовательные школы, а также школы искусств и дома культуры.
Кулачные бои устраивали тоже в четверг. Состязание носило ритуальный подтекст борьбы зимы с весной, зла с добром. Оно проводилось с соблюдением правил: бились до первой крови, упавших не трогали, в рукавицы запрещалось подкладывать предметы. После боя мирились и шли в трактир. Фёдор Солнцев, «Кулачный бой», 1836 год. Пятый день — «Тёщины вечеринки». В пятницу наставала очередь тёщи наведаться в дом к зятю. Ранним утром он присылал за ней зватых.
Мать жены могла пожаловать к обеду или ужину, при этом она приводила с собой подружек, чтобы те видели, как её уважают в доме дочери. Шестой день — «Золовкины посиделки». В предпоследний день недели девушки ждали в гости сестёр мужа — золовок — и своих подруг. Получалась девичья вечеринка, на которой хозяйка старалась показать себя хорошей кулинаркой. Суббота — самый длинный и весёлый день празднования. Вечером ходили ряженые, пели песни, катались с горок.
Масленица - один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы. Издревле, на протяжении всей недели народ веселился, ходил в гости, устраивал гулянья и кушал блины. В субботу, 5 марта на площади возле Городского клуба прошли традиционные гуляния, посвящённые проводам русской зимы «Ряженые - наряженные».
Организаторы Масленицы в Петербурге рассказали о предстоящих мероприятиях в городе
Животные танцевали под гармонь и с удовольствием уплетали предложенные им блины из кальмаров с гаммарусом. Помимо дельфинов, лакомство также досталось акулам, скатам, муренам и морскому окуню. В ближайших планах океанариума — создать отдельную музыкальную программу, чтобы подарить людям хорошие и добрые эмоции. Эмоции, которых сейчас так мало! Что будет в других городах? К примеру, в Екатеринбурге и Сыктывкаре. Масленица пройдет без сжигания чучела.
Зиму там проводили шествием ряженых. Чучело Масленицы доживает свои последние минуты. Скоморохи, черти и другие сказочные персонажи несут ее на верную погибель. На улице по-весеннему тепло, и румянец скоморохам приходится подрисовывать помадой. Реклама Пять сотен ряженых пересекают парк «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде, чтобы водрузить чучело в гору снега. Возглавляет шествие и задает темп оркестр африканских барабанщиков — их мелодии помогут прогнать засидевшуюся зиму.
Сходная традиция зафиксирована на юго-западе Демянского у. Велильская вол. У меня тетя у попа в Холме жила — [у нее] салфетка красивая была — покроем ее, тряпками обвешаем — это знаешь как интересно, ой лихонько. Сажали в санки, я ее и везу на коне Ваське. Говорили, надо покатать, чтоб лен родился — ну и лен был на славу — вот стоишь, вот под грудь» [4, Т. Очевидно, что основная новгородская масленичная традиция ряженья связана с переодеванием зрелых и пожилых людей, в отличие от молодежных святочных ряжений. Главными образами были изображения стариков, старости, что воспринималось как завершение зимы, наступление Великого поста, а в некоторых случаях — «молодоженов». Подобная ситуация характерна и для соседних с Новгородской губернией территорий: Псковской [18, с. Также следует указать на серьезные отличия масленичного ряженья Северо-Западного региона России от центрально-поволжских, южнорусских регионов, южного Приуралья и ряда районов Сибири, где отмечается практически полный «святочный» ассортимент ряженых [3, с. Затем, на Северо-Западе встречаются различные варианты масленичного ряженья путем раздевания и демонстрации голого тела. Как и в случае с другими видами ряженья, частота употребления их на Масленицу уступала святочным [9, с. Таким был обычай ряженья «бочкай» в д. Назимово Торопецкого у. Псковской губ. В приграничной с Новгородским уездом д. Заупора Лужского у. Вполне возможно, что подобные подражания встречались и в соседних деревнях Новгородской губернии. Помимо Северо-Западного региона, сюжет масленичного ряженья путем демонстрации голого тела эпизодически встречается на Европейском Севере Онежский у. Архангельской губ. В отличие от демонстрации старости и увядания в лохмотьях, здесь доминирует эротический подтекст и одновременно акт-заклинание против злых сил [28, с. Особенно интересны в этом плане материалы по Онежскому у. Данный сюжет идентичен святочной эротической сценке «солнышко», «солнце казать», «межевая яма», демонстрируемой на новгородских молодежных посиделках: парни предлагали девушкам посмотреть «солнце», «межевую яму», которые показывал старик или мальчик на печи, спускавший штаны и демонстрировавший задницу [29, л. Вероятно, данное действие семантически сходно с применявшимся женщинами при посадке капусты актом-оберегом против колдунов — оголением задницы против тех, кто оказывался поблизости от капустной грядки [29, л. Часто атрибуты масленичного ряжения во многих районах Новгородский, Тихвинский, Демянский уезды сводились к одним веникам, которые привязывались к оглоблям, шлее, дуге, иногда даже к конскому хвосту. Они гремели при езде «лоскотали» , то есть представляли по сути масленичный вариант-пародию на звучание бубенцов [13, с. Веники использовались в масленичном ряжении и других регионов: Ярославской, Пермской губ. В ряде случаев смеховая ситуация создавалась необычностью самого действия. В некоторых селениях Боровичского и Устюженского уездов пожилые женщины, глядя на катающуюся молодежь, вывозили ручные санки и для шутки тоже начинали «катание»: одна садилась в них, а другая везла ее. В Демянском у. Сведения о подобных катаниях в корыте имеются по Псковской губ. В некоторых местах мы видим ряженых, имитирующих боронование и сев, процесс ткачества и др. В ряде мест ритуально-смеховой обряд проводов масленицы и встречи поста переходил на первый день Великого поста — «Чистый понедельник». Так, в Череповецком уезде Новгородской губ. В таком виде — «с блинами» — они разъезжали по деревне, вызывая общий смех и шутки [33, л. В северо-восточной части Новгородского у. Грузинская вол. Случаи ряжения в Чистый понедельник отмечаются и в соседней Вологодской губ. Сходные и несколько отличные сценки масленичного ряженья с самоваром и угощением чаем, «пиво цедить», имитацией пахоты сохой и др. Нельзя согласиться с тезисом, высказанном рядом исследователей, что роль главного ряженого в Масленице «исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом» и «участие в обряде не унижало, а даже возвышало» [3, с. На самом деле, ряжеными среди пожилых крестьян выступали самые веселые, артистические натуры, а не самые уважаемые напр. В силу своего характера они «самовыдвигались» на выполнение этой роли или шли на это ради «даровой» выпивки. Смешливость, шутовство, хотя и привлекали к себе всеобщее внимание, имели в иерархии православного общества низкий статус [36, с. Причиной завышенной оценки учеными статуса ряженого является приписывание этим персонажам исключительно магической обрядовой, жреческой функции, что не отвечает действительности. В реальности обрядовая функция, по крайней мере на протяжении последних столетий, сочетается с развлекательной, игровой, профанической, что и приводит к обозначению таких самодеятельных артистов «чудными», «потешными» и др. Соколова видит прототип живого ряженого, то подавляющее большинство новгородских информантов отрицают присутствие на масленичной неделе этого атрибута: «чучело, куклу — не делали», «чучела, куклы — не было», «чучело, куклу — не помню», «чучело не делали», «чучело у нас только на огороды ставили», «чучело — это только на огороде» [5, Т. В некоторых случаях мы имеем сомнительные данные об этом атрибуте, что является следствием неопытности и предвзятости собирателей [37]. Лишь в отдельных селениях Боровичского, Демянского и Устюженского уездов этот атрибут присутствовал при катании ряженых. В частности, о нем рассказывают старожилы юго-западной части Перелучская вол. Боровичского у. А на лошадь поставим пук с соломы, верьхом на седелке — соломенную бабу — и как голову сделаем, тряпкой обвяжешь. Покатаются, потом солому положишь — солома ведь всегда надо» [5, Т. Сходная картина дается по юго-западу Демянского у. Куклу делали, [если] мужчина — «Касатик», если женщина — Софья Никитична что она сохла. Чево докатаются, она и ростреплется. Особняком стоит описание женского чучела-куклы на юге Устюженского у. Даниловское Никифоровской вол. Ну, народ-то бежит-то гледеть-то, как ёна выряжёна: кофта какая-нибудь одета — сноп дак. Юбка — [чтобы] там не видать на коле — ткнута. Голова какая-нибудь привязана, накутана» [38]. К сожалению, информация страдает некоторой неясностью где сжигалась , неполнотой где находилась при перевозке и не подтверждена другими информантами. Данные факты вместе с вышесказанным свидетельствуют о том, что в новгородском регионе существовала устойчивая очаговая традиция масленичного ряжения в виде конной запряжки с санями и возницами возможно, иногда и просто всадник на лошади как элемента катаний на лошадях, имитирующая образ уходящей зимы и наступающего Великого поста ср. Эпизодически встречающиеся материалы по масленичным куклам отражают особый вариант этого масленичного атрибута на коне, небольшого размера, слабо оформленные фигуры разного пола, имеющие вспомогательное значение и хорошо вписывающийся в вышеназванную новгородскую традицию. Образ этой куклы разительно отличается от «центрально-поволжской» масленичной кукольной традиции, где присутствует одетая в сарафан женская и большая по размерам фигура, которую возят на санях, которую затем разрывают, хоронят или сжигают как самостоятельный символ Масленицы [3, с. Устюженский вариант, судя по описанию, лучше согласуется с «центрально-поволжской» масленичной кукольной традицией и если он действительно существовал, мог быть занесен из смежных районов Тверской или Ярославской губ. Отметим, что сходный вывод о том, что сведения о масленичных ряженых в регионе «устойчиво связаны с катаниями», делают и авторы исследования псковского праздничного календаря [18, с. Причем в д.
Настройки телеэфира Перечень запрещенных в РФ организаций Все права на материалы, находящиеся на сайте m24. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.
Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Программа
Из дома в дом ходили ряженые, провожали Масленицу, пели, плясали, угощались с праздничного стола. Ряженые и скоморохи – непременный атрибут всех масленичных гуляний, как в армянских традициях, так и славянских. Сегодня в парке на острове Даманский открылась выставка масленичных кукол «Краса Масленица – 2023». Ряженые и шуты, повара и ремесленники, танцоры и певцы ждут сегодня на масленичное застолье во всех районах нашей области. Выступление баяниста Егора Матвеевского 12.45 – Награждение победителей конкурсов масленичных костюмов «Ряженые-наряженные» и поделок «Символ Масленицы» 13:00.
3500 вёдер водки и женские бои: как гуляли масленицу в Царицыне
В понедельник готовились к предстоящим увеселениям, пекли блины, делали чучело, лепили снежные укрепления. Первый блин всегда отдавали нищим, чтобы они молились за души усопших близких. Питер Артсен, «Пекарня», 1560 год Второй день — «Заигрыши». В деревнях устраивали смотрины. Следующие 60 дней свадьбы не играли, и у молодёжи была возможность после заигрышей лучше узнать друг друга. В этот день люди всех возрастов катались со снежных горок. В ход шли перевёрнутые скамьи, старые корыта. Для детей делали специальные салазки с рулём-коньком.
Выражение «отправиться к тёще на блины» отсылает именно к среде масленичной седмицы. Супруги шли в дом родителей жены, где семья собиралась за общим столом. После ужина у молодой жены было право оставить мужа с родителями и пойти гулять с девушками. Все подготовительные работы к празднованию в этот день завершались. Четвёртый день — «Разгул». В четверг начиналась широкая Масленица.
На окружных площадках фестиваля гостей ждет редкая возможность узнать, как жили, работали и праздновали Масленицу жители разных эпох. Так, на Городецкой улице все желающие смогут почувствовать себя ювелиром, жившим несколько веков назад. И какая же Масленица без уличных представлений! Любимцами гостей столичных фестивалей уже давно стали ростовые куклы — яркие, со своим «характером» и неповторимым обаянием. Шоу с их участием в пятницу можно посмотреть в Троицке, на площади Юности Зеленограде, на улицах Хачатуряна и Тимирязевской с 17. Гостей этих четырех площадок также ждут ежедневные концерты и спектакли. В эту Масленицу будем слушать особенно много фолк-музыки! Всего за первые четыре дня фестиваля пройдет более 110 концертов. В пятницу на Матвеевской улице, в 17. Группа «Аргемония» сыграет для гостей площадки на бульваре Дмитрия Донского, в 18. Ее репертуар составляют известные средневековые мелодии, испанские, балканские, бретонские, еврейские и северно-европейские народные песни! Если вы уже побывали на площадках «Масленицы» в пятницу, то можете смело возвращаться — участвовать в других мастер-классах и смотреть новые представления. В «Блинный цех» на улице Хачатуряна стоит заглянуть за рецептами миндальных блинов в 12. На «Соляном рыбном дворе» на Манежной площади в 11. На Митинской улице будем мастерить игрушки в виде символов праздника — куклы-масленицы в 13. Аттракцион открыт для посетителей с 12. В субботу советуем посетить с детьми концерты юных артистов! На улице Хачатуряна в 17. На Матвеевской улице в 17. Артисты подготовили для гостей фестиваля специальную масленичную программу! На площади Славы в 16.
Об этом сообщает Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь». Жертвами, как правило, становились люди второго сорта — деревенские дурачки, пьяницы, преступники, изгои или же пришлые чужаки. Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем. Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года. Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем.
Пройдут ли массовые народные гулянья в Ярославле, пока неизвестно. В мэрии сообщили, что этот вопрос решается. Между тем в музеях и районах области уже запланировали локальные развлечения для гостей. Причем стартуют они еще до начала Масленой недели. Поэтому ярославцам отметить праздник можно будет хоть несколько раз в разных местах. Посмотреть на Маслениц можно будет в парке на Даманском острове; 21 февраля в Пошехонском краеведческом музее пройдет программа «Масленица идет — веселье несет».
Широкая Масленица - 2023: традиции и забавы древнего праздника
Город Масленица обзор Обряды, ряженые, тир: куда поехать на Масленицу в Ярославской области. Организовать Масленицу с ряжеными самостоятельно в городе или деревне не очень легко. это яркое и веселое мероприятие, которое проводится во время празднования этого древнего славянского обряда.
Традиции Масленицы: зачем дрались и просили прощения
Но и взрослым было не удержаться, в праздничном кураже они ничем не уступали собственным детям: пели, плясали, участвовали в интерактивах. Директор музея-заповедника Максим Головин рассказал корреспонденту Сибдепо, что на празднование Масленицы в «Томскую Писаницу» пришло около 2000 человек. Были площадки с играми как для детей, так и для взрослых …. В этом году мы впервые сделали бесплатным вход для тех, кто пришёл в масленичной маске и возродил традиции празднования Масленицы на Руси! В масках приходили целыми семьями. Подход у всех был творческий: маски из бумаги, картона, пластмассы и пенопласта разных форм и размеров расписывали красками, украшали бусами и лентами. К счастью, погода не помешала своими весенними капризами и все прошло без проблем.
Я надеюсь, это станет началом такой интересной традиции «Московской Масленицы» приглашать ряженых и скоморохов с других краев света, чтобы показать, что такой праздник, когда зима уступает место весне, характерен для всех народов мира», - сказал Овчаренко. Он пояснил, что в рамках культурной программы на фестивале реконструкторы из других стран представят свои традиции празднования, а также проведут разнообразные мастер-классы, в том числе по изготовлению масок.
Фестиваль «Московская Масленица» входит в состав цикла уличных городских мероприятий «Московские сезоны».
Провожать зиму и встречать весну будут веселыми играми на улице, загадками, рассказом о традициях русского чаепития и масленичных гуляний, с чаем и блинами в уютной атмосфере музея. Гости знакомятся с историей праздника, на свежем воздухе пробуют силы в традиционных забавах, замешивают тесто, играют в шалыгу, затем на мастер-классе изготавливают небольшую куклу Масленицу. В самый разгар праздника приходят ряженые — Козел и Медведь.
Череповецкий ансамбль песни и танца «Русский Север» художественный руководитель — народный артист России Евгений Максимов 26 февраля проведет в областной столице три программы. Декорации, костюмы и все предметы вплоть до лопаты и тележки связаны вручную. В спектакле заняты оркестровая и вокальная группы «Русского Севера». Особое внимание организаторы уделят символу праздника — обрядовой кукле, которая станет героиней представления.
Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела. Кукла символизирует ушедшую зиму — период, когда природа увядает и земля не плодоносит. Для наших предков зима ассоциировалась со смертью, которую олицетворяет чучело. Горящая фигурка олицетворяет Феникса, обладающего способностью восставать из пепла. Крестьяне верили, что на обломках старого обязательно возникнет что-то новое. А еще крестьяне пытались таким образом «умаслить» почву, чтобы в дальнейшем она дала хороший урожай. Сжигание чучела на Масленицу символизирует возрождение после смерти; Фото: РИА Новости Как называется масленичное чучело У масленичного чучела на Руси было много названий.
В некоторых деревнях ему давали еще и отчество.
Развлекательная программа для населения «Ряженые-наряженные»
В рамках празднования общегородского мероприятия «Прощай, Масленица» были объявлены два конкурса: «Чудо-сани 2024» и «Ряженый-наряженный» на лучший уличный костюм. Фотографиями с Масленицы поделился в своем телеграм-канале глава города Валерий Никольский. Донские армяне во время масленичной недели любили ходить в гости к соседям вместе с ряжеными друзьями. Встречайте Масленицу, Зиму-матушку, да ряженых! Пришла Масленица, привела народ весну кликать. Веселая музыка зазывает в пляс, а шумные ряженые переносят москвичей и гостей столицы в 19 век. В Костроме масленицу награждали не только похвальными прибаутками, но и шутливыми ругательствами – «Масленица-кривошейка».
Сжечь Вавилон и покататься на танке: как в России встречают Масленицу
При этом Масленица всегда была неделей для общения. Лид — 25 февраля в Измайловском парке прошел праздник для детей из многодетных и приемных семей «Масленица Добра». На центральных площадках фестиваля (на Манежной, площади Революции и пространстве между ними) выступят ряженые артисты, которые приехали на «Московскую Масленицу» из. По улицам города прошли ряженые, скоморохи, сказочные персонажи.
В Яранске Масленицу отметили Шествием ряженых
Повсеместно в Балтийском регионе масленичные гуляния проходили шумно и весело. Главным праздничным действием было катание на санях с гор, ему приписывалось магическое значение: чем дальше прокатишься, тем длиннее уродится лён. У ингерманландских финнов в некоторых северных приходах долгое время женщины катались с ледяных гор, обнажив нижнюю часть тела, передавая таким образом льну свою «родящую силу». Молодёжь повсеместно каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с песнями и музыкой. Сани украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками. Ярко Масленицу отмечали на западе Литвы — в Жемайтии, где европейское влияние было особенно сильным. Здесь кульминацией праздника было шествие ряженых, в котором явно прослеживались черты западноевропейского карнавала. Центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была соломенная старуха Морэ с молотильным цепом в руках.
Ее на колесе, укрепленном на полозьях саней, с песнями и танцами возили по ближайшим усадьбам.
Это лакомство любили дети. Отличалось и тесто для блинов. Такой рецепт был только в нашем регионе. Марина Крылова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «Гречишные. Но ведь с одной гречихи она не такая клейкая. Если берешь часть муки гречишной, столько же берём пшеничной. Они, правда, красные получаются, из-за цвета гречки, но уж больно вкусные — рыхловатые, спорые, насыщенный аромат у них такой получается».
В первый день масленичной недели изготавливали Чучело — символ праздника. Здесь особых традиций не было, главное — фантазия.
Марина Крылова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «Гречишные. Но ведь с одной гречихи она не такая клейкая. Если берешь часть муки гречишной, столько же берём пшеничной. Они, правда, красные получаются, из-за цвета гречки, но уж больно вкусные — рыхловатые, спорые, насыщенный аромат у них такой получается». В первый день масленичной недели изготавливали Чучело — символ праздника. Здесь особых традиций не было, главное — фантазия. А вот сжигали Костромскую масленицу по-особому.
В воскресенье выходили на гулянье в соломенных шляпах, из которых потом и сооружали костер. Перед огненным обрядом нарядное чучело провозили через всю деревню в санях.
В мэрии сообщили, что этот вопрос решается.
Между тем в музеях и районах области уже запланировали локальные развлечения для гостей. Причем стартуют они еще до начала Масленой недели. Поэтому ярославцам отметить праздник можно будет хоть несколько раз в разных местах.
Посмотреть на Маслениц можно будет в парке на Даманском острове; 21 февраля в Пошехонском краеведческом музее пройдет программа «Масленица идет — веселье несет». Гостей будут ждать мастер-класс «Банченый веник», традиционные забавы и угощения; 23, 25 и 26 февраля в музее-заповеднике Н.
Календарь народных праздников
На центральных площадках фестиваля (на Манежной, площади Революции и пространстве между ними) выступят ряженые артисты, которые приехали на «Московскую Масленицу» из. В Яранске накануне, 26 февраля, в честь Масленицы устроили Шествие ряженых. При этом Масленица всегда была неделей для общения. Самые свежие новости связанные с тематикой Масленица со всего Мира и России на сегодня. Большую ряженую куклу облили горючей жидкостью и поднесли спичку. Развлекали народ маленькие скоморохи, да ряженые Масленица с Постом.