Новости прорыв блокады ленинграда карта

70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда | ТГК-1 фотоснимки.

Другие события раздела

  • День прорыва блокады Ленинграда | Победа РФ | Новость от 18.01.2023
  • «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
  • Карты и схемы
  • 12 января 1943 началась операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.

Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками. Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. Январь 1943 прорыв блокады Ленинграда по дням Карта — схема. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

Поиск по сайту

  • Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама)
  • Прорыв блокады Ленинграда 2024
  • Прорыв блокады Ленинграда
  • Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
  • Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя
  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Перегруппировка войск производилась исключительно ночью или в нелетную погоду. Немцы узнали о планируемом наступлении всего за несколько дней и не успели подтянуть резервы. Частям Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. Говорова и К. Мерецкова соответственно предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий 18-ой армии группа армий «Север» под командованием Г. Общая численность соединенной ударной группировки РККА достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Ее превосходство над противником в живой силе достигало четырех с половиной раз, в артиллерии — семи, в авиации — двух, по количеству танков — десяти раз. Сражение на шлиссельбургском выступе началось ночью с 11 на 12 января.

Авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар на участке прорыва. Через 2 часа 20 минут 67-я армия со стороны Невы, а несколько ранее подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта перешли в наступление. Пехота продвигалась медленно и неравномерно.

Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И. Жуков и К. Наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста через Неву, Назию и Чёрную и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады 14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов: соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.

Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов. Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни.

И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра». Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили. Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вел десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шел второй год войны. До полного снятия блокады оставалось еще немногим более 12 месяцев.

Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'

Советские бомбардировщики поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда. 1943. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. Прорыв Блокады Ленинграда. До операции "Искра" блокада города выглядела на карте так. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

18 января - День прорыва блокады Ленинграда!

Прорыв блокады Ленинграда означал крах второй идеи. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. Минобороны к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда опубликовало архивные документы по операции «Искра».

Начало прорыва блокады Ленинграда: изучаем страницы истории вместе с «МЭШ»

Волховский фронт под командованием генерала К. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово. Положение Ленинграда к началу 1943 г. На его улицах и площадях продолжали рваться бомбы и снаряды, гибли люди, рушились здания.

Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания. Партия и правительство делали всё возможное, чтобы облегчить положение города. Во второй половине 1942 г. Осенью по дну Ладожского озера проложили кабель, по которому в город подавалась электроэнергия. Горючее для войск Ленинградского фронта продолжало поступать по проложенному еще летом через озеро подводному трубопроводу.

В середине декабря, как только Ладожское озеро сковал лед, возобновилась работа автомобильной дороги, которая функционировала круглосуточно, с огромным напряжением, под непрерывными бомбежками вражеской авиации. Половина партизанских формирований имела надежную радиосвязь с Ленинградским штабом партизанского движения. Основные усилия партизан сосредоточивались на ведении разведки и борьбе на вражеских коммуникациях. Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий.

Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее плотную группировку войск противник имел в шлиссельбургско-синявинском выступе глубина его не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий.

Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом до 10—12 тыс. Лесисто-болотистая местность в районе шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район.

Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. В этом документе, в частности, говорилось: «... Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении на участке 1-й Городок — Шлиссельбург с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Синявино».

Эти предложения 2 декабря 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила. Конкретные задачи войскам Ленинградского и Волховского фронтов были определены директивой Ставки от 8 декабря. Командующие фронтами получили указание к 1 января 1943 г. Основная идея операции сводилась к тому, чтобы встречными ударами фронтов прорвать оборону противника южнее Ладожского озера, разгромить его группировку севернее Синявино и восстановить сухопутные коммуникации с Ленинградом.

К концу операции соединения ударных группировок фронтов должны были выдвинуться на рубеж река Мойка, Тортолово, надежно обеспечив коммуникации Ленинградского фронта с юга. По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала В. В ее состав входило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады 2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ. Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И.

Журавлева около 450 самолетов. На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота.

Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота всего около 450 боевых самолетов. В течение декабря в войсках фронтов проводилась тщательная подготовка операции. К 1 января 1943 г. Однако, учитывая недостаточную прочность ледового покрова на Неве и плохую проходимость болот в связи с оттепелью, командование фронтов 27 декабря обратилось в Ставку с просьбой отложить начало операции до 10—12 января 1943 г.

Эта просьба была удовлетворена, и войска получили дополнительное время для подготовки к наступлению. Особое внимание уделялось организации взаимодействия между ударными группировками фронтов. Командование и штабы фронтов разработали специальный план взаимодействия, в котором были определены линия встречи войск, ответственность за обеспечение флангов группировок и другие вопросы.

Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии. Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года. В результате нее враг был отброшен на 220—280 километров от города, прекратились артиллерийские обстрелы Ленинграда, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы германского командования уничтожить город, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал. В честь полного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года в городе был дан праздничный салют. День 27 января, согласно Федеральному закону от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», является днем славы России как «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками 1944 год ». Блокада Ленинграда, длившаяся почти 900 дней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллионов человек.

Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников. Семнадцатый месяц фашистские полчища стоят у ворот Ленинграда, осаждая наш родной город... Ни бомбежки, ни артиллерийские обстрелы, ни голод, ни холод, ни все те жертвы, муки и лишения, которым фашистские варвары подвергли и подвергают Ленинград, не сломили решимости защитников Ленинграда, верных сынов нашей советской отчизны, решивших до последнего вздоха отстаивать Ленинград от врагов. В героической, не имеющей примеров в истории борьбе войска Ленинградского фронта вместе с трудящимися Ленинграда, отвечая ударом на удар, отстояли любимый город Ленина от немецко-фашистских захватчиков и заперли его ворота на крепкий замок, превратив его в неприступную крепость обороны. Укрепляя оборону Ленинграда, его защитники твердо верили, что желанный час освобождения Ленинграда придет, что будет и на нашей улице праздник.

Зная это, они день за днем копили свои силы для того, чтобы в благоприятный момент перейти в решительное наступление, присоединить свои силы к силам страны, идущим на выручку Ленинграду, прорвать кольцо вражеской блокады и выполнить историческую задачу соединения Ленинграда со всей страной. Этот благоприятный момент ныне наступил. В боях за город Ленина войска Ленинградского фронта окрепли, закалились и подготовили себя к наступательным боям. Наша доблестная Красная Армия наносит врагу один сокрушительный удар за другим на юге и на центральном фронте. Силы врага подточены.

Враг мечется в замешательстве, вынужденный распылять свои силы между многими фронтами. Наступил долгожданный час освобождения Ленинграда, час кровавой расплаты с немецкими извергами, час нашей беспощадной мести врагу за все его злодеяния. Вам, доблестным бойцам, командирам и политработникам 67-й армии, выпала великая честь освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Поднимайтесь же, воины, на бой за освобождение Ленинграда, на беспощадное истребление ненавистных варваров оккупантов, на кровавую расплату с врагом за жертвы, муки и страдания ленинградцев, за наших замученных братьев и сестер, жен и матерей, за поруганную землю, за разоренные и разграбленные города и села, за наших погибших в боях друзей и товарищей. Боевая задача, поставленная перед вами, не является простой и легкой.

Победа никогда не приходит самотеком, ее нужно завоевать.

Они перевернули историческую картину для своих граждан. Сделали свои преступные иллюзии нормой для жителей своих стран. Считать жителей Донбасса «недолюдьми» — это сейчас официальная политика киевской хунты, которая формирует отношение одной части населения к другой. Разве это не нацизм?

Одна часть общества возвышается за счет унижения другой. Ущербная психология киевских властителей. В 2018 году президент Порошенко и парламент вообще узаконили бандеровские приветствия в армии. А регулярно в феврале в Киеве проходят марши с факелами в честь Бандеры. На главном плакате шествия изображен пылающий Кремль, а на его фоне — портрет Бандеры.

Что это как не реанимирование нацизма? В Ленинграде, Сталинграде и под Москвой мы как раз боролись для недопущение такого. Подвиг жителей блокадного Ленинграда — беспримерный, великий, вечный. Мы навсегда должны сохранить память о том страшном времени, о героизме наших предков. Всем ныне живущим блокадникам и ветеранам я говорю спасибо, преклоняя голову.

Мы победили тогда — победим и сейчас!

18 января – День прорыва блокады Ленинграда

Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет.

Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием.

Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов.

Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.

В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбёжка города Ленинграда». Запасов продовольствия в городе не хватало, было решено ввести систему распределения продуктов по карточкам.

Постепенно хлебные пайки становились всё меньше. С конца ноября жители осаждённого города получали 250 граммов хлеба по рабочей карточке и вдвое меньше по служащей и детской. Хлеб я уже почти весь съела, что такое 125 гр. Положение нашего города продолжает оставаться очень напряжённым. Нас бомбят с самолётов, обстреливают из орудий, но это всё ещё ничего, мы к этому уже так привыкли, что просто сами себе удивляемся. Но вот что наше продовольственное положение ухудшается с каждым днём, это ужасно. У нас не хватает хлеба», — вспоминала Лена Мухина, которой в то время было 17 лет.

Весной 1942 года учёные Ленинградского Ботанического института выпустили брошюру с рисунками кормовых трав, растущих в парках и садах, а также сборник рецептов из них. Так на столах жителей блокадного города появились котлеты из клевера и мокрицы, запеканка из сныти, салат из одуванчиков, суп и лепёшки из крапивы. Согласно данным управления НКВД по Ленинградской области от 25 декабря 1941 года, если до начала войны в городе ежемесячно умирало менее 3500 человек, то в октябре цифра увеличилась до 6199 человек, в ноябре — до 9183 человек, а за 25 дней декабря скончались 39 073 ленинградцев. В следующие месяцы за сутки умирали не менее 3 тыс. За 872 дня блокады скончались около 1,5 млн жителей города. Однако, несмотря на чудовищный голод, осаждённый город продолжал жить, работать и бороться с врагом. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го.

И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра». По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».

Планы нацистов Сразу после начала вторжения в СССР гитлеровское командование объявило, что Ленинград необходимо стереть с лица земли. В конце сентября 1941 года А. Гитлер издал соответствующую директиву, где было сказано буквально следующее: «1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла... Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены». Из директивы «О будущем города Петербурга» Население, которое, по мнению А. Гитлера, могло попытаться покинуть город, следовало с помощью оружия загонять обратно в кольцо блокады. По планам нацистов, Ленинград должен был погибнуть. Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру.

Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражение оперативные резервы. С утра 13 января наступление продолжалось. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударными группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер: немецко-фашистское командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно активизировалась вражеская авиация. С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся большие потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий тяжелый танк новой конструкции «Тигр», на который, как известно, большие надежды в 1943 г. В последующем войска 67-й и 2-й ударной армий пытались продолжить наступление на синявинско-мгинском направлении, однако дальнейшего развития оно не получило. В ходе операции авиационные соединения 13-й и 14-й воздушных армий и флота совершили более 9 тыс. Они наносили бомбовые и штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления, коммуникациям противника, не допуская переброску его резервов в район прорыва, надежно прикрывали войска от ударов с воздуха. Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. Выполнению фронтами наступательных задач способствовали ленинградские партизаны. Активно действуя на коммуникациях врага, подходивших к северо-восточным районам Ленинградской области, они срывали его оперативные и снабженческие перевозки, затрудняли маневр резервами вдоль фронта и из глубины. Умелые действия войск были высоко оценены партией и правительством. Симоняка из Ленинградского фронта и 327-я стрелковая дивизия полковника Н. Полякова из Волховского фронта были преобразованы в гвардейские, около 19 тыс. С огромной радостью встретили весть о победе под Шлиссельбургом трудящиеся Ленинграда, весь советский народ. Город знал, что там, за Невой, бьются его доблестные сыны, молчал, ожидая известий с фронта, чувствуя, что подходит час освобождения». На заводах и фабриках Ленинграда состоялись митинги; трудящиеся от всего сердца благодарили великий советский народ, родную Коммунистическую партию за помощь в дни блокады, за восстановление сухопутной связи с Большой землей. Выступавшие от имени своих коллективов выражали глубокую признательность героическим защитникам города и давали обещание удесятерить свои силы для помощи фронту, приблизить час окончательного разгрома врага. Конкретными делами, перевыполнением сменных заданий ознаменовали победу рабочие Кировского завода, заводов имени В. Ленина, «Большевик», «Вулкан», «Металлического», фабрики «Красное знамя» и других. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Победа под Ленинградом имела важное военно-политическое значение. Был окончательно сорван план врага захватить город Ленина — колыбель Великой Октябрьской социалистической революции. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячной борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 г. Одержанная победа явилась переломным моментом в исторической битве за Ленинград. С этого времени инициатива ведения военных действий на этом направлении окончательно перешла к советским войскам. Была устранена угроза соединения немецких и финских войск восточнее Ладожского озера. Войска Ленинградского и Волховского фронтов обрели локтевую связь, что значительно улучшило их оперативное положение, повысило боеспособность. Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении. Прорыв блокады явился новым ударом по престижу «непобедимого» вермахта, израсходовавшего огромные силы и средства, чтобы удержаться на своих позициях южнее Ладожского озера. Был развеян миф геббельсовской пропаганды о непреступности позиций немецко-фашистских войск под Ленинградом. Прорыв вражеской блокады продемонстрировал возросшее военное искусство Советской армии и ее командования. Впервые в истории современных войн советские войска ударами из осажденного Ленинграда и извне осуществили разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город. Ленинградцам предстояли новые сражения и большие испытания, но самое трудное осталось позади. Брежнев, — город Ленина выстоял в смертельной схватке с жестоким и сильным врагом, преодолел тягчайшие испытания блокады, выдержал всё — и победил». В результате успешно осуществленных наступательных операций на Северном Кавказе, Верхнем Дону и под Ленинградом фронт стратегического наступления Советских Вооруженных Сил значительно расширился. Оборона врага на южном крыле советско-германского фронта была сокрушена почти на 2 тыс. Советские войска продвинулись в западном направлении — до 300 км, а на Северном Кавказе — до 700 км.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий