Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе.
Литература
- Петр Кащенко (9 января 1859 - 19 февраля 1920) , русский врач-психиатр и общественный деятель
- Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
- Наука РФ - официальный сайт
- Вы точно человек?
- Секрет её жизни
Петр Петрович Кащенко
Кащенко был сослан в Ставрополь, где работал учителем пения. Но даже тут он отличился и вскоре вся губерния заговорила о талантливом и политически активном педагоге по вокалу. Когда был снят запрет на образование, Кащенко поступил в Казанский университет. А тут, как мы знаем, вообще был целый улей из «неблагонадёжных элементов». Окончив университет, Кащенко был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать местную психиатрическую больницу. С задачей он не только справился с присущим ему профессионализмом, но даже запустил ряд программ по социализации невиданное дело!!! В 1904 году он был переведён главврачом в Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковй даче, а через год грянула революция.
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Петр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы. В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Петр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках. Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано. Тогда он уехал завершать учебу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году. Именно тогда Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных. С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко.
Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Реформатор психиатрии — Какие-то чудные у вас на селе мужики, — проговорил бородатый крестьянин, показывая своему товарищу на группу людей, идущих с удочками в сторону речки. Это же из сумасшедшего дома, на рыбалку идут, — ответил тот. Неужто, сбежали? Теперь у них доктор новый! На цепочку к стенам их больше не привязывает. Наоборот, тех, которые тихие, в деревню выпускает. И даже в дом к себе зовет — на пианине им играет, а они песни с ним хором поют. И ведь не боится! А у самого жена и четверо детей. Сыновья младшие махонькие еще совсем! Там и огурчики, и помидоры — все честь по чести! Сами сажают, сами поливают. А некоторые и вовсе на селе живут, прямо здесь, в Кубинцево. Мужики их в дом берут, а доктор за это деньги платит. А сумасшедшими он их звать не велит, говорит, они больные просто.
В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
- Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову...
- Содержание
- Пётр Петрович Кащенко, фотографии
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики
- Содержание
- Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
Кащенко П.П. — 100 лет спустя
К 150-летию со дня рождения Всеволода Петровича Кащенко (1870-1943) Коррекционная (лечебная) педагогика: история возникновения. Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера. Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Петр Петрович Кащенко. Джондо: литературный дневник. Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями.
Петр Кащенко
С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных. Одним из разработанных им принципов при общении с пациентами стал «принцип нестеснения», то есть отказ от постоянного применения смирительной рубашки как главного средства для успокоения больных. Кащенко часто говорил: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет её, как на палача». Вместо этого Кащенко ввёл обязательные прогулки на воздухе, трудотерапию тогда это было революционное новшество , устроил музыкальный ансамбль и хор в больнице. И самое интересное: врач сумел договориться о «семейном» патронаже для пациентов. Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели. Благодаря своему деятельному участию в общественной жизни, известности в медицинских кругах в 1904 году врача единогласно избрали на должность главного врача психиатрической больницы имени Алексеева в Москве знаменитой Канатчиковой дачи , а вскоре предложили стать заведующим отделения Петербургской психиатрической больницы.
Для пациентов была организована мастерская, желающие имели возможность играть в струнно-духовом оркестре и участвовать в любительских спектаклях. Знаменитый врач часто говорил, что грань между гениальностью и безумием, между бредом и одаренностью очень тонкая. Революция Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские. Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Бои на Пресне в 1905 году. Источник: radikal. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Кащенко принимал активное участие в революции 1905 года Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть.
Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе. Революцию 1917 года доктор Кащенко встретил с радостью. Пока другие медики бежали от ужасов большевизма, Петр Петрович, несмотря на трудности периода Гражданской войны, разрабатывал масштабный план организации психиатрической помощи в РСФСР. Авторитет Кащенко был очень высок. В августе 1919 года на 1-м Всероссийском совещании по вопросам психиатрии и неврологии Петр Кащенко выступает с программным докладом, который содержит в себе основные положения и принципы развития психиатрии в Стране Советов. Талантливый медик, доказавший эффективность своих методов работы, намеревался сделать советскую психиатрию лучшей в мире. Но доктора Кащенко подвело здоровье.
Он страдал желудочным заболеванием, которое потребовало оперативного вмешательства.
Там же он стал специалистом психиатрии. В 1886 году Кащенко поехал в Европу набираться опыта.
Поездка положила начало новой жизни. Практикуясь в западноевропейской психиатрии, он положил начало психиатрии как науки. Петр Петрович начал работать в психиатрической колонии Бурашево, которая находилась в Тверской Губернии.
Колонией руководил известный психиатр М. Петр проработал там с 1886 года по 1889. Петр Петрович Кащенко создал в 1889 году лечебницу для душевнобольных, которая находилась в Нижнем Новгороде.
В ней для пациентов были условия, которые действительно помогали им лучше себя чувствовать. В лечебнице были построены теплицы, мастерские и созданы огороды. Именно Кащенко стал первооткрывателем в области психологии.
Страницы истории больницы не оставили нас равнодушными, и мы предлагаем вашему вниманию первую серию видеобиографии о жизни и деле выдающихся деятелей психиатрии. Показать больше.
Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1
Петр Кащенко родился в 1859 году. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. 19.2.1920. Пётр Петрович Кащенко. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают!
Кащенко по нам плачет
На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. Во многих справочных и энциклопедических изданиях советского периода местом рождения Петра Петровича Кащенко ошибочно назван город Ейск. 1920 | Книга памяти платформы Мортем. Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей. «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января.
Пётр Петрович Кащенко, место захоронения
Вот и в «Кащенко » есть и художники, и писатели, и музыканты. У талантливого пианиста Виктора Кольцова — маниакально-депрессивное расстройство. Но все пациенты с радостью ходят на его концерты в местном клубе. Благо музыкант дает их регулярно. Кстати, с удовольствием наслаждается его музыкой и медперсонал. В минуты эйфории Кольцов судорожно переписывает цитаты из книг в свой блокнотик, с которым не расстается. Научно это состояние называется алкогольная деменция, — рассказывает Смирнов.
Есть и такие, кто видит демонов в людях — это самые опасные персонажи. За ними необходимо постоянно следить. Например, у одного мужчины было непреодолимое желание свернуть кому-то шею. Его задержали, когда он как раз хотел это желание осуществить. Интересно, что нет четкого предписания, когда больного следует выписать. Как правило, пациента выписывают тогда, когда у него длительное время нет психозов.
Но не позднее чем через полгода. Иными словами, психически нездоровые и социально опасные люди живут среди нас. Потому что больница — это не тюрьма, и в заключении человека держать не имеют права без определения врача. А положить снова можно, если только опять найдутся неопровержимые доказательства, что человек опасен. Многие пациенты не желают уезжать из больницы имени Алексеева. Оно и понятно: здесь их не только наблюдают врачи, им делают массаж, устраивают праздники, показывают спектакли, обучают в мастерских различным ремеслам и даже… водят в театры и музеи!
Только тех, у кого нет психоза и обострения. У кого они есть — тем из палаты выходить нельзя. Оттого случаются и побеги. Удирают пациенты часто. Несколько раз больные сбегали из «Кащенко » абсолютно голыми! Это нетрудно — в заборе, окружающем комплекс, множество дыр, да и перелезть его можно.
Вернуть удается не всех сбежавших. Довольно часто больные прибегают домой, так их «сдают» сами родственники. Всего в «Кащенко » проходят лечение полторы тысячи человек. По желанию пациенты работают: помогают в столовой, прачечной, мастерских, вырезают изделия из дерева. Многие из них совсем не похожи на сумасшедших и вполне могли бы работать в обществе. Но опыт стран, попробовавших открыть двери психиатрических больниц , оказался неудачен: сейчас там в срочном порядке появляются новые клиники.
И все потому, что общество оказалось слишком агрессивным к самым, пожалуй, беззащитным людям — душевнобольным. Существует легенда, что один из купцов предположительно Ермаков заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион на больницу».
После ранения молодого красноармейца направили в артиллеристы. В составе действующей армии Петр Иванович находился вплоть до 1950 года, когда в звании сержанта был уволен в запас. Здесь он проводил огромную воспитательную и патриотическую работу. В начале двухтысячных учащиеся старших классов предложили построить в городе Липецк Памятник Победы.
В 1885 году молодой человек получил диплом и был направлен в первую в России психиатрическую больницу. Там, в селе Бурашёво Тверской губернии, новоиспеченный ординатор познакомился с опытным врачевателем Владимиром Яковенко 1857-1923 и земским психиатром Михаилом Литвиновым 1846-1918. С годами идеи Рагозина, Яковенко и Литвинова Кащенко развил в цельную методику. Если раньше в русской психиатрии преобладало представление о душевнобольных как об опасных животных, то на исходе XIX века психиатры начали практиковать гуманистические методы лечения, прежде всего через социализацию пациентов. Вместо цепей - оркестр и трудотерапия В 1889-1904 годах Кащенко возглавлял психиатрическую больницу Нижегородского земства в деревне Ляхово. За эти 15 лет в лечебнице появились мастерские и огороды, где трудились сами пациенты, и стали традицией чаепития с чтениями и спектакли. При Кащенко нижегородская колония в Ляхове стала одной из лучших в России. В 1904-1906 годах, уже будучи признанным специалистом, Кащенко стал главным врачом Московской психиатрической больницы в Канатчиковой Даче, где продолжил применять свои наработки в организации лечения. За эти два года с окон сняли решетки и перестали приковывать больных к полу или стенам. Вместе с медикаментозным лечением практиковали физио-, трудо- и культтерапию.
Петр был первым ребенком, с детства он увлекся медициной и решил пойти по стопам отца. Петр Федорович умер, когда старшему сыну было шестнадцать. Однако он успел привить ему тягу к врачебной деятельности и демократические взгляды. В семье Кащенко все дети получили достойное образование. Младший брат Петра, Всеволод, тоже стал доктором, дефектологом. Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу. Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет. Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына. Кащенко сразу выделился среди других студентов своими блестящими знаниями. Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет. В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II. Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г. Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II. Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург.
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
Младший брат Петра, Всеволод, тоже стал доктором, дефектологом. Когда сыновья и дочери выросли, Александра Павловна ушла в монастырь и посвятила себя Богу. Учеба В 1876 г. Петр Петрович Кащенко поступил в Киевский университет Св. Владимира на медицинский факультет. Денег на учебу не хватало, однако мать смогла выхлопотать специальную стипендию для сына. Кащенко сразу выделился среди других студентов своими блестящими знаниями. Профессура это отметила, и вскоре Петра перевели в Московский университет. В вузе Кащенко не только занимался учебой, но и создал революционный кружок, в котором с другими студентами обсуждал политические реформы императора Александра II.
Вскоре за ним стали наблюдать жандармы. В 1881 г. Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II. Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза. К тому моменту он уже был женат на девушке по имени Вера Александровна Горенкина. Петра Петровича вместе с супругой отправили в Ставрополь в ссылку. Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии.
Обе эти больницы носили его имя, которое вскоре стало нарицательным. С мая 1917 года заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 годах руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Сам Кащенко очень осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой. Он разработал методы лечения психических больных амбулаторное лечение, трудотерапия, патронаж и другие , которые для того времени были очень прогрессивными.
Крюковым писал: «Товарищеские чувства, взаимопомощь мы развиваем различными мелочами повседневной жизни. Мы стараемся, по возможности, сузить круг личной собственности в стенах санатория-школы, чтобы там легче было бороться с эгоистическими чувствами». На учебных занятиях, в играх и повседневном быту все было построено так, чтобы индивидуум воспитывался социально однородной средой товарищей дети понятия не имели об имущественном положении родителей членов их коллектива , а такое воспитание, считал Всеволод Петрович, прочнее и успешнее, чем многочисленные ухищрения педагогов. Разумеется, не следует абсолютизировать этот опыт — на него нужно смотреть в контексте тогдашних исторических условий, всей идеологической атмосферы и политических отношений. Текущая жизнь накладывает свою печать на повседневные действия, а главное —на мышление.
Мы живем мыслями эпохи. Она, образно говоря, навязывает нам себя. Меняется жизнь, наполняясь новым, более глубоким и разносторонним содержанием, — богаче становится и содержание человеческих суждений, представлений, понятий. И о возможностях воспитания молодого поколения в труде и коллективе мы судим сегодня иначе, нежели много десятилетий назад, будучи обогащенными накопленным за это время практическим педагогическим опытом, теоретическими достижениями наук о ребенке. Но было бы в высшей степени вульгарно с высоты сегодняшнего уровня теории и практики высокомерно отзываться об успехах первопроходцев науки о детской исключительности, во главе которой в 10-20-х годах стоял Всеволод Петрович, преодолевая не только сложности необычного предмета своей деятельности, но и разного рода противоречивые обстоятельства, материально-бытовые трудности. О том, что в его школе одной из ведущих заповедей было и есть воспитание и развитие в детях коллективизма, В. Кащенко напоминает и в предисловии к сборнику статей в 1922 году. А спустя четыре года вновь подчеркивает, что вопрос развития и изучения коллективизма среди дефективных детей «всегда представлял чрезвычайный интерес». Сотрудник Всеволода Петровича Георгий Васильевич Мурашев выступает в редактируемом Кащенко сборнике «Проблемы изучения и воспитания ребенка», где рассказывает о программном методе изучения жизни детского коллектива, о специальной карте учета поведения детского коллектива. Едва ли, — писал он, — можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит».
Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно — таков принципиальный тезис Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников —они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Было начало осени 1926 года. Начинался новый учебный семестр. И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случах подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было.
Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции — довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства—все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А. Грибоедов были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности. Восстановить ее уже никогда не удастся. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н.
Семашко и профессором Каннабихом Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В. Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне. Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям дважды — в 1933 и 1936 годах — был здесь премирован как ударник. Сохранилась справка за подписью Марии Федоровны Андреевой о том, что с 1933 года В. Кащенко вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству. В этот период Всеволод Петрович и пишет свою последнюю книгу об исправлении недостатков характера детей и подростков, которая, к счастью, доходит до нас как завещание выдающегося врача и педагога, просветителя-гуманиста, замечательного гражданина, человека нового времени, воплотившего в себе лучшие его черты.
Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации. Скромная, скажем прямо, оценка научных заслуг пионера советской дефектологии, одного из основоположников советской школы дефектологии. Удивительно, что в нем был проигнорирован Петр Петрович Кащенко, выдающийся отечественный психиатр, сыгравший значительную роль в становлении советского здравоохранения. Однако в этом томе мы находим краткую, но специально посвященную его брату статью — факт примечательный, учитывая, что Всеволод Петрович был в ту пору если не в явно опальном положении, то нарочито оттесненным на периферию науки. Значит, с его заслугами, с его объективным значением в нашей культуре нельзя было уже тогда не считаться. Однако с трудом сдерживаемая неприязнь людей, занявших ключевые места в той научно-педагогической области, которой он отдал жизнь, сквозит в строках канонического издания. Да, он в 1908 году создал в Москве санаторий-школу для дефективных детей, но почему далее говорится, что она лишь «служила базой для работы ряда дефектологов»? Во-первых, он сам как ученый возглавлял педагогов-дефектологов, а во-вторых — это была исходная база формирования государственно организованной дефектологии как самостоятельного педагогико-психологического направления в научной и вузовской жизни нашего общества. Санаторий-школа В. Кащенко явился прообразом института человека разумеется, в рамках своих исторических возможностей, в меру развитости производительных сил и духовного производства своего времени, степени развития социальных отношений и наличных теоретических ресурсов.
Читаем, однако, далее: «Изданная в 1912 году под редакцией и с участием К. Здесь необходима существенная поправка: не «одним из», а первым русским учебником, положившим действительно научное начало такой литературе в нашей стране. И, наконец, тезис, совершенно непозволительный для справочного пособия общекультурной и социально-политической важности: «На работах К. Как раз наоборот, на его работах, особенно последних, лежала отчетливая печать научно-материалистического понимания сущности личности. Можно подумать, что анонимный автор статьи был просто не знаком с трудами Кащенко и пользовался заимствованными мнениями, если не предположить заведомой тенденциозности и сознательного искажения истины. Что касается методологических взглядов Кащенко то, отнюдь не преувеличивая и тем более не абсолютизируя их философского уровня, но рассматривая их в контексте господствующего теоретического сознания своего времени, обратимся к изданному в 1926 году под его редакцией труду «Проблемы изучения и воспитания ребенка». Уже в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос... За его подписью идет глава 4 под названием «Социальный профиль», которую он начинает словами: «Влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение» с. Что касается влияния наследственности, то оно, «как оказывается, не единственное и не безусловное» там же.
Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело... Он указывает, что в жизни имеют место случаи, «когда дефективность, болезненные или неправильные черты ребенка обязаны своим происхождением исключительно среде, например, влиянию известных семейных условий, хотя бы родились дети здоровыми, не отягощенными наследственностью» с. Далее излагается опыт учета социальных факторов в педагогической практике возглавляемой Кащенко школы, даются конкретные методические рекомендации. Социологическая доминанта, если можно так выразиться, пронизывает и все содержание монографии В. Кащенко и Г. Мурашева «Исключительные дети. Их изучение и воспитание» М. Пришлось невольно остановиться на частном факте ввиду того, что ложные формулировки и противоречащая истине оценка замечательного ученого и педагога в энциклопедическом издании вошли впоследствии и в авторитетные печатные труды в том числе справочные , искажая не только представление о нем, но и историю впервые поднятой им в обществе проблемы, целеустремленная разработка которой выросла к нашим дням в большую науку. В последние годы жизни Кащенко возрастные болезни все больше давали о себе знать. Война застала его почти инвалидом.
Он умер в Москве 30 ноября 1943 года. Похоронен рядом с братом на Новодевичьем кладбище. С тех пор прошло более полувека. За это время из скромного медико-педагогического направления выросла мощная магистраль познания и практики, возникла широкая сеть лечебных, консультативных и исследовательских подразделений, оказывающих разностороннюю помощь детям с физическими и психическими недостатками. Печально, правда, что системный кризис, охвативший наше общество в последние годы, не миновал и данной сферы, но накопленный опыт и воплощенные в печатных трудах творческие завоевания служат залогом будущих успехов «исключительной педагогики». Вопросы изучения аномальных и исключительных детей, их компенсаторных возможностей, научной обоснованности системы воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии все более заботят специалистов. Чтобы не сбылся этот печальный прогноз, требуются усилия не только ученых и родителей, но и общества в целом. На этом настаивал в свое время Всеволод Петрович Кащенко. Об этом говорилось и на состоявшейся минувшим летом в Москве международной конференции «Особый ребенок и его окружение: медицинские, психологические и социальные аспекты».
Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили «чистку» неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящем центром неблагонадежных студентов. Именно Казанский университет в свое время закончит и главный русский революционер Владимир Ульянов-Ленин. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом.
Революция в психиатрии
Пожалуй, ни одно имя в истории отечественной психиатрии не становилось настолько поистине народным, насколько и неоднозначным. Однако биография этого в высшей степени интереснейшего человека, величайшего гуманиста и великолепного организатора психиатрической помощи, на наш взгляд, заслуживает более глубокого рассмотрения. Алексеева носила имя доктора Кащенко.
Я помню, у нас был один очень способный студент, который за нас за всех отвечал, — Лёша Крашенинников. По-моему, он погиб во время войны на фронте». В 1929-м Анна Всеволодовна поступила в МГПИ на дефектологический факультет и после его окончания стала логопедом, получив специальность, которая только начала входить в обиход. Кащенко с учениками «Отец в это время уже занялся логопедией, он меня подготовил, и я сначала работала с ним.
За эти пять лет я получила хорошую школу, приобрела основательный фундамент и затем стала работать самостоятельно в детских поликлиниках». Но тут началась война. Война В эвакуацию уезжать не стали: Всеволод Петрович уже тяжело болел и переезда не вынес бы. Так и остались на Погодинке. Там тоже слышны были взрывы и видны были сполохи, но хотя бы можно было спать. Мы там пробыли недолго: опасались за комнату: в неё могли самовольно вселиться или разграбить — такие случаи были.
Район, в котором мы жили в Москве, тоже бомбили, но муж был против того, чтобы ходить в бомбоубежище. Особенно после того, как в бомбоубежище попал фугас и погибли люди. И бомбёжки мы пережидали дома… Тогда закрывали окна так, чтобы нигде не было щелей, чтобы не привлекать светом внимание немцев. Специальные люди ходили, проверяли. И если где-то обнаруживали хоть маленькую щёлочку, тебя готовы были съесть! Кругом темно-темно, и вдруг — ослепительный свет.
Что такое? Все вышли на улицу и увидели, что над городом повис какой-то большущий зонд. Это немцы специально запускали, чтоб посмотреть, какие тут объекты, стоит бомбить или нет». Ему поручали в разных местах открывать больницы. Он открывал их, потом там работал, потом ему предлагали в другом месте организовать больницу, он ехал туда… Дядя был инициатором и сторонником различных нововведений. При нём были отменены смирительные рубашки.
Дядя был человек спокойный и какой-то… лучезарный. Он входил — это уже мне родители рассказывали — к буйным больным без сопровождающих санитаров. И поскольку он входил уверенно и спокойно, они как-то сразу затихали. Он жил в Петербурге, к нам приезжал довольно редко, но я хорошо его помню. Он был очень весёлый, доброжелательный, спокойный. Когда приезжал к нам, собирал всех ребят: меня с сестрой, моих двоюродных братьев и сестру с маминой стороны, — и устраивал какие-то игры, объединял нас.
Очень приятный был человек. Когда он приезжал, мы, помню, очень радовались: «Дядя Петя приехал! В своё время даже вёл музыкальные кружки. В больницах, в которых работал: в Нижнем Новгороде, в Тиворицах под Ленинградом, — устраивал концерты… А ещё он однажды организовал самиздат! Конечно, тогда ещё не было такого понятия. С его именем прочно связана история знаменитой больницы, которую в народе называют просто «Кащенко».
Но Анна Всеволодовна ратует за справедливость и постоянно подчёркивает, что больница основана не её дядюшкой, а Николаем Александровичем Алексеевым 125 лет назад. На уроках биологии и истории В. Кащенко с учениками в мастерских «Дядя просто там работал. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти на нём выступал и Семашко , и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Примерно с 1921 г. А потом спохватились: а почему имени Кащенко, когда она организована и построена на средства Алексеева?
Очень хорошо! Как к ней вернулась отцовская фамилия К поистине всенародной популярности своей фамилии Анна Всеволодовна относится спокойно. Никто и не знал, что я в девичестве Кащенко. Была у меня одна родственница… третья жена старшего сына Петра Петровича. Она так спекулировала своей фамилией! Я единственная Кащенко!
Он был поражён. Когда произошла эта история, родственников было полным-полно. Сейчас по линии Петра Петровича осталась одна-единственная правнучка, ещё есть родственники по линии Бориса Петровича, живущие в Севастополе, и я. Я была уже в разводе и писала «Галотина-Кащенко». Мне советовали вернуть фамилию отца, я подумала и подала заявление. Целый месяц собирала справки: где родилась, где крестилась, где развелась, где родители в это время были — ой, Господи!
Я измучалась. Но документы собрала и фамилию вернула…». Секрет её долголетия Каждое утро Анна Всеволодовна делает гимнастику и обтирается холодной водой. Объясняет она это со своей всегдашней скромностью. В этой квартире я живу лет тридцать, но привычка обтираться холодной водой уже появилась… И потом я всегда занималась спортом.
Психиатр-революционер Петр Петрович Кащенко - изобретатель трудовой терапии душевнобольных - в 1881 году был исключен из Московского университета и выслан из Москвы, однако революционной деятельности не прекратил даже после окончания медицинского факультета Казанского Университета. Его первой руководящей должностью было директорство в колонии Ляхово - психиатрической больнице Нижегородского земства, потом поочередно он заведовал психбольницами в столицах - и питерская, и московская клиники впоследствии были названы в честь Кащенко. В 1905 году он принимал участие в революционных событиях в Москве, после 1917 года Петр Кащенко возглавил всю нервно-психиатрическую помощь страны. Первое в России Центральное Статистическое бюро для учета психических больных было создано также благодаря организаторским способностям психиатра, чье имя стало нарицательным и вошло в бытовой русский язык как обозначение тяжелых душевных патологий. Кащенко; также известна как Кащенко, Канатчикова дача — психиатрическая клиника в Москве, расположенная по адресу Загородное шоссе, д.
Возможно, изменились стандарты серии ЖЗЛ.... Или пишут все, кто хочет, или всем можно, или что происходит с языком - непонятно. Или проблема лично во мне, что я не привыкла читать современные книги, бедные словарным запасом. Желания еще раз ее прочесть спустя 2 года не возникает.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)
Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Общество - 9 июня 2023 - Новости Санкт-Петербурга - 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). Его отец был военным Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях. 1920 | Книга памяти платформы Мортем.
Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Петр Петрович писал: «Работа отвлекает больного от бреда, внося в его духовный мир новые ощущения и представления, приучает к порядку и дисциплине; без работы больной большей частью валяется на постели, привыкает к лени, опускается». 9 января 1859 года родился знаменитый русский врач-психиатр Петр Петрович Кащенко. 1881 г. Главархив Москвы Расписка вдовы коллежского секретаря А.А. Горенкиной о разрешении своей дочери Вере Александровне Горенкиной вступить в брак с Петром Петровичем Кащенко.