Евреи всего мира скоро начнут отмечать Песах — самый важный иудейский праздник, посвященный исходу из Египта и освобождению евреев от рабства в Древнем Египте. Цель Песаха – влить во Вселенную бесконечную энергию дарования в 15-й день лунного месяца Овна. Что такое Песах. Песах является одним из ключевых религиозных праздников в иудаизме, отмечающим Исход евреев из Египта и их освобождение из рабства. Этот праздник имеет глубокие корни в истории и религии еврейского народа и отмечается весной, в первом месяце.
Евреи празднуют Песах!
Это относится к последним столетиям эры Бронзового века пр. XIII век до н. Согласно древним источникам, фараон отказался отпустить евреев из рабства. За это Бог наслал на Египет «десять казней», едва не погубивших всё царство.
Страну охватили страшные бедствия. Последней стала смерть первенцев в каждой египетской семье. Но наказание Божье не коснулось самих евреев, не затронуло их народ.
Будучи в ужасе от увиденного, египетский фараон всё же согласился отпустить бывших рабов. Песах посвящён как раз событию Исхода и дальнейшему освобождению еврейского народа от рабства. Как же отмечают этот праздник?
Обычно в вечер 14 нисана еврейские семьи собираются на ужин. Это происходит уже после захода солнца. На ужин могут пригласить неимущих людей, а также тех, кто по какой-то причине не может провести день со своими близкими.
На столе всегда есть маца, специальные пресные хлебцы, также горькая зелень под названием марор и блюдо под именем харосет, состоящее из тёртых яблок и фиников. Марор символизирует тяжкие годы рабства евреев.
За 40 лет блужданий по пустыне под руководством Моисея евреи научились жить вместе как общество, стали самостоятельными, начали доверять друг другу и Всевышнему, узнали, что такое свобода и что такое еврейский закон, данный свыше.
Название праздника «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Основная традиция праздника — седер Песах — праздничный ужин, длящийся несколько часов. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе обычно по книге Агада.
Песах — праздник весны и свободы — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Эти заповеди стали той основой, на которой базируются важнейшие принципы мировых религиозных и этических учений.
Либо приборы стоит очистить, придерживаясь определенных правил. Праздничный ужин во время Песаха Праздничный ужин называется седер — наиболее торжественный обряд иудаизма. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один. На столе, помимо мацы, обязательно должно быть шесть блюд: зроа — кусочек жареного мяса на кости, марор — горькая трава и карпас — любая зелень с огорода, харосет — микс из перетертых яблок и орехов, хазерет — тертый хрен и бейца — вареные яйца.
Также в пасхальную трапезу входят куриный суп с клецками из мацы и гефилте фиш фаршированная рыба — прим. Что такое маца Обязательное блюдо для Песаха — маца. Это лепешки из теста, не прошедшего сбраживание.
Песах - праздник избавления от тирании
- Что такое Песах
- Когда будет Песах в 2024 году
- Песах: как иудеи празднуют "день рождения еврейского народа"
- Еврейский праздник Песах: значение, традиции - Российская газета
Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
Напомню о том, о чем уже отвечал ранее мой собрат, протоиерей Андрей Ефанов: «Светлое Христово Воскресение называется Пасхой, потому что события Страстной седмицы — предательство Иуды, взятие Христа под стражу, суд над Ним и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи, Воскресение Христово — в ночь на Пасху. Иудейская Пасха посвящена исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства у египтян эти события описаны в Ветхом Завете. Исход в Землю Обетованную то есть обещанную евреям Богом стал прообразом того, что через страдания на Кресте и смерть Христос избавил человечества от рабства греху и восстановил разорванную связь человечества с Богом». Этот смысл становится возможным благодаря тому, что христиане убеждены, что истинный Агнец Божий — Господь Иисус Христос, Крестная Жертва которого избавила нас от греха, а Воскресение — от рабства смерти. Очень тонко этот момент подчеркнули евангелисты в описании Тайной Вечери, которая и есть седер ветхозаветного Песаха. На пасхальном столе Христа нет самой важной детали — агнца.
Празднуется целая цепочка событий, в результате которой евреи стали народом. Это был первый праздник, который евреи отмечали вообще. По традиции израильские праздники, как и шаббат каждую неделю, начинаются с вечера. В первой половине этого же дня все работают, но после обеда начинают закрываться учреждения и магазины, а израильтяне пораньше возвращаются домой. Песах - не исключение.
Слово Песах происходит из библейской истории о 10 казнях, которые Бог послал египтянам за то, что они не желали освобождать евреев из рабства. История Песаха записана в Библии, 12-я глава книги Исхода. Моисей попросил фараона освободить израильтян, чтобы они отправились в Землю обетованную, но тот отказался. Тогда фараона предупредили, что Египет постигнут ужасные беды. Так и случилось, но эти страшные события миновали евреев отсюда слово "песах" - "миновать", "обойти стороной".
РИА «Новости» Все мужчины-первенцы соблюдают пост. Днем необходимо посетить синагогу, где в это время проходят праздничные богослужения. Вечером семья собирается за столом. Также на ужин обычно зовут дальних родственников, одиноких соседей или просто нищих людей, кто не может купить необходимые продукты. На столе обязательно присутствует маца, то есть пресный хлеб.
Для его изготовления используются только мука и вода. Также должен быть марор — горькая зелень и харос — смесь из тертых яблок, орехов, фиников или других плодов Александр Листенгорт Он добавил, что по давней традиции зелень обмакивают в соленую воду — символ слез, пролитых еврейским народом во время рабства. Википедия Каждый из представленных продуктов имеет свой символ: горький марор — тяжесть рабства, харос — глину, из которой рабы-евреи возводили дворцы в Египте. Кроме того на стол выставляют вареные яйца — символ жизни, а также кусочек жареного мяса с костью внутри — жертвоприношение в Египте. Но последний продукт не едят, а оставляют, как дань Богу. Каждый прием пищи сопровождает молитва. Кроме того, за соблюдением ритуалов внимательно следит глава семьи, который прямо руководит всем ужином. Все участники седера должны за вечер выпить четыре бокала вина. Для детей предназначен виноградный сок. Такое число связано с Торой.
Именно там волны расступились перед Моисеем и снова сомкнулись, когда все евреи прошли. Так началось 40-летнее путешествие народа в Землю обетованную. Праздник начинается с ритуального ужина, в котором строго соблюдают не только список блюд на столе, но и порядок действий. У свода правил даже есть свое название — седер, а готовиться к трапезе начинают с самого утра. Мужчины, которые стали первенцами в своих семьях, обязательно постятся.
В день начала Песаха все идут на праздничное богослужение, а вечером всей семьей собираются за столом. На ужин зовут дальних родственников, соседей, у которых нет родных, и тех, кто не может себе позволить продукты из седера. На стол обязательно ставят пресный хлеб, который евреи называют мацой: он готовится из муки и воды. Еще одно обязательное блюдо на Песах — марор. Это смесь из перетертых яблок, орехов, фиников или других плодов.
Зелень на ужине принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые еврейским народом во времена рабства. У марора обычно горький вкус, он означает тяжесть рабства. Еще за ужином едят харос — блюдо из смеси орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и десертного вина. Оно символизирует глину, их которой евреи строили египетские дворцы.
Песах – как евреи отмечают свою «Пасху»?
Такое число связано с Торой. В священной для иудеев книге об исходе из Египта говорится четырьмя словами: выведу, спасу, освобожу и возьму. Википедия Подают на седер и другие блюда: фаршированную рыбу, курицу в медовом соусе и тушеные овощи. Завершается праздничный ужин с открытия входной двери — символа начала исхода. Что запрещено в праздник Песах На праздничном столе, а также во всем доме на протяжении всей наступившей недели запрещено держать блюда, которые готовят при помощи процесса брожения. Это хлеб, макароны и различная выпечка. Как отметил Листенгорт, такие продукты называются хамец. От них избавляются накануне. Для этого в домах проводят тщательную уборку.
Даже неверующие евреи проводят эту работу именно в это время Александр Листенгорт публицист и эксперт по иудаизму По преданию, во время исхода из Египта евреи не успели сделать закваску для хлеба и взяли с собой только пресные лепешки, то есть мацу. Поэтому употреблять в пищу все квасное во время Песаха строго запрещено. РИА «Новости» Еще один запрет касается первого и последнего дня празднования. В эти дни евреям строго запрещено работать. Остальные дни недели в Израиле считаются «праздничными буднями», то есть время на службе люди проводят по сокращенному графику. В чем разница между Песахом и Пасхой Эксперт по иудаизму отметил, что называть Песах еврейской Пасхой в корне не верно.
Переход евреев через Красное море. Одной из главных традиций является седер — особый праздничный ужин, который проводится в первый и второй вечер Песаха.
Во время седера собирается вся семья, чтобы почитать особую книгу — Агаду, которая рассказывает историю Песаха и включает в себя песни и молитвы. Также на столе седера обязательно присутствуют символические продукты, такие как марор горькая трава , харосет сладкая паста из фруктов и орехов , карпас зелёная овощная закуска и яйцо. Каждый из этих продуктов имеет свой символический смысл и напоминает о событиях, связанных с Песахом. В течение всего Песаха евреи не употребляют хамец — продукты, содержащие дрожжи. Вместо этого они едят мацу — бездрожжевой хлеб из муки и воды. Существует легенда, что перед Исходом евреи не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепёшек. Так это или нет, но до сих пор маца напоминает о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет. Церемония выпекания мацы накануне иудейского праздника Песах.
Запрещено употреблять алкоголь или любые другие напитки на основе дрожжей. В праздничный вечер обязательно выпивается четыре бокала вина — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым, он предназначен для пророка Элияу. В этот вечер родители рассказывают детям об истории праздника, читают молитвы и благословения.
Люди избавляются от старых и ненужных вещей. Перед началом Песаха в еврейских домах не должно оставаться никаких продуктов, подвергшихся процессу брожения — хлеба, сладкой выпечки, макарон, спиртного и т. Это связано с тем, что при бегстве из Египта у израильтян не было времени ждать, пока поднимется тесто для хлеба, поэтому в пустыне они ели пресные лепешки — мацу. Недозволительную пищу необязательно полностью доедать или выбрасывать — ее можно временно продать не евреям, после чего выкупить назад. Значение еврейской пасхи 14 нисана — день памяти об освобождении израильтян от египетского гнета, под которым он находился 400 лет. Песах служит евреям напоминанием о том, что Господь слышит и исполняет их молитвы, пусть и не всегда так, как они предполагают. Ни один другой праздник не оказал столь мощного влияния на мировую культуру, как еврейская Пасха. Пасхальный Седер На Песах обязательно проводится Седер — ритуальная ночная трапеза, к которой приступают 14 нисана незадолго до конца дня, после появления звезд новый день у евреев начинается с вечера. Все атрибуты праздника — свечи, посуда, пища, вино — должны быть правильно подготовлены до наступления 15 нисана. Перед началом трапезы жилище еще раз проверяется на наличие квасного. Затем хозяйка дома должна зажечь как минимум две свечи и прочитать над ними благословение. Сам Седер проводится в следующем порядке: Глава семьи произносит молитву, после чего каждый из присутствующих выпивает первый бокал вина; Затем совершается омовение рук, после чего все снова возвращаются за стол. Глава семейства при этом не встает — все нужное для омовения ему подают близкие; После едят картофель и овощи. Картофелины предварительно обмакивают в соленой воде; Далее наступает очередь мацы. Лепешку разделяют на две части: малую и большую. Первую съедают сразу, вторую — под конец вечера; Следом идет второй бокал вина; Затем проводится еще одно омовение рук.
А, как известно, мудрецы не установили особого благословения на этот рассказ. Естественно спросить, почему они не ввели специальное благословение на чтение Пасхальной Агады точно так же, как на исполнение других заповедей? По мнению некоторых авторитетов, это совершенно правильное решение, — посколько в пасхальную ночь каждый еврей досыта вкушает свободу и независимость, а вся Агада — одно долгое благословение и изъявление благодарности Всевышнему, пославшему нам это духовное угощение. Таким образом, сама Агада представляет собой благословение, а в тех случаях, когда исполнение заповеди сводится к произнесению благословения, мудрецы не устанавливают отдельное благословение на эту заповедь. Так чтение Биркат гамазон «Благословение после трапезы» является отдельной заповедью Торы — ведь в ней сказано: «Будешь есть, насыщаться — и благословлять». Однако чтение Биркат гамазон не предваряется никаким особым благословением — ведь весь этот текст — одно большое благословение, чтение которого не предваряется другим благословением. Существуют и другие интересные объяснения этого обычая. Согласно одному из них, благословение на чтение Галлеля во время Седера не произносится потому, что в качестве его выступает фрагмент Кидуша, в котором упоминается Исход из Египта. Согласно другому объяснению, дело в том, что Агада содержит слова: «Тот, кто освободил нас», представляющие собой благословение. Согласно третьему, благословение не произносится потому, что в ходе чтения Агады Галлель разбивается на две части — первая читается до начала трапеза, а вторая — уже после ее окончания. К этим объяснениям можно добавить и другие. Поэтому Он сказал: «Песнь будет у вас, как ночь освящения праздника» Йешаягу, 30,29. Это значит, что песня станет тем же, чем является сейчас пасхальная ночь. Необходимо отметить, что пророк сказал «как ночь», а не «как песнь ночи». Речь идет не только о той ночи, в которую Израиль вышел из Египта, не только о том часе, когда он пересек море и запел песню, — ведь тогда праздник еще не был освящен. Более того, заповеди праздника, данные евреям в Египте, еще не стали их вечным достоянием, — это произошло позже, во время странствования по пустыне. Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает. Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего. Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости. По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи». Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша. Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма. Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена. Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль. Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение. Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего. Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием. По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им. Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно? Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен. В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять. Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл. Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом. Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом. Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью. Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке. Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию. Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их. Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце. И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера. Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь». Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора. Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут. Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой. Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина. Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи. Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше. Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи. Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте. Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением». Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну. Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями». Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди. Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость. Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается. Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы. В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди. Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо. Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре. Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом. Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже. Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят. Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей. Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля». Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением. Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи. Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас. Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля. Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша. Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман. Им завершают пасхальную трапезу. Биркат гамазон — как во все другие дни. Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления». После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино. Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» Ваикра, 23,15. А в книге Дварим добавлено: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5. Таким образом, заповедь обязывает нас отсчитать семь недель, начиная со дня принесения в жертву омера ячменя, то есть с 16-го Нисана, и до праздника Шавуот, который приходится на пятидесятый день от этого жертвоприношения. Считать мы начинаем со второй ночи праздника Песах. Счет продолжается семь недель, то есть 49 дней. Слова Торы «отсчитайте пятьдесят дней» наши мудрецы понимают как «до пятидесятого дня». Эта заповедь обязывает каждого из нас вести этот счет — ведь в Торе сказано: «Отсчитайте себе». Поэтому заповедь обязывает каждого еврея. Эта заповедь не отменяется и в сегодня, когда Иерусалимский Храм разрушен, и мы не можем принести омер ячменя в жертву Всевышнему. Существует, правда, мнение, утверждающее, что на наше время заповедь Торы не распространяется, и мы исполняем ее лишь как постановление мудрецов.
Песах: смысл и традиции иудейского праздника
История праздника Песах — самый древний иудейский праздник. Это один из трех праздников, которые все евреи по велению Бога должны отмечать ежегодно. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; как установление вечное празднуйте его Ветхий Завет, Исход, глава 12. История празднования связана с одним из важнейших библейских событий — исходом евреев из Египта и освобождением от многолетнего рабства. С древнееврейского «песах» переводится как «уходить» или «проходить мимо». История празднования связана с одним из важнейших библейских событий — исходом евреев из Египта и освобождением от многолетнего рабства Пророк Моисей получил право пойти к фараону Рамсесу II и назваться представителем Бога. Он обратился к правителю Египта с просьбой отпустить народ Божий. В результате его страну постигло 10 бедствий. Перед каждой последующей египетской казнью Моисей приходил к фараону с той же просьбой. И только после 10-й фараон дал свое согласие.
После этого началось скитание евреев по пустыне, которое продлилось 40 лет. Столь долгое возвращение в Израиль связано с волей Божьей — среди скитальцев не должно было остаться тех, кто помнил о рабстве. Долгий путь домой был наполнен невероятными чудесами, например, когда каждый день, кроме субботы, сыпалась «манна небесная». Для каждого она имела свой вкус, дети думали, что это масло, молодым людям казалось, что они едят хлеб, а старикам чувствовался вкус меда. Квалифицированное сопровождение со стороны наших специалистов по гражданству заключается в поиске и сборе документов, подготовке к консульской проверке и решении других важных вопросов, относящихся к получению гражданства и оформлению израильского паспорта. Значение еврейской пасхи В самом празднике заложен глубокий смысл. Его можно считать днем рождения еврейского народа. Из-за того, что фараон не пожелал отпустить евреев из рабства, на Египет обрушилось 10 казней. Последняя, самая страшная — смерть первенца в каждой семье.
Это горе коснулось всех египтян и семьи фараона. И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Ветхий Завет, Исход, глава 12. Смерть не проникла только в жилища, где находились евреи, так как Бог велел каждому иудею поставить особый знак — пометить дверной косяк кровью ягненка. И только после последней, десятой казни египетской, фараон разрешил иудеям покинуть Египет. Российско-Израильский консультационный центр «РИКЦ» оказывает поддержку лицам, имеющим принадлежность к еврейской нации, в получении гражданства Израиля. Наши специалисты по гражданству помогают сократить процесс и берут решение большей части вопросов на себя. Мы поможем подтвердить ваше еврейское происхождение, заполнить анкету репатрианта и окажем содействие на всех этапах. Когда празднуется Все даты иудейских праздников определяются согласно еврейскому календарю.
Это лунно-солнечный календарь, который действует в Израиле наравне с григорианским.
Автор Марина Завгородняя Дата публикации 17. Есть у этого торжества и иудейский вариант, называемый Песах. Его часто называют еврейской Пасхой, хотя многие традиции Песаха заметно отличаются от привычных нам пасхальных обычаев. Его суть — память об освобождении евреев от рабства в Древнем Египте. Этот праздник сумел сохранить старинные предания и древние ритуалы, которые евреи соблюдают до сих пор. Он является одним из главных торжеств иудейского мира.
В Израиле Песах празднуют целую неделю, а за его пределами — восемь дней. Чем же интересна «Пасха евреев»? И какие обычаи являются неизменной частью этого праздника? История Песаха Согласно библейским преданиям, евреи поселились в Древнем Египте. Изначально этот народ вполне комфортно чувствовал себя на египетских землях, но со временем египтяне превратили иудеев в своих рабов. Желая освободиться от гнёта, евреи просили о помощи Господа. Он услышал мольбы своих верных учеников, после чего стал насылать бедствия на египтян.
Однако неурожай, болезни, засуха и прочие несчастья не могли убедить фараона подарить евреям свободу. Перед последней, десятой, казнью египтян Господь обратился к пророку иудеев Моисею. Он приказал ему передать соплеменникам: каждая еврейская семья должна зарезать ягнёнка, после чего кровью пометить свою дверь, обозначив священный символ — крест.
В синагоге проводится торжественное богослужение. Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». Праздничный ужин — седер — наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме.
Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один.
Он посвящен главному событию библейской истории — Исходу из Египта и освобождению еврейского народа от 400-летнего рабства.
Так, первый день Песаха отмечают с началом 14-го дня месяца нисан. В 2024 году этому дню соответствует 22 апреля. В Израиле празднование продолжается семь дней, а в диаспорах за пределами страны — восемь.
Таким образом, во всем мире Песах продлится до ночи 30 апреля. Узнать подробнее Как появился этот праздник Исторически этот праздник привязан к событию исхода евреев из Египта. В Библии сказано, что там еврейский народ находился в рабстве, а фараон не желал отпускать их на свободу.
Тогда Господь наказал египтян, наслав на них «Десять казней Египетских». Однако даже тогда правитель Египта не изменил своего решения.
Песах: история, символы и традиции праздника. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.04.2024
Значение слова ПЕСАХ. Что такое ПЕСАХ? | У праздника Пасхи для христиан есть определенные правила: мы не можем праздновать Пасху раньше еврейского праздника Песах. Иисус был распят в полнолуние, в Евангелии сказано, что, когда Он был распят, солнце померкло, поэтому Пасха празднуется в полнолуние. |
Еврейский праздник Песах: значение, традиции - Российская газета | Еврейский праздник Песах. В статье рассмотрим какому событию посвящен Песах, сколько длится и когда начинается в 2024 году. Что можно и нельзя есть по традиции? Что такое марор и харос? Суть праздника Песах у евреев. |
ᐉ Интересные факты о празднике Песах в Израиле | ElenaRuvel | центральный иудейский 7-дневный праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. |
Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах | Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте |
Песах — еврейская Пасха
«» рассказывает, какого числа Песах отмечают в 2024 году, что такое Пасхальный Седер, а также какие традиции и обычаи торжества сохранились до наших дней. Рассказываем, с какого числа начинают отмечать Песах в Израиле в 2024 году, в чем суть торжества, а также что можно и нельзя делать во время иудейского праздника. Рассказываем, с какого числа начинают отмечать Песах в Израиле в 2024 году, в чем суть торжества, а также что можно и нельзя делать во время иудейского праздника. Интересно, что в канун Песаха (утром и днём 14-го нисана) запрещено есть даже мацу: это делается для того, чтобы не смешивать ту мацу, которую евреи едят в обычные дни, от особенной мацы седера.
Песах 2024: точная дата, история, традиции, запреты и важные дела
22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. Песах в этом году с вечера 22 апреля до ночи 30 апреля. Это первый Песах после резни 7 октября 2023 года, и первый со времени Войны за Независимость, который Израиль будет отмечать в состоянии войны. «» рассказывает, какого числа Песах отмечают в 2024 году, что такое Пасхальный Седер, а также какие традиции и обычаи торжества сохранились до наших дней. Рассказываем, с какого числа начинают отмечать Песах в Израиле в 2024 году, в чем суть торжества, а также что можно и нельзя делать во время иудейского праздника.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Песах — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Песах: смысл и традиции иудейского праздника
- У иудеев России 5 апреля начинается праздник Песах - АТВмедиа
- Значение слова ПЕСАХ. Что такое ПЕСАХ?
- Пасха и Песах: история свободы и напоминание, что мы можем победить страх
- Иудеи всего мира сегодня начинают праздновать Песах
У иудеев России 5 апреля начинается праздник Песах
С началом празднования Песаха российских евреев поздравил президент России Владимир Путин, пишет Федеральное агентство новостей. Песах Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом (Фото: Noam Armonn, по лицензии ). массовый исход евреев-рабов из Египта. В XIII в до н.э. после 400 лет угнетения и невыносимой жизни евреи пошли за пророком Моисеем в землю обетованную. «» рассказывает, какого числа Песах отмечают в 2024 году, что такое Пасхальный Седер, а также какие традиции и обычаи торжества сохранились до наших дней. Во-первых, у Песаха и христианской Пасхи – глубокий общий смысл избавления от неизбежности греха и смерти, рабства греху и идолослужению. Песах включает два дня, считающиеся в Израиле праздничными: первый день праздника Песах и Второй Песах (седьмой день праздника). Дни между первым и последним днями Песаха считаются полупраздничными (“Холь а-Моэд”).