В 1841-ом году Алексей Боголюбов получил звание мичмана и начал службу на Балтийском флоте. Под влиянием Боголюбова работы европейских художников покупал в личное собрание и император Александр III.
Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника
Оценка, продажа и реализация картин А.П. Боголюбова | Алексей Петрович Боголюбов родился в семье военного и принадлежал к роду Радищевых. |
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк | К 200-летию Алексея Боголюбова – художника, просветителя, мецената. |
Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова
Художник создавал и гидрографические атласы для военных целей. На выставке можно увидеть предметы из собрания мемориального дома-музея Николая Андреевича Римского-Корсакова в Тихвине. Они связаны с именем Воина Андреевича, брата композитора. Выпускник Морского кадетского корпуса, всю свою жизнь он посвятил морским экспедициям. Корабль был построен в Петербурге в 1831—1832 годах по указанию императора Николая I. Он имел длину 52,8 м, ширину 13,6 м и 52 орудия.
Равно как и многие береговые местности Финляндии и Финского залива, Каспийского и Чёрного морей. Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, — и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы.
В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением. Рано лишился отца, который умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года. Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал серьёзно заниматься живописью. С годами любовь к искусству у молодого моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику. Холст масло, Частное собрание Так, в 1847 году, будучи в качестве лейтенанта на фрегате «Камчатка», он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В том же 1847 году произошла знаковая встреча Алексея Боголюбова с Карлом Брюлловым.
Мэтр с большим интересом отнёсся к показанным ему произведениям,и высоко оценил мастерство Боголюбова. Увидев этюды, исполненные молодым художником с натуры, Брюллов сказал: «Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже». Этот отзыв великого русского художника очень вдохновил Боголюбова, и он с еще большей энергией и увлечением посвятил себя изобразительному искусству. В 1848 году Боголюбову посчастливилось посетить музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама, где он познакомился с современной европейской школой живописи. Представление о живописных работах Боголюбова этого периода дает его картина «Пароход-фрегат «Камчатка» 1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург , написанная в большей степени подражательно и под влиянием работ Айвазовского, находившегося тогда в зените славы. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству. Своим художественным образованием он был обязан М.
Именно по заказу штаба он писал серии картин, посвященных битвам Крымской и Русско-турецкой войн, а также ряд исторических полотен на тему морских сражений XVIII века. В заказе особо отмечалось, что важна точность в изображении оснастки кораблей, с чем выпускник Морского кадетского корпуса справился без труда. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода "Перваз-Бахри"», картина Боголюбова из серии, посвящённых Русско-турецкой войне, написанная им в 1858 году. В Женеве консультировался у чрезвычайно популярного в те годы пейзажиста Александра Калама, в Париже работал в мастерской мариниста Луи Габриэля Эжена Изабэ и два года обучался у представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха. Императорский маринист Картины живописца привлекли внимание царя Николая I, и он заказал Боголюбову картины Синопского сражения и пяти других боевых морских эпизодов на Черном море. Живописец отправился делать этюды с натуры. Далось ему это нелегко, приключений в путешествии выдалось порядком. Для начала художник остановился в Галаце, где ему надо было запечатлеть крепость Исакча. Боголюбов нанял лодку и взялся за кисти. Подплывал даже какой-то чиновник и угрожал, что отведет меня к коменданту крепости, но, получив 5 франков, оставил в покое, прося только на ночь поглубже забираться в камыши, а главное — не жечь огней. Таким образом я промаялся два дня и две ночи. На второй день все лице мое и руки были в огромных волдырях от комаров, готовых, как мне казалось, выпить кровь целого человека». Алексей Боголюбов «Записки моряка-художника» По пути в Константинополь его обокрали. Чемодан разрезали и утащили деньги, паспорт, рекомендательные письма. Боголюбов сразу заподозрил некого офицера Пиотровича, который достаточно бесцеремонно подсел к нему на пароходе и угостил подозрительным вином — выпив его, художник спал беспробудно. Боголюбов потребовал разбирательства у капитана, и тот настоял, чтобы все пассажиры показали содержимое карманов и кошельков. Дело в том, что среди похищенного у художника был редкий полуимпериал 1824 года, который тот носил при себе как талисман. Он обнаружился у Пиотровича, но последний упорно отрицал свою вину. На помощь пришел турецкий полковник, с которым Боголюбов успел познакомиться в путешествии. Все согласились есть яйцо за исключением офицера, который опять запротестовал и не притронулся к нему».
Выставку к 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова представили в Третьяковской галерее 16:08, 14 сентября 2023 г. К 200-летию со дня рождения», передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва». У нас не очень большое собрание его произведений, и так получалось, что долгие годы за Боголюбова отвечал Саратовский художественный музей, Петербургский военно-морской музей и Русский музей, где находятся самые большие и самые значимые коллекции произведений Боголюбова.
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск) | Художник Алексей Боголюбов. Важное. Приглашаем принять участие в Харлампиевских чтениях! |
Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова | АиФ Саратов | Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) – один из наиболее значимых художников в истории русского искусства. |
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения | – Потомственный дворянин, внук Алексея Николаевича Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики. |
7 запоминающихся шедевров Алексея Боголюбова (КАРТИНЫ) | Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. |
Боголюбов, Алексей Петрович — Википедия | Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. |
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
Многогранная деятельность Алексея Боголюбова включала в себя не только творческую, педагогическую и художественно-просветительскую работу. 1896) - один из ведущих русских маринистов и баталистов, выдающийся мастер пейзажной живописи второй половины XIX века. BOGOLYUBOV Aleksey Petrovich khudozhnik-marinist, master russkoy batal'noy mariny БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович художник-маринист, мастер русской батальной марины / Alexey Bogolyubov Russian artist.
Энциклопедия мировой живописи(специальный 318 выпуск)
По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева. Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
Именитая картина с изображением венецианской купольной церкви имела успех на торгах и была продана за 881 тыс. Вид на собор Христа Спасителя из Кремля».
Эта работа имеет еще более интересную историю, поскольку является настоящим шедевром картин Боголюбова и получила высокую оценку общественности еще в год ее создания. Картина тут же попала в руки промышленника барона Гинзубурга, однако пробыла у него недолго, поскольку ее пожелал заполучить в свою коллекцию русского искусства император Александр III. Так как Гинзбург не посмел отказать императору, холст оказался в Аничковом дворце. До настоящих торгов картине предстояло еще не раз сменить владельца.
После революции она перешла в Эрмитаж, в 1930 году ее отдали в Государственный Русский музей, а в голодном 1933 году продали в частную американскую коллекцию. На торгах работа имела большой успех и побила рекорд продаж художника. Ее выставили с эстимейтом 600-800 тыс. Однако лишь по самым крупным продажам нельзя судить о том, сколько стоят картины Боголюбова на арт-рынке.
Поэтому приведем еще несколько примеров уходов по другим ценам. Далее мы рассмотрим, где и как продать картину Боголюбова, как ее оценить и подготовить к продаже. Экспертиза и продажа картин Боголюбова Как оценить картину Боголюбова Экспертиза нужна не только для того, чтобы установить подлинность холста, но и для выяснения многого другого. Так, в ходе профессиональной экспертизы картины Боголюбова специалисты изучат ее с помощью оборудования, найдут все необходимые сведения в доступной искусствоведам литературе и на основе этого сделают выводы о ценности произведения.
Оно может оказаться из собрания известного коллекционера, иметь награды, относится к шедеврам мастера и так далее. Чем больше таких сведений будет установлено, чем за большую сумму можно продать картину. Где и как продать картину Боголюбова Рекомендуем разместить информацию о полотне на нашем сайте, который посещают ценители живописи, готовые купить дорогие работы. От вас требуются фотографии и описание картины, а также соглашение с нашими условиями продажи.
Свежие записи.
Боголюбова» выступают Московская городская библиотека искусств им. Боголюбова, Ассоциация экспертов в сфере международного, делового и культурного сотрудничества «Публичная дипломатия», Российское историческое общество, Библиотеки-читальня им. Тургенева, Центр международного и культурно-делового сотрудничества «Культура для жизни», при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. В юбилейный день, 28 марта 2024 года, в 19. Тургенева состоится торжественная презентация программы «Год А.
В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением и характеризовался человеком благородным, умным, нежным и любящим. Так, в 1860 году Боголюбов устроил в залах Академии художеств выставку своих работ для публики в пользу вдов и сирот художников. В Париже, где Боголюбов с 1873 года проводит каждую зиму по состоянию здоровья, опекает русских художников — пенсионеров И. Репина, В.
Поленова, В. Верещагина, К. Савицкого и др. В 1877 г. В поездках по странам Европы в 1854—1860 годах много работает и учится: в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у Андреаса Ахенбаха, в Париже работает в мастерской Эжена Изабе, известного мариниста. В 1860 году, с огромным количеством картин и этюдов среди которых были «Ярмарка в Амстердаме», «Рыбный рынок в Схевенингене», 1859, и др. Вид Москвы с Бабьего городка. Адмиралтейство» и др. Вместе с тем, в 1861—1865 гг. Алексей Петрович занимается в Императорской Академии художеств с пейзажистами в качестве «свободного профессора без жалования».
Среди его учеников — И. Шишкин, Е.
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова
Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. Выставка посвящена творчеству русского художника Алексея Боголюбова. Новости. Открытие «Года А.П. Боголюбова» и презентация кросс-культурной программы «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи». Биография и творчество художника Алексея Петровича Боголюбова. 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824—1896). Алексей Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн второй половины XIX века.
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
Фотография с творческого занятия «Морская служба художника Алексея Петровича Боголюбова», проведенного сотрудниками Музея морского флота в Книжной гостиной Новой Третьяковки. Хорошие новости сети от Анны Алексеевой: Шкаф гладит белье, а новый сервис помогает путешественникам в поисках жилья. Для интереса: Синопский бой двух художников За границей Боголюбов общается со многими европейскими художниками. Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника.
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи»
Рассматривая их, главное — не торопиться, чтобы увидеть нюансы исполнения, технические особенности, ну и найти для себя интересные сюжеты. Алексей Гузанов, главный хранитель музея-заповедника «Павловск»: «Графика — это такой материал, который безумно интересный, но который показывать и экспонировать больше 2-х месяцев нельзя из соображения сохранности предметов». Боголюбов — мастер своего дела. Он с большой правдивостью изображал российские города, быт и памятники, многие из которых сегодня сильно изменились. До 16 июня гости Музея изобразительных искусств Карелии могут сравнить, как всё было тогда и как есть сейчас, а также оценить важность сохранения культурного наследия и городской среды. Главный редактор: Раев А.
Радищева его основателем как раз и был главный герой выставки, еще в конце XIX века добившийся того, чтобы учреждение носило имя его родного деда, крамольного литератора. Фото: Государственная Третьяковская галерея Упомянутая батальная живопись представлена одним большим полотном «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» из Русского музея, поскольку основной держатель такого рода произведений, Центральный военно-морской музей, участвует в проекте лишь заочно — иллюстрациями в каталоге. Зато мирные пейзажи отнюдь не только морские фигурируют в залах Инженерного корпуса во всем разнообразии. Суммарно, вместе с графикой, здесь набралось около 150 экспонатов. Государственный Русский музей.
Фото: Государственная Третьяковская галерея Когда в 2016 году Третьяковка отмечала ретроспективой приближающееся 200-летие Айвазовского, посещаемость ее достигла рекордных для музея 600 тыс. Маловероятно, что юбилейная выставка Боголюбова вызовет сходный ажиотаж. Но стоит осознавать, что этого живописца современная публика по-настоящему так для себя и не открыла.
Боголюбова и его современников в условиях современного мира; новые подходы художественного музея к классическому наследию. Участие возможно в очной и заочной форме. Командировочные расходы — за счёт направляющей стороны.
Однако батализм — лишь одна из граней творчества Боголюбова. Середина 1870-х. Саратовский государственный художественный музей им. Фото: Государственная Третьяковская галерея «Среди наших пейзажистов он был тогда самым европейски ориентированным, — говорит Светлана Усачева, куратор персональной выставки художника, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
Для него Коро, Добиньи, Руссо, Тройон были не просто образцами, но живыми людьми, с которыми он много общался». Фото: Государственная Третьяковская галерея Для фиксации этого обстоятельства в экспозицию включен раздел с произведениями барбизонцев, а также работами швейцарца Александра Калама и представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха, к чьим советам Боголюбов в свое время прислушивался. Наследие самого Боголюбова позаимствовано из других институций, прежде всего из Русского музея и Саратовского художественного музея им. Радищева его основателем как раз и был главный герой выставки, еще в конце XIX века добившийся того, чтобы учреждение носило имя его родного деда, крамольного литератора.
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
Боголюбове иногда можно встретить выражение «живописец-историограф» русского флота. Слава морского баталиста пришла к нему в результате долгого и деятельного творческого пути. В нем совместились профессиональная стезя моряка и преданность морю, вовремя замеченный талант, прекрасно усвоенное академическое мастерство, понимание искусства и тенденций его развития, широта взглядов, присущая личности художника, любовь к Родине и желание сделать жизнь тех, кто посвятил себя искусству, лучше. Померанье Новгородской губернии в семье дворянского происхождения. Отец П. Боголюбов состоял на военной службе, мать Ф. Боголюбова, дочь А. Радищева, была воспитанницей Смольного института. Именно она сыграла большую роль в формировании личности будущего художника, первой заметила и поощряла его тягу к рисованию. В 1832 г. Боголюбов был зачислен в 4-ю морскую роту Александровского Царскосельского корпуса, а в 1835 г.
Период после выпуска из корпуса до решения поступить в Академию художеств являлся очень важным в становлении будущего мариниста. Боголюбов получает служебные назначения в экспедиции флота, в которых происходит практическое постижение морского дела; по собственному признанию, он всегда обращал особое внимание на корабль «его оснастку, тип, вооружение». Неслучайно в дальнейшем работы А. Боголюбова будут высоко цениться в том числе за документальную точность — следствие практического профессионального опыта, изучения источников и исторической местности. В 1849 г. Мадейру происходит знакомство с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, президентом Академии художеств. В результате этой встречи А. Боголюбов получает заказ на альбом акварелей путешествия. Летом 1850 г. Максимилиан Лейхтенбергский рекомендовал А.
Боголюбову основательно заняться искусством.
Фото: Государственная Третьяковская галерея Упомянутая батальная живопись представлена одним большим полотном «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года» из Русского музея, поскольку основной держатель такого рода произведений, Центральный военно-морской музей, участвует в проекте лишь заочно — иллюстрациями в каталоге. Зато мирные пейзажи отнюдь не только морские фигурируют в залах Инженерного корпуса во всем разнообразии. Суммарно, вместе с графикой, здесь набралось около 150 экспонатов. Государственный Русский музей. Фото: Государственная Третьяковская галерея Когда в 2016 году Третьяковка отмечала ретроспективой приближающееся 200-летие Айвазовского, посещаемость ее достигла рекордных для музея 600 тыс.
Маловероятно, что юбилейная выставка Боголюбова вызовет сходный ажиотаж. Но стоит осознавать, что этого живописца современная публика по-настоящему так для себя и не открыла. Для оптимизма добавим слово «пока».
С детства проявлял интерес к искусству, во время службы он пробовал рисовать самостоятельно, затем поступил в Императорскую Академию художеств, был знаком с Айвазовским. В 1853 году Алексея Боголюбова назначили художником штаба Военно-морского флота.
По заданию Морского министерства Боголюбов создал атласы побережья Каспийского моря и Финского залива. Художник был близок к императорскому двору, часто выполнял монаршие заказы - например, писал сцены морских сражений Петра I и Крымской войны.
Какая это мелочь, и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нём. Настанет время, и нас узнают!
Ипатьевский монастырь близ Костромы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. Нижегородский государственный художественный музей.
Вид Нижнего Новгорода. Но для меня на выставке самыми интересными оказались небольшие этюды, которые были пейзажной летописью его насыщенной событиями жизни. Это путешествия и по России, и по Европе. Эти этюды, написанные непосредственно с натуры, передают солнечную атмосферу Италии, красоту швейцарских гор, пасмурное очарование северного французского побережья, раскрывая своеобразие творческого метода художника, изысканность его техники письма. Дома в Антверпене.
Бумага на картоне, масло. Марина Гранде. Именно в этих этюдах, а не в больших полотнах, раскрывается его творческий темперамент, а самое главное появляется свобода от устоявшихся правил и академических норм. Вид на Босфор. Улица в полдень.
Боголюбов не продавал свои этюды. Одну их часть он отдал в собрание Академии художеств, как учебные пособия для учеников. Вторую — пожертвовал в конце жизни созданному им Саратовскому художественному музею. Нижний Новгород. Нижний базар.
Собор и главные ворота Кремля. Бумага на холсте, масло. Станция железной дороги. Вечер на море. Начало 1870-х.
Выставка "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения"
Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд больших картин, среди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме". По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. По этой картине можно судить о том, насколько окреп Боголюбов в рисунке, насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы. Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами. В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала.
Крамской, вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться". Я составил себе имя, которым честно живу и теперь". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений Петра Великого. После закрытия выставки, принесшей ему такой успех, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в круг художников, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева.
В 1864 году такой же атлас Финского залива был выполнен им вместе с капитанами Баженовым и Кроуном. В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Впоследствии они легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова. К этой поездке, вероятно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" Русский музей. Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городу дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом.
В нем снова повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку. Наибольший интерес для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе Русский музей , датировка которых до сих пор оставалась неясной. Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в дневниках художника. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.
В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков. В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Пора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе. Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г. Картины "Гангутский бой" и "Бой у о.
Эзель 24 мая 1719 г. В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, достигает большой смысловой и живописной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда, Боголюбов не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по памяти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он прекрасно знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. Иванов, заметив талант Айвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий успех у публики.
Он предсказывал, что молодой художник будет иметь "добрый капитал", и выражал опасения по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной шумихой. Впоследствии об этом же писал в своих дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними эффектами, Боголюбов резко критиковал. В своей критике творческого метода Айвазовского Боголюбов был прав. Однако время сделало выбор: популярность Айвазовского не может идти в сравнение с относительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, автору скрупулезнейшей, но всегда прозаической истории русского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большинство полотен Айвазовского. Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по России, затем - Дюссельдорф, Дания. В следующем году - третье путешествие по Волге. В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А.
После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке, следует отметить большую картину "Крушение фрегата "Александр Невский" 1868, Центральный военно-морской музей и волжские виды. К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" Третьяковская галерея. В тихой лесной роще - темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени.
Любовь к водной стихии оказалась благоприобретенной: отроком он был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге. Получив звание мичмана, приступил к службе и даже участвовал в походе на Мадейру. Однако искусство влекло сильнее флотской карьеры, и в 26 лет он был принят в Императорскую академию художеств. Насчет специализации сомнений не возникало: морской пейзаж. Например, для формирования «сценических декораций» при изображении морских битв. На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I.
Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера, знавшего буквально все про оснастку кораблей и тактику ведения боя. Однако батализм — лишь одна из граней творчества Боголюбова.
В звании мичмана он закончил морской кадетский корпус, был участником плавания на корабле «Камчатка», во время которого герцог Максимилиан Лейхтенбергский познакомился с рисунками талантливого юноши. Так, Алексей Боголюбов поступил в Императорскую академию художеств, закончив её в 1853 году, а далее был назначен художником Главного морского штаба. Наследие Алексея Боголюбова обширно на почти монографической выставке представлены произведения из многих российских музеев и частных собраний , есть и картины европейских мастеров — современников и учителей Алексея Боголюбова — Александра Калама, Андреаса Ахенбаха, Камиля Коро, Франсуа Добиньи, Теодора Руссо. Конечно, в залах экспозиции нельзя обойти вниманием знаменитые «марины» — Алексей Боголюбов был художником истории российского флота.
Скалы в Фекане. Радищева Алексей Петрович Боголюбов 1824—1896 — потомственный русский дворянин, сын героя Отечественной войны 1812 года и внук писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, имя которого художник через много лет увековечил в названии саратовского Радищевского музея. Боголюбов гордился своим происхождением, чувство долга неотделимо от его жизненного и профессионального пути.
О нем он увлекательно рассказал в «Записках моряка-художника» — интереснейших воспоминаниях, написанных на склоне лет. Офицер Балтийского флота, Боголюбов являлся воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. Уже в корпусе он увлекался рисованием и живописью, а служба во флоте позволила освоить будущему художнику многие технические навыки, сделавшие впоследствии его творческий почерк уникальным.
Для молодого любителя романтический образ моря был неотделим от стихии колорита, и идеалом того и другого для него стал знаменитый в то время Иван Константинович Айвазовский. Тем не менее вскоре после завершения образования в Академии художеств, где Боголюбов учился у профессора перспективной и ландшафтной живописи Максима Никифоровича Воробьева, новоявленный маринист превратился в непримиримого оппонента своего недавнего кумира. Подобное отношение проявилось и в оценке произведений двух мастеров их современниками и потомками.
Если картины Айвазовского покоряют кажущимися почти фантастическими красочными эффектами, созданными исключительно по памяти, то работы Боголюбова, не отличаясь яркостью и интенсивностью колорита, воплощают главный и неизменный принцип его работы — писать все с натуры, добиваясь правдивости и жизненности изменчивого облика морской атмосферы. Уроженец суровой Балтики, Боголюбов и в живописи предпочитал северное море сумрачных тонов, неброская красота которых проявлялась в тонких красочных переливах. Умение передавать влажную атмосферу и пространственную ширь морского побережья покорило современников моряка-художника в его дипломных академических работах, удостоенных малой и большой золотых медалей.
Это петербургский «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» 1851, ГТГ и виды акватории Ревеля, в том числе с кораблями, терпящими крушение после бури «Вид города Ревеля», 1853, Череповецкое музейное объединение. Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года. Государственный Русский музей Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства.
Документальный характер его марин, безупречность в передаче облика кораблей, их маневров и оснастки создали ему репутацию историографа российского флота. Это почетное звание принесли художнику серии масштабных батальных картин, исполненные по заказам императоров Николая I и Александра II и украшавшие Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Эпизоды Крымской Восточной войны 1853—1856 годов, победы молодого русского флота в эпоху императора Петра I и Екатерины II, события на Дунае во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов — над этими сериями Боголюбов работал по много лет, и в основу каждого полотна ложились рисунки и эскизы, исполненные непосредственно с натуры.
Подлинность изображенных ландшафтов подчеркивала достоверность происходивших в них событий, а сами сражения воссоздавались на основе многочисленные исторических документов и свидетельств. Боголюбов работал как настоящий архивист, используя планы, карты, военные реляции и донесения, расспрашивая очевидцев. Благодаря этому мы можем словно наблюдать за ходом битвы в Синопской бухте в начале Крымской войны или битвой при острове Гренгам в Балтийском море, ставшей решающей для победы России в Северной войне со шведами в начале XVIII века «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года», 1866, ГРМ.
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
Алексей Боголюбов, внук писателя Александра Радищева, выпускник Морского кадетского корпуса, художником стал по совету герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В пятницу, 6 октября 2023 г., в 19:00 Дом ученых ОИЯИ приглашает на лекцию «Алексей Петрович Боголюбов – моряк-художник». Алексей Боголюбов в 1880 году был избран почетным гражданином Саратова.
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. Очень понравились работы Алексея Петровича Боголюбова (1824 — 1896). Алексей Боголюбов (Aleksej Bogolyubov; 1824-1896 гг.) — известный русский художник-маринист XIX века, мастер батального жанра, тонкий колорист. Из статьи вы узнаете, кто такой Алексей Боголюбов, где и когда он родился, что было интересного в его жизни. мариниста Алексея Петровича Боголюбова.