13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов.
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом» | Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. |
Эпопея парохода «Челюскин» | 13 февраля 1934 года в Чукотском море, раздавленный льдами, затонул пароход «Челюскин». началась героическая челюскинская эпопея! |
Полярная эпопея челюскинцев | Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. |
Эпопея «Челюскина»
27 декабря 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялось торжественное заседание Общественного Комитета по подготовке празднования 90-летия окончания «челюскинской эпопеи» и учреждения звания «Герой Советского Союза». 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея | То, что удалось в 1932 году ледокольному пароходу «Сибиряков» пройти в одну навигацию от Белого моря до Берингова, не удалось в 1933 году просто пароходу «Челюскин». |
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей? - Статьи и репортажи РГО | 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. |
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ
В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места. После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!".
О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига!
После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!". Девяносто лет назад, летом 1933 г., пароход «Челюскин» вышел в свой первый рейс – он же стал и последним. 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска в свое первое и последнее арктическое плавание. 31.12 Книжная выставка «Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» 12+ В Центре краеведческой информа. началась героическая челюскинская эпопея! Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам.
К 85-летию «челюскинской эпопеи»: Подвиг во льдах
Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». 1 сентября 1933 года по судовой трансляции "Челюскина" неожиданно прозвучало объявление: "Товарищи! После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!".
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Новенькое судно, специально разработанное советскими конструкторами и построенное датскими кораблестроителями для плавания в северных широтах, утонуло, затертое льдами, менее чем через год после постройки. Челюскинская эпопея — яркая вспышка в советской истории. В ней завязаны тесным узлом самые разные и противоречивые события, действия, поступки и эмоции. Кто только не пытался развязать этот узел по отдельным ниточкам, но до сих пор экспедиция окутана завесой тайны, вокруг нее множатся слухи и домыслы, правдивые версии и выдумки. Вкратце официальная версия событий следующая. Вышедший из Ленинграда 16 июля 1933 года «Челюскин» с экспедицией под руководством О. Шмидта на борту, зайдя в Копенгаген и Мурманск, отправился по Северному морскому пути во Владивосток. Но попав в тяжелую ледовую обстановку, «Челюскин» был раздавлен льдами и отправился на дно 13 февраля 1934 года.
Данилина Москва — Сан-Джасинто , работе первой советской дрейфующей станции «Северный Полюс-1» 1937—1938 , и дрейфу ледокольного парохода «Георгий Седов» 1937-1940. Всего на выставке представлено около 80 изданий.
В коллекции Электронной библиотеки «Территория и пути сообщения: описание и исследования» представлен раздел «Освоение Арктики», где можно найти издания об исследованиях Северного морского пути и арктических территорий, воспоминания учёных и участников экспедиций об освоении северных территорий. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём, который был построен в соответствии со специальными требованиями Ллойда — «усиленный для навигации во льдах». Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн. Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход — 6 мая 1933 года. В первый поход в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года под названием «Лена». В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 года. В Мурманске в обязанности капитана вступил опытный полярник В.
Впервые в истории освоения Арктики экспедиция, к тому же столь многочисленная, была полностью спасена. Начало экспедиции Перед экспедицией судно прошло из Ленинграда в Мурманск, чтобы устранить обнаруженные дефекты и окончательно сформировать команду. Особенно это относится к экспедициям, в которых люди в течение долгого времени должны будут работать вместе и когда нет возможности обновить состав и заменить оказавшихся непригодными. В этой экспедиции подбор был особенно труден ввиду больших ее размеров и разнообразия задач". Основную часть команды составили сибиряковцы — участники предыдущего похода. Кроме того, был подобран научный состав, радиоработники, хозяйственники, "машинная" часть команды, представители печати и искусства, присутствие которых Шмидт считал особенно важным, строительные рабочие, а также уборщицы. Работали женщины, впрочем, великолепно", — писал Шмидт в книге "Поход "Челюскина". Из мурманского порта судно вышло в 04. На трудных участках планировалось проводить "Челюскин" ледоколами. На борту были 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. А также 2 995 т угля, 500 т воды, продовольствие на полтора года, объем снабжения для острова Врангеля на три года, 26 коров и 4 поросенка, которые в ходе экспедиции стали взрослыми боровами. Скот взяли, чтобы обеспечить участников свежим мясом. Неожиданный дрейф Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" шел четко по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, славившееся дурным нравом, на судне появились деформация корпуса и пробоина. В команде стали обсуждать возможность возврата экспедиции, но решено было ее продолжать. Там же, в Карском море, случилось и приятное событие: в семье геодезиста Васильева родилась дочь, названная по месту рождения Кариной. В сентябре, когда "Челюскин" был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов судно получило еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933 года пароход почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив, 6 ноября 1933 года в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что пароход находится в районе острова Диомида, примерно в 20 км от свободной воды. Информация быстро распространилась по всей стране, однако дойти до воды и свободно пройти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал "Челюскин", и судно, уже изрядно поврежденное, снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что в итоге и произошло. Гибель "Челюскина" К концу ноября опасения, что "Челюскин" изо льдов не выберется, стали укрепляться, и в бухту Провидения из Владивостока доставили самолеты, предназначенные для спасения людей.
Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т. Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью. Эти повреждения показали, что мы не должны требовать от «Челюскина» слишком многого. Хотя он и построен с учётом северного плавания, но его крепления рассчитаны, очевидно, неправильно и во всяком случае недостаточно». Воронин, капитан судна: «Челюскин», широкий и малосильный пароход, не мог, конечно, форсировать льды и выдерживать их напор. Но ещё вопрос, как бы повёл себя во льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол? Уж очень тяжёлый лёд был там в 1933 году». Надо было поскорее избавиться от лишнего обременительного груза для «Красина». Он тоже находился в Карском море. Сблизились, команды быстро переместили 900 тонн «чёрного золота» из трюма в трюм. А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось. Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников. Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров. Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного. До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный». Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке». Несмотря на обилие тяжёлых повреждений, его команда мужественно пробивалась к «Челюскину». Отто Юльевич готовился передать на борт спасателей около половины состава экспедиции, прежде всего женщин и двух малолетних девочек.
Эпопея «Челюскина»
Тем не менее экипаж забрал и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и двух детей. А на следующий день у самолета Ляпидевского вышел из строя мотор, и месяц в лагерь никто не прилетал. Лишь после того, как на пароходе «Смоленск» на Камчатку прибыла группа военлетов Каманина с бипланами Р-5 — Демиров, Бастанжиев, Пивенштейн и прикомандированные к ним полярные авиаторы Молоков и Фарих, — спасательная операция продолжилась. Однако вскоре из-за поломок выбыли самолеты Демирова и Бастанжиева. Каманин при посадке повредил шасси и забрал Р-5 своего подчиненного Пивенштейна. Он вывез из «лагеря Шмидта» 34 человека, заслужив свою награду, но тот поступок авиаторы ему так и не простили.
В марте в 5850-километровый полет по неизведанному тогда маршруту на Чукотку, откуда можно было добраться до «лагеря Шмидта», отправились Галышев, Доронин и Водопьянов. Не повезло старшему в группе Галышеву, он потерпел тоже аварию, но не в пример Каманину остался чинить свой самолет. Первый дождался хорошей погоды и благополучно достиг места назначения, второй же поспешил, в районе Колючинской губы попал в буран, возвращаться не стал и разбил машину. Пришлось спасать и его. В итоге второй этап спасательной операции начался лишь 7 апреля.
В ледовом лагере побывали самолеты B. Молокова, Н. Каманина и М. Слепнева, на которых вывезли пятерых. Однако на следующий день началась подвижка льдов, на лагерь двинулся громадный ледовый вал, который замер возле самых палаток.
Девятого апреля стихия расколола и аэродром. Однако оставшейся его части хватило, чтобы в последующие три дня Слепнев эвакуировал пятерых, Молоков и Каманин еще по 7, в том числе и больного Шмидта. Наконец 13 апреля в «лагерь Шмидта» за последними «челюскинцами» прилетели Молоков, Каманин и Водопьянов. Они вывезли оставшихся; последним из лагеря улетел капитан Воронин. А на следующий день разразился шторм, и от «лагеря Шмидта» ничего не осталось.
Тем не менее И. Сталин и его команда сумели извлечь максимум выгод из провалившейся экспедиции. На весь мир растрезвонили о героизме «челюскинцев», а летчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопьянов, Доронин получили специально введенные по этому случаю награды — звезды Героев Советского Союза. Правда, тут же возник вопрос: а за что, собственно, наградили С. Леваневского, который никого не спас, а лишь угробил новенький, только купленный самолет?
Но вслух его задать любимцу Сталина никто не рискнул. Сам же он, видимо, понимал, что звание Героя дано ему авансом. И из кожи лез, чтобы его оправдать.
Ледорез «Литке» в это время находился в подчинении Наркомвода. Ледокольные пароходы — «А. Сибиряков», «Г.
Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах. В условиях недостатка ледоколов на трассе СМП их также привлекали для проводки судов. Другие грузовые, грузопассажирские суда, привлекавшиеся для транспортных операций в Арктике, не были судами ледового класса и не проектировались специально для работы в полярных морях. Особенности навигации 1933 года Для своей первой навигации 1933 года Главное управление СМП разработало обширные планы. В Карской экспедиции, проводившейся в августе-октябре 1933 года, участвовало 30 судов, в том числе лесовозы.
Их проводку осуществлял ледокол «Ленин». Центральным событием навигации 1933 года должен был стать повторный сквозной проход судна из Баренцева моря в Тихий океан. Центральным, но отнюдь не самым масштабным. А самой масштабной операцией, проведенной в навигацию 1933 года, стала Первая Ленская экспедиция, цель которой была проводка каравана грузовых судов из Архангельска в устье реки Лены через Карское море, пролив Вилькицкого и море Лаптевых, а затем обратно — в Архангельск. В состав грузового каравана вошли пароходы «Володарский», «Правда» и «Товарищ Сталин». В задачу экспедиции входила также проводка речного буксира и лихтера с Оби в устье Лены.
Задача проводки экспедиции возлагалась на ледокол «Красин». Руководителем экспедиции был назначен Борис Лавров, начальником проводки — капитан Михаил Сорокин. Архив фотокорреспондента "Правды" С. Нероты, притока р. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси. Ленская экспедиция 1933 г.
Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси. Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку.
Граждане Советского Союза с замиранием сердца следили за эпопеей челюскинцев. Срочно готовилось перебазирование на Чукотку лучших лётчиков страны. Самолётов для них не хватало и поэтому в феврале уполномоченный комиссии по спасению Георгий Ушаков, лётчики Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнёв были отправлены в США, чтобы закупить там самолёты, предназначенные для работы в полярной обстановке. Почти месяц лётчики искали в ночной снежной мгле дрейфующий лагерь челюскинцев. Александр Ляпидевский совершил 29 безрезультатных поисковых вылета. И только 5 марта посадил свой самолёт на ледовом аэродроме. Он доставил в лагерь продовольствие и увёз на большую землю десять женщин и двух детей. Ухудшившаяся погода на месяц прервала начавшуюся было спасательную операцию. Как только погода улучшилась, 2 апреля лётчик Бабушкин и бортмеханик Валавин на маленькой амфибии перелетели в чукотское становище Ванкарем, расположенное в полутора сотнях километров от лагеря. Маврикий Слепнёв по специальному распоряжению советского правительства эвакуировал заболевшего Шмидта в больницу на Аляске. Сигизмунд Леваневский не смог принять участие в спасении из-за поломки самолёта. Почтовая марка с изображением покинутого лагеря челюскинцев. Оттуда специальный литерный поезд повёз их через страну, в которой бушевала челюскинцемания. На каждой крупной станции героев-полярников встречали торжественные митинги и овации. В честь челюскинцев называли улицы, колхозы, пионерские дружины и наборы конфет. Все участники экспедиции, кроме двух девочек получили ордена Красной Звезды. Все лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены звания героев Советского Союза — награды, учреждённой в апреле 1934 года. Ордена Ленина получили все бортмеханики самолётов, в том числе двое американцев, помогавшие Слепнёву и Леваневскому. Гигантский памятник челюскинцам в Москве так и не построили, но и без этого участники экспедиции и их спасители стали героями официальных легенд, прославлявших коммунистический строй. В постсоветское время большинство подобных легенд подверглось ревизии. Не стала исключением и история челюскинцев. Некий Эдуард Белимов в начала 2000-х опубликовал сенсационную историю, согласно которой из Мурманска к Берингову проливу отправился не один пароход, а два. Позади «Челюскина» шёл корабль «Пижма», перевозивший в трюме две тысячи заключённых для работы на чукотских оловянных рудниках. Нескольким из них удалось спастись, добраться до радиостанции и передать сигнал S.
Опыт полярных экспедиций показывал, что переход по дрейфующим льдам даже для подготовленных и снабженных спецснаряжением и питанием людей — предприятие крайне рискованное. Нужно было ждать помощи с материка — вот суть решения Шмидта. Много позже в минуту откровенности капитан Воронин поведал об этом старому полярнику Н. По словам последнего, выглядело это так: «Шмидт с Ворониным закрылись у себя в палатке. Они не представляли, что за этим последует. Они буквально дрожали. Что их ждет? В лучшем случае — отставка, в худшем — «высшая мера». Воронин еще на что-то надеялся, а Шмидт прямо говорил — расстреляют…» Но судьбе было угодно распорядиться иначе… Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой… Сталин, Молотов, Ворошилов…» Спасительные крылья Уже 5 марта спустя 3 недели после катастрофы А. Ляпидевский на своей тяжелой машине АНТ-4 вывез из лагеря Шмидта женщин и детей в Уэлен, так обрисовав ситуацию: «Мы прямо уперлись в лагерь… Отчетливо видели теперь стоянку Шмидта: вышку, палатки, барак. Потом увидали во льду трещину, которая отделяла лагерь от аэродрома, около трещины — скопище народа, пытавшегося перебраться… Кричали что-то, бросали шапки вверх. Я сделал два круга над аэродромом. Впервые я видел такую маленькую площадку: она была 450 на 150 метров. Все подходы к ней были заставлены высокими ропаками… Сел все-таки очень удачно… Челюскинцы все обросшие, бородатые, одетые в меха… Окружили потом меня, обнимают, а у меня мысль: как бы отсюда вылететь?.. К сожалению, первый же удачный полет стал для Ляпидевского последним — его самолет оказался слишком капризным для арктического неба и больше не использовался. Слепнев на «Флистере», за которым на своих Р-5 последовали Н. Каманин и В. Комендант аэродрома челюскинцев Сандро Погосов так описал их прибытие: «Слепневская быстроходная «американка» — нарядненькая, чистенькая и кокетливая — три раза пыталась идти на посадку и, наконец, при попытке сесть наискось против ветра, заковыляла по ропакам и перевалилась на бок. На аэродроме воцарилось гробовое молчание… Слепнев вышел из кабины, осмотрел повреждения, а Ушаков стоял рядом с ним. Оба были целы и невредимы… Через два часа появились два самолета Р-5. Раза два прицелившись к небольшой полосе аэродрома, обе машины благополучно сели одна за другой. Настроение, заметно упавшее при неудачной посадке «американки», быстро поднялось. Наши родные, советские машины показали лучшие качества при этой рискованной посадке. Через полчаса, забрав пять человек, они улетели в Ванкарем. Слепнев остался ждать запасных частей». Поскольку «пассажироемкость» у Р-5, замысленного конструктором Н. Поликарповым как разведчик и ближний бомбардировщик, была минимальной, действовать приходилось исходя из сложившейся обстановки. Молоков, например, перевозил лишнего пассажира в парашютном ящике под фюзеляжем. Судовой машинист «Челюскина» Мартисов был таким «лишним»: «…сложил руки по швам, двое товарищей взяли меня, подняли и втолкнули в футляр головой вперед. Отверстие закрыли, и машина пошла… При подъеме с аэродрома жутко трясло: било то затылком вверх, то носом вниз. Потрясло, потом чувствую, стало спокойно — значит, машина в воздухе… Мои страхи оказались напрасными. Прилетел вполне благополучно. Вытащили меня за ноги — и все в порядке». Финальный акт В дальнейшем воздушный мост работал безостановочно, и каждый день людей в лагере становилось все меньше. Особая ситуация сложилась с самим Отто Юльевичем Шмидтом. Вместе со Слепневым в лагерь прилетел уполномоченный комиссии В. Куйбышева Г. Он в то время по праву считался полярником из полярников — за его плечами было пять зимовок на самых неизведанных «белых пятнах», каковыми в 1920-е годы являлись остров Врангеля и архипелаг Северная Земля. На этот раз он выступал представителем высших партийных и государственных инстанций, которому предстояло ввести руководство погибшего «Челюскина» в курс принятых «наверху» решений. Положение осложнялось тем, что у Шмидта начала прогрессировать застарелая легочная болезнь и с каждым днем он чувствовал себя все хуже. Однако, не считая себя вправе оставить дело незавершенным, Шмидт категорически отказывался покинуть лагерь. Но поскольку температура у него поднялась до 39, Ушаков, не дожидаясь, пока положение станет критическим, сообщил о ситуации в Кремль. Вскоре из Москвы на имя Шмидта пришел приказ передать руководство своему заместителю Боброву и незамедлительно эвакуироваться на Аляску под опеку американских врачей. Основная часть челюскинцев была вывезена всего за неделю, с 7 по 13 апреля. За это время наиболее отличились пилоты Молоков и Каманин, совершившие по 9 рейсов: первый вывез 39 человек, второй — 34. Водопьянов сделал 3 рейса, эвакуировав 10 человек, остальных же на Большую землю доставили Слепнев и Доронин. Смертельно уставшие пилоты, поднимавшие в воздух свои машины на пределе сил, и их отлетавшие товарищи, занятые на лютом полярном морозе заправкой и бесконечным ремонтом изношенных самолетов, даже и не подозревали, что им суждено вскоре стать первыми Героями страны и в этом новом звании войти в ее историю. Прощальный танец Эпопея «Челюскина» близилась к завершению. В самом лагере к исходу дня 12 апреля осталось всего трое: капитан Воронин, заменивший Шмидта Бобров и Кренкель. А на ледовом аэродроме свою вахту продолжал нести комендант Погосов. Воронин с Бобровым решили перед сном осмотреть окрестности. Они поднялись на смотровую вышку и только тогда ощутили, насколько сильным было нервное напряжение, державшее их в своих тисках последние месяцы. Картина, очевидно, со стороны была жуткая: два уже не совсем молодых человека… пустились откалывать трепака, потом обнялись и расцеловались. И только тут я увидал удивленную физиономию Кренкеля, который оказался свидетелем этой непонятной для него сцены». Воронин тут же почувствовал неловкость, вспомнив о своем капитанском достоинстве, и даже взял с обоих слово забыть о проявленной им впервые с начала похода слабости. В тот же день Кренкель записал в своем дневнике: «Вечер незабываемо прекрасный. Полнейший штиль. С вышки отличная видимость на много десятков миль. Полная тишина. Изредка чуть-чуть похрустывает лед…» А вот впечатления Воронина: «В палатке горел фонарь. Я зажег примус. Вскипятил чаю, вымыл посуду и все аккуратно прибрал, оставив в палатке по поморскому обычаю запас продовольствия и вещей, необходимых человеку, который бы оказался заброшенным на эти льдины… С рассветом вышел на воздух. Было ясно. Кругом царило безмолвие». Видимо, под занавес Арктика стремилась очаровать тех, кого не смогла удержать в своих ледяных объятиях. Триумф, которого могло не быть Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года вся страна начинала свой день с вопроса: «Как дела на льдине? Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта. Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам. Сделать — и не умереть Опыт «Челюскина» — как в техническом, так и в организационном плане — учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев» и новые ледоколы типа «Сталин». Также очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которая и была организована в системе ГУ СМП. Наконец, 2-месячное существование дрейфующего лагеря Шмидта стало прелюдией для создания первой дрейфующей станции — «Северный полюс». Так что поход «Челюскина» определенно был не напрасным.