Новости что такое святки

Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми.

Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза

Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний. Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. Что такое «Зеленые святки». Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста.

Традиции, обычаи, запреты и приметы Святок, которые празднуют с 6 по 18 января 2023 года

Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать. Что такое Святки и когда их празднуют у православных христиан в 2024 году. Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник.

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

  • Кто придумал Рождественские святки?
  • наш приходской сайт
  • «От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси
  • Что такое Святки? Традиции празднования | Аргументы и Факты
  • Святки: традиции и обычаи празднования у православных христиан

Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки

Бытовала и другая версия, связанная с последующим праздником Крещения: дни до него считались небезопасными, поскольку Христос ещё не окунулся в Иордань, ведь нечистая сила использует этот период на всю катушку. Люди старательно оберегали себя от лукавого: тщательно подметали углы изб, окропляли освящённой водой, чертили мелом кресты. И в то же время самозабвенно предавались строго запрещённым церковью гаданиям. Как правило, в будущее старались заглянуть девушки — вопрос суженого не мог не волновать! Самые смелые уединялись в тёмной комнате с зеркалом и свечой — такой сеанс ясновидения требовал крепких нервов, поскольку в неверном свете образы приходили разные — и далеко не всегда «наряженные». Куда веселее гадать в компании! Девушки лили в воду воск, зарывали в зерно мелкие вещицы, пролезали под коромыслом, даже доверяли судьбу петуху — к какому предмету птица подойдёт, таким и будет супруг. Гадали и на улице: брошенный в полночь валенок укажет, в какой стороне живёт жених — а при должной меткости можно сразу угодить в суженого. Или, например, можно спросить имя у первого встречного мужчины — так будут звать будущего мужа.

Кстати, холостые представители сильного пола сами почти не гадали — разве что на урожай. Подтверждённых научных данных о том, сколько желаний и гаданий сбылось в Святки, не существует. Но это не умаляет народной любви к празднику — кто же откажется от лишней возможности повеселиться и отдать дань исконным традициям?

В ночь появления первой рождественской звезды, вся семья выходила на улицу наблюдать за небом.

По путеводной звезде и погоде определялось дальнейшее благополучие и урожай. На праздничном столе обязательно располагали фигурки, сделанные из теста. Их было принято раздавать знакомым в качестве пожелания достатка. Кутя на Святки занимает центральное место на праздничном столе Перед ужином молились, застилая пол соломой как упоминание о рождении Христа.

На чистое полотенце, расстеленное на столе, ставилась чаша с кутьей и небольшой сноп ржи — символ богатого урожая. Хозяин дома сначала обходил с кутьей вокруг стола, затем несколько ложек отправлял за дверь, угощая духов. Все гости ели кутью из общей чаши. После соблюдения ритуалов, приступали к трапезе.

На столе всегда было несколько блюд. Главным напитком выступал узвар — густой кисель из сушеных ягод и фруктов. Святки по дням: что делают каждый день Для верующих людей Святочная неделя дает шанс очистить душу и стать ближе к Богу. Все ритуалы тесно переплетены между собой.

Приготовления к праздничному периоду начинаются 6 января. В этот день хозяйки готовят кутью, пекут печенье, варят кисель. После чего угощения подносятся соседям. Народная примета гласит, что такой ритуал способствует сохранению здоровья на весь год.

Спиртные напитки лучше исключить из меню, дабы не отгонять от себя удачу. Именно в эту ночь активизируется нечистая сила. Они могут оказаться вещими, чтобы не забыть детали, следует их записать немедленно после пробуждения. Молодежь вечером вбивает колышки в землю и привязывает к ним ленточки, загадывая желания.

Считалось, что в этот день нечистая сила может принять облик любого человека. Сила слова 12 января обладает лечебной способностью. Чтобы исцелить близкого, необходимо громко произнести его имя на перекрестке двух дорог. Важно не скупиться на угощения, чтобы год был благополучным.

На следующий день начинают ходить посевальщики, рассыпая зерно по комнатам. Чтобы получить хороший урожай, необходимо это зерно сохранить до весны. Важно, чтобы 14 января в дом ступил парень или мужчина. Женщины не могут проводить этот ритуал.

Места для ворожбы не должны быть «чистыми», нельзя гадать дома, лучше и безопаснее делать это на природе. Девушки собирались в нежилых помещениях, чтобы гадать Следующие сутки 16 января наиболее благоприятны для снятия порчи. В этот день нужно сделать запасы для дальнейшего использования святой воды в целях лечения больных. Обряды гаданий — происки беса, проводя их, можно привлечь к себе беды, взывая к нечистой силе.

В пустой комнате или устанавливали два зеркала друг напротив друга, осветив их с двух сторон свечами. Садились посередине и смотрели в конец зеркального коридора. Там и появлялся будущий жених. Но в его виде представал нечистый, поэтому кричали «Чур меня! Сделать это нужно вовремя, чтобы черт не выбрался из зеркала. Использовали для гадания и нитки.

Девушки отрезали нити разной длины и одновременно поджигали. Считалось, что та, у которой догорит быстрее всех, первой выйдет замуж. Если огонь погас, а в руках осталось больше половины нитки, это означало, что в ближайшее время она жениха не встретит. Запрещено заниматься рукоделием. В противном случае можно лишиться зрения. На Святки нельзя рыбачить и охотиться.

Брать или давать в долг, согласно поверьям, тоже нельзя — нужда будет преследовать весь год. Также не занимайтесь рукоделием, если не хотите проблем со зрением. Согласно еще одной примете, если в святки отправиться в лес на охоту, то можно навлечь на себя беду. Гадания в святки Хоть церковь и не одобряет проведение обрядов, в святки принято гадать на любовь, семью, будущее, богатство. Лучше заниматься гаданиями вечером.

RU Есть много разных способов узнать свою судьбу в Рождественские святки, вот несколько из них. На свече В блюдце нужно налить воду, затем поднести к нему горящую свечу и накапать туда растопленный воск. Попросить вслух свечу показать суженого. Далее можно попробовать рассмотреть знаки: это может быть буква или какой-то силуэт. По кольцу Гадание на детей.

В стакан с водой опустить золотое кольцо, поставить на ночь на мороз балкон или морозильная камера в холодильнике тоже подойдут. Если на замерзшей воде появились бугорки, значит, у вас будут мальчики, а если ямки, то девочки.

Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника

Дело было на святках, в праздник. Короленко, Мултанское жертвоприношение. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. В некоторых районах Полесья к Святкам относят ещё полтора дня после Крещения, то есть 7 20 января Зимний свадебник и половину дня 8 21 января, который называется Розданный день, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.

В христианской традиции — время с Рождества до Крещения Господня. В церковном быту — праздничное время от дня рождества до крещенья.

Кто придумал Рождественские святки? Рождественские святки в 2024 году как и в любом другом году приходятся на 7-17 января. Всего святочных дней 12 - так было решено на Турском соборе во Франции в VI веке. Так, еще до разделения церквей на католическую и православную, была предпринята попытка искоренить идолопоклонство в странах, где основной религией стало христианство. Почему святки так называются? Павел Романютенко Святки до христианства на Руси До Крещения Руси, которое состоялось в 988 году, одним из основных богов в славянском пантеоне был Велес. Именно его именем назывались 12 ритуальных дней от дня Коляды до Турицы или Водокреса - Большие Велесовы святки.

На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у. Тулуновская вол. Однако нарядиться нечистью с надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие. Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на суровость зимы и лютость морозов, купаются... Такое же отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь необходимым для всех, кто рядился. Маска не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы. Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у. Рязанской губ. Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с. Дединово, Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это считалось грехом. Таким образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание — принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех, требующий очищения в освященной воде. Молодежь из семей со строгим религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части развлечений. Ряженые обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Праздничные песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей степени. Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье. Тогда допускались но тоже в определенных рамках озорство, напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам, исполнявшим некогда особую функцию. Ритуальный характер этой функции исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи. Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. Усть-Ницынского нарядчики ряженые часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться поиздеваться над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу». В Пошехонском у. Ярославской губ. Хождение с «конем» означало в этой местности представление по избам сцен с многочисленными действующими лицами. Спектакль имел постоянный традиционный сюжет, но разнообразился импровизацией. В условленный момент в избу входили «полицейские чины», «десятский». Эта новая партия ряженых обвиняла первых в том, что конь уведен цыганами. Теперь наступало время для исполнителя роли цыгана показать свои актерские возможности. В Шуйском у. Владимирская губ. В таком варианте тоже подбирались постоянные персонажи, что позволяло разыгрывать сцены. Например, «барыня», «горничная» и «цыганка».

Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания.

Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами

В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода. Святки, или святые дни — это время, когда христиане празднуют Рождество Христово и Крещение Господне.

Святки. Записки этнографа

Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами — приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты. Святочный календарь Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней.

Итак: 6-е января — Сочельник он же Кутейник. Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник.

Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида. Рождественский мясоед. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам.

Именно в эти вечера и ночи божественные силы помогают людям. Самыми популярными были гадания на суженного, будущее, желание. Гадать можно в любой вечер Святок, но эти дни особо подходят для осуществления ваших мечтаний. Обряд на 13 января Васильев вечер или Щедровку В целом, колядование связывали с будущим урожаем. Как всевозможные святочные обряды на урожай. И чем больше денег и сладостей наколядовать, тем больше собрать зерна и плодов. Дети и подростки начинали колядки со своих домов, потом шли к родственникам, а далее обходили все село, за исключением домов, где недавно кого-либо похоронили. В Святках есть особый день — праздник Щедровка. И делали это 13 января и 14 января после рассвета. В чем отличие колядок от щедрования? Главное отличие в том, что ряженые во время щедрования приходили и желали хозяевам дома всяческих благ, достатка здоровья, чтобы их скот всегда был здоров и давал приплод. И начинали это с обряда посевания. Суть его, что зерном посыпали пол избы, куда пришла веселая гурьба. Зерно это строго запрещалось выметать до заката, чтобы не вымести удачу и счастье. Посевают исключительно мальчики или молодые люди, считалось что первый посевающий приносит в дом счастье. Девочки, как считалось на Руси, не приносят счастье. Святки заканчивались вечером 18 января, когда в храмах освящали крещенскую воду, с этого момента уже нельзя то колядовать, посевать, наряжаться и гадать.

Затем начиналось гаданье под подблюдные песни. Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований. Участники могли разделиться по полу или возрасту. Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском Владимирская губ. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным. Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне. Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни затихали. В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней. Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения. Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е. Виноградова из Иркутской губ. Нижнеудинский у. А в более ранние времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети «подпевали» по избам. Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество. Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков славильщики, славцы, окликальщики, окликалы отмечается специалистами на основе обширного материала. Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов тропарей, кондаков , колядок, духовных стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые». Иногда по дворам ходили группы мужчин. Их называли «пожилые» — в Пинеге, «старики» — в Поморье Холмогорский район , «взрослые мужики» — на Мезени, в Вятской и Енисейской губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у. При обходах дворов наряду с колядками исполнялись религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества, обходы дворов обычно сопровождались только христианскими песнопениями. У семейских Забайкалья в первый день Рождества, после службы в молитвенном доме, грамотные старики и те из молодежи, кто стоял на клиросе, ходили по домам партиями по 5 — 6 человек «славить Христа».

И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание — это не народная «забава», гадание — это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам. Всем, кто хочет погадать на святках да и вообще в любое время , напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов». Такие вот последствия у «безобидной народной забавы». Колядовать или нет? Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся. Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам.

Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января

У россиян начались Святки с 6 до 14 января, эти дни считались святыми, и второй - с 15 по 19 января, когда на земле просыпается нечистая сила.
Святки: история и христианские традиции - Рождество Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.
Святки в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника Святочная неделя 2022: что можно и нельзя делать.
Рождественские Святки – 2024: история, особенности и традиции. Рождество и Святки всегда были связаны с чудом и его ожиданием, и это породило целый жанр святочного рассказа, сложившийся еще в XIX веке и сохраняющийся по сей день — подчас в неожиданных формах вроде популярного фильма или записи в соцсети.
Что такое Святки: традиции и можно ли в эти дни работать? Несмотря на то что Святки проникнуты глубоким христианским смыслом, в сознании современных россиян они ассоциируются прежде всего с народными традициями.

Традиции и рекомендации во время Святок

  • Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
  • Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
  • Значение слова «святки»
  • Запреты во время Святок:

«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси

Святки: что это за праздник, традиции и обычаи СВЯТКИ цикл обрядов зимнего солнцестояния у народов Европы и Америки (2015).
Святки: что это за праздник, традиции и обычаи Что такое Святки. Святки, или Святочная неделя — это период между Рождеством и Крещением.
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми.
Святки на Руси: история и традиции На Русском Севере первая неделя Святок называлась «святые вечера», а вторая — «страшные вечера», когда гуляет темная сила.

«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси

Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках.

В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. Ольга Кваша.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова.

В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда.

Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов, подслащенным медом. Январь — время, когда световой день начинает медленно увеличиваться.

А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное — из ржаной муки.

Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов.

Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники.

Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.

Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.

Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.

Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее.

В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян.

Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит.

Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача.

Нельзя мыть посуду сразу после праздничного ужина, потому что в доме начнутся ссоры и скандалы. Нельзя плакать и печалится, иначе весь год таким будет. Запрещалось играть свадьбы, так как счастья в семье не будет.

Старики говорили, что на святки только волки женятся. Не охотились в это время на зверей и птиц. Считалось, что с охотником несчастье случится.

Не давали на святки деньги в долг и сами не брали, чтобы не быть должником весь год. Не стоит в праздничные дни надевать старые и грязные вещи — к нищете. А еще в святки следили за погодой: Пошел дождь или снег — к неурожайному году.

Солнце светит и ясно — осенью будут полные амбары. Мороз ударил — к благополучию в семье. Фото: freepik.

Позже, в IV веке, эти два праздника были отделены друг от друга. Рождество Христово переносится на 25 декабря по старому стилю 7 января н. Но так как в церковном сознании два праздника все равно сливаются в один, то двенадцать дней, их теперь разделяющие, считаются одним беспрерывным праздником. Точно так же, как сорок дней после Воскресения Христова считаются Пасхой до Вознесения Господнего, потому что Спаситель продолжал на земле являться своим ученикам. Праздник продолжается… Он не закончился 7 января в день Рождества Христова. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января н.

Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня. Потому задача всех православных — праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне — появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет — можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста?

Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны.

Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января

Христианская история Святок известна с IV в. Греческие христиане две недели «святили», т. е. праздновали чудесное воплощение Христа в человеческом облике. Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода. СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Христианская история Святок известна с IV в. Греческие христиане две недели «святили», т. е. праздновали чудесное воплощение Христа в человеческом облике.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре. Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. Если поискать в словарях значение слова «святки», то можно найти такое определение: они означают праздничные январские дни и происходят от слов «святой» и «святить». Запрещалось на святки что-либо скручивать и связывать, так можно притянуть беды. Давайте выясним, что это такое – Святки, как и когда их нужно отмечать.

Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать

Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество? Самое важное в праздновании дат церковного календаря — это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь — вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.

Нести свет Рождества Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» Мф. Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!

Не впадайте в крайности Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор.

При этом во многих регионах России жива традиция колядовать. Например, в некоторых уголках Нижегородской области дети и даже молодые люди до сих пор ходят «славить» — с шести-семи утра они стучатся в соседские дома, поют песни и получают конфеты.

Двери в это время не запирают, чтобы желанные гости пришли и «прославили» Рождество для хозяев дома. Сегодня в интернете можно найти множество способов «заглянуть в будущее» с помощью зеркал, свечей, воды, игральных карт и других атрибутов. Святочное гадание на замужество с крупой Считается, что это гадание для нескольких девушек помогает узнать, кто первой выйдет замуж.

Понадобится: по одному украшению от каждой девушки, лучше брать кольцо; любая крупа, например, гречка. Как гадать? В одну из крещенских ночей нужно сложить все украшения в одну миску и засыпать их крупой так, чтобы не было видно, где чье кольцо лежит.

Дальше нужно выйти на улицу и попросить первого встречного достать одно украшение из миски. Согласно поверью, владелица кольца, которое вытащит незнакомец, первой выйдет замуж. В целом, Святки — это отличный повод провести время в кругу семьи за праздничным столом.

Так как на этот период не приходится никакого поста , верующие могут не отказывать себе в угощениях. Однако следует помнить, что церковь не приветствует излишеств в еде даже в праздничные дни. Как отмечают Святки в католических странах 12 дней празднования Рождества — общехристианская традиция, поэтому свой вариант Святок был установлен и в католических странах.

На Западе период от Рождества до Крещения называют Рождественское время. Это один из периодов церковного года, который имеет не менее важное значение, чем Адвент, Великий пост и Пасхальное время. Длится Рождественское время от Сочельника 24 декабря до Крещения, которое католики обычно отмечают в первое воскресенье после праздника Богоявления 6 января.

Как и Святки у православных, Рождественское время у католиков считается праздничным периодом — священнослужители в это время носят белое облачение и всем верующим полагается радоваться появлению Иисуса Христа на свет. Что думаешь?

А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе. Об истоках традиций История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году.

А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным. Что делать на Святки Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения — ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам. К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост.

В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова , который отмечают 7 января. В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте здесь. Как отмечают Святки православные Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода.

Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений.

Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

В некоторых регионах, особенно в деревнях и селах, эта традиция еще жива. RU Что нельзя делать до 18 января В Рождественские святки не полагается венчаться брак будет неудачным и поститься. Нужно избегать любого негатива, ни с кем не ругаться и не говорить про кого-то плохо. Также сохранилось поверье, что в святки нельзя убираться в доме, так счастье вас не покинет. Принято считать, что одиноким женщинам нужно избегать азартных игр, иначе в будущем им не удастся найти суженого.

Брать или давать в долг, согласно поверьям, тоже нельзя — нужда будет преследовать весь год. Также не занимайтесь рукоделием, если не хотите проблем со зрением. Согласно еще одной примете, если в святки отправиться в лес на охоту, то можно навлечь на себя беду. Гадания в святки Хоть церковь и не одобряет проведение обрядов, в святки принято гадать на любовь, семью, будущее, богатство. Лучше заниматься гаданиями вечером. RU Есть много разных способов узнать свою судьбу в Рождественские святки, вот несколько из них.

На свече В блюдце нужно налить воду, затем поднести к нему горящую свечу и накапать туда растопленный воск.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий