Синдромом вахтера называют явление, когда человек, обладающий минимальной властью, стремится продемонстрировать ее при любом удобном случае. "Синдром вахтера" уже устойчивый фразеологизм. Синдром вахтера – это поведение, которое выражается в стремлении человека, занимающего низкую должность, самоутвердиться, компенсировать какие-то свои личные проблемы путем придания своей социальной роли особой важности. Сформировалось даже понятие так называемого синдрома вахтера – стремление маленького человека продемонстрировать свою маленькую власть, самоутвердиться за счет того, кто в данном случае зависим или слабее: не пустить, не дать.
Избавляемся от синдрома вахтера
Обратная сторона комплекса неполноценности - мания величия, вот в чем дело. Потому и подчеркивает человек свое убожество и слабость; называет себя "маленьким", сетует на несправедливость жизни. Царь Иван Грозный тоже любил свое ничтожество подчеркнуть, назвать себя "недостойным рабом" или еще как. А что творил - даже страшно становится... И у "маленького" человека возникает "синдром вахтера".
Если хоть что-то в его власти, он будет этой властью упиваться и мучить других людей. Это месть. Это подчеркивание своей важности. Он может пустить, а может - не пустить.
Может дать справку, а может заставить вас еще раз прийти. Может нахамить, унизить, - ведь от него кто-то зависит! Вот он и превращается в Ивана Грозного или в помещицу Салтычиху. И испытывает крайнее удовольствие от того, что может куражиться над людьми.
Это психологический садизм.
Думаю, угадаете и с одного: сферы обслуживания и в тех областей, где надо работать с людьми. Это не парадокс нынешнего времени, это было и будет в нашей стране.
А не любящие их — те, кто не понимает, что «сегодня ты придешь ко мне, а завтра я приду к тебе». Или: «А я обиделся и больше тут не появлюсь! Вот несколько типичных картин.
Подхожу к тому отделу продуктового магазина, где продают салаты. Там, как всегда, никого. Стою и жду, потом замечаю продавца, раскладывающего товар в «заморозке», и прошу кого-нибудь позвать.
Минут через пять появляется недовольная девушка, которую явно отвлекли от более важной работы в подсобке. Отвернувшись от меня, она разговаривает по мобильному телефону! Проходит еще три минуты, и тут к прилавку подлетает нервная тетя и с ходу начинает орать, что в этом магазине вечно никакого порядка.
Продавец прерывает разговор, и они начинают раздраженно перебрасываться репликами. Когда покупательница уходит, девушка злобно бросает мне: «А вам что надо? Получив контейнер с салатом, с улыбкой говорю: «Большое спасибо».
Натыкаюсь на удивленный взгляд и слышу растерянное: «Пожалуйста». Другой магазин, в котором есть отдел с пуговицами, нитками и всякой фурнитурой. Дама по ту сторону прилавка, она же — частный предприниматель — бывший советский продавец, страдающий презрением к покупателям.
Ее манеры не изменились с незапамятных времен: разговаривает свысока, словно подчеркивая «мы — это мы, а вы — то вы».
Таким образом, все положения, ограничивающие права граждан должны закрепляться нормативным актом на уровне не ниже федерального закона. Предусматривает ли какой либо нормативный акт право охранника устанавливать личность лиц посещающих объекты и досматривать их и их личные вещи? В тех случаях, когда Законодатель наделяет каких либо лиц таким правом, есть четкое указание в соответствующем законе. Например, в статье 11 Закона РФ «О милиции» четко указано, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: - проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении; - осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. При этом, как можно заметить, даже милиция не во всех случаях и по своему произволу может осуществлять такие действия, а только при определенных условиях. В статье 11 ФЗ "О судебных приставах" указывается, что судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право: - проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов; - в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.
Закон о «Частной детективной и охранной деятельности в РФ» вообще не содержит положений, сколь ни будь отдаленно напоминающих вышеизложенные. Однако, достаточно часто можно встретить в офисах и на предприятиях посты охранников бойко проверяющих документы граждан и усердно копающихся в сумках. Казалось бы, Законодатель сделал шаг в сторону узаконивания такого рода деятельности частной охраны, внеся изменения в Закон о частной охранной деятельности, позволяющие ЧОПам оказывать услуги по обеспечению внутри объектового и пропускного режимов. Однако, при этом возникло больше вопросов, чем ответов. Соответствующих изменений в статус частного охранника Законодатель не внес. Кем и как будет устанавливаться пропускной режим?
Подобное не только позволяет вахтёру ощутить себя властителем судеб и «жизней», но и сделать аудиторию более податливой за счёт страха попасть в такую же ситуацию. На ресурсах с иерархией Идеальным рассадником синдрома вахтёра являются всевозможные ресурсы с иерархией , где пользователи рангом выше могут всячески мешать жить пользователям рангом ниже. Под иерархией тут подразумевается не простая схема «Админ-модер-юзер», а более сложные, например, « Админ - супермодератор - модератор - комодератор - смотритель - зарегистрированный юзер - анонимус ». Всевозможные сообщества, имеющие не только иерархию, но и карму. Вновь прибывший пользователь поначалу старается всячески угодить «старшим» пользователям, что со временем перетекает в кармадрочерство. Ресурсы с большим количеством модераторов. На таких ресурсах администрация вместо небольшой команды адекватных модераторов собирает орду тупой школоты, желающей помахать банхаммером в свое удовольствие. Яркие примеры таких ресурсов: Викимапия, форумы goha. Править статьи самостоятельно, как правило, не способны, и в обсуждении обязательно предпочтут сослаться на Большого Брата — модераторов или «общественное мнение». А как же! Модератор обронил неосторожно фразу — и рядовые вахтёры тут же ринулись в бой. Ревностно стерегут «сгенерированный аноном конь-тент», о чём обязательно упомянут, увидев на левом ресурсе знакомую картинку. Обычно жалобой в виде нового треда на посещаемом чане или комментом на таковом ресурсе. Хотя, впрочем, это можно заметить и у друзиков по жж какого-нибудь карикатуриста, у лепразоидов и прочая. Таким советуем всё предусмотреть и анально огородиться заранее! Как себя вести с вахтёрщиком? Есть мнение , что вахтероз — достойное жалости осознание собственной ничтожности на данном жизненном этапе. Как показывает практика, главное — не придавать его поведению какой-либо значимости. Глядите на него, как на… вахтёрщика. Любое внимание, которое вы обратите на его выпендросы, лишь подпитает его самомнение. Почти всегда вахтёрщик — существо запуганное и жалкое, может быть уволен в один момент, из-за чего обороняет свою крошечную власть с отчаянием обречённого. Как и всякое быдло, обычную вежливость «не могли бы вы», «я хотел бы вас попросить», «простите за беспокойство», «а можно мне …? А потому весь диалог с ним целесообразно строить в виде монолога в утвердительно-повелительной форме. Иногда страдающий синдромом вахтера пытается «наезжать», говоря что вы должны подчиняться неким придуманным им же самим правилам. Чем пытается сравнить вас с ним самим. Неплохо при этом ещё и слиться с толпой, возвращающейся с обеда. Тем, кто мочится в штаны на пороге проходной, можно посоветовать хотя бы чётко и однозначно формулировать цель визита холодным деловым тоном: «Я пришёл к гендиректору Василию Пупкину , у меня на столько-то назначена встреча», — что значительно снижает ему простор манёвра. Также одно из слабых мест вахтёрщика — страх ответственности за свои решения. Зная об этом, один из сильных ходов — попросить назвать его имя и фамилию, намекая на персональные последствия. Можно молча показать практически любую корочку, вплоть до студенческого билета в красной обложке. Настоящий вахтёр должен при этом кивнуть с понимающим видом и пропустить. Ещё, как вариант, вызубрить формулировки из федеральных законов например, если спросит документы — 152-ФЗ, а если упрётся тушей — намекнуть на статьи 127 и 203 или 286 УК РФ , которые он нарушает, превышая полномочия. Ну и наконец, самое мощное, но в то же время и трудновыполнимое — это заручиться поддержкой начальника вахтера. Шквал мата от начальства с угрозой анальной карой способен превратить самого лютого цербера в послушного щенка, который не только дверь перед тобой откроет, но и хорошо запомнит и в следующий раз даже не пикнет. Классики по теме Истинный вахтёр: В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если ему пропуска не давали, то он пускал и так.
Синдром вахтера: что это, что относится и как быть
Синдром вахтёра — это жгучее желание «маленького человека» продемонстрировать власть по самому ничтожному поводу и даже без него. "Синдром вахтера" уже устойчивый фразеологизм. Пример использования: Синдром вахтера проявляется как. Синдром вахтера — агрессивное и хамское поведение человека на невысокой должности в попытке показать свою власть и самоутвердиться.
Синдром вахтера: что это такое
И испытывает крайнее удовольствие от того, что может куражиться над людьми. Это психологический садизм. При общении с таким "вахтером", кем бы он ни был, нельзя разговаривать слишком вежливо и проявлять неуместную деликатность. Только "маленький человек" их воспринимает как слабость. Значит, надо вами можно поиздеваться. И что-то вам очень нужно, раз вы так вежливы и угодливы. Поэтому разговаривать надо вежливо, но официально, коротко, веско.
Официальный тон сбивает "вахтера" с толку - а вдруг вы тоже "вахтер", только рангом повыше? Вдруг вы начальник? Начальников-то "маленький человек" и боится. Поэтому обращение к начальству в случае издевательства - единственный выход. Не вступать в конфликт и дискуссию, сразу требовать начальника и писать жалобу. Немедленно вызвать вышестоящее лицо - единственный способ победить "вахтера".
Эмоции проявлять не надо - ими человек с синдромом вахтера питается и подзаряжает свое Эго.
Будучи бухгалтером по профессии, она не только не выполняет свои должностные обязанности, но и с нескрываемым отвращением относится к начальству и их указаниям. Ей не удается наладить отношения как с коллегами , так и с мужчинами. При этом синдром вахтера не относят к заболеваниям, а сам термин существует только в нашей стране и не является научным. Почему появляется синдром вахтера Часто враждебность обслуживающего персонала и людей, занимающих низкие по статусу должности, связана с их недовольством своей жизнью. Особенно остро синдром вахтера проявляется у тех, кто считает, что получает незаслуженно мало внимания к своей профессии и личности.
При этом в реальности их труд может быть высоко оценен руководителем, а клиенты будут благосклонны к ним. Ученые из Калифорнийского университета провели эксперимент , в ходе которого выяснили, что люди, которые получают доступ к власти, часто становятся менее терпимыми по отношению к другим. Более того, чем более объемным становится это чувство власти, тем более злобно против коллег и окружающих настраиваются люди с синдромом вахтера. Однако, иногда агрессивное отношение к окружающим у людей с синдром вахтера формируется из-за их желания защититься. Подобное случается с теми, кто в процессе работы часто сталкивается с хамством и неуважительным отношением со стороны начальства, коллег или клиентов.
Например, фармацевт, отказавшийся продать лекарство не по рецепту, действует из соображений закона, а продавец, получивший выговор, может быть более дотошным.
Все зависит от ситуации. Главное отличие «вахтеров» в том, что их цель — потешить самолюбие и показать, кто тут главный. Например, работник ресепшена или регистратуры может свысока говорить с бедными студентами или, напротив, демонстрировать власть хорошо одетым посетителям. Достаточно вспомнить бесконечные очереди в кабинет врача, который пьет чай и спокойно беседует в рабочее время. Почему бюрократы так себя ведут Любой человек, столкнувшийся с подобным поведением, чувствует себя в бюрократическом аду, описанном в книгах Франца Кафки. Чувство паники, гнева, растерянности и бессилия из-за пустяка.
Кажется, что такие люди нарочно хотят отравить жизнь окружающим. В общем, это действительно так, но есть нюанс.
Такая тактика позволит снять напряжение и эмоционально абстрагироваться. А при необходимости как-то отреагировать лучше всего довести ситуацию до абсурда. Обычно человек в позиции преследователя не ожидает подобной реакции, это может снизить уровень его агрессивности в моменте, а иногда стать началом более благоприятного межличностного контакта», — сказала психолог.
Ранее психолог, профессиональный коуч ICU Ольга Зродникова рассказала о способах общения с токсичными людьми.
Психолог Миросенко: человек с синдромом вахтера не ожидает, что с ним согласятся
Синдром вахтера можно описать, как склонность в стремлении человека пользоваться своей маленькой властью. Синдром вахтера – это паттерн поведения, когда человек с минимальной властью стремится продемонстрировать ее при любом удобном случае. Синдром вахтера — это поведение людей, занимающих низкие должности, связанное с желанием влиять и контролировать других. Интернет Сайт Луркоморье () определяет Синдром Вахтера, как стремление человека максимально воспользоваться своей маленькой властью, за счет чего самоутвердиться. Таким образом, «синдром вахтёра» является уникальным российским или, как можно сказать в целом, советским и постсоветским явлением.
Синдром вахтера. Почему нам хамят работники сферы обслуживания
Синдромом вахтера называют явление, когда человек, обладающий минимальной властью, стремится продемонстрировать ее при любом удобном случае. Особенно остро синдром вахтера проявляется у тех, кто считает, что получает незаслуженно мало внимания к своей профессии и личности. Синдром вахтера — это состояние человека, при котором он использует имеющуюся у него власть (обычно крайне ограниченную) для самоутверждения за счет других.
СИНДРОМ генерала калитки - «МАЛЕНЬКИЙ» ЧЕЛОВЕК хочет БОЛЬШОЙ ВЛАСТИ
Синдром маленького начальника (синдром вахтера, гардеробщика) — это состояние, которое выражается в стремлении человека, занимающего низкую должность, самоутвердиться, компенсировать свои психологические проблемы, придать особую важность. Следует заметить, что синдром вахтёра имеет несколько разновидностей, классифицирующихся по социальным группам и средам распространения заболевания. Людям с синдромом вахтера свойственны нарочитая агрессивность и критика, сообщила «Известиям» психолог Олеся Миросенко.
синдром Вахтера.
Ей невдомек, что отныне я обойду ее отдел десятой дорогой. Приходим с подругой в кафе одной из петрозаводских сетей. Она заказывает кусок пирога и чай, а я — салат и минеральную воду. Заказ принимает юноша. Долгое время он носится туда-сюда, потом приносит моей подруге чай и пирог, а я жду. Наконец задаю вопрос, когда же на столе появится и мое блюдо?!
В результате вместо того, чтобы поговорить о том, о чем мы собирались поговорить, мы с подругой обсуждаем, сколько времени надо для того, чтобы нарезать огурцы с помидорами и капнуть на них растительного масла! Когда мне приносят заказ, моя подруга уже все съела, и я торопливо расправляюсь со своим блюдом. В общем, все скомкано и испорчено. Вечером я пишу отзыв на сайте кафе, не указывая, в какой именно точке было дело и вместе с тем — предъявляя конкретные претензии. Разумеется, мне никто не отвечает.
Отныне у них не будет двух посетителей, ну и пусть! Придут другие. Когда все поставлено на поток, незаменимых клиентов нет. С трудом дозвонившись, пытаюсь вызвать врача из поликлиники. Там интересуются, что случилось.
Объясняю: высокая температура, болит горло, насморк. Вопрос с другого конца: «Вы что, не можете сами в поликлинику прийти?
Как его распознать? Его лексикон небогат: «не пущу», «не дам».
Он нуждается в эмоциональном доноре. Учитывая нашу ментальность, было бы странно, если бы такие люди утоляли жажду общения по хорошему поводу. А вот «у вас сапоги грязные, а у нас полы чистые» — это запросто. И напрасно.
Вас быстро запомнят и, как ни странно, полюбят. Этим людям не хочется просто сидеть, а по-своему быть нужными».
Во всех этих присягах, декларациях и клятвах было и о вежливом обращении с пациентами, но, главное, все-таки об их лечении. Повлиять на качество лечения действительно сложно и требует больших затрат. А вот заставить относиться к пациентам корректно, казалось бы, проще простого. С детства вдалбливали: ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Однако не получалось.
Сформировалось даже понятие так называемого синдрома вахтера — стремление маленького человека продемонстрировать свою маленькую власть, самоутвердиться за счет того, кто в данном случае зависим или слабее: не пустить, не дать, заставить собирать кучу ненужных справок. В советской сфере обслуживания орали на покупателей, клиентов. Всюду — в магазинах, на почте, в разнообразных конторах. В лечебных учреждениях тоже — главным образом санитарки, регистраторы, бывало медсестры. Иногда, что греха таить, и врачи. Но вот времена изменились. В супермаркетах кассиры здороваются с каждым покупателем, еще и улыбаются неискренней улыбкой.
Совсем как на прогнившем Западе.
Как проявляется синдром вахтера? Для людей с данным синдромом характерно «токсичное» поведение. Они всячески стараются утвердиться за счет окружающих: оскорбляют, унижают, издеваются над ними. Это проявляется и в рабочем коллективе, и при общении в компании друзей или родственников.
Такие люди всегда стараются отпустить едкий комментарий. Подобное отношение к окружающим формируется благодаря их должности, позволяющей чувствовать себя главными и «учить» других людей. Даже учителям младших классов полезно знать, что такое синдром вахтера и как на него реагировать, поскольку у детей он проявляется весьма отчетливо. Стоит поручить ребенку какую-то ответственную задачу, предложить проверить что-то или проконтролировать определенный процесс например, проверять сменку , как в нём просыпается «вахтер». Важно вовремя предостеречь его от некрасивых поступков.
Люди с синдромом вахтера демонстрируют чрезмерное служебное рвение, когда дело касается очередных проверок и перепроверок.
Please wait while your request is being verified...
ими человек с синдромом вахтера питается и подзаряжает свое Эго. Синдром вахтера. Разновидностью синдрома вахтёра также является «синдром нового модератора», когда новоявленный модератор пытается показать свою власть. вот цитата с Лурки: Синдром вахтёра (синдром гардеробщика, синдром швейцара, синдром модератора, начальник шлагбаума, суслик-агроном, генерал калитки) болезнь.