"Конечно, поминовение усопшего продуктами питания традиционно как для ислама, так и для православия. Но первоначально, и что самое главное, поминовение связано с молитвой. Считается, что такое настроение очень негативно влияет на состояние душ усопших. Поминки после похорон, на 9, 40 дни и годовщину после смерти. Суть обряда, порядок проведения, стол/трапеза, поминальные речи, приглашение.
Поминки от А до Я
Молиться нужно дома и на могилах, можно делать это в храме. Так как душа умершего не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога, она нуждается в молитве близких. Поэтому перед посещением кладбища верующему необходимо прийти в церковь к началу службы и подать записку с именами усопших для поминовения. Особенно хорошо, если это будет на проскомидии часть литургии, когда заготавливают хлеб и вино , чтобы за покойного вынесли часть просфоры круглый небольшой дрожжевой или квасной хлебец и окунули ее в чашу со Святыми Дарами — в знак отпущения грехов. После литургии следует отслужить панихиду. Если поминающий в этот день совершит причастие, молитва будет действеннее. Нельзя писать их имена в записках или ставить за них свечи.
Можно и нужно молиться о них исключительно дома читая, например, молитву об умершем без покаяния преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу имя : аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя". Не стоит на Радоницу работать в саду или огороде, чтобы "не беспокоить" землю. Нельзя слишком бурно веселиться и употреблять алкоголь. Предложение о свадьбе лучше перенести на другой день.
По поверьям, если сделать это на Радоницу, такой брак долгим не будет. Венчаться на Радоницу нельзя. Но не потому, что это день особого поминовения усопших, а потому, что Радоница всегда приходится на вторник, а в канун постного дня, среды, Таинство Венчания не совершается. Венчаться можно в воскресенье или в понедельник накануне Радоницы, а также в среду — после праздника. Бытовые приметы на Радоницу На Радоницу обязательно ждали дождь. Дождевая вода считалась целебной, ею умывались, смывая грехи и болезни.
Тот, кто первым придет на кладбище, получит особую благодарность и покровительство усопших. В этот день нельзя плакать, грустить и страдать — так можно потревожить души умерших. Забывшего устроить дома праздничную трапезу для усопших начнут преследовать неудачи, болезни и проблемы. Сны в ночь на Радоницу могут быть вещими. Заморозки в ночь на Радоницу — урожай не будет богатым.
После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…» После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память». Чек-лист для церковного поминовения усопших в Троицкую субботу: «Помолимся за родителей… и когда-нибудь, помолятся дети за нас» Чем отличается панихида от записки об упокоении Записка о упокоении подается для поминания на литургии, панихида заказывается отдельно и проходит после литургии. Если же речь идет о парастасе, то записка на него подается вечером. Какую записку подать в церкви об упокоении усопших. Образец Как правильно заказать Если записка подается для поминовения за литургией, необходимо пометить ее как «О упокоении». Записка на панихиду помечается вверху словом «Панихида». Особая ситуация — накануне и в Родительские дни, когда служится парастас: есть храмы, где принимают отдельные записки на парастас, поминовение за литургией и панихиду, которая следует за ней; но иногда достаточно подать одну записку, имена из которой будут прочитаны трижды — вечером, на Великой Панихиде, и еще дважды утром. Узнать, как подавать записки на Родительские дни, лучше, конечно, в конкретном храме. Там же можно получить и ответ на традиционный вопрос «сколько стоит» поминовение, так как размер пожертвования Церковь не продает «религиозных услуг» может различаться в разных епархиях. Но в любом случае необходимо помнить, что это — милостыня о душе близкого человека, полезная ему. Именно поэтому многие не ограничиваются «оплатой» записки, панихиды, но также делают другие посильные пожертвования церкви. Панихида мирским чином Панихида в том числе Великая и лития могут быть совершены также «по чину мирян», то есть без священника, например, дома или на кладбище. В таком случае не читаются священнические молитвы, а также ектении и возгласы, которые должен произносить диакон. А вот отпевание проводит только иерей, мирянин совершить его не может. Все поминальные службы по усопшим Во-первых, это поминовение, которое совершается за главным христианским богослужением, литургией. Для этого в алтарь подают записки с надписью «О упокоении», где в родительном падеже перечисляются имена крещенных православных усопших за иноверцев, атеистов, а также совершивших грех самоубийства, Церковь не молится — о них просят Господа «келейно», то есть во время домашней молитвы об усопших. Поминовение за литургией может также сопровождаться выниманием частиц из освященного церковного хлеба, просфоры, с молитвой о усопшем. В конце литургии такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов всех поминавшихся. Такое поминовение может длиться 40 дней Сорокоуст , а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь. Кроме этих, пожалуй, самых важных для усопших поминальных служб, в Церкви также существуют заупокойные чины: отпевания ; этот чин совершается однократно, как правило, перед погребением тела христианина; от других заупокойных чинов его отличает особая разрешительная молитва отпущения грехов почившего; текст ее иерей затем вкладывает в руку усопшего; кроме того, на отпевании освящается небольшое количество земли, которую затем бросают в могилу; когда в силу разных обстоятельств невозможно совершить отпевание «при гробе» усопшего, это можно сделать заочно; на такой чин приходят родные, близкие христианина, чтобы помолиться о нем, а затем — отнести на место погребения землю и с молитвой рассыпать ее на могиле; панихиды; такое богослужение совершаться как в дни общего поминовения христиана, так и вообще в любой день другой день, по просьбе прихожан; литии, более сокращенной службы. В чем смысл и польза церковного поминовения умерших сродников «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лк. Эти слова Самого Христа — основание нашей молитвы о умерших. По словам прав. Иоанна Кронштадтского, «все наши мертвецы живы: они умерли только для наших плотских чувств, умерли телом, но не умерли душою, а живут; Бог видит их, и Сам Бог свидетель, что они живы». А если так, то продолжается наше с ними духовное общение и молитва о них. Для многих именно кончина близкого становится толчком обратиться к Богу, начать христианскую жизнь. И это уже — польза поминовения не только для усопших, но и для самого молящегося.
Он служится вечером: если на следующий день предстоит отпевать многих усопших, например, после какого-либо трагического события, катастрофы, стихийного бедствия; если на следующий день предстоит отпевание священнослужителя. Календарь всеобщего парастаса на 2024 г: 29 марта 30. Как проходят заупокойные службы в храме Во все дни особого поминовения усопших в православных храмах служат панихиду: в одних — до литургии, в других — после. И еще Радоница. Итого 7, все дни выделены в церковном календаре. Панихида Последование панихиды включает: начальные молитвы, после которых читают псалом 90 ; заупокойных тропарей; они сопровождаются пением отдельных стихов из Псалма 118 кафизма 17 , который также называется «Блаженны непорочные в путь…» и часто читается о упокоении; канона о упокоении; заключительной молитвы священника и пения «Вечной памяти» При этом заупокойный канон может читаться полностью, или могут петься только его ирмосы, начальные строфы песней. А на Великой панихиде, парастасе, кроме того, псалом 118, самый большой в Псалтири , читается «сполна», то есть полностью, медленно и неспешно. На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой или — покой , Господи, души усопших раб Твоих». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…» После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память». Чек-лист для церковного поминовения усопших в Троицкую субботу: «Помолимся за родителей… и когда-нибудь, помолятся дети за нас» Чем отличается панихида от записки об упокоении Записка о упокоении подается для поминания на литургии, панихида заказывается отдельно и проходит после литургии. Если же речь идет о парастасе, то записка на него подается вечером. Какую записку подать в церкви об упокоении усопших. Образец Как правильно заказать Если записка подается для поминовения за литургией, необходимо пометить ее как «О упокоении». Записка на панихиду помечается вверху словом «Панихида». Особая ситуация — накануне и в Родительские дни, когда служится парастас: есть храмы, где принимают отдельные записки на парастас, поминовение за литургией и панихиду, которая следует за ней; но иногда достаточно подать одну записку, имена из которой будут прочитаны трижды — вечером, на Великой Панихиде, и еще дважды утром. Узнать, как подавать записки на Родительские дни, лучше, конечно, в конкретном храме. Там же можно получить и ответ на традиционный вопрос «сколько стоит» поминовение, так как размер пожертвования Церковь не продает «религиозных услуг» может различаться в разных епархиях. Но в любом случае необходимо помнить, что это — милостыня о душе близкого человека, полезная ему. Именно поэтому многие не ограничиваются «оплатой» записки, панихиды, но также делают другие посильные пожертвования церкви. Панихида мирским чином Панихида в том числе Великая и лития могут быть совершены также «по чину мирян», то есть без священника, например, дома или на кладбище. В таком случае не читаются священнические молитвы, а также ектении и возгласы, которые должен произносить диакон. А вот отпевание проводит только иерей, мирянин совершить его не может. Все поминальные службы по усопшим Во-первых, это поминовение, которое совершается за главным христианским богослужением, литургией. Для этого в алтарь подают записки с надписью «О упокоении», где в родительном падеже перечисляются имена крещенных православных усопших за иноверцев, атеистов, а также совершивших грех самоубийства, Церковь не молится — о них просят Господа «келейно», то есть во время домашней молитвы об усопших. Поминовение за литургией может также сопровождаться выниманием частиц из освященного церковного хлеба, просфоры, с молитвой о усопшем. В конце литургии такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов всех поминавшихся. Такое поминовение может длиться 40 дней Сорокоуст , а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь.
Потому в этот период она очень нуждается в молитвенной поддержке родных и всей Церкви. Панихида совершается в день смерти, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни, что имеет очень глубокий духовный смысл. Считается, что в течение первых двух дней душа, сильно привязанная к телу, находится рядом с ним или же посещает любимые ею земные места, где она совершала злые или добрые поступки. На третий день Бог призывает душу к себе. Именно по этой причине особенно важно молиться о человеке в третий день после смерти. Панихида в девятый день совершается ради девяти ангельских чинов, которые, предстоя у Престола Божия, молятся Господу о спасении человеческих душ. В панихиде девятого дня Церковь объединяет свои просьбы о спасении человеческой души с молитвой ангельской. Сороковой день играет особо важную роль в посмертном пути человека. Само число сорок очень часто встречается в Священном Писании 40-дневный пост Христа в пустыне, пост Моисея перед получением заповедей от Господа на горе Синай и др. Считается, что душа окончательно покидает этот мир именно в сороковой день, после того как над ней совершится предварительный суд, определяющий место ее пребывания до Второго пришествия. Панихиды также принято служить в годовщину смерти, в день рождения или именин усопшего. Так мы показываем нашим близким, что память о них жива в наших сердцах. Где служится панихида? Панихида может служиться дома над гробом покойного или на кладбище, однако чаще всего это происходит в церкви — обычно после литургии. Основным содержанием молитвословий является прошение об отпущении грехов. По учению Церкви, сами души умерших уже не могут ходатайствовать о прощении, однако искренние молитвы живых очень важны для их спасения. В обиходе часто приходится слышать словосочетание «гражданская панихида».
День памяти: не праздник, не поминки – что это такое и для чего нужно?
Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем. Существует множество свидетельств того, насколько полезно такое поминовение нашим усопшим. Что такое Радоница? Когда и как подать записку о поминовении в церкви? Поскольку имена усопших будут произнесены во время богослужения, поминальные записки подают до того, как оно начнётся. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде. Вечным такое поминовение названо, видимо, потому, что в этом случае не установлены конкретные сроки совершения молитвы, как, например, у сорокоуста или поминовения на год/полгода.
Комментарии
- Почему так важно поминать усопших? Непридуманная история...
- Родительский день в 2024 году: традиции и запреты - Новости
- Радоница в России в 2024 году: какого числа, история и традиции — 23.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- Как провести поминки
- Как Церковь поминает усопших?
- Раздел в разработке.
В Башкирии День поминовения назначен на 28 апреля
Когда отмечать? Этим днем считается вторник Фоминой недели — второй после Пасхи. Откуда праздник берет свою историю? Она отмечалась задолго до того, как Русь приняла крещение. В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с игрищами, песнями, хороводами. Их целью было задобрить души умерших, снискать их благосклонность. Радоница, или, как говорили в старину, Радуница была одним из таких поминальных дней.
В этот день правильно будет посетить кладбище, прибраться на могиле и помолиться за усопшего. Следует посетить могилу, освятить кутью и, по возможности, заказать в церкви службу. В годовщину смерти Следующими днями поминовения будут годовщина смерти , день рождения и именины. А вот родительская суббота для христиан — тот день, когда визит на кладбище считается долгом перед предками. В иных религиях обряд поминовения организован по-другому. Поминая усопшего, принято собираться за скромным и регламентированным столом, причем РПЦ не приемлет алкоголя на поминках. Одежда аккуратная, строгая, неброских цветов. Поведение должно соответствовать поводу: скромность, деликатность, умеренность во всем. Если же эти правила вам соблюсти тяжело, то можно приготовить хотя бы несколько традиционных православных поминальных блюд. Меню поминального стола Во-первых, это кутья — сладкая рассыпчатая крупяная каша из риса или пшена с изюмом, приправленная мёдом. Затем — блины без начинки и кисель.
Кого поминать, кого не поминать — и прочее, и прочее. Для того чтобы найти ответы на эти недоумения, давайте обратимся к святоотеческому наследию. Вопрос: для чего на проскомидии вынимаются частицы за людей? Какая в этих частицах польза для человека? Святитель Симеон, митрополит Солунский: «До нас дошло учение от древних Отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник! О храме. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Вопрос: Если поминовение на Литургии приносит столько пользы: оставление грехов, защиту от скорбей, значит, нам необходимо всех наших родных и знакомых записать на поминовение, поскольку мы желаем им добра. Всем им нужна помощь Господа, даже если они этого не понимают. Правильно ли это? Преподобный Лев Оптинский: «Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных — через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, — не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми впрочем, не подражая делам их худым... Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. Вопрос: Получается, что человек не верующий во Христа не должен поминаться на Литургии.
На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой или — покой , Господи, души усопших раб Твоих». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…» После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память». Чек-лист для церковного поминовения усопших в Троицкую субботу: «Помолимся за родителей… и когда-нибудь, помолятся дети за нас» Чем отличается панихида от записки об упокоении Записка о упокоении подается для поминания на литургии, панихида заказывается отдельно и проходит после литургии. Если же речь идет о парастасе, то записка на него подается вечером. Какую записку подать в церкви об упокоении усопших. Образец Как правильно заказать Если записка подается для поминовения за литургией, необходимо пометить ее как «О упокоении». Записка на панихиду помечается вверху словом «Панихида». Особая ситуация — накануне и в Родительские дни, когда служится парастас: есть храмы, где принимают отдельные записки на парастас, поминовение за литургией и панихиду, которая следует за ней; но иногда достаточно подать одну записку, имена из которой будут прочитаны трижды — вечером, на Великой Панихиде, и еще дважды утром. Узнать, как подавать записки на Родительские дни, лучше, конечно, в конкретном храме. Там же можно получить и ответ на традиционный вопрос «сколько стоит» поминовение, так как размер пожертвования Церковь не продает «религиозных услуг» может различаться в разных епархиях. Но в любом случае необходимо помнить, что это — милостыня о душе близкого человека, полезная ему. Именно поэтому многие не ограничиваются «оплатой» записки, панихиды, но также делают другие посильные пожертвования церкви. Панихида мирским чином Панихида в том числе Великая и лития могут быть совершены также «по чину мирян», то есть без священника, например, дома или на кладбище. В таком случае не читаются священнические молитвы, а также ектении и возгласы, которые должен произносить диакон. А вот отпевание проводит только иерей, мирянин совершить его не может. Все поминальные службы по усопшим Во-первых, это поминовение, которое совершается за главным христианским богослужением, литургией. Для этого в алтарь подают записки с надписью «О упокоении», где в родительном падеже перечисляются имена крещенных православных усопших за иноверцев, атеистов, а также совершивших грех самоубийства, Церковь не молится — о них просят Господа «келейно», то есть во время домашней молитвы об усопших. Поминовение за литургией может также сопровождаться выниманием частиц из освященного церковного хлеба, просфоры, с молитвой о усопшем. В конце литургии такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов всех поминавшихся. Такое поминовение может длиться 40 дней Сорокоуст , а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь. Кроме этих, пожалуй, самых важных для усопших поминальных служб, в Церкви также существуют заупокойные чины: отпевания ; этот чин совершается однократно, как правило, перед погребением тела христианина; от других заупокойных чинов его отличает особая разрешительная молитва отпущения грехов почившего; текст ее иерей затем вкладывает в руку усопшего; кроме того, на отпевании освящается небольшое количество земли, которую затем бросают в могилу; когда в силу разных обстоятельств невозможно совершить отпевание «при гробе» усопшего, это можно сделать заочно; на такой чин приходят родные, близкие христианина, чтобы помолиться о нем, а затем — отнести на место погребения землю и с молитвой рассыпать ее на могиле; панихиды; такое богослужение совершаться как в дни общего поминовения христиана, так и вообще в любой день другой день, по просьбе прихожан; литии, более сокращенной службы. В чем смысл и польза церковного поминовения умерших сродников «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лк. Эти слова Самого Христа — основание нашей молитвы о умерших. По словам прав. Иоанна Кронштадтского, «все наши мертвецы живы: они умерли только для наших плотских чувств, умерли телом, но не умерли душою, а живут; Бог видит их, и Сам Бог свидетель, что они живы». А если так, то продолжается наше с ними духовное общение и молитва о них. Для многих именно кончина близкого становится толчком обратиться к Богу, начать христианскую жизнь.
О поминовении усопших
Отцы Церкви указывают, что особо следует посвящать памяти усопших третий, девятый и сороковой день по кончине. Как и многие христианские обычаи, дни поминовения усопших имеют источник в преданиях Ветхого Завета. Через апостолов этот обычай перешел и к Христовой Церкви, и сохранен поныне. Картина В. В девятый день поминают для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых. Поминовение в сороковой день связано с Вознесением Господа, подобно чему и мы, христиане, вознесены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем 1 Сол. Имеются и другие объяснения поминовения в эти дни, в откровении, данном через Ангела Божия преподобному Макарию Великому. В течение трех дней душа умершего в сопровождении Ангела-Хранителя проходит воздушные мытарства, испытуется в тех грехах, которые творила в своей земной жизни.
Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина. Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Поминовение усопшего на домашней молитве Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…» Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Поминальная трапеза Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья коливо. Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела отсюда и название — поминки. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего.
Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к общему кануну стоящему, по обыкновению, посреди церкви. Я же, пишет монах, стоял на клиросе. Вышли из алтаря священник и диакон. Священник провозгласил: - Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Диакон зажег свечи и стал раздавать присутствующим. И в это время я увидел, что много народа стало входить в дверь храма с улицы, а затем проникать сквозь стены и окна. Храм наполнялся множеством прозрачных теней. В этой массе я увидел женщин, мужчин и детей. Определил я по внешнему виду священников, императоров, епископов и между ними простого чернорабочего, дряхлого солдата-поселянина, бедную женщину и нищих вообще. После возгласа священника они безшумно, но чрезвычайно быстро заполнили весь храм, становясь тесно друг с другом. Все они как будто стремились к кануну, но почему-то не могли подойти к нему. Я не мог оторвать глаз от этой удивительной картины. Наконец их набралось так много, что реальные молящиеся казались мне фигурами, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они тени , подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто преклоняли колени, другие нагибали головы, точно ожидая произнесения приговора. Дети протягивали руки к свечам, горящим на кануне, и к рукам молящихся живых. Но вот диакон вынул записки и начал читать написанные на них имена. Удивлению моему не было конца, когда я заметил, что порывистым, радостным движением выделялась то одна, то другая фигура.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче. Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память. Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон. В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге. После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней. Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего. Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться. В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы. Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников. Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем. Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю. Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии. Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь. Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали. Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников. Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета. Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего! Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество. Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы. В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении. Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии. Поминовение на Литургии — это самое главное и важное поминовение. Помимо этого, можно отслужить панихиду или литию либо в храме, либо на могилке, позвав священника. Важно помнить, что панихида не служится в период с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, а также с Лазаревой субботы до Радоницы т. Можно ли поминать умершего на Пасху Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью. В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится. В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. Эти слова звучат на Литургии. О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому! А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах. Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям. Где поминать умершего Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека. К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем. Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе. И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость. Где я могу помолиться? Личная молитва не привязана к какому-то конкретному месту и времени. Как мы знаем, Господь пребывает с нами неразлучно, где бы мы ни находились. Вы можете, например, читать Псалтирь и на работе в сводное время, и в дороге, если можете сконцентрироваться на ней. Словом, место не имеет значения. Хорошо, если удается все-таки спокойно помолиться дома, так, чтобы вас ничего не отвлекало. Можно помолиться и на кладбище.
Православные традиции поминовения усопших и заупокойные молебны в 2024 году
Действие по гл. Поминовение усопших. Толковый словарь Ушакова. Молитва о здоровье живого о здравии или об упокоении умершего за упокой.
Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации РБ. Другим указом Главы республики единый День поминовения и почитания в 2024 году в Башкирии переносится с 2 мая на 28 апреля. Напомним, 28 апреля — первый день длинных праздничных выходных.
Теперь решается ее участь — ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим.
Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии. Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного.
Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и или панихиду. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик? В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными.
Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному? Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома читают канон святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый? В памятные для усопшего дни кончины, именин, рождения он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания? Молятся ли за нас усопшие? Надо ли служить панихиду по младенцу? Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме? Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати?
Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще. Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями например, в армии или местах лишения свободы , то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение. Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения? Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего.
В таких случаях допустимо заочное отпевание. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы? Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней — до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай — заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, число их не имеет значения. Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.
Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему? Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц? Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам. Что такое родительская суббота? Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — Вселенскими родительскими субботами.
Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.
Старинным русским обычаем, который сейчас почти забыт, является поминовение умерших в четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской субботы. Репродукция картины «Радоница» Перед обедней Молитвенное поминовение необходимо всем умершим, даже нашим близким, родным, которые встретили свою кончину в неверии, ереси. Молитва имеет огромную силу. Жития святых приводят многие случаи, когда умерших без покаяния грешников избавляла от муки частная молитва их близких. По завещанию святых отец дни поминовений, кроме молитв и, главным образом св.
В этом разделе нашего сайта мы публикуем материалы, посвященные погребальным традициям старообрядчества. Они касаются самого факта кончины, похорон и поминовения души упокоившегося человека. Особые публикации посвящены заупокойному чтению Псалтыри , молитве об умерших без покаяния или в ереси и другим церковным обычаям, связанным с поминовением усопших.
Что такое проскомидия? Как её совершают и когда заказывают
Поминовение усопших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших. Что такое Радоница? Что такое церковное поминовение.
О поминовении на Литургии
Другим указом Главы республики единый День поминовения и почитания в 2024 году в Башкирии переносится с 2 мая на 28 апреля. Между тем, в некоторых храмах можно заказать вечное поминовение о здравии или об упокоении. Их литургическое поминовение невозможно уже потому, что оно связано с погружением частиц в Животворящую Кровь Христову. Что такое Родительская суббота?
Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти
Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый (отмой), Господи. Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем. это все значения на странице. Этот день поминовения усопших выпадает на вторую неделю Пасхи, которую также называют Новой или Фоминой седмицей [2]. В христианстве неделя связана с апостолом Фомой, который уверовал в воскресение Христа только после того, как Иисус явился ему через неделю после.
Родительский день в 2024 году: традиции и запреты
Напомним, 28 апреля — первый день длинных праздничных выходных. В этот день все жители Башкирии приглашаются на уборку и благоустройство могил и памятников усопших вне зависимости от религиозной принадлежности.
Этим днем считается вторник Фоминой недели — второй после Пасхи. Откуда праздник берет свою историю? Она отмечалась задолго до того, как Русь приняла крещение. В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с игрищами, песнями, хороводами. Их целью было задобрить души умерших, снискать их благосклонность.
Радоница, или, как говорили в старину, Радуница была одним из таких поминальных дней. Церковь какое-то время боролась с языческими обрядами, но в итоге христианство придало новый смысл старым традициям.
После службы принято ездить на кладбище и там еще раз молиться за своих родственников.
Как правильно отмечать Родительские субботы Молитва По словам Алексея Бессонова, главная задача верующего в Родительскую субботу — проявить любовь к своему усопшему родственнику. Усопшим же не нужны подарки, какие-то внешние проявления внимания. Можно даже сказать, им не нужны цветы и памятники на могиле.
Это больше нужно нам, то есть это проявление нашей памяти и почитания Алексей Бессоновсвященник Поэтому любовь к ушедшим родственникам верующие проявляют главным образом через молитву. Хорошо, если человек ходит в храм, но молиться можно и дома или на кладбище. Делать это можно по молитвослову или своими словами — главное, помолиться , утверждает священнослужитель.
В субботу, по словам собеседника «Ленты. В этот день верующие приносят в храм помин — какое-то угощение, вроде пирогов или хлеба. После службы православные раздают помин людям, которых встречают на пути, с просьбой помянуть их родственника, то есть помолиться за упокоение его души.
После этого верующие обычно едут на кладбище и там тоже возносят молитвы. Милостыня Еще одно важное дело, которым не пренебрегают верующие — милостыня. То есть еда, одежда, деньги, да даже время свое можно пожертвовать на благо нуждающимся.
Поминовение Также важно поминать своих ушедших родных исключительно добром. Плохие моменты мы стараемся забыть, а вот все хорошее, что было в человеке, мы не просто вспоминаем, но и стараемся привнести его положительные качества в свою жизнь Алексей Бессоновсвященник Священнослужитель пояснил: «Например, если мама была очень гостеприимная, тогда я тоже постараюсь быть добрым к людям и смогу перенять эту гостеприимность у нее. Или, допустим, папа был очень трудолюбивый, я в память о нем тоже не буду лениться, чтобы добро моих родителей не умерло вместе с ними».
Это и есть поминовение, подчеркнул он, простых воспоминаний будет недостаточно — нужно, чтобы добродетель почивших продолжала жить. Во-первых, как уже было сказано, нельзя говорить плохо о почившем. Также в Родительскую субботу, как и в любой православный праздник, нельзя ругаться и спорить, отказывать в помощи тем, кто ее попросит.
Все принесенные на кладбище в Родительскую субботу продукты, которые не удалось съесть или раздать, необходимо забрать обратно домой.
На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам помянникам считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.
Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи так называемые синодики , и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.
Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве он подается вместо записки , но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой. В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.
Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» Ин. Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. В этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день.
Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших. Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Это отваренные зерна крупы пшеницы или риса с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием.
По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой. Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье. От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться!
Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела отсюда и название - поминки.
Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда.
Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Как подать записку?
- Радоница 2023: что нужно знать об этом празднике и какие традиции соблюдать?
- Для чего нужны поминки
- Что такое вечное поминовение?
- Значение слова «поминовение» в 6 словарях
- О СМЕРТИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
1. Как правильно помянуть усопших на Радоницу
- Родительский день в 2024 году: традиции и запреты - Новости
- Ответы на частые вопросы относительно поминовений, совершаемых в монастыре
- Близкие понятия
- Поминовение усопшего – что такое «вечное поминовение»
- Что такое панихида, как заказать, что нужно
Как поминать усопших — смысл, правила, запреты
Что такое Радоница и как отметить ее в условиях самоизоляции. Подавать записки на поминовение некрещеных усопших во время церковных служб, то есть молится о них соборно, всей Церковью, мы не можем. Поминовение усопших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших. Считается, что такое настроение очень негативно влияет на состояние душ усопших. Шестой поминальный день — День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны – 9 мая.