Когда бизнес-план для инвестора или банка готов, вы договариваетесь о встрече и делаете первую презентацию (pitch deck) — краткий обзор бизнес-плана. Для внешних пользователей бизнес-планы составляют в случае, когда предполагается привлечение инвестиций или получение кредита от банка. Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Оказывается, бизнес-план лучше работает для бизнесов, которые уже некоторое время функционируют, чем для новых предпринимательских затей.
Когда? Для кого и зачем составляется бизнес-план?
Чтобы правильно составить бизнес-план необходимо также понимать, для какой цели он пишется. Начинающим предпринимателям бизнес-план нужен, чтобы оценить свои возможности, понять, окупит ли проект вложенные в него силы и деньги. Составлять план нужно в зависимости от вида, целей и особенностей бизнеса, но в этом разделе структура бизнес-плана обязательно должна включать.
Бизнес план! Зачем он нужен?
Что это такое бизнес-план: для чего он нужен Открытие любого собственного бизнеса всегда очень серьёзный шаг в жизни человека. документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Поэтому, еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов. Кому нужен бизнес-план и когда? — Да, бизнес-план в его классическом понимании нужен далеко не всем и не всегда, — объясняет директор компании «Инновационный Консалтинг» Александр Шуст.
Что такое бизнес-план и зачем он нужен
- Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
- Суть бизнес-планирования
- Для чего нужен бизнес-план? — Консалтинг Развитие на
- Готовим бизнес-план самостоятельно
- Эти ошибки в бизнес-плане могут убить бизнес, но их можно избежать
Что такое хороший бизнес план?
Говоря совсем уж просто, бизнес—план — это максимально четкое планирование будущей предпринимательской деятельности. Мало иметь блестящую идею — ее необходимо облечь в цифры, таблицы, графики, придать ей бумажную форму. Для начала. Кому это нужно В первую очередь, самому предпринимателю. Именно бизнес-план поможет будущему бизнесмену спуститься с «небес на землю» и убедить себя в том, что его идея имеет или не имеет право на воплощение в жизнь. А убедив себя, можно попытаться убедить других. А «других» на пути у предпринимателя будет немало. Много людей пытаются начать собственное дело без начального капитала, и ищут инвесторов, спонсоров, партнеров, кредиторов, наконец. Одна из задач бизнес-плана состоит в том, чтобы убедить вышеперечисленных потенциальных спонсоров, инвесторов или партнеров в том, что в результате успешного функционирования вашего детища их кошелек также пополнится.
А есть еще большая армия чиновников, к которым неизбежно придется обращаться за разнообразными резолюциями, разрешениями и постановлениями. И всех нужно убеждать и еще раз убеждать. Что ваше, к примеру, кафе украсит своим фасадом старую хрущевку; Что вы в состоянии будете исправно платить налоги; Что ваше заведение будет соответствовать всевозможным санитарно — гигиеническим и пожарным требованиям безопасности; Что оно вообще нужно городу, ваше кафе. Исходя из этого грубоватого и упрощенного примера, можно определить главную задачу бизнес-плана: Убедить в первую очередь себя, а потом и остальных необходимых людей в том, что ваше дело — нужное, важное, прибыльное, и заслуживает внимания, одобрения и финансирования. Сколько бизнесов, столько и планов Естественно, для каждого вида предпринимательской деятельности необходим свой бизнес-план. Ориентированный на конкретный объект планирования, его специфику, потребности, и т. Все существующие виды бизнес-планов можно обобщить в четыре основные категории: «Бизнес план для себя»; «Бизнес-план для банка»; «Бизнес-план для инвестора». Рассмотрим каждую категорию подробнее.
Бизнес-план «для себя». Может подразумевать: Максимально полный пакет документов, подробный план развития проекта « с нуля», до получения первой прибыли и с указанием предполагаемых направлений развития предпринимательской деятельности. Содержит самые полные, точные и актуальные данные. Корректируется, дополняется и уточняется на протяжении всего существования проекта. Такой план — основной инструмент для «сквозного», полного управления бизнесом. Или же предварительную оценку целесообразности проекта Это может быть презентация или документ, который включает в себя результаты исследований рынка, информацию о продукте проекта, анализ доходов и расходов, оценку возможных перспектив. Цель такого бизнес плана — «отсеять» на начальном этапе потенциально неприемлемые варианты.
Будет ли проект работать, принесет ли коммерческий и финансовый успех? Установление целей фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета? Определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана? Прогноз потока наличности — основа правильного определения заемного капитала. Выгоды, которые получают при составлении бизнес-плана менеджеры: Уяснение идей. Бизнес-план — итоговый документ, соединяя вместе итоги анализа и случайные мысли, идеи, он позволяет дать более ясное представление о желаемом положении дел и о том, как его достичь. Создание команды. Разработка плана может усилить чувство сопричастности к общему делу, способствовать созданию команды. Практика в проведении анализа и претезаний.
С другой стороны, после того как бизнес-план будет готов вы можете обратиться к специалисту, который проверит его на предмет упущений и ошибок. Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб. В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы.
Общество обрабатывает обезличенные данные о пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера пользователя включено сохранение файлов cookie и использование технологии JavaScript. На сайтах обрабатываются следующие типы файлов cookie: 9. Технические обязательные файлы cookie, например, применяемые при регистрации либо входе в систему, или для оставления отзыва либо комментария. Данные файлы cookie используются в целях обеспечения корректной работы сайтов и полноценного использования его функционала пользователем, не могут быть отключены в системах. Вместе с тем, пользователь может настроить браузер, чтобы он блокировал такие файлы сookie или уведомлял пользователя об их использовании — но в таком случае некоторые разделы сайта могут не работать. Функциональные файлы cookie, например, определяющие имя пользователя. Данные файлы cookie используются для обеспечения работы некоторых дополнительных функций сайтов, например, для хранения предпочтений пользователя, в том числе имени пользователя или выбора языка, и для предотвращения повторных прохождений опросов пользователями. Подобные функции улучшают условия работы пользователей с сайтом. Файлы cookie предпочтений, например, для настройки контента. Данные файлы cookie собирают информацию о выборе пользователя на сайте и его предпочтениях и позволяют Обществу «запомнить» информацию о выбранном пользователем городе и других местных настройках для того, чтобы соответствующим образом настраивать сайт. Аналитические файлы cookie, например Яндекс. Метрика, Google Analytics.
Основы составления бизнес-плана
Определить ресурсы, необходимые вам для работы: люди, производственные мощности, технологии и т. Рассчитать основные показатели деятельности: рентабельность, денежные потоки, потребность в финансировании. Первый год — по месяцам, второй — поквартально, третий — пятый — поквартально или по годам. Бизнес план состоит обычно из девяти разделов.
Перечислять их сейчас нет смысла. Материал по бизнес планированию есть в Интернете. Однако могу рекомендовать еще один раздел, которого еще нет в обычной практике: добавьте раздел о Концепции Бренда вашего продукта.
Как разрабатывать такую концепцию, посмотрите в главе о брендах. Это как бы визуализирует ваш бизнес, дает ему энергетику. И неплохо действует на инвесторов.
Что важно учесть при составлении бизнес плана? У инвесторов есть только считанные минуты на просмотр вашего плана. Плохо составленный план летит в корзину.
Грамотно составленный план выделяется из массы. Инвесторы любят лаконичные документы с разборчивым шрифтом. Читают сотни планов — чем они легче, тем лучше.
Книги кирпичи читают в последнюю очередь, если вообще читают. Сделайте страниц 20—30.
Финансовые показатели Без детально изложенных актуальных данных трудно представить полноценный бизнес-план. Какие документы нужны для презентации во многом определяет формат бизнеса. Если речь идет о компании, которая уже присутствует на рынке определенное время и обладает статистикой, то инвесторам стоит предоставить следующую информацию: отчет о движении денежных средств за последний год; данные об убытках и прибылях; балансовый отчет. Эти документы сделают презентацию более убедительной. Как предприниматель, так и средняя компания могут включить в бизнес-план прогноз по всем категориям расходов и прибылей на 3 года вперед. Также важно провести анализа планируемой окупаемости вложенных средств. Маркетинговый анализ Это информационно емкая и сложная часть. Любой предприниматель понимающий, зачем нужен бизнес-план, не станет экономить средства и время для проведения такого исследования.
Основная задача этого блока планирования — определить стратегию вывода продукта на рынок и последующего усиления его позиций. То есть необходимо продумать, как именно произойдет выход на тот уровень продаж, который нужен для поддержания деятельности компании или конкретного ее отдела. Также важно четко выстроить стратегию повышения уровня лояльности клиентов к продукту или проекту. Для проведения полноценного маркетингового исследования важны следующие действия: идентификация конкурентной среды; выделение и последующий анализ целевой части рынка; определение возможностей компании в рамках своего сегмента; формирование прогноза продаж; Все прогнозы и предположения должны основываться на проверенной информации. Приложения Выяснив, для чего нужен бизнес-план, необходимо определиться с тем, как сделать его предельно убедительным. И здесь свою роль должны сыграть документы. Их присутствие желательно в каждом пункте, поскольку они выполняют роль подтверждающих элементов планирования. При этом есть много документов, которые должны присутствовать, но в отдельном разделе под названием «приложения».
Здесь люди иногда ошибаются не процентами, а порядками. Это как с ремонтом, когда ты рассчитываешь на одну сумму, а в результате твой ремонт обходится как половина квартиры. Второй вопрос. На чем и сколько мы будем зарабатывать? Ответы на эти вопросы называются «Программа производства и реализации в натуральном и денежном выражении». Важно четко понимать, что, в каком объеме и по какой цене вы будете производить или покупать и продавать. Казалось бы, ничего сложного нет, — говорит эксперт. Там в среднем 20 позиций. Ты прикидываешь, что у тебя будет 100 клиентов в месяц со средним чеком в 40 рублей. При этом ты должен прекрасно понимать, как изменится ситуация, если клиентов будет не 100, а 70, а средний чек — не 40, а 30 рублей. А еще у этого бизнеса есть ярко выраженная сезонность. Ты должен понимать, что будешь делать вне сезона, как будешь комплектовать персонал и так далее. Большинство начинающих бизнесменов не могут или иногда не заморачиваются по этому поводу, считая этот вопрос неважным сделать достаточную детализацию, не могут построить его логику. Это проблема номер два.
Например, используется матрица БКГ , коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и другие инструменты анализа. Помимо этого, эта методика должна включать план возможность выхода инвестора из проекта или его замены, а также план удержания ключевых сотрудников компании. Как вы видите, большинство методик похожи друг на друга и отличаются лишь в нескольких аспектах. Поэтому при составлении бизнес-плана вам в любом случае придётся рассмотреть историю вашей компании, презентовать ваш продукт услугу , сделать анализ рынка, производства, маркетинга, финансов и рисков. Как мы уже говорили раньше, сделать это необходимо не только для поиска инвестора, но и самому предпринимателю, чтобы предусмотреть основные риски и оценить перспективы своего проекта. Способы подготовки бизнес-плана Многие предприниматели хотят подготовить бизнес-план, не затрачивая большое количество времени на анализ статистических данных и построение графиков. Поэтому они пытаются привлечь внешних экспертов для его составления. Важно учесть, что на рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации, и стоимость работ может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Поэтому выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Как правило, вариантов подготовки бизнес-плана всего четыре: Подготовить бизнес-план самостоятельно, Заказать бизнес-план у фрилансеров или консалтинговой компании, Комбинированный подход. Если вы составляете бизнес-план самостоятельно, это потребует от вас больших временных затрат. Зато вы сможете глубже проанализировать ваш проект, целевой рынок и сферу деятельности. Если вы будете досконально разбираться в вашем плане, то это будет ощутимым преимуществом при презентации бизнес-плана инвесторам. Если вы используете готовый бизнес-план или заказываете его создание у профессионалов, то несомненно вы сэкономите ваше время. Однако вы рискуете получить неточные данные. Например, если исполнитель подойдет безответственно и будет использовать старую или непроверенную информацию. Это может привести как к ошибкам при воплощении вашего плана, так и недоверии со стороны инвестора, который увидит, что вы не владеете темой полностью. Поэтому при заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Стоимость готовых бизнес-планов обычно варьируется от 3 до 20 тыс. Если вы планируете заказать разработку именно вашего бизнес-плана у специалистов, то такой бизнес-план может стоить от 30 000 до 100 000 в зависимости от ваших требований, адресата и сложности составления. Если вы будете заказывать бизнес-план у крупных консалтинговых компаний, то его стоимость может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Чтобы избежать возможных ошибок, лучше использовать комбинированный подход: Использовать шаблон готового бизнес-плана для вашей отрасли, однако проверить все расчёты и адаптировать их к вашему региону и специфике, Доверить подготовку бизнес-плана профессионалам, но проверить все финансовые показатели и статистические данные самостоятельно, Собрать все необходимые данные и провести анализ самостоятельно, а вот подготовку бизнес-плана делегировать консалтинговой компании. Этот способ позволит вам получить более полное представление о вашей идее. Во-первых, вы сможете сами изучить ваш проект, обнаружить слабые места и доработать его. Во-вторых, вы получите экспертное мнение со стороны, которое поможет вам доработать вашу идею и избежать собственных ошибок в расчётах и подготовке бизнес-плана. Как составить бизнес-план — пошаговая инструкция Как отмечают эксперты, составление бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана. Чтобы подготовить бизнес-план вам необходимо будет последовательно пройти следующие этапы: Определить для себя цель бизнес-плана поиск партнёров, привлечение финансирования, прогноз развития компании и выбрать адресата частный инвестор, акционеры, банк, сотрудники компании. Определиться со списком товаров и услуг, которыми будет заниматься ваша компания. Провести анализ конкурентов, рынка сбыта и покупательского поведения. Найти ваши конкурентные преимущества, в чем вы будете лучше. Продумать варианты продвижения и продаж, которые позволят вам занять своё место на рынке. Определиться со списком поставщиков, уточнить закупочные цены на товары, материалы, сырьё, а также логистику и хранение. Составить список необходимых специалистов и контрагентов. Рассчитать затраты на заработную плату и оплату сторонних услуг.
Назначение и содержание бизнес-плана
Бизнес-план для продажи бизнеса призван заинтересовать покупателя, поэтому должен рассказывать о перспективах развития проекта, подтвержденных авторитетными данными рыночных прогнозов, а также внушать уверенность, что дело не развалится без участия его. Бизнес-план должен содержать всю важную информацию о реализации проекта. Грамотный составитель бизнес-плана должен уделить большое внимание этому в любом случае – составляется ли план для себя, или же должен быть представлен инвестору. Подводя итоги, скажу, что обязательно подробный бизнес-план надо делать в случаях, если вы ворочаете большими деньгами и риски нового проект очень высокие. План для бизнеса, безусловно, важен в момент запуска проекта, однако и составление бизнес-плана уже работающей фирмы может сыграть положительную стабилизирующую (развивающую) бизнес роль. Объясняем, что такое бизнес-план, какие разделы он должен содержать и как его правильно разработать.
Шаг первый: для чего вам нужен бизнес-план
В описании проекта в первой главе разъясните суть проекта, целесообразность его реализации и пользу для инвестора. Покажите инвестору, почему ему может быть интересно участие в привлекательном проекте — не только из-за прибыли, но и потому, что по сравнению с другими отраслями он даст большую прибыль или хороший прирост в новой отрасли. Обзор компании Во второй главе бизнес-плана сделайте обзор компании. Неважно, готовите ли вы его для новой компании или проекта, или составляете обзор работающего бизнеса, обязательно укажите миссию. Это нужно сделать, чтобы продемонстрировать, что вы соответствуете интересам и ценностям инвестора. Также укажите общие задачи, направление движения, способы достижения целей, корпоративные ценности и видение. Опишите основные продукты, структуру ассортимента если позиций много, разделите их на категории и поместите подробности в приложениях к бизнес-плану. Также в обзор компании внесите экономические показатели на текущий момент. Они должны быть указаны в общем виде: прибыль, расходы, рентабельность, ликвидность. Для новой компании дайте краткую справку — каких показателей вы хотите добиться в ближайшие пять лет. Остальные данные отчет о движении денежных средств или финансовых результатах, бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках перенесите в приложения.
Анализ бизнес-среды В этой главе описываются тенденции: растет рынок или падает, какой сегмент рынка вы хотите занять, какой потенциал у него есть. Проанализируйте конкурентов, причем обязательно давайте реальную картину, потому что информацию проверят. Опишите потребительское поведение: в каком объеме, ассортименте, каким образом люди покупают такие продукты, для чего они это делают, как используют. Общее описание продукта Каким образом он применяется, сравнительные характеристики и достоинства. Здесь можно показать технологический и жизненный цикл продукта. Например, в продаже одежды жизненный цикл будет таким: путь от производства до потребления занимает 1 месяц и это хороший показатель, чтобы инвесторы увидели, что происходит с вашим продуктом. Если вы предоставляете бухгалтерские или коучинговые услуги, можно написать: первая часть продукта — это одна платная консультация, мы двигаемся по воронке. Вторая часть — двухмесячный коучинг, который мы ведем платно с нашими клиентами. Общая информация о рынке и характеристика потенциальных направлений сбыта. Укажите общую стоимость рынка а аналитики посмотрят, как вы ее посчитали.
В бизнес-плане можно написать: «Мы думаем, что рынок такой-то» — это тоже допустимо, но сильно увеличивает риски инвестора. Или можно указать: «Мы заказали исследовательской компании анализ рынка, она предоставила информацию о его емкости, деньгах, которые на нем есть».
Составляется подробное описание перспектив их развития. Приводятся подробные расчёты финансовых показателей, описывается структура компании, направление её деятельности, партнёрские связи. Описание товара или услуг.
Раздел включает сведения о предлагаемой предпринимателем продукции или услугах, с которыми он выходит на рынок. Сюда относится наименование продукта, характеристики, область его применения, изучается конкурентоспособность, сертификаты, лицензии. Анализ рынка и маркетинг. Следует подробно описать рынок сбыта. В этом блоке бизнес-плана UNIDO приводится анализ конкурентов, их сильные, слабые стороны, маркетинговые исследования, перспективы развития.
План производства.
Учимся составлять план развития компании и воплощать свои идеи в жизнь Бизнес-план можно назвать гидом, который помогает бизнесменам ориентироваться в проекте, строить продуманный механизм действий и убеждать инвесторов вложить средства в компанию. С его помощью проще планировать бюджет, продумывать стратегию развития и отслеживать подводные камни на пути к успеху. При этом важно понимать, какие пункты необходимо включить в бизнес-план, каких правил нужно придерживаться и почему стоит изучать интересы инвесторов. Что такое бизнес-план Это программа действий, где описаны цели, к которым стремится бизнес обычно стартап , и подробные пути их достижения. Эту программу можно сравнить с разветвленной картой метро, в которой есть финансовые, маркетинговые и операционные линии.
Бизнес-планы нужны для привлечения инвесторов и успешной самопрезентации компаний. Они также помогают им придерживаться поставленных целей и не отходить от намеченной траектории. В идеале он должен периодически обновляться и подстраиваться под новые цели. По нему легко следить, какие задачи были решены и в какую сторону стоит двигаться. Бизнес-план пригодится и компаниям, решившим открыть новые направления или проекты. Открывать их без бизнес-плана все равно, что приехать в незнакомый город без подготовки.
Поездка может оставить приятные впечатления, а может провалиться: турист по ошибке может попасть в опасный район, где с ним случится неприятная история. Или потратит все деньги, когда до конца отпуска остается еще неделя. С заранее подготовленным планом удачная поездка не гарантирована, но ее вероятность становится выше. То же касается и качественного бизнес-плана: он должен расписывать все шаги, предусматривать будущие траты и обозначать возможные проблема, а также содержать описание самого бизнеса, его идеи, перспективы и сравнение с конкурентами из отрасли. Чем полезен план Когда бизнесмен, будучи новичком в отрасли, запускает стартап, ему не всегда просто понять, с чего начинать свой путь. Например, есть идея создать свой салон или открыть ателье у дома, но нет четкого понимания, как прийти к этой цели и принесет ли новый бизнес прибыль.
Существует несколько ключевых причин, зачем бизнесмену расписывать все на бумаге. План поможет управлять проектом на самом старте. Он будет служить навигатором, который подскажет, в какую сторону повернуть и где стоит камера, перед которой нужно притормозить. План поможет структурировать бизнес, вести его по нужной траектории и поэтапно стремиться к поставленной цели. Он покажет все ключевые моменты и подскажет, какими путями объехать, если вы пропустили нужный поворот, поскольку качественный план включает в себя запасные пути развития на случай, если основные потерпят неудачу. Он поможет в принятии сложных решений.
Бизнес-план — это не гарантия успешного бизнеса, но помощник в оценке своих сил. С его помощью проще решить, какие суммы вкладывать в какие направления и стоит ли брать кредит на реализацию рискового проекта. Он покажет потенциальные прибыль, риски и возможные пути отхода. План поможет привлечь инвесторов. Если прийти к инвестору и сказать, что вы хотите открыть булочную с самыми вкусными слойками в городе, он, вероятно, откажет во вложении, даже если слойки действительно самые вкусные. Если показать ему план, где подробно расписана бизнес-стратегия, преимущества перед конкурентами и особенность выбранной локации, — шансы на успех увеличатся.
Не существует четко закрепленной модели плана, но есть примерная структура, которой стоит придерживаться. Особенно если не было предыдущего опыта составления таких стратегий. Титульный лист. Должен включать в себя название компании, имя владельца и контактную информацию.
Разбирать сильные и слабые стороны идеи хорошо применительно к потребностям покупателей, клиентов, ЦА в целом, продумывая, как продемонстрировать им силу и снять возражения. Следует обратить внимание, насколько данным товаром или услугой уже успели насытить рынок другие производители. Оценка перспективных возможностей нужна для понимания, в какой степени актуально расширение масштабов фирмы, ее ассортимента. Под «угрозами» обычно понимают факторы, не зависящие от предпринимателя, например, экономико-политические события на высшем уровне, изменение налоговой политики, валютного курса. Еще пара слов При разработке бизнес-плана практически важно также: проанализировать конкурентов изучение ассортимента, закупки их товаров, оценка ценовой политики ; наметить практические пути достижения целей пошагово, с назначением ответственных лиц на каждом этапе, например: «Выбор системы налогообложения, ответственный фин. Планирование должно быть как можно более подробным и прозрачным. Так, в план продаж может включаться объем реализации, ассортимент, график оплат контрагентам, закупок производственного сырья, вопросы, связанные с расстановкой персонала. Из чего он состоит Структурно бизнес-план состоит из нескольких больших разделов. В них отражается вся проделанная вычислительная и аналитическая работа. Введение или резюме Короткий рассказ о фирме, ее руководстве, об общих планах «миссия». Приводятся аргументы успешности бизнес-идеи, лежащей в основе бизнес-плана. Удачно составленное резюме обращает внимание инвесторов, и появляется желание изучить документ более углубленно. Можно включить основные показатели на сегодняшний момент если фирма уже работает , желательно с привлечением графических сравнительных данных — они будут лучше восприниматься. Включается короткий рассказ о продукции и информация о финансовом состоянии, банковском обслуживании, уже имеющих место деловых связях с инвесторами. Краткая формулировка планируемых направлений развития тоже включается резюме. Если бизнес новый, основная мысль резюме — аргументация, почему бизнесмен решил заниматься именно этим видом деятельности его образование, опыт, иные аргументы , и доказательства тщательного анализа сегмента рынка, который планируется занять. Рассказ о фирме Рассказ должен содержать сведения о внутренних резервах производителя, например, специалистах высокой квалификации, чей труд формирует конкурирующий на рынке продукт, уникальные научные разработки, применяемые в его производстве.
Для чего нужен бизнес-план
- Проблема планов
- Бизнес-план: как разработать самостоятельно
- Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
- Ошибки при разработке бизнес-плана
- Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу
Читайте также
- Онлайн-курсы
- Почему предпринимателю не нужны бизнес-планы - Ведомости
- Что такое хороший бизнес план?
- Отрасль предпринимательства
- Структура бизнес-плана
- Бизнес-план - что такое, где используется и зачем нужно
Бизнес план! Зачем он нужен?
Что такое бизнес-план: для чего нужен, как составить и какие виды бывают | Бизнес-план должен доказать, что планируемая деятельность обеспечит финансовую ликвидность и принесет прибыль, достаточную для покрытия всех расходов, связанных с компанией. |
Бизнес-план: это..., виды, как составить, чек-лист, пример, ключевые ошибки | Бизнес-план укажет направление управленческой стратегии и приведет к совершенствованию всей системы управления. |
Когда? Для кого и зачем составляется бизнес-план? | Чтобы составить бизнес-план, необходимо понимать, что это, из чего состоит и для чего он пишется. |
Эти ошибки в бизнес-плане могут убить бизнес, но их можно избежать | Объясняем, что такое бизнес-план, какие разделы он должен содержать и как его правильно разработать. |
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция и образец документа | Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, а также определяет способы решения этих проблем. |
Почему вам нужен бизнес-план
Шаг первый: для чего вам нужен бизнес-план | Чтобы разобраться, нужен ли бизнес–план вашему проекту, крайне важно знать, что из себя представляет этот инструмент развития бизнеса и для чего он нужен именно вам. |
Зачем нужен бизнес-план и как его правильно составить | Юга.ру | В статье рассказывается о том, что такое бизнес-планирование и для чего оно необходимо, какие виды бизнес-планов существуют, каковы этапы их разработки. |
Что такое бизнес-план: для чего нужен, как составить и какие виды бывают
Мы рассмотрели понятие бизнес-плана, определили, для чего он нужен и какие возможности он даёт для предприятия. это действительно основополагающий документ для компании – важный и нужный, но он не творит чудеса. План для бизнеса, безусловно, важен в момент запуска проекта, однако и составление бизнес-плана уже работающей фирмы может сыграть положительную стабилизирующую (развивающую) бизнес роль. Лайфхакер разбирается, зачем нужен бизнес-план и как его составить. Студентке Лере бизнес-план пригодится не только для лучшего видения своего будущего бизнеса. Кому нужен бизнес-план и когда? — Да, бизнес-план в его классическом понимании нужен далеко не всем и не всегда, — объясняет директор компании «Инновационный Консалтинг» Александр Шуст.
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить
Разработка бизнес-плана — процесс, к которому надо подойти со свей ответственностью, а также потратить на него немало времени. Структура и содержание бизнес-плана Документ надо составлять таким образом, чтобы в нем можно было легко отыскать интересующую информацию. После титульных страниц стоит поместить в бизнес-план содержание с разделением на главы: не каждый захочет досконально разбираться во всех подробностях бизнес-проекта. В состав стандартного бизнес-плана обычно входят следующие разделы: резюме проекта с четкими цифрами и данными: Цель — дать представление о проекте и заинтересовать. Также необходимо указать опыт работы в данной сфере, свои компетенции. Не забудьте описать свой опыт ведения бизнеса. Кратко опишите, имеются ли у вас управленческие навыки, в том числе работа на управляющих должностях. В данном пункте стоит указать название сферы деятельности например, красота и здоровье. Направление деятельности например, массажный салон. В этом же пункте описывается: Бизнес-модель например: разработка и продвижение продукта своими силами, производство сначала самостоятельно, а затем — с помощью частной фабрики, продажа и доставка с привлечением подрядчиков на фрилансе. Актуальность например: натуральные продукты, лепка пельменей по заказу с определенной начинкой и т.
Варианты развития например: расширение ассортимента, организация доставки расширение географии и клиентской базы , открытие филиалов, в перспективе — возможная продажа франшизы. Изучите конкурентов и также опишите ситуацию — как их находят клиенты на сайты каких компаний попадает потребитель, когда ищет продукт, похожий на ваш , — определите 5 ваших конкурентов. Укажите состояние рынка рассматриваемой деятельности в настоящее время, наличие отсутствие конкурентов, преимущества производимой продукции работ, услуг перед конкурентами.
Товар услуга Описание товара или услуги, их преимуществ, аргументы в пользу их востребованности у покупателей, почему продукт лучше, чем у конкурирующих фирм в том же сегменте рынка. Если продукт запатентован, об этом тоже нужно упоминать.
Целесообразно включить производственные расчеты и планы по выпуску продукта. Стратегия маркетинга, состояние рынка Описание способов проникновения на рынок, перспективы и способы развития продаж фирмы, сбытовая и рекламная стратегии. Стратегия сбыта Она, в свою очередь, может быть представлена планом работы отдела продаж, также и торговой деятельности в целом. Под это определение подходит, например, информация, кому и как фирма намерена реализовать продукцию, в каких количествах, какие цены применимы и какова ожидаемая доходность. Обеспечение финансами и финансовые прогнозы Здесь отражаются потребности в средствах на ближайшую перспективу и на срок до пяти лет, пути их использования.
Указываются конкретные расчетные данные, стратегические планы и их финансирование с обоснованием. Вносятся данные об основных финансовых показателях прошлых лет, настоящего и будущего, дается их сравнительная характеристика. Как избежать ошибок Значительная часть ошибок при формировании документа связана с небрежным, неграмотным финансовым планированием, формальным подходом. Подводя итоги сказанному, хотелось бы обратить внимание на некоторые существенные моменты: В процессе анализа ЦА необходимо абстрагироваться от собственных потребностей, рассматривать желания и ожидания потенциальных покупателей продукта. При анализе конкурентов целесообразно поставить себя на место покупателя их товара и оценить работу с этой точки зрения метод «контрольной закупки» и схожие с ним.
Резюме пишется в конце, а не в начале составления бизнес-плана. Его содержание должно занимать не более одной страницы. Практически целесообразным принято считать планы на пятилетку, которые разбивают на годичные планы, по полугодиям и месяцам при необходимости. Бизнес-план должен быть составлен с возможностью корректировки его отдельных частей — в соответствии с потребностями рынка или внутренними потребностями самой фирмы. Все плановые расчеты должны отражать актуальные моменты работы фирмы в настоящем времени.
Кратко опишите, что предлагаете в рамках вашего бизнеса. Что можно указать ещё: необходимый размер инвестиций, текущие финансовые показатели если открываете проект в компании , сроки запуска, задачи на будущее. Описание отрасли и компании Проведите сами или закажите у экспертов исследование в той рыночной нише, которую занимает ваша компания. Так вы не только начнёте лучше разбираться в рынке, но и сможете составить портрет вашего покупателя, изучите конкурентов, выявите интересные тенденции. Описание услуг товаров Перечислите все виды ваших продуктов, а также расскажите о необходимой инфраструктуре, особенностях, выгодах для клиента и ожидаемом доходе. А ещё можете описать жизненный цикл продукта и приложить фотографии. Продажи и маркетинг Определитесь со стратегией продвижения продукта. Для этого выявите вашу целевую аудиторию и её платёжеспособность. Покажите, как вы видите проникновение товара на рынок и как будете привлекать потенциальных клиентов. План производства Что вам нужно для выпуска продукта?
Оборудование, аренда помещений, количество наёмных сотрудников, договорённости с поставщиками, расчёт себестоимости товаров, прогноз цен на ресурсы, логистика — пропишите всё, с чем столкнётесь. Организационный план Это ваша структура руководства с должностями и ролями сотрудников в проекте, а также с указанием их размера заработной платы. Для этого раздела будет удобно использовать таблицы, схемы или диаграммы. Финансовый план Этот раздел очень важен как предпринимателям, так и инвесторам. Посчитайте, какие приблизительные расходы и доходы вы ожидаете, сколько средств необходимо сейчас и в ближайшие несколько лет. Не бойтесь писать большие числа — здесь важна честность. Оценка эффективности проекта Используя свой финансовый план, покажите, через сколько месяцев или лет проект окупится, как будет меняться динамика финансовых показателей, сделайте расчёт точки безубыточности и выявите рентабельность. Гарантии и риски компании Не бойтесь писать о возможных трудностях.
Университеты обрели популярный предмет, позволявший соревноваться в качестве преподавания. Неудивительно, что этот подход так популярен. Если у вас есть стратегия и план, запуск бизнеса кажется делом предсказуемым. Чтобы открыть, скажем, магазин скейтбордов, нужно помещение или информационная система для онлайн-торговли , оборудование, склады, продавцы, реклама. Казалось бы, здесь без стратегии никуда. Но не все так просто. Проблема планов Обучение предпринимательству в бизнес-школах основано на неверном представлении, будто к процессу запуска компании применима единая логика, которая, если ей следовать, повышает шансы на успех. Этот тезис никто никогда не проверял: первые годы жизни крупных компаний подробно описаны, но ученые никогда не проводили лонгитюдные исследования, как фирмы образуются, что у них общего и какие действия основателей стоит повторять. Читайте также:Как не ошибиться при покупке малого бизнеса Вместо изучения сути предпринимательства исследователи опираются на истории успешных стартапов. Но основатели редко записывают все свои действия в реальном времени, а их воспоминания подвержены смысловым искажениям, например склонностью искать подтверждения своим взглядам. Мы мало что знаем и о неудачных стартапах — и вопреки расхожему мнению единожды обанкротившиеся предприниматели чаще всего не достигают успеха в будущем. Так что пока невозможно доказать на практике корректность того, что некоторые эксперты называют «наукой стартапов». Исследование Энтони Тяна, Джулиана Ланге и их коллег показало, что план не играет статистически значимой роли в успехе стартапа.
Почему вам нужен бизнес-план
Предполагает написание бизнес-плана с нуля. Традиционно он включает 7—8 разделов: Резюме Начальный раздел, который оформляют после заполнения всех пунктов. Здесь содержится итоговая информация о продукте, потребителях, организации процесса, маркетинговых мероприятиях, прибыльности и окупаемости. Именно этот раздел особенно тщательно изучают инвесторы и кредиторы.
Описание продукта Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов. Приводится макет или фото продукта.
Корректируется, дополняется и уточняется на протяжении всего существования проекта. Такой план — основной инструмент для «сквозного», полного управления бизнесом. Или же предварительную оценку целесообразности проекта Это может быть презентация или документ, который включает в себя результаты исследований рынка, информацию о продукте проекта, анализ доходов и расходов, оценку возможных перспектив. Цель такого бизнес плана — «отсеять» на начальном этапе потенциально неприемлемые варианты. Приблизительный объем 20-30 страниц. Составляется для предоставления вышестоящему руководству или собранию акционеров компании. С его помощью анализируют возможные перспективы развития компании на протяжении определенного периода, рассматривают целесообразность инвестиций в проект, использование определенных ресурсов, и т.
Может преследовать следующие цели: «Для ознакомления» — то есть для того, чтобы банк, ознакомившись с бизнес-планом компании, мог предложить ей наиболее подходящий пакет своих услуг. Составляется в произвольной форме с учетом требований к данному виду документов. Объем — 20 -30 страниц. С целью выяснить, интересен ли банку проект. Содержит основные данные о проекте, его инициаторах, а также основные аргументы в пользу проекта, обоснование его привлекательности для банка. Такой документ также составляется в произвольной форме, имеет приблизительный объем в 20-30 страниц. Для получения от банка инвестиций или кредита. В зависимости от проекта, такой документ может иметь объем от 50 до 300 и больше страниц. Сюда входит большой пакет документации по проекту, который включает в себя заявку на финансирование со стороны банка.
Зависит от стадии взаимоотношений с потенциальным инвестором. Это может быть начальная презентация проекта с целью привлечь внимание инвестора. Содержит информацию о проекте в сжатом виде. Требования к такому документу очень жесткие — необходимо на 15-20 страницах максимально полно и четко изложить всю информацию о проекте. Инвестиционное предложение — содержательный и обстоятельный документ, имеющий целью убедить потенциального инвестора войти в дело на четко оговоренных условиях. Причем именно условиям отводится основная часть документа. Вся остальная информация идет как приложение, и излагается, в основном, довольно сжато. Итак, основные составляющие бизнес-плана: Титульная страница.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом - бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла. Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями. Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, то есть изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, то есть бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями.
А почему инвестор или кредитор должен верить в успех вашего дела, если, конечно, он не ваш старый друг или знакомый? Эту незадачу помогает решить бизнес-план, заключающий в себе две цели: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя цель бизнес-плана в качестве целевой аудитории предполагает вас и сотрудников компании. В особенности топ-менеджмент, который в своих действиях обязан отталкиваться от чёткой стратегии, а не прогноза погоды и личного настроения. Внешнее назначение бизнес-плана предполагает целевую аудиторию в виде инвесторов, кредиторов и всех тех людей, которые имеют возможность и желание вкладывать средства в чужой бизнес. Тогда как защита средств инвесторов — это моральный и юридический долг предпринимателя, самым необходимым документом при разговоре с оными становится бизнес-план. Олег Саввович Очеретнюк, генеральный директор консорциума FSB Center, занимающегося поставками международных финансов в различные проекты, сделки и контракты, делится бизнес-притчей: «Конференция... Среди участников губернаторы, владельцы большого и среднего бизнеса, и, конечно, владельцы малого бизнеса тоже. Среди гостей — солидный инвестор "СЭМ" одно из нарицательных имён щедрых инвесторов, — прим. Все выступающие предприниматели жалуются на недостаток финансирования или его дороговизну и недоступность. Что вы думаете? Черта-с-два простите за моветон. Был один средней руки предприниматель с бизнес-планом, который у него до этого даже в местечковом банке не приняли.