Союзники Вашингтона в Азиатско-Тихоокеанском регионе стремятся перестроить систему безопасности для доминирования США, заявил Сергей Шойгу, глава оборонного ведомства РФ, выступая на совещании. Фондовые индексы Азиатско-Тихоокеанского региона не показали значительной динамики на завершающей среду торговой сессии. Азиатско-Тихоокеанский регион — все самые свежие новости по теме.
Оперативные дежурные департамента комплексной безопасности
- Итоги молодежной конференции АТР-XIV (2023)
- Шойгу заявил, что в АТР союзники США пытаются изменить систему безопасности
- Стратегическое партнерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Сетевое аналитическое СМИ «РЕПОСТ»
- Тихоокеанская политика
- Шойгу: США наращивают военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Взаимодействие России со странами АТР пока не сбалансировано
Несколько докладов были посвящены страницам истории Дальнего Востока в период Гражданской войны и интервенции держав 1918-1922 гг. Большой интерес вызвал доклад студентки 4-го курса Ольги Прудниковой «Участие красного казачества в Гражданской войне на Дальнем Востоке России». Избранная тема достаточно слабо изучена в научной литературе и докладчица предоставила слушателями результаты своей научно-исследовательской работы. Студенка 5-го курса Алиса Хабарова раскрыла в своем докладе освещение японской интервенции на российском Дальнем Востоке в американской периодической печати 1918-1922 гг. События гражданской войны в районе Императорской гавани в 1918-1922 гг. Тему коренных народов Дальнего Востока продолжила студентка 4-го курса Мария Ульданова Она раскрыла вклад Советской власти в решении женского вопроса среди коренного населения Приамурья в 1920-1930-е гг. Другой блок тем — проблемы российско-китайского взаимодействия.
Какие бы изменения ни происходили на Тайване, основополагающий факт, что в мире существует только один Китай и Тайвань является его частью, останется неизменным». В первую очередь, обычный политический анализ к тайваньскому социуму неприменим.
Это сложносочиненное, фрагментированное общество, которое во многом опирается на семейные и клановые группы, местные традиции и связи, и внутренняя повестка для него исторически важнее любых форм внешнего давления. Во-вторых, на Тайване ВВП на душу населения вдвое выше, чем в Китае, и граждане опасаются падения уровня жизни вследствие объединения с материком. Можно, конечно, рассмотреть переходный вариант с сохранением независимой экономической и политической системы Тайваня. Однако пример Гонконга все испортил. В 1997 году, по прошествии 99 лет «аренды» острова, Великобритания, ко всеобщему удивлению, согласилась вернуть город Китаю. При этом стороны заключили соглашение, согласно которому предусматривался 50-летний переходный период, во время которого Гонконг сохранял бы политические свободы. Терпения Пекина для соблюдения провозглашенной Дэн Сяопином формулы «Одна страна, две системы» хватило лишь на треть оговоренного срока, и китайские власти начали потихоньку закручивать гайки. В Гонконге недовольство местных жителей вылилось в движение Occupy Central, или «революцию зонтиков».
К несчастью для протестующих, их поддержал Вашингтон возможно, тем самым сознательно провоцируя Пекин на более жесткие действия , а перед китайскими властями замаячил призрак площади Тяньаньмэнь образца 1989 года. К концу 2014-го протест был полностью подавлен, но и Тайвань, в свою очередь, получил наглядный урок. Жители острова привыкли к своей уникальной геополитической роли и независимой системе самоуправления, сторонников полноценного объединения с Китаем очень мало. Но и жить в постоянной конфронтации с Пекином желающих немного. Проблема же в том, что компромиссных вариантов Тайваню не предлагают. Победа проамериканских сил означает риск растущей эскалации с КНР. Триумф оппозиции чреват риском потери военной помощи США и развяжет руки для силового давления Пекина. Отсюда такие неоднозначные результаты выборов.
Китайский взгляд на мир КНР также взвешивает риски в отношении тайваньского кризиса. С одной стороны, необходимо торопиться, пока американцы не превратили остров в неприступную военную крепость. С другой стороны, одна неудачная операция может сильно изменить геополитическое место Китая. Есть точка зрения, что Пекин играет вдолгую, но именно из этой удобной стратегии его пытается вывести Вашингтон. Произошедшее в Гонконге явно противоречит господствующему сегодня нарративу о мудрости китайцев и их врожденном умении планировать свои шаги на столетия вперед. В качестве доказательства этой «непреложной истины» часто приводится «апокриф», согласно которому в 1972 году член американской правительственной делегации спросил у премьера Китая Чжоу Эньлая, каковы, на его взгляд, последствия Великой французской революции? На что получил ответ: «Еще рано судить об этом». Вот, восхищенно говорят китаисты, полюбуйтесь каков горизонт планирования — 170 лет прошло, а судить рано!
Однако можно предположить, что если бы был задан вопрос о последствиях прихода к власти Компартии Китая, то Чжоу Эньлай оценил бы его положительно, несмотря на то что прошло всего 23 года. Чжоу Эньлай был умным и образованным человеком к тому же он прожил четыре года во Франции , для того чтобы остроумно и политически верно ответить на вопрос о французской буржуазной революции. Однако он хорошо усвоил пословицу «молчание — золото», что позволило ему пережить и Большой скачок, и Культурную революцию, во время которой вчерашние политически правильные речи становились приговором ораторам. Власти КНР все эти годы крутились как белка в колесе, пытаясь наверстать упущенное их страной в XIX веке, отбросившем некогда могучее государство на задворки истории. На этом пути они наделали немало ошибок, но в конце концов в начале XXI века Китай стал второй экономикой мира. А это, в свою очередь, дало Китаю шанс на возвращение утраченных территорий вина за их потерю возлагается исключительно на внешние враждебные силы , что является для китайских лидеров делом чести и вопросом исторической справедливости.
Президент России Владимир Путин уверен, что будущее Азиатско-Тихоокеанского региона зависит от политической воли стран АТР к сотрудничеству в интересах общего развития. Такое мнение он высказал в субботу, выступая на Восточноазиатском саммите, который проходит по видео-конференц-связи.
СМИ назвали последствия слов Байдена о "диктаторе Си Цзиньпине" 16 ноября 2023, 11:35 "Этот регион не может и не должен быть ареной геополитического соперничества, и тем более он не должен быть втянут в новую холодную войну или блоковую конфронтацию", — сказал китайский лидер, текст выступления которого распространит в пятницу МИД КНР. Си Цзиньпин подчеркнул, что история процветания и развития Азиатско-Тихоокеанского региона показывает, что развитие возможно только при сотрудничестве, его отсутствие является самым большим риском, а нарушение цепочек поставок не в чьих-либо интересах.
Единый контактный центр ДВФУ
- Курсы валюты:
- Азиатский банк развития прогнозирует рост экономики стран АТР в 2023 году
- Оперативные дежурные департамента комплексной безопасности
- Новость тремя строками
- Алтай.Территория развития | АТР
Напряженность в безопасности АТР
До встречи с Японией мои представления о ней ограничивались стереотипами, рассыпавшимися в прах, стоило мне отправиться в пресс-тур, устроенный Организацией по развитию туризма региона Санъина. Азиатско-Тихоокеанский регион, вооруженные силы США, стратегическое сдерживание, военное присутствие, противоракетная оборона США. пишет газета Global Times со.
Шойгу заявил, что в АТР союзники США пытаются изменить систему безопасности
Здесь сосредоточены богатые запасы нефти и газа: по некоторым оценкам, 11 млрд баррелей нефти и 5,3 трлн куб. Обострение территориальных споров в ЮКМ в 2010-х гг На протяжении нескольких десятилетий противостояние вокруг спорных территорий носило характер тлеющего конфликта, периоды острой конфронтации сменялись относительным затишьем. В последние годы наблюдается очередное обострение конфликта из-за наступательной политики, проводимой Пекином. В 2009 г. КНР представила в ООН письмо, в котором заявила о существовании «линии девяти пунктиров», очерчивающей якобы исторически принадлежавшее ей пространство, захватывающее почти всю акваторию ЮКМ и нарушающее исключительные экономические зоны ИЭЗ Филиппин, Вьетнама и Индонезии. С первой половины 2011 г. При этом обострялась конфронтация между военными и гражданскими судами. В 2014 г. Пекин начал бурение нефтяных и газовых скважин в ЮКМ.
Одновременно Китай ведет работы по намыванию островов в районе архипелага Спратли, расширяя свою территорию и стремясь закрепить контроль над архипелагом. С 2014 г. Действия Китая вызывают резкий протест у других претендентов на острова и побуждают их добиваться интернационализации споров в ЮКМ. Так, после противостояния вокруг рифа Скарборо, фактически аннексированного Китаем, в январе 2013 г. Филиппины подали иск в Постоянную палату третейского суда в Гааге о правомерности китайских претензий на территории в рамках «линии девяти пунктиров». По мнению экспертов, стратегия Манилы заключается в создании правовой основы для более активного подключения международного сообщества к решению территориального спора. Одновременно Филиппины рассчитывают на поддержку со стороны США: в 2011 г. Вьетнам также делает ставку на интернационализацию спора, активно задействуя экономические проекты для укрепления политических связей с внерегиональными партнерами Россией, Индией, Японией, США с тем, чтобы сделать их заинтересованными сторонами на случай обострения противоречий с Пекином.
Споры в Южно-Китайском море, долгое время бывшие делом только их непосредственных участников, становятся предметом внимания не только региональных, но и глобальных игроков. Конфликт выходит за региональные рамки и превращается в противостояние более широкого масштаба. Рост напряженности вокруг спорных территорий провоцирует очередной виток гонки вооружений. Необходимость противостоять амбициям Китая вынуждает Филиппины и Вьетнам обращаться к США в поисках поддержки и средств сохранения баланса сил. Втягивание Вашингтона в конфликт еще больше обостряет его и расширяет его масштабы до уровня наиболее острых американо-китайских противоречий, которые давно уже приобрели глобальный характер. Несмотря на то, что напряженность в ЮКМ прямо или косвенно затрагивает интересы многих стран региона, большинство из них предпочитает проводить политику невмешательства. Такого подхода до недавнего времени придерживалась и Япония, однако последние несколько лет ее стратегия в отношении споров в ЮКМ начала заметно трансформироваться. Токио не только обращает более пристальное внимание на ситуацию в этом районе, но и стремится организовать политическое давление на Пекин, наращивает темпы сближения со странами, противостоящими Китаю в ЮКМ, и увеличивает присутствие в сфере обеспечения безопасности стран Юго-Восточной Азии ЮВА.
В целях обеспечения своих национальных интересов в этом районе Япония с 1970-х гг. Однако роль Токио в обеспечении безопасности была достаточно скромной. Любое военное вовлечение Японии в дела региона было исключено, поскольку вызывало бы нежелательные ассоциации с ее участием в войне на Тихом океане. В конце 1990-х гг. Токио стал активным участником борьбы с пиратством в регионе. Эскалация китайско-вьетнамских и китайско-филиппинских противоречий в 1990-е гг. До недавнего времени внимание Токио к ЮКМ было продиктовано не столько стратегическими соображениями сдерживания Китая, сколько стремлением обеспечить безопасность морских коммуникаций, а также играть международную роль, соответствующую статусу экономической сверхдержавы. В 1990-х и начале 2000-х гг.
Япония стала по-иному воспринимать действия Китая в прилегающем морском пространстве по мере того как военная мощь последнего росла, а внешняя политика в Азии становилась более решительной. Военностратегическая линия КНР изменилась от концепции «береговой обороны» к «активной прибрежной обороне» и далее — к «обороне в дальних водах». Реализация последней невозможна без обретения эффективного контроля над акваторией ЮжноКитайского и Восточно-Китайского морей. Возросшая активность Китая не может не затрагивать японские интересы как с точки зрения стратегической значимости ЮКМ для Японии, так и с точки зрения защиты своих границ на юго-западном рубеже. Напряженность в отношениях соседей нашла выражение в обострении спора вокруг островов Сэнкаку Дяоюйдао в Восточно-Китайском море ВКМ 9. Несмотря на то, что противоречия между Токио и Пекином в ВКМ возникали и раньше, они не достигали такой интенсивности, как кризис, связанный с задержанием китайского рыболовного судна в районе этих островов в сентябре 2010 г. Китай резко отреагировал на действия Японии. Одной из мер стало временное эмбарго на экспорт в Японию жизненно важных для ее экономики редкоземельных металлов.
Это событие стало поворотным пунктом, изменившим отношение Японии к ситуации в ЮКМ. После него Токио начал, с одной стороны, активней побуждать Китай к обсуждению вопросов морской безопасности в многостороннем формате, а с другой стороны — открыто выражать озабоченность наступательной политикой Пекина и проводить параллели между его конфликтами со странами ЮВА и противостоянием с Японией. Дальнейшее развитие событий вокруг Сэнкаку Дяоюйдао свидетельствует о том, что значение территориального вопроса продолжит возрастать как в двусторонних отношениях Токио и Пекина, так и в национальной политике Японии10. Можно предположить, что Токио продолжит жесткую линию в отношении Китая и будет более решительно проводить политику сдерживания, ставя целью формирование антикитайского фронта. По словам японских чиновников, если утверждения Китая о том, что острова в ЮКМ находятся в его юрисдикции при отсутствии ясной международно-правовой базы, получат поддержку мирового сообщества, то это, безусловно, отразится на японской позиции в отношении островов Сэнкаку11. Как и Вашингтон, Токио не высказывается по вопросу принадлежности спорных территорий, предпочитая акцентировать внимание на мирном урегулировании ситуации. Япония выражает поддержку принятой в 2002 г. Рост военного потенциала Китая и его решимости расширять сферу интересов в прилегающем морском пространстве, включающем спорные территории, ведет к обострению восприятия Японией «китайской угрозы» и более тесному сближению Токио с Вашингтоном.
Япония все более явно поддерживает американский курс на «ребалансирование» в Азии. С 2009 г. Вашингтон воспринимает активность Пекина в ЮКМ как вызов своей гегемонии и демонстрирует готовность отстаивать собственные интересы в этой точке земного шара. В июле 2010 г. Вашингтон настаивает на том, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, в ИЭЗ прибрежных стран разрешена гражданская и военная навигация. Вашингтон не признает территориальные притязания Китая в ЮКМ и под предлогом обеспечения свободы судоходства нарушает провозглашенные Пекином территориальные воды в пределах 12 миль от искусственно созданных КНР островов в районе Спратли. Курс администрации Б. Обамы пользуется поддержкой Японии.
По словам премьер-министра С. Абэ, азиатская политика Японии включает обеспечение свободных и открытых для навигации морей как «общего блага» и поддержку американской политики «ребалансирования». Проблематика ЮКМ вышла на первый план в риторике нынешнего японского правительства, сформированного победившей на выборах в 2012 г. Либеральнодемократической партией во главе с С. Однако поворот в стратегии на китайском направлении наметился еще в 2010 г. В определенной степени политика нынешнего правительства демонстрирует преемственность в отношении этого вопроса. Серьезный политический конфликт, связанный с задержанием китайского рыболовного траулера, заставил премьер-министра Н. Кан июнь 2010 — август 2011 г.
Хатояма сентябрь 2009 — июнь 2010 г. Следующее правительство демократов, возглавляемое Е. Нода август 2011 — декабрь 2012 г. Нынешний премьерминистр С. Абэ еще накануне выборов опубликовал статью «Стратегический ромб безопасности», в которой призывал не допустить милитаризации ЮКМ и превращения его в Пекинское озеро13. За первый год пребывания у власти С. Регулярные встречи на высшем уровне сопровождались установлением отношений стратегического партнерства например, с Камбоджей, Малайзией , а также укреплением существующих партнерств с Вьетнамом, Филиппинами, Индонезией. Многосторонняя дипломатия: ключевой инструмент реализации японской стратегии Дипломатическая стратегия Японии в ЮКМ носит многоуровневый характер.
Инициируя обсуждение ситуации в ЮКМ, Япония исходит из того, что присутствие США в многосторонних региональных структурах позволяет предотвратить доминирование Китая. Об этом же свидетельствует и внимание к Диалогу Шангри-Ла, с трибуны которого в 2014 г. Важность для Японии этой дискуссионной площадки по вопросам безопасности определяется тем, что она включает не только страны региона, но и крупные европейские державы: Великобританию, Францию, Германию. Подобный формат позволяет Токио донести свою позицию до заинтересованных сторон, а также привлечь внимание внерегиональных игроков. За счет включения в повестку дня ситуации в ЮКМ Токио стремится поддерживать необходимый уровень интернационализации спорных вопросов, не допускать их обсуждения в двустороннем формате между Китаем и другими участниками споров. Тем самым Токио и Вашингтон стремятся предупредить возможность заключения Китаем двусторонних соглашений, которые шли бы вразрез с их интересами. Результатом этих усилий стало включение соответствующих формулировок в заявление саммита Группы семи в июне 2015 г. Западные лидеры выразили озабоченность трениями в ВКМ и ЮКМ, а также высказались против использования угроз, принуждения или использования силы и любых односторонних действий, направленных на изменение статус-кво.
Для Токио выгоден выход проблемы за рамки чисто регионального формата и объединение вопросов ВКМ и ЮКМ как наглядных свидетельств наступательной стратегии Пекина в регионе. Во-первых, это позволяет продемонстрировать Китаю влияние Японии в глобальных институтах. Вовторых, задача интернационализации подобных региональных вопросов решается проще с привлечением европейских держав, в то время как страны АСЕАН не всегда охотно идут на включение проблем ЮКМ в итоговые документы. Еще один аспект многосторонней стратегии Японии в отношении ЮКМ заключается в том, чтобы выдвигать собственные предложения, касающиеся укрепления морской безопасности. Начиная с 2000-х гг. Япония приобрела положительную репутацию в этой области за счет усилий по борьбе с пиратством, что позволяет ей на правах полноценного игрока добиваться выработки новых правил поведения на море. По предложению Японии и Индонезии в 2012 г. В 2012 г.
Ватанабэ в дополнение к принципам свободы навигации и мерам доверия предложил сторонам принять принцип «хорошей морской практики» good seamanship — поведения на море, учитывающего интересы других сторон. Абэ озвучил «три принципа» поведения на море: государства должны выдвигать требования на основании международного права, стремиться решать споры мирными средствами, а также не применять оружие или силу для подкрепления своих требований. В 2015 г. Накатани выступил с инициативой по соблюдению транспарентности морской деятельности. Демонстрируя инициативный подход к обеспечению безопасности и стабильности в ЮКМ, Япония позиционирует себя как незаменимого игрока в этой части земного шара. Это в глазах японцев выглядит веским обоснованием их вовлечения в дела ЮКМ и повышенного внимания к происходящему в этом районе. Япония — АСЕАН: попытки формирования единого антикитайского фронта Дипломатия по линии международных институтов — важное, но не единственное направлением, на котором Япония продвигает интересующую ее тематику. Сочетание многостороннего взаимодействия и двусторонних переговоров направлено на то, чтобы создать единый фронт для противостояния попыткам Китая расширить сферу влияния в Азии.
Япония стремится к тому, чтобы проблематика ЮКМ или хотя бы вопросы безопасности на море и свободы навигации с антикитайским подтекстом присутствовали на переговорах и были закреплены документально. Упоминание о ситуации в ЮКМ в совместных документах выгодно Японии, поскольку демонстрирует Китаю единство позиций соседей относительно его поведения. Стремление к политическому сближению с государствами АСЕАН объясняется их значением для обеспечения поддержки и придания легитимности усилиям Японии, направленным на сдерживание Китая. Если не только Вьетнам и Филиппины, но и все страны АСЕАН будут публично выражать озабоченность активностью Китая на море, это станет дипломатическим достижением, способствующим укреплению стратегических интересов Токио и его влияния в регионе. В то же время, не все страны региона считают желательным вовлечение Японии в их дела и предпочитают не нагнетать ситуацию, избегая перехода от общих формулировок к конкретике и заострения внимания на вопросах ЮКМ. Это свидетельствует о нежелании партнеров Токио демонстрировать согласованную антикитайскую позицию и тем самым провоцировать новый виток эскалации напряженности в Восточной Азии. То же самое можно сказать об обсуждении вопросов ЮКМ в двустороннем формате, где эта тематика присутствует, однако формулировки, как правило, корректируются в зависимости от позиций азиатских партнеров. Если Филиппины и Вьетнам охотно принимают политическую поддержку Японии, то, например, Камбоджа больше заинтересована в сохранении хороших отношений с Китаем.
Стратегия Японии в отношении Филиппин и Вьетнама заключается не только в укреплении политического взаимодействия с ними, но и в увеличении объемов ОПР, оказании содействия береговой охране этих стран, а также в налаживании военного сотрудничества. Официальная помощь развитию традиционно играет большую роль в осуществлении внешнеполитической стратегии Японии, поскольку направлена на создание благоприятных условий для продвижения ее национальных интересов. С 1970-х гг. Япония оказывала помощь экономическому развитию прибрежных государств с целью поддержания стабильности в районе ЮКМ и Малаккского пролива. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. Пересмотр Устава ОПР в феврале 2015 г. Большинство наблюдателей сходится во мнении, что главными получателями такой помощи станут страны АСЕАН. В июне 2015 г.
Япония подписала соглашение о продаже Филиппинам 10 патрульных кораблей на условиях низкопроцентного кредита в 150 млн долл. В феврале 2015 г. Вьетнаму был передан первый из шести патрульных кораблей, обещанных Токио с целью укрепления потенциала береговой охраны страны. Фактически Япония задействует существующие каналы и возможности взаимодействия с Филиппинами и Вьетнамом, созданные в целях борьбы с пиратством в районе ЮКМ, для того чтобы совместно противостоять территориальным амбициям Китая. Оказывая помощь береговой охране, Япония содействует укреплению возможностей прибрежных стран по наблюдению, сбору информации и налаживанию связи. По мнению специалистов, японская помощь незначительно влияет на баланс сил в случае вооруженного конфликта, где преимущество будет на стороне Пекина, однако она сводит на нет вероятность незаметного захвата территорий Китаем, как это произошло в 1995 г. Теперь подобная ситуация приведет к вооруженному столкновению, а эскалация конфликта повлечет за собой вмешательство со стороны США. Содействие силам береговой охраны Филиппин и Вьетнама позволяет Японии укреплять их потенциал противодействия Китаю, способствуя таким образом реализации стратегии его сдерживания.
Новые возможности для сотрудничества Японии со странами ЮВА открывает пересмотр запрета на экспорт вооружений. Обновленные принципы, одобренные правительством С. Абэ в апреле 2014 г. Это открывает дорогу для экспорта вооружений и передачи технологий странам ЮВА, имеющим противоречия с Китаем. В ноябре 2015 г. В марте 2015 г. Наиболее динамично происходит сближение Японии с Филиппинами. В январе 2015 г.
В стадии обсуждения находится соглашение, которое позволило бы Японии использовать военные объекты на Филиппинах, как это могут делать США и Австралия. Все более частые двусторонние и трехсторонние военные учения, заходы в порты стран ЮВА свидетельствуют о расширение японского присутствия в этой части земного шара. В мае 2015 г. В конце марта 2016 г. В обозримой перспективе можно ожидать более тесное взаимодействие с Вьетнамом в сфере безопасности. Об этом свидетельствует договоренность между Токио и Ханоем о том, что корабли японских морских сил самообороны смогут заходить в порт в заливе Камрань во Вьетнаме, а также обсуждение перспектив совместных учений. За период с 2015 г. В апреле 2016 г.
Япония направила боевой вертолет через ЮКМ в Индонезию для участия в многосторонних морских учениях, посвященных миротворческим операциям, оказанию гуманитарной помощи, борьбе со стихийными бедствиями. Сотрудничество с Филиппинами и Вьетнамом, а также сближение с Индонезией и Малайзией позволяет Японии закрепить свою новую роль в ЮВА, наполняет новым содержанием ее усилия по поддержанию безопасности в регионе, а также посылает сигнал Китаю о том, что Япония намерена наращивать свое присутствие в ЮКМ. Перспективы присутствия сил самообороны в ЮКМ Следует обратить внимание на обсуждение в политических и экспертных кругах перспективы отправки сил самообороны в ЮКМ. Американские официальные лица неоднократно высказывались о желательности участия Японии в патрулировании и сборе информации в районе ЮКМ патрулях по обеспечению свободы навигации — freedom of navigation patrols. Заявления японских официальных лиц по этому поводу противоречивы. Создается впечатление, что в Токио предпочитают сохранять неопределенность вокруг этого чувствительного вопроса, камуфлируя ее расплывчатыми формулировками. Например, в феврале 2015 г. Накатани не исключил возможность присоединения японских кораблей к американскому патрулю в ЮКМ.
В июле 2015 г. Кавано заявил о том, что Япония может в будущем проводить патрулирование и сбор информации в районе ЮКМ. После осуществления американского патруля в октябре 2015 г. Накатани поспешил уточнить, что у Японии нет планов по отправке сил самообороны в ЮКМ. По словам источника в министерстве обороны, у Японии нет ни планов, ни возможностей, ни намерения осуществлять операции в ЮКМ. Несмотря на это, на встрече с Б. Обамой в ноябре 2015 г. Абэ заявил, что Япония изучит вопрос об отправке сил самообороны в ЮКМ.
Япония заинтересована в поддержании статус-кво в западной части Тихого океана, однако размер ее вклада будет определяться как состоянием отношений с Китаем и давлением со стороны США, так и позицией остальных региональных держав, прежде всего, союзников США. По мнению экспертов, нельзя исключать и того, что если Австралия примет решение участвовать в операциях в 12-мильной зоне от китайских искусственных островов, то и Токио может изменить свой подход к патрулированию. По мнению японского аналитика М. Нисихара, в политическом плане наиболее реальным был бы вариант участия Японии в многосторонних миссиях по сбору информации и наблюдению, включающих силы некоторых стран АСЕАН и Австралии. До недавнего времени одним из сдерживающих факторов на пути участия в патрулировании являлся вопрос о юридическом статусе возведенных Китаем островов. Выступая в парламенте, министр обороны Ф. Кисида заявил, что правительство не имеет возможности дать ответ, являются ли они скалами, которые государство может заявлять как свои территории, или возвышениями, не являющимися частью территории. В июле 2016 г.
Постоянная палата третейского суда ООН по морскому праву признала безосновательными притязания Китая в ЮКМ в пределах «линии девяти пунктиров». Япония незамедлительно поддержала судебный вердикт и выступила с призывом к Китаю соблюдать это решение. По мнению японского политолога Т. Котани, решение международного трибунала может открыть дорогу для совместного патрулирования в пределах морских миль. Представляется, что идея участия Японии в патрулировании на данном этапе вызвала бы отторжение со стороны электората, оппозиционных партий и партнера по правящей коалиции — партии «Комэйто». Принятие в сентябре 2015 г. Фактор общественного мнения нельзя не учитывать при рассмотрении перспектив участия японских военных в операциях за пределами своей территории. Не следует забывать и о том, что военное присутствие Японии в ЮВА приветствуется далеко не всеми странами региона.
Воспоминания о зверствах японской армии во время войны на Тихом океане до сих пор не изжили себя в странах ЮВА, а антияпонская риторика Китая в связи с отношением к истории, ревизионистской повесткой дня С. Абэ и его реформами оборонной политики будет только подогревать алармистские настроения азиатских стран. Неслучайно Малайзия и Индонезия отреагировали настороженно, когда осенью 1999 г. Япония предложила осуществлять совместное патрулирование в целях борьбы с пиратством. Сдержанное отношение Японии к идее отправки сил самообороны в ЮКМ объясняется и тем, что поддержка позиции США относительно допустимости военной разведывательной деятельности в ИЭЗ другого государства создает для Токио дилемму.
Здесь «живет» одна из главных резервных мировых валют — японская иена. Поэтому движения крупных азиатских экономик — предмет пристального внимания трейдеров, аналитиков и инвесторов.
Подключайся к онлайн-трансляции «Всё начинается с АТР»! Спикер:старший преподаватель кафедры социальной и молодёжной политики АлтГУ, психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Кристина Андреевна Великжанина Самых активных ждёт классный мерч АТР.
Здесь «живет» одна из главных резервных мировых валют — японская иена. Поэтому движения крупных азиатских экономик — предмет пристального внимания трейдеров, аналитиков и инвесторов.
В страны АТР организуют поставки газа из Хабаровского края
4 июля 2023 г. сотрудники Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН приняли участие в круглом столе «Особенности политики АТР в отношении Индии», организованном Российским институтом стратегических исследований (РИСИ). Она же явно демонстрирует укрепление Приморьем статуса нового центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В 2024 году «АТР» уже в 16-й раз объединит талантливую и яркую молодежь.
Действия и планы США по наращиванию военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Товарооборот между российским Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в стоимостном выражении в 2023 году составил $47 млрд, что более чем на 10% превышает показатель 2022 года. Североатлантический альянс провоцирует взрывоопасную ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) по европейскому сценарию. До встречи с Японией мои представления о ней ограничивались стереотипами, рассыпавшимися в прах, стоило мне отправиться в пресс-тур, устроенный Организацией по развитию туризма региона Санъина.
Стратегическое партнерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Провозглашались такие цели: снизить недопонимание и взаимное недоверие, ослабить напряженность, ускорить процесс объединения. Раскрывались три принципа объединения: Независимость от внешнего влияния; Мир как важнейшее средство достижения объединения; Национальное единство, стоящее выше идеологий, идеалов, символов. В последующих пунктах заявления приводился список действий, способствующих реализации трех принципов. Важнейшие из них: прекратить взаимную клевету и оскорбления; воздерживаться от действий, которые могут привести к несчастным случаям с участием вооруженных сил; предпринимать позитивные шаги для предотвращения военных столкновений; проводить обмены в различных областях; завершить переговоры, начатые Красным крестом по воссоединению семей; наладить прямую линию связи между Сеулом и Пхеньяном; и, в конечном итоге, учредить постоянный комитет, отвечающий за координацию отношений между Севером и Югом. Несмотря на то, что до конца не ясно, какая сторона выступила инициатором переговоров, важнейшим моментом можно считать выступление Пак Чжон Хи по случаю дня независимости в 1970 г.
Также Пак призвал Пхеньян к проведению «мирного соревнования в области развития» для определения того, какой режим наилучшим образом подходит для обеспечения наиболее высоких стандартов жизни населения. Заявление имело безусловную ценность для утверждения нового подхода к ведению переговоров, основанного на взаимных обменах в политической и неполитической сфере, усилении независимости и сотрудничества, и как следствие, интеграции. Старая формула «отсутствия диалога» была заменена на новую: «объединение посредством диалога». Но также очевиден и другой аспект вопроса: такая открытость со стороны Пака была продиктована в большей степени международными обстоятельствами и его собственным политическим оппортунизмом, нежели искренним желанием примирения с Пхеньяном.
Несколько условий, которые были выдвинуты в первой речи 1970 г. После почти 20-летнего отсутствия реального сотрудничества на полуострове второе окно возможностей открылось в конце 1980-х гг. Неожиданный крах биполярного миропорядка стал встряской для всей международной системы и подготовил почву для разрешения нескольких региональных и локальных конфликтов, которые до сих пор были неразрывно связаны с биполярной системой международных отношений. Наиболее ярким примером стало объединение Германии.
Несмотря на ожидания многих экспертов и политиков, Северная Корея продемонстрировала небывалую устойчивость к этому историческому изменению, которое режим преодолел и пережил. Очевидно, потеря главного поставщика экономической и военной помощи, равно как и охлаждение отношений с Китаем, стало угрозой для Пхеньяна и привело к возникновению серьезного кризиса, который окончился трагическим голодом, продолжавшимся в течение всех 1990-х гг. Несмотря на то, что эти перемены не стали реальной возможностью для объединения, они создали условия для нового курса в межкорейских отношениях. Южнокорейское правительство президента Ро Дэ У 1988—1993 гг.
Подход Ро Дэ У к Северной Корее и внешней политике был обозначен термином «северная политика» Nordpolitik , по аналогии с термином «восточная политика» Ostpolitik , который ввел премьер-министр Германии В. Брандт в начале 1970-х гг. Основная идея подхода заключалась в том, чтобы поддерживать добрососедские отношения с Советским Союзом затем с Россией и Китаем, ставя перед собой двойную задачу: подготовить почву для улучшения отношений между двумя корейскими государствами и повысить экономический и дипломатический статус страны. В то же время южнокорейское правительство продвигало инициативу по созданию новых каналов для ведения диалога на высшем уровне на полуострове.
Межправительственные переговоры, которые были проведены с 1989 по 1991 гг. В тот же день были ратифицированы два важных документа: Совместное заявление о денуклеаризации полуострова и Соглашение о создании подкомиссии для проведения переговоров на высшем уровне между Севером и Югом. Основное внимание в Соглашении о примирении уделялось предотвращению провокаций и вмешательства во внутренние дела исчезла идея, согласно которой Южная Корея рассматривалась в качестве колонии США. Было заявлено, что стороны должны превратить перемирие 1953 г.
Очевидно, положения третьей главы, посвященной сотрудничеству и обменам, могли быть воплощены в жизнь наиболее быстро и легко. Произошло улучшение ситуации с воссоединением семей, объем торговли вырос к середине 1990-х гг. Другая судьба ждала «Совместную декларацию о денуклеаризации полуострова», которая представляла собой короткий документ, состоящий лишь из шести пунктов, призывавший к использованию ядерной энергии на полуострове исключительно в мирных целях, а также к созданию механизмов взаимного контроля. Декларация носила характер заявления и никогда не была воплощена в жизнь.
Прогресс, достигнутый правительством Ро Дэ У, привел к значительному улучшению отношений между двумя корейскими государствами, в особенности в сфере экономического сотрудничества. Кроме того, временное разрешение первого северокорейского ядерного кризиса путем заключения рамочного соглашения, подписанного Пхеньяном и Вашингтоном в 1994 г. Следующий южнокорейский президент Ким Ен Сам 1993—1998 гг. Тем не менее политический капитал, созданный «северной политикой», не был полностью исчерпан.
Наивысшая точка в межкорейском сотрудничестве была достигнута в годы проведения «политики солнечного света» во время пребывания у власти прогрессивных южнокорейских президентов Ким Дэ Чжуна 1998—2003 гг. Первого можно считать настоящим архитектором нового конструктивного подхода к Северной Корее, основанного на нескольких принципах: нет терпимости к военным провокациям со стороны Северной Кореи; нет объединения посредством поглощения; активный поиск путей для примирения и сотрудничества. Такой подход был основан на концепции «гибкого дуализма», который можно определить как разделение политики и экономики. Согласно позиции Кима, сотрудничество и обмены нельзя связывать с политическими и военными проблемами, поскольку в таком случае, каждый шаг, сделанный в направлении улучшения межкорейских отношений, может быть подорван из-за роста военной напряженности на приграничной территории, или из-за продвижения в развитии северокорейской ядерной программы.
Новый подход с самого начала своего претворения в жизнь начал приносить плоды. Произошел расцвет межкорейских экономических и торговых обменов, резко снизилась военная конфронтация, произошло создание нескольких очень важных совместных проектов: например, туристический проект на горе Куманган и промышленный комплекс Кэсон. Наиболее важным примером этой волны позитивных отношений между двумя корейскими государствами как в символическом, так и в политическом плане стал межкорейский саммит, состоявшийся в Пхеньяне 13—15 июня 2000 г. Главной целью встречи было ускорение нормализации и институционализация межкорейских отношений по трем основным направлениям: официальная смена подхода от конфронтации к сотрудничеству; нормализация отношений между двумя правительствами; начало демонтажа структур холодной войны на полуострове20.
Атмосфера вокруг саммита была несколько сверхъестественной, если судить по тому радушию, с которым была принята южнокорейская делегация, и по близким отношениям, которые демонстрировали лидеры двух стран, до сих пор находящихся в состоянии войны друг с другом. Все следы десятилетий враждебности и взаимных подозрений, казалось, исчезли на эти несколько дней, а мир был ближе, чем когдалибо. Безусловно, красочный прием Ким Дэ Чжуна в Пхеньяне был устроен правительством Северной Кореи для того, чтобы продемонстрировать всему миру, как сильна власть Ким Чен Ира в его стране, но в то же время несколько сгладить полностью негативный образ, которым он обладал в других странах, показав «новое лицо»: доброе, приветливое, харизматичное и рациональное. В то же время, президент Ким Дэ Чжун также сумел использовать театральность, разыгранную вокруг саммита для своих собственных политических целей, повысив свою популярность на родине.
Наиболее важным результатом саммита, помимо его символического значения, стало принятие совместной декларации, подписанной лидерами двух стран 15 июня 2000 г. Этот документ можно поставить в один ряд с Совместным заявлением 1972 г. Пять пунктов декларации резюмировали заявления, зафиксированные в предыдущих совместных документах: важность объединения, независимого от внешнего влияния, посредством совместных усилий обеих стран, составляющих единую нацию; признание сходств предложенных формул для достижения объединения, которые можно считать жизнеспособной основой будущих действий; разрешение гуманитарных проблем, прежде всего, воссоединение семей. В этой связи лидеры двух государств объявили, что разделенным семьям будет предоставлена возможность встречи 15 августа 2000 г.
Два последних пункта касались важности обменов в различных сферах культурной, социальной, спортивной, защиты окружающей среды, здравоохранения в качестве инструмента для укрепления доверия, достижения сбалансированного развития посредством экономического сотрудничества и создания постоянного диалога между руководством двух стран для имплементации соглашения. В декларации неоднократно используется слово «нация», когда речь идет об усилиях, необходимых для объединения, а также о сотрудничестве и развитии. Важно отметить, что саммит был организован без посредничества третьих сторон, только посредством контактов двух корейских государств. Это стало радикальным изменением для Северной Кореи, которая долгое время отказывалась иметь официальные контакты с правительством в Сеуле.
Одной из наиболее важных проблем, которые предстояло решить сторонам, было воссоединение семей, разделенных корейской войной. Первые переговоры представителей организаций Красного креста двух государств прошли уже через несколько недель после саммита на горе Куманган 27—30 июня 2000 г. Их целью стало уточнение деталей запланированной встречи разделенных семей и определение подходящего места для репатриации узников войны, которые до сих пор находились в Южной Корее. Вторым шагом в развитии диалога стало проведение регулярных переговоров на министерском уровне в течение всего 2000 г.
Среди этих мер выделялось создание совместного комитета по развитию межкорейского экономического сотрудничества, которому поручалось начать обсуждение строительства индустриального комплекса «Кэсон» в ближайшие годы. Последний должен был стать одним из наиболее ярких примеров экономического сотрудничества двух корейских государств. Во всех трех описанных эпизодах очевидна взаимозависимость между балансом сил в регионе, и даже в мире, и проблемой межкорейских отношений. В первых двух случаях сближение Сеула и Пхеньяна произошло вследствие изменения отношений между ведущими державами: Совместное заявление 1972 г.
В случае «политики солнечного света» наблюдалась обратная связь между отношениями на Корейском полуострове и региональной обстановкой. Улучшение отношений между Сеулом и Пхеньяном положительно повлияло на региональную ситуацию — в частности, на отношения Вашингтона, Токио и Пхеньяна. Кроме того, правительство Ким Дэ Чжуна решило придерживаться предыдущего курса открытости и поддержания добрососедских отношений с Китаем и Россией. Межкорейский конфликт и сотрудничество в Северо-Восточной Азии Риски для регионального баланса сил, исходящие от неразрешенного конфликта между Северной и Южной Кореей, и в еще большей степени от северокорейской ядерной программы, побудили всех ведущих региональных акторов искать способы координации и сотрудничества, необходимые для решения проблем на полуострове.
Кризисы, возникавшие в течение последних двух десятилетий, также предоставляли возможность для развития сотрудничества между странами СевероВосточной Азии. Одним из наиболее значимых примеров является попытка найти выход, по крайней мере временный, из первого ядерного кризиса на корейском полуострове 1993 г. Тогда Пхеньян отверг запрос Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ на проведение инспекции объекта в Йонбене, расценив это как неприемлемое вмешательство во внутренние дела. После первого раунда контактов между Пхеньяном и Вашингтоном, который был твердо намерен предотвратить любую возможность неконтролируемого распространения ядерного оружия, Северная Корея решила приостановить выход из ДНЯО.
Среди важнейших положений соглашения были: заморозка северокорейской ядерной программы; новая серия инспекций МАГАТЭ, включая запланированные инспекции и инспекции по требованию; участие в ДНЯО; выполнение Совместного заявления о денуклеаризации Корейского полуострова 1992 г. В обмен правительство США обязалось предоставить формальные гарантии целостности Северной Кореи, поставить нефть для электричества и отопления 500 тыс. Последний пункт имел большое значение для регионального сотрудничества. В 1995 г.
В 1995—2000 гг. Соглашение и создание организации столкнулись с оппозицией со стороны республиканского большинства в Конгрессе США, которое рассматривало это решение как способ умиротворения КНДР. Во многом из-за этого строительство началось после долгой отсрочки, что вызвало раздражение КНДР. Вскоре стало ясно, что несмотря на добрую волю некоторых акторов, в первую очередь, Японии и Южной Кореи, у проекта КЕДО нет больших шансов для успеха.
В особенности это стало очевидно после избрания на пост президента США Дж. Несмотря на это, создание организации продемонстрировало новые возможности для регионального сотрудничества не только в сфере экономики, но и в области безопасности. Второй ядерный кризис конца 2002 — начала 2003 гг. Предположения о возможности Северной Кореи обогащать уран привели в октябре 2002 г.
Враждебность, продемонстрированная республиканской администрацией в Вашингтоне, в особенности, отнесение Северной Кореи к т. Решение было найдено в виде создания многостороннего формата для урегулирования кризиса. Начало шестисторонних переговоров, по крайней мере в теории, было замечательным результатом, поскольку удалось собрать вместе все стороны, заинтересованные в урегулировании северокорейской ядерной проблемы: Китай, Россию, КНДР, Республику Корею, США и Японию, которые также являются ведущими акторами в Северо-Восточной Азии. Форум стал реальной возможностью конструктивно рассмотреть проблему и достичь всеобъемлющего решения.
В частности, Китай и Республика Корея, придерживающаяся при администрации президента Но Му Хена подхода, основанного на диалоге и переговорах, тесно сотрудничали для подписания нового соглашения между двумя главными сторонами кризиса — США и КНДР. Четвертый раунд шестисторонних переговоров 26 июля — 7 августа, 13—19 сентября 2005 г. В обмен на это все стороны соглашались начать повторные обсуждения вопроса о строительстве реакторов на легкой воде, а США обязывались уважать суверенитет КНДР, устранить любые враждебные намерения, в частности, воздерживаться от любого рода нападений, начать процесс нормализации отношений. Все стороны обязывались принять участие в восстановлении экономики Северной Кореи, сотрудничать в сферах торговли, экономики и энергетики, а также взаимодействовать в целях заключения окончательного соглашения и достижения мира на Корейском полуострове.
Декларация не была претворена в жизнь, так как произошла новая эскалация напряженности. К концу 2005 г. Несмотря на протесты Пхеньяна и угрозы бойкота будущих заседаний шестисторонних переговоров, США не изменили своего решения и, более того, продолжали критиковать правительство КНДР за нарушения прав человека, а также обвинять Северную Корею в вовлеченности в контрабанду наркотиков и в связях с международными преступными организациями. Реакция Северной Кореи на этот новый виток напряженности достигла своего пика в октябре 2006 г.
Несмотря на конфронтационную обстановку, в декабре 2006 г. Было сделано несколько важных шагов для ослабления напряженности, например, демонтаж Пхеньяном охлаждающей башни ядерного реактора в Йонбене и исключение Вашингтоном КНДР из Закона о торговле с враждебными государствами, а также из списка стран, поддерживающих терроризм. Но на первый план выступили другие факторы, препятствующие достижению реального прорыва на переговорах. В то же время отсутствие договоренностей между Пхеньяном и Вашингтоном по срокам и процедурам верификации и свертывания северокорейской ядерной программы привели к остановке выполнения соглашения в 2007 г.
Второе подземное ядерное испытание, проведенное в 2009 г. Несмотря на неспособность достичь окончательного решения северокорейской ядерной проблемы, два кризиса предоставили важную возможность для сотрудничества в области безопасности. Это в особенности касается второго кризиса, в результате которого был создан масштабный региональный форум, который предоставил возможность для диалога как с КНДР, так и между самими региональными акторами. Вероятно, одним из наиболее серьезных ограничений шестисторонних переговоров стала узость их целей.
По сути, их единственной целью было урегулирование северокорейской ядерной проблемы, тогда как на задний план были отодвинуты важнейшие проблемы полуострова и региона, такие как отсутствие мирного договора в конце корейской войны. Попытка восполнить этот пробел была предпринята действующим президентом Республики Корея Пак Гын Хе избрана в 2012 г. В рамках новой инициативы должны быть рассмотрены важнейшие вопросы: северокорейская проблема; трехсторонние отношения Южной Кореи, Китая и Японии, в особенности, связанные с нерешенными историческими разногласиями; риск роста военной напряженности между Пекином и Вашингтоном. Не случайно, что первую речь, в которой Пак дала подробное объяснение своей инициативы, она произнесла на совместном заседании конгресса США в мае 2013 г.
Это предложение — не первая попытка Южной Кореи институционализировать и нарастить сотрудничество между ведущими игроками в Северо-Восточной Азии. Несмотря на достигнутые успехи, эта политика не способствовала созданию реальных механизмов институционализированного и постоянного сотрудничества. Первый выдвинул проект создания «Группы видения будущего Восточной Азии», второй предлагал проект превращения Кореи в связующий хаб в Северо-Восточной Азии. В обоих случаях не было достигнуто сколько-нибудь заметных результатов.
Первая успешная попытка институционализации сотрудничества была сделана администрацией Ли Мен Бака, когда был учрежден секретариат трехстороннего сотрудничества с центром в Сеуле, в рамках которого за стол переговоров сели Китай, Южная Корея и Япония. Но в новом формате были достигнуты лишь скромные практические результаты, на его работу влиял нестабильный характер отношений между тремя странами, в особенности, между Китаем и Южной Кореей, с одной стороны, и Японией, с другой. Инициатива Пак Гын Хе должна была дать старт многостороннему сотрудничеству, которое в настоящее время отсутствует в регионе. В то же время ставилась задача укрепить роль Южной Кореи в качестве «средней державы» и использовать преимущества дружественных отношений со всеми региональными акторами для занятия лидирующих позиций в регионе.
В отличие от инициативы развития трехстороннего сотрудничества, инициатива Пак должна была дополнить стратегический альянс США и Южной Кореи, который рассматривался в качестве ключевого элемента для достижения региональной стабильности. С этой точки зрения инициатива не может рассматриваться в отрыве от новой стратегии США в Азии, учитывая ту роль, которую отводит Сеул США в регионе, а также состояние отношений между Вашингтоном и Пекином34. Инициатива Пак Гын Хе ставила задачу отталкиваться от незначительных с точки зрения безопасности вещей таких как защита окружающей среды, энергетическая безопасность, борьба с пандемиями, защита прав интеллектуальной собственности, финансовые вопросы и затем переходить к сложным проблемам политического характера. Однако данная инициатива так и осталась декларацией о намерениях и не привела к сколько-нибудь заметному улучшению межкорейских отношений.
Также мы показали, какое влияние оказывает Северная Корея на развитие регионального сотрудничества. Изменения регионального баланса сил, а также рост национализма в некоторых странах региона способствует тому, что возможности интеграции и сотрудничества сегодня невелики. И хотя речь пока не идет о реальном кризисе — за исключением отдельных случаев, — уровень напряженности в Северо-Восточной Азии сегодня достиг наивысшей точки со времени окончания холодной войны. Однако, как показывает опыт, именно в таких ситуациях страны АТР могут создавать новые площадки и находить новые возможности для развития регионального сотрудничества.
Рассмотрена роль многосторонних форматов, которые Китай использует, отстаивая свои интересы в отношениях с ключевыми партнерами — региональными интеграционными группировками. Показано, что по мере возрастания экономической и политической мощи Китая на международной арене меняются и его дипломатические инструменты. Авторы подчеркивают, что это не отменяет использования традиционных двусторонних форматов, а также их комбинаций с многосторонними площадками. После мирового финансового кризиса 2008—2009 гг.
Одно из них — стремительное возвышение Китая с точки зрения абсолютной и относительной мощи. Это привлекло внимание академических и политических кругов. В их дискуссиях акцент нередко делался на взаимоотношениях Китая с соседями и великими державами, но взаимоотношения КНР с региональными экономическими интеграционными организациями почти не обсуждались. Именно этому аспекту будет посвящена настоящая статья.
Во внешней политике Китай уделяет особое внимание двусторонней дипломатии как наиболее традиционному способу взаимодействия на международной арене. Однако по мере того как Китай становился все более значимой и могущественной державой, в его внешней политике росла роль многосторонней дипломатии. Можно выделить три подхода, объясняющие интерес КНР к использованию многосторонней дипломатии. Первый заключается в том, что, прибегая к многосторонней дипломатии, Китай социализировался и изучал широко принятые в международном сообществе стандарты, то есть адаптировался к существовавшим «правилам игры».
Сторонники второго подхода подчеркивают, что Китай прагматично использует многостороннюю дипломатию как политический инструмент влияния, преследуя свои национальные интересы. Например, развивая отношения с региональными экономическими интеграционными организациями, Китай выступает адвокатом многополярного мира с целью уравновесить могущество США. Адепты третьего подхода считают, что Китаю будет трудно полноценно интегрироваться в систему многосторонних международных отношений. Поэтому он будет стремиться изменить саму существующую систему и ее ценности, в том числе, возможно, прибегая к стратегии «разделяй и властвуй» при выстраивании отношений с региональными организациями.
Наличие трех подходов демонстрирует разногласия, существующие в интерпретации природы многосторонней дипломатии Китая, и указывает на то, что последняя нуждается в дополнительном изучении. Становление современной модели дипломатии Китая Развитие дипломатии Китая особенно многосторонней по отношению к региональным экономическим организациям можно условно разделить на три этапа. Первый охватывает период от становления КНР до окончания холодной войны 1950-е — конец 1980-х гг. Условно назовем этот период «установлением контактов».
Китай выстраивал многосторонние связи только на глобальном уровне к примеру, с ООН , но был скептически настроен в отношении многостороннего взаимодействия на региональном уровне, полагаясь на двустороннюю дипломатию с государствами Европы и Юго-Восточной Азии. Второй этап пришелся на период между окончанием холодной войны и началом мирового экономического кризиса 2008—2009 гг. Китай начал присоединяться к различным международным и региональным форматам и применять на практике многостороннюю дипломатию. Выстраивая отношения с ЕС, Китай в равной степени опирался на двустороннюю и многостороннюю дипломатию, однако оба этих трека не были взаимодополняющими.
Ключевой особенностью китайской дипломатии в отношении ЕС и АСЕАН оставалась избирательность, что объяснялось порой отсутствием политической воли и ограниченными возможностями. С началом мирового финансового кризиса 2008 г. Китай начал активно и со знанием дела применять многостороннюю дипломатию, используя ее в национальных интересах и преследуя заложенные в национальных стратегиях цели. Хотя «установление контактов», «интеграция» и «становление» —— это основные характерные черты выделенных нами этапов, в рамках какого-либо отдельно взятого этапа могут проявляться и другие.
Чуть ниже мы подробнее рассмотрим третий этап — становление многосторонней дипломатии. Особенность внешнеполитической стратегии Китая современный период состоит в том, что в его взаимоотношениях с региональными экономическими интеграционными организациями двусторонняя и многосторонняя дипломатия дополняют друг друга. КНР развивает новые формы дипломатии, такие как многосторонняя экономическая дипломатия, многосторонняя культурная дипломатия и т. Эти процессы свидетельствуют о переходе Китая от интеграции в международное сообщество и принятия международных правил к изобретению новаторских международных механизмов взаимодействия и активному формированию благоприятных внешних условий для достижения своих целей.
Рассматривая трансформацию китайской дипломатии в отношении двух крупнейших региональных экономических интеграционных организаций ЕС и АСЕАН , важно подчеркнуть изменение характера китайской дипломатии в целом. Если ранее Китай осторожно относился к многостороннему взаимодействию, то сегодня многосторонний трек полностью интегрирован во внешнюю политику страны благодаря полученным знаниям о том, как многосторонние инструменты дипломатии позволяют активно взаимоотношения и преобразовывать их. Эволюция политики Китая в отношении ЕС Сегодня Европейский союз — один из главных источников распространения модели многосторонней дипломатии в мире. В рамках Европейской политики соседства, запущенной в 2003—2006 гг.
Принимая активное участие в налаживании диалога с другими региональными экономическими организациями, ЕС проводит успешную внешнюю экономическую политику, опираясь на свои очевидные преимущества: выход любой страны на единый рынок ЕС регулируется единым внешним тарифом. В то время Китай был больше заинтересован в налаживании связей с государствами Западной Европы в мире и в развитии отношений с двумя сверхдержавами. Внешняя политика Китая в отношении ЕЭС была в первую очередь сосредоточена на двусторонней дипломатии в отношении каждой из стран-членов Сообщества. В 1990-е гг.
ЕС начал делать шаги в сторону сотрудничества с КНР. Так, с 1995 по 2008 гг. ЕС издал шесть документов по внешней политике, которые затрагивали отношения с Китаем. Объемы торгово-экономических и отношений сторон стали быстро возрастать.
ЕС начал координировать с Китаем свои шаги в рамках ООН, активно выступал в поддержку вступления Китая в ВТО, осознавая, что присоединение Китая —— шанс для дальнейшего развития этой организации. Чтобы выстроить сбалансированные торговые отношения с ЕС, Китай начал изучать нормы ЕС, в которых многостороннему подходу —— в том числе, в области дипломатии —— отводилась центральная роль. На протяжении этого периода 2000-е гг. Так, в 2004 г.
В 2008 г. В китайских академических кругах резко возросла популярность такого направления как «европеистика» изучение европейской интеграции : оно помогало глубже изучить основы и механизмы региональной интеграции. Тем не менее позиция Китая в политико-экономическом диалоге с ЕС в этот период еще носила пассивный характер. Это определялось асимметричной взаимозависимостью Китая и ЕС.
В торговых войнах между Китаем и ЕС китайские компании всегда оказывались в худшем положении, поскольку Китаю не доставало понимания правил и предписаний ЕС —— а значит, их сложно было соблюдать.
Гармаева, а также аспиранты смогли обсудить обозначенную научную проблему. Соорганизаторами молодежной конференции по компаративистике в странах АТР традиционно выступили: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Верховный суд Республики Бурятия, Региональное отделение Ассоциации юристов России в Республике Бурятия, Ассоциация юристов Монголии, Монгольский государственный университет, Ассоциация сравнительного правоведения Китая, Институт сравнительного правоведения при Политико-юридическом университете Китая, Союз криминалистов и криминологов, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия. На торжественном открытии международного форума с приветственными словами выступили: ректор БГУ им. Банзарова А.
Дамдинов, председатель Верховного суда Республики А. Кириллова, исполняющий обязанности прокурора Республики Бурятия М. Филичев и декан юридического факультета БГУ им. Банзарова Э. Ведущим пленарного выступил руководитель оргкомитета конференции, заведующий лабораторией сравнительного правоведения в странах АТР Ю.
Дистанционный формат участия позволил услышать в пленарном заседании интереснейшие доклады ученых из Москвы, Иркутска, Красноярска, а также зарубежных стран — Китая, Армении, Республики Беларусь. Правоохранительные органы в странах АТР».
Требования по правам на интеллектуальную собственность Если в процессе удовлетворения запроса возникают права на интеллектуальную собственность, следует обозначить требования по ним. Можно обозначить, какими правами интеллектуальной собственности должен обладать поставщик относительно запрашиваемой технологии или технологического решения.
Одним из последних примеров, доказывающих обозначенный губернатором тезис, стала рабочая встреча представителей краевых властей с делегацией из Индии, которая накануне прошла в дальневосточной столице. Она же явно демонстрирует укрепление Приморьем статуса нового центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Фото: primorsky. В частности, в ходе разговора с представителями Торгово-промышленной палаты Индии поднимался вопрос привлечения с их стороны инвестиций.
Андрей Блохин отметил, что на данный момент в Приморье созданы крайне благоприятные условия для ведения зарубежными партнёрами здесь бизнеса. В частности, он напомнил собравшимся о существовании в крае территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, преимущества которого уже успели оценить как минимум три индийские компании. Министр подчеркнул, что правительство региона готово и намерено помочь зарубежным партнёрам преодолеть административные сложности, с которыми они могут столкнуться в ходе реализации на территории Приморья инвестиционных проектов.
Клуб «Валдай»
ЕС обвинили в намерении навязать странам АТР свое видение конфликта на Украине Постпредство России: ЕС собирается навязать странам АТР свое видение конфликта на Украине Фото: Pixabay Постоянное представительство России при Евросоюзе прокомментировало проведение в субботу в Стокгольме форума «Евросоюз — Индо-Тихоокеанский регион», выступив с обвинениями в адрес организации в намерении навязать странам Азиатско-Тихоокеанского региона свое видение ситуации в мире, в частности конфликта на Украине , сообщает ТАСС. Дипломаты напомнили, что, по словам главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, ЕС намерен выстраивать отношения с тем или иным государством в зависимости от его позиции по ситуации на Украине.
НП РСМД не предоставляет право публикации на сторонних ресурсах фотографий и иллюстраций, размещенных на портале russiancouncil. Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте welcome russiancouncil.
Профессор международных отношений и специалист по разрешению конфликтов Хасан аль-Муни отмечал, что учения проходили в условиях бурных изменений в мире.
Естественно, это свидетельствует об укреплении российско-китайского военного сотрудничества. Тем не менее «оно не достигло уровня альянса, несмотря на прочность их двусторонних отношений». Столь уважаемому эксперту следовало бы знать, что, во-первых, еще год тому назад президент РФ Владимир Путин, выступая на Валдайском форуме, подчеркнул, что Россия и Китай дружат не против кого-то, а в интересах друг друга и в отличие от НАТО не создают военного блока. Не в альянсах, оформленных формально, дело.
Глава Центра стратегических исследований «Сакр» Муханнад аль-Аззави в интервью Sky News аrabia очень верно подметил, что хотя эти маневры и могут показаться традиционными, на самом деле, они таковыми не являются, поскольку в них участвуют два арабских государства, а также страна, не входящая в азиатские стратегические альянсы. Речь идет об Индии, чья армия, наряду с китайской и российской, входит в четверку самых сильных в мире, причем обладающих ядерным оружием. Еще год тому назад западный истеблишмент открыто обсуждал свои планы по «сдерживанию» России и Китая. В режиме этакой вольной дискуссии экспертное сообщество рассматривало вопрос: а потянет ли Америка войну на два фронта?
Были и сомневающиеся иногда здравые смыслы посещают Запад. Здесь нельзя не сказать о стремлении США, Великобритании и Японии действительно создать дальневосточный «второй фронт» против России, в том числе с целью осложнить нашей стране проведение СВО на Украине. Оказалось, несмотря на участие ее армии в крупной спецоперации на Украине, Москва обладает достаточным военным потенциалом еще и для проведения интенсивных учений. А также — немалым международным авторитетом.
Планы США и Японии, таким образом, были поломаны. В Вашингтоне и в Токио по этому поводу очень возмущались. Слова «по поводу любой страны» означают, что США опять применили давнее свое правило «Кто не с нами — тот против нас». Им вторят японцы.
Генеральный секретарь правительства Японии Хирокадзу Мацуно заявил, что проведение военных учений на российских островах Кунашир и Итуруп — «северных территориях» по версии Токио вызывает крайнее сожаление. И подчеркнул, что Токио будет внимательно следить за ходом учений и «действовать соответственно». Япония при этом явно рассчитывает на «дружескую» поддержку США. Наглости японцам не занимать!
Они проводились намеренно на фоне растущей морской активности Китая в Индо -Тихоокеанском регионе. Акилино заявил, что столь представительное участие в маневрах — это демонстрации силы и решимости США и союзников в противодействии Китаю. Альянс продолжает наращивать военное присутствие в непосредственной близости от рубежей Союзного государства Беларуси и России. Становится очевидно, что альянс рассматривает восточно-европейский регион как наиболее вероятный театр военных действий.
Суммарная численность войск стран альянса на его восточных границах по состоянию на июль-август 2022 г.
Проблемы с проведением международных расчетов с Россией, нарушение традиционных логистических цепочек и общий контекст антироссийских санкций не могли не оказать временного сдерживающего влияния на объемы торговли между Россией и регионом. Режим антироссийских санкций повлиял и на формат выстраивания деловых отношений между Россией и ее азиатскими партнерами. Стали использоваться схемы доставки товаров через третьи страны что может приводить к искаженной торговой статистике , расширяться взаиморасчеты в национальных валютах, а также в ряде случаев намеренно ограничиваться публичность межгосударственного делового сотрудничества. Ввиду оценки азиатскими странами вложений в российскую экономику как высокорисковых сократились и возможности России привлекать инвестиции из стран АТР. России предстоит с опорой преимущественно на собственный капитал развивать российский Дальний Восток и через его инфраструктурное, промышленное и сельскохозяйственное развитие выходить на интенсификацию взаимодействия с АТР. В ближайшие годы вряд ли стоит ожидать притока в российскую экономику крупных инвестиций даже со стороны Китая, отношения с которым характеризуются не иначе как достигшие беспрецедентного за всю историю уровня. Китай весьма четко следует собственным национальным интересам и очень искусно использует возникшие на фоне новой геополитической ситуации возможности, одновременно хеджируя риски.
Ракетоносцы ВКС РФ и бомбардировщики НОАК провели совместное патрулирование в АТР
- атр - Свежие новости :
- Что еще почитать
- Сайты Хабаровска
- Итоги конкурса научных работ «Таможенные и торгово-экономические отношения в АТР»
Клуб «Валдай»
Она же явно демонстрирует укрепление Приморьем статуса нового центра сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В последнее время Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), расположенный по периметру Тихого и Индийского океанов, становится объектом пристального внимания со стороны мирового сообщества. АСЕАН, заместителем гендиректора департамента разведки и контрразведки Минобороны Камбоджи Дуонг Уддам. В МИД РФ сообщили, что Соединённые Штаты и их союзники в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) демонстративно предпринимают шаги, касающиеся деструктивных для международной безопасности схем так.
ГРУ назвало численность группировки США в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Читайте последние статьи из зарубежных СМИ по теме Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): Почему "Большая семерка" стала упадочным политическим клубом Война ракет и дронов стала серьезным испытанием для слабо обеспеченной ПВО. Североатлантический альянс (НАТО) хочет дестабилизировать Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), чтобы обеспечить Соединенным Штатам господство в мире. Североатлантический альянс провоцирует взрывоопасную ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) по европейскому сценарию. В рамках Дней студенческой науки на факультете экономики и международных отношений ХГУЭП подведены итоги Всероссийского конкурса научных работ «Таможенные и торгово-экономические отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе».