Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным. Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет! Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет! Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Торжества в Турции по случаю 569-й годовщины падения Стамбула завершились вчера трехмерным представлением над собором Святой Софии.
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн
Собор Святой Софии (Музей Айя-Софья): мы будем рады узнать Ваше мнение о данной организации, но убедительно просим Вас уважать правила Спешуна и воздержаться от. Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию. В Турции начали действовать новые правила посещения мечети Айя-София в Стамбуле.
Собор Святой Софии
В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). В храме Святой Софии в Стамбуле впервые с 1934 года прозвучал азан. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью.
Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле
Поместные христианские церкви и их представители, включая РПЦ, не согласились с этим и выразили сожаление. В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея. Как он заявил, страны, независимо от политических, экономических и культурных особенностей, должны воздерживаться от изменения статуса памятников культуры. Софийский собор возвели в Стамбуле в 532—537 годах, в 1453 году он стал мечетью, в 1935 году — музеем.
Купол оригинальной конструкции возвели в 537-м, но его ждало 3 реконструкции после землетрясений в 558-м, в 989-м году и в 14-м веке. Изначально купол был более плоский, но за время перестроек он стал выпуклым. На сегодня диаметр 31м, а высота 56м. Кому интересный детали рекомендую сайт theatron. Хронология событий Небольшая распальцовка по датам для лучшего запоминания: 330г.
В тех же 30-х годах по его приказу закладывают 1-ю базилику в честь Премудрости Божьей. Вот источник. Кувырок в историю По делу… Храм на этом месте существовал с момента основания города, но сегодняшний 532-537гг. После подавления грандиозного восстания Ника, во время которого спалили предыдущую церковь, он решил сбавить обороты, задобрить народ и богов строительством храма. В 537-м на входе в готовый Собор он произнесет известную фразу: «О, Соломон, я превзошел тебя» и ни капли не пожалеет о растрате 3-х годовых доходов империи на строительство. Вплоть до 1520 года — это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор. Первый крупный разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма.
Все благодаря стараниям участников 4-го Крестового поход. Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Поговаривают, что останки «скормили собакам» захватившие собор турки. В 1453-м Константинополем овладела Османская империя, а султан Мехмед II на пороге собора качнул весы в сторону «быть мечетью» вместо «сравнять с землей». Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили «под больничку». Собор сегодня мечеть К сожалению, те, кто не успел до памятной даты в июле 2020-го года побывать внутри собора многое потеряли. Да вход в Айю Софию теперь стоит не 10 евро, а совершенно бесплатный, а часы работы лимитируются только намазами.
Но многого сегодня уже не увидеть. При входе во внутрь вас все также поразит умопомрачительный объем и волнующая торжественность. В погожий день купол все так же парит над землей, а монументальные колонны уводят взгляд ввысь. Вот только высь уже не проецирует на вас золотое небо и божественные мозаики. Что-то прикрыто занавесками, что-то потеряло фокус за счет опущенных вниз лампад. Чтобы вы ни дай бог чего не увидели христианского, вход на 2-й этаж строго охраняется мусульманами с бейджиками. Вот несколько зарисовок из прошлых заходов. Сегодня все это уже недоступно для осмотра.
Осмотр собора В храм-мечеть ведет вход со стороны площади Султанахмет, выхода 2: назад на площадь и на соседнюю улицу мимо туалетов. Кстати, после осмотра храма не спешите покидать территорию. Вокруг разбросано много археологических находок, среди которых есть и барельефы с предыдущих версий храма.
Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования.
Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век.
Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77].
Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона.
В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком.
Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин.
В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.
Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.
Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77].
На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I.
Ранее власти Турции пообещали, что в то время, когда Айя-София не будет использоваться для богослужений, мозаики будут раскрывать, а храм будет доступен для посетителей и туристов. Благодаря тончайшим деталям и богатому золотому фону мозаика, изображающая Богородицу с Младенцем, входит в число самых узнаваемых произведений византийского искусства в соборе Святой Софии — Премудрости Божией. Современное здание, первоначально служившее христианской базиликой, было построено в VI веке по приказу императора Юстиниана. Считается, что мозаика в апсиде в восточной части бывшей церкви, которую видят современные посетители, является реконструкцией более раннего произведения, уничтоженного в период иконоборчества. Она была создана в IX веке во время соправления императоров Михаила III и Василия I Македонянина и, по-видимому, подверглась значительной реставрации в XIV веке после нескольких землетрясений, сильно повредивших здание. Первоначально в арках по сторонам от Девы Марии располагались фигуры архангелов Гавриила и Михаила, но до наших дней дошло только изображение Гавриила.
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. В 2020 году самая знаменитая достопримечательность Стамбула была превращена из музея в мечеть | VOKRUGSVETA. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью.
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
Зато звуки Стамбула — звон трамвая, пение муэдзина, галдеж — все те же. И разглядывать толпы туристов по-прежнему интересно. Русская речь звучит тут и там. Кажется, русских здесь больше, чем местных. Уступая место случайной пожилой турчанке в трамвае, слышишь в ответ: "Сидите-сидите, мне скоро выходить". Оказывается, она родом из Молдавии, в Турцию перебралась давно. У нее бизнес, теперь уже можно сказать, был: продавала текстиль партнерам в России.
Но все душит Китай. А Китай работал. И теперь, когда Китай проснулся, он все страны заваливает своей дешевой продукцией. Если я могу продать хлопковую футболку своему партнеру не дешевле, чем за пять долларов, то он в Петербурге может купить почти такую же, китайскую, за три. И это не закупочная цена, а уже магазинная. Жить в Стамбуле классно, но надо искать какой-то новый способ заработка".
Для тех, кто получает доход в долларах или евро, Стамбул — новый Диснейленд. Внутренние туристы, которые приезжают посмотреть город из других регионов Турции целыми семьями, ощущают Стамбул иначе. Они никогда не едят в местном общепите, а обедают прямо на газонах района Султанахмет тем, что привезли с собой. Вечером, в полной темноте с уличным освещением в Стамбуле дела обстоят не очень , занимают скамейки вокруг площади Таксим. Кажется, там же проводят ночь. Во всяком случае, мне доводилось видеть из окна гостиницы человека, который спал на лавочке, накрывшись полотенцем.
С одной стороны полотенца торчала прилично подстриженная голова и дорожная сумка, с другой — ноги в добротных носках. Ценник везде и на всё — атомный. И растет на глазах. Оценить скорость инфляции можно на простом примере. В Стамбуле, как и во многих туристических городах, можно купить музейную карту. Карта активна пять дней и служит входным билетом в десяток музеев, позволяет немного сэкономить на билетах и бонусом — входить, минуя очередь на кассе.
В январе 2022 года эта карта стоила 360 лир около 1400 рублей. А 1 июля 2022 года ее цена подскочила вдвое, сразу до 700 лир. С 1 апреля 2023 года — до 1750 лир около 7 тысяч рублей, при этом цена разовых входных билетов в музеи росла пропорционально. А с 1 августа стамбульская музейная карта стоит 2250 лир около 9 тысяч рублей. Значит, это не предел. Святая София, как по привычке называют ее туристы из России, кстати, в перечень музейной карты и раньше не входила, а сейчас — тем более.
Источник: Патриархия. Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято. Это удар по мировому Православию, ибо для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии — это такой же символ, как для католиков — собор святого Петра в Риме. Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остается храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии.
Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом. В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними?
Надо сказать, что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, — это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи. Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов, которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София. Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.
Интерьер собора Айя-София. Вид с верхней галереи. На строительство ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима — 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос. В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота.
Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать. Низко висящие люстры были добавлены при османах. В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр — 30 метров. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня. В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей. В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода.
Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город — город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен, и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Диаметр главного купола 30 метров. Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой. На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя Фатиха. Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты.
Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки — это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале. В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется. Мозаика на полусводе над михрабом: Дева Мария и младенец Иисус 867 г. Любопытные факты Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia — это мудрость. Это собор Мудрости Божьей.
Мудрость Божья — это что-то вроде проводника между Господом и человеком. В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама. Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского.
С этого всё и началось. Роспись арок на штукатурке. Москва — Третий Рим. После падения Константинополя Второго Рима и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом. Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик.
Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина Италия. В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились. Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой. Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется.
Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора.
Выставки 11 июля 2020 Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии.
Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей.
Материалы рубрики
- «Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
- Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть? | Аргументы и Факты
- Айя-София в Стамбуле: туристы возмущены ограничениями при посещении музея
- Восток и Запад: что стоит за решением Турции превратить Святую Софию в мечеть
- Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Оторвали ладонь от поверхности? Тогда повторяйте снова! Говорят, если палец будет мокрым от слез колонны, то на просящего исполнить желание свалится необыкновенно большая удача. Не стоит забывать и о целительной силе слез колонны. Еще в 11 веке родился обычай прикасаться требующими лечения частями тела к медной обшивке, или просто двумя ладонями. Если колонна будет плакать во время вашего визита, тогда обязательно прикоснитесь к мокрому мрамору выше медных листов — опять же на удачу. Больше тысячи лет плачущей колонне доверяют желания все, кто переступает порог Айя-Софьи.
Интересные факты 1 Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии? Нажмите чтобы перевернуть 2 Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов? Нажмите чтобы перевернуть 4 Какие великие святыни находились в храме? Нажмите чтобы перевернуть 5 Что такое "Пуп Земли"? Нажмите чтобы перевернуть 7 Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии? Нажмите чтобы перевернуть 8 Есть ли христианские храмы, равные по размеру Святой Софии? Нажмите чтобы перевернуть Просто скажите нам, кто Вы, чтобы просмотреть свои результаты! Ваше имя :.
Изначально собор был построен как православный, затем он стал мечетью, а в 1934 году декретом первого президента Турции Кемаля Ататюрка был преобразован в музей. Идея сменить статус собора принадлежала президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Об инициативе открыть собор для мусульманских богослужений он заявлял в интервью еще в марте прошлого года, а 2 июля Высший административный суд Турции его же называют Государственным советом вынес решение, фактически открывающее возможность использовать собор как мечеть. В Партии справедливости и развития, которую возглавляет Эрдоган, заявляли, что рассчитывают открыть собор для богослужений уже 15 июля. Эта дата выбрана не просто так — 4 года назад в Турции произошла попытка государственного переворота, который начали некоторые военные под руководством общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена. Переворот оказался неудачным, по обвинениям в причастности к нему было задержано 26 тысяч человек, почти 3 тысячи из которых попали в тюрьму. Последствиями переворота стали массовые преследования военных и увольнение около 10 тысяч сотрудников полиции и военнослужащих. Спустя год дата 15 июля становится государственным праздником — «Днем демократии и национального единства», и к которому, судя по всему, будет приурочено изменение статуса Святой Софии. При этом суд нашел формальную причину изменить статус собора с музея на мечеть — как удалось доказать Фонду исторического наследия и окружающей среды, в 1934 году решение о преобразовании мечети в музей было принято незаконно, так как здание уже на тот момент находилось в частной собственности — оно принадлежало одному из мусульманских фондов. Судьи единогласно согласились с позицией истца главы Фонда , вскоре после оглашения решения президент Эрдоган подписал указ, согласно которому мусульмане получают право совершать поклонения в соборе. Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама. Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор?
Город, который долгие годы был столицей Византийской империи, а затем перешел в руки османов, за тысячи лет сохранил свою древность и стал еще краше. Здесь вас поразит храм Святой Софии, построенный 1,5 тысячи лет назад, и Османский дворец, построенный в 19 веке. Самое главное, что в городе с таким богатым наследием туркам удалось создать современные условия, комфортные как для местных жителей, так и для туристов.
Почему Турция меняет статус Святой Софии наперекор позиции христианского мира
- Чем заняться: Турция
- В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
- Любопытные факты
- Собор Святой Софии в Стамбуле: почему туристы больше не могут толпами посещать святыню
Обратите внимание:
- Шедевр за пять лет и десять месяцев
- Что еще почитать
- Краткая история собора Айя-София в Стамбуле
- Архитектурные особенности собора: