О перспективах в робототехнике и развитии искусственного интеллекта «ФедералПресс» поговорил с исполнительным директором НПО «Андроидная техника» Евгением Дудоровым. Искусственный интеллект, в отличие от известных голосовых роботов, способен отвечать на неожиданные вопросы.
Искусственный интеллект в школах: помощь в раскрытии потенциала детей и подспорье для учителя
Директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев отметил, что благодаря роботу у детей появится возможность узнать о работе искусственного интеллекта на живом примере. Издание Mashable сообщает интригующую новость для всех, у кого есть дети. Уже сегодня создатели искусственного интеллекта выпускают робота-воспитателя. Ну вот и настал момент, когда искусственный интеллект начал обучать роботов. Компания Nvidia разработала ИИ-агент Eureka, который умеет обучать роботов сложным двигательным навыкам. Zivko — лучшая игрушка-робот с искусственным интеллектом, которая использует технологию искусственного интеллекта и предлагает занятия STEM для удовлетворения образовательных потребностей детей. Кроме того, с помощью технологий искусственного интеллекта можно увеличить долю отходов, которые отправляются на вторичную переработку. Испытания комплекса в пилотном режиме показали, что робот существенно упрощает труд и помогает сортировщикам. Помогает ему в этом искусственный интеллект.
Российский робот преподает норвежским детям физику и химию
Цель нашего проекта – представить передовые возможности робототехники и искусственного интеллекта, вдохновлять и развлекать аудиторию, демонстрируя потенциал роботов в различных сферах жизни и бизнеса, – отметила Екатерина Кокорина. Дети физиологически более способны к освоению искусственного интеллекта: мозг лучше снабжается кровью, а интеллект более подвижен. Группа компаний i-Free запустила продажу робота с искусственным интеллектом Pudding, предназначенного для обучения детей. Cozmo обладает искусственным интеллектом, хотя и не таким продвинутым, как например, Deep Mind от Google, но доступным конечному потребителю.
Искусственный интеллект в теле ребёнка
Во многих домах уже есть роботы пылесосы, каждый день появляются новые разработки: роботы-официанты, выставочные роботы, роботы-доставщики и другие сервисные роботы. Между тем, задача создания «сильного» искусственного интеллекта, сопоставимого с человеческим разумом (human-like intelligence), не снята с повестки дня. Детский ИИ, как утверждается, обладает способностями трёх-четырёхлетнего ребенка, и может развиваться. Робот с искусственным интеллектом Мокси (Moxie — очень многозначительное английское слово: «бодрость», «ловкость», «инициатива», «практичность» и еще более десятка смыслов) от компании с таким же символичным названием Embodied («воплощённый») призван помочь. Искусственный интеллект, которым эти механизмы оснащены, точно знает, что конкретному ребёнку интересно и какая задача ему будет полезна.
Будущее образования в милом корпусе. Почему робот Roybi стал одним из лучших изобретений 2019 года
Искусственный интеллект, в отличие от известных голосовых роботов, способен отвечать на неожиданные вопросы. Робот с искусственным интеллектом Мокси (Moxie — очень многозначительное английское слово: “бодрость”, “ловкость”, “инициатива”, “практичность” и еще более десятка смыслов) от компании с неменее символичным названием Embodied (“воплощенный”) призван помочь. Данный стартап активно использует механизмы искусственного интеллекта в части выстраивания цепочек взаиморасчетов, а также современные блокчейн-технологии. Китайские учёные сообщили о создании первого в мире "ребёнка с искусственным интеллектом", существа, демонстрирующего поведение и способности, характерные для ребёнка в возрасте 3-4 в мире ИИ-ребёнок, названный Тонг-Тонг (или "Девочка".
Мой друг – андроид: когда у всех будут личные роботы, и к чему это приведет
Маленькая умная игрушка робот Anki Cozmo стала представителем нового поколения игрушек, обладающих искусственным интеллектом. Например, компания LuxAI из Люксембурга выпускает гуманоидного робота с искусственным интеллектом для научных исследований и обучения детей с аутизмом и другими особыми образовательными потребностями. RUX ROBOT ChatGPT c искусственным интеллектом. Zivko — лучшая игрушка-робот с искусственным интеллектом, которая использует технологию искусственного интеллекта и предлагает занятия STEM для удовлетворения образовательных потребностей детей. Искусственный интеллект (ИИ; англ. artificial intelligence, AI) — свойство искусственных интеллектуальных систем выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека[1] (не следует путать с искусственным сознанием[en].
Создатель андроида FEDOR Евгений Дудоров об искусственном интеллекте: «Робот станет ассистентом»
Появятся роботы для обслуживания в гостиницах или отелях в виде устройств взаимодействия и коммуникации. Дальше — экскурсоводы в музеях и центрах. Следующий этап — домашние роботы, которые будут актуальны в быту — приготовление пищи, уборка, выгул собаки и тому подобное. По мере развития этих технологий человек все больше будет привыкать, как привык к автомобилю, к телефону.
Можете хотя бы примерно назвать срок, когда появятся роботы-помощники? Роботы по ликвидации чрезвычайных ситуаций — в перспективе двадцати лет. Роботы для обслуживания и применения в какой-то бизнес-среде — в пределах двадцати пяти лет.
Через тридцать-пятьдесят лет по мере того, как будут развиваться технологии, появятся прогрессивные решения в виде роботов для применения в быту. Конечно, отдельные образцы возникнут гораздо раньше. Но все равно есть определенная инерция в системе, где требуются всевозможные правовые акты, целый ряд программных решений, которые пока не позволят вводить роботов в нашу жизнь.
Где учат на робототехников Запрещенную информацию в интернете начал разыскивать робот Вы говорили, что есть техногики, которые «болеют» роботами. У нас есть кадровый голод на людей, которые бы придумывали и создавали роботов? Как школьников привлечь к вашей идее, как погрузить их в эту науку?
Но я начал бы со следующего. Я являюсь исполнительным директором НПО «Андроидная техника», а также председателем правления «Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления». То есть консорциум — это образование, в которое вступает ряд предприятий, заинтересованных в развитии каких-то тематик.
У нас в консорциуме порядка 30 предприятий, которые заинтересованы в развитии робототехники, систем интеллектуального управления реального времени. Их интересует развитие компонентной базы, интерфейсов, правовых задач, образования и тому подобного. В рамках консорциума мы как раз сейчас выстраиваем целый ряд программ, которые позволили бы развиваться молодому поколению.
Позволили бы на любом жизненном этапе получить соответствующую профессию робототехника или какую-либо другую, а также возможность выбрать компанию.
Директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев отметил, что благодаря роботу у детей появится возможность узнать о работе искусственного интеллекта на живом примере. Отмечается, что ранее робот уже приступил к работе в группе частных школ «Махариши Видья Мандир» в индийском городе Ченнаи. Promobot V.
Учебное заведение, у которого даже номера нет если в поселке всего одна школа, зачем ей номер? Сейчас на учебу в новинки готовы возить своих детей даже мамы и папы, живущие в Нижнем. И в этой прогрессивной школе робототехникой занимаются все. Его коллега по команде Егор Хохлов, видя по моим глазам, что нить понимания оборвалась на глаголе «заполнять», поясняет: - Глифы — это специальные кубики, которые робот по особой схеме должен раскладывать в криптобоксы — шкафчики с ячейками. Это достаточно сложное задание для нашего направления, но с простыми были бы неинтересно.
Команда двух Егоров называется «1932» и им даже в голову не приходит расшифровывать это название. Потому что в мире школьной и молодежной российской робототехники «Группа ГАЗ» — один из отцов-основателей. Ее знают все. И это вообще очень показательный феномен. Система школьного образования — как огромный тихоокеанский лайнер. Надежный, но совершенно неповоротливый. А современные технологии — как юркий катерок: постоянно в движении. И школа, конечно, не успевает. И самые нужные для жизни знания дети получают за ее пределами.
И, понятно, настоящие фанаты-технари освоили бы робототехнику и так — по учебникам и интернету. Но начались «Робофесты» — и сформировали в стране моду на роботов. Родители сказали: «Хотим! А в школах — робототехнические секции.
У роботов же — собственная повестка. Они требуют взаимодействия. Дети стремятся удовлетворить их потребности, пытаются понять, чего они хотят. Робот Cozmo, например, просит играть с ним и заряжать его. Разработчики хотели, чтобы между ребенком и игрушкой формировалась «всё более и более глубокая эмоциональная связь». Но разве можно почувствовать боль машины, которая по определению не имеет чувств? Роботы не способны дружить, напоминает она. Если мы заставим детей сочувствовать этим машинам, они никогда не поймут, что такое эмпатия. Создатели роботов вроде Cozmo забывают, в чем смысл человеческих отношений, считает Тёркл, а он заключается в подлинном понимании чувств и мыслей другого человека. Роботы же могут предложить только иллюзию отношений. Да и в конце концов, какой сигнал мы подаем ребенку, передоверяя заботу о нем машине? Исследователи искусственного интеллекта из Шеффилдского университета Ноэль и Аманда Шарки тоже считают отношения между ребенком и роботом нездоровыми. Малейшие антропоморфные или зооморфные черты вызывают у детей сочувствие к игрушкам и другим предметам, рассуждает ученые. Даже заводные куклы, которые начинают дергаться, когда потянешь за ниточку у них на спине, вызывают у детей большой интерес. Что уж говорить о роботах? Показателен в этом отношении случай, произошедший в Ираке. Когда во время войны в одну из деревень привезли американских роботов-саперов, их окружила толпа удивленных детей. А учитывая, что современные роботы умеют не только двигаться, но и говорить, понимать ребенка и обучаться, даже школьникам может быть непросто понять, что робот не живой. Но особое беспокойство Шарки вызывают дети до пять лет. Отношения между ребенком в этом возрасте и роботом могут обернуться небезопасной привязанностью, считают исследователи. Когда на лице родителя или сиделки невольно отражаются эмоции ребенка, это помогает ему составить представление о собственных чувствах. Такая обратная связь возможна благодаря существованию зеркальных нейронов в нашем мозге. Постоянный контакт с людьми, обеспечивающий эту связь, ведет к развитию эмпатии. Робот же может только имитировать сочувствие. Возможно, он и распознает грустное выражение лица, но поймет ли он, что за ним кроется? А ведь нередко это могут быть проблемы, которые не решишь фразой «Да брось ты! Выше нос! Иногда ребенок может слишком эмоционально отреагировать на незначительное событие, потому что на самом деле его заботит нечто большее: например, вчерашняя ссора родителей. Заботливая мать или отец не только обратят внимание на эмоции ребенка, но и догадаются об их причинах. Но для этого им приходится учитывать множество факторов, которые просто невозможно запрограммировать в робота. Соответствуют ли ценности программистов идеалам родителей? А если робот предназначен для обучения, проверил ли кто-то его квалификацию? На другую проблему, связанную с несовершенством кода, указывают Шарки. Разработчики, разумеется, будут создавать роботов, которые станут заботиться о благе ребенка. Но что, если нейроняня отберет у малыша пончик, чтобы тот не потолстел? Допустим ли такой авторитаризм? Конечно, и няня из плоти и крови может быть авторитарной. Может она и плохо понимать ребенка, не зная подробностей семейной жизни своих работодателей. И всё же она точно будет внимательнее к чувствам ребенка просто потому, что люди, в отличие от роботов, обладают интуицией, считают Шарки. Исследования показывают , что, хотя в присутствии неотзывчивых воспитательниц у детей повышается уровень «гормона стресса» кортизола, при взаимодействии с заботливыми нянями, он, напротив, понижается. Нетрудно представить, как малыш, поверив, что робот живой, начинает доверять ему свои тайны. Чтобы лучше понимать речь ребенка, робот будет записывать разговоры с ним для дальнейшего анализа. Но не окажутся ли эти записи в руках посторонних людей? С 2014 по 2017 год компания Genesis Toys продавала интерактивную куклу My Friend Cayla, которая могла слушать ребенка и отвечать ему. Проблема была в том, что кукла записывала, вероятно , не только то, что говорил ей ребенок, но и разговоры всех членов его семьи. Скорее всего, в итоге эти записи попадали к третьим лицам, считает эксперт по ИИ и машинному обучению Сет Бергесон. В Германии, например, куклу запретили как устройство для шпионажа и попросили тех, кто уже купил ее, уничтожить игрушку. Похожая судьба постигла куклу Hello Barbie, которая записывала разговоры и анализировала их, чтобы сделать беседы более интересными для ребенка. Кукла могла запомнить, например, какое мороженое любит малыш.
"Игры и Игрушки" №6-2019
Умная машина облегчает труд человека и повышает количество отсортированного мусора на 15 процентов. Тестирование проходит на одном из мусороперерабатывающих комплексов. Его автоматизация с помощью робототехники позволит улучшить качество работы сортировочных станций. Кроме того, с помощью технологий искусственного интеллекта можно увеличить долю отходов, которые отправляются на вторичную переработку. Испытания комплекса в пилотном режиме показали, что робот существенно упрощает труд и помогает сортировщикам.
Так, за минуту человек отбирает от 17 до 22 пластиковых емкостей и комплекс за то же время — еще не менее 25», — рассказал Дмитрий Дереляк, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы. Робот сортирует отходы по типам или фракциям. Видеокамера умной машины различает находящиеся на ленте конвейера объекты по цвету и форме. После того как предмет попал в объектив камеры, нейросеть с технологией компьютерного зрения сопоставляет его с изображениями, хранящимися в памяти.
Маленькая умная игрушка робот Anki Cozmo стала представителем нового поколения игрушек, обладающих искусственным интеллектом. Особенности новой разработки компании Anki Специалисты компании работали над созданием робота Cozmo около пяти лет. За это время робот менял свои размеры, дизайн и улучшал свою электронную «начинку». В итоге на свет появилась модель, оснащенная сложнейшей электроникой, сделавшей ее способной к обучению. Разработчики сумели поместить в миниатюрный корпус робота Анки Козмо его размеры можно сопоставить с двумя спичечными коробочками около 340 компонентов различной сложности. Важно знать! Система способна производить сложнейшие вычисления, обрабатывая данные, поступающие от сенсорных датчиков. Кроме датчиков, в электронную систему Козмо входят три высокоскоростных процессора ARM и динамики. Этот комплект миниатюрного электронного оборудования помогает умному роботу игрушке Cozmo ориентироваться в окружающее ее пространстве, распознавать препятствия и решать другие, не менее сложные задачи. В управлении роботом игрушкой Коzмо принимает участие смартфон, поэтому при решении наиболее сложных задач к работе электронного оборудования подключается и процессор гаджета.
За секунду встроенный высокоскоростной процессор способен обрабатывать сотни сигналов. Робот Козмо очень эмоционален. Хотя на дисплее, служащем ему лицом, отображаются только голубые глаза, они меняют выражение в зависимости от настроения умной игрушки.
При этом полностью исключены ошибки в цифрах при переносе и форматировании данных. При создании Валеры мы использовали не только классические технологии роботизации бизнес-процессов, но и новые технологии нейронных сетей. Сейчас робот за пять с половиной минут может выполнить операции, на которые у человека до этого уходило семь с половиной часов», — отметил Алексей Железняк, генеральный директор компании PRO100ROBOT, разработавшей Валеру для «Мобиус Технологии». Искусственный интеллект, заложенный в основу робота, способен к самообучению.
Возможно, что поэтому внешний вид умной игрушки тоже похож на машинку, напоминающую персонажа знаменитого мультфильма Wall-E, выпущенного компанией Pixar. Это не удивительно, поскольку над дизайном устройства работал художник, ранее сотрудничавший с этой анимационной студией. В итоге оно приобрело облик миниатюрного трактора, передвигающегося на гусеницах. На месте кабинки у нее расположен центральный дисплей, а центральная навеска, выполняющая роль манипулятора, помогает передвигать различные предметы. Коsмо воспроизводит звуки с помощью встроенных динамиков, и даже умеет произносить имя своего владельца. Основные способности умного робота Робот Козмо получил от своих создателей удивительные для столь миниатюрного создания способности выполнять следующие действия: отлично запоминает лица, появляющиеся в поле его зрения, и в последующем узнает их; хорошо ориентируется в окружающем пространстве; определяет оптимальный путь передвижения и обходит имеющиеся препятствия; проявляет различные эмоции; обладает различными моделями поведения, проявление которых предсказать невозможно; умеет распознавать домашних питомцев, но кошек от собак не отличает. Разработчики постоянно совершенствую программное обеспечение с помощью приложения. Каждое обновление приложения добавляет Коcмо новые возможности. Поведение Kozmo Перед началом общения необходимо с официального сайта скачать приложение и установить его на смартфон. При установке необходимо тщательно следовать инструкции. После установки необходимо установить соединение между Козмо и смартфоном через Wi-Fi. Код к сети появляется на дисплее. Общение с Сosmo начинается с установки его на зарядную платформу.
Увлекательное обучение через игру
- Искусственный интеллект Dasha принес новосибирцам $2 млн
- Комментарии
- 12 лучших умных роботов для детей
- Самые популярные гаджеты
- Внедрение робота с сильным искусственным интеллектом небезопасно
- На фестивале «Наука 0+» молодые ученые представили Кота-Робота
Компания «Мобиус Технологии» приняла в штат робота Валеру
Бакстер опубликовал результаты исследования в статье «Роботы-соученики в ситуативном исследовании в начальной школе: персонализация продвигает детское обучение». Суть исследования заключалась в следующем. Два класса, в которых учились дети 7—8 лет, укомплектовали роботами: один был социализирован, то есть проявлял инициативу в общении с ребятами, старался учитывать особенности и характер каждого из них, активно двигался, а второй — просто стоял в классе и выполнял то, что ему скажут. Исследование показало, что школьные успехи оказались выше у тех детей, которые учились с социализированным роботом. Роботы-компаньоны бывают полезны и в домашнем обучении. Например, симпатичный робот Minnie помогал развивать в школьниках любовь к литературе и читал с ними книги. Исследователи из США выяснили , что вместе с роботом детям было куда веселее заниматься, а больше половины юных участников экспериментальной группы сказали, что робот мотивировал их читать больше. Так ли роботы безопасны? В статье «Гуманоидные роботы как учителя и предлагаемый кодекс их использования» исследователи из Даремского университета Великобритания Дуглас и Линн Ньютон выделяют три зоны рисков, которые может повлечь применение роботов в образовании. Данные о людях Чтобы роботы, равно как и любые другие компьютерные программы, могли давать обратную связь ученикам или, например, принимать и анализировать их ответы, им надо проанализировать данные об этих учениках.
В теории через некоторое время роботы смогут создавать полноценные профайлы своих «человеческих подопечных», накапливая данные о каждом из них. Эта информация должна где-то храниться и быть защищённой от доступа третьих лиц. Учитель-человек, конечно, тоже много что знает про своих учеников, но ему в голову не проникнешь, а вот учителя-робота можно взломать. Вот ещё проблемный вопрос, который пока остаётся без ответа: что, если робот неправильно оценит такие данные? Кто будет отвечать за последствия — его производитель, учитель или школа? Культурные особенности Не каждый робот ведёт себя «прямо как человек», но робот всегда отражает ценности своих разработчиков. А ценности могут различаться в зависимости от менталитета, культуры и много чего ещё. Авторы статьи считают, что полностью «обезличить» робота практически невозможно, и даже самые невинные проявления одной культуры могут считаться неприемлемыми в другой. В качестве примера приводят Китай: там допускается обнять учителя в знак признательности или благодарности, но в некоторых странах это может быть совсем иначе воспринято.
Поведение и коммуникация Как бы далеко ни зашла техника, но роботы общаются пока не точно так же, как люди. При этом, по данным исследования из Австралии, дети, общавшиеся с роботом, начали частично воспроизводить манеру его общения. В другом исследовании, которое упоминают Дуглас и Линн Ньютон, оказалось, что дети воспринимали робота как человека — они хотели сделать его другом и даже готовы были доверять ему свои секреты. В некоторых случаях — например, для помощи детям с расстройствами аутического спектра — даже полезно то, что роботы не проявляют ярких эмоций. Но постоянное общение нормотипичных детей с роботами потенциально может привести к проблемам, опасаются авторы статьи. Риск был бы большим, если образование было бы автоматизировано, особенно для молодёжи, но это вряд ли произойдёт в ближайшем будущем, учитывая текущие ограничения искусственного интеллекта», — заключили Ньютоны. А в российских школах роботы уже есть? В 2015 году Томский политехнический университет объявил о создании робота-учителя. Его сделали студенты вуза.
Утверждалось, что робота можно использовать для подготовки по математике, физике, химии и информатике. Управлять им можно было с помощью смартфона: преподаватель-человек задавал тему урока, а робот пересказывал учащимся теорию, проверял их знания с помощью тестов, давал практическое задание и даже иногда выступал объектом этих заданий. Например, когда требовалось найти ночной источник энергии для марсохода, работающего на солнечных батареях, робот был и за педагога, и за марсоход. Фото: пресс-служба Томского политехнического университета Адаптировать робота-учителя помогали педагоги из томских школ и Лицея при ТПУ — разработчики хотели, чтобы пользоваться им могли люди любого возраста. Уроки для робота также разрабатывали педагоги-томичи. Первые уроки робот провёл в сентябре 2016 года. В том же году с другим роботом-учителем познакомились школьники из IТ-лицея Казанского федерального университета. Робота разработала российская компания «Андроидная техника», а программировали его сотрудники КФУ. Машина получила имя EVA — как у героини знаменитого мультика «Валли».
Первое занятие EVA провела вместе с преподавателем по информатике, а потом её использовали и на уроках математики, физики, информатики, химии в седьмых-девятых классах.
Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире» [2]. В то же время существует и точка зрения, согласно которой интеллект может быть только биологическим феноменом [4]. В английском языке словосочетание artificial intelligence не имеет антропоморфной окраски, которую оно приобрело в традиционном русском переводе: слово intelligence в используемом контексте скорее означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект» для которого есть английский аналог intellect [5]. Даются следующие определения искусственного интеллекта: Научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными [1]. Свойство интеллектуальных систем выполнять функции творческие , которые традиционно считаются прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, традиционно считающиеся творческими, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти такой системы.
Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных [1]. Направление в информатике и информационных технологиях , задачей которого является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий [6]. Способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации [7]. Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы в первую очередь эвристические для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи» [8]. Предпосылки развития науки искусственного интеллекта править Основная статья: История искусственного интеллекта История искусственного интеллекта как нового научного направления начинается в середине XX века. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчётов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений — теории алгоритмов — и были созданы первые компьютеры. Возможности новых машин в плане скорости вычислений оказались больше человеческих, поэтому в учёном сообществе зародился вопрос: каковы границы возможностей компьютеров и достигнут ли машины уровня развития человека? В 1950 году один из пионеров в области вычислительной техники, английский учёный Алан Тьюринг , пишет статью под названием « Может ли машина мыслить? История развития искусственного интеллекта в СССР и России править Российская империя править Коллежский советник Семён Николаевич Корсаков 1787—1853 ставил задачу усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и устройств, перекликающуюся с современной концепцией искусственного интеллекта, как усилителя естественного.
В 1832 году С.
Да и обычным детям, которые не справляются с учёбой, такой робот был бы полезен, ведь у машины в прямом смысле нечеловеческое терпение: спокойная реакция на ошибки и способность до бесконечности повторять материал. Для особенно дружелюбных ассоциаций роботов-тьюторов обычно делают похожими на игрушки. Компаньон В чём разница между роботом-тьютором и роботом-компаньоном? Исследователь Пол Бакстер из Университета Линкольна Великобритания проводит такую дифференциацию: ожидается, что робот-тьютор не может допустить ошибки, а вот для компаньона это позволительно. Это такой «цифровой одноклассник», «соученик», на чьих ошибках настоящие ученики могут сделать выводы. Бакстер считает, что роль соученика для робота предпочтительна. Для своего исследования он выбрал как раз роботов-соучеников, которые называются NAO.
Делают их во Франции, а применяют по всему миру. Например, на этом видео на английском языке можно увидеть, как робота используют на уроках в США. Бакстер опубликовал результаты исследования в статье «Роботы-соученики в ситуативном исследовании в начальной школе: персонализация продвигает детское обучение». Суть исследования заключалась в следующем. Два класса, в которых учились дети 7—8 лет, укомплектовали роботами: один был социализирован, то есть проявлял инициативу в общении с ребятами, старался учитывать особенности и характер каждого из них, активно двигался, а второй — просто стоял в классе и выполнял то, что ему скажут. Исследование показало, что школьные успехи оказались выше у тех детей, которые учились с социализированным роботом. Роботы-компаньоны бывают полезны и в домашнем обучении. Например, симпатичный робот Minnie помогал развивать в школьниках любовь к литературе и читал с ними книги.
Исследователи из США выяснили , что вместе с роботом детям было куда веселее заниматься, а больше половины юных участников экспериментальной группы сказали, что робот мотивировал их читать больше. Так ли роботы безопасны? В статье «Гуманоидные роботы как учителя и предлагаемый кодекс их использования» исследователи из Даремского университета Великобритания Дуглас и Линн Ньютон выделяют три зоны рисков, которые может повлечь применение роботов в образовании. Данные о людях Чтобы роботы, равно как и любые другие компьютерные программы, могли давать обратную связь ученикам или, например, принимать и анализировать их ответы, им надо проанализировать данные об этих учениках. В теории через некоторое время роботы смогут создавать полноценные профайлы своих «человеческих подопечных», накапливая данные о каждом из них. Эта информация должна где-то храниться и быть защищённой от доступа третьих лиц. Учитель-человек, конечно, тоже много что знает про своих учеников, но ему в голову не проникнешь, а вот учителя-робота можно взломать. Вот ещё проблемный вопрос, который пока остаётся без ответа: что, если робот неправильно оценит такие данные?
Кто будет отвечать за последствия — его производитель, учитель или школа? Культурные особенности Не каждый робот ведёт себя «прямо как человек», но робот всегда отражает ценности своих разработчиков. А ценности могут различаться в зависимости от менталитета, культуры и много чего ещё. Авторы статьи считают, что полностью «обезличить» робота практически невозможно, и даже самые невинные проявления одной культуры могут считаться неприемлемыми в другой. В качестве примера приводят Китай: там допускается обнять учителя в знак признательности или благодарности, но в некоторых странах это может быть совсем иначе воспринято. Поведение и коммуникация Как бы далеко ни зашла техника, но роботы общаются пока не точно так же, как люди. При этом, по данным исследования из Австралии, дети, общавшиеся с роботом, начали частично воспроизводить манеру его общения. В другом исследовании, которое упоминают Дуглас и Линн Ньютон, оказалось, что дети воспринимали робота как человека — они хотели сделать его другом и даже готовы были доверять ему свои секреты.
В некоторых случаях — например, для помощи детям с расстройствами аутического спектра — даже полезно то, что роботы не проявляют ярких эмоций. Но постоянное общение нормотипичных детей с роботами потенциально может привести к проблемам, опасаются авторы статьи. Риск был бы большим, если образование было бы автоматизировано, особенно для молодёжи, но это вряд ли произойдёт в ближайшем будущем, учитывая текущие ограничения искусственного интеллекта», — заключили Ньютоны. А в российских школах роботы уже есть? В 2015 году Томский политехнический университет объявил о создании робота-учителя. Его сделали студенты вуза. Утверждалось, что робота можно использовать для подготовки по математике, физике, химии и информатике.
Стало ясно, что эту ресурсоемкую и рутинную работу необходимо автоматизировать, чтобы высвободить время сотрудников для более важных задач». В результате, на основе искусственного интеллекта был создан робот, полностью преобразивший работу с документами. Он считывает данные, обрабатывает их с учетом самых важных критериев стоимости товара, номера партии и т. При этом полностью исключены ошибки в цифрах при переносе и форматировании данных. При создании Валеры мы использовали не только классические технологии роботизации бизнес-процессов, но и новые технологии нейронных сетей.