Бур ӵукнаен! Желаем доброго утра по-удмуртски! Носителями этого языка считаются более 380 тысяч жителей России. Всего удмуртский насчитывает пять диалектов: северный, бесермянский, центральный, южный и периферийный.
Уроки удмуртского
Ход игры: Ведущий рассказывает детям, что Пчелка решила посетить зоопарк, но, к сожалению, она ничего не знает про животных. Главная» Новости» Февраль по удмуртски. Водитель объявлял остановки по-удмуртски. Главным сюрпризом как для горожан, так и для самих организаторов стало выступление ансамбля из Малопургинского района «Ӝыт тылъёс».
Говорим по-удмуртски
В Удмуртской Республике полным ходом идет новая акция под названием «Говорим по-удмуртски». Дети до 7 лет, многодетные семьи, инвалиды, дети-сироты и воспитанники детских домов — бесплатно. Смотрите онлайн видео "Ограбление по-удмуртски 16.02.2024" на канале "Моя Удмуртия" в хорошем качест.
Сопутствующие сайты
По-удмуртски говорить | 3. «Ӟечбур» — здравствуй, привет по-удмуртски. Как и в русском языке, приветствие в удмуртском предполагает добрые пожелания. |
«Удмурт дуннеос «Чисто по-удмуртски. Чылкыт» акцие пырисько | Тизер полнометражного фильма "Ограбление по-удмуртски" (7 мин). |
«Осенние» слова на удмуртском языке: тури, палэзьпу
Свой участок мы оформили в виде деревенского дворика. С помощью родителей пополняются и обновляются постройки, цветники, мини-огород, за которыми с удовольствием ухаживают дети. Когда мы в первый раз сюда пришли с детьми, у всех была одна реакция: «В сказку попали! Вот такая сказка существует рядом с нашей «Сказкой» В результате мы собрали альбом «Деревья нашего края» и организовали фотовыставку по мотивам наших приключений. В результате: оформление группы с использование персонажей удмуртских мифов. В нашей группе «поселились» Вукузё, Нюлэскузё. Инмар, Лопшо Педунь, Обыда. Итог: выставка кукол, создание альбома «Удмуртская национальная кукла». Активную роль в этом проекте сыграли родители.
Приводили примеры природных явлений, связанных с увеличением и уменьшением порядка системы. Мы говорили о путешественнике Скотте.
О том, как он мечтал открыть Южный полюс, и о том, как вмиг разрушаются мечты. Мы много узнали об удивительном человеке, о мире, в котором он жил. Мы сами стали мечтателями! Нас никто не учил, никто не заставлял получать знания. Мы сами благодаря этой уникальной технологии искали информацию, обрабатывали ее и делали доступной для других. И все это позволило нам изучить тему самостоятельно. Оказывается, в Японии до сих пор правит император из древней династии. Мы создавали коллажи, вслушиваясь в стихи об этом маленьком островном государстве, читали научные статьи о его географическом расположении и экономике. Урок мне очень понравился. Дом помощницы Тол Бабая в деревне Титово напоминает светлую бревенчатую деревенскую избу.
Представление начинается во дворе, среди деревянных скульптур лесных чудовищ. Мы играли в удмуртские национальные игры, прыгали через огромную скакалку, бились подушками. Лымы Ныл встретила нас в огромной избе, где было тепло и по-сказочному волшебно. Сказочные персонажи разыграли целое представление, которое закончилось счастливо и весело. В большой деревенской печи готовились угощения для гостей: перепечи и табани. Мы ели их с большим удовольствием, запивая травяным чаем. У Тол Бабая шуба не красная, как у Деда Мороза, а фиолетовая. Удмуртский Дед Мороз ведет активный образ жизни — летом рассказывает детям об истории родникового края и работает на огороде, а зимой готовит подарки и принимает гостей у себя в деревянной избе, учит ребят заготавливать корм для птичьих столовых и мастерить кормушки для птиц. Утро у Тол Бабая начинается с восходом солнца. В этнографическом комплексе мы сразу попали в гости к сказочным героям: Тол Бабай с нами водил хороводы, Лымы Пок снеговик проводил экскурсию по дому последнего алангасара, а мастера пригласили на мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек.
Посещение вотчины Тол Бабая завершилось катанием на тарзанке и тюбинге, ледовых горках и катках.
В школах нашего района по-разному ведётся удмуртский язык: у кого-то всего один час, кому-то дали три, у нас, например, четыре часа с 5 по 8 класс, три часа в 9-10-х и два часа в 11 классе. Это, наверное, зависит и от руководства школы. Считая удмуртский язык необязательным, часы отбирают на другие предметы. Тем самым мы не знаем не только родной язык, но и культуру, литературу, традиции народа. Это пренебрежение. Знание удмуртского языка зависит и от семьи.
Родители лишают ребёнка этого права с детства, не понимая, нужен он ему в будущем или нет. Почему-то бабушки не учат внуков своему языку, говорят, «этот у нас русский». Я тоже бабушка уже, но мои внуки, живя в городе, говорят по-удмуртски. Изучают этот предмет и не стесняются. Я никогда не стеснялась своего языка, наоборот, он мне помогал и радовал. Этому стараюсь учить и детей. Бытует мнение, что разговаривая на удмуртском языке, плохо знают русский, но учёные доказывают обратное.
Зная несколько языков, ты становишься намного богаче духовно. Изучение языка в детских садах ведётся слабо, особенно в сельских, — это мнению учителей начальных классов и учителей родного языка. Воспитатели ведут занятия, но в неделю один раз в каждой возрастной группе по 20 минут, а в остальное время разговаривают только по-русски, хотя сами — удмурты. Некоторые дети-удмурты, приходя в детский сад, постепенно забывают свой родной язык. В начальной школе они как бы начинают с азов, но учителя, работая с двумя классами, уже не успевают давать знания на удмуртском языке столько, сколько нужно, дети остаются почти на том же уровне.
В Ноябрьске она состоится на двух площадках — в Интеллект-Центре и в музее. Напомним, задания диктанта будут состоять из 30 вопросов: 20 вопросов — общих для всех и 10 региональных, уникальных для каждого субъекта. На написание даётся 45 минут.
Я — удмурт!
И эту проблему нужно было решить. Так вот, уважаемые родители. Мы создали проект Аныкай и уже нашли поддержку — финансирование фонда росмолодежь. С сентября раз в 2 недели мы будем встречаться в библиотеке имени Флора Васильева, где вместе с Верой Трефиловой расскажем вам, как делать и продвигать нужный для наших детей контент на родном языке. Конечно же, обучение должно быть комфортным, поэтому можно и нужно приходить с ребенком: для них параллельно будут проходить мастер-классы и игры на удмуртском языке благо специалисты у нас имеются!
Далее, в декабре вместе с вами поедем на интенсив, где сделаем 10 детских видеоблогов своими руками.
По данным последней переписи населения 2010 года, удмуртский язык является родным для более чем 320 тыс. На первый взгляд цифра кажется внушительной, однако по классификации языков ЮНЕСКО удмуртский язык «неблагополучный» endangered. Дело в том, что количество людей, свободно владеющих удмуртским языком как родным, заметно уменьшается с каждым десятилетием; особенно важно, что уменьшается количество детей, которые усваивают удмуртский язык в семье. Это происходит во многом потому, что родители, свободно говорящие по-удмуртски, выбирают для общения со своими детьми русский язык как более престижный.
Разумеется, делать это совершенно не обязательно, но, во-первых, это может быть полезным для материала, а во-вторых, мы любим знакомиться с нашими читателями. Прикрепить файл Отправить сообщение Нажимания на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности Новость отправлена, спасибо!
Иное является незаконным использованием и подлежит правовым последствиям.
Нашли ошибку? Разумеется, делать это совершенно не обязательно, но, во-первых, это может быть полезным для материала, а во-вторых, мы любим знакомиться с нашими читателями.
Акция «Говорим по-удмуртски» придет и в Можгу
Но однажды заведующая кафедрой музыкального образования ГГПИ Марина Бочкарева пригласила меня петь в муниципальном камерном хоре Глазова, которым она руководила. Тогда любовь к музыке вышла из спячки. Я вновь вспомнил нотную грамоту. А затем начал работать в Штанигуртском Доме культуры. Там меня буквально окружили творчеством. Пришлось не только петь, но и играть на музыкальных инструментах, вживаться в сценические роли. Потрясающая разноплановая работа! Вы исполняете песни своего сочинения или работаете в соавторстве? А в этом году начал сам писать стихи и музыку. С возрастом много переосмысливаешь, хочется чего-то близкого, своего, поэтому мои ближайшие планы - создавать песни собственного сочинения, а затем представить их широкому зрителю. Если людям понравится, то это станет хорошим стимулом для дальнейшего творческого саморазвития.
Вы свободно владеете удмуртским? Быструю удмуртскую речь мне воспринимать довольно сложно, особенно южных районов Удмуртии.
Информация подается в очень доступной форме, по принципу «равные равным» и усваивается детишками очень легко. Форматом проведения уроков подчеркивается важность изучения удмуртского языка и национальных традиций в семье с самого детства. Сотрудники библиотеки, в свою очередь, ведут съемки видеоуроков, делают монтаж, музыкальное сопровождение и подбирают литературу по теме уроков. Уроки рассчитаны на широкий круг пользователей и размещаются в группе «Центральная детская библиотека г.
С помощью обучающей игры я организовываю образовательную деятельность: дети лучше усваивают материал и в то же время обогащается их игровой опыт. Обращаясь к игре, я обращаюсь к их основной деятельности. Например, знакомясь, с творчеством Германа Ходырева мы превратили стихи в подвижные игры - «Зазег» и «Кечтака», играя в которые и стихотворения выучили, и слова новые запомнили! Подвижная игра «Кечтака» Цель: развитие быстроты реакции, сноровки, умение согласовывать движения со словами; закрепление стихотворного текста на удмуртском языке.
Но разве это слово плохое? Ведь мы на самом деле живём в краю, где берёт начало великая река Вятка, долгое время север Удмуртии относился к Вятской губернии, а затем была образована Вотская автономная область. Нужно с гордостью говорить: «Я — удмурт»! Как ты, удмурт, себя оценишь, так твою нацию будут оценивать и другие народы. Любовь к языку, как и любовь к Родине, должна быть в сознании человека с ранних лет. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что у родителей — удмуртов по национальности — ребёнок считает себя русским. Или другой пример: жила девчушка в деревне, писала сочинения о том, что любит свой язык, свой край. А потом поехала учиться в город. Приезжает через пару месяцев на свою малую родину, и уже ни одного слова на родном языке от неё не услышишь. А ещё, вдобавок, говорит, что она теперь русская.
Урок 27. Э, ГЫДЫ-ГЫДЫ!
Но дети всё понимают по-удмуртски, в Удмуртии переходят на удмуртский, со мной стараются на удмуртском общаться. Сергей Чинейкин ответил на вопросы ведущих СМИ Удмуртии. Что изменилось на Чепецком механическом заводе? Евровидение по-удмуртски. Водитель объявлял остановки по-удмуртски. Главным сюрпризом как для горожан, так и для самих организаторов стало выступление ансамбля из Малопургинского района «Ӝыт тылъёс».