Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти (на нём выступал и Семашко), и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Да тот же самый-в оригинале речи Кащенко, вроде как-"критик Корней Чуковский", коим стал Николай Корнейчуков.
Кащенко Всеволод Петрович. Биография (1870 - 1943)
Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. Петр Петрович Кащенко родился (28 декабря 1858) 9 января 1859 года в городе Ейске (сейчас Краснодарского края). На улице Кащенко в Нижнем Новгороде находится областная психиатрическая больница. Петр Петрович Кащенко родился 28 декабря 1858 года (по новому стилю – 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря.
Пётр Петрович Кащенко
Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко. Петр Петрович Кащенко (1858–1920) родился в Тамбове. Исследователи Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко рассказывают о Петре Петровиче Кащенко, руководителе нескольких психиатрических больниц — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Кащенко Петр Петрович (1858 – 1920 гг.) – выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в г. Ейске в семье военного врача.
Другие статьи в литературном дневнике:
- Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
- Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
- Арабский халифат и его распад
- Доктор Кащенко стал народной легендой.
- Описание документа
- Доктор Кащенко стал народной легендой.
Как доктор Кащенко стал народной легендой
Создал Центральное Статистическое бюро для учёта психических больных, разработал основы организации и лечения их и выдвинул на этот счёт ряд прогрессивных идей. Психиатр-революционер Петр Петрович Кащенко - изобретатель трудовой терапии душевнобольных - в 1881 году был исключен из Московского университета и выслан из Москвы, однако революционной деятельности не прекратил даже после окончания медицинского факультета Казанского Университета. Его первой руководящей должностью было директорство в колонии Ляхово - психиатрической больнице Нижегородского земства, потом поочередно он заведовал психбольницами в столицах - и питерская, и московская клиники впоследствии были названы в честь Кащенко. В 1905 году он принимал участие в революционных событиях в Москве, после 1917 года Петр Кащенко возглавил всю нервно-психиатрическую помощь страны.
Первое в России Центральное Статистическое бюро для учета психических больных было создано также благодаря организаторским способностям психиатра, чье имя стало нарицательным и вошло в бытовой русский язык как обозначение тяжелых душевных патологий.
Больница возродилась из-за имени В 1918 году Петр Кащенко занял пост главного психиатра молодой России. Вместе с ленинским правительством он переехал в Москву. Именно поэтому о петербургском периоде его деятельности в советские годы говорили мало. Зато во всех учебниках рассказывалось о революционной деятельности доктора. Соревнуясь друг с другом, историки писали о том, что Кащенко лечил раненых рабочих в 1905 году и едва ли не состоял в подпольной большевистской организации.
Это, очевидно, стало для него уроком. Доказав собственную благонадежность, Петр Петрович вернулся к учебе и больше ничем подобным не занимался. Медик вообще был далек от политики и считал, что его дело - лечить людей, а не вести на баррикады. Столетие назад в древней усадьбе появилась больница, не имевшая аналогов в России. Деньги на устройство лечебницы Кащенко получил от санкт-петербургского земства. За 200 тысяч рублей город приобрел усадьбу промышленников Демидовых.
Еще миллион рублей золотом ушел на устройство самой больницы. Старинный особняк окружили маленькие домики в стиле модерн. В них и располагались палаты. По сей день на территории больничного комплекса располагается 21 памятник истории и культуры федерального и местного значения. Возродиться из пепла они смогли, лишь благодаря имени Петра Кащенко. Самые драматические страницы истории психиатрической больницы в Сиворицах связаны с Великой Отечественной.
В усадьбе, оказавшейся в тылу 18-й армии вермахта, осаждавшей Ленинград, развернули военный госпиталь. Более полутора тысяч душевнобольных стали жертвами фашистов.
После убийства царя он публично осудил инициативу студентов отправить венок императору. За это Петр Петрович, будучи женатым и на пороге выпуска оставалось два месяца , отправился в ставропольскую ссылку. Новатор-гуманист Через четыре года жизни в ссылке Кащенко разрешили продолжить обучение в Казанском университете. Там он увлекся психиатрией, изучал ее под руководством самих Л. Рагозина и В. В 1889 году Кащенко направили в Нижний Новгород, где он должен был реформировать психиатрическую больницу в соответствии с новыми для психиатрии методами гуманизма.
Перспективный врач стал внедрять метод трудотерапии, устраивать театральные постановки, общие чаепития и книжные чтения для пациентов, даже сумел привлечь спонсоров для больницы.
Его отец был военным врачом. Учился Петр в Московском университете, из которого был отчислен за участие в студенческих выступлениях. В 1885 году сдал экзамены в Казанском университете и стал врачом-психиатром в Казанской окружной психиатрической больнице. Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода, где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр.
Секрет её жизни
Если б Кащенко, к примеру, лёг лечиться к Пирогову... В 1905 году Кащенко оказывал медицинскую помощь раненным на Пресне дружинникам, а после революции начальствовал в Наркомздраве. Именно из-за его общественной деятельности началась ерундовина, растянувшаяся на 70 лет. В 1922 году московской больнице имени Н. Алексеева присвоили имя Кащенко.
В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь. В 1884 году освобождён из-под гласного надзора полиции и продолжил учёбу на медицинском факультете Казанского университета. Окончив университет в 1885 году и получив степень лекаря и звание уездного врача, работал врачом Ставропольского епархиального женского училища. В 1889—1904 годах работал директором психиатрической больницы Нижегородского земства колония Ляхово [3]. Заведовал Московской и Петербургской психиатрическими больницами.
В 1904—1906 годах — главный врач психиатрической больницы им.
Кащенко П. Это известный русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. Многих пугает имя Кащенко — ассоциации с ним у большинства исключительно негативные.
Тут и психбольница его имени, прозванная «дурдомом» и «дуркой», прославленная в песнях Высоцкого, а еще больше в народной молве. Между тем, это был один из величайших гуманистов своего времени. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Смирительную рубашку — вон!
Кащенко не уставал повторять: «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, если применяет ее, как на палача».
В Сиворицкой больнице были организованы занятия спортом, обучение игре на музыкальных инструментах, сеансы кинематографа, библиотека, работа в мастерских. Детство прошло в Ейске Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 28 декабря 1858. Это произошло в Тамбове, но практически сразу семья переехала в Ейск. Именно в нашем городе прошли детство и юность Петра Петровича.
Здесь же он окончил Ейскую Кубанскую войсковую гимназию. После этого Пётр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, позже — перевёлся в Московский университет. В Ейск он больше не вернулся, посвятив свою жизнь любимому делу — врачеванию. Его жизнь не была простой.
Три главные клиники в жизни доктора Кащенко
Пётр Петрович Кащенко был новатором в области психиатрии: отменил использование смирительных рубашек, ввёл трудотерапию и лечение в семьях под присмотром врачей. Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. Знаменитый врач-психиатр Пётр Петрович Кащенко в самом начале XX-го века считался человеком неблагонадёжным и до революционного 1917 года находился по.
Петр Петрович Кащенко
Ранее Мойка78 сообщала , что Петербург до конца лета получит 18 передвижных блок-модульных котельных. Их будут подключать к сетям на время ремонта основной линии теплоподачи, а также экстренных ситуациях. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
Кащенко к 100-летию со дня смерти Костригин А.
Автор статьи ставит задачу рассмотрения направлений научной деятельности П. Кащенко и описания разработанных им принципов устройства психиатрической помощи населению.
Вскоре студент подал прошение на имя ректора Московского университета с просьбой о переводе в Москву и зачислении на медицинский факультет. Это прошение хранится в Главархиве. Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Петр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы. В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Петр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках.
Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано. Тогда он уехал завершать учебу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году.
История Ассоциации исключительно негативные. Тут и психбольница его имени, прозванная «дурдомом» и «дуркой», прославленная в песнях Высоцкого, а еще больше в народной молве. И вся советская психиатрия, в том числе карательная.
Даже на слух его фамилия воспринимается зловеще, неизбежно возникает в памяти Кощей Бессмертный, не самый доброжелательный персонаж русских сказок. Между тем это был один из величайших гуманистов своего времени. Студент трех университетов Петр Кащенко родился в 1859 году. Детство его прошло в городе Ейске. Сейчас это курорт, а тогда был молодой торговый городок, возраст которого насчитывал всего лишь 10 лет. Учился в трех российских университетах. Из первого, Киевского, переведен в Московский — матери будущего психиатра удалось выхлопотать для сына стипендию, притом именно там.
Из Московского исключен за неблагонадежность — демонстративно отказался скорбеть по поводу убийства Александра II. Третий — Казанский — окончил. Во всех трех был отличником. Между Московским и Казанским — несколько лет ссылки в Ставрополе, во время которой он преподавал пение в женской гимназии. Именно в Казанском университете наконец определилась будущая медицинская специализация Петра Петровича. Как это часто бывает с романтично настроенными студентами, решающую роль сыграла личность одного из преподавателей. Доктор медицины Лев Рогозин, одновременно исправляющий обязанности директора Казанской психиатрической больницы, был безупречен во всех отношениях.
На него очень хотелось быть похожим. В 1889 году, свежеиспеченного, но уже вполне взрослого доктора 30 лет — шутка ли? Перед ним ставится задача — больница действует по старинке, ее требуется реформировать. Собственно, ее толком и не было. Существовало лишь психиатрическое отделение Мартыновской больницы. Оно, по словам старшего врача Д. Венского, было «не только не способно вылечивать больных, но и содержит в себе все данные для окончательного умственного убийства человека».
К этому моменту Кащенко успел и получить диплом врача, и поработать врачом-психиатром в первой в стране психиатрической больнице-колонии.
Форма поиска
- Описание документа
- Кащенко - персонаж фольклорный | Статьи | Известия
- Неблагонадежный психиатр. Как доктор Кащенко стал народной легендой? | Аргументы и Факты
- Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко»
- Достойный пример жизни и творчества
Доктор с Кубани
- Как доктор Кащенко стал народной легендой - Anatoly Kalinkin — КОНТ
- 5 фактов о Кащенко Петре Петровиче - Психологическая Газета "Золотая Лестница"
- Ссылка за отсутствие скорби
- Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко / Новости города / Сайт Москвы
Петр Петрович Кащенко
Доктор Кащенко стал народной легендой. | Пётр Петрович Кащенко пробыл главврачом Алексеевской больницы всего три года, переименовать больницу в его честь было решено уже в 1922 году. |
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко | Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко. |
Петр Кащенко (9 января 1859 - 19 февраля 1920) , русский врач-психиатр и общественный деятель | ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. |
Петербуржцев возмутило странное расположение труб в психбольнице имени Кащенко
В 1889-1904 директор психиатрической больницы Нижегородского земства. Заведовал Московской и Петербургской психиатрическими больницами. В 1904-1906 годах главный врач психиатрической больницы им. Алексеева в Москве.
Автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.
Биография[ edit edit source ] В 1876 — 1881 учился в Московском университете, откуда исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь. В 1885 окончил медицинский факультет Казанского университета и получил диплом врача.
В 1889 — 1904 директор психиатрической больницы Нижегородского земства колония Ляхово.
Проведя студентов по коридору, он указал на дверь большой палаты. Здесь Здесь у нас литераторы. Очень интересные люди. А вот этот, что сидит на диване, прямой как палка — критик Чуковский. Мы с врачами часто приходим послушать.
А как получит бумагу, то марает и марает целыми часами.
Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 : объединить усилия медицины, педагогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; с таким же призывом он обращался и на представительных собраниях и в газетных статьях. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий.
Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей.
Не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный.
Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов.
Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». В том же 1909 году сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году — доклад на III съезде отечественных психиатров.
В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона», «Высокодаровитые дети и их обучение». По этому докладу была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. После февральской революции, казалось, «повеяло весной».
Пётр Петрович Кащенко
К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. Во многих справочных и энциклопедических изданиях советского периода местом рождения Петра Петровича Кащенко ошибочно назван город Ейск. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (? — 1875), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач.
Вы точно человек?
В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко.
Доктор Кащенко стал народной легендой.
Петр Петрович Кащенко готовился к окончанию университета, но тут пришло известие, что народовольцы убили Александра II. Студенты собрали средства на венок императору и хотели выбрать лиц, которые отвезли бы его в Петербург. Отличник Кащенко публично осудил такую инициативу, и говорливого студента за два месяца до защиты диплома исключили из вуза. К тому моменту он уже был женат на девушке по имени Вера Александровна Горенкина. Петра Петровича вместе с супругой отправили в Ставрополь в ссылку. Единственное, чем ему разрешили там заниматься - преподавать пение в женской гимназии. Через четыре года Кащенко смог завершить образование в Казанском университете, где учились неблагонадежные студенты. В свое время именно этот вуз окончил Владимир Ленин. В Казани Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, директора городской психбольницы. Реформатор В тот период времени русская психиатрия была в стадии реформирования. Если раньше психбольных воспринимали как опасных животных, к которым следует применять жесткие методы, то в 1880-х гг.
В 1889 г. Кащенко придерживался мнения, что больных не надо подвергать всевозможным ограничениям, напротив, их нужно социализировать. Исходя из таких убеждений, он создал на базе клиники колонию Ляхово, где люди, страдающие психическими заболеваниями, работали в теплицах, мастерских и на огородах. Трудотерапию Петр Петрович Кащенко рассматривал не как панацею, а как один из способов лечения. Для пациентов устраивались книжные чтения, театральные постановки и даже чаепития. Кащенко смог изменить отношение общественности к психбольным.
Вместо этого Кащенко ввел обязательные прогулки на воздухе, трудотерапию тогда это было революционное новшество , устроил музыкальный ансамбль и хор в больнице. И самое интересное: врач сумел договориться о «семейном» патронаже для пациентов. Теперь некоторых больных переводили за плату в крестьянские семьи, где обеспечивали пациентам домашний уход, чтобы им стало лучше. Психиатр отмечал положительное воздействие этих методов на психическое здоровье пациентов. Деньги на новаторские нововведения врача в больнице щедро жертвовали нижегородские предприниматели. Благодаря своему деятельному участию в общественной жизни, известности в медицинских кругах в 1904 году врача единогласно избрали на должность главного врача психиатрической больницы имени Алексеева в Москве знаменитой Канатчиковой дачи , а вскоре предложили стать заведующим отделения Петербургской психиатрической больницы. Петр Кащенко основал и возглавил первое в России Центральное статистическое бюро по учёту больных с психическими заболеваниями. Опыт и достижения Кащенко учитывались советскими врачами, когда они разрабатывали проект по открытию сети психоневрологических диспансеров. Заслуги Петра Кащенко в развитии отечественной психиатрии неоценимы. Больница имени Николая Алексеева в Москве, где в свое время работал психиатр, в 1990-е годы была переименована в больницу имени Петра Кащенко.
Будучи студентом пятого курса, Пётр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы. В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Пётр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках. Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано. Тогда он уехал завершать учёбу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году. Именно тогда Пётр Петрович увлёкся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных. С тех пор психиатрия стала основным делом жизни Петра Кащенко. Долгое время он проработал главным врачом земской психиатрической больницы в Нижнем Новгороде. Там он сумел воплотить свои новаторские идеи по лечению больных.
Тяжёлым ударом стало для него отстранение в 1927-м от руководства любимым его детищем — санаторием-школой. Тогда власти начали широкомасштабную кампанию по отстранению от работы дореволюционных специалистов. По словам Анны Всеволодовны, «это было настоящее избиение старой интеллигенции». Пострадал и Всеволод Петрович. Его освободили от должности директора Медико-педагогической станции, работавшей на базе санатория-школы, а уникальный «Музей исключительного детства», в котором были собраны сделанные руками ребят игрушки, рисунки, варварски уничтожили. А ведь Всеволод Петрович никогда не был в оппозиции к властям. Санаторий-школу он в 1918 г. Это было единственное в стране опытно-показательное заведение «в области детской дефективности». В дальнейшем на базе этой станции были открыты Научный центр дефектологии, Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. И всё это вело своё начало от санатория-школы Всеволода Петровича Кащенко! Сам же он и его научные труды были преданы забвению. И только в 1990-е гг. Кащенко в Финляндии Анна Всеволодовна рассказывала: «Однажды как-то зимой, отцу позвонили из СанУпра Кремля и сказали, что он должен у себя на квартире принять Надежду Сергеевну Аллилуеву. Назначили точное время и предупредили, чтобы никого постороннего при этом не было. Домработнице дали выходной, встречала посетительницу мама. Надежда Сергеевна рассказала, что у её сына Василия есть затруднения в чтении и письме, а по арифметике затруднений нет; она понимает, что это не просто лень, и поэтому решила обратиться к специалисту у мальчика были так называемые дислексия и дисграфия. Отец же Васи ничего такого не признаёт, его метод один — плёткой. Свой визит к профессору она от Сталина скрыла. Отец направил для занятий с мальчиком педагога-дефектолога Александра Ивановича Муравьёва. Аллилуева произвела на отца приятное впечатление как скромная, интеллигентная, неглупая и красивая женщина. Впоследствии Светлана Аллилуева в своих воспоминаниях, которые я слышала по Би-би-си, упомянула А. Муравьёва, назвав его учителем брата. Дальнейшей судьбы А. Муравьёва я не знаю. Он мог и пострадать, так как бывал у Сталина дома, в их квартире. Для отца этот визит прошёл, слава Богу, благополучно; ведь всё могло быть в те страшные годы». А я слышала, когда меня водили к зубному врачу, как в соседней комнате вопил страшным голосом будущий артист. И я боялась этого вопля больше, чем зубного врача». Трудовая школа. Институт Анна Всеволодовна и её старшая сестра начинали учиться ещё до революции в классической гимназии Н. И мы весной на переменах бегали туда играть». После революции гимназию преобразовали в трудовую школу. Революционные преобразования затронули и школьную программу. То же самое касалось древней истории. Так что историю мы не доучили. Хотя учитель истории Новицкий преподавал очень хорошо. Литературу очень хорошо вёл сын Хвостовой… Бригадный метод, когда группа учеников готовит коллективный ответ, а отвечает один, внедрили, к счастью, уже после того, как мы закончили школу. Но у нас нечто подобное было в институте. Я помню, у нас был один очень способный студент, который за нас за всех отвечал, — Лёша Крашенинников. По-моему, он погиб во время войны на фронте». В 1929-м Анна Всеволодовна поступила в МГПИ на дефектологический факультет и после его окончания стала логопедом, получив специальность, которая только начала входить в обиход. Кащенко с учениками «Отец в это время уже занялся логопедией, он меня подготовил, и я сначала работала с ним. За эти пять лет я получила хорошую школу, приобрела основательный фундамент и затем стала работать самостоятельно в детских поликлиниках». Но тут началась война. Война В эвакуацию уезжать не стали: Всеволод Петрович уже тяжело болел и переезда не вынес бы. Так и остались на Погодинке. Там тоже слышны были взрывы и видны были сполохи, но хотя бы можно было спать. Мы там пробыли недолго: опасались за комнату: в неё могли самовольно вселиться или разграбить — такие случаи были. Район, в котором мы жили в Москве, тоже бомбили, но муж был против того, чтобы ходить в бомбоубежище. Особенно после того, как в бомбоубежище попал фугас и погибли люди. И бомбёжки мы пережидали дома… Тогда закрывали окна так, чтобы нигде не было щелей, чтобы не привлекать светом внимание немцев. Специальные люди ходили, проверяли. И если где-то обнаруживали хоть маленькую щёлочку, тебя готовы были съесть! Кругом темно-темно, и вдруг — ослепительный свет. Что такое? Все вышли на улицу и увидели, что над городом повис какой-то большущий зонд. Это немцы специально запускали, чтоб посмотреть, какие тут объекты, стоит бомбить или нет».