Приватизация недвижимого имущества регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 04.07.1991 г. с действующими поправками, внесёнными Федеральным законом №170 от 16 октября 2012 года.
В 2023 году значительно ускорилась реализация приватизируемого имущества
Решение об условиях приватизации объекта газоснабжения и договор купли-продажи объекта газоснабжения должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами. ГД рассмотрела проект ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации. Галина Хованская выступила с комментариями к внесенной ей поправке к законопроекту. Госдума приняла во втором чтении законопроект, который предусматривает, что недвижимость, поступившая в государственный жилищный фонд в результате коррупционного правонарушения, будет реализоваться в соответствии с законодательством о приватизации.
Госдума приняла во II чтении законопроект о порядке приватизации изъятого у коррупционеров жилья
Особенности приватизации жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Последние новости и актуальные заявления по теме приватизации в России и мире. Процесс приватизации регулируется законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от июля 1991 года № 1541-1. Процедура приватизации проводится бесплатно. Приватизация – это процесс перевода жилой собственности из государственного или муниципального фонда в разряд частной недвижимости.
России предложили новую приватизацию: повторится ли опыт девяностых
При этом Конституционный Суд Российской Федерации - имея в виду особенности конституционного судопроизводства, осуществляемого по жалобам граждан в порядке конкретного нормоконтроля, - не касается вопроса о гарантиях жилищных прав тех граждан, которые в момент приватизации жилого помещения имели равные с лицом, его приватизировавшим, права пользования этим помещением, но сами в тот момент права на приватизацию не имели и, соответственно, от участия в приватизации жилого помещения не отказывались. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека статьи 1, 7, 18 и 19. Эти конституционные начала взаимодействия личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство статья 40, части 1 и 2. Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам, но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 15 декабря 2022 года N 55-П.
Обращаясь к оценке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены в том числе многоквартирные дома, и закрепляя право собственников жилых помещений в них на справедливое возмещение за изымаемое жилье, ее нормы обеспечивают права этих лиц и отвечают их интересам. Положения данной статьи, предусматривая как принудительное изъятие жилых помещений по решению суда, так и договорный способ их передачи, в частности путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 часть 3 и 40 часть 1 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения определения от 27 февраля 2018 года N 429-О, от 25 марта 2021 года N 528-О, от 24 июня 2021 года N 1187-О, от 21 ноября 2022 года N 3108-О и др. Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания. При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими.
Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса тем более по нормам предоставления, им установленным , во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что собственники жилых помещений могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное ею денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств, что согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности и с возможностью изъять имущество для государственных или муниципальных нужд и в силу этого он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных при пожаре и вследствие прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения часть 8 , действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. Однако предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации не был конституционно значимый аспект применения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся обеспечения потребности в жилище бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, если это помещение признано непригодным для проживания. Между тем недопустима ситуация, в которой гражданин, имеющий определенные жилищные гарантии, после признания жилого помещения непригодным для проживания оказывается лишенным, не будучи способным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, не только этих гарантий, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти. Исходя из того что одной из основ конституционного строя России как демократического правового государства является частная собственность и свобода предпринимательства, федеральным законодателем в период перехода страны к рыночной экономике были определены правовые начала преобразования отношений собственности.
В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула.
На него нужно платить налог на недвижимость теперь по кадастровой стоимости , можно добавить сюда капремонт, обустройство прилегающих территорий и плату за землю, на которой стоит дом.
Да что угодно, фантазии нет предела. Такое жилье можно оставлять в залог под кредит банку, развивая таким образом банковскую систему. А после, в случае невозврата кредита, такое жилье можно у должника изъять и оживить тем самым рынок недвижимости. Но в любом случае получается весьма прилично, поэтому разговоры о том, что оставшиеся крохи могут затормозить какую-либо программу строительства жилья, явно лишены оснований.
Когда запускалась программа приватизации жилья, то предполагалось, что это создаст рынок и подстегнет строительство жилой недвижимости в стране. Объемы строительства действительно удалось нарастить и даже превзойти объемы ввода жилья, которые были достигнуты во времена СССР более 70 млн кв. Вот только доступным для широких слоев населения это жилье так и не стало. Построено огромное количество элитного жилья, в центре столицы можно видеть целые улицы из домов, в которых никто не живет.
При средних медианных по стране доходах россиян около 20 тыс. Ипотека в такой ситуации ничем не поможет ни при какой процентной ставке, даже самой гуманной. Кстати, к собственному жилью вице-премьер относится весьма серьезно, и по сообщению в некоторых СМИ со ссылкой на Фонд борьбы с коррупцией Навального, скупает элитное жилье целыми этажами.
Подача заявления через электронные ресурсы Росреестра наиболее популярная и востребованная услуга, а самое главное быстрая. При выборе этого способа подачи документов госпошлина не оплачивается.
Вышеназванная норма не препятствует заключению договора социального найма на изолированную комнату, в которой нет помещений вспомогательного использования кухни, ванной, туалета при том, что такие помещения расположены на этаже, а также не освобождает наймодателя от обязанности при наличии возможности оборудовать соответствующие помещения вспомогательного использования вблизи жилых комнат реконструировать бывшее общежитие. Во всяком случае, права граждан не могут зависеть от многолетнего бездействия органов местного самоуправления по непереоборудованию бывших общежитий п. Осуществление жилищных прав граждан не может быть поставлено в зависимость от необходимости отселения других семей, не имеющих отдельных изолированных жилых помещений. Кроме того, возложение на наймодателя — собственника здания жилого дома обязанности его переоборудования в целях обеспечения соответствия жилых помещений стандартам проживания, а также расселения проживающих в них лиц может рассматриваться в качестве существенного ограничения прав собственника и стать существенным препятствием в принятии всего законопроекта.
В отношении заключения договора социального найма на комнаты, в которые граждане вселялись и продолжают проживать на «койко-месте», ни ЖК РФ, ни другие федеральные законы не содержат ограничений как в заключении одного договора социального найма со всеми как с сонанимателями, так и в последующей приватизации комнаты в их общую долевую собственность. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев будучи первоначально вселенным на койко-место, гражданин впоследствии становился единственным проживающим в комнате, в т. Поэтому в настоящее время практически во всех случаях первоначальное вселение на койко-место не имеет правового значения. В тех же случаях, где вселенные на койко-место граждане продолжают проживать в одной комнате разными семьями, подлежит применению общий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма при условии принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий либо по соглашению с наймодателем возможно предоставление им жилых помещений меньшей площади.
По мнению разработчиков законопроекта и исходя из действующей редакции ст. Относительно неуказания в пояснительной записке к законопроекту количества граждан, проживающих в жилых домах, ранее являвшихся общежитиями, в отношении которых планируется принятие законопроекта Данная официальная статистика в Российской Федерации не ведется, ориентировочно законопроект урегулирует права около пяти тысяч семей. Таким образом, Совет полагает возможным конкретизировать вид жилищного фонда, к которому будет относиться соответствующее жилое помещение, дополнив законопроект новой частью 3 следующего содержания» «3. При этом помещение относится: - к жилищному фонду социального использования если оно не было приватизировано проживающими в нем гражданами в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящей статьи, - к частному жилищному фонду в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи».
Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
в порядке бесплатной приватизации в собственность граждан. ГД рассмотрела проект ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации. Галина Хованская выступила с комментариями к внесенной ей поправке к законопроекту. В верхней палате проходит круглый стол Комитета СФ по экономической политике на тему «Приватизация государственного и муниципального имущества в современных условиях». В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства.
В 2023 году значительно ускорилась реализация приватизируемого имущества
«Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» Скачивание начнётся сразу после клика по иконке PDF. скачать файл в формате Word. это бесплатная передача жилья в собственность граждан (ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). В верхней палате проходит круглый стол Комитета СФ по экономической политике на тему «Приватизация государственного и муниципального имущества в современных условиях».
«Известия»: Росимущество перевыполнило план по приватизации в 16 раз
Объемы строительства действительно удалось нарастить и даже превзойти объемы ввода жилья, которые были достигнуты во времена СССР более 70 млн кв. Вот только доступным для широких слоев населения это жилье так и не стало. Построено огромное количество элитного жилья, в центре столицы можно видеть целые улицы из домов, в которых никто не живет. При средних медианных по стране доходах россиян около 20 тыс. Ипотека в такой ситуации ничем не поможет ни при какой процентной ставке, даже самой гуманной.
Кстати, к собственному жилью вице-премьер относится весьма серьезно, и по сообщению в некоторых СМИ со ссылкой на Фонд борьбы с коррупцией Навального, скупает элитное жилье целыми этажами. Видимо, это и есть инвестиции в развитие российского рынка доступного жилья. В 2013 году глава Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева высказала мнение, что «огромное количество частного жилья — это мина замедленного действия, так как в процессе бесплатной приватизации у нас возникает такой огромный класс собственников, которые не имеют средств, чтобы содержать свои дома». Можно лишь добавить, что не понимать этого в правительстве не могли, но продолжали настойчиво привлекать граждан к этой «заманушке» бесплатной приватизации.
Даже после того как стало всем очевидно, что с экономикой проблемы надолго и доходы у граждан в ближайшие годы расти не будут. Поэтому к сегодняшним разговорам чиновников и депутатов в стиле «ну сколько ж можно» надо относиться с пониманием. Приватизировать особо нечего больше, «сдадутся» еще последние крохи и ладно.
Такое право по замыслу разработчика законопроекта будет предоставлено малоимущим гражданам и тем, у кого есть основания быть признанными таковыми. Сейчас это могут сделать граждане, которые приобрели жилье в собственность в порядке приватизации. Причиной деприватизации может стать, например, невозможность собственника нести дальнейшее бремя содержания принадлежащего ему жилья. К возможности вернуть жилье назад отечественное законодательство возвращалось не раз. Так, малоимущие граждане, которые приватизировали единственное имеющееся у них жилье до 1 января 2007 года, имели право передать его в государственную или муниципальную собственность.
В этом случае с ними должен был быть заключен договор социального найма занимаемого ими жилого помещения.
Комментарий эксперта Что такое приватизация Приватизация жилья — это бесплатная передача государственного или муниципального жилого помещения в собственность граждан. Официальное название процедуры — «Передача жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации». Регулируется она законом Российской Федерации от 04. В соответствии с российским законодательством каждый гражданин страны имеет право один раз в жизни осуществить приватизацию: зарегистрировать свое право собственности или получить жилье в собственность. Исключение — дети, которым на момент регистрации права собственности было меньше 18 лет. По достижении восемнадцати лет они могут воспользоваться своим правом еще раз. Кроме того, чтобы приватизировать жилое помещение, необходимо согласие всех совершеннолетних граждан, которые в нем проживают. Способы приватизации государственного и муниципального имущества регламентируются законом от 21. Пошаговая инструкция по приватизации квартиры через МФЦ Для получения права собственности на жилье необходимо разрешение от Жилищного комитета.
После этого гражданин должен зарегистрировать жилплощадь в Росреестре. Приватизация квартиры через МФЦ в 2024 году — наиболее удобный способ получить услугу, так как в многофункциональном центре можно как подать документы на разрешение Жилищного комитета, так и внести жилье в реестр недвижимости. Чтобы оформить приватизацию квартиры в МФЦ нужно предварительно записаться на прием.
Так, к их числу отнесены требования к размещению наружной рекламы на таких объектах и их территориях, а также требования к установке надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия. Размер арендной платы за земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе, устанавливается равным 1 рублю в год на весь срок выполнения условий конкурса по продаже такого объекта. При этом исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе, возникает у собственника такого объекта после выполнения условий конкурса по продаже такого объекта, которое подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; - установлено, что приватизация объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, путем продажи на конкурсе осуществляется с одновременным предоставлением лицу, приобретающему такой объект, земельного участка, занимаемого этим объектом и необходимого для его использования, в аренду.