БЕРЕНДЕЙ найдено 15 значений слова берендей м. разг. 1) Тот, кто постоянно живет в лесу. Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. Русичи Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем: замечу, медведь и поныне – символ России. Кто такой берендей. Берендеи у славян. Берендей языческая мифология. Торки народ. Племя берендеев.
Откройте свой Мир!
Старый берендей уверенно повёл отряд через брод, время от времени оглядываясь: все ли идут, не отстал ли кто. Берендей — кто они такие? Берендеи — это группа животных, принадлежащих к отряду грызунов и семейству щекачковых, которая обитает в различных уголках планеты. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Кто такие берендеи. Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов.
Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
В исторических источниках часто встречаются упоминания о их военном мастерстве и участии в междоусобных конфликтах. Сегодня потомки Берендей уже не существуют как единое народное сообщество, но их культурное наследие все еще живо и изучается исследователями. Он появляется в различных русских сказках, где символизирует мудрость, доброту и справедливость. В сказке Снегурочка от Жуковского, Берендей является отцом Ивана-царевича. Здесь находят отражение многие сказочные герои, такие как Кощей, Марья-царевна и другие, а также мотивы народных сказок.
В сказке Островского «Снегурочка», Берендей символизирует эту же идею, стремясь к благополучию и миру для всех жителей своей страны.
Не знакомый с древнерусским летописанием читатель может быть немало удивлен: берендеи там упомянуты как кочевое тюркоязычное племя, действовавшее совместно с торками и печенегами. Причем, особенно близки берендям были, судя по всему, торки — тюркоязычное племя, говорившее на языке, принадлежавшем к огузской подгруппе тюркских языков. К этой языковой группе принадлежат, например, современный турецкий, азербайджанский и туркменский языки. О близости торков и берендеев свидетельствует несколько фактов.
Во-первых, в разных военных столкновениях, описанных в русских летописях, торки и берендеи всегда оказываются по одну сторону баррикады. Половцы народ, тоже говоривший на тюркском языке, но принадлежавший к другой ветви, родственной современным татарам иногда выступают в союзе с торками и берендеями, а иногда враждуют. Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев. О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича.
Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского. Именно он орудовал ножом, выкалывая Васильку глаза. Этот торчин назван по имени — звали его Берендей. То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя.
Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в.
Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков. С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. Они состояли на службе у владимирских князей Андрея Боголюбского, Юрия Долгорукого и других, зачастую составляя отборные войска князя. Именно от них пошло название Берендеева болота и посёлка Берендеево. Некоторые города, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них.
Правда, это никак не доказано, но допустим, что историки в данном случае правы.
У историков имеется консенсус по поводу того, что берендеи — кочевой народ тюркского происхождения. Правда, объяснить этимологию этого названия они не в состоянии. Но так как берендеев принято отождествлять с торками, а торки, вроде бы, однозначно тюрки, то… Видите, на каких шатких аналогиях основаны порой «бесспорные» исторические сведения! Торки Отличительная черта берендеев, согласно летописям, это служба русским князьям по защите русских пограничных земель от степных кочевников. Получается, это «свои» кочевники. Историки никак не объясняют причин, почему эти племена вдруг стали служить русским против родственных себе племён, а также с чего это вдруг берендеи, перейдя на русскую службу, из кочевого народа сделались оседлым. А берендеи не просто оседлый народ, но и народ, живущий в городах! По летописям, берендеи, торки и чёрные клобуки основали минимум шесть городов Торческ, Изяславль, Саков, Берендеев и др.
Кто такой берендей в славянской мифологии. О ведославных берендеях
3-й день экспедиции «За головными уборами героев русских сказок». В гостях у Царя Берендея | Кто такие берендеи. |
3-й день экспедиции «За головными уборами героев русских сказок». В гостях у Царя Берендея | Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. |
О Царе Берендее.
Откройте свой Мир! | Подкаст «Детское Радио: все подкасты», эпизод Кто такие берендеи – Берендеи. |
БЕРЕНДЕЙ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников | Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. |
Кто такие берендеи: гадание берендеев | Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Берендеи так и остались язычниками, все попытки обратить их в христианство были неудачными. |
Кто такие были Берендей: их история и этимология – Telegraph | Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. |
Кто такие были Берендей: их история и этимология | Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. |
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Что за загадочный народ берендеи?: lsvsx — LiveJournal | Берендей в Толковом Видеословаре русского создании видео использовались:Толковый словарь русского язы. |
Кто такие берендеи в сказке снегурочка | Кто такие берендеи? Расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. |
Значение слова БЕРЕНДЕЙ. Что такое БЕРЕНДЕЙ? | И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси. |
О Царе Берендее. : selyanka1 — LiveJournal | На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. |
Кто такой берендей. Берендей - кто это такой? Царь Берендей
И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. Всем было ясно: это одно из славянских племён. Но всё оказалось не совсем так... На самом деле это был кочевой народ из племенного союза огузов. И впервые на границах русских княжеств они появились совсем непрошенные. Вместе с печенегами и торками степные наездники приходили за добычей, разоряя селения и сжигая посевы. И лишь когда в степи появляются половецкие орды и наносят ряд поражений печенегам, роль берендеев меняется. С позволения русских князей берендеи селятся на окраинах Киевского и Переяславского княжеств и обязуются нести пограничную службу.
Несли её, кстати, довольно ответственно. Большинство набегов отражалось ими собственными силами.
Царевны уж тут, и все в одинаковом Платье рядом стоят, потупив глаза. Пошел Иван-царевич; глядит он в оба глаза: уж подлинно сходство! И вот он проходит в первый раз — мошки нет; проходит в другой раз — все мошки нет; проходит в третий и видит — крадется мошка, чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем: — "Вот она, Марья-царевна! Вот тут-то и хитрость; верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся я до тебя.
Часа через три ты опять к нам пожалуй; рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места, сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только знай наперед: не сошьешь — долой голова; до свиданья". Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчелка Марья-царевна уж там. Я царский сын; я не хуже родом его. Кощей он бессмертный! Видали мы много этих бессмертных". Шить сапогов я не стану. Снимет он голову — черт с ним, с собакой!
Какая мне нужда! Нам должно бежать; уж другого способа нет". Так сказав, на окошко Марья-царевна плюнула; слюнки в минуту примерзли к стеклу; из каморки вышла она потом с Иваном-царевичем вместе, двери ключом заперла и ключ далеко зашвырнула. За руки взявшись потом, они поднялися и мигом там очутились, откуда сошли в подземельное царство. То же озеро, низкий берег, муравчатый, свежий луг, и, видят, по лугу свежему бодро гуляет конь Ивана-царевича. Только почуял могучий конь седока своего, как заржал, заплясал и помчался прямо к нему и, примчавшись, как вкопанный в землю стал перед ним. Иван-царевич, не думая долго, сел на коня, царевна за ним, и пустились стрелою.
Царь Кощей в назначенный час посылает придворных слуг доложить Ивану-царевичу: что-де так долго мешкать изволите? Царь дожидается. Слуги приходят; заперты двери. И вот из-за двери им слюнки, словно как сам Иван-царевич, ответствуют: буду. Этот ответ придворные слуги относят к Кощею; ждать-подождать — царевич нейдет; посылает в другой раз тех же послов рассерженный Кощей, и та же всё песня: буду; а нет никого. Взбесился Кощей. Бегите же; дверь разломать и в минуту за ворот к нам притащить неучтивца!
Двери разломаны... Кощей едва от злости не лопнул. Он вор окаянный! Скорее все в погоню за ним!.. Я всех перевешаю, если он убежит!.. Он слезает с коня и, припавши ухом к земле, говорит ей: — "Скачут, и близко". Быстро погоня скачет по свежему следу; но, к речке примчавшись, стали в пень кощеевы слуги: след до мостика виден; дале ж и след пропадает, и делится на три дорога.
Нечего делать — назад! Воротились разумники. Страшно царь Кощей разозлился, о их неудаче услышав. Догадаться можно бы вам, дуралеям! Слез он с седла и, припавши ухом к земле, говорит ей: — "Скачут, и близко". И в ту же минуту Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем, с ними и конь их, дремучим сделались лесом; в лесу том дорожек, тропинок числа нет; по лесу ж, кажется, конь с двумя седоками несется. Вот по свежему следу гонцы примчалися к лесу; видят в лесу скакунов и пустились вдогонку за ними.
Лес же раскинулся вплоть до входа в кощеево царство. Мчатся гонцы, а конь перед ними скачет да скачет; кажется, близко; ну только б схватить; ан нет, не дается. В самом том месте, откуда пустились в погоню; и скрылось всё: ни коня, ни дремучего лесу. С пустыми руками снова явились к Кощею они. Как цепная собака, начал метаться Кощей. Коня мне! Сам поеду, увидим мы, как от меня отвертится!
Ведь это Кощей, мой родитель сам; но у первой церкви граница его государства; далее ж церкви скакать он никак не посмеет. Подай мне крест твой с мощами". Послушавшись Марьи-царевны, снимает с шеи свой крест золотой Иван-царевич и в руки ей подает, и в минуту она обратилася в церковь, он в монаха, а конь в колокольню — и в ту же минуту с свитою к церкви Кощей прискакал. Иван же царевич с своею Марьей-царевной поехали дале, уже не бояся боле погони. Вот они едут шажком; уж склонялось солнце к закату, и вдруг в вечерних лучах перед ними город прекрасный. Ивану-царевичу смерть захотелось в этот город заехать. Заедем туда на минуту; посмотрим город, потом и назад".
Но быть так! Вот здесь, у дороги, буду тебя дожидаться я три дни; когда же на третий день не придешь... И в город поехал, с нею простяся, Иван-царевич один. У дороги белым камнем осталася Марья-царевна. Проходит день, проходит другой, напоследок проходит и третий — нет Ивана-царевича. Бедная Марья-царевна! Он не исполнил ее наставленья: в городе вышли вВстретить его и царь, и царица, и дочь их царевна; выбежал с ними прекрасный младенец, мальчик-кудряшка, живчик, глазенки как ясные звезды; и бросился прямо в руки Ивану-царевичу; он же его красотою так был пленен, что, ум потерявши, в горячие щеки начал его целовать; и в эту минуту затмилась память его, и он позабыл о Марье-царевне.
Горе взяло ее. И в то же мгновенье из белого камня Марья-царевна в лазоревый цвет полевой превратилась. Дорогой в то время шел старик; он цветок голубой у дороги увидел; нежной его красотою пленясь, осторожно он вырыл с корнем его, и в избушку свою перенес, и в корытце там посадил, и полил водой, и за милым цветочком начал ухаживать. Что же случилось? С той самой минуты всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то начало деяться в ней: проснется старик — а в избушке все уж как надо прибрано; нет нигде ни пылинки. В полдень придет он домой — а обед уж состряпан, и чистой скатертью стол уж накрыт: садися и ешь на здоровье. Он дивился, не знал, что подумать; ему напоследок стало и страшно, и он у одной ворожейки-старушки начал совета просить, что делать.
Что будет, увидишь". Целую ночь напролет старик пролежал на постеле, глаз не смыкая. Заря занялася, и стало в избушке видно, и видит он вдруг, что цветок голубой встрепенулся, с тонкого стебля спорхнул и начал летать по избушке; все между тем по местам становилось, повсюду сметалась пыль, и огонь разгорался в печурке. Проворно с постели прянул старик и накрыл цветочек платком, и явилась вдруг пред глазами его красавица Марья-царевна. Жених мой, Иван-царевич прекрасный, бросил меня, и я им забыта". Уж свадебный пир приготовлен, и гости съехались все". Заплакала горько Марья-царевна; слезы потом отерла; потом, в сарафан нарядившись, в город крестьянкой пошла.
Приходит на царскую кухню; бБегают там повара в колпаках и фартуках белых; шум, возня, стукотня. Вот Марья-царевна, приближась к старшему повару, с видом умильным и сладким, как флейта, голосом молвила: — "Повар, голубчик, послушай, позволь мне свадебный спечь пирог для Ивана-царевича". Повар, занятый делом, с досады хотел огрызнуться; но слово замерло вдруг у него на губах, когда он увидел Марью-царевну; и ей отвечал он с приветливым взглядом: — "В добрый час, девица-красавица; все, что угодно, делай; Ивану-царевичу сам поднесу я пирог твой". Вот пирог испечен; а званые гости, как должно, все уж сидят за столом и пируют. Услужливый повар важно огромный пирог на узорном серебряном блюде ставит на стол перед самым Иваном-царевичем; гости все удивились, увидя пирог. Но лишь только верхушку срезал с него Иван-царевич — новое чудо! Сизый голубь с белой голубкой порхнули оттуда.
Голубь по столу ходит; голубка за ним и воркует: — "Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо мне ты забудешь так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне! У крыльца же конь вороной с нетерпенья, оседланный, взнузданный пляшет. Нечего медлить: поехал Иван-царевич с своею Марьей-царевной: едут да едут, и вот приезжают в царство царя Берендея они. И царь и царица приняли их с весельем таким, что такого веселья видом не видано, слыхом не слыхано. Долго не стали думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости, свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут. Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей.
Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик - ковшик прочь от руки. Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду.
Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын. Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.
Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал. Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели.
Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей. Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти. Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз.
Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Вернулся к себе, блестящая пчёлка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен. Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну.
Царевна сказала, что у неё на щеке будет Мошка. Выбрал правильно. Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван - железным мостиком. Погоня возвратилась.
Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конём дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню.
Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить. Правда, иногда, человек может вступить в общину Берендеев. Ведь, иногда, даже в современном обществе, могут встретиться разумные и нормальные люди. Человек, избранный Берендеями, получает доступ к их самым сокровенным тайнам и сокровищам. Навсегда оставаясь среди своих новых друзей-Берендеев, такие люди часто находят свою новую судьбу, чтобы вскоре и самим стать могущественными Берендеями, людьми-оборотнями, обладающими несметными богатствами, чудесными способностями и таинственными, волшебными городами и землями.
Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ , Саков , Берендичев , Берендеево , Ижеславль , Урнаев и другие. Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ Торцкь, Торцьскъ. Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи , а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем. Название в летописях исчезает к XIII веку [13]. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде , частично ушли в Болгарию и Венгрию.
Берендеи в Древней Руси: история и значение
На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой. И ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто же такие берендеи. БЕРЕНДЕИ — БЕРЕНДЕИ — тюркское кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. В Викиданных есть лексема берендей (L91286). В Викиданных есть лексема берендей (L91286). Кто такие Берендей?
Значение слова «берендей»
Новость: Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые». М. И. Артамонов упоминает берендеев (баяндур), коуи и баятов в числе племён, которые не принадлежали к огузам по происхождению. Берендей — кто они такие? Берендеи — это группа животных, принадлежащих к отряду грызунов и семейству щекачковых, которая обитает в различных уголках планеты.
Берендей мифология. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Кто такие берендеи
С половцами берендеи бились отчаянно, ибо при поражении их ожидало в лучшем случае рабство. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео кто такой берендей онлайн которое загрузил IT Bilim 01 апреля 2023 длительностью 00 ч 00 мин 20 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 2 240 раз. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Кто такие Берендей? Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. В Болгарии есть две деревни под названием Беренде, название которых, по словам лингвиста Анны Чолевой–Димитровой, происходит от племени берендеев.[3].
Кто такие берендеи?
У Берендеев нет прямых врагов, способных причинить им физическую боль и страдание. Совсем напротив: могущество и невероятная сила Берендеев может легко выдворить со своих земель любого недруга и захватчика. Однако, Берендеи вынуждены скрываться от назойливых людей, забираясь все дальше и дальше, в самые темные леса и самые глухие чащи. За долгое время своего существования, Род Берендеев выработал в себе способность не только к оборотничеству. Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить.
Правда, иногда, человек может вступить в общину Берендеев.
С некоторыми его этимологиями можно согласиться. Реконструкции «Ер-буга» ревуга «Алп-ер» ольбер вероятны, ибо подобные имена встречаются в тюркской в частности, казахской ономастике; Как и Ер-дада Редедя , Челебир шельбир. О ведославных берендеях Я уже рассказал о том, что считаю важным, и прежде всего о том, что происходит с нами — сейчас. Но кто же мы? Что хотим?
Куда зовем? Мы — хранители традиции. Нас можно назвать — посредниками, посланниками. Мы несем свет по тьму городов. Мы показываем путь к свету. А кто же истинные светлые?
Их не найти в городах. Они не выступают на телевидении, не выходят к митингующим толпам. Современный мир устроен так, что им нет места среди нас. Начни они говорить — мы не услышим их или опорочим, вывернем наизнанку их слова. Потому истинные светлые живут вдали от нас, лишь иногда приходя к хранителям. Они желают помочь.
Они хотят, чтобы светлые люди также объединились, стали строить и в яви добрую сказку. Чтобы люди жили долго и в радости. И не в прокопченных городах, а в сказочных теремах, подобных китежским. Жили среди заботливой природы, в прекрасных садах, где поют птицы, ходят животные, которые не боятся людей, а служат им с радостью. Хотят, чтобы звучал детский смех и чтобы лучились глаза. И они уверены, что стоит только этого очень захотеть, — так и будет.
Об истинных светлых и их мире я не могу рассказывать в этой документальной книге, наполненной фактами, датами, именами известных лиц. По многим, надеюсь понятным, причинам. И я не против, если их признают за фантазию, и более того, стану на этом настаивать, если будет в том нужда. В самом деле, можно ли признать нашими современниками тех, для кого открыты врата зачарованного Китеж-града, кто приходит не только наяву, но и во снах? Дом-музей А. Островского в Щелыково Однако я имею право рассказать о хранителях традиции то, что в наше время стало возможно сделать, и буду стараться не повредить лишним словом.
А прежде всего я расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни. Многие сразу вспомнят Берендеево царство из сказки Александра Николаевича Островского. Всем памятны прекрасный пастух Лель, Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны, а также Купава, купец Мизгирь… Это герои древней легенды, которую сей драматург и поэт записал в наших местах близ своей усадьбы в деревне Щелыково, что в Заволжье под Костромою. А мои предки Асовы — из Завражья и Борисоглебского, что в пятнадцати верстах от той усадьбы А. Там и сейчас бьет незамерзающий Снегуркин Голубой ключик на Ярилиной поляне в Берендеевом лесу. И мой старый дом, в котором я родился, совсем недалече, — в селе Сокольском, куда Асовы переехали в 50-х годах прошлого века, где и теперь немало моих родственников и где наше родовое кладбище.
Конечно, мы — берендеи, вовсе не выдумка поэта. У нас есть история, традиции, живые поныне. Приезжайте на экскурсию в Щелыково, на «родину Снегурочки», где проходят праздники, и вы сами это увидите. Так кто же мы — берендеи? Перелистаем летописи, заглянем и в дощечки новгородских волхвов, послушаем старые предания… Древнейшие сведения о берендеях есть в «Книге Велеса». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу.
Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани — царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа. Среди родов, населявших Русколань, «Книга Велеса» упоминает и берендеев. Имя это легко читается по-славянски. Берендеи — это те, кто делаются бером-медведем. Замечу, медведь и поныне — символ России. И там же, в дощечках, рассказывается о том, что во времена Буса у берендеев был вождь — Асень.
Между прочим, в поздних приписываемых берендеям легендах попавших в XVII веке в «Мазуринский Летописец» упоминается древний русский князь Асан вместе с князьями Авесханом и Великосаном, которые совершали походы вплоть до земель Египта, показали страх великий «в Иерусалимских странах и в варварах», а также «храбростью и мудростью многих превзошли». Но не только воинским искусством были славны берендеи. Уже в «Книге Велеса» сказано: «Наши жрецы о Ведах заботились и говорили, что их у нас никто украсть не должен, если мы имеем берендеев наших и Бояна» Бус I, 2:2. Здесь берендеи названы хранителями веры. После смерти Буса и разгрома Русколани гуннами конец IV в. Откочевавшие в Приднепровье торки, печенеги, черкасы и берендеи по-прежнему жили как вольные воины.
Из-за черных папах, которые они носили, их тогда именовали также «черными клобуками». Берендеями был основан город Переяславль ныне Переславль-Хмельницкий недалеко от Киева. Они по-прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси. Когда в Киеве победило византийское христианство, торки и берендеи отделились от Руси и основали Алыберское царство, названное по имени священной горы Алабырь, или Алатырь. Потом берендеи-ольберы вместе с торчинами вошли в Киевскую Русь. В летописях их стали именовать «своими погаными», то есть язычниками, подданными Киеву.
Они ничем не отличаются от иных русских богатырей, так же служат Владимиру, так же сражаются со степняками, только имена носят особые. Летописи также сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар «пошел Владимир на болгар и берендочи с ним». Однако, несмотря на поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с христианским Киевом у берендеев становились все более сложными. Киевские князья, подстрекаемые византийским духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Тогда большая часть берендеев бежала далеко на север, в глухомань, в леса вятичей и финно-угров. Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой великую и древнюю ведическую культуру.
Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь! Ведическая традиция в крае не угасала. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами. Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г. Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки.
И замечу, что именно из-под Галича Костромского происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы — костромские волжане. Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси. Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге.
Именно он орудовал ножом, выкалывая Васильку глаза. Этот торчин назван по имени — звали его Берендей. То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя. Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в. То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями.
Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей. Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях. В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси.
Историки никак не объясняют причин, почему эти племена вдруг стали служить русским против родственных себе племён, а также с чего это вдруг берендеи, перейдя на русскую службу, из кочевого народа сделались оседлым. А берендеи не просто оседлый народ, но и народ, живущий в городах! По летописям, берендеи, торки и чёрные клобуки основали минимум шесть городов Торческ, Изяславль, Саков, Берендеев и др. Кем же были берендеи? Таким образом, ничто, кроме предвзятого мнения, не говорит о том, что берендеи были кочевниками. Также ничто не свидетельствует об их тюркском происхождении. Точно с таким же основанием их можно считать славянами, скифами или кем-то ещё — всё это в равной степени неопровержимо. Именно на этом и основывается Александр Смирнов, излагая свою гипотезу о том, что берендеи это подлинное название славянского народа, создавшего здесь великое государство до того, как оно было переименовано варяжскими завоевателями в Русь. Гипотеза эта не имеет доказательств, но точно так же, как и «консенсусная» гипотеза большинства статусных историков.
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Берендей — это мифический царь, который отличался безграничной любовью и верой в свой народ. Ваш адрес успешно подписан на рассылку новостей нашего сайта. Детское Радио: все подкасты. Кто такие берендеи – Берендеи. это степняки (как и печенеги, и половцы, с отдельными племенами которых они находились в союзе до ухода из Степи).