Придворные дамы не только занимаются личными делами королевы, но и являются обязательной свитой в королевских поездках и визитах. Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ.
ИМПЕРА́ТОРСКИЙ ДВОР
Мать Генриетты, Улла Обель, была придворной дамой королевы с 1996 по 2004 год. false Фрейлины – и прислуга, и участницы «пикантной» жизни особ императорского двора. Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. Анне Дорте Юэль.
Значение словосочетания «придворная дама»
Через несколько дней после смерти Екатерины она была уволена на покой. Судьба Анны Головкиной Бестужевой-Рюминой По своему рождению эта придворная дама была максимально приближенной к царскому окружению, так как ее отец занимал должность государственного канцлера. Через два года ее назначили статс-дамой. Все это время она была верной женой и хорошей помощницей своему мужу, но спустя 11 лет она овдовела.
В 1742 году Михаила Гавриловича, брата Анны Гавриловны, обвинили в государственной измене, судили и приговорили к смертной казни. Вскоре императрица Елизавета Петровна своим указом изменила меру его наказания на ссылку в Сибирь на вечное поселение. В мае следующего года состоялась свадьба Анны Гавриловны с Михаилом Бестужевым-Рюминым, известным дипломатом и братом тогдашнего вице-канцлера Алексея Бестужева.
Прошло всего несколько месяцев, как она оказалась втянута в «салонный заговор» против правящей императрицы. Смерть опальной гоф-фрейлины Началось все с разговора поручика Бергера с подполковником Иваном Лопухиным. Речь шла о недовольстве методами правления, которое осуществляла Елизавета Петровна.
Эти крамольные разговоры и послужили поводом для написания доноса и подачи его в Тайную канцелярию. Лопухина арестовали, и во время допроса с пристрастием он оговорил нескольких ни в чем не повинных людей, в числе которых оказались его мать и Анна Бестужева. Последняя не признала своей вины, поэтому в середине августа княгиня была подвергнута публичному наказанию путем поднятия на дыбу, но новых показаний она так и дала.
Лопухины и Анна Бестужева были приговорены к колесованию и вырезанию языка. Однако императрица смягчила наказание и вместо смертной казни отправила всех на поселение в Якутск. Анна Бестужева умерла в возрасте около пятидесяти лет и была похоронена на местном церковном кладбище у Богородицкой церкви.
Трагедия Марии Гамильтон Пожалуй, самой значимой фрейлиной Екатерины I была камер-фрау, которая заведовала гардеробом государыни и прислуживала ей при одевании. На эту должность Петр распорядился подыскать девушку немецкой крови, так как хотел, чтобы она хорошо разбиралась в европейских женских нарядах. Однако ею стала Мария Даниловна Гамильтон — придворная дама с шотландскими корнями.
Появившись при дворе в 1713 году, Мария, благодаря своей красоте, сразу же обратила на себя внимание Петра I. Однако их связь была недолгой, и монарх быстро охладел к ней.
Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определённых обязанностей при дворе не несли. Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшие одноимённые придворные должности и заведовавшие придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию.
С 1880-х гг. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство. В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного в 1834 г. Николаем I фасона, цвета и материала.
С 1531 года филиалынаходились под надзором Gouvernante de filles, фрейлины, которым было поручено их сопровождать: с 1547 года пост был разделен на несколько. Премьера femme de chambre ключи от комнаты королевы. В период Первой Империи главная леди в ожидании императрицы была леди в следовании от 20 до 36 дам дюпале. Германия Княжеские дворы раннего Нового времени в Германии были смоделированы по образцу императорского австрийского двора. Каммерфройляйн фрейлина камеры. Княжеские германские дворы, в свою очередь, стали центром подражания скандинавских дворов Дании и Швеции в XVI веке.
После окончания Германской Римской Священной Империи в 1806 году был зарегистрирован ряд второстепенных королевств Германии в пост Staatsdame замужние фрейлины введен во многих немецких княжеских и королевских дворов. При немецком императорском дворе фрейлины состояли из одного оберхофмейстерина, лидвшего нескольких Хофштацдаменов или Паластдаменов. Единственным женским достоинством было достоинство Zoste patrikia , главная фрейлины и служанки императрицы, которая была главой женского двора и часто была родственницей императрицы; этот титул существовал, по крайней мере, с 9 века. Греческое королевство было основано в 1832 году, и его первая королева Амалия Ольденбургская организовала фрейлины своего первого королевского двора в одном из Гранд-Майтресс. Италия До объединения величайшим из итальянских государств было Неаполитанское королевство, позднее названное Королевство Обеих Сицилий. В 1842 году фрейлинами королевы Обеих Сицилий была одна Дама ди Оноре, или «Почетная леди», занимавшая второе место после Кавальере ди Оноре, а за ними следовало три Дама ди Компаньи или «Леди-компаньоны» четвертое место в рейтинге после Кавалериццо и большое количество дам ди Корте или «придворных дам». Италия была объединена в Королевство Италии в 1861 году. Япония Мурасаки Сикибу В Японии Императорские придворные должности обычно предназначались для придворной аристократии, а фрейлины или дворцовые служители обычно были образованными членами знати. В период Хэйан 794—1185 женщины могли занимать придворные должности с большой ответственностью, управляя делами императора. Дворцовые служительницы нанимались Императорским бюро дворцовых служителей из числа придворной аристократии, но для того, чтобы их приняли, они должны были иметь достаточное образование в классической китайской литературе.
Вторым рангом была hoto no naishi «служительница дворца» , которая действовала как посредник между императором и теми, кто искал аудиенции, и излагала его пожелания в письменной форме. Придворные фрейлины выполняют функции императорских секретарей и отмечают события при дворе, посетителей и подарки в официальных придворных журналах. В отличие от Китая, служительницы дворца управляли дворцом императорского гарема, а не евнухи и могли занимать высокие придворные должности в личном доме императора. Дворцовые служительницы делились на два класса, которые, в свою очередь, имели несколько рангов, что означало их задачу. Первый класс состоял из нёкан или фрейлин, занимавших придворные должности, наиси-ками сёдзи наиси-суке тэндзи и наиси-но-дзё сёдзи , а второй класс - из дворцовых служанок мёбу, осаши, осуэ, нёдзю. Придворные фрейлины работали личными помощниками, ухаживали за гардеробом императора, помогали императору принимать ванны, подавали еду, выполняли и посещали придворные ритуалы. Фрейлины могли назначаться наложницами, супругами или даже императрицами императором или наследником престола. Функция фрейлины как потенциальной наложницы была упразднена в 1924 году. Корея Чосон Кунгнё «дворцовые женщины» - корейский термин, обозначающий женщин, которые прислуживают другим членам королевской семьи в традиционном корейском обществе. Это сокращение от gungjung yeogwan, что переводится как «женщина-офицер королевского двора».
Gungnyeo включает sanggung дворцовая матрона и nain помощницы придворных дам , оба из которых имеют звание офицера. Этот термин также используется в более широком смысле для обозначения женщин из низшего класса званий, таких как мусури низшие горничные, отвечающие за разную работу по дому , гаксими, сонним, уинё женщины-врачи , а также nain и sanggung. Нидерланды Двор герцогства Бургундского, который находился в Нидерландах в 15 веке, известен своей сложной церемониальной придворной жизнью и стал образцом для подражания для нескольких других судов Европы. Модель бургундского двора стала образцом для подражания для австрийского императорского двора в 16 веке, когда Бургундские Нидерланды и Австрия были объединены династией Габсбургов. Королевство Нидерландов было основано в 1815 году, что означает организацию королевского двора. В 19 веке фрейлинами голландского двора руководили Grootmeesteres что эквивалентно Хозяйке мантий , второго ранга была Dames du Palais замужние фрейлины. Принцесса Беатрикс Нидерландская имел в общей сложности семь Хофдам «придворных дам». Они сопровождали королеву и других женщин-членов королевского дома во время посещений и приемов в Королевском дворе. Монархил их расходы, но они не оплатил их зарплаты. Не все эти дамы принадлежали к голландской аристократии, но у каждой был «примечательный» муж.
Отличное социальное поведение и осмотрительность были самыми важными рекомендациями для того, чтобы стать Хофдам. Биби баронесса ван Зуйлен ван Ниевельт и Йонквроув ден Поортугаэль. После добровольного ухода на пенсию Хофдамс был назначен членом почетного королевского двора. В почетном королевском дворе по-прежнему проводится различие между Дамами Пале и Хофдам, но категорию Дам дю Пале планируется упразднить. Grootmeesteres бабушка была самой высокопоставленной дамой при королевском дворе. С 1984 по 2014 год эту должность занимал потомок известной семьи банкиров, бывший дипломат и вдова Йонкхира из знаменитого имения на Амстердамском канале. Нигерия Ряд племен и культурных территорий Африканского континента, такой как народ лобеду в Южной Африке, в исторические времена имел обычаи с фрейлинами. В некоторых доколониальных государствах народов бини и йоруба в Нигерии, королева-матери и верховные жрицы считались «ритуально мужчинами» из-за их социального положения.
Самым знаменитым трактатом стало сочинение «Идеальный придворный» Бальдассаре Кастильоне, о котором мы уже упоминали выше. Его произведение отражает личный опыт жизни при дворах, которые он очень внимательно изучил. Образ идеального придворного у Кастильоне наделён всеми достоинствами - это в полной мере совершенный и утонченно воспитанный человек. Образ идеального придворного является своеобразным синтезом гуманистических представлений о человеческом идеале. Персонаж произведения Кастильоне отличается умом и красотой, широкой эрудицией в различных сферах познания. Это творческая личность -- поэт и музыкант, при этом он добродетелен, отличается скромностью, приветливым нравом и обходительностью. Такие свойства личности позволяют идеальному придворному стать мудрым советчиком правителя, который стоит на страже не своих личных, но государственных интересов. В идеальном придворном воплотились идеалы грации, гармонии, красоты. Эстетическое совершенство этого образа - воплощение гуманистического идеала личности. Правда, следует отметить определенную социальную ограниченность образа «идеального придворного» со стороны среды и представлений итальянской аристократии. Идеальный придворный в представлении Кастильоне всесторонне образован - он разбирается в искусстве, сам творчески одарен и при этом способен к пониманию естественных наук. Не обходит вниманием Кастильоне и образ идеальной женщины при дворе. Итак, придворная дама должна быть любезна, скромна, не завистлива, не злоречива, не ревнива, не тщеславна. К обходительному обращению добавляется красота: она должна уметь подчеркнуть свое очарование. Участвуя в постоянных празднествах при дворе, она остается прекрасной матерью и хозяйкой, то есть рачительно ведет дом и мудро воспитывает детей. Она разбирается в литературе, живописи, музыке. Она прекрасно танцует, участвует в светских играх, поддерживает светскую беседу. А если среди придворных она встретит свою любовь, ей не следует на показ выставлять свои чувства. Она и ее возлюбленный должны сделать так, чтобы «их глаза стали верными посланниками сердец». Сдержанность и скромность занимают первое место в этом «искусстве любить». Безукоризненное поведение помогают придворному кавалеру и даме снискать доверие принца и его семьи, они могут сыграть положительную роль и помочь ему в свою очередь стать добрым государем. Ради общего спокойствия народа они заботятся об успехе охоты, праздников, пиров, турниров, зрелищ. Наука об идеальном придворном предполагала развитие человека посредствам платонической любви, которая гармоничным и возвышенным образом регулирует человеческие взаимоотношения. Этот универсальный кодекс имел успех во всей Европе. Очевидна связь между творчеством Кастильоне с творческим наследием античности. Кастильоне опирается как на античную, так и на ренессансную культурные традиции. Особенно часто он ссылается на Цицерона, Платона, Ксенофонта, Квинтилиана. Изложенная в книге концепция любви и красоты тесно связана с идеями ренессансного неоплатонизма.
Что значит придворная дама
Придворное форменное платье. Часть 1: История рукоделия в журнале Ярмарки Мастеров | Анне Дорте Юэль. |
Придворная жизнь при Петре I — все самое интересное на ПостНауке | Придворные дамы составляли свиту императриц и великих княгинь. |
Последние короли Франции
- Придворные дамы Королевской Семьи
- Что делали фрейлины?
- История этого термина
- Кто такие фрейлины при царском дворе – это интересно! Друзья, возможн | разное | Постила
Прибывшая женщина
Придворные дамы россии. Фрейлина - это привилегии и обязанности | Подпишитесь и получайте новости первыми. |
Придворные дамы россии. Фрейлина - это привилегии и обязанности | Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. |
Фрейлины российского императорского двора | Фрейлиной императрицы называлась дама, которая занимала высшую позицию в. Среди придворных дам было свое расслоение: статсдамы, гофмейстерины и. |
Что значит придворная дама | Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. |
Придворное форменное платье. Часть 1: История рукоделия в журнале Ярмарки Мастеров | Придворная фрейлина. |
Кто такие фрейлины при царском дворе – это интересно!
Женщинам компенсируют расходы на проезд и предоставляют помещение в королевской резиденции или даже собственные апартаменты в Лондоне. Но и это еще не все: многие фрейлины со временем становятся членами престижного Королевского Викторианского ордена, благодаря которому они получают доступ к высшим слоям общества. Фрейлины Елизаветы II — ее давние друзья За время правления у английской королевы было всего 9 личных помощниц и помощников. Все они являются не только ее ассистентами, но и друзьями : многих Елизавета знает с самого детства. Сьюзан Хасси — крестная мать принца Уильяма. Одними из наиболее приближенных к королеве особ считаются леди Сьюзан Хасси, крестная мать принца Уильяма, и леди Памела Хикс, которая может похвастаться родством с супругом королевы принцем Филиппом. Графиня Пенелопа Нэтчбулл — доверенное лицо принца Филиппа. Еще одну фрейлину, графиню Пенелопу Нэтчбулл, и вовсе называли второй по важности женщиной в жизни супруга британской королевы. Супруга принца Чарльза Камилла Паркер-Боулз после замужества получила 3 помощниц, в числе которых оказалась и ее давняя знакомая Аманда Макманус.
Гораздо меньше повезло с ассистенткой леди Диане. Ее лучшую подругу Сару Фергюсон королевская семья сочла недостаточно «шикарной» для фрейлины. Впрочем, Сара все-таки осталась приближенной к королевской семье, выйдя впоследствии замуж за принца Эндрю. Супруга принца Уильяма Кейт Миддлтон тоже успела обзавестись фрейлиной.
Придворная дама должна обладать широким кругозором и прекрасными манерами. Уделите время на образование, читайте классическую литературу и изучайте историю искусства.
Также следует посетить курсы по этикету и протоколу, чтобы быть уверенной в любых общественных ситуациях. Непрерывное самосовершенствование. Придворная дама всегда стремится к совершенству. Воспитывайте в себе исключительные качества, такие как доброжелательность, тактичность и дипломатичность. Развивайтесь как личность, участвуйте в общественной жизни и приобретайте новые навыки. Одежда и стиль.
Придворная дама должна быть безукоризненна в своем внешнем виде. Уделите особое внимание своей одежде, выбирайте высококачественные и стильные наряды. Проявите тонкий вкус и изысканность в своем стиле и аксессуарах. Хорошие коммуникативные навыки. Придворная дама должна быть отличной в общении. Учитесь слушать и проявлять интерес к собеседнику.
Проявляйте уважение к другим и умейте вести беседу на различные темы. Важно быть дружелюбной и открытой, однако помните о своей роли и соблюдайте конфиденциальность. Поддержка и помощь. Придворная дама всегда готова помочь другим. Будьте готовы оказывать поддержку и содействие членам королевского двора. Помните, что ваша задача — быть преданным и надежным источником помощи и совета для всех, кто нуждается в вашей поддержке.
Следуя этим советам и придерживаясь высоких моральных принципов, вы можете сделать шаг к достижению своей мечты — стать придворной дамой и занять почетное место в обществе. Знаменитые придворные дамы и их вклад в историю Никакой обсуждение о придворных дамах не может быть полным без упоминания о знаменитых женщинах, которые занимали этот престижный и ответственный пост. Многие из них сыграли важную роль в истории своих стран и оказали значительное влияние на политику и культуру. Одной из самых известных придворных дам в истории является Мария Антуанетта, королева Франции. Ее роскошный образ и роскошный образ жизни вызывали недовольство в народе и стали одной из причин падения монархии. Еще одной важной придворной дамой была Екатерина II, императрица Российской империи.
Она правила с 1762 по 1796 год и отличалась сильным характером и политическими способностями. Екатерина II провела множество реформ, способствующих модернизации России и расширению ее влияния в Европе. Она также была покровительницей искусств и культуры, основавшей Зимний дворец и Эрмитаж. Придворные дамы играли большую роль и в других странах Европы. Например, Елизавета I, королева Англии, также была известна своим непримиримым руководством и затяжным правлением.
Оставаться на вечер после обеда было не принято, кроме тех случаев, когда приглашение поступало заблаговременно. Сделать реверанс королю в Тронной зале и удостоиться его взгляда По правилам эпохи Реставрации первыми в Тронную залу имели право входить герцогини они же были единственными, кому разрешалось в присутствии короля сидеть на табурете ; затем вход закрывали, и остальные дамы ревниво ожидали своей очереди в соседней гостиной, пока двери не распахивались вновь. Дамы входили одна за другой и вереницей шли вперед, останавливаясь, чтобы сделать реверанс перед троном. Если король заговаривал с одной из дам, что случалось редко, вся процессия останавливалась.
Была известна как строгая поборница этикета. Пройдя Тронную залу, дамы отправлялись в ее покои.
Толстая была давней фрейлиной великой княгини Марии Николаевны, то есть состояла при Дворе, который фактически уже не существовал. Поэтому для графини назначение на должность воспитательницы стало выходом из сложной жизненной ситуации. Фрейлина императрицы Марии Александровны Александра Сергеевна Долгорукова была взята императрицей во дворец, чтобы «избавить ее от домашнего гнета». Конечно, об этом «гнете» императрице доложили доброхоты. Молодые девушки буквально жаждали занять штатную должность фрейлины.
И были счастливы, когда им удавалось получить заветный шифр. Однако некоторые из них, столкнувшись с повседневными реалиями придворной жизни, испытывали разочарование. Блестящая со стороны жизнь Императорского двора казалась чередой бесконечных придворных праздников. Однако вскоре выяснялось, что часто за блеском скрывается пустота будней, а блеск оборачивался мишурой. Репутация фрейлин носила весьма своеобразный характер. Большинство из них не считали себя оскорбленными, если с кем-нибудь из них завязывал флирт император или кто-то из великих князей. Конечно, это немедленно становилось предметом самых горячих сплетен, но все смотрели на эти «приключения», достаточно традиционные в придворной среде, легко.
Таких фрейлин называли дамами для особых услуг. Среди фрейлинского штата было немало девушек, которые были мимолетными или многолетними увлечениями императоров и великих князей. История сохранила достаточно много имен этих фрейлин. Фрейлина Калиновская стала первой юношеской любовью Александра II. Распоряжением Николая I принц был немедленно уволен с русской службы и вынужден покинуть Россию. Фрейлину Юлию Боде удалили от Двора за ее любовные интриги с итальянским певцом Марио и за другие истории195. Большая часть «историй» произошла в период правления Николая I, когда дисциплина во Фрейлинском коридоре была достаточно жесткой.
Александр III, будучи цесаревичем, пережил сильное любовное увлечение фрейлиной Мещерской и даже заявил отцу, что отказывается от трона, ради брака с ней. Фрейлинский коридор Со временем в каждой из императорских резиденций сформировались места «компактного проживания» фрейлин. Самым известным из них стал знаменитый Фрейлинский коридор Зимнего дворца. В этот коридор выходили двери маленьких комнаток, в которых и жили фрейлины. К 1917 г. При Екатерине II дисциплина во Фрейлинском коридоре была довольно жесткой. Молодые девушки не имели права выезжать ни в свет, ни в театр без разрешения императрицы.
Непослушание девушек строго наказывалось, но физических наказаний не было. Во Фрейлинском коридоре бывали многие известные люди. Например, А. Пушкин до женитьбы часто бывал в Зимнем дворце как частное лицо и не в парадных залах, а в скромных фрейлинских комнатах своей приятельницы А. Александра Осиповна Россет окончила Смольный институт в 1826 г. Осенью того же года ее назначили фрейлиной к императрице Александры Федоровны. Часть комнат окнами выходила во внутренне дворы дворца, другая половина комнат была обращена окнами на Дворцовую площадь.
Свою «половину», расположенную на третьем этаже южной половины дворца, фрейлины часто называли чердаком. Мемуаристки часто упоминали то количество ступенек, которое им по нескольку раз за день приходилось пересчитывать, поднимаясь и спускаясь. Некоторые из фрейлин, не вышедшие замуж, так и доживали свой век во Фрейлинском коридоре. Российские монархи им покровительствовали. Это вписывалось в старую русскую традицию помещичьих приживалок. То, что некоторые из фрейлин доживали «на покое» свой век во Фрейлинском коридоре, делало его весьма населенным. Анна Тютчева, описывая Императорский двор конца 1850-х гг.
При императрице Александре Федоровне состояло 12 фрейлин, что значительно превышало штатное число их… Фрейлинский коридор походил на благотворительное учреждение для нуждающихся бедных и благородных девиц, родители которых переложили свое попечение о дочерях на Императорский двор». Многих старушек-фрейлин монархи знали с детства, от них они узнавали многие детали «неофициальной» истории императорских резиденций подчас скандальных и весьма далеких от официальных версий тех или иных событий. Эти старые фрейлины, «осколки» прежних царствований, были живой историей Зимнего дворца. Когда они умирали, правящие монархи считали своим долгом присутствовать на их похоронах. Это также была одна из неофициальных дворцовых традиций. Когда в 1872 г.
ПРИДВОРНЫЕ ШЛЕЙФЫ
Придворная фрейлина. Фрейлина должна была не только знать но и быть в курсе последних новостей двора. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. Смотрите видео на тему «придворная дама» в TikTok (тикток). Простите за пропажуДорамка: Придворная дама #.
Спутницы Королевы: кто такие фрейлины и какую роль они выполняют при дворе на самом деле
Если король заговаривал с одной из дам, что случалось редко, вся процессия останавливалась. Была известна как строгая поборница этикета. Пройдя Тронную залу, дамы отправлялись в ее покои. В отличие от монарха, герцогиня брала на себя труд беседовать с посетительницами, из-за чего в дверях регулярно возникали пробки — чтобы войти в двери, дамам приходилось применять силу. Выйти на улицу и перейти в другой флигель дворца Тюильри в покои герцогини Беррийской Герцогиня Беррийская — вторая невестка Карла X, жила в другом флигеле дворца Тюильри, и, чтобы попасть туда, дамам нужно было выйти на улицу. Зимой эта часть пути была испытанием: этикет запрещал дамам появляться на территории дворца в шубе или шали, поэтому, чтобы не простудиться, им приходилось укрывать плечи подолом платья.
В случае, когда статус штатной фрейлины жаловали за заслуги родителей или родственников, личные качества девицы несколько отходили на второй план. Независимо от пути определения в женский придворный штат кандидатка во фрейлины должна была предварительно показаться членам императорской фамилии. Если потенциальные фрейлины, окончившие институт благородных девиц, уже на выпускной церемонии проходили своеобразный аналог собеседования, то для большинства процедура несколько отличалась. Для официального зачисления в женский придворный штат будущая фрейлина «по пожалованию» должна была представиться императрице.
Девушки, попадавшие в число свитских фрейлин, порой приобретали не только завидное положение в обществе, но и при благоприятных обстоятельствах возможность оказывать влияние на членов императорской фамилии. Разумеется, самым очевидным последствием получения должности фрейлины была возможность приблизить ко двору своих родственников. Обретя при дворе достаточную уверенность, некоторые девушки начинали пристраивать на службу свою родню. Например, камер-фрейлина П. Бартенева со временем выхлопотала фрейлинское звание для всех своих сестер: Веры, Надежды, Марии и Наталии. Разумеется, фрейлины могли похлопотать перед государем не только в своих или семейных интересах. Так, современники отмечали, что положение фрейлины А. Тютчевой при императрице было исключительным. Доподлинно известно, в том числе и из ее дневника, что она представляла императрице проекты славянофилов, чьи интересы разделяла.
Вершиной ее деятельности стала организация посещения императорской четой, Александром I и Елизаветой Алексеевной, греческой церкви в Вене. Несомненно, это был символический жест: русский император таким образом демонстрировал поддержку православным единоверцам. По мнению исследователя А. Демкина, «при этом княжна Стурдза одержала маленькую победу над венским двором, пытавшимся помешать этому визиту, который наделал много шума». Конечно, особое положение при дворе занимали фрейлины, ставшие фаворитками императоров. Современники считали возможным обращаться к этим придворным дамам с просьбами и ходатайствами. Тем большее уважение в ближнем круге придворных заслуживали те из них, кто своим статусом не пользовался. Например, фаворитка императора Николая I Варвара Аркадьевна Нелидова, несмотря на всеобщую любовь к государыне, была искренне почитаема и любима среди приближенных императорской фамилии. Во многом это обусловлено тем, что она не пользовалась своим положением ради честолюбия, тщеславия или продвижения чьих-то интересов.
Разумеется, сами фрейлины прекрасно понимали, что им нередко предписывают большую власть, чем они обладают на самом деле. Анна Тютчева отмечала, что, начиная с определенного момента, она вступила «в категорию царедворцев, которые проводят всю жизнь в воскурении фимиама государям для того, чтобы пользоваться их милостью, и у которых не хватает смелости даже в интересах этих же государей пойти на опасность произвести на них неблагоприятное впечатление». Ни одна замужняя женщина не могла быть фрейлиной. Так же, как далеко не все фрейлины после замужества становились статс-дамами. Это зависело от близости к императорскому двору или от исключительных заслуг их мужей перед Отечеством. Фрейлины были комплектные, то есть входившие в утвержденный штат, и сверх комплекта. После включения в штат фрейлины получали золотые с бриллиантами вензеля императрицы или великой княгини, называемые шифром. Штатным фрейлинам полагался денежный оклад. Кроме жалованья фрейлины могли рассчитывать на подарки к праздникам.
Так, на новый 1831 г. Смирновой «розовый трен или трэн, от франц. Иногда фрейлины получали и единовременные пособия, обычно в размере 1000 руб. В случае замужества комплектные фрейлины получали приданое от двора. Размер приданого составлял обычно 3 тыс. Иногда, по особым случаям, оказывалось вспомоществование, в том числе и бывшим фрейлинам. Предметы гардероба императриц и великих княгинь могли также завещаться любимым фрейлинам. Постепенно ограничивая привилегии Марии Федоровны, Николай I не покушался на придворный штат и контроль ее за фрейлинами. Общее количество фрейлин при всех императрицах и великих княгинях в начале царствования Николая I достигло 36.
Непосредственно у императрицы Александры Федоровны обычно было 12 штатных фрейлин. Эту цифру называет великая княжна Ольга Николаевна , вспоминая события 1832 г. Но к концу царствования Николая Павловича фрейлин снова стало больше. По мнению фрейлины А. Тютчевой , общее число фрейлин, состоявших при императрице Александре Федоровне, значительно превышало штаты. Где же находился фрейлинский коридор, это девичье общежитие в Зимнем дворце? По воспоминаниям А. Тютчевой, комнаты фрейлин в Зимнем дворце выходили во фрейлинский коридор, обращенный на Александровскую площадь, к которому вела Салтыковская лестница в 80 ступеней. Хоть это и был третий этаж, но по числу ступеней на лестнице он соответствовал пятому этажу.
Фрейлины называли свои апартаменты «чердаком». Они имели право принимать гостей. Реальная жизнь фрейлин была безрадостной. Иронично и с долей горечи об этом пишет А. Тютчева: «Мы занимали на этой большой высоте очень скромное помещение: большая комната, разделенная на две части деревянной перегородкой, окрашенной в серый цвет, служила нам гостиной и спальней, в другой комнате, поменьше, рядом с первой, помещались с одной стороны наши горничные, а с другой — наш мужик, неизменный Меркурий всех фрейлин и довольно комическая принадлежность этих девических хозяйств, похожих на хозяйства старых холостяков. Он топил печку, ходил за водой, приносил обед и по десяти раз в день бегал заказывать карету, ибо истинное пребывание фрейлины, ее палатка, ее ковчег спасения — это карета. В дни дежурства эта карета была запряжена с утра, чтобы быть готовой на тот случай, если фрейлине придется сопровождать великую княгиню, случалось ездить с ней к кому-нибудь из великих княгинь или в Летний сад, и, если великий князь позднее присоединялся к ней, фрейлина освобождалась и возвращалась во дворец в собственной карете. Но еще больше эта карета была в ходу в дни не дежурные, когда фрейлина могла располагать собой. Среди шумной и роскошной жизни, их окружавшей, они находили в этих комнатах лишь одиночество и тяжелое чувство заброшенности… Я нашла в своей комнате диван стиля empire, покрытый старым желтым штофом, и несколько мягких кресел, обитых ярко-зеленым ситцем, что составляло далеко не гармоничное целое.
На окнах ни намека на занавески… Дворцовая прислуга теперь живет более просторно и лучше обставлена, чем в наше время жили статс-дамы, а между тем наш образ жизни казался роскошным тем, кто помнил нравы эпохи Александра I и Марии Федоровны». Фрейлинский коридор был восстановлен после пожара 1837 г. По отзыву Николая I, осмотревшего его 1 14 октября 1838 г. Всегда были фрейлины, пользующиеся особым положением и почетом при дворе, что наглядно демонстрировалось подходом к «квартирному вопросу». А именно это выражалось в их проживании не на третьем, а на первом этаже Зимнего дворца. В Царском Селе помещения фрейлин, по крайней мере сначала, находились в Большом Царскосельском дворце. Обязанности фрейлины заключались прежде всего в дежурствах. Возраст фрейлин был весьма различный, некоторые, если им не удалось, несмотря на возможности, предоставляемые для знакомств двором, выйти замуж, оставались старыми девами. Великая княжна Ольга Николаевна пишет: «В деревню нас сопровождали только молодые, старшие оставались в Зимнем дворце.
Мы, дети, знали их хорошо». Фрейлины должны были сопровождать императрицу или великую княгиню во время выездов, но в этом случае гофмейстерина «смотрела заранее русские, французские и немецкие пьесы, чтобы судить, могут ли их смотреть молодые девушки, и сопровождала их в большую царскую ложу против сцены». Наиболее приближенные фрейлины сопровождали императрицу в дальних поездках, как это было во время зарубежного вояжа Александры Федоровны в 1838 г. Тогда ее сопровождали фрейлины Е. Тизенгаузен и В. Фрейлинами назначались уроженки Финляндии, Польши, Прибалтики. В конце апреля 1830 г. Это были Эмилия Роткирх, дочь президента финского сейма, и Аврора Карловна Шернваль фон Вален, дочь первого выборгского губернатора. Она была представлена ко двору в конце июня 1832 г.
Она сразу же была приглашена на Петергофский праздник 1 13 июля. Великая княжна Ольга Николаевна писала о баронессе: «Я привязалась к Авроре Шернваль фон Вален, которая как раз была назначена фрейлиной. Дочь отца-шведа и матери-финляндки из Гельсингфорса, она была необычайной красоты, как физически, так и духовно, что сияло в ее красивых глазах». Великая княжна допустила неточность, так как Шернваль как по отцовской, так и по материнской линии принадлежала к известнейшим представителям шведского дворянства. Она снова возвращается в Петербург и с февраля 1836 г. Дочери Николая I великим княжнам Марии, Ольге, Александре было тогда соответственно 16, 13 и 10 лет , особенно Ольга, привязались к новой фрейлине, но она недолго оставалась при дворце. Коллекция Государственного Исторического музея При российском дворе существовало несколько придворных почетных званий для дам и девиц. Собственно, в «Табели о рангах» говорилось не о званиях, а о чинах. Все они указаны не в основной части «Табели», а в одном из объяснительных к ней «пунктов».
Среди дамских званий старшим было звание обер-гофмейстерины. О ней говорилось, что она «имеет ранг над всеми дамами». Следующим было звание гофмейстерины. Оба звания обычно принадлежали дамам, занимавшим одноименные должности, заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. С 1880 г. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — ваше высокопревосходительство. Затем следовали действительные статс-дамы. Их ранг шел «за женами действительных тайных советников» II класс. Действительные камер-девицы имели ранг, равный женам президентов коллегий IV класс.
Наконец, назывались гоф-дамы приравнивались в ранге к женам бригадиров—V класс , гоф-девицы приравнивались к женам полковников—VI класс и камер-девицы. С 1730 г. Камер-фрейлины как и камер-юнкеры штатом 1796 г. Тем не менее, две фаворитки Павла I получили это звание. Это была фрейлина с 1777 г. Екатерина Ивановна Нелидова 1745-1839 , пожалованная в камер-фрейлины в 1797 г. В законоположениях по придворному ведомству камер-фрейлины упоминаются лишь в 1834 г. По штату Александра I 1801 г. Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек.
Это были так называемые «комплектные» фрейлины, которые назначались «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах. Они назывались также «свитными». Эти фрейлины постоянно находились при дворе, часто и проживали там. Фрейлины императриц считались старше фрейлин, состоящих при великих княгинях, а те, в свою очередь, старше фрейлин великих княжон. Несколько фрейлин от двух до пяти имели более высокий ранг — камер-фрейлин. В придворной иерархии они приравнивались к статс-дамам. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Как правило, это были супруги крупных гражданских или военных чинов. Большинство из них принадлежали к родовитым фамилиям и являлись «кавалерственными дамами», то есть имели знак дамского ордена Святой Екатерины и некоторые другие награды.
Фрейлины «высочайшего двора», не входящие в комплект, не несли постоянных обязанностей. Многие из них подолгу находились в отпуске иногда проживая вне столицы и появлялись при дворе лишь изредка, в торжественных случаях. Гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины носили на правой стороне груди броши с миниатюрными портретами императрицы, окаймленные бриллиантами. Считается, что первой на правой стороне груди стала носить портрет графиня А. Матюшкина статс-дама с 22 сентября 1762 г. Обладательницы портретов, как отмечает историк Л. Шепелев, именовались в быту «портретными дамами». Статс-дамы и камер-фрейлины имели платье зеленого бархата с золотым шитьем, одинаковым с шитьем парадных мундиров придворных чинов, а нижнее — из белой ткани, как правило из атласа. В качестве знака оценки императорским двором ее заслуг Аврора Карамзина была удостоена престижного ордена Святой Екатерины в ходе официального визита Александра III в великое княжество в 1883 г.
Высокое звание статс-дамы было присвоено полковнице Карамзиной в годы правления Николая II. Аврора Шернваль сделала свою собственную карьеру при дворе. В 1830 г. Орден стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей. Орден имел две степени и знаки Большого и Малого креста. По указу Александра II кресты первой степени украшались бриллиантами, второй степени — алмазами. На кресте ордена с лучами, украшенными драгоценными камнями, находится овальный медальон в золотой оправе, в центре изображалась сидящая святая Екатерина с большим крестом, в центре его маленький бриллиантовый крестик, и пальмовой ветвью в руках, над изображением — литеры СВЕ — Святая Великомученица Екатерина. На обратной стороне финифтью была нарисована чета орлов, истребляющая змей, у подножия руин башни, на верху которой — гнездо с птенцами, и надпись на латинском языке: «Aquat munia comparis» — «Трудами сравнивается с супругом». Единственной при жизни Петра обладательницей этого ордена стала его супруга Екатерина Алексеевна, получившая его в честь своего достойного поведения во время неудачного для Петра Прутского похода 1711 г.
В трудную минуту Екатерина оказала мужу моральную поддержку и, пожертвовав своими драгоценностями, помогла откупиться от неприятеля. В результате дело закончилось перемирием. Вступив на престол, Екатерина Алексеевна пожаловала знаками ордена своих дочерей — Анну и Елизавету. Всего во время ее царствования было выдано восемь наград. При императоре Павле I класс ордена был разделен на две степени: первая — дама большого креста; вторая — дама меньшого креста или кавалерственная дама. В 1797 г. Павел I также законодательно закрепил обычай, по которому каждая родившаяся великая княжна получала орден Святой Екатерины, за счет этого количество награждений резко возросло. В статуте не были указаны заслуги, за которые следует награждать, но основанием для награждений традиционно служило просветительство. При пожаловании орденом Святой Екатерины каждая кавалерственная дама вносила на богоугодные заведения 250 рублей.
Каждая кавалерственная дама могла представить воспитанницу дворянского происхождения для приема в Училище ордена Святой Екатерины. А также она была обязана трудиться об обращении «добродетельными способами и увещаниями, но отнюдь не каким-либо угрожением или понуждениями» — нескольких неверных к православию и освободить хотя бы одного христианина из варварского плена. Всего за два столетия орденом были награждены 734 дамы, из них более 310 удостоились 1-й степени. Известен также единичный случай награждения этим женским орденом мужчины: за свой слишком женственный нрав орденом Святой Екатерины 5 февраля 1727 г. Меншикова — Александр. Он стал единственным мужчиной в истории ордена, ставший его кавалером. После падения отца, всесильного князя Меншикова, Меншиков — младший по указанию Петра II был лишен всех своих наград. Орденом могли быть награждены только лица дворянского происхождения, в том числе иностранки. В качестве знака оценки императорским двором ее заслуг, Аврора Карловна Карамзина была удостоена ордена Святой Екатерины малый крест по случаю коронации Александра III 15 мая 1883 г.
Французы при Российском императорском дворе Среди обслуживающего персонала российского Императорского двора всегда было много французов, как, впрочем, и других выходцев из Европы. Но при этом, французы традиционно занимали особое место, в том числе и потому, что российская дворянская культура в основе своей имела французские корни. Судьба приезжавших в Россию французов, складывалась по-разному, но очень многим из них удалось оставить свой след в истории Императорского двора. Многие из них принимали российское подданство, и их дети считали себя уже русскими. Например, хорошо известны биографии архитекторов-французов, служивших в России. Традиционно много французов работало в России на придворной сцене, а российские императоры охотно смотрели веселые спектакли на сцене Французского театра. Например, танцовщик О. Как водится, в России его звали Августом Леонтьевичем. Его сын — Иван Огюст при Николае I работал придворным учителем танцев.
В архивном документе упоминается, что «учителю танцевания Огюсту за обучение великого князя Николая и Александра Александровичей танцеванию, назначено производить ежегодно по 144 руб. Рескрипт Государя Цесаревича от 19 января 1851 г. Пуаро начал обучать танцам великого князя Владимира Александровича, за что ему доплачивали еще 144 руб. Буквально на протяжении столетий внешний облик российских монархов формировали французы-парикмахеры. Если обратиться к счетам по гардеробной сумме Николая I, то из нее следует, что придворным парикмахером в 1830—1840-х гг. Камер-юнгфера императрицы вспоминала, как в 1840-е гг. Александра Федоровна придумала парикмахерскую забаву, решив соорудить на ее голове «старинную французскую прическу. Куаффер ее, Etienne, тотчас же принялся преобразовывать мою голову в голову какой-нибудь Помпадур. Волосы зачесал вверх, напудрил, сзади спустил несколько локонов, приколол цветы, перья, бриллианты».
Но была и вполне обыденная работа, например, в апреле 1834 г. В счетах часто упоминается, что деньги парикмахеру выплачивали «за уборку, стрижку, помаду и прочее». Когда в 1841 г. Для второй четверти XIX века фигура камердинера-француза-парикмахера являлась традиционной, поскольку парикмахерские салоны, в современном их понимании, начали открываться только в середине XIX века. В справочнике «Весь Петербург в кармане», изданном в 1851 г. С 1858 г.
В то время придворные дамы были обязаны подчиняться строгим правилам и этикету, которые регулировали их поведение. Они должны были быть безупречно одетыми и отличаться изысканным вкусом. Придворные дамы также обязаны были быть образованными и обладать хорошими манерами, чтобы они могли вести себя соответствующе в обществе. Они были ответственны за уход за одеждой и жемчужинами королевы, а также за порядок в королевском доме.
С течением времени, роль придворных дам изменилась, и они стали не только сопровождать королеву, но и выполнять политические и административные функции. Они сопровождали королеву в ее поездках и путешествиях, представляли ее на официальных мероприятиях и оказывали ей совет в различных вопросах. Придворные дамы также помогали королеве в общении с другими дворянами и благоприятствовали дипломатическим отношениям. Со временем, позиция придворной дамы в обществе изменилась и утратила свою значимость. Однако, в некоторых монархических странах практика иметь придворных дам не была забыта и продолжается до сегодняшнего дня. Современные придворные дамы часто являются представительницами богатых и влиятельных семей, которые имеют связи с королевской семьей и служат в качестве символа статуса и престижа. Происхождение придворной дамы В Древнем Египте придворные дамы были членами царской семьи и влиятельными фигурами на дворе фараона. Они помогали царице в выполнении своих обязанностей и участвовали в церемониях и религиозных обрядах.
Поворот в придворной моде от европейского платья, так любимого Петром I, обратно к русскому произошел во время царствования Екатерины II. Возможно это связано с тем, чтобы утвердиться немке по происхождению на русском престоле.
Сохранилось несколько ее портретов в стилизованных нарядах, напоминающих русское платье. Эриксен Худ. Такой дресс-код начал появляться именно в царствование Екатерины Великой, а при каждом последующем правителе закреплялся еще сильнее и строже. Уже во время коронации Павла I было предписано в «Объявлении экспедиции церемониальных дел» следовать некоторым требованиям в одежде. Так дамам предписывалось быть одетыми в кринолины черного бархата с таким же шлейфом и юбкой. Война 1812 года также повлияла на светскую моду тем, что дамы в знак протеста не желали более говорить по-французски и одеваться в платья французского покроя. Хотя до этого дамскую моду Франция уже более полутора столетия диктовала всей Европе. Например, на портрете ниже это уже и не французское платье в стиле ампир как у героини Льва Николаевича Толстого Наташи Ростовой, но и русским народным сарафаном его все-таки не назовешь. Есть элементы от первого линия талии под грудью и от второго. Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой Роберт Лефевр, 1817 г.
Вот еще несколько изображений, передающих дух той эпохи. Скотти Михаил, «Портрет графа Кутайсова с детьми» Основную роль в появлении на свет так называемого русского придворного платья сыграл Николай I, которого отличала страсть к всяческого рода порядку. И вскоре были подписаны императором два документа: «Положение о гражданских мундирах» для мужчин и «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору» соответственно, для женщин. Это фрагменты из документа «Положения о гражданских мундирах». Нам же более интересен второй документ, который был снабжен описанием дамских туалетов для светских мероприятий. В том же 1834 году вышел альбом с однотипными рисунками придворных фасонов. Наряд состоял из бархатного верхнего платья со шлейфом треном , откидными рукавами а-ля боярскими, с разрезом, открывающим юбку из белого материала обычно атласа , с золотым или серебренным шитьем. Все дамы без мужей должны были иметь повойник или кокошник произвольного цвета с белым вуалем, а девицам — повязку также произвольного цвета и так же с вуалем. Наряд дополняли высокие, выше локтя белые перчатки, шелковые или лайковые. На многих парадных портретах или фотографиях можно заметить то, что правая перчатка снята и вложена в кисть руки.
Этому есть свое объяснение — церемониальный этикет. Так делали, приближаясь к высокопоставленному лицу, алтарю, или Богу. С одной стороны, это означает разоружение рыцарские времена с их доспехами дают о себе знать , а с другой стороны — это открытость и искренность замыслов. А все вместе это значит признание власти царя и демонстрацию миролюбивых намерений. Все весьма строго было определено вплоть до мелочей. Даже узор вышивки на парадных платьях был прописан. Это колосья и виноградная лоза, которые совместно друг с другом в религиозном искусстве символизируют причастие.
12 нюансов жизни фрейлин, о которых не каждый учитель истории знает
Парик Мария Антуанетта взрослый. Сулакруа Фредерик картины. Художник Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа 1825-1879. Итальянский художник Frederic Soulacroix 1858 - 1933. Фредерик Сулакруа художник. Мария-Антуанетта фильм 2005. Мария Антуанетта сериал 2006. Мария Антуанетта 2006 кадры. Мария-Антуанетта 2006 , София Коппола.
Мария-Луиза Австрийская. Мария-Луиза Австрийская портреты. Мария-Луиза Габсбург-Лотарингская. Мария Луиза Бонапарт. Чепец Фонтанж. Прическа Фонтанж 17 век. Чепец Фонтанж 17 век. Аля Фонтанж.
Костюм женский 18 века с каркасом панье. Карнавальные костюмы 18 века. Костюм светской дамы. Женский исторический костюм платье. Костюм придворной знати 18 века. Смешные придворные костюмы. Придворная дама платье на мероприятие. Шаблоны для фотографий придворная дама.
Платья 18 века. Исторические платья. Платья старинные Королевские. Исторические женские платья. Костюм придворной дамы напрокат. Дама крестовая костюм. Костюм придворной дамы 50-52. Елизавета Алексеевна Императрица.
Императрица Елисавета Алексеевна. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Мария Антуанетта. Королева Антуанетта. Мария Антуанетта Marie Antoinette. Художник Франц Ксавер Винтерхальтер. Франц Ксавер Винтерхальтер портреты. Винтерхальтер Франц Franz Xaver Winterhalter 1805-1873.
Франц Ксавер Винтерхальтер 1805-1873 портреты. Queen Isabella. Женские головные уборы 17 века Европа. Придворные дамы средневековья. Средневековая гравюра дама. Франц Ксавер Винтерхальтер Queen Victoria. Королева Испании Изабелла 2 Бурбонская. Императрица Элизабет.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Королева Изабелла испанская 19 век. Энни Лейбовиц Мария Антуанетта. Платья рококо Мария Антуанетта. Вячеслав Подопросветов. Платье аристократки. Костюм аристократки. Образ придворной дамы.
Луиза Мария Орлеанская Королева Бельгии. Франц Винтерхальтер - принцесса Бельгии Шарлотта. Франц Ксавер Винтерхальтер принцесса Шарлотта. Сериал Версаль Антуанетта. Франсуа де Трой 1645—1730. Франсуа де Труа. Франсуа де Труа портрет. Франсуа де Труа портрет Аделаиды савойской.
Штефан Седлачек. Stephan Sedlacek , 1868-1936.
Во-первых, она получала материальные блага. Во- вторых, дети, рожденные в этой связи, получали высокие придворные должности и денежное обеспечение. В-третьих, фаворитка могла влиять на политику государства. Это делало ее могущественной фигурой в государстве.
Но мужская любовь еще более непостоянна, чем Фортуна, и короли порой меняли своих фавориток так часто, что придворные не успевали приноровиться к характеру очередной красавицы. В 1515 году король Франциск I одержал громкую победу в битве при Мариньяно. После военной победы король был склонен приятно провести время в компании какой-нибудь красавицы. Кто-то из придворных рассказал ему о мадам Франсуазе де Шатобриан. После ряда различных интриг со стороны короля Франсуаза де Фуа, графиня де Шатобриан, стала официальной фавориткой Франциска I. Пользуясь своим влиянием на короля, она добилась от него высоких постов для своих родных и близких.
Однако подобное возвышение графини, мягко говоря, вызвало негодование королевы-матери Луизы Савойской. К тому же женщины заняли очень важное место при дворе, в частности сама Маргарита, сестра короля Франциска. Влияние женщин, как признак наступления новых времен, сочеталось с попытками определить правила поведения, которых следовало придерживаться в придворном обществе. Самым знаменитым трактатом стало сочинение «Идеальный придворный» Бальдассаре Кастильоне, о котором мы уже упоминали выше. Его произведение отражает личный опыт жизни при дворах, которые он очень внимательно изучил. Образ идеального придворного у Кастильоне наделён всеми достоинствами - это в полной мере совершенный и утонченно воспитанный человек.
Образ идеального придворного является своеобразным синтезом гуманистических представлений о человеческом идеале. Персонаж произведения Кастильоне отличается умом и красотой, широкой эрудицией в различных сферах познания. Это творческая личность -- поэт и музыкант, при этом он добродетелен, отличается скромностью, приветливым нравом и обходительностью. Такие свойства личности позволяют идеальному придворному стать мудрым советчиком правителя, который стоит на страже не своих личных, но государственных интересов. В идеальном придворном воплотились идеалы грации, гармонии, красоты. Эстетическое совершенство этого образа - воплощение гуманистического идеала личности.
Правда, следует отметить определенную социальную ограниченность образа «идеального придворного» со стороны среды и представлений итальянской аристократии. Идеальный придворный в представлении Кастильоне всесторонне образован - он разбирается в искусстве, сам творчески одарен и при этом способен к пониманию естественных наук. Не обходит вниманием Кастильоне и образ идеальной женщины при дворе. Итак, придворная дама должна быть любезна, скромна, не завистлива, не злоречива, не ревнива, не тщеславна. К обходительному обращению добавляется красота: она должна уметь подчеркнуть свое очарование. Участвуя в постоянных празднествах при дворе, она остается прекрасной матерью и хозяйкой, то есть рачительно ведет дом и мудро воспитывает детей.
Императоры часто выбирают второстепенных супругов из имперских служанок, лишь немногие избранные женщины, когда-либо достигали высших рангов в структуре консорта или хотя значительную известность. По мере династии Мин условия жизни и работы дворцовых женщин начали плохо развиваться.. Служанки, работающие в Императорском дворце, часто недоплаченную зарплату и не могли покупать еду, оставляя их на жизнь, продавая вышивки на рынке за пределами дворца через евнухов. Общие условия жизни и наказания за плохое поведение в конечном итоге стали плохими, что на императора Цзяцзина было совершено покушение группой служащих женщин. Возглавляемая дворцовой горничной Ян Цзиньин в 1542 году в неудавшейся попытке убийства несколько горничных пробрались в спальню императора, когда он спал, чтобы задушить его шнуром для штор. Попытка в конечном итоге провалилась, и все участвовавшие в ней женщины были казнены, хотя подобного насильственного восстания служащих женщин никогда раньше не видели в Мин. Из-за клеветнической литературной пропаганды, написанной и распространенной официальными лицами-мужчинами и конфуцианские авторы, женщины-чиновники высшего сословия также увидели, что их власть начала ослабевать на протяжении всего периода Мин. Эти видные государственные деятели начали пренебрегать образованием женщин в правительстве и государстве в ответ на влияние имперских женщин нацию в прошлом.
Это побудило дворцовых евнухов постепенно занимать официальные должности женщин, что продолжалось на протяжении всего периода правления династии. Цин Эта система была примерно такая же во время династии Цин 1644—1912 , когда также был класс имперских женщин, выбранных немедленно в качестве супругов или наложниц, но все женщины-придворные служительницы могли быть повышены до наложниц и супругов императором. Во время династии Цин имперские женщины отбирались из числа известных знаменитых семейных женщин, которые прошли проверку в качестве императорских супругов или наложниц, прежде чем они могли выйти замуж. Точно так же дворцовые горничные набирались из низших чиновников и знаменосцев, прежде чем они могли жениться. После их выбора дворцовые горничные задачи образования в качестве личных помощников, женщин-чиновников в рамках придворных ритуалов или других, а также были доступны для императора для повышения роли до супругов или наложниц. Ниже дворцовых горничных находились служанки, которых таким же образом отбирали среди солдатских дочерей. Дания Ранний современный датский суд был организован по образцу немецкого двора, в свою очередь, вдохновленный моделью императорского австрийского двора, начиная с 16 века. Остальные придворные женщины были в основном Каммерфрекен старшая фрейлина , за это следовала группа хофдам «придворная дама» с титулом Хоффрекен фрейлина.
За ними последовали неблагородные служительницы двора, не относящиеся к фрейлинам, такие как горничные. Эта иерархия примерно существовала с 16 века до смерти короля Дании Кристиана IX в 1906 году. В течение 20 века большинство номиналов присвоила себе титул "И все фрейлины" - ожидание при королевском датском дворе теперь именуется hofdame «хофдама». Однако дом королевы и число придворных женщин в средние века было очень мало во Франции, как и в большинстве европейских дворов. Только в конце 15-го и начале 16-го веков подражание новым дворам итальянского Возрождения сделало фрейлин модными на официальных придворных церемониях и представительство и женские суды стали более развитыми и многочисленными во французском суде, а также в других европейских судах. В то время количество фрейлин при французском дворе увеличилось в больших количествах: всего с пяти в 1286 году и до 23 в 1490 году до 39 в 1498 году и примерно 54 в 16 веке. Такое расширение присутствия женщин при дворе приписывают как Анне Бретонской , которая поощряла всех придворных-мужчин отправлять к ней своих дочерей, так и Франциску I из Франции , который подвергался критике. Первой женщиной-придворницей во французском королевском дворе была Surintendante de la Maison de la Reine Хозяйка королевского двора.
Одеяния Королеве. Суринтендант и Гувернантка Детей Франции были единственными женщинами-чиновниками во Франции, которые дали присягу на верность самому королю. Этот офис был создан в 1619 году и пустовал между смертью Марии Анны де Бурбон 1697—1741 и назначением Марии Луизы Савойской-Кариньянской, принцессы де Ламбаль в 1775 году.. Эта должность была создана в 1523 году и первоначально была высшей женской придворной канцелярией. Этот пост был создан в 1534 году. Эта должность была упразднена в 1674 году и заменена Дамой Пале , двенадцатью замужними дворянками с теми же задачами. За ними наблюдали гувернант и су-гувернан. С 1531 года филиалынаходились под надзором Gouvernante de filles, фрейлины, которым было поручено их сопровождать: с 1547 года пост был разделен на несколько.
Премьера femme de chambre ключи от комнаты королевы. В период Первой Империи главная леди в ожидании императрицы была леди в следовании от 20 до 36 дам дюпале. Германия Княжеские дворы раннего Нового времени в Германии были смоделированы по образцу императорского австрийского двора. Каммерфройляйн фрейлина камеры. Княжеские германские дворы, в свою очередь, стали центром подражания скандинавских дворов Дании и Швеции в XVI веке. После окончания Германской Римской Священной Империи в 1806 году был зарегистрирован ряд второстепенных королевств Германии в пост Staatsdame замужние фрейлины введен во многих немецких княжеских и королевских дворов. При немецком императорском дворе фрейлины состояли из одного оберхофмейстерина, лидвшего нескольких Хофштацдаменов или Паластдаменов. Единственным женским достоинством было достоинство Zoste patrikia , главная фрейлины и служанки императрицы, которая была главой женского двора и часто была родственницей императрицы; этот титул существовал, по крайней мере, с 9 века.
Греческое королевство было основано в 1832 году, и его первая королева Амалия Ольденбургская организовала фрейлины своего первого королевского двора в одном из Гранд-Майтресс. Италия До объединения величайшим из итальянских государств было Неаполитанское королевство, позднее названное Королевство Обеих Сицилий. В 1842 году фрейлинами королевы Обеих Сицилий была одна Дама ди Оноре, или «Почетная леди», занимавшая второе место после Кавальере ди Оноре, а за ними следовало три Дама ди Компаньи или «Леди-компаньоны» четвертое место в рейтинге после Кавалериццо и большое количество дам ди Корте или «придворных дам». Италия была объединена в Королевство Италии в 1861 году.
Фрейлины становились близкими подругами королевы, однако это довольно тяжелый труд, требующий абсолютной преданности и отдачи. Довольно часто фрейлинами становятся девушки, которые были близки к правительнице с детства. Они происходят из титулованных семей, чьи родословные восходят к королевской семье. Видео дня Такие ассистентки сопровождают свою «начальницу-подругу» во всех поездках и во время визитов, помогают разбирать и отправлять почту, организовывают корреспонденцию, а порой просто прогуливаются по территории дворца. Однако и это не совсем легкое занятие: нужно знать все правила этикета, говорить, когда это уместно и позволительно, правильно держать руки и голову.
Кроме всего прочего, свита должна оставаться на чеку даже во время сна Ее Величества, поэтому среди девушек назначают ночные дежурства. Четких обязанностей у фрейлин нет, однако они должны беспрекословно выполнять все поручения.
Альбом "Придворных дамских нарядов"
Таким образом, обязанности придворной дамы во времена царствования были разнообразными и включали участие в организации жизни двора, поддержание хороших отношений с дворянством, помощь в управлении дворцом, воспитание принцесс и представление королевы на общественных мероприятиях. Они играли важную роль в поддержании статуса и авторитета королевской семьи в обществе. Важность этикета: придворные дамы как носительницы традиций Как носительницы традиций, придворные дамы должны были знать и соблюдать правила этикета, которые предписывали им вести себя определенным образом в соответствии со статусом и положением домовой, а также ситуацией. Эти правила охватывали различные аспекты поведения — от внешнего вида и общения с другими аристократическими персонами до участия в церемониях и соблюдения определенного протокола при общении с представителями королевской семьи и другими государственными лицами. Благодаря своим обязанностям придворные дамы передавали традиции и культуру со старшего поколения на младшее. Они были особой группой людей, которые имели возможность наблюдать и изучать события внутри дворца, быть свидетелями исторических событий. Все эти знания и опыт передавались дальше, обеспечивая сохранение традиций и наследия. Роль придворных дам как носительниц традиций не ограничивалась только дворцовыми стена. Они также соединяли дворцовые и общественные круги, передавая свои знания всему обществу и способствуя распространению правил этикета и культуры. Благодаря этому они играли важную роль в формировании и поддержании статуса и репутации своей семьи и дворца в целом. Таким образом, придворные дамы на протяжении истории выполняли не только светские обязанности, но и были носительницами традиций и культуры.
Их роль заключалась в поддержании и передаче знаний об этикете и правилах поведения, способствуя сохранению и развитию культурного наследия. Образ придворной дамы в литературе и искусстве Многие известные произведения, как классической, так и современной литературы, посвящены жизни и образу придворных дам. В романах, пьесах и стихотворениях они могут быть изображены как загадочные и прекрасные леди, сильные и независимые женщины, а также добрые и благородные особы. Придворные дамы часто играют важные роли в исторических и романтических произведениях. Одна из таких известных фигур — придворная дама Германа в романе Александра Пушкина «Пиковая дама». Ее образ символизирует тайну и загадку, а также представляет одну из главных тем произведения — стремление к счастью и самоотверженной любви. Другой известный образ придворной дамы — Офелия в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Ее легендарная фигура отражает целую гамму эмоций и состояний, от невинности и наивности до безумия и отчаяния. Образ Офелии стал одним из самых узнаваемых и символичных образов придворных дам в искусстве. Также придворные дамы были частой темой портретов и живописных работ.
Многие художники изображали их с красивыми платьями, изысканными прическами и роскошными украшениями. Они представляли собой символы красоты, утонченности и благородства, и в своей работе художники стремились передать все это великолепие и привлекательность. Образ придворной дамы имеет свое место не только в культуре и искусстве прошлого, но и в современном обществе. Он продолжает привлекать внимание и вдохновлять художников, писателей и драматургов своей многогранностью и загадочностью. Эволюция роли придворных дам в современном обществе Роль придворных дам в современном обществе претерпела значительные изменения по сравнению с ее историческими корнями. В прошлом придворные дамы были высокопоставленными женщинами, состоявшими на службе у королевы или других членов королевской семьи. Их задачи включали ради украшения, развлечения и поддержания образа роскоши королевского двора. Они занимались организацией приемов, участвовали в торжественных мероприятиях и делились своими советами и мудростью с женскими членами семьи правителя. Быть придворной дамой был престижным и почетным статусом. Однако в современном обществе роль придворных дам изменилась.
Их полностью вытесняют отдаленно напоминающие их диадемы. Что касается мужского придворного костюма, он тоже был регламентирован тем же указом Николая I от 1834 года. Русские императоры, как известно, преимущественно одевались очень скромно, их "парадной униформой" не считая коронаций, венчаний был парадный мундир. Такая же норма была установлена для всех мужчин при дворе. Поскольку приближенные ко двору дворяне как правило состояли на военной или гражданской чиновники службе, им полагались мундиры.
Придворный костюм состоял из мундира, густо покрытого золотым шитьем спереди, обычных брюк и туфель. Также полагалось надевать самые главные ордена и награды. Форма и расположение шитья также зависели от статуса придворного. До конца своего существования придворный мундир вместе с придворным чином или званием оставался самой желанной наградой для верхов российского чиновничества. Выглядело все это в лучшие годы невероятно эффектно.
Европейцы воспринимали русский двор как "роскошный и слегка экзотический" - последнее благодаря национальным веяниям. Журнал Всемирная иллюстрация в подробностях описывает прием в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне: Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. Какие тут были роскошные кокошники… какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых. Среди этого блеска и богатства туалетов, бриллиантов и драгоценных камней и значительной массы красных повязок и красных, вышитых золотом шлейфов фрейлин большого двора — там и здесь расхаживали в своих придворных зашитых золотом мундирах церемониймейстеры с жезлами. Все, конечно же, слышали про костюмированный бал 1903 года.
Однако то был маскарад в "допетровском стиле".
Он выглядел как золотой вензель императрицы с бриллиантами. Жилье фрейлинам предоставлялось в соответствии с их происхождением.
Знатные девушки имели отдельные квартиры с лакеями и прислугой. Они могли пробовать блюда с царского стола и разъезжать на собственной карете с кучером. Всем девушками платили хорошее жалованье, у них была возможность карьерного роста.
Вся свита императрицы была обязана сопровождать ее на прогулках и приемах, развлекать играми, песнями и музыкой. Кроме этого, девушки должны были знать всех дальних родственников королевской семьи и быть в курсе всех текущих дел.
Таким образом, роль придворной дамы была неотъемлемой частью жизни исторических дворцов. Она не только дополняла образ главной женщины дворца, но и выполняла важные функции в организации и представительстве дворца. Благодаря своей позиции и влиянию, придворная дама имела возможность оказывать значительное влияние на политику и общество того времени. История возникновения должности История придворных дам начинается с древности, когда они играли важную роль в жизни королевских дворцов. В средневековой Европе придворные дамы были преимущественно женами или родственницами высокопоставленных дворян и аристократов. Они выполняли различные обязанности, включая организацию приемов, обслуживание гостей, уход за детьми и поддержку королевы. С течением времени роль придворных дам стала более формализованной и официальной. Во Франции и Англии появились специальные должности придворных дам, которые занимались организацией и проведением церемоний и приемов.
Они были ответственны за подбор и обучение молодых девушек, которые могли выступать в качестве компаньонок для королевы или принцессы. С приходом возможностей образования и профессиональной карьеры для женщин в 19 веке, роль придворных дам начала меняться. Они все чаще становились не только компаньонками и обласканными красавицами, но и учеными, писательницами и дипломатами. Некоторые придворные дамы даже занимались политической деятельностью и принимали участие в принятии важных решений. В современных монархиях роль придворной дамы может варьироваться, от выполнения рутинных обязанностей до участия в международных дипломатических миссиях. Однако и сегодня придворные дамы остаются важными членами королевских дворов, поддерживающими традиции и протоколы и вносящими свою частичку в историю монархии. Функции и обязанности Поддержание порядка и этикета на дворе Участие в организации и проведении придворных церемоний и мероприятий Сопровождение и обслуживание членов королевской семьи и других дипломатических гостей при дворе Участие в курении и шитье посылок и одежды для членов королевской семьи Предоставление информации и консультаций вопросов этикета, манеры поведения и гардероба Служение как посланница между королевой и другими дворянскими дамами Придворная дама также играет важную роль в создании образа и стиля придворного двора. Она должна быть представительной и элегантной, иметь безупречные манеры и знание тонкостей этикета. Она является символом благородства и роскоши, и её образ должен быть соответствующим. Необходимость в придворных дамах снизилась с течением времени, и их функции исчезли по мере того, как монархии превратились в конституционные монархии.
Новая придворная дама королевы Маргрет II
К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни. Жена короля Карла III, королева-консорт Великобритании Камилла решила прекратить существование института фрейлин, восходящего к средневековью. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. Слишком правильное исполнение фигур свидетельствовало либо о том, что девушка недавно вышла из пансиона, либо о том, что дама застала эпоху торжественных придворных танцев — иначе говоря, совсем немолода.