Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей. Композиция выступления трехчастная вступление основная часть заключение так как аудитория ждет такого построения устного публичного выступления Структура речи. На наш взгляд, композиция публичной политической речи, представленная в работе Е. Н. Зарецкой, наиболее чётко и полно отражает выступление говорящего.
По номерам
- Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича
- Композиция речи
- Этапы подготовки
- Композиция выступления
- Композиция речи
- 8. Композиция речи.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. Рассказывая друзьям о рыбалке, мы же не начинаем свою речь фразами: «Было хмурое утро. Он обязан разбираться в видах публичной речи и ее особенностях, уметь выстраивать композицию и использовать известные приемы.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: цитата, призыв к действию, крылатое выражение, иллюстрация, комплимент аудитории, благодарность за внимание. Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории и самого оратора. Главный показатель взаимопонимания — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей сосредоточенные взгляды, кивки, улыбки, смех и т.
Краткое новостное сообщение по праву считается одним из основных публицистических жанров.
Его невозможно перепутать ни с каким другим жанром благодаря его строгой формальной и семантической структуре, стандартной композиции и четко определенным функциям. Этот жанр появился вместе с возникновением профессиональной журналистики в начале XX в. Развитие новых СМИ, в частности электронных изданий, заставляет задаться вопросом о дальнейшей судьбе жанра классической заметки. С одной стороны, как показывает история, любое новое средство массовой коммуникации основывается на существующих ранее и заимствует существующие в них традиционные формы, особенно на первых этапах. С другой - развитие новых форм - это медленный и постепенный процесс, при котором происходит реструктуризация и обновление всех СМИ [2, с.
Есть ли место информационной заметке в современных интернет-СМИ, и если да, то как изменились ее форма, содержание и функции? В статье рассматриваются информационные тексты интернет-изданий со структурно-семантической и функционально-семантической точки зрения, затрагивается тема их интертекстуальных и интратекстуральных связей. Информационная заметка: W-Fragen и принцип «перевернутой пирамиды» Как известно, классическая новостная заметка имеет краткую форму, состоит из одного или нескольких предложений. Ее семантическая структура определяется тем, что в самом начале она должна содержать ответы на следующие вопросы: что произошло, где, когда, как, с кем и почему. Кроме того, необходимо указание источника информации.
В немецких учебных пособиях для журналистов всегда говорится о так называемых W-Fragen, т. Существенным является и дальнейшее построение текста. События излагаются не в хронологическом порядке, как это свойственно рассказу или протоколу, а сначала сообщается наиболее важная информация, далее следуют детали и менее важная информация по степени убывания ее важности. Этот способ построения часто изображается в виде перевернутой пирамиды. Это образ, пришедший из американской журналистики еще в 30-е гг.
Появление такой формы текста объясняют несовершенством телеграфной техники в середине XIX в. Вскоре выяснилось, что данная форма оказалась выгодной для издательства - текст можно было легко сократить с конца - и удобной для читателя, который мог быть быстро сориентирован в новостях и по первому предложению понять, стоит ли читать текст дальше [2, с. Такое же построение имеет вводное предложение так называемый лид в развернутой информационной статье Bericht , который также содержит основную информацию и имеет ориентирующую функцию [2, с. Текст в интернет-изданиях и в печатных СМИ Первоначально текст в периодических изданиях предполагал линейное прочтение. Развитие средств массовой коммуникации и увеличение информационного потока привело к тому, что статьи все реже прочитываются с начала до конца.
Беглый просмотр и выборочное чтение являются превалирующими типами чтения уже многие годы, поэтому и в печатных СМИ имеются различные способы задержать внимание читателя необычные заголовки, иллюстративный материал и различные способы навигации заголовки, выделение текста, разбиение текста на части и пр. Тексты в современных электронных изданиях изначально не предполагают линейного восприятия. Известно, что основными чертами онлайн-текстов являются гипертекстуальность и мультимодальность. Текст может быть связан с другими текстами и информацией «различных семиотических систем» [2, с. Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации.
Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации? Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ. Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение.
Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии. Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1. Аргументы к существу дела. Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов — воздействовать на слушателя эмоционально. Конец речи, или заключение является важной композиционной частью любого выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Неудачное заключение губит порой неплохую речь. Вы, наверняка, были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи приносят извинения за то, что у них не было достаточно времени на подготовку.
Иногда текст новости может состоять только из хедлайна и лида. В таком случае детали и подробности сообщаются в последующих новостях. Тексты часто дополняют напоминанием о предшествующем событии, высказыванием из первых уст, бэкграундом справкой о личности или событии или оценкой происходящего авторитетным человеком. Статьи с перечисленными составляющими относят к расширенным новостным заметкам. Например следующий текст дополнен одновременно бэкграундом и напоминанием: Добавление в новостное сообщение различных комментариев, мнений и справочных материалов связанно с информационным голодом потребителей. Многие читатели стремятся быть знатоками тех или иных событий, поэтому им уже не достаточно ответов на типичные вопросы. Они жаждут услышать личное мнение автора и сведения, которые помогут постичь смысл и причины случившегося. К тому же, читатель не всегда может уяснить суть происшествия. Поэтому в новостных лентах крупнейших украинских медиаресурсов Лига. Впервые «перевернутую пирамиду» в написании новостных текстов применили американские журналисты для освещения событий Гражданской войны в США. Они не изобретали велосипед, а просто перенесли принцип, по которому люди общаются в обычной жизни, в журналистику. Рассказывая друзьям о рыбалке, мы же не начинаем свою речь фразами: «Было хмурое утро.
8. Композиция речи.
Оно может достигать 20 и более тысяч знаков, что в 15—20 раз превосходит объем традиционной заметки. Создав композицию такого материала, ее можно уже не менять. Композиция сообщения сохранится. Рассматриваемые агентства решают указанную проблему двумя способами. Остановимся на способе, практикуемом агентством NEWSru. Вследствие этого за время работы агентства с 2000 по 2012 г. Однако это может привести к тому, что в сообщении окажется сразу несколько важных новостных фактов. Для NEWSru. Так, обширное длящееся сообщение6 NEWSru. С изменением хедлайна связана еще одна проблема.
Хедлайн играет роль не только заголовка с особыми свойствами. Поэтому даже после всех изменений хедлайн должен сохранять узнаваемый вид. Так, хедлайн сообщения NEWSru. Вторая — менялась. Данный подход представляется рациональным и его можно рекомендовать для подобного редактирования. Мы полагаем, что подход весьма перспективный и отказываться от него не следует, а недостатки вполне устранимы. По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое.
Закон исключенного третьего — утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения.
Затем эта информация конкретизируется, указывается точное количество автомобилей на определенных пунктах пропуска и т. Абзац, содержащий ответы на эти вопросы, именуется лидом. Для краткой новостной заметки оптимальный лид содержит 30-50 слов. Желательно, чтобы ключевой абзац не дублировал хедлайн новостной заголовок. Иногда текст новости может состоять только из хедлайна и лида. В таком случае детали и подробности сообщаются в последующих новостях. Тексты часто дополняют напоминанием о предшествующем событии, высказыванием из первых уст, бэкграундом справкой о личности или событии или оценкой происходящего авторитетным человеком. Статьи с перечисленными составляющими относят к расширенным новостным заметкам. Например следующий текст дополнен одновременно бэкграундом и напоминанием: Добавление в новостное сообщение различных комментариев, мнений и справочных материалов связанно с информационным голодом потребителей. Многие читатели стремятся быть знатоками тех или иных событий, поэтому им уже не достаточно ответов на типичные вопросы. Они жаждут услышать личное мнение автора и сведения, которые помогут постичь смысл и причины случившегося. К тому же, читатель не всегда может уяснить суть происшествия.
Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии. Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее».
Композиция речи
Слайд 5 Композиция речи — это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения. Композиция речи представляет собой реально-речевую внешнюю структуру выступления, в которой отражается мотивированное соотношение частей по их цели, объему. Анализ речевой композиции предполагает интерес к принципам построенности речи.
Как написать понятный новостной текст и не только
Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде. Композиция речи является одним из основных элементов языка и представляет собой упорядоченное сочетание слов и фраз, которые образуют смысловое целое. Слайд 5 Композиция речи — это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему.
Композиция речи
Внешне контакт проявляется в поведении аудитории и самого оратора. Главный показатель взаимопонимания — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей сосредоточенные взгляды, кивки, улыбки, смех и т. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, значит, он нашел контакт с аудиторией. На установление контакта влияет актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблематики, интересное содержание выступления.
Оратору необходимо не только убедить аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.
Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними. Примеры зачинов. Добрый день! Итак, мы с вами снова собрались в этой аудитории.
Мне приятно здесь выступить снова. В прошлом году мы тоже здесь встречались и обсуждали проблемы... Сегодня наша тема... Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем. Ну, кажется все собрались?
Надо ли еще кого-нибудь подождать или можно начинать? Можно еще немного подождать, если кто-то задержался, но точно придет. Итак, теперь начинаем. Наша тема... О, какая большая и разнообразная аудитория у нас сегодня!
Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1.
Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация; 2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает; 3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, то есть от общей посылки к аргументам. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу. Методы изложения материала [38]: 1. Исторический метод экспликации информации, т. Часто этот метод называют хронологическим; 2. Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам; 3.
Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу; 4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный; 5.
Зачин имеет цель завладеть вниманием или захватить. Я насчитал более 50 способов это сделать риторическим вопросом, восклицанием, утверждением, историей, примером, стихотворной строкой, пародоксальной ситуацией.... Ученикам я советую, когда нет в голове ничего, легче всего использовать восклицание по теме ,утверждение, риторический вопрос. Вообще нужно искать и накапливать удивительные высказывания, притчи.... Вступление имеет 4 позиции. Сказать какие вопросы будут освещены в речи это один из законов риторики. Это закладывает матрицу восприятия материала, облегчает взаимопонимание.
Композиция публичного выступления
Сейчас хотелось бы обратить внимание на то, что анализ речевой композиции не сводится к описанию приемов. Как и везде при анализе композиции, исследователь должен обращать внимание на проблему взаимосвязи элементов, на их взаимообусловленность. Нам, например, мало увидеть, что разные страницы романа «Мастер и Маргарита» написаны в разных стилевых манерах: там разная лексика, разный синтаксис, разные темпы речи.
В речи должен присутствовать оптимальный набор обязательных и факультативных частей отступлений, связанных с обстоятельствами речи, с установлением контакта с аудиторией. Этим искусством в полной мере владели ораторы прошлого, в том числе и выдающиеся русские судебные ораторы второй половины XX века П.
Александров, В. Спасович, С.
Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели.
Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии. Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению. Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении.
В заключении слушателям предлагаются выводы или собственно заключение. Заключение адресовано более подготовленной аудитории, включает попытки прогноза описываемого положения дел. Всякие повторы следует оформлять новыми фразами, отличными от высказанных в предшествующей речи. Окончание судебной речи есть критический момент, когда слушатели решают, согласиться с оратором или нет, поэтому оратору надлежит напомнить главные доводы в наиболее яркой и сжатой форме.
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.