РИА Новости. Более трех четвертей россиян (81%) рассказали, что в той или иной степени могут назвать себя счастливыми, индекс счастья в России составил 65 пунктов из 100 возможных, следует из результатов опроса ВЦИОМ. Социальный индекс счастья у жителей страны в марте достиг максимума с 2017 года, он составил 60%.
ВЦИОМ: индекс счастья в России достиг 25-летнего максимума
Индекс счастья в России остается на самом низком уровне за последние 10 лет. ! «Индекс счастья» в России в 2024 году составил 5,785. В докладе прошлого года этот показатель находился на уровне 5,661 балла. В России на фоне экономического потрясения и военных действий индекс счастья предсказуемо снижается, однако по-прежнему выше прошлогодних значений.
Российские социологи представили портрет счастливого человека
Социальный индекс счастья в марте достиг максимума с 2017 года, составив 60 п. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные мониторинга уровня счастья жителей России. По данным ВЦИОМ, индекс счастья в марте 2022-го в России составил 68 пунктов — на четыре больше, чем в том же месяце в прошлом году, но на три меньше, чем в ноябре 2021 года. Индекс счастья рассчитывается, исходя из ответов респондентов на вопрос: "В жизни бывает всякое и хорошее.
Еще материалы
- В России подсчитали индекс счастья покупателей | Новости общества
- Новосибирск вошел в тройку городов с самыми счастливыми россиянами - Новости
- ВЦИОМ сообщил о росте индекса счастья россиян за год
- Исследование показало, что россияне стали счастливее : В стране :
Вы точно человек?
Но очень значимую роль играет образование. Мы считаем, что ребенок благополучен или счастлив, если он увлечен образовательной деятельностью, если он занимается самообразованием. Это общая норма, практически ни один родитель не может сказать, что ребенок счастлив, если он не будет ходить в школу и будет ненавидеть учителей. Я специально делаю акцент, что мы смотрим с точки зрения государственной перспективы.
Есть многочисленные зарубежные исследования, которые говорят о неоднозначном влиянии школы. Например, американо-мексиканский философ Иван Иллич в своей работе «Освобождение от школ» на эмпирическом материале доказывает тезис, что самое большое зло, которое сделало человечество в начале XX века, — это всеобщее среднее образование. То есть Иван Иллич показывает, что средние школы — то, чем мы гордимся и что считаем детским счастьем, — являются злом, которое убивает не только инициативу, но и калечит жизни современных детей.
Не только. Иллич провел серию экспериментов. Например, он взял детей из семей испаноговорящих эмигрантов и случайным образом разбил на две группы.
Одну группу отдал лучшим преподавателям английского языка из Гарварда. А вторую поместил в обычный городской центр, куда рекрутировал американских мальчиков-хулиганов. Условия обучения были одинаковыми, все длилось три месяца.
В первой группе с лучшими педагогами, занимавшимися в режиме нон-стоп, ученики более-менее изучили грамматику, но не могли общаться на элементарные темы. А во второй группе дети за три месяца научились бегло разговаривать на английском. Это про эффективность среднего формализованного обучения.
Также он доказал, что среднее обучение разрушает локальность, то есть идентичность и патриотизм, который понимается не как колониальный патриотизм, а как любовь к своей земле. Ведь всеобщее образование уравнивает, а это значит, что уничтожает и местное знание. Иллич приводит примеры, как колониальное строительство дорог в Африке убило местные сообщества, погибли целые малые народы.
И как российские дети оценивают свое образование? Приносит оно им счастье? В исследовании мы замеряем не оценки, ведь о счастье говорит не успеваемость, а вовлеченность в образовательный процесс и интерес к школе как к таковой.
Школа — это еще и социализатор, а не только место для получения каких-то знаний. Кроме того, мы смотрели вовлеченность детей в разные внеклассные мероприятия, сейчас ведь модно непрерывное дополнительное образование. То есть это различные кружки, репетиторы, спортивные секции, все то, что формирует занятость ребенка.
Многие родители считают, что с точки зрения социализации оправдана тактика, когда ребенка загружаешь так, чтобы он только учился и занимался бы спортом. А на всякие глупости времени бы не оставалось. С этой точки зрения наши дети благополучны, уровень вовлеченности в образование высок Но проблема заключается в том, что образование не поддается выбору самого ребенка.
Это тоже оправдано всеми нашими социальными нормами: мы за тебя сами решим. И все эти разговоры «а что ты хочешь, а что ты любишь» заканчиваются все равно неким элементом насилия. Это не особенность России, а особенность культуры, сформировавшейся в области модерна, когда детство воспринимается как некая подготовительная стадия к чему-то большему.
Поэтому в детстве — давай трудись, выбирать будешь, когда будешь сам зарабатывать, а пока деньги дают отец и мать, выполняй их поручения. И другая проблема, диагностированная нами, — дети не воспринимают все эти многочисленные кружки и секции, которые посещают, как что-то значимое. В рамках социальной политики во всех регионах огромное количество бюджетных средств расходуется на спорт, на различную детскую внеурочную деятельность.
На самом деле проектов очень много, даже перечислить сложно. В каждом регионе есть и федеральные, и региональные программы, школы также обязаны проводить разного рода мероприятия и так далее. А вот когда мы спрашиваем детей, какие вы кружки посещаете, то они даже вспомнить не могут.
Родитель, отдавая ребенка на лыжи, стрельбу из лука или футбол думает, что отпрыск занимается спортом, а ребенок воспринимает это как некую повинность и проведение времени под присмотром. Поэтому мы получили удивительный результат: официально у нас дети покрыты массой всего. А с точки зрения самого ребенка вокруг — пустота.
Я сужу по себе и детям. Зайдешь на госуслуги — миллион всего, а присмотришься — мало что подходит, многое — лишь имитация. Конечно же, родители — из мира взрослых.
И тут такая ступенька получается: чиновник, отвечающий за все эти мероприятия и кружки, говорит, что план перевыполнен на 120 процентов; родитель утверждает, что всего процентов на 80. В большей степени родители именно качеством недовольны, то есть вроде и есть, но формально. Но все равно — мало кто из родителей говорил, что у них в районе вообще все голо.
Предложения имеются, особенно если есть возможность заплатить, особенно в городах, а не в сельской местности. А вот дети придерживались мнения, что спрос удовлетворен только на 50-60 процентов. Но, смею заметить, это тоже высокий процент.
За гранью административного счастья Я не случайно начал свой рассказ о том, что в целом дети в России административно счастливы. Но вот когда начинаем углубляться в детали, всплывают любопытные вещи. То есть индекс детского благополучия, с одной стороны, построен на административном принципе, а с другой — он как любой научный проект всегда опровергает собственные выводы.
Но мы расширяем сферу своего наблюдениям через разные противоречия, которые выявляем в ходе этого замера. Поэтому проект при всем том, что построен для чиновников, не очень для них удобен. Чиновник же любит все конкретное, линейное, чтобы можно было наметить план мероприятий, принять меры и прочее.
В отношениях с детьми такая технократическая логика не работает. Можете перечислить регионы, где живут самые счастливые дети, и регионы, где им хуже всего? Мы изначально строили исследование так, чтобы не сталкивать лбами регионы, чтобы не ранжировать их.
На мой взгляд, ранжирование — самое неправильное в социальной политике и приводит только к тому, что начинается раздача поручений друг другу и оправдание того, что там произошло. Поэтому я не могу сказать, какие регионы лучше или хуже, и даже осмыслить это не могу. Понятно, что их можно выстроить в какой-то рейтинг.
Но в целом региональных различий по детям у нас немного. Но я могу сказать про другое. Почему дети в России находятся в зоне благополучия?
Респонденты отвечали на следующие вопросы: Довольны ли вы своим материальным положением? Довольны ли вы уровнем городского благоустройства? Москва в этом рейтинге оказалась лишь на 52 месте, а Санкт-Петербург - на 16-м.
В топ-10 наиболее счастливых стран, согласно Докладу 2024 года, вошли также Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Швейцария и Австралия. Как видим, для России места среди лидеров не нашлось. Самыми несчастными странами в этом году признаны Афганистан, Ливан и Лесото. Какое место занимает России в списке самых счастливых стран мира 2024 Россия в 2024 году оказалась только на 72 месте в мире по счастью. По сравнению с прошлым годом, России опустилась в рейтинге на 2 строчки — с 70-го места на 72-е.
В докладе прошлого года этот показатель находился на уровне 5,661 балла. У лидера рейтинга — Финляндии, напомним, он составляет 7,741.
Индекс счастья — это разница между довольными и недовольными жизнью.
По этому показателю Россия заняла пятое место с конца, опередив только Гану, Афганистан, Гонконг и Ирак. Индекс счастья в России остается на самом низком уровне за последние 10 лет. В 2013-м он составлял 24 пункта, в 2014 году резко вырос до 59, затем только снижался — до 18 в 2021 году.
В России обвалился «индекс счастья»
Тогда индекс счастья россиян впервые превышал среднемировой: 55 процентов респондентов говорили, что счастливы, несчастных было 11 процентов. Азербайджан и Мексика разделили последнее место списка. По словам вице-президента Gallup International Андрея Милехина, жители Латинской Америки и Юго-Восточной Азии в целом более оптимистичны в силу темперамента, мягкого климата и культурных традиций. Турция, Украина, Франция делят предпоследнее места, а Германия замыкает рейтинг.
Самые счастливые и несчастные страны на Ближнем Востоке Самой счастливой страной ближневосточного региона оказался Израиль , который с 9-го места в 2022 году поднялся на четвертое, обогнав всех своих соседей. Объединенные Арабские Эмираты - вторая самая счастливая страна на Ближнем Востоке и 26-я во всемирном рейтинге падение на две строчки по сравнению с прошлым годом. Замыкает тройку Саудовская Аравия , расположившаяся на 30-м месте глобального рейтинга. Самое значительное падение по индексу счастья среди стран ближневосточного региона зафиксировал Бахрейн, опустившийся с 21-го места на 42-е. Ирак, напротив, показал значительный скачок по счастью, поднявшись со 107-го места в 2022 году до 98-го в 2023 году. Иран, несмотря на потрясения, продолжающиеся с прошлого года, тоже стал счастливее: со 110-го места в 2022 году страна поднялась до 101-го в текущем году.
Турция несколько откатилась назад по уровню счастья, опустившись со 106-й строчки в прошлом году до 112-й в этом. Наименее счастливыми странами Ближнего Востока в этом году стали Египет - 121-е место в списке, Иордания - 123-е место, и Ливан, оказавшийся на предпоследнем, 136-м месте списка.
Исследование как раз об этих рамках. Не нужно говорить о том, что дети угождают нам, взрослым, они лишь пытаются говорить на нашем языке. Счастье — очень расплывчатое понятие. Сегодня мы счастливы, завтра — нет. А если мы счастливы, но начнем задумываться об этом, то сразу станем несчастливы, потому что счастье не любит рефлексии, размышления о себе. Оно находится в моменте. Когда взрослый смотрит на ребенка, он определяет счастье через шесть областей жизнедеятельности ребенка, или через шесть доменов. Сейчас это общепринятая норма, общемировая технология.
Во всем мире к детям подходят с точки зрения воспитания, то есть с точки зрения взаимодействия ребенка и взрослого. Разговоры о том, что мы слушаем детей, мы измеряем их голос и так далее, — они немного лукавы, поскольку, если бы мы слушали детей, мы бы им отдали на откуп компьютерные игры, компьютерные технологии, и они бы этим только и занимались. Но у нас есть некоторые представления о том, каким ребенок должен быть, что мы для него хотим сделать. На этом построено воспитание, поэтому наш индекс — это индекс такого воспитуемого счастья. Это вовсе не говорит, что у детей нет чего-то другого или какой-то ребенок счастлив как-то иначе. Это не толстовская схема, что все дети счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Эмоционально счастье может проживаться как-то одинаково, а по причинам оно очень разное. Можете перечислить шесть «государственных» признаков счастья, которые вы замеряли? Образование, здоровье, безопасность, материальное обеспечение, саморазвитие и социальное отношение. Причем каждый домен включает в себя по три индикатора.
И эти индикаторы также делятся на разные параметры. То есть это очень масштабное исследование. Какая составляющая из всего этого многообразия самая важная? Наверное, нельзя говорить, что на первом месте, что на последнем. Но очень значимую роль играет образование. Мы считаем, что ребенок благополучен или счастлив, если он увлечен образовательной деятельностью, если он занимается самообразованием. Это общая норма, практически ни один родитель не может сказать, что ребенок счастлив, если он не будет ходить в школу и будет ненавидеть учителей. Я специально делаю акцент, что мы смотрим с точки зрения государственной перспективы. Есть многочисленные зарубежные исследования, которые говорят о неоднозначном влиянии школы. Например, американо-мексиканский философ Иван Иллич в своей работе «Освобождение от школ» на эмпирическом материале доказывает тезис, что самое большое зло, которое сделало человечество в начале XX века, — это всеобщее среднее образование.
То есть Иван Иллич показывает, что средние школы — то, чем мы гордимся и что считаем детским счастьем, — являются злом, которое убивает не только инициативу, но и калечит жизни современных детей. Не только. Иллич провел серию экспериментов. Например, он взял детей из семей испаноговорящих эмигрантов и случайным образом разбил на две группы. Одну группу отдал лучшим преподавателям английского языка из Гарварда. А вторую поместил в обычный городской центр, куда рекрутировал американских мальчиков-хулиганов. Условия обучения были одинаковыми, все длилось три месяца. В первой группе с лучшими педагогами, занимавшимися в режиме нон-стоп, ученики более-менее изучили грамматику, но не могли общаться на элементарные темы. А во второй группе дети за три месяца научились бегло разговаривать на английском. Это про эффективность среднего формализованного обучения.
Также он доказал, что среднее обучение разрушает локальность, то есть идентичность и патриотизм, который понимается не как колониальный патриотизм, а как любовь к своей земле. Ведь всеобщее образование уравнивает, а это значит, что уничтожает и местное знание. Иллич приводит примеры, как колониальное строительство дорог в Африке убило местные сообщества, погибли целые малые народы. И как российские дети оценивают свое образование? Приносит оно им счастье? В исследовании мы замеряем не оценки, ведь о счастье говорит не успеваемость, а вовлеченность в образовательный процесс и интерес к школе как к таковой. Школа — это еще и социализатор, а не только место для получения каких-то знаний. Кроме того, мы смотрели вовлеченность детей в разные внеклассные мероприятия, сейчас ведь модно непрерывное дополнительное образование. То есть это различные кружки, репетиторы, спортивные секции, все то, что формирует занятость ребенка. Многие родители считают, что с точки зрения социализации оправдана тактика, когда ребенка загружаешь так, чтобы он только учился и занимался бы спортом.
А на всякие глупости времени бы не оставалось. С этой точки зрения наши дети благополучны, уровень вовлеченности в образование высок Но проблема заключается в том, что образование не поддается выбору самого ребенка. Это тоже оправдано всеми нашими социальными нормами: мы за тебя сами решим. И все эти разговоры «а что ты хочешь, а что ты любишь» заканчиваются все равно неким элементом насилия. Это не особенность России, а особенность культуры, сформировавшейся в области модерна, когда детство воспринимается как некая подготовительная стадия к чему-то большему. Поэтому в детстве — давай трудись, выбирать будешь, когда будешь сам зарабатывать, а пока деньги дают отец и мать, выполняй их поручения. И другая проблема, диагностированная нами, — дети не воспринимают все эти многочисленные кружки и секции, которые посещают, как что-то значимое. В рамках социальной политики во всех регионах огромное количество бюджетных средств расходуется на спорт, на различную детскую внеурочную деятельность. На самом деле проектов очень много, даже перечислить сложно. В каждом регионе есть и федеральные, и региональные программы, школы также обязаны проводить разного рода мероприятия и так далее.
А вот когда мы спрашиваем детей, какие вы кружки посещаете, то они даже вспомнить не могут. Родитель, отдавая ребенка на лыжи, стрельбу из лука или футбол думает, что отпрыск занимается спортом, а ребенок воспринимает это как некую повинность и проведение времени под присмотром. Поэтому мы получили удивительный результат: официально у нас дети покрыты массой всего. А с точки зрения самого ребенка вокруг — пустота. Я сужу по себе и детям. Зайдешь на госуслуги — миллион всего, а присмотришься — мало что подходит, многое — лишь имитация.
Турция несколько откатилась назад по уровню счастья, опустившись со 106-й строчки в прошлом году до 112-й в этом. Наименее счастливыми странами Ближнего Востока в этом году стали Египет - 121-е место в списке, Иордания - 123-е место, и Ливан, оказавшийся на предпоследнем, 136-м месте списка. Счастье постсоветского пространства В этом году во всех странах Центральной Азии, кроме Кыргызстана, отмечается падение индекса счастья. Самым счастливым среди стран Центральной Азии с оказался переживающий реформы Казахстан: страна расположилась на 44-м месте списка, опустившись на 4 строчки по сравнению с предыдущим годом. Вторая по счастью центральноазиатская республика - Узбекистан, который опустился на одну строчку и оказался на 54-м месте. Замыкает тройку Кыргызстан, поднявшийся с 64-го на 62-е место. О Туркменистане в этом году нет данных, но в прошлом году страна была на 78-м месте. Таджикистан в текущем году расположился на 90-м месте рейтинга, опустившись с 83-го места в 2022 году.
Почему россияне такие несчастные: 3 вывода ученых и психологов
Респонденты отвечали на следующие вопросы: Довольны ли вы своим материальным положением? Довольны ли вы уровнем городского благоустройства? Москва в этом рейтинге оказалась лишь на 52 месте, а Санкт-Петербург - на 16-м.
Его уровень служит индикатором благополучия общества, социального самочувствия, удовлетворенности жизнью. Самооценка уровня личного счастья зависит от многих факторов, одним из которых являются внешние обстоятельства.
Можно предположить, что столь низкие оценки уровня личного счастья в эти годы отмечались на фоне масштабных политических перемен и социально-экономических реформ.
Зато в тройке, кроме не слишком теплых и солнечных Финляндии с Данией, есть Исландия — едва ли не рекордсмен мира по количеству дождливых и пасмурных дней в году. Практически все наиболее счастливые страны мира опять же, за исключением Израиля не имеют очевидных внешних врагов и давно не вели никаких военных действий. Практически везде высокий уровень жизни сочетается с высоким уровнем социальной поддержки со стороны государства. Разумеется, ощущение счастья субъективно.
На него о чем свидетельствуют данные мониторинга ВЦИОМ , кроме доходов, влияют личное здоровье человека, семья, работа. Но не менее очевидно, что часть заботы об этих факторах счастья — важнейшая задача экономической и социальной политики государства. Некоторые страны например, Великобритания стали включать индекс счастья в перечень постоянных показателей социально-экономического развития страны вместе с привычным, но абстрактным для личного восприятия человека показателем роста ВВП и более понятным каждому из нас уровнем инфляции. В крошечном южноазиатском государстве Бутан есть министерство счастья. И это вполне рациональные решения, а не желание государств выглядеть оригинальными.
Реакция человека на непредсказуемость — страх», — прокомментировал результаты исследования эксперт. Однако Индекс счастья в мире и в нашей стране остается низким по сравнению с «допандемийными» годами. В исследовании приняли участие 41 560 человек по всему миру. В каждой стране репрезентативная выборка составила не менее 1000 мужчин и женщин, опрос проводился в течение октября — декабря 2021 г.
Индекс счастья россиян упал до минимума за последние шесть лет
Счастье в России зависит от возраста, уровня дохода и количества солнечных дней, показало исследование «Ренессанс Банка» (есть в распоряжении Финансов ). Социальный индекс счастья показывает, преобладают ли в окружении респондентов счастливые или несчастливые люди. Ренессанс банк представил первый в России индекс счастья потребителей – подробное и качественное исследование ощущения нашими гражданами счастья, основанное на потребительском опыте. Социальный индекс счастья у жителей страны в марте достиг максимума с 2017 года, он составил 60%.