вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий.
Вотчина это простыми словами
что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE. Вотчина — это особая форма земельного владения, которая имела место в различные исторические периоды и разных странах. Вотчина – это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. В классическом понимании, вотчина – это владение, перешедшее от отца к сыну, то есть вотчина – это наследство, которое передавалось сыну от отца в феодальном государстве. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.
Вотчина это простыми словами
Вотчина могла быть разной по размеру – от небольших участков земли до крупных земельных владений. Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Нередко в вотчинах этого знаменитого русского рода встречались крестьяне двойной подчиненности «крепостные крепостных крестьян» и «крестьяне-фабриканты». Вотчина – это собственность одного конкретного человека или организации. началу IX века ее место занимает феодальная вотчина и подчиненная ей крепостная община. ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности.
Что такое вотчина: история 6 класс кратко
Вотчина — это особая форма земельного владения, которая имела место в различные исторические периоды и разных странах. Вотчина – важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе). Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко.
История 6 класс: что значит вотчина
вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение. Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе). Собственно “купленная вотчина” есть бессмыслица, если принимать слово “вотчина” в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово “ют-чина” означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.
Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса
Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; a по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Судебник установляет право выкупа только для вотчин, а в народной практике и черные государевы земли продаются с оговоркой в прок без выкупа, а это предполагает возможность продажи их и с выкупом. Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные.
Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа 67. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. В древнее время для заключения сделки купли-продажи мало было сказать купил, а надо было прибавить "купил впрок, без выкупа". Это обусловливалось тем, что слова: купить и купля не имели первоначально того определенного технического значения, какое мы теперь с ними соединяем купля-продажа.
Без указанной прибавки глагол купить не обозначал еще такого действия, последствием которого был переход прав собственности из одних рук в другие. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому, наймита называли в старину еще и закупом. Вместо "нанимаем землю" и теперь крестьяне Лужского уезда говорят: "купляем землю" это широкое значение слова купить не замечено Толковым Словарем Даля. Так как слово "купить" не имело точно определенного смысла, то и приходилось при каждой купле оговаривать, на каких основаниях недвижимость переходит из рук в руки.
Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Если имели в виду отчуждение собственности, говорили: купил во веки, в прок, в дерн, без выкупа, Такие оговорки весьма употребительны в актах XV и XVI в. Неволин приводит их довольно много на стр. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. N 23, 1571 г.
Условие "купил" или "продал без выкупа" не было лишением принадлежавшего кому-либо права на выкуп, а обыкновенным для того времени способом передачи прав собственности. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа?
На этот вопрос можно отвечать только догадками. Относящаяся сюда статья Судебника начинается так: "A. Кто вотчину продаст, и детям его и внучатам до тое вотчины дела нет и не выкупити ее им... На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г.
Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин. В удовлетворение этих просьб и последовало указное определёние выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелями, в виду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1850 и 1879 г. Оно не старее 1550 г. До 1550 г.
Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины. Он содержит вт. Ho Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, a o подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются.
Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей например, Шуйские , литовских князей Гедиминовичей Голицины , татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь Юсуповы , старинных слуг московских князей Романовы, Салтыковы.
Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска.
Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» термин, часто используемый В. Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их.
Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада. Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса. Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти.
Какую роль играла вотчина в экономике России Вотчина была важной экономической единицей в средневековой России, и ее значение оставалось достаточно высоким в XVIII веке. Владельцы вотчин занимались разнообразной деятельностью: сельским хозяйством, животноводством, ремеслом и даже торговлей.
Они часто были вовлечены в производство соли, которая была одним из главных товаров средневековой России. Она представляла собой комплекс земельного владения, включающий в себя землю, постройки, живой и мертвый инвентарь, а также связанные с ним права на феодально-зависимых крестьян. Наследование вотчины происходило по роду, преимущественно от отца к сыну. Владельцы вотчин занимались разнообразной деятельностью и играли важную роль в экономике России. Указ Петра I в 1722 году закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев поместий и вотчин, что имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия.
В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои. В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей — поместья. Вотчина и поместье — в чем разница Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер.
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11—12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13—15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца.
Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства.
Указ Петра I в 1722 году закрепил дворянскую собственность на землю и уравнял в правах владельцев поместий и вотчин, что имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Полезные советы Если вы интересуетесь историей России, уделите время изучению вотчины и ее влиянию на экономику страны в течение нескольких веков. Пройдите по маршрутам вотчин, чтобы увидеть, как жили и работали люди в те времена. Прочитайте исторические романы или мемуары, чтобы лучше понимать жизнь и обычаи тех времен. Выводы Вотчина была важной частью истории России, и ее влияние можно заметить на протяжении многих веков. Она представляла собой сложную форму земельного владения, которая определяла экономическую, социальную и политическую жизнь России в течение нескольких столетий.
Понимание вотчины помогает лучше понять историю России, ее традиции и обычаи.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском [ править править код ] После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов.
Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Великом княжестве Московском [ править править код ] «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства.
Для XVII в. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости.
Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. Сторожев В Древней Руси Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю.
Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё.
В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца.
Вотчинный уклад Московского государства
Вотчина это простыми словами Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Кому из нас не доводилось слышать фразы типа «Это не моя вотчина» или «Наконец-то Максу вернули его вотчину» и т. В общем контексте вроде бы все понятно, но многие ли точно знают, что такое вотчина и какое значение она имела для развития феодальных отношений и государства в целом? Таким образом, со времен формирования законного права на владение землей вотчина — это «отцовская собственность». По сути это был передаваемый по наследству комплекс собственности, включающий в себя: В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма землевладения, которая называлась боклендом или аплодом эти термины нередко использовались и в России как синонимы вотчины. Крестьяне при этом оставались в своей общинной организации, в роли которой выступали альменды или коммуны на Руси это были сельские общины. Вотчина в Древней Руси и после ее распада Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков. Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три: Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями — они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами.
Это условие гарантии Самодержавия, условие властью монарха сохранить наследникам имущество недвижимость семьи и родственников боковой ветви фамилии целым. В случае нарушения таких условий, законом собственник лишался вотчины, и ею управление получал член семьи фамилии, или иной кто, по воле изъявления общего согласия родственных уз клана рода. Факт констатации, эпоха Древнерусского государства предоставляла собственность владение вотчиной наместнику в собственность, оставляя право гарантии семье рода безусловно законом сохранить право собственность владение на неё. В удельный период[ править править код ] В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см.
Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. Такое вполне определенное значение термин В. По своему грамматическому происхождению термин В. Теряя частноправовой характер, В. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г. Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в.
Система крепостного права: Владельцы вотчины имели власть над крестьянами, которые проживали на их земле. Крестьяне были принуждены работать на владельцев вотчины и платить им долю продукции в обмен на защиту и право использования земли. Феодальные обязанности: Владельцы вотчины были обязаны выполнять определенные обязанности перед своим верховным сюзереном. В частности, они должны были предоставлять военную помощь верховному сюзерену и выполнять другие феодальные обязанности. Наследственность: Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну в линейке крови. Это означало, что не всегда старший сын наследовал вотчину, а именно тот, кто был непосредственным потомком владельца вотчины. Иерархическая структура: Владельцы вотчин входили в иерархическую структуру общества средних веков. Они были подчинены верховным сюзеренам, которые в свою очередь подчинялись королю или другому высшему владетелю. Таким образом, вотчина в средние века представляла собой особый вид собственности, который имел свои специфические особенности. Влияние вотчины на хозяйственную деятельность Вотчина — это форма владения землей, характерная для феодального строя. В рамках вотчины земля принадлежала феодалу, но носила исключительное территориальное, а также экономическое значение, влияя на хозяйственную деятельность. Вотчина играла важную роль в организации земледелия и развитии сельскохозяйственного производства. Она обеспечивала феодала и его семью необходимыми продуктами питания, материалами для производства и торговли. Власть феодала над вотчиной позволяла ему контролировать процессы выращивания сельскохозяйственных культур, животноводства и ремесленного производства. Владение вотчиной предполагало пользование всеми её ресурсами: землей, водой, лесами и животными. Один из основных аспектов владения — это сбор ренты, или пожизненного дарения, за пользование землей. Рента включала в себя продукцию, выпускаемую крестьянами, работавшими на вотчине. Основным видом хозяйственной деятельности на вотчине было земледелие. Феодалы вкладывали средства и труд в обработку земли, обеспечивая таким образом производство сельскохозяйственных товаров, необходимых для поддержания жизни на вотчине. В рамках хозяйственной деятельности на вотчине развивались различные отрасли производства. Кроме земледелия, феодалы занимались животноводством, в том числе разведением скота, а также ремесленным производством. На вотчине могли существовать мельницы, пекарни, кузницы и другие производственные предприятия, обеспечивающие потребности семьи феодала и его подданных. Использование ресурсов вотчины было жестко контролируемо феодалом. Он распоряжался землей и её продуктами, определял планы посевов, устанавливал налоги и сборы с крестьян.
Понятие вотчина
История 6 класс: что значит вотчина | Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси – земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. |
Термины. Вотчина | Вотчина – что такое в истории (определение кратко)? Вотчина в Древней Руси – это земельный надел, который получал боярин за свою службу князю. |
Вотчина и поместье — Студопедия | Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. |
Что такое вотчина в истории России | Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). |
Когда появилась вотчина?
Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников. Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах. Чем поместье отличалось от вотчины К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения.
Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой работать на князя , а в другом — владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением. Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером это как? К чему это привело: Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом.
Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин.
С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов.
А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в.
С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. Понравилась статья?
Она была основой для формирования феодальных связей и иерархии в обществе. Владение вотчиной давало возможность не только обеспечить свое существование, но и играть важную роль в политической и социальной жизни страны. Со временем понятие «вотчина» изменилось. В 18-19 веках, с развитием крепостного права и усиления самодержавия, вотчина стала означать участок земли, который передавался по наследству вместе со всем имуществом, принадлежащим владельцу, и слугами. Однако, со временем понятие вотчины исчезло. В результате реформ времен императора Александра II в 1861 году крепостничество было отменено, а земельную собственность стали оформлять в виде личной или общинной собственности. Таким образом, вотчина перестала быть актуальной и уже не существует в современной России.
Вотчина в России в средние века Распределение вотчин в России осуществлялось на основе земельных наделов. Начиная с 11 века, князья и вельможи получали у государства часть земли в виде надела. Данный надел становился вотчиной, которая передавалась по наследству в пределах княжеской или дворянской семьи. Владельцы вотчин обычно были освобождены от участия в государственных делах, но в то же время несли ответственность за защиту своих владений от внешних врагов. Также, владельцы вотчин имели самостоятельность в хозяйственной и финансовой деятельности, что приносило им значительную прибыль.