Новости что такое эмоциональный интеллект простыми словами

Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции.

Что такое эмоциональный интеллект

Впервые об эмоциональном интеллекте (ЭИ) стали говорить в 1985 году. Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это умение человека определять эмоции, узнавать мотивы, настроения и желания как собственные, так и других людей. По словам Чистяковой, эмоциональный интеллект – это когнитивная способность, а не просто наличие эмоций. В словосочетании «эмоциональный интеллект» они делают акцент на слове «эмоциональный», и не обращают внимания на главное – «интеллект», рациональную составляющую.

Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком

Эмоциональный интеллект простыми словами — это эмпатия, проницательность и чуткость по отношению к себе и к другим. Также под эмоциональным интеллектом понимается наличие эмпатии, умение распознавать мотивацию, желания и намерения других людей. Эмоциональный интеллект — это то, что позволяет вам сбалансировать свой опыт, поведение, а также свои действия и реакции с поведением и ожиданиями других людей. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен, и как поможет ребенку в будущем, мы разбирались с экспертом.

Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни

Эмоциональный интеллект играет ключевую роль и в сфере высоких технологий. Искусственный интеллект постепенно вытесняет человека в тех областях, где возможна автоматизация: сбор и анализ данных, выполнение повторяющихся задач, — но нет такого инструмента, который помог бы искусственно воспроизводить подлинные человеческие взаимоотношения. С таким типом задач лучше всего справляются как раз люди с высоким эмоциональным интеллектом, которые долгое время будут оставаться вне конкуренции: ни один компьютер на подлинные эмоции пока не способен. Таким образом, эмоциональный интеллект помогает наладить связь между человеком и машиной и быстрее находить точки контакта с любой аудиторией. Поэтому он особенно важен и полезен представителям профессий, которые регулярно взаимодействуют с пользователями: продакт-менеджерам, веб-дизайнерам, дизайнерам интерфейсов, интернет-маркетологам.

Как развивать эмоциональный интеллект? Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Человек, абсолютно любой, вне зависимости от возраста и профессии, должен стараться постоянно развиваться. Например, диджитал — очень динамичная среда, и в ней просто нельзя работать, не будучи гибким человеком. Также важно читать профильную и сопутствующую литературу, получать новые знания, например, по навыкам презентации, по выступлениям, по работе с аудиторией.

Также важно участвовать в публичных дискуссиях, круглых столах, выставках, ставить себе сложные, но реалистичные цели и достигать их. А затем — выбирать цель сложнее. Так будет сохраняться постоянное движение не просто вперед, но и наверх. Зачем нужен эмоциональный интеллект в современных цифровых профессиях?

Чтобы взаимодействовать с разными людьми Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров.

Например, если одному человеку «очевидно грустно», а ему «рассказывают анекдот категории Б», то это говорит о низком уровне эмоционального интеллекта собеседника. Многим наверняка знакома ситуация: ты делишься чем-то сокровенным с собеседником, а он тебе в ответ нередко при том перебивая : «А у меня вот что произошло: та-та-та», полностью игнорируя содержание вашего месседжа. Тут тоже есть вопросы к эмоциональному интеллекту, но и не только к нему. Скорее всего, ваш собеседник просто мудак что является более емкой психологической формулировкой, которая включает целый ряд коммуникативных девиаций, эмоциональных в том числе. К подросткам вполне применим метод измерения уровня ЭИ при помощи оценки его компонентов, то есть тот же самый, что и ко взрослым. При этом, как отмечает в диалоге с «Постньюс» детский психолог Даниил Яшин, «зачастую с подростком достаточно просто поговорить о межличностных отношениях и его переживаниях». Эмоциональный интеллект детей часто определяют с помощью рисунков.

Например, психолог просит нарисовать ребенка его семью, где каждый занят своим любимым делом. Поскольку проблемы с эмоциональным интеллектом проявляются в первую очередь в межличностных отношениях, важно обратить внимание именно на семью — как ребенок видит эти отношения, а также как интерпретирует рисунок. К чему приводит низкий эмоциональный интеллект? Из-за низкого уровня эмоционального интеллекта могут возникать недопонимания в общении, трудности с принятием решений, проблемы с самооценкой, что приводит к общей неудовлетворенностью жизнью. При этом ЭИ — это набор навыков, и их можно развить. Как развить эмоциональный интеллект?

Именно эмоциональный интеллект позволил нам научиться взаимодействовать; трудиться в команде; научил взаимовыручке. Первые активные разговоры об эмоциональном интеллекте начались в 1920 году. Профессор Эдвард Торндайк начал рассуждать о «социальном интеллекте», который он описывал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

Американский психиатр Дэвид Векслер называл социальный интеллект «совокупной способностью индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром». В 1964 году «социальный интеллект» стали называть «эмоциональным». Впервые это сделал Майкл Белдок, следом за ним в своей работе это слово употребил Ханскарл Лёйнер. В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил книгу «Эмоциональный интеллект», которая моментально стала бестселлером и продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Именно эмоциональный интеллект часто страдает у людей с расстройством аутического спектра РАС. При этом интеллектуальные способности в целом могут быть не снижены, а даже наоборот. Людям с РАС тяжело понимать эмоции других людей и выражать собственные. Модели эмоционального интеллекта Эталонной моделью эмоционального интеллекта сейчас признают модель Майера-Саловея-Карузо. Хотя, и она сталкивалась с критикой в виду новизны понятия и отсутствия большой базы исследований.

Майер, Саловей и Карузо выделили четыре составляющих эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции других людей благодаря их тембру голоса, мимике, позе, внешнему виду, а также идентифицировать свои собственные эмоции — «что я сейчас испытываю? Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека применять эмоции в свою пользу, использовать эмоции для развития своей креативности. Понимание эмоций — способность понимать сложные противоречивые чувства, улавливать причинно-следственную связь между событием, мыслями и эмоцией.

Умение распознавать последние и отличать их от эмоций также является признаком развитого эмоционального интеллекта. Какова природа эмоций? С биологической точки зрения схема наших кратковременных психических переживаний весьма проста: эмоции возникают в ответ на переработку головным мозгом информации, поступающей из внешней среды.

Мы реагируем на различные триггеры, в ответ на которые лимбическая система — отдел головного мозга, с парным органом миндалиной — выдает соразмерную ситуации реакцию. В процессе эволюции лимбическая система появилась вслед за так называемым мозгом рептилий и существует в головном мозге как человека, так и животных. В 70-ые годы прошлого столетия американский психолог Пол Экман представил теорию, согласно которой человек испытывает семь эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Важно понимать, что базовыми эмоции называют из-за их врожденного происхождения, а, значит, избавиться человеку от них не получится. Развивая эмоциональный интеллект, мы стремимся к осознанному проживанию эмоций, но не к их контролю и подавлению. Большинство людей хотят перестать проявлять гнев, быть спокойнее и сдержаннее, однако у эмоций есть важные функции, понимание которых помогает их принять.

Эмоции помогают нам выживать: без страха невозможно уберечься от опасности, без гнева — ответить обидчику и защитить себя. Эмоции отвечают за социализацию: несмотря на критику теории Пола Экмана, предполагающей универсальность мимики, большинство людей легко отличают гнев от радости вне зависимости от национальности и пола человека перед ними. И, наконец, эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях, стоящих за каждой из них. Вот почему так важно слушать себя и вместо сдерживания эмоций учиться распознавать свои потребности. В отличие от эмоций гамма чувств гораздо богаче: сегодня существуют списки от 150 до 300 чувств, присущих человеку. Если эмоции условно можно сравнить с нотами, то чувства похожи на сложные музыкальные композиции.

За их возникновение и поддержание несет ответственность иной отдел головного мозга — неокортекс, хорошо развитый только у человека и отвечающий за высшие когнитивные функции.

Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить

то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию. то есть внимательностью и восприимчивостью к собственному и чужому эмоциональному состоянию. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести.

Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%

Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч».

На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать. Инструменты развития эмоционального интеллекта Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента.

Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими. Осознанность Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны.

Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать. Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете.

В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение». Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее.

При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью. Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге.

Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию.

Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять.

Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций.

Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании.

Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле. Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения.

Например, положительные эмоции помогают поверить в себя и даже на физическом уровне почувствовать себя лучше. А грусть и тоска заставляют ощущать даже те проблемы, которых нет.

Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей.

Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей.

Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов.

Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям.

Эти установки мешают нам научиться понимать свои эмоции.

Чувства ребёнка сталкиваются со страхами и комплексами родителей. Сознание ребенка блокирует эмоции, ведь это чувствовать нельзя так происходит потому, что родители не могут эмоционально отвязать себя от своих детей. Как результат — мы все становимся одинаковыми, живем с искусственными шаблонами восприятия мира и поведения. Человек вырастает с болезненным раненым эмоциональным состоянием.

Чтобы исправить это, не нужно придумывать ничего нового, нужно лишь вспомнить своё детское состояние. Что мы чувствовали и кем мы были, когда были детьми. Из чего состоит эмоциональный интеллект? Самоанализ Краеугольный камень эмоционального интеллекта — умение осознавать, понимать свои эмоции и их последствия.

Только когда вы научитесь понимать себя и свои эмоции, вы сможете взять над ними верх. Также важно распознавать ваши сильные и слабые стороны и, как следствие, иметь адекватную самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль Самоконтроль основывается на самоанализе, поскольку, только осознавая свои эмоции, мы можем их контролировать. Это умение выстраивать стену между вами и эмоцией, которую вы хотите пережить.

В моменты наибольшего напряжения брать паузу, чтобы задать себе вопросы, которые помогут лучше понять ситуацию, эмоции и правильную тактику поведения. Эмпатия Способность понимать желания, нужды и чувства окружающих даже тогда, когда это не очевидно. Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки. Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти?

Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует. Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов.

Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект? Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент.

Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке. Он думает: «Что-то тут не так, я не доверяю тебе».

Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят.

Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone. Но было такое. Да, я понимаю тебя.

Сергей — От этого не исчезли никуда люди, которые покупают этот iPhone, абсолютно не располагая для этого средствами с одной стороны, не имея разумных причин для этого с другой стороны. Но у них есть некое стремление это сделать. Хотя это с их ситуации никак не бьётся.

И в большинстве случаев это индикатор того, что они не понимают в целом своей мотивации. Или люди, которые очень остро реагируют на какую-нибудь классную рекламу. Они видят какую-то рекламу и тут же зажигаются: «Вау, какая классная вещь!

Новая модель автомобиля или новая модель телефона. Или еще что-то. Они ведутся на эту рекламу по той причине, что они не понимают свою истинную мотивацию и свои истинные желания.

И, соответственно, если они не понимают, то кто-то другой может это использовать. Способность стремиться к достижению цели ради её достижения — это и есть некая эмоциональная зрелость. Ведь и учителя, и родители поголовно говорят о том, что недостаточная мотивация или подавленная и деформированная учебная мотивация — это огромная проблема.

Что молодежь ничего не хочет. И работодатели с другой стороны тоже говорят, что мотивированный сотрудник на вес золота. Потому что просто исполнители не нужны, нужны люди, которые двигают бизнес, двигают процесс.

Но, собственно говоря, это и правда, потому что без мотивации невозможно ни учиться, ни работать продуктивно, ни отношения строить — ничего. А мотивация — это не исполнительность. Многие путают мотивацию и исполнительность: типа мотивированный ученик — это ученик, который делает всё, что ему говорят.

Но это не совсем так, это разные свойства. Ирина — А кто такой мотивированный ученик? Сергей — Мотивированный ученик — это ученик, которому интересно что-то делать, и этот интерес внутренний.

То есть у него есть внутреннее свойство хотеть что-то узнать. Ирина — Мотивацией могут быть деньги? Сергей — Мотивацией не могут быть деньги.

Мотивацией может быть то, что ты получаешь за деньги. Или мотивацией может быть то, что для тебя означают деньги.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать себя и окружающих

Анна Крючкова психолог, танатотерапевт На мой взгляд, наиболее эффективны те тесты, в которых предлагается продемонстрировать практические навыки, например правильно определить эмоции по фото. Но любые опросники имеют свою погрешность, поэтому полагаться только на них при определении уровня EQ не стоит. Живое общение и выполнение практических заданий — это лучший способ получить от окружающих обратную связь о своем уровне EQ. Уровни и признаки эмоционального интеллекта Исследователи выделяют девять ступеней, которые должен пройти человек, чтобы достичь верхнего уровня эмоционального интеллекта — эмоционального единства: Эмоциональные стимулы — способность выдавать эмоциональный ответ на раздражители из внешней среды. Распознавание эмоций — способность расшифровывать и трактовать эмоции и чувства других людей, как правило, выраженные невербально выражение лица, тон голоса, положение тела и т.

Самосознание — четкое восприятие и оценка собственной личности, включая сильные и слабые стороны, мысли, эмоции, убеждения, мотивы. На этом уровне уже можно говорить о начале развития эмоционального интеллекта. Самоконтроль — по мере развития самосознание человек получает способность менять свои мысли, паттерны, убеждения и чувства, таким образом меняя поведение и контролируя свои реакции. Благодаря самоконтролю он становится более гибким, более восприимчивым, и в то же время менее критичным по отношению к другим людям и окружающей ситуации, так как берёт на себя ответственность за происходящее и свои реакции на него.

Эмпатия, или социальное сознание, — способность адекватно справляться со знанием о чувствах, потребностях и проблемах окружающих, ставить себя на их место и понимать, как бы отреагировали на ту или иную ситуацию они, а не вы. Таким образом человек начинает менять свое поведение, чтобы лучше взаимодействовать с окружающими, помогать ими решать их проблемы и не становиться причиной их негативных эмоций. Социальные навыки — эффективное управление эмоциями других людей, настройка на их чувства, чтобы лучше вести переговоры, вдохновлять, общаться, строить связи, вместе расти и развиваться. Могут включать в себя лидерские качества, управление конфликтами, командную работу, сотрудничество.

Самоактуализация — непрерывный процесс реализации личностного потенциала с опорой на свои ценности, чувства и мысли, социальные навыки и связи с другими людьми. Связано с ощущением родства с человечеством и желанием дать миру то лучшее, что вы можете создать и сделать. Превосходство трансцедентность — на этом уровне человек достигает такой степени осознанности и самореализации, что помогает уже другим актуализироваться и реализовать свой потенциал, учит понимать и управлять своими эмоциями. Эмоциональное единство — вершина пирамиды эмоционального интеллекта.

Достижение внутренней гармонии и единства с миром, сознания ценности жизни и единства всех вещей. В этом состоянии всё, что вы делаете для другого, вы делаете для себя, и наоборот. Последние два уровня пирамиды эмоционального интеллекта, по сути, описывают гуру, наставников, просветлённых монахов и учителей. Но достижение седьмой ступени — самоактуализации — это уже очень хороший результат для любого человека.

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ: Вы думаете о чувствах. Вы задаётесь вопросами о своих эмоциональных реакциях, сильных и слабых сторонах, настроениях и мотивах. Вы делаете паузу на обдумывание, прежде чем говорить или действовать. Вы стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на собственные эмоции, чтобы не становиться их рабом.

Как говорится, нельзя помешать птице сесть вам на голову, но можно не дать ей построить там гнездо. Вы адекватно воспринимаете критику и извлекаете из неё пользу, чтобы сделать себя лучше. Вы и сами умеете критиковать и давать конструктивную обратную связь. Вы умеете быть искренним, говорите то, что имеете в виду, а ваши принципы и ценности не расходятся с действиями.

Вы демонстрируете эмпатию, сочувствие, стараетесь понять мысли и чувства других людей, вместо того, чтобы навешивать на них ярлыки. Вы хвалите других и умеете быть благодарными и признательными. Вы умеете извиняться. Извинения не всегда значат, что вы не правы, но это значит, что вы умеете ценить отношения больше, чем собственное эго.

Вы прощаете и забываете обиды, не цепляясь за них. Вы выполняете свои обязательства и держите слово и в больших, и в малых делах. Вы помогаете другим. Это укрепляет доверие и вдохновляет других следовать вашему примеру.

Вы защищаете себя от чужих эмоциональных манипуляций. Можно ли развить EQ Существует популярный сексистский миф, что эмоциональный интеллект — это аналог анекдотической «женской логики». То есть, такой интеллект для женщин, на которых традиционно ложится работа по эмоциональному обслуживанию своей семьи: выслушать, посочувствовать, помочь, понять, уступить. Настоящий же мужик должен полагаться на свой могучий интеллект есть он или нет и не пытаться играть в эти эмоциональные игры.

Неудивительно, что при распространённости в обществе таких представлений женщины в тестах действительно часто демонстрируют более высокий EQ по межличностностным показателям, чем мужчины. Но психологи не уверены , что можно говорить о какой-то природной предрасположенности к низкому или высокому эмоциональному интеллекту и о кардинальном различии между мужчинами и женщинами в этом вопросе.

Многие решают просто сдаться и «не испытывать» те или иные эмоции, хотя сделать это невозможно. Чувства никуда не пропадают, а просто «закапываются» в глубине личности, пока однажды не вырываются наружу без всякого контроля.

Чтобы этого не произошло, и наш котёл не взорвался, стоит развивать в себе эмоциональный интеллект. С его помощью вы сможете лучше выразить своё состояние и желания, в то же время отдавая должное чувствам и поведению других людей. Какие бывают эмоции? Возможно, кто-то и пробовал составить большую энциклопедию эмоций, но это очень сложная задача.

Дело в том, что помимо десятков эмоций, у которых есть названия в русском языке, есть ещё сотни и тысячи специфических для каждой культуры. А у каждой из них — множество оттенков, грань между которыми уловить сложно. Иногда люди испытывают несколько эмоций одновременно, при том не в равной степени, отчего «синтезируется» уникальная эмоция для конкретного человека в текущих обстоятельствах. Представьте, например, что в один вечер ваша любимая команда в напряжённом матче впервые выиграла Лигу чемпионов, вы разбили новый телефон и с вами рассталась девушка или молодой человек.

И как же назвать этот букет чувств? В научных кругах принято делить эмоции на две группы: Основные Например, злость, отвращение, страх. Мы унаследовали их от пещерных предков и, как бы мы ни хотели порой от них избавиться, они часть нас. Этим эмоциям мы обязаны жизнью, они опережают мышление и в критических ситуациях помогают быстро сориентироваться в пространстве, порой наделяя нас сверхспособностями через команду «бей или беги».

Вспомните истории людей, которые чудом спасались от смерти, совершив прыжок высотой в полтора метра или приподняв автомобиль. Всё это работает благодаря активации основных эмоций. Социальные Любовь, благодарность, стыд. Это более сложные эмоции, которые позволяют нам мирно сосуществовать в человеческом обществе.

Благодаря ним мы можем общаться и поддерживать связи, заводить новые знакомства. В определённой степени социальные эмоции тоже позволяют нам выживать, ведь мы боимся не только тигра или падающего с обрыва автобуса, но и одиночества. Из чего состоят эмоции? Любую эмоцию можно разложить на три части: мысли, физические ощущения и поведение.

Иногда эти части проявляются по очереди, иногда одна из них «поджигает» две другие. Рассмотрим три примера: 1 Вы пришли на вечеринку к другу, отлично проводите время. И тут понимаете, что забыли подготовить доклад, который нужно сдать завтра мысль. Вам становится одновременно страшно и грустно от того, что нужно уходить домой и пытаться успеть сделать доклад до утра.

Опускаются плечи, сердце как будто тяжелеет, взгляд тускнеет, хотя ещё пять минут назад вы были счастливы физические ощущения. Наконец, вы обречённо идёте к друзьям, объясняете им ситуацию, прощаетесь. Они предлагают «забить на доклад», но вы непреклонны, обнимаетесь со всеми и уходите готовить доклад поведение. Разминка, начинаем легко бежать.

Первые два километра даются очень тяжело. Постепенно ситуация налаживается, каждый новый шаг как будто прибавляет вам сил, вы чувствуете, как легко вам дышится и как приятно размять наконец ноги физические ощущения. Вы продолжаете бег и думаете о том, что спорт на улице — отличное занятие, потому что не нужно платить за спортзал, кругом отличные виды и можно бегать, сколько влезет, ведь вы так хорошо себя при этом чувствуете мысль. Тренировка закончилась, вы счастливы, что возобновили бег, чувствуете себя на все 100.

Пробежали 5 километров после полугодового перерыва. Весь оставшийся день вы заряжены энергией, решили позвонить нескольким друзьям и родителям, а вечером помочь дяде с ремонтом — кажется, вам сегодня всё под силу поведение. Все собираются во дворе, чтобы отметить успешную сдачу. Среди собравшихся — девушка, которая вам очень нравится, но вы не знаете, как к ней подступиться.

Наконец, вы берёте себя в руки, вам страшно привет основным эмоциям! Подходите, заводите разговор поведение. По мере разговора вы постепенно расслабляетесь и начинаете получать огромное удовольствие от происходящего. Знаменитые «бабочки в животе» уже здесь, уголки рта приподнимаются, по спине могут периодически пробегать мурашки физические ощущения.

Вы проболтали весь вечер и разошлись по домам договорившись о встрече на следующей неделе. Весь оставшийся вечер вы абсолютно счастливы, что бы ни произошло. В то же время, ваше сознание наводняют тысячи мыслей: а вдруг ей на самом деле было неинтересно? А вдруг у неё другие планы?

А куда её пригласить? А как себя повести? Какие эмоции полезны, а какие — нет? Все эмоции нужны, все эмоции важны!

Как мы знаем из психологии, человек может выбирать стратегию мышления Мартин Селигман, «Как научиться оптимизму» Переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Например, сожаление. Очень полезная эмоция, помогающая извлекать уроки из поступков и лучше планировать будущее. Это положительная реакция.

Но есть и отрицательная: самобичевание, бездействие, «зря я начал, больше никогда за это не возьмусь». Это более поверхностная и простая реакция, при этом глубоко деструктивная. Кроме того, эмоции как те, что считаются «положительными», так и «отрицательные» позволяют нам формировать и выражать идеи и мысли, которые не всегда являются плодом сознательного мышления. Например, злость может побудить к написанию песни.

Любовь — к сочинению стихов. Что уж говорить о живописи: художник вкладывает в работу эмоцию, которая потом передаётся посетителям галереи. Подытоживая скажем, что эмоции, с одной стороны, «сужают» мышление и поведение, что может даже спасти нам жизнь в экстремальной ситуации «я схвачусь за поручень в эту секунду, иначе погибну». С другой стороны, они же в иных обстоятельствах позволяют нам углублять и расширять мышление и опыт «не нравится, как выгляжу — начну заниматься спортом».

Нет полезных и бесполезных эмоций, все они важны. Вы можете использовать какие угодно материалы — от красок, мелков, карандашей до вырезок из журналов и цветной бумаги.

Это поможет вам немного успокоиться. По звуку хлопнувшей двери и звяканью ключей дети слышат, в каком расположении духа отец вернулся с работы. Рассерженный учитель особым образом листает журнал и с усиленным нажимом скребёт мелом по доске — всё это замечают внимательные школьники. Обычно калибровка окружения происходит неосознанно, но она помогает принимать решения: когда стоит обратиться с просьбой к человеку, а когда отказ очевиден. Например, в начале урока учитель шутит и приветливо разговаривает с классом — можно предположить, что она или он в хорошем настроении, чувствует удовлетворение или радость.

В 1920 г американский психолог Торндайк упоминал о социальном интеллекте и отношениях между людьми разного пола и возраста. А чуть позже был разработан первый тест для определения его уровня. Более полная его картина была представлена в 1985 году израильским ученым Рувеном Бар-Оном. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ Emotional Quotient и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы. Фото Далее можно ознакомиться с фото по теме: Актуальность исследования в наши дни: зачем нужна функция и что дает? Считается, что именно эмоциональный интеллект определяет успешность человека во всех жизненных ситуациях, особенно в карьере и бизнесе.

Однако мнения психологов и ученых противоречивы. Некоторые придают значение его развитию в большей степени, чем IQ. Другие же, наоборот, утверждают, что роль EQ сильно преувеличена и нельзя назвать умным человека с хорошим эмоциональным коэффициентом, но не обладающего существенными знаниями и квалификацией. Миф ли, что может значить больше, чем IQ и почему? Психологические исследования показали, что люди с высоким уровнем интеллектуального развития нередко не могли применить свои способности на практике из-за плохой адаптации в коллективе и слабых межличностных коммуникативных навыков. С другой стороны, более общительные и вызывающие симпатию люди добивались гораздо лучших результатов в карьере даже при сравнительно обычном умственном развитии.

Виды и особенности Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо представляет собой концепцию, которая включает четыре основные параметра: Восприятие эмоций — возможность верно определять собственные эмоции и эмоциональную картину других людей по внешним признакам — походка, общий внешний вид, манеры, мимика и т. Использование эмоций — человеческие способности применять свой интеллект на подсознательном уровне, используя не сколько рациональность, а больше эмоциональный фон, благодаря чему развивается креативность. Понимание эмоций — способность идентифицировать причину возникновения эмоций, видеть взаимосвязь между эмоциями и мыслями, уметь предвидеть эмоции в зависимости от ситуации, понимать роль эмоций во взаимоотношениях особенно сложные, неоднозначные чувства. Управление эмоциями — способность контролировать направление и интенсивность эмоций как своих, так и у других людей ради достижения необходимого результата.

Эмоциональный интеллект

Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий.

Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей. Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т.

Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ.

Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них.

Еще одним компонентом является убеждение, то есть способность вызывать желаемые эмоциональные состояния или реакции у других. Еще один навык — напористость, которая характеризуется способностью отстаивать свое мнение, не критикуя позицию других. Еще одним Ппринципиальным навыком является сотрудничество для установления контактов, создания связей с людьми и взаимодействиесотрудничестве с ними для достижения конкретной цели. Последняя способность — это лидерство, то есть умениеспособность вести за собой других и мотивировать их к действию.

Эмоциональный интеллект не является врожденной или постоянной чертой. Соответствующие компетенции человек начинает осваиватьет еще будучи ребенком и продолжает на протяжении жизни еще будучи ребенком. Эмоциональный интеллект можно развить, проходя различные тренинги, занимаясь с психологом, выполняя аутотренинги и упражнения. Как измерить эмоциональный интеллект Эмпатия поддается измерению с помощью ряда стандартизированных психологических инструментов и моделей. Наиболее популярным является опросник INTE.

Еего также можно измерить с помощью довольно простого по конструкции теста KKS, то есть опросника социальной компетентности. Он исследует поведение в ряде социальных ситуаций, включая момент тесного контакта с другим человеком, ситуацию, требующую уверенного поведения, и момент социального воздействия, например, публичное выступление. Тесты используются в диагностике, в том числе в терапевтической работе, а также в консультировании в широком смысле, например, в профориентации. Как развить эмоциональный интеллект Низкий эмоциональный интеллект чаще всего является проблемой людей, которые в детстве не получили от родителей соответствующих шаблонов поведения и общения с другим людьми, имеющихми нарушения когнитивных функций. Но сформировать и развить эти навыки можно самостоятельно.

Это достигается, в том числе, за счет профессиональных семинаров и психотерапии. Психотерапия позволяет разрешить внутренние конфликты, изменить дезадаптивные механизмы, укрепить уверенность в себе. Развитие следует начинать с обучения адекватному выражению собственных чувств. Если человек не может понять собственные эмоции, то вряд ли он сможет понять эмоции других людей. Есть много способов научиться лучше понимать себя.

Один из них — работа с собственным телом — внимательное наблюдение за собственными реакциями в различных обстоятельствах, как положительных, так и отрицательных.

Приятного в общении профессионала или неприятного в общении профессионала? Мало того, достигают успеха даже те люди, чей профессиональный уровень ниже, чем у его конкурентов. Да, существуют профессии, для которых уровень эмоционального интеллекта не особо важен. Например, уборщик или строитель. В этих профессиях больше ценятся профессиональные и технические навыки, никто от вас не будет непременно требовать эффективного взаимодействия с людьми. Эти люди вполне способны выполнять свою работу качественно, некоторые из них неплохо зарабатывают и у них есть многие блага для хорошей жизни. Но что насчет любовных и дружеских взаимоотношений? Что насчет понимания эмоций других людей с тем, чтобы помогать им справляться с трудностями? Люди с низким эмоциональным интеллектом могут быть успешными на своей работе, но при первых проблемах испытывают неимоверные трудности.

Если такого человека уволят с работы, он будет подвержен сильнейшему стрессу и впадет в депрессию. Он может пойти на несколько собеседований подряд, потерпеть неудачу и пребывать во фрустрации. Вы слышали когда-нибудь о колесе жизни? Это техника определения личных приоритетов, которая учит нас одной важной мысли: количество часов, выделенных одной сфере жизни, влияет на ее качество. Вы можете все свое время тратить на развитие технических навыков, но вместе с этим начнут провисать другие аспекты вашей жизни — здоровье, семья, отдых, друзья, хобби, саморазвитие. Вы просто не сможете быть счастливыми, если преуспеете в чем-то одном. Великие, поистине великие люди были счастливыми, потому что умели находить грамотный баланс. Человек не сможет быть удовлетворенным жизнью, если не возьмет свои эмоции под контроль и не сможет их использовать себе во благо. Он будет работать ради зарплаты, тратить деньги на вещи, которые как он думает, дадут ему ощущения счастья, но будет чувствовать себя подавленным и раздраженным. Внешние факторы никогда не сделают человека счастливым, счастье всегда идет изнутри.

Чтобы радоваться жизни, нужно изменить если и не свою психологию, то хотя бы взять под контроль свои эмоции. Ведь что такое, в сущности, подавленность? Она редко бывает физической, это скорее состояние мыслей и эмоций. Вы испытываете негативные эмоции и у вас появляются подкрепляющие ваше настроение мысли. Или наоборот, вы снова и снова прокручиваете одну и ту же неприятную мысль, благодаря чему это накручивание вызывает у вас негативную эмоцию. Эта эмоция растягивается во времени и вы получаете плохое настроение. Дальше меланхолия, депрессия, ощущение никчемности, неуверенность в своих силах.

Ниже приведены примеры того, как эмоциональный интеллект проявляется в жизни: На работе люди выражают свое мнение открыто и с уважением, не боясь оскорбить коллег. Сотрудники общаются в нерабочее время и уважают свободу друг - друга, образуя более прочные и дружественные отношения. Руководство может рассказать об общей цели компании и принимать предложения реализации от сотрудников. Это, безусловно, поднимет командный дух. Когда шеф способен проложить стратегический путь к достижению целей. Вы делаете паузы во время работы, которые помогают избежать решения, принятого на эмоциях. Когда вы стремитесь контролировать свои мысли, вы сопротивляетесь тому, чтобы стать рабом своих эмоций, позволяя себе жить так, чтобы это гармонировало с вашими целями и ценностями. Какое влияние на нас оказывает эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект влияет на то, как мы управляем поведением, реагируем на жизненные сложности и принимаем решения, которые дают положительные результаты. Ваше умение контролировать эмоции помогают контролировать стресс, позволяя вам обнаруживать и принимать сложные решения до того, как ситуация ухудшится. Люди, которые не используют свои навыки эмоционального интеллекта, чаще обращаются к другим, менее эффективным средствам управления своим настроением. Они в два раза чаще испытывают беспокойство, депрессию, злоупотребляют психотропными препаратам, и их могут посещать суицидальные мысли. Как улучшить эмоциональный интеллект Развитие эмоционального интеллекта - это непрерывный процесс, который у каждого человека проходит индивидуально, а практика, представленная ниже, поможет вам, как можно скорее прийти к самосознанию, способности сопереживать и коммуницировать. Можете ли вы назвать что это?

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать.
Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса «Эмоциональный интеллект» – так назвали способность личности правильно воспринимать чужое эмоциональное состояние, возможность предугадывать их и адекватно на них реагировать.

Эмоциональный интеллект

Уверенность в себе — это основа успешной коммуникабельности, уверенность в себе развивается в семье и окружении. Самоконтроль или сила воли у личности проявляется в таких чертах: Открытость — человек открыт к новым социальным контактам, он может говорить на разные темы с разными людьми. Воля к победе — желание достигать большего является мощным двигателем личностного роста, преодоление трудностей также помогает развиваться. Обуздание эмоций — вовремя запретить истерику или проявить немного гнева для достижения целей, то есть использовать эмоциональные реакции во благо общего результата. Инициативность — поиск лучших решений, он не стесняется высказать все, что думает. Оптимизм — позитив всегда притягивает людей, негатива и без того хватает, если человек постоянно позитивный, он успешнее.

Социальные Под социальными навыками у взрослого понимают чувствительность к изменениям настроений в группе и управление отношениями. Социальная чувствительность состоит из: сопереживания — эмоции, направленной на разделения переживаний другого; деловой осведомленности — невозможно понять человека, не зная о нем, важно задавать нужные вопросы, чтобы помочь; предупредительности — человек может предугадать дальнейшее развитие событий. Управление отношениями имеет такие составляющие: влияние — ответственный, контролирующий свои эмоции человек может влиять на других; воодушевление — человек с развитым EQ мотивирует себя и других, он харизматичный и яркий ; помощь в самосовершенствовании — эмпатийная личность заражает своим позитивом других; урегулирование конфликтов — важная характеристика лидера группы; содействие изменениям — вовремя обузданные эмоции помогают изменяться; укрепление личностных отношений; работа в команде, сотрудничество. Это очень полезные качества и навыки. Как развивать их и как узнать, на каком уровне развития находитесь вы, поговорим далее.

Тест на эмоциональный интеллект онлайн Диагностика любой психологической особенности человека лучше всего чтобы проходила под контролем специалиста. Но сейчас распространены онлайн-тесты, в которых сразу видны результаты. Тестирование состоит из 12 этапов, на каждом из них вам покажут лицо неизвестного человека. Буквально на одну секунду промелькнет анимация с эмоцией. Вы должны будете ее определить.

Считаю, что это мало. Буду развивать EQ. Методика помогает оценить, насколько вы способны строить отношения и хранить их. Ответив на все вопросы, вы определите уровень EQ у себя. Как развить эмоциональный интеллект Для развития EQ существует много методов.

В зависимости от возраста человека используются разные игры и упражнения. У детей развитие навыка происходит в игре. Разыгрывание сценок на сочувствие, эмпатию, контроль эмоций позволяет подрастающему поколению лучше владеть эмоциями. Для подростков подойдут настольные игры, где по картинкам они будут определять модели правильного поведения, разыгрывать конфликтные ситуации. В подростковом возрасте очень важно контролировать свои эмоции и понимать чувства других.

Когда подросток знает, кто он, чего он хочет, ему легче прожить такой сложный переходной возраст. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Но отработать навыки в короткий срок и значительно повысить уровень EQ взрослому человеку можно только в группе. Идеальный вариант — посещение тематического тренинга. Упражнения для развития эмоционального интеллекта Теперь посмотрим, как развивать самостоятельно этот навык.

Каждый вечер выбирайте доминирующее чувство, для этого можно распечатать их перечень. Эмоциональные фото — важно делать семейные фото, подчеркивающие не события, а впечатления. Эмоции в красках — нарисуйте свои эмоции в разных цветах. Компас эмоций — приготовьте 8 карточек радость, страх, интерес, вдохновение, удивление, гнев, доверие, сомнение. Называя ситуацию, положите в круг одну карточку перевернутой, другие игроки должны угадать, какая это эмоция.

Также на levelself.

Диагностика эмоционального интеллекта Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика Исследований в области эмоционального интеллекта достаточно много. Проблема диагностики играют большую роль, как в прикладной психологии, так и в психолого-педагогической сфере.

Все методы диагностирования можно условно разделить на две группы: методы решения задач и методы самоотчета самооценки. Давайте более подробно рассмотрим эти две группы. Методы решения задач В основе этих диагностических методов лежит решение задач на определение эмоций, которые предлагаются испытуемым описание эмоций, понимание их состава, взаимосвязи, умение управлять ими.

В задачах может быть несколько вариантов ответов, которые будут оцениваться по балльной шкале. В него входят определение эмоций, их понимание и управление ими, повышение эффективности мышления. Методы самооценки Методы данной группы работают с абстрактными ситуациями, с которыми соглашается или нет, испытуемый.

К таким методам относятся: Опросник «EQ-i» Р. Холла N. Hall Emotional Intelligence Self-Evaluation — выявляет способность понимания отношений и управлении эмоциями.

Self-ReportIndex — оценивает компоненты эмоционального интеллекта. Опросник эмоционального интеллекта Trait TEIQue — с помощью этого опросника можно оценить коммуникабельность, эмоциональное состояние, самоконтроль и эмоциональность. Опросник EII Emotional intelligence inventory — оценивает и измеряет компоненты эмоционального интеллекта.

Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д. Люсина — выявляется способность к пониманию и управлению чужими эмоциями, осознание и управление своими эмоциями. Улучшаем эмоциональный интеллект Что такое эмоциональный интеллект и его диагностика Теперь вы знаете, какую большую роль играет эмоциональный интеллект в нашей жизни.

Она очень уникальна по своей сути, потому что рождает в нас социальные связи, позволяет видеть мир вокруг себя по-другому, позитивно. Эмоцию радости можно вызвать, например, при помощи совместных физических упражнений. Попробуйте просто потанцевать все вместе несколько минут, взявшись за руки, и вы увидите, какие чудеса произойдут. Кроме того, черпать радость можно и в совместных приятных воспоминаниях. В этом нам помогут фотоальбомы. Можно вместе собраться и пересмотреть фотографии из прошлого отпуска. Как родители могут помочь ребёнку избавиться от эмоционального напряжения и избежать конфликтов? Причем важно начать проговаривать каждую эмоцию, которую он испытывает.

Например: «Ты злишься на всё, что происходит сегодня в нашей жизни. Я понимаю, потому что ты находишься в условиях непривычных для тебя, потому что ты привык общаться со своими одноклассниками, друзьями, гулять, ходить в спортивные секции, потому что мы целый день находимся рядом друг с другом, а мы не привыкли к этому. Я понимаю, что вся эта ситуация запускает ту злость, которая сейчас находится внутри тебя. Я готова поговорить об этом». То есть важно не спрашивать, злится он или нет, а самому назвать его эмоции, исходя из собственных наблюдений, и обязательно проявить понимание. В конце разговора нужно предложить ребёнку подумать, как вы вместе можете справиться с этой проблемой, и предложить помощь.

Вы это делаете. Пример про других: вы приходите на собеседование, весь такой трам-пам-пам. Напротив сидит представитель компании, и он вам чем-то напоминает ослика Иа. Такой же сутулый, подавленный и умирающий.

Вы это отмечаете про себя и принимаете какое-то решение. Кстати, какое? Сказать ему «Не грустите, уважаемый! Помните, что говорил Иа в таких случаях? Если им сказали «Ладно», они считают, что собеседник безоговорочно согласен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий