Новости бурхан халдун

1) "Склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей". Главком Вооруженных сил Судана Абдель Фаттах Бурхан распустил организованную повстанческую группировку «Силы быстрого реагирования». Тэмуджин будет вынужден скрываться от погони на горе Бурхан-Халдун.

Сокровенная тайна Азии: где находится могила Чингисхана

Наблюдая с высоты Бурхан-халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тунгелик подкочевывает какая-то группа людей. 6 минут назад. Пожаловаться. О посещении предгорий Бурхан-Халдуна, музея Чингисхана в Улан-Баторе и других культовых для потомков древних тюрков мест рассказали на минувшей. наиболее вероятное место захоронения Чингисхана. Бурхан Халдун имеет духовное значение, не сравнимое ни с одной другой горой в Монголии, и ему присвоен символический статус “колыбели” монгольской государственности, полностью. Существует также легенда, по которой Чингисхан был похоронен по своему собственному наказу у горы Бурхан-Халдун.

Найдут ли могилу Чингис-хана? Лидары наступают и... выигрывают?

Если быть точнее, могила может быть на горе Бурхан-Халдун, которая у монголов считается священной. 6 минут назад. Пожаловаться. О посещении предгорий Бурхан-Халдуна, музея Чингисхана в Улан-Баторе и других культовых для потомков древних тюрков мест рассказали на минувшей. Бурхан Халдун имеет духовное значение, не имеющее себе равных в Монголии.

Великая гора Бурхан-Халдун

Президент "Манчестер Сити" Халдун Аль Мубарак дал большое интервью официальному сайту "горожан". Затем последовали другие экспедиции, некоторые из которых считали, что Чингисхан может быть похоронен рядом с вершиной Бурхан-Халдун. Бурхан халдун уулнаа намар буга урамдахыг сонсон, байгалийн өнгө хослолыг ажин алхаад ирлээ.

Чингисхан. Рожденные побеждать

Гора Богд-Хан-Уул, наряду с двумя другими священными горами — Бурхан-Халдун и Отгон-Тэнгэр — стала кандидатом в список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 августа 1996 года по. Бурхан Халдун -священное для Монголов место, связанное с именем Чингис-хана. Главком Вооруженных сил Судана Абдель Фаттах Бурхан распустил организованную повстанческую группировку «Силы быстрого реагирования».

Найдут ли могилу Чингис-хана? Лидары наступают и... выигрывают?

Ему даже удалось найти развалины храма, возведенного в XIII веке, но на этом изыскания немецкого ученого завершились. Как написал П. Котов, причиной прекращения исследований стал запрет правительства МНР, которое в те годы не одобряло научную работу, связанную с Чингисханом. Возможно потому, что эти раскопки противоречили коммунистической идеологии и могли вызвать осложнения в отношениях с «большим братом». То есть, с руководством СССР. Лишь в конце 80-х годов ХХ века, на закате эры социализма, у иностранных археологов появилась возможность пробиться в запретную зону.

В то время как Советско-монгольская историко-культурная экспедиция свернула свою работу, на северо-восток страны потянулись японские и американские исследователи. Например, в 1990 году территорию у восточных предгорий Хэнтэйского хребта с помощью новейших технических средств исследовали японцы. Проект был назван «Три реки», поскольку археологические изыскания происходили в междуречье Онона, Керулена и Туула. Могилы Чингисхана там не оказалось, но зато были обнаружены многочисленные захоронения, относящиеся к бронзовому веку. В 2001 году японцы снова приезжали в Монголию.

В рамках проекта «Новый век» на территории Дорнод аймака, в еще одном предполагаемом месте захоронения Чингисхана, работали сотрудники университета Кокугакуин и ученые из Ниигаты. Снова безрезультатно. Одновременно с японцами свои раскопки проводил профессор Чикагского университета Джон Вудс, в аймаке Хэнтэй он обнаружил средневековый могильник, в котором покоились представители кочевой знати. Но после нескольких лет кропотливой работы выяснилось, что эти захоронения не имеют отношения к Чингисхану. Деятельностью американцев были недовольны местные жители.

Они стали обращаться к руководству Монголии с жалобами, что иностранные исследователи разъезжают по священной земле на автомобилях и оскверняют прах их предков. К тому же, в 2005 году в Хэнтэйском аймаке началась засуха, сопровождавшаяся нашествием насекомых-вредителей, что суеверные монголы приняли за дурной знак. Экспедиция была свернута из-за недовольства местной общественности. Больше иностранцев в священные места не пускали.

Здесь был поставлен стационарный лагерь, от которого совершено восхождение на гору и обследованы ее окрестности. Первый культовый памятник, связанный с почитанием этой вершины, располагается в 3 км к юго-востоку от сомона Монгонморт Серебряный конь. Это ритуальный ворота перед священной местностью Их-Хориг Запретное место. Они представляют собой три деревянных столба, расположенные у полевой дороги на Монгонморт. Центральный столб венчает изображение Чингисхана, западный — серебристой лошади и восточный — бурого медведя. Между столбами сделаны растяжки, на которых развешаны голубые и желтые хадаги — ритуальные ленты. К югу от центрального столба располагается невысокое обо — ритуальная каменная насыпь, заключенная в шестиугольное деревянное основание, в центре которого возвышается деревянный столб, выточенный в форме копья и оплетенный голубыми хадагами. Выше по течению долина реки Керулен сужается между скалистыми холмами. Эта территория имеет традиционное название Ууд-Мод Дверь дерева. Ритуальное дерево на этой территории находится на левом берегу Керулена — это старая лиственница с двумя параллельными стволами, растущая из самой середины херексура — культового комплекса эпохи ранних кочевников, представляющего собой кольцевую каменную оградку диаметром 15 м с центральной насыпью диаметром 8 м и высотой 0,5 м, на которой вокруг стволов лиственницы возведено невысокое обо. Нижние ветви лиственницы увешаны голубыми хадагами. Севернее, в центре небольшой долины левого берега Керулена на невысоком скалистом холме расположено редко посещаемое обо в полуразрушенном состоянии — невысокая каменная насыпь, над которой сооружен ритуальный шалаш из длинных ветвей и стволов молодых деревьев, высотой около 2 м, на который повязаны синие и желтые хадаги. Вокруг центрального обо фиксируется несколько небольших полуразрушенных каменных насыпей — периферийные обо. Дорога очень тяжелая, малоезженая, часто идет по заболоченным местам. Незадолго до нас по ней не смог пройти отряд российско-монгольской биологической экспедиции на ГАЗ-66. Горы Хэнтэя здесь и далее покрыты густой кедрово-лиственничной тайгой. Реки неглубокие, очень чистые и быстрые, вода в них стремительно несется по каменному ложу. Стационарные поселки в горах Хэнтэя отсутствуют, стада не пасутся. Изредка встречаются рыболовы и охотники. По их свидетельствам, паломники прибывают на Бурхан-Халдун, как правило, один раз в год — в районе 11 июля праздник Надом. В другое время года изредка бывают только иностранные паломники — обыкновенно, буряты. Перевал Порог Неба очень тяжел для автотранспорта, на его склоне стоит голубой кузов от брошенного микроавтобуса. Здесь расположено крупное обо — каменная насыпь двухметрового диаметра и высотой 0,3 м, на которой возведен деревянный шалаш высотой 2 м, со входом, обращенным на юг. Ветви шалаша украшены голубыми хадагами, на камнях обо лежат многочисленные приношения — деньги, пустые бутылки из-под водки, пачки чая и табака. Севернее дорога пересекает в брод Керулен и движется на север по долине реки Богд, неоднократно пересекая саму реку. Колея практически не езженная, дорогу приходится проходить на пределе возможностей автотранспорта. Это предположение соответствует топографическим описаниям источников.

Энэ ууланд тэр олон жил амьдарсан. Mandakh Tse, 2020-02-10 Forbidden zone!

К тому времени, когда мальчик добрался до своего лагеря, его отец уже был мёртв. Хан оставил после себя двух жён и семерых детей младше десяти лет. Родственники Есугея решили, что вдовы и дети станут обузой, от которой следует избавиться. Весной, когда родственники Есугея собирали ежегодный пир во славу предков, они не позвали Оэлун, таким образом расставив все точки над I, когда клан собрался перекочёвывать на летние пастбища, решено было оставить Оэлун и её детей. Только один старик из незначительной в клане семьи стал открыто возражать против такого действия. Один из родственников заколол старика копьём, потому что старик из захудалой семьи не имеет права осуждать решений сильных клана. Десятилетний Тэмуджин бросился к умирающему старику, пытаясь помочь, но мальчику оставалось только заплакать от обиды и гнева, констатируя его смерть. Вдовы-изгои, преданные сородичами, будут вынуждены вести отчаянную борьбу на грани голодной смерти. В этой суровой и жестокой стране той зимой женщины и дети хана Есугея опустились на самое дно степной жизни. Пляж у рощи 12 шаманов. Фото из личного архива С самого рождения Тэмуджину пришлось сталкиваться с предательством и отвержением близких родственников. В семье Тэмуджин постоянно страдал от нападок от старшего сводного брата Бегтэра. Вражда между братьями усиливалась день ото дня. Сговорившись с младшим братом Хасаром, Тэмуджин убьёт Бегтэра, тем самым обрекая себя и свою семью на ещё большую опасность. Если раньше они были только изгнанниками, то теперь становились преступниками. Поскольку Оэлун не взял в жёны ни один из братьев Есугея, её наиболее вероятным партнёром становился старший сын от другой жены. Оэлун дала понять Тэмуджину, что примет Бегтэра как своего мужа, когда тот подрастёт, и сделает его главой семьи. С таким развитием событий Тэмуджин смириться не мог. Убийство родственника по закону степи жестоко каралось. Узнав, что ненавистный Тэмуджин убил сводного брата, брат Есугея снарядил отряд в триста всадников для поимки отступника. Дядя усердствовал не только для того, чтобы наказать убийцу сводного брата, но и для того, чтобы устранить опасность мести со стороны Тэмуджина, чью осиротевшую семью клан оставил умирать от голода. Тэмуджин был пленён дядей и позорно закован в кангу, деревянные колодки, сковывающие руки раба на шее. Мальчик столкнулся с практикой двойных стандартов законов и обычаев, обслуживающих права сильных, но направленных против слабых, вдов, сирот и стариков. В отличие от родственников, которые относились к нему с презрением, в среде слуг и рабов Тэмуджин получил сочувствие и заботу. Через несколько лет Тэмуджину удалось бежать. Мальчик спрячется в зарослях речного камыша, где его найдёт слуга дяди. Семья бедняков даст мальчику коня, жареного ягнёнка в дорогу. Люди низшего сословия преподнесут беглому рабу бесценные в монгольской степи дары. Эти подарки хан не забудет никогда. Придёт время, и он отблагодарит людей, выручивших его в один из самых тяжёлых моментов жизни, повернувших судьбу будущего владыки мира на новый виток. Это был судьбоносный выбор: раб или беглый раб. Именно в этот момент подросток решил стать властелином своей судьбы, вернуть славу и состояние своего рода. Тэмуджин бежит к матери. Семья уже не так отчаянно нуждалась, ведь младшие дети подросли и стали вносить посильную помощь в благосостояние маленького клана. Через некоторое время Тэмуджин смог приобрести девять лошадей, которые вскоре будут угнаны конокрадами.

Сокровенная тайна Азии: где находится могила Чингисхана

До сих пор в незаселенной гористой местности продолжают возводить шаманские пирамиды из камней, именуемые здесь "обо". Считается, что в таких местах наиболее продуктивны медитация для "просветления и получения энергии духов", а также обучение начинающих шаманов. Впечатляют и размеры горы - ее центральная вершина взирает на окрестные степи с высоты около 2,5 тыс. Археологи начали раскопки резиденции племянника Чингисхана в Забайкалье Однако на принятие решения Комитетом Всемирного наследия, сессия которого проходит в Бонне, повлияли не эти достоинства Бурхан-Халдуна, а ее связь с именем Чингисхана. Согласно старейшему из дошедших до наших дней монгольскому литературному и историографическому памятнику XIII века "Сокровенное сказание", горный массив тесно связан с семьей создателя Монгольской империи - именно там располагалось родовое кочевье предков Великого хана, где-то в тех краях родился и сам легендарный полководец.

В последние годы многие открытия были совершены благодаря аэрофотосъёмке, спутниковым снимкам и лидарному сканированию. Для такого поиска вполне закономерно применить слово "удалёнка". Как ни возрастают могущества археологов, на пути их интересов встают интересы хранителей монгольских традиций. Так археологические экспедиции в самой Монголии неоднократно вынужденно сворачивались после обвинений в попрании обычаев и пренебрежения монгольскими ценностями. В 2002 году прекратила свою деятельность экспедиция, которую финансировали американцы. Поводом послужило обвинение в осквернении могил древних правителей, выдвинутое известным политиком страны. Ещё раньше проведённый в Улан-Баторе опрос выявил "непопулярность"японского проекта, и в 1993 году археологи прекратили свой поиск могилы Чингисхана. Карта предполагаемых мест захоронения Отца монголов. Существующие в Монголии места захоронений считаются особыми, запрещёнными зонами, на территорию которых никого не допускают. Одна из таковых зон, кстати, находится в горной местности, поблизости от северной границы Монголии с Россией.

Власти противились, а археологи продолжали добиваться дозволения хотя бы вести поиски "на удалёнке". Наконец разрешение последовало, и почти сразу же с помощью "глазастой, чуткой" техники были выявлены более 1300 заманчивых точек обнаруженных удалённо подземных полостей. В их числе был и участок, находящийся в долине Керулен - реки, текущей с гор Хэнтей-хан, напитывающей собою озеро Далайнор. Река Керулен Участок с названием Аврага с 2001 года разведывался совместной археологической японо-монгольской командой руководитель Shinpei Kato с применением спутниковой съёмки, радарной техники, миноискателей. В результате, в 2004 году было обнаружено становище монголов времён Отца кочевого народа, находящееся на правом берегу р. Участок, отдалённо напоминающий вытянутый в направлении с востока на запад прямоугольник длиной около 1. Число обнаруженных насыпей - около 30, среди них выделяется площадка в центре. Археологи предполагают, что насыпи - следы фундаментов, сделанных под юртообразные дома кочевников. Центральная площадка отличается от прочих. Она имеет прямоугольную форму и защищена с трёх сторон валами прямоугольного сечения, сооружёнными из глины.

С запада и востока валы прямолинейны, третий вал тыльный с севера выполнен в виде дуги. Поэтому археологи связали это место с ханской ставкой - Аурухом, о которой упоминал даосский монах Чан Чунь. Дневник Чань Чуня опубликован в переводе на русский здесь В найденном становище орду или орде было выделено четыре культурных горизонта. Нижний из них связан со временем последних лет жизни великого хана - началом XIII века. В это время была сооружена квадратная платформа со сторонами 17. Археологи предполагают, что на ней стояла юрта Чингиза. К следующему горизонту относятся остатки дворца великого хана, который был восстановлен после его смерти сыном Угэдэем в 1229 г. К более позднему горизонту относятся следы сооружения, в котором, возможно, хранился алтарь духа Отца монгольского народа.

Ведь после похорон правителя обширная территория, расположенная вокруг могилы, была закрыта для посещения под страхом смерти. Место погребения от любопытных путников и случайных зевак оберегала группа элитных воинов. Даже после создания МНР, когда коммунистическая идеология развенчала культ личности Чингисхана, окрестности горы Бурхан-Холдун оставались запретной зоной. На сайте Русской службы Би-Би-Си 24 июля 2017 г. Она отметила, что монголы не хотят, чтобы иностранцы потревожили прах их великого правителя, к памяти которого они относятся с большим уважением. По словам Эрин Крейг, окрестности горы Бурхан-Халдун долгое время были открыты лишь для потомков Чингисхана. И сейчас это особо охраняемая зона — заповедник «Хан-Хэнтий», в котором фактически запрещены любые раскопки. Так и не нашли Профессор Лейпцигского университета Йоханнес Шуберт в 1961 году проводил раскопки в Монголии. Ему даже удалось найти развалины храма, возведенного в XIII веке, но на этом изыскания немецкого ученого завершились. Как написал П. Котов, причиной прекращения исследований стал запрет правительства МНР, которое в те годы не одобряло научную работу, связанную с Чингисханом. Возможно потому, что эти раскопки противоречили коммунистической идеологии и могли вызвать осложнения в отношениях с «большим братом». То есть, с руководством СССР. Лишь в конце 80-х годов ХХ века, на закате эры социализма, у иностранных археологов появилась возможность пробиться в запретную зону. В то время как Советско-монгольская историко-культурная экспедиция свернула свою работу, на северо-восток страны потянулись японские и американские исследователи. Например, в 1990 году территорию у восточных предгорий Хэнтэйского хребта с помощью новейших технических средств исследовали японцы. Проект был назван «Три реки», поскольку археологические изыскания происходили в междуречье Онона, Керулена и Туула. Могилы Чингисхана там не оказалось, но зато были обнаружены многочисленные захоронения, относящиеся к бронзовому веку. В 2001 году японцы снова приезжали в Монголию. В рамках проекта «Новый век» на территории Дорнод аймака, в еще одном предполагаемом месте захоронения Чингисхана, работали сотрудники университета Кокугакуин и ученые из Ниигаты.

Об этом сообщает Волгоград-онлайн. Директор Волгоградского областного краеведческого музея Анатолий Мальченко 25 декабря сообщил о подписании с институтом мировой истории и культуры Монголии Соглашения о сотрудничестве по возрождению в Ленинском районе столицы Золотой Орды Сарай-Берке. Анатолий Мальченко считает, что монголы могут создать интереснейшее место из ныне заброшенного пустыря у Царева, фото: Мария Часовитина По его словам, в музеефикации Сарая-Берке очень заинтересована монгольская сторона. Монголия готова профинансировать археологические раскопки в волгоградской степи, где во времена могущества потомков Чингисхана находилась столица Золотой Орды - город Сарай-Берке. На этом месте планируется создать своеобразный музей под открытым небом. Пока достигнуты только предварительные договоренности. Мальченко отметил, что монгольский институт взял на себя подготовку документов для передачи территории, где находилась столица Золотой орды, под охрану ЮНЕСКО. Вандалы сорвали табличку "Они сказали, что готовы принять участие в музеефикации, а также профинансировать ряд археологических работ на территории Сарая-Берке, — отметил директор краеведческого музея. Но буквально через неделю они вновь приехали и подписали с нами соглашение о сотрудничестве". Сейчас краеведы и историки двух стран прорабатывают общую концепцию воссоздания столицы Золотой Орды.

300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул

Она отметила, что монголы не хотят, чтобы иностранцы потревожили прах их великого правителя, к памяти которого они относятся с большим уважением. По словам Эрин Крейг, окрестности горы Бурхан-Халдун долгое время были открыты лишь для потомков Чингисхана. И сейчас это особо охраняемая зона — заповедник «Хан-Хэнтий», в котором фактически запрещены любые раскопки. Так и не нашли Профессор Лейпцигского университета Йоханнес Шуберт в 1961 году проводил раскопки в Монголии. Ему даже удалось найти развалины храма, возведенного в XIII веке, но на этом изыскания немецкого ученого завершились. Как написал П. Котов, причиной прекращения исследований стал запрет правительства МНР, которое в те годы не одобряло научную работу, связанную с Чингисханом. Возможно потому, что эти раскопки противоречили коммунистической идеологии и могли вызвать осложнения в отношениях с «большим братом». То есть, с руководством СССР. Лишь в конце 80-х годов ХХ века, на закате эры социализма, у иностранных археологов появилась возможность пробиться в запретную зону.

В то время как Советско-монгольская историко-культурная экспедиция свернула свою работу, на северо-восток страны потянулись японские и американские исследователи. Например, в 1990 году территорию у восточных предгорий Хэнтэйского хребта с помощью новейших технических средств исследовали японцы. Проект был назван «Три реки», поскольку археологические изыскания происходили в междуречье Онона, Керулена и Туула. Могилы Чингисхана там не оказалось, но зато были обнаружены многочисленные захоронения, относящиеся к бронзовому веку. В 2001 году японцы снова приезжали в Монголию. В рамках проекта «Новый век» на территории Дорнод аймака, в еще одном предполагаемом месте захоронения Чингисхана, работали сотрудники университета Кокугакуин и ученые из Ниигаты. Снова безрезультатно. Одновременно с японцами свои раскопки проводил профессор Чикагского университета Джон Вудс, в аймаке Хэнтэй он обнаружил средневековый могильник, в котором покоились представители кочевой знати. Но после нескольких лет кропотливой работы выяснилось, что эти захоронения не имеют отношения к Чингисхану.

Деятельностью американцев были недовольны местные жители.

Культурный ландшафт долины реки Орхон К ландшафтам долины Орхан относят огромную территорию вдоль берегов самой протяженной реки Монголии. Общая площадь охраняемой зоны составляет чуть более 75 квадратных километров. Именно на этой территории сохранились следы кочевой пастушеской цивилизации, существовавшей на протяжении двух тысячелетий. Здесь расположены многочисленные памятники культуры от VI до XIV века, включая тюркские каменные статуи и стеллы, в том числе с орхонскими руническими надписями, а также развалины древней столицы Монгольской империи Каракорума. Петроглифы Монгольского Алтая В Северной Монголии на реке Чулут таится еще один культурный памятник — петроглифы Монгольского Алтая, где сохранились наскальные рисунки со времен неолита III тысячелетие до нашей эры. На древних камнях можно увидеть целую серию изображений монгольской охоты, оленей и колесниц.

Петроглифы были обнаружены еще в 1963 году. Их изучение показало, что уже в период каменного века в Монголии были одомашненные животные и «транспорт» для кочевого образа жизни.

Культурный ландшафт долины реки Орхон К ландшафтам долины Орхан относят огромную территорию вдоль берегов самой протяженной реки Монголии. Общая площадь охраняемой зоны составляет чуть более 75 квадратных километров.

Именно на этой территории сохранились следы кочевой пастушеской цивилизации, существовавшей на протяжении двух тысячелетий. Здесь расположены многочисленные памятники культуры от VI до XIV века, включая тюркские каменные статуи и стеллы, в том числе с орхонскими руническими надписями, а также развалины древней столицы Монгольской империи Каракорума. Петроглифы Монгольского Алтая В Северной Монголии на реке Чулут таится еще один культурный памятник — петроглифы Монгольского Алтая, где сохранились наскальные рисунки со времен неолита III тысячелетие до нашей эры. На древних камнях можно увидеть целую серию изображений монгольской охоты, оленей и колесниц.

Петроглифы были обнаружены еще в 1963 году. Их изучение показало, что уже в период каменного века в Монголии были одомашненные животные и «транспорт» для кочевого образа жизни.

При этом одним из лейтмотивов научных статей казахстанских и татарстанских учёных по истории Золотой Орды отмечается религиозный фактор - ислам в Золотой Орде. Между тем, золотоордынский период необходимо рассматривать как эпоху существования ряда евразийских народов — единого государства с полиэтничным, поликультурным и, соответственно, многоконфессиональным населением, в которой ведущую роль играли именно монгольские ханы и их династии. Чтобы восполнить этот пробел, Монголия заявляет о своих правах на наследие старшего сына Чингисхана - Джучи, который родился в Забайкальских степях. В рамках первого визита главы правительства Монголии в Россию за последние девять лет, монгольская сторона предложила России создать музей на месте бывшей столицы Золотой Орды Сарая-Берке, который располагается в Ленинском районе Волгоградской области рядом с селом Царев. Визит прошёл 3 декабря 2019 г.

Предложение озвучил директор института мировой истории и культуры Монголии Улан-Батора, который прилетел в Москву вместе с премьер-министром Монголии Ухнаагийн Хурэлсухом. Об этом сообщает Волгоград-онлайн. Директор Волгоградского областного краеведческого музея Анатолий Мальченко 25 декабря сообщил о подписании с институтом мировой истории и культуры Монголии Соглашения о сотрудничестве по возрождению в Ленинском районе столицы Золотой Орды Сарай-Берке. Анатолий Мальченко считает, что монголы могут создать интереснейшее место из ныне заброшенного пустыря у Царева, фото: Мария Часовитина По его словам, в музеефикации Сарая-Берке очень заинтересована монгольская сторона. Монголия готова профинансировать археологические раскопки в волгоградской степи, где во времена могущества потомков Чингисхана находилась столица Золотой Орды - город Сарай-Берке.

Гора Бурхан халдун (64 фото)

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы В настоящее время большинство исследователей идентифицируют Бурхан-Халдун с находящимся в аймаке Хэнтий Монголии горным хребтом Хэнтэй с центральной вершиной.
Найдут ли могилу Чингис-хана? Лидары наступают и... выигрывают? Бурхан-Халдун Координаты: Координаты: 48°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я)48.783333, 109.16666748°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я) (T).

Сокровенная тайна Азии: где находится могила Чингисхана

Как видим, сама география толкала кераитов к доминированию. Лет за 40 до появления Чингисхана на свет кераитский хан Маркуз-Буйруха христианский Марк или Маркус воевал с тибетскими татарами и чжурчжэньским государством Цзинь. Кераиты эту войну проиграли, а Маркуз попал в плен и был казнён. Несчастного приколотили гвоздями к деревянному ослу.

Легенда гласит, что вдова Маркуза — красавица Хутухтай Ирикчи — сумела за него отомстить. Она приехала к татарам и привезла с собой множество бурдюков с кумысом. Когда татары выпили сверх нормы, из оставшихся бурдюков выскочило 100 кераитов.

Они бросились на пирующих и перебили всю высшую знать. История, конечно, сказочная, но, возможно, у неё есть реальная подоплёка. Тоорил по-кераитски значит Ястреб.

Так звали старшего сына хана Хурчжахуза. После смерти отца Тоорил перебил своих братьев и занял ханский трон. Однако молодого нахала сверг его дядя Гур-хан, поддержанный найманами.

Тоорил бежал к монголам. К Есугею он прибыл с мольбой о помощи. Родитель Чингисхана помог оказавшемуся в нужде хану.

Он взял с собой тайчжиудских вождей Хунана и Бахочжи, собрал силы и выгнал Гур-хана, которому пришлось убраться в Китай. Тоорила снова воцарился на кераитском троне. Груссе, — они присягнули друг другу в вечной дружбе».

Тоорил поклялся «горним Небом и Землёй», что его признательность распространится на детей и внуков Есугея. Побратимство Есугея и Тоорила более известного под именем Ван-хана в будущем обеспечило Чингисхану помощь кераитов, «и весь начальный период правления Чингисхана, вплоть до 1203 г. По мнению Р.

Груссе, без помощи кераитов «блестящая карьера Чингисхана была бы невозможна». Татары «отуз-татар», «токуз-татар» в истории тюркских каганатов появились в качестве активной политической силы в VIII веке. В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей и проявляли относительную независимость.

В конце 40-х гг. VIII века они вместе с огузами восстают против Уйгурского каганата и терпят поражение. В рунических надписях упоминается и об одной войне с кыргызами.

В данном случае для нас важно отметить политическую самостоятельность татар, они в VII—VIII века упоминаются наряду с тюрками тюркютами, уйгурами и кыргызами , при этом кипчаки и монголы еще не фигурируют в качестве самостоятельной политической силы. В тюркской истории в этот период складываются некоторые основные группы племен: телесских, уйгур, кыргызов, татар и др. Однако общетюркское пространство было слабо дифференцировано: у племен были близки хозяйственный уклад, военное и общественное устройство, язык, культура и общая вера — тенгрианство.

Доминирование тех или иных племен выглядит как результат конкуренции внутри одной группы, а главными противниками оказываются Китай, кидани, юэджи и др. Создание империи Чингисхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов «длинной воли» пассионариев , они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство. Если Монголия дала миру такого завоевателя — опытного, мудрого, дальновидного, непобедимого, то где она могла его взрастить?

В монгольских степях? Как можно было воспитать непобедимых полководцев из пастухов? Какое военное обучение, позволяющее возглавить величайшую армию мира, мог получить человек в юрте?

Стрелять из лука, скакать на коне, но не более. Гумилев писал, что в ХIII веке численность монгольских племен составляла около 400 тыс. Из них около 300 тыс.

Оставшиеся 100 тыс. Так что ни о каких полчищах не приходится говорить. Экономика кочевников не годится для содержания огромной армии.

Нет городов, ремесленников, сырья для плавки металла, нет леса для изготовления луков и стрел. Правда, армия у татар во многом состояла из воинов покоренных народов. Но пленные не воевали столь же преданно, как того требовали походы Чингисхана и Бату-хана.

Для возникновения любого государства, и тем более — великой империи, нужна реальная экономическая, военная, интеллектуальная база, опытные полководцы и государственные мужи, а их должны обслуживать многочисленные, хорошо обученные канцелярские работники. Не только экономическая и политическая база, но и сознание опытных лидеров должно созреть до имперского уровня, а ментальность населения — приобрести гражданские черты. Все это не могло появиться в одночасье, тем более в голой степи.

На самом деле ко времени возвышения Чингисхана татары уже были не просто сложившимся народом, но имели свои государства юрты. Они занимали территорию от северо-востока нынешней Монголии вплоть до Турфана современный Синьцзян. Рашид ад-Дин свидетельствует: «Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, — шесть».

Существование шести татарских юртов, легших в основу империи, объясняет столь стремительное возникновение армии, имперских структур и покорение Чингисханом Азии, Китая, Персии. Не случайно Марко Поло отмечал: «…татары со всего света… признали его своим государем». Такое объяснение более правдоподобно, нежели решение монгольских пастухов покорить мир.

Что вело Чингисхана? Какие идеалы? Чингисхан говорил, что его ведет Небо, то есть Всевышний.

Перед большими походами он поднимался на гору и там в одиночестве молился и размышлял. Грабеж и разбой его мало интересовали. В конце жизни, завоевав полмира, Чингисхан все еще ходил по его словам в простой одежде пастуха.

Он мечтал завоевать все страны и установить на земле вечный мир. Публицистам и кинематографистам нравится версия о том, как простой пастух стал покорителем «Вселенной»? В такой версии все сводится к личности Темучина и высшим силам.

Нет слов, он величайший из всех полководцев в истории человечества. Наполеон говорил, что он не был так счастлив, как Чингисхан. Однако было бы наивно объяснять возвышение Чингисхана только личными качествами или какими-то потусторонними силами.

Он опирался на существовавшие в то время татарские государства. Для объединения различных, да еще воинственных племен недостаточно было личных качеств полководца, нужна была идеология, способная предложить цели выше племенных интересов. Такой идеологией стала Великая Яса — свод новых законов и правил поведения.

Законы Ясы содействовали объединению разных народов в едином государстве. По Великой Ясе, все религии, все культуры, а значит, и народы признавались равными. Просвещенная Европа декларирует аналогичный принцип, но реализовать его в полной мере не удается до сих пор.

Великая Татария возникла в силу высокой цели — построения империи, где все народы были бы равными. Обычаи народов не попирались, но сверх них действовала Великая Яса. Отступая от хронологии повествования, скажу здесь: грызня татар друг с другом началась вместе с введением государственной религии при Узбек-хане.

Татарскую элиту, отказавшуюся принимать ислам из уважения к традициям Чингисхана, казнили. Великое Монгольское государство возникло в ХII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Империя охватывала самую большую в мировой истории территорию от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии.

Именно эта территория попала в исторические анналы под названием «Великая Татария». Все последующие тюрко-татарские государства были всего лишь осколками империи Чингисхана. Рафаэль Хакимов 7 марта.

В сентябре 1994 года корреспондент ABC в Вашингтоне взял интервью у чикагского брокера Маури Кравица Maury Kravitz , который получил разрешение правительства Монголии на поиски могилы Чингисхана. Будучи большим любителем археологии, он утверждал, что точно знает местоположение могилы великого хана. У него не было ни капли сомнения.

Маури Кравиц пытался найти спонсоров экспедиции по поиску сокровищ, которые человечество ищет уже на протяжении 800 лет. Это главный секрет человека, который в XIII веке создал вторую по величине империю в истории. Даже Марко Поло, почти что современник Чингисхана видел правление его внука в Китае , не смог найти местоположение могилы.

Удача не улыбнулась и другим самым авторитетным археологам прошлого. В ней рассказывается о приходе великого хана к власти. И в год Свиньи вознесся на небеса», — сказано в книге.

Этот труд написали спустя несколько месяцев после смерти Чингисхана в 1227 году во время захвата столицы государства Си Ся. Этой столицей был город Чжунсин, расположенный на севере Китая. Действительно, оригинал документа не сохранился, однако спустя столетие он был восстановлен во времена, когда китайской империей правила династия Мин.

Мы по-прежнему не знаем, кто окружал в последние дни могущественного и кровожадного полководца средневековья. По одной версии, Чингисхан погиб на охоте, по другой — в бою. Марко Поло был уверен, что он погиб от инфекции.

Тайна не на жизнь, а на смерть За несколько лет до смерти Чингисхан изъявил желание быть похороненным тайно в соответствии с традициями монгольского племени. Поэтому его воины перевозили труп в Монголию и по пути убивали любых встретившихся путников для того, чтобы никто ничего не узнал. Предположительно, они дошли до реки Онон и горы Бурхан-Халдун на северо-западе страны, где родился Чингисхан 65 лет назад.

Кроме того, рабов, построивших гробницу, убили солдаты, которых в свою очередь тоже впоследствии убили. Затем, чтобы уничтожить след, тысяча лошадей затоптала могилу великого хана. После смерти Чингисхана территорию закрыли, а тех, кто осмеливался ступить на нее, ждала смертная казнь.

Сегодня до сих пор неизвестно, действительно ли он был там похоронен, однако правительство Монголии сделало всё для того, чтобы поддержать легенду. В конце 80-х годов начали выдавать первые разрешения на археологические раскопки, которые до этого были запрещены. Многие приезжали попытать счастья, однако ни одна попытка не увенчалась успехом.

В 1994 году в интервью ABC Маури Кравиц отметил, что получил эксклюзивные права от правительства на пять лет на поиск загадочной гробницы, в которой, по его мнению, находится «самое большое сокровище за всю историю». Он посвятил 34 года исследованию работ тех, кто искал эти сокровища раньше. Шестьдесят спонсоров из США предоставили экспедиции помощь в долларах.

Кроме того, на поиски отправилась дюжина археологов из Монголии, а потом и ряд других экспертов. В результате они ничего не обнаружили. Снимки со спутников Еще до путешествия Маури Кравица группа японских археологов получила разрешение на проведение раскопок в Монголии.

В 1992 году после четырех лет поисков японцы отказались от этой идеи, несмотря на то, что в их распоряжении были самые современные и инновационные технологии и даже несколько вертолетов. В 2000 году группа китайских археологов заявила, что обнаружила могилу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе страны. Место захоронения, которое обнаружили на юго-востоке Внутренней Монголии, не имеет отношения к Чингисхану», — отметил специалист Музея Синьцзян-Уйгурского автономного района Чжан Хуэй Zhang Hui.

Однако, как и во всех предыдущих случаях, специалисты не смогли подтвердить, что это настоящая могила великого хана. Как говорится, «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Для начала должны быть археологические доказательства.

То же самое произошло и с амбициозным проектом National Geographic, о котором пять лет назад писали в The Washington Post. В рамках этого проекта использовали самые передовые технологии XXI века. В результате специалисты получили тысячи изображений различных спутников с высоким разрешением.

Как отметил руководитель проекта Альберт Лин Albert Lin , этот проект стал новым этапом в развитии мировых исследований. Территория была настолько обширной, что археологи во главе с этим исследователем Калифорнийского университета в Сан-Диего обратились за помощью к добровольцам. В поисках приняли участие по меньшей мере 10 тысяч человек.

Его прозвали современным Индианой Джонсом после того, как его сфотографировали в монгольской степи верхом на коне. Курган в 250 метров высотой Альберт Лин изучил территорию площадью 6 тысяч километров, которую предварительно разделил на 84 тысячи секторов. Затем он привлек добровольцев для поиска любой структуры, которая могла бы по форме напоминать археологический объект, строительные остатки и элементы грунта.

Все эти местоположения были видны на снимках спутников. Все они работали над поиском могилы на протяжении более трех лет и отметили два миллиона возможных местоположений. Затем их количество сократили до сотни.

Любители могли бы подумать, что разгадка близка. Однако до сих пор ничего не известно о столь долгожданной сенсации. Несколько лет назад в рамках похожего проекта удалось сократить количество предполагаемых захоронений до 55, однако так и не удалось найти могилу Чингисхана.

В 2016 году под руководством французского археолога и директора Научного института пустынь и степей Пьера-Анри Жискара Pierre-Henri Giscard были организованы две экспедиции, во время которых также изучали курган на вершине горы Бурхан-Халдун при помощи дронов. Длина кургана составляет 250 метров и, по мнению специалиста, он не природного происхождения. Его прототипом можно назвать курганные гробницы Древнего Китая, расположенные в Сиане.

Однако, как и в других случаях, местоположение могилы Чингисхана так и осталось загадкой. Исраэль Виана 2 марта. В Монголии реализуются несколько крупных проектов в области культуры и искусства.

В частности, начались строительно-монтажные работы в музейном комплексе Чингисхана, национальной библиотеке, музее естественной истории, национальном музее археологии и этнографии и его лаборатории. Номин и министр строительства и градостроительства Б. Мунхбаатаром договорились о создании рабочей группы для контроля процесса строительных работ и качества строящихся объектов культуры.

Министр культуры Ч. Номин рассказала, что уже в этом году планируется начать строительство зданий Большого национального театра, театра кукол и детской библиотеки. Среди культурных учреждений в этом году планируется сдать в эксплуатацию девятиэтажный музей Чингисхана и национальную библиотеку, сообщает новостное агентство «Монцамэ».

Чингисхан был самым успешным военным лидером в истории человечества. Он провел фантастические военные кампании и завоевал в два раза больше территорий, чем кто-либо. Он покорил население двенадцати миллионов квадратных миль, при этом его армия насчитывала всего сотню тысяч человек.

Известный предприниматель и венчурный инвестор Бен Хоровиц задался вопросом, как сумел запуганный мальчишка по имени Тэмуджин, который рос изгоем и боялся собак, добиться такого прорыва. О правилах Чингисхана он рассказывает в одной из глав книги «Мы — то, что мы делаем». Военные кампании Чингисхана были жестокими.

В арабском мире его прозвали «проклятым» за опустошение, которой он нес за собой. Но при этом он придерживался небывалой политики принятия и инклюзивности. Как культура повлияла на военную стратегию Принцип всеобщей меритократии сделал армию Чингисхана совершенно непохожей на все, что было до него и намного мощнее.

В большинстве армий лидеры восседали на конях, а за ними следовала медлительная пехота; армия Чингисхана состояла исключительно из кавалерии, и все были на равных, и все передвигались быстро. В большинстве армий многочисленные отряды занимались провизией; в армии Чингисхана каждый нес на себе все необходимое: одежду на любую погоду, огниво, молоко и воду, пилку для заострения стрел, аркан для поимки животных или пленников, иголку для починки одежды, нож и топор и кожаный мешок для хранения всех этих вещей. Они все доили собственных животных и кормились охотой и грабежом.

Традиционные армии, с иерархией и делением на разные виды войск, двигались длинными колоннами, которые маршировали в одном направлении, а за ними следовали многочисленные телеги с провизией. Монголы передвигались концентрическими кругами. Каждый отряд из десяти человек входил в бригаду из тысячи — новое «племя», которое Чингисхан создал взамен традиционному.

Эти бригады, в свою очередь, входили в дивизии из десяти тысяч человек. Квинтэссенцию военной мощи составляли десять таких дивизий, которые окружали Чингисхана, ехавшего в центре. Эта структура давала монголам быструю маневренность, позволяла окружать и разбивать противника.

Они играючи одерживали победу даже над врагами, в пять раз превосходящими их по численности. Они часто бросали вызов общепринятым представлениям и нападали с двух фронтов одновременно — эта тактика позволяла опередить соседних правителей, которые спешили друг другу на выручку, грозя обрушиться на их собственный город. Военные кампании Чингисхана были отмечены стремительным продвижением его кавалерия могла преодолеть шестьдесят пять миль в день, а монгольские кони были такими же ловкими и шустрыми, как собаки благодаря тучам стрел, чередованию нападений легкой и тяжелой кавалерии, притворным отступлениям и частым засадам и нежеланием вступать в рукопашный бой.

Это были партизаны, которых объединили в армию. Китай эпохи Цин первым испытал на себе молниеносные нападения монголов: «Их приход подобен падению небес, они исчезают подобно вспышке молнии». По мере продвижения своей армии Чингисхан следил за тем, чтобы умения и знания завоеванных народов передавались его людям.

И это был общий принцип поведения для всей империи. Уэзерфорд пишет: Будь то политика религиозной толерантности, единый алфавит, почтовые станции, игры или печать альманахов, денег и астрономических карт, правители Монгольской империи проявляли непреклонный универсализм. Поскольку у них не было своей системы, чтобы навязывать ее подчиненным, они были готовы перенимать и сочетать системы совершенно разного происхождения.

Лишенные твердых культурных предпочтений в этих сферах, монголы внедряли прагматичные, а не идеологические решения. Они искали то, что было эффективно, и когда находили, распространяли повсеместно. Чингисхан создал удивительно стабильную культуру, основав ее на трех принципах: меритократия, верность и сплоченность.

Меритократия Объединив монголов в 1189 году, Тэмуджин внедрил первую инновацию. В большинстве степных племен двор хана составляли его высокородные родичи. Уэзерфорд пишет: Тэмуджин распределял обязанности в зависимости от личных способностей и преданности людей, а не родственных уз.

Своими личными помощниками он назначил двух самых верных приверженцев, Боорчу и Джэлмэ, которые не раз доказывали ему преданность на протяжении последних десяти лет. К монгольским женщинам стали относиться намного лучше, чем было принято в то время; кроме того, Чингисхан упразднил наследование аристократических титулов и искоренил кастовую иерархию, теперь все были равны. Пастухи овец и верблюдов могли стать полководцами.

Тэмуджин называл всех своих подданных «народом войлочных стен» — именно из этого материала делали стены в юртах. Это символизировало то, что все они представляли собой один клан. Чтобы укрепить свою новую меритократию, он под страхом жестокого наказания запретил членам своей семьи становиться ханами и лидерами без выборов.

Он ввел понятие закона, власть не гарантировала неприкосновенность. В эпоху, когда правители считали себя выше закона, Чингисхан настоял на том, чтобы лидеры несли ответственность за свои поступки наравне с последним пастухом. У этого принципа было лишь одно исключение: сам Чингисхан.

В худшие времена он вел себя как любой другой деспот. И ослаблял меритократию, одаривая своих детей огромными землями, когда они жаловались, что их обошли простолюдины. Маклинн пишет: «Отвечая на вопрос, было ли монгольское общество при Чингисхане правовой системой или тиранией, можно ответить только одно: и то и другое».

Однако для лидера своего времени Чингисхан был удивительным реалистом, у него слово никогда не расходилось с делом. Хотя он требовал послушания, он никогда не равнял себя с богом — никогда никому не позволял писать его портрет, делать скульптурные изображения или печатать его имя и изображение на монетах. В письме даосскому монаху Чингисхан говорил о себе как о простом солдате: «Я не обладаю выдающимися качествами, — писал он, — я ношу ту же одежду и ем ту же пищу, что пастухи и табунщики.

У нас общие испытания и общая награда». Преобразовав свою армию из наследственной иерархии в настоящую меритократию, Чингисхан избавился от высокородных бездельников и посредственностей, значительно поднял уровень армии и вдохновил амбициозных солдат на великие стремления, поскольку они знали, что, если проявят доблесть и ум, тоже смогут стать лидерами. Верность Чингисхан понимал верность совсем не так, как его современники.

Как правило, лидеры требовали от воинов умереть за них, но Чингисхан считал верность двусторонними отношениями, которые накладывали на него немалую ответственность. Когда два табунщика предупредили Чингисхана о заговоре против него, он сделал их полководцами. Когда его отряды захватили одного из лучников Джамухи, который чуть не убил Тэмуджина, лучник объяснил, что не питает к нему личной неприязни, он был обязан выполнить приказ своего предводителя.

Лучник готовился к смерти, но Тэмуджин сделал его офицером — юртчи, а впоследствии он стал блестящим полководцем. В отличие от других завоевателей, Чингисхан никогда не наказывал своих полководцев, и это объясняет, почему за шестьдесят лет ни один из них не дезертировал и не предал его. Используя метод, который позже перенял Шака Сенгор, Чингисхан требовал относиться к чужакам по тем же нравственным принципам.

Когда он объявил, что нельзя предавать своего хана, он замыслил это как глобальное правило. После того как он наконец покорил племя Джамухи в 1205 году, несколько людей Джамухи выдали ему своего предводителя, надеясь заслужить благоволение Чингисхана. Но вместо того чтобы вознаградить этих перебежчиков, он казнил их — как и предупреждал их Джамуха.

А затем казнил самого Джамуху. Возведя верность в высшую добродетель, Чингисхан получил весомое военное преимущество. Как раз потому, что он не требовал от своих воинов умирать за него, они были рады это сделать.

Монголы говорили о Чингисхане: «Если он отправит меня в огонь или воду, я пойду». Инклюзивность Чингисхан ввел радикальные изменения в протоколы военных действий. Вместо того чтобы проявлять уважение к захваченным лидерам, а солдат обращать в рабов, он казнил лидеров чтобы они не подняли против него восстание , а простых солдат отправлял в свою армию.

Так он не только пополнял ее ряды, но и создавал себе репутацию «работодателя», который дает всем равные возможности, — человека, под началом которого хочется служить каждому. Одержав победу над кланом чжуркин в 1196 году, он уговорил свою мать Оэлун усыновить мальчика-чжуркина и воспитать его как собственного сына. Так он продемонстрировал, что побежденный может разделить будущие победы племени, будто он всегда был его частью.

Чтобы закрепить правило нового равенства, Чингисхан устроил пир для поверженных монголов и их новых родственников. Он также поощрял свадьбы между племенами, поскольку это способствовало сплоченности. Любой мог добавить вражеских солдат в свою армию — начиная с римлян, — но Чингисхан обращался с этими солдатами настолько хорошо, что они были верны ему больше, чем своим прежним лидерам.

Этот подход сформировался в 1203 году, когда на Чингисхана напал его бывший наставник Тоорил. Тэмуджин спрятался в болоте, недалеко от Северного Китая, там он и девятнадцать его командиров испили воду из реки и дали клятву. Командиры поклялись в верности Чингисхану, а он поклялся в верности им.

Уэзерфорд пишет: Девятнадцать человек, которые были с ханом Тэмуджином, представляли девять разных племен; по-видимому, только Тэмуджин и его брат Хасар были из монгольского клана. Среди остальных были меркиты, кидани и кере иты. В то время как Тэмуджин был истовым шаманистом и преклонялся бесконечному голубому небу и священной горе Бурхан-Халдун, среди девятнадцати командиров было несколько христиан, три мусульманина и буддисты.

Их объединяла лишь преданность Тэмуджину и клятвы, данные ему и друг другу. Клятвы, произнесенные в тот день, создали некое подобие братства, превосходящего кровные узы, этническую принадлежность и религию, — братства, которое можно сравнить с современным гражданским обществом, основанным на личном выборе и обязательствах. Когда в битве 1209 года Чингисхану покорился народ уйгуров, обладавший развитой культурой, многих начальников он поставил судьями, полководцами, писцами, тайными агентами и сборщиками податей.

Маклинн отмечает, что это было еще одно ключевое стратегическое решение: Поскольку их навыки, таланты и культура пошли на служение монголам, а их письменность стала первым официальным языком правящего класса, они помогли сформировать идеологическую и духовную базу империи; и ни у кого не повернулся бы язык назвать монголов сборищем жестоких, кровожадных варваров. Чем больше земель завоевывал Чингисхан, тем больше избирательности он проявлял в выборе людей, которые должны вступить в ряды его армии, отдавая предпочтение ученым и инженерам, а также врачам, которые сопровождали каждую тысячу. После того как он с большим успехом использовал китайских ученых для управления империей, каждый раз, когда он захватывал город, он собирал местных ученых на допрос — по сути, это было собеседование на вакантные места.

Привлекая иностранных инженеров с их знаниями и опытом, он сумел построить самую технически совершенную армию, какая когда-либо существовала: к примеру, он использовал такие орудия, как требушет и катапульта.

Многие десятилетия могила Чингисхана охранялась особым отрядом, состоявшим из тысячи всадников, однако со временем сведения о ее точном местонахождении стерлись из памяти и в наши дни она считается исчезнувшей. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. На информационном ресурсе применяются.

Нижние ветви лиственницы увешаны голубыми хадагами. Севернее, в центре небольшой долины левого берега Керулена на невысоком скалистом холме расположено редко посещаемое обо в полуразрушенном состоянии — невысокая каменная насыпь, над которой сооружен ритуальный шалаш из длинных ветвей и стволов молодых деревьев, высотой около 2 м, на который повязаны синие и желтые хадаги. Вокруг центрального обо фиксируется несколько небольших полуразрушенных каменных насыпей — периферийные обо.

Дорога очень тяжелая, малоезженая, часто идет по заболоченным местам. Незадолго до нас по ней не смог пройти отряд российско-монгольской биологической экспедиции на ГАЗ-66. Горы Хэнтэя здесь и далее покрыты густой кедрово-лиственничной тайгой. Реки неглубокие, очень чистые и быстрые, вода в них стремительно несется по каменному ложу. Стационарные поселки в горах Хэнтэя отсутствуют, стада не пасутся. Изредка встречаются рыболовы и охотники. По их свидетельствам, паломники прибывают на Бурхан-Халдун, как правило, один раз в год — в районе 11 июля праздник Надом. В другое время года изредка бывают только иностранные паломники — обыкновенно, буряты. Перевал Порог Неба очень тяжел для автотранспорта, на его склоне стоит голубой кузов от брошенного микроавтобуса.

Здесь расположено крупное обо — каменная насыпь двухметрового диаметра и высотой 0,3 м, на которой возведен деревянный шалаш высотой 2 м, со входом, обращенным на юг. Ветви шалаша украшены голубыми хадагами, на камнях обо лежат многочисленные приношения — деньги, пустые бутылки из-под водки, пачки чая и табака. Севернее дорога пересекает в брод Керулен и движется на север по долине реки Богд, неоднократно пересекая саму реку. Колея практически не езженная, дорогу приходится проходить на пределе возможностей автотранспорта. Это предположение соответствует топографическим описаниям источников. В таком случае, кочевье Темучжина в местности Эрги-Бурги должно было располагаться непосредственно в устье реки Богд Тенгелик , где несколько расширившаяся долина позволяет выпасать небольшое количество скота. Вид на вершину Хэнтэй-Хан открывается из долины Богд, в 5 км к северу от ее устья. Гора возвышается над всеми окружающими вершинами, имеет форму усеченного конуса, на верхней, ровной площадке которого небольшим усеченным конусом поднимается сама вершина. На вершине хорошо просматривается крупное обо.

Здесь же, у дороги, сооружено небольшое каменное обо с голубыми хадагами, такие же хадаги повязаны на ветви придорожных кустарников. Проезжая для автомобиля дорога заканчивается у юго-восточного подножья Хэнтэй-Хана, на невысоком уступе горы, возвышающемся над Богд на 30 м, дальше через тайгу идут только конные и пешеходные тропы. Вдоль края уступа среди редких деревьев находится свыше двух десятков кострищ, фиксирующих места стоянок паломников. Рядом с некоторыми из них — остатки заготовленных дров. Площадка поддерживается в чистоте и порядке, бытовой мусор на ней практически отсутствует — он весь помещается в расположенную в кустах мусорную яму. В районе одного из кострищ нами была обнаружена выточенная из дерева культовая ложечка, предназначенная для кропления молоком в ходе совершения церемоний.

Шестнадцатилетняя Бортэ, по меркам того времени уже считалась старой для невесты, ждала своего Тэмуджина, отказывая другим женихам. Дочь хана соглашается выйти замуж за безродного, почти нищего изгоя. Более того, отец Бортэ даёт за дочерью приданое — плащ из чёрного соболя, которому также будет суждено сыграть судьбоносную роль в восхождении Тэмуджина на вершину власти. Отец Бортэ благородно освободит Тэмуджина от работ в пользу семьи невесты. Бортэ и Тэмуджин возвращаются в лагерь семьи. Тэмуджин становится предводителем маленького клана, и какое-то время все живут мирно, сытно, счастливо. Тэмуджин, наученный горьким опытом, дарит шубу из чёрного соболя могущественному хану кераитов, заручившись таким образом поддержкой более сильного клана. Согласно «Сокровенному сказанию монголов», Тэмуджин желал остаться только предводителем маленького клана, но бурный мир межплеменных войн не допускал таких идиллий. Меркиты, затаившие обиду на Есугея, решили отомстить его сыну Тэмуджину. Похитив Бортэ, они бы воздали роду Есугея той же монетой. Беда всегда караулит счастье и случается тогда, когда меньше всего её ждёшь. Всё могло бы обернуться для Тэмуджина куда более трагичней, если бы не его сострадание и доброта. Он взял в клан одинокую старуху, обладавшую тонким слухом. Именно она проснётся на рассвете от шума копыт лошадей и предупредит Тэмуджина о приближающемся отряде меркитов. Меркитам не удалось застать клан Тэмуджина врасплох. Тэмуджин будет вынужден скрываться от погони на горе Бурхан-Халдун. Меркиты обнаружат Бортэ в повозке, отгоняемой старухой от стойбища, и захватят в плен. Тэмуджин принимает решение вернуть Бортэ! Испытание — высшая реальность. Наши выборы в минуту отчаяния определяют судьбу, закаляют характер. Фото из личного архива По законам степи того времени решение Тэмуджина не вписывалось в кодекс чести кочевников, суровая жизнь которых не предполагала сентиментальности. Отец Тэмуджина украл жену меркита Чиледу. Меркиты украли жену монгола Тэмуджина. Гештальт закрыт. Тэмуджина не останавливает это неписаное правило. Любовь к Бортэ, единственному существу, подарившему сердечную привязанность, сохранившему верность данному слову, несмотря на то что из сына хана Тэмуджин опустился до уровня нищего изгоя. Союз, который Тэмуджин дальновидно заключил с кераитами, оказал решающее влияние на дальнейшую судьбу Тэмуджина. Шуба из чёрного соболя сыграла свою роль в восхождении Тэмуджина к власти. Монголу, у которого украли жену, могущественный хан кераитов даёт многотысячное войско для её возвращения. Единственное условие, которое ставит хан, — Тэмуджин сам должен собрать войско. Брат-кровник Джамуха также соглашается помочь Тэмуджину с условием, что тот сам соберёт войско. Тэмуджину удаётся уговорить десятки тысяч воинов выступить в поход против похитителей жены. Тэмуджин одержал победу над меркитами, вернул похищенную Бортэ. Но открывается новое обстоятельство. Беременность Бортэ...

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий